ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Галахов Владимир Владимирович
Мы и они

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткие заметки о впечатлениях.


   Побывав в нескольких европейских странах, даже пожив там и поработав некоторое время, всегда возвращаешься к мысли - "А почему там так, а у нас иначе?" Те же люди, пусть разговаривающие на другом языке, пусть иначе проводящие свои выходные дни, но умеющие создавать вокруг себя не хаос и грязь, а покой и порядок. В чем мы так отличаемся? Эстония, Германия, Сербия, Греция, Швейцария, Польша, Голландия, Бельгия, Швеция, и наконец, Финляндия. Как-то так задалось, что это были рабочие поездки, со вполне определенными целями и задачами. Пришлось не отдыхать, а именно работать.
   Поэтому и настрой был иной - не расслабленный. Поневоле, человек, осуществляющий коммуникативную функцию в интересах целой группы - переводчик, берет на себя часть ответственности за успешное и безопасное пребывание своих подопечных в той или иной стране.
   Предстоял длительный переезд автобусом до городка Кааяни. Это чуть южнее Костомукши, если чертить параллели. То есть, почти середина Финляндии. Автобус - это интересно, если есть, на что смотреть в окно, а порой и забавно, если при этом случаются всякие интересные и веселые приключения. Особенно, если они случаются не с нами, а с кем-то другим, и хорошо заканчиваются.
   А тут - коллеги - не коллеги, но вроде почти единомышленники. Автобус был заполнен приглашенными для ознакомительной поездки в отель-спа в Катинкульта, что возле Кааяни, специалистами - проектировщиками, которым предстояло создать что-то подобное в Петербурге. То есть, создавать с нуля было не надо. Бетонная коробка, сработанная в стиле "экономизма" начала 21 века уже была вписана в узкое пространство между роскошным особняком купцов Елисеевых на Биржевой линии и их же пакгаузами, что стояли во дворе. Предстояло из этих полу развалин создать атриум над бассейном и всеми прочими роскошествами.
   Итак, автобус, уже ставший привычным своими европейскими удобствами - облегающими креслами, кондиционером, подсветкой, туалетом. Не львовская душегубка, где по детско-юношеской памяти, на заднем сидении хорошо было только в жуткий мороз и то, если сидишь не рядом со щелястыми дверями. И вот чувство движения постепенно свело к нулю стремление пообщаться и обменяться впечатлениями. До границы никто не смог расслабиться - машину с идеальными колесами и подвеской то потряхивало, то раскачивало. Российские дороги. Притча во языцех. Ну почему там могут делать автобаны, шоссе, автописты, хайвеи, где нет выбоин и проваливающихся обочин? Почему?! Ответ найдем в конце повествования.
   Процедура прохождения границы для пассажиров туристических автобусов на российско-финской границе упрощена максимально. Точнее ускорена, но только с финской стороны она действительно упрощена. А разницу в качестве движения ощущаешь сразу. Приходит спокойствие, и мысли ленятся спешить за меняющимися картинками за окном. Пассажиры медленно и неотвратимо засыпают. Днем ли, ночью ли движется автобус к своей цели, он работает колыбелью - успокаивает и укачивает. Сменяются за окном скалы и ели, сосны и холмы, хутора, которые и на хутора-то непохожи. Маленькие городки мелькают как железнодорожные разъезды за окном спешащего поезда. Там тоже живут люди, но они живут как бы в лесу. Вокруг населенных пунктов нет пустырей, заваленных отходами их жизнедеятельности. По обочинам дороги не валяются пакеты и коробки. Машины не притормаживают перед брошенными обломками. Не притормаживает и автобус. Крейсерская скорость - 80 километров в час, где можно - 100, редко больше. Никто не обгоняет и не подрезает. Водитель не нервничает, бросая ногу на тормоз и затем, вновь давя на газ, чтобы восстановить темп движения. Спокойствие. Спокойствие на дороге. Спокойствие вдоль нее. Тишина в салоне автобуса. Почему? А потому, что никто никуда не спешит, а если и спешит, все равно не нарушает скоростной режим или разделение по полосам движения - себе дороже. Может, и успеешь достичь цели чуть раньше, только заплатить за свою торопливость придется не "чуть" больше, очень не "чуть". И никто тебя не станет унижать или "разводить" на деньги. Просто по почте придет счет, который придется оплатить. И не возразишь, и никому не докажешь. Бесстрастная камера зафиксирует нарушение, будет вынесено решение о сумме штрафа, проверен уровень твоих доходов, и, как раньше говорили, "пожалуйте бриться". После того, как я от финского коллеги узнал, сколько его отец заплатил за превышение скорости более чем на двадцать километров в час, подумал, что заплатить такой штраф я смогу только продав саму машину. И вся недолга. Гуманизм их системы в том, что штраф раскладывается на достаточно продолжительный срок погашения. Так что, никого не "раздевают".
