Что может погнать туриста, условно назовем этого человека так, справлять Новый Год в глухое место Карелии из самой Москвы? Могу предположить, что это не антирекорды заболеваемости, от которых устали не только медики, но и те, кто придумал эту истерию, не раскисшие от химических реагентов сугробы снега, превращающиеся в черную липкую грязь, уродующую нашу обувь и съедающую покрышки и подкрылки наших автомобилей, не толчея в метро и магазинах, а что-то важное и, вероятно, главное, оставшееся в памяти с раннего детства. Скорее всего, это ожидание праздника с действительно чистым белым снегом, без бессмысленного грохота китайских петард, ракет, салютов и прочего шума.
Елки из искусственных материалов могут быть просто прекрасными внешне, но запах растертой пальцами хвои настоящей живой елки не воспроизвести никакими эссенциями, сколько не лей их под синтетическую елку. И простота естественных слоев снега на ветках лесного деревца гораздо искреннее любой мишуры. Здесь все подлинное, настоящее, неподдельное. И звезды, коли повезет, и не будет низкой облачности, и простая карельская еда, без каперсов и артишоков, хотя их можно привезти с собой, если очень захочется. И таких энтузиастов на наш глухой, в прямом смысле, угол острова Кильпола нашлось целых восемь человек, проделавших неблизкий путь на машинах из опостылевшей плохими новостями столицы.
Семейная пара и шесть молодых ребят, мальчиков и девочек, признавшихся в том, что они альпинисты. Всякие вопросы и сомнения отпали сразу, этих ничем не напугаешь. Разместили их в самой настоящей юрте, но в современном исполнении - вместо шкур и шестов вполне себе современный каркас и покрытие из самых прогрессивных в деле сохранения тепла материалов. А посреди этого сооружения, для страховки от очень сильных морозов, каковые тут случаются, установлен не очаг с кипящей в нем водой из растопленного снега, а печь "буржуйка", рассчитанная на вдвое большее по площади помещение, с абсолютно адекватно прошедшей очистку водой из скважины в блестящем чайнике из нержавейки. Так что, полная имитация северного быта с поправкой на усовершенствования от 21 века. Как оказалось, эффективность отопления была столь высока, что спать в этом "фигваме" было даже жарко.
Концепция безалкогольного время препровождения в целом распалась на предпочтения в пользу глинтвейна и прочих замаскированных под колу напитков, изменяющих сознание. Тем не менее, руководствуясь высшими соображениями, пришлось принять на себя миссию "трезвого водителя" и остаться минерализованным водой до последнего гостя. Подводя итоги, можно сказать, что сначала проводы старого года, а потом встреча нового прошли, как любил говорить наш первый, он же почетный президент клуба Павел Золотарев - "на высоком методическом уровне".
При этом условно свежая струя в виде сжигания в большом мангале записок с внесенными туда вещами и явлениями, с которыми присутствующие хотели бы расстаться, оставив их в уходящем году, была принято единодушно одобрительно. Очевидно, накопилось изрядно того, что мешало нам жить в теперь уже прошлом 2021 году.
Место здесь удаленное от прочих "очагов" цивилизации. Бухта прикрыта от неприветливых ветров, дующих с Ладоги, когда им вздумается. Оторванность от населенных пунктов обеспечивает тишину и покой в любое время суток. Единственным напоминанием о существующих где-то скопищах суетливых созданий с различными потребностями становится видимое в ночное время свечение нижней кромки облаков там, где есть уличные фонари и прочие тревожащие сумрак ночи изделия. Телевизор с его навязчивой рекламой исчез из обихода без шума и пыли. Неким анахронизмом оказался просмотр скачанных на компьютер и воспроизводимых на дощатую стену старых или не очень старых фильмов. Уместен или нет в новогоднюю ночь фильм "Двенадцать стульев", - вопрос спорный. Тем, кто знает книгу наизусть, а фразы из фильма, типа "а ключи от квартиры, где деньги лежат..." или "ну конечно, вы не из Парижа", "контора пишет" и прочие давно вошли в их обиход, могут удивиться, но многие их приехавших гостей смотрели на стену из отшлифованной вагонки как на откровение. Также однозначным событием для пары, прибывшей на Рождество, стал фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки". Нет, конечно, Гоголя в школе они проходили, только вот прошли, кажется, мимо, едва заметив в толпе на Невском мелькнувшего "ревизора", того, что был с Пушкиным "на дружеской ноге", "нос" и еще "шинель". Маловато будет....
Затрудняет общение с внешним миром дорога от последнего очага цивилизации с названием Тиурула. Там целых два магазина! Но и до них еще надо доехать. Стоит того, чтобы вспомнить, как перед Новым Годом отъехал я к дому, чтобы потанцевать на балу в своей школе танцев и посидеть с коллегами в подвале на Кузнецовской. И был полный шанс не доехать. Узкая извилистая дорога через сопки и распадки вывела к спуску, вроде безобидному. Уклон небольшой с таким же некрутым поворотом, только все четыре колеса внезапно поехали совсем не туда, куда должны были. В итоге машину от переворота в канаву глубиной около полутора метров спас плотный мокрый снег и обочина, на которой плотно застряло днище. Выбрался наверх как из кабины скапотировавшего самолета-истребителя, надеясь на то, что машина не съедет дальше в канаву, где под мокрым снегом хлюпала незамерзшая вода.
Висеть там можно было до бесконечности, но порадовало, что ВСЕ машины, проехавшие за час по этой дороге, останавливались сами, и водители выходили и смотрели, чем они могут помочь. Из третьей вышел человек, тут же набравший номер телефона и заявивший, что скоро пройдет его лесовоз, который меня легко выдернет на дорогу.
