ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Галахов Владимир Владимирович
Вдоль и Поперек

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:

  ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК
  
  Начав свое хождение по финским гребным регатам с длинной "Карелия Соуто", с каждой последующей регатой мы проходили тот или иной участок "Великого карельского мехового пути". И на каком-то из них наш краезнатец и кормщик торжественно объявил, что мы, приложив столь много усилий, наконец, преодолели частями водные участки этого самого пути. Настало время идти поперек Финляндии. И мы пошли на регату, которую на официальных страницах Интернета называют "Саттакуннан Кансансоуто", а на футболках организаторов и наших, приобретенных как сувениры, она написана как "Юхласоуто 2019". И чему верить?
  Финская белая ночь чуть длиннее привычной питерской. Июль, уже не самый пик светлых ночей, но здесь все еще кажется, что белые ночи до сих пор в разгаре. После многих километров мало ухоженного грейдера, с россыпью мелкого щебня, а то и довольно крупных камней прямо на полосе движения, езда по финской "Виа Карелия" - сплошное удовольствие. Трасса как бы опоясывает озерный край с самыми крупными финскими водоемами, южнее трассы озер уже существенно меньше. Скорость, как на всех финских дорогах, установлена знаками оптимальная - 100 км в час. Обгонять не рекомендуется, в отличие от российских дорог, здесь установленные у трассы камеры работают. Но, конечно, на каких-то участках можно и прибавить. Но об этих участках мне ничего неизвестно, потому строго выдерживаю обороты двигателя на той отметке, которая гарантированно обеспечивает движение в рамках жестких местных правил. Местные горячие финские парни, знающие, где и когда "можно", идут на обгон, но без привычного русского азарта. Наглость водителей джипов с морганием дальним светом, висением на заднем бампере и подрезанием при обгоне отсутствует как факт. Это и радует, и убаюкивает одновременно. Гладкая как стол поверхность автострады без обычной русской колейности превращает езду в радость отдыха за рулем.
  Эта радость продолжается уже несколько часов. Прокладывая трассу в западную часть Финляндии, прикидывал расстояние до конечного пункта гребной регаты - города Пори на Ботническом заливе. От Приозерска получалось 525 километров. Цифра не запредельная, но вызывающая некоторые сомнения. Эти сомнения начали проявляться в виде изучения названий по сторонам трассы, в надежде увидеть слово "мотель". Электронный навигатор оказывал одну медвежью услугу за другой, словно записался в друзья к косолапым. Приближавшийся объект для поселения на сон оказывался на той стороне трассы, а разворот либо уже оказывался далеко позади, либо вообще не просматривался до горизонта. Косоглазие в правую сторону грозило перерасти в хроническое. Но объект с гордым названием "отель", всё же, оказался по направлению движения и на нужной стороне. Но на этом все положительные его качества завершились. Обещанный приют должен был светиться огнями гостеприимства на втором этаже торгового комплекса. Но приветственного освещения на месте не оказалось, а вход на второй этаж был и вовсе закрыт.
  Еще один заезд на территорию некоего кемпинга также не принес дивидендов, все пристанища для путешественников оказались заняты. И чего этим финнам дома не сидится?
  Движение сквозь однообразные пейзажи западной Финляндии начало вызывать некое уныние, но удача не отворачивается от настойчивых. Мелькнувший щит с указанием на отель "Vanajan Linna" вселил надежду на вытягивание позвоночника вдоль чего-нибудь горизонтального. Время неумолимо приближалось к трем часам ночи. Поворот к вожделенной койке с трассы, и машина движется по весьма подозрительным местам - справа и слева проплывают огромные поляны, где вместе с накрапывающим легким дождиком травку увлажняют поливальные установки... Движемся по аллее, слева возникает силуэт с двумя башенками. И перед нами открывается вид на старинную усадьбу с тяжелыми коваными воротами. Хорошо, что они открыты. Во дворе еще одна машина, что внушает надежду. Большие дубовые двери на старинный манер. И за стойкой вполне даже не спящий портье, который, посмотрев на наши сонные физиономии, покопался в компьютере и выдал ключи от "обычного" номера на двоих. Горячий душ и облегчающий сон - это все, что теперь нужно.
  Утро, вползшее в зашторенное окно вместе с шумом дождя, разбудило искреннее любопытство. Уж больно все под старину оформлено. И мы не ошиблись. Мы оказались в охотничьей усадьбе некоего господина "Русенлев", как это прозвучало в пояснениях. Помните? "Двадцать, двадцать баранов. Холодильник "Розенлев", хороший, финский. И бесплатную путевку! В Сибирь!" Может он на эти деньги от продажи холодильников и устроил себе поместье? Оказалось поместью более ста лет! И к баранам и холодильникам бывший владелец не имеет отношения. Здесь был устроен главный гостевой дом, ресторан - это здание с двумя круглыми башенками, ряд построек для различных служб. А теперь все это вместе с построенными тогда же гостевыми виллами и достроенными позднее гостевыми домиками носит гордое наименование "GOLF & COUNTRY CLUB". От Хельсинки 100 км, от Хаменлинна всего 9 км. Удобно.