   Бдительность же система сохраняет круглосуточно. В этом я смог убедиться лично, "проползая" по прекрасному, ровному, хорошо освещенному шоссе в направлении Лахти осенью прошлого года. Выбор был невелик, с работы особо рано убежать не удалось и пришлось выбрать ночной перегон. Все бы хорошо, но вот даже на пустом шоссе автоматика беспристрастно зафиксировала мою скорость. Младший сын, сидевший рядом, тут же среагировал на вспыхнувший на придорожном щите красный сигнал и цифру "82". "Это твоя скорость!" Пришлось убрать ногу с педали газа. Только ведь хотел "притоптать". Впереди никого нет, сзади - тоже, шоссе гладкое и сухое... Ан нет! Зафиксируют, идентифицируют и, как показывает чужая практика, лишат права въезда на территорию страны на пару- тройку лет, аннулируя визу и не выдавая новую. Невольно зауважаешь эту систему, когда полицейских не видно, а ты все равно как клоп под микроскопом - ползешь согласно предписанной знаками скорости. Поэтому она, скорее всего, правильная. Иначе этих любящих быструю езду русских на финских дорогах не унять.
   Итак, сон в автобусе прекратился с подъездом к месту назначения. Необходимые "привалы" технологического свойства - "мальчики налево, девочки направо" производились в местах никак не напоминающих репризу одного нашего юмориста, в которой водитель отправил иностранца по нужде в ближайший к шоссе лесок, откуда тот выбежал, выпучив глаза и слезно утверждая, что туалета в лесу он не нашел. Никогда европейцы не поймут русского "кайфа" - облегчиться под шелест листьев, щебетание птичек, похрустывание веточек под подошвами. Нет у них полета фантазии, нет единения с природой. Подай им дезинфицированный стульчак и теплую воду при жидком мыле и бумажных полотенцах. Проза!
   Владельцы отеля в Катинкульта (название отеля вторично пропускаю, чтобы не делать рекламы) расселили нас по деревянным коттеджам, стоящим на берегу очаровательного озера с чистой водой и песчаным дном. Что первым делом делает русский человек, который провел в автобусном кресле почти восемь часов? Правильно! Он идет не в душ, смывающий горячей водой пот и усталость, он, хряпнув с дорожки "соточку", бежит к этому самому озеру и лезет в буквально ледяную воду, которая неизмеримо эффективнее освобождает его и от дорожной усталости, и от скуки, накопившейся в мозговых клетках, и стимулирует его к дальнейшей жизнедеятельности. Эта самая деятельность тут же получает вполне определенный вектор - изучение окружающей среды. Новенький коттедж оснащен по последнему "писку". Над камином висит огромная жидкокристаллическая телевизионная панель. Невысокий столик перед камином тут же заставляется привезенным с собой, взятым "в дорогу", прихваченным в "дьюти фри". В кухне все "нецелованное": посуда всех калибров и назначений, ложечки и вилочки, ножички и щипчики, которыми, возможно, нужно есть то, чему мы не знаем названия. Все средства домашней механизации стоят в готовности к применению. И даже широченный монитор показывает готовность подключить вас к любой точке земного шара посредством Интернета. У крылечка припаркованы два велосипеда, на которых по асфальтированной дорожке можно доехать до основного корпуса гостиницы и ресторана. В соседнем озере привязаны к пирсу свежевыкрашенные лодочки. Приближается "горячий" сезон! Если туристический сезон рядом с полярным кругом можно назвать "горячим".
   Настоящее горячее ждет нас через пару часов, когда включенная сауна, расположенная в коттедже, набирает обороты и готова принять утомленные дорогой, но освеженные купанием в холоднющей воде озера тушки. Процесс идет по накатанной: рюмочка у камина, посиделки в сауне, плюхание в озеро и...очередной подход к рюмочке. Последовательность меняется в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Но рано или поздно процесс затормаживается, ибо как сказал очень метко Евгений Евтушенко в своей поэме "... и захотелось чаю и родни...". Родни в ближайшем окружении не предвиделось, но снизошедшее умиротворение делала всех участников процесса людьми близкими и готовыми поделиться самыми сокровенными мыслями. А мысли вертелись вокруг устроенного гостеприимными хозяевами ужина в ресторане, где подали белое и красное вина под рыбу или мясо. Естественно, необходимость продолжить неформальное общение и привело всех именно к процессу, описанному чуть выше и на террасу под крышей коттеджа, где даже комаров отпугивало некое устройство, подвешенное в стене дома. Ну, никакого кайфа от укусов, шлепков, обмахивания веточками, почесывания укушенных мест. Опять все тот же покой и расслабление. Спится в коттедже привольно - много воздуха, тишина и благость.
