ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Галахов Владимир Владимирович
Я Вернусь

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Я ВЕРНУСЬ

   Как-то непросто складываются мои отношения с церковью, верой и прочими моментами бытия, о которых не каждый начнет распространяться. Припомнились прошлые "отметины" - хорошее такое слово, которым можно охарактеризовать события, оставляющие в памяти следы.
   Перелистываю свои прошлые эссе на тему - "Дорога к храму", "О вреде суеверий", "Божий промысел" - и сознаю, что неспроста и не вдруг меня потянуло к святыням, вынесенным из находящегося под бомбежкой Валаамского монастыря.
   Хотел по привычке привести здесь справку из истории, который каждый мог бы найти в интернете, но перед глазами встала цепочка машин и саней, движущаяся по льду Ладожского озера. Зимняя война. Удобное расположение Валаамского архипелага было использовано для размещения там зенитных батарей. Они же стали объектами бомбежек. А рядом святыни одного из некогда богатейших монастырей России, оставшиеся после обретения Финляндией независимости на ее территории, и братия монастырская - граждане Финляндской республики. Финская армия выделила машины. В них погрузили колокола, утварь, огромную и бесценную по своему содержанию библиотеку. Пошли по льду. Вышли около 200 человек. Дошли до нового места не все.
   На водоразделе между двумя красивейшими озерами нашлось имение, которое и было приобретено вышедшей из под бомбежки монастырской братией за скопленные за долгие годы средства. Наладили службу в бывшей конюшне. Небольшой жилой дом кое-как приспособили к житию - вместо удобных уединенных келий - нары на всю братию. Теснота, тяготы.
   Но все когда-то выправляется, рассчитывать приходилось только на свои силы. Церковь в Финляндии помощью государства не пользуется, особенно православная в лютеранской стране. Православных всегда было от 1,5 до 2 процентов от верующих. Пришлось выживать. И выжили. Последний старец - выходец из Валаамской обители покинул мир в более чем в почтенном возрасте - 110 лет. И служил службы церковные на русском языке покуда силы были. Теперь служат на певучем финском. И лишь несколько фраз произносят на русском.
   То место, где начались службы, стало храмом Сергия и Германа. Сейчас оно в беспорядке - прошлогодний пожар в старом доме, что приютил монашескую братию, вынудил принять меры. Очень старое деревянное здание по всем правилам пожарной безопасности должно было сгореть дотла. Потому-то из стоящего рядом храма и вынесли все, что смогли. Мог и он заняться в момент. Из ближайшего городка приехали пожарные, а братия и послушники с трудниками, сделав все, что было в их силах, пошли вокруг пожара крестным ходом от иконы Святой Божьей матери Коневской. Пожар затух. Удивились даже сами пожарные. Сгорела кровля и часть третьего этажа. На второй этаж просочилась лишь вода, которой заливали огонь, и только в одном помещении прогорела небольшая дырка. Видно вера и заступничество Пресвятой Богородицы оказалось сильнее огня.
   Монастырской братии всего 8 человек. В наличии на службе в день нашего пребывания оказалось только четверо - остальные в разъездах. Вокруг самого монастыря, превращая его в центр туризма, выросли корпуса гостевых домиков, ресторана "Трапеза", винокурни и прочих вспомогательных сооружений. Но они не изменили общей благостной картины спокойствия и благолепия.
   Обширная монастырская лавка предлагает всевозможные сувениры с символикой монастыря. Винокурня делает ягодные вина всякого свойства от сухих до десертных. Основные компоненты - все виды смородины, лесные - брусника, голубика, черника, клюква. Но только в самом монастыре, в ресторане можно отведать чудесного ягодного бренди. Налившая его трудница сравнила его с кальвадосом, но на проверку ягодный бренди оказался