  За завтраком, стандартным финским, но таким же качественным, как их дороги, обращаем внимание на компанию из двух финских семейных пар. Эти люди завершили трапезу и никуда не спешат. Ведут неспешную негромкую беседу. Во дворике припаркованы специальные электрокары для перемещения по полям для гольфа и перевозки клюшек. Поэтому название заведения я бы определил как "Клуб любителей гольфа и отдыха на природе". Едем уже вдоль понятных полей для гольфа. Кое-где через сетку дождя видны фигуры с клюшками. Это у них в характере. Провинция Сатакунта - самая западная и самая "шведская" часть Финляндии. Теперь надо найти городок Гуйтинен и танцевать от него к месту старта нашей регаты в местечко Ристе, которое не просматривается на самой подробной карте Финляндии и в навигаторе тоже.
  Предстояло найти в этом поселении школу, которая давала приют организаторам и участникам гребного мероприятия. Покрутившись по городку уже в пешем порядке и отведав пиццы в исполнении афганских поваров турецкого этнического происхождения, едем на поиски. Сначала заехали на плотину, которая оказалась важным элементом во всей затее. Но язык даже английский в "шведской" Финляндии доведет куда надо. Ристе - Ниска, школа, большая поляна под наши палатки, туалеты и души, площадка для танцев и живой музыки, навесы, где предприимчивые финны уже установили поилки с пивом, кофе, чаем и прочими напитками. Равно как и адекватные приемные устройства для переработанных вариантов этих самых напитков. Все можно разгружаться и ждать прибытия остальных участников нашей команды. Нас много, и часть гребцов отдаем на финскую лодку.
  Предчувствия меня не обманули... Организаторы пригласили на открытие юбилейной регаты вполне приятную музыкальную группу. И не оторваться в джайве было бы просто неприлично. Оторвались. Даже молодая финская пара постаралась исполнить с нами вместе кик-каскад. Азарта хватало. Вечер закончился на мажорной ноте. Финская попса продолжалась почти до полуночи. Завтра на воду, старт и прочие приключения.
  На этот раз нам досталась лодочка, когда-то спроектированная под гонки для женской команды. Подвижные сидения не на валиках, а на колесиках, бегающих по пазам, сидения "ортопедические", то есть с отверстиями под те самые места, которые наиболее страдают и потеют при многочасовой гребле. И все бы ладно, только кое-где пазы приделаны так, что при гребке утыкаешься в них голенью. Синяки на этих самых местах уже к концу первого дня были гарантированы. В отличие от прочих регат, а их за спиной накопилась уже пять, река Кокемяенйоки не доставила нам особых впечатлений от пейзажей. Обычные порой пологие, порой обрывистые берега, лес или луга, отдельные хутора, даже фермы со скотными дворами и силосными башнями. Хотя некоторые особняки на берегу все же впечатляли. Веселей стало, когда увидели, как в ледяной на ощупь воде, голячком купаются финские ребятишки - светлоголовые одуванчики. На очередном привале среди нас нашлись добровольцы окунуться. Но их оказалось немного. Регата состояла из многочисленных остановок на испитие кофе с булочками. Между завтраком в виде овсянки с киселем и бутербродами и обедом в виде супчика состоялись еще два привала на прием жидкости, которую финны именуют кофе. На одном из таких кофе-брейков я полюбопытствовал, из какого такого сырья они варят эту бурду. Действительность оказалась ужаснее ожидаемого: перед чаном, где бурлила жидкость, стояли пачки первоклассного коста-риканского кофе из 100% арабики. Но "бочковое" исполнение может загубить самое лучшее сырье. Никакого удовольствия от употребления не ожидалось, объективным результатом была трудно успокаиваемая изжога. Сходный результат получился и после обеда на второй день в виде супчика из измельченных сосисок. Вынужден согласиться с нашим кормщиком - до Сулкавской регаты этим организаторам еще долго расти. Хотя прямо после приезда удивленные прочие участники, увидев над нашей лодкой российский триколор, задали вопрос: как нас занесло в такую глушь. Значит Сатакунта - это финская глушь.