   С утра мелкий дождик попытался испортить настроение. Нахал! Не знал, с кем связался. Особую радость доставила картина - под унылым частым дождем по большому чистому полю бродят одетые в яркие дождевики фигуры. За отдаленностью и дождевым полупрозрачным занавесом не сразу определили, чем они там заняты. Играют в гольф! Ну, какой русский попрется играть в гольф под сплошным дождем? Я таких фанатов не встречал. А у них проплачена аренда площадки, и время тикает - играют.
   Кстати, накануне вечером от соседнего коттеджа, где жили наши коллеги, совсем уже поздно раздались финские, русские и финско-русские песни. Песняка давили русские проектировщики вкупе с гостеприимными финскими хозяевами - заказчиками будущего архитектурного шедевра. Кто кого перепил, история скромно умолчала, но пели дружно, протяжно, с душой. Наутро стало ясно, что наши взяли верх. Народ повыскакивал из коттеджа для поездки на завтрак, как огурчики из трехлитровой банки с рассолом, разливаемым для приведения пострадавших накануне организмов в рабочее состояние. Финны к завтраку появились значительно позже. Вид был помятый и неприкаянный. Но работать предстояло целый день и все быстро "собрались". Весь день прошел в изучении гостиницы, построенной двадцать лет назад. Посмотрели все от парадного входа до подвалов с оборудованием жизнеобеспечения и кухонных кладовок с холодильными шкафами. Вся машинерия аквапарка оказалась в зоне повышенного внимания. Кроме того, народ захотел лично убедиться в действенности заданных параметров, и полез в бассейн. Этим русским все надо на зуб попробовать. На исходе ознакомления, наполненный впечатлениями народ потребовал непременно заехать куда-то по дороге, где, как водится, надо произвести действо, именуемое в обществе уродливым заимствованием "шопинг". Но гладкие финские дороги начали свое воздействие немедленно, и уже через 15 минут после отъезда весь автобус непробудно спал. Очухались уже буквально на подлете к последнему перед границей населенному пункту, где за каких-то полчаса до закрытия большого магазина стая огорченных собственной сонливостью специалистов быстренько скомпенсировала свою обиду и заполнила салон автобуса шуршащими пакетами. Под их мерное шуршание и прошла остальная часть переезда в родной город. Так почему же их дороги нас усыпляют и умиротворяют, пересекая границу в обратную сторону, выезжаешь на полосу препятствий с риском оставить подвеску на обочине? А все предельно просто. Выяснилось это несколько позже, при работе уже на следующем объекте, где предстояло проложить небольшие участки внутриквартальных проездов. Российскими стандартами предусмотрена закладка в основании дороги слоя гранитного щебня, определяющего прочность и устойчивость самого полотна дороги к любому механическому воздействию. Она считается достаточной. Есть правда разница в "пироге" дорог, если они строятся под большие нагрузки на ось, то есть предполагается движение по дороге большегрузных самосвалов типа карьерных. Так вот по финским стандартам, этот слой, закладываемый в основание дорог общего пользования, тех самых, по которым мы с вами с удовольствием катаемся, в полтора раза толще. Оттого и дороги их не надо год из года ремонтировать, подновляя проваливающийся верхний слой асфальтобетонного покрытия. Можно направить усилия на прокладку еще и новых дорог. А что тут скажешь про российское отношение? Проще качать из бюджета денежки, периодически закатывая их в дороги, которые сами же халтурно и построили, чем куда-то двигаться, чтобы проложить новые магистрали, по которым было бы не стыдно прокатить самого Генри Форда. Помните этот анекдот? "В России нет дорог, есть места, по которым можно проехать". За точность цитаты не ручаюсь. Но, по сути, очень верно. Сев за руль собственного автомобиля, убедился в верности сказанного на примерах основных подъездных трасс. Вот вроде бы на глазах выровняли и покрыли свежим асфальтом Пулковское шоссе. Через два года в левом и втором слева ряду уже наезжена колея такой глубины, что машину раскачивает как на волне, когда туда попадаешь и выезжаешь в правые ряды. Может быть, что-то надо в стандартах пересмотреть? Или как говорит Жванецкий "может, что-то в консерватории подправить?"
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023