  Главной приманкой на этой регате было преодоление двух порогов. На сайте регаты было несколько весьма многообещающих фото, заставлявших задуматься и приготовиться к самым жестким ситуациям, вроде посадки на каменистые участки дна, необходимости проталкивать лодку и даже разгружать ее. Прыгать за борт не особенно хотелось - в мокрых штанах гребля не особенно приятный процесс. Финны - хитрованы на свой манер решили проблему незателиво. Нагнав на нас страху перед порогами, которые как на сладкое оставили на второй день, придержали воду в реке плотиной электростанции, а в нужный момент спустили воду так, что она заметно поднялась, оставив в виде препятствия "аля пороги" два невеликих слива и участка с явным волнением над каменистым дном. То есть два участка шиверы длиной не более пятисот метров каждый. Но кормщик уверенно говорил о суровом испытании, тренировал экипаж на разгон лодки для быстрого преодоления "сложного" участка и нагнетал страху на женскую часть команды. К порогу мы уж легко набирали такой темп гребли, что узкая киркковене неслась по реке со скоростью более 15 км в час, а то и всех 20 км, если смотреть на скорость относительно берега, а не воды. Хотя смысл в этом был, поскольку для сохранения управляемости, скорость лодки на быстром перекате должна быть существенно выше скорости течения. В итоге мы пролетели над порожистыми участками с такой скоростью, что замочить штанишки не успели ни брызгами из-за борта, ни внутренними ресурсами от страха. Финиш в черте города Пори был торжественным, лодки шли по реке стройными рядами, выдерживая интервалы, чтобы позволить причалить всем организованно. .
  Мысль о немедленном старте назад в Приозерск достаточно быстро растаяла под напором драгоценной половины, пожелавшей посидеть в сауне на берегу Ботнического залива. Да и личные накопившиеся за два дня гребли "впечатления" подсказали, что лучше это длительное и утомительное дело отложить на утро. Нечаянная радость от встречи с прекрасным ждала на берегу залива прямо в кемпинге - в небольшом заливчике, образованным в нагромождении гранитных валунов, величаво плыла лебединая пара. Они добрались до мелкого места и принялись дружно ужинать подводной травкой, не обращая ни малейшего внимания на стоящих на берегу людей.
  Ранний подъем вернул в состояние белой финской ночи. Пять утра еще не утро, но уже и не ночь. До восхода солнца еще есть время, нужно выйти на трассу в сторону Хельсинки и встать на полосу до того, как с востока станет светить в глаза солнце. Опасения не оправдались. Облачка прикрыли оптическое неудобство. Вновь ровное шоссе и движение с постоянной скоростью в 100 км в час. Только при приближении к развязкам или перекресткам знаки требуют притормозить до 80 или 60 км в час. Сплошное наслаждение и безостановочная езда до самого города Котка по окружной дороге, не заходящей в столицу. В Котке садится за руль моя дорогая, начавшая с прижигания дисков сцепления. До самой границы с Россией она правила бал на дороге.
  Чем отличаются друг от друга пункты перехода границы с Финляндией? Временем, которое тратишь на их преодоление. Когда-то несколько лет назад нами был поставлен антирекорд - 8 (восемь!) часов в очереди машин, стоявших длинной чередой на переходе Брусничное. После этого любая точка соприкосновения спины и головы с подушкой и постелью была наибольшим наслаждением и вожделенной целью. После модернизации переход в Светогорске стал существенно "проходимее". Но вариант с Торфяновкой в этот раз вынудил стоять в короткой очереди около 2 часов. Потрошение машин на предмет провоза товаров - занятие для таможенников увлекательное и обязательное. Наша машина, и багажник, и салон набиты кемпинговым снаряжением - палатка, два толстых рулона с самонадувайками-матрасами, мешок со спальниками, упаковки с одеждой для воды и плохой погоды, для воды и хорошей погоды, просто для хорошей погоды, ящик с "полевой" кухней, ящик "чай-кофе-потанцуем", не говоря уже о положенных в каждой машине принадлежностях. И еще канистра с бензином, канистра с водой, сумка с едой. Для контрабанды места просто нет, а задекларировать нам нечего, что вывозили, то и обратно привезли. Да и канистра пустая, долил в бак в точке старта, и по ходу залил еще 10 литров финского недешевого бензина. При этом был поставлен новый рекорд экономичности - 4,7 литра на сто километров. Рывок от Торфяновки в Выборг, обед в кафе у вокзала оказался недорогим и вкусным. Или после финских харчей нормальная российская еда так ко времени пришлась. Теперь пути наши расходятся. Ей на электричке до Петербурга доехать проще и быстрее, чем мне до Приозерска своими колесами. Решительно презрев вариант движения по грейдерам, предпочел твердое покрытие трассы "Скандинавия" и немного более длинную дорогу по асфальту через Песочный, Коробициыно и далее на приозерское шоссе. Наступившая внезапно сонливость была отогнана орешками, и к восьми вечера я уже вытягивал конечности по горизонтали на своей коечке в Березово.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023