Действительно, через полчаса, в течение которых я припасенной в багажнике лопатой расчищал от снега место перед капотом, из-за поворота вывернул огромный лесовоз на шинах диаметром почти в высоту моей висящей над канавой машины. Двое сноровистых карельских мужиков, поздравили меня с успешным заездом по лесной канаве, достали стропу шириной в две ладони, которой обвязывают штабели бревен, зацепили за буксировочный крюк и легким движением педали газа вытянули машину весом почти две тонны на твердую поверхность дороги. Но разъехаться с этим гигантом лесопромышленного комплекса на дороге шириной в одну колею не было никакой возможности. Пришлось на тот самый коварный склон взбираться задним ходом и пятиться до места, где я смог найти твердую площадку и освободить проезд. Громада лесозаготовки прокатила мимо меня, мелькнув в боковых стеклах осями шасси. Искренне желая поблагодарить за помощь и даже заплатить за их труд, я вышел на дорогу... Но они уже были далеко. Осталось только помахать им вслед в знак признательности. Это у нас в России! Это наши ребята!
Оценить возможности развлечений в этой местности можно, увидев в движении лодку с надувными бортами и большим вентилятором в качестве движителя. Говорят, разогнать ее можно до ста километров в час. Единственно, остановить ее невозможно, то есть тормозить просто нечем, придется развернуться, чтобы тормозить тем же потоком воздуха за винтом. Увидев ее в движении, сразу можно понять, управлять лодкой с помощью руля, отклоняющего струю воздуха за кормой можно, но навыки надо отрабатывать, виляет она сильно.
Еще одна "игрушка" для очень взрослых - мотонарты. Сразу оговориться следует - ездить на них надо, имея навыки вождения мотоцикла, как минимум. Мощные двигатели также разгоняют эти агрегаты до больших скоростей. Приходилось ехать на тракторе, чтобы доставать из канав слетевшие с трассы аппараты. Тем не менее, однажды днем к самому крыльцу подрулили три агрегата, грохотавшие выхлопами. Опытные по виду ездоки попросились погреться чаем. Тут уж слово за слово - достали они и запасенную еду. Порадовать горячей едой и чаем продутых морозным ветром людей - дело святое.
Оказалось, компания прибыла с базы в заливе Лехмалахти, которая когда-то была собственностью ЛИСИ (Ленинградского Инженерно-Строительного Института), то есть из того самого Березово, где каждая привязанная сторожевая собака облаивала меня уже четыре летних сезона. Смелые ребята. Я прикинул, что по заливу они сделали не менее девяти километров, еще около полутора до нашего залива Сукмылахти, и еще километров шесть до нашей закрытой бухты. При этом у них были все шансы попасть на разломанный лед. Ладога имеет свойство не замерзать полностью именно в периоды сильного ветра, даже при сильном морозе. И именно на траверзе острова Монтосаари есть такое мелкое место, где лед имеет тенденцию к торошению. Везунчики, короче. Несмотря на современную экипировку - теплое белье и синтетические утепленные комбинезоны, ездоки продрогли на морозе.
Теперь задача состоит в освоении нового для меня вида транспорта - гусеничного трактора "ARGO" канадского производства.
Да, еще интересный момент - на базе проживают и, кажется, вполне комфортно, две молодые козы и несколько породистых куриц. Ну, для шустрых коз применение, пока они еще не дают молока, найти несложно. Дело в изготовлении подходящих хомутов. Заезд на пластиковых санях, на которых здесь развозят по домикам, в баню и в кухню дрова, вполне может быть конкурентным в сравнении с пробегом на упряжке с впряженными в санки собаками хаски.
Также забавно выглядят городские жители, надевшие на ноги не узкие пластиковые беговые "Мадшус" или "Соломон", а широченные, изготовленные из толстой гнутой фанеры "Рыбацкие" или "Охотничьи" лыжи. Снег мягкий и глубокий иных не держит. Кто-то пытался встать на припасенные с давних лет фигурные и хоккейные коньки. Лед очистили от снега, но исполнения фигур обязательной и произвольных программ с двойными сальхофами, ритбергерами и прочими прыжками я не увидел. Зато стремление залезть в двойной тулуп без всяких лишних оборотов было налицо. Бывает, еще не весна.
Хотя по опыту здесь и весна бывает исключительно морозной. В начале апреля 2018 года, радуясь свежему снегу, я выскочил из теплого лома на улицу, мечтая получить наслаждение от прогулки босиком и практически голышом и оставить следы босых ног на дороге. Некий неуют ощутился кожей всего тела сразу, а не только стоящими в снегу ступнями. Обернувшись на висящий на стене градусник, я увидел, что тактильные впечатления соответствуют объективным погодным показателям. По шкале Цельсия было - 27 градусов. Сразу захотелось обратно в тепло, к оставленному второпях дивану, горячему кофе... Ну, у каждого свой репертуар на подобные случаи.
Кругом ночь, морозная и темная, без всяких мерцаний и нежных всполохов. А так хотелось лично увидеть, засвидетельствовать на фото или видео волшебство северного сияния. Постепенно в большие окна вползает едва розовый свет предрассветных сумерек. Это если нет облачности. При низкой кромке облаков отсвет по их краю приобретает завораживающий голубовато-сиреневый оттенок. В первый раз я его спутал с вожделенным северным сиянием. Но сознание подсказало, что сияние все же бывает зеленоватым, со сполохами и переливами. А при ясной погоде, что сразу настраивает на морозный воздух, солнце решает какого цвета должно быть небо. Сегодня - 24 по шкале того же брата Цельсия. Полное безветрие, поэтому надежды на скорое потепление весьма призрачны.
При этом в доме приятно тепло. Устройство отопления было продумано и исполнено на хорошем уровне. Малошумный, он едва шелестит выхлопом, котел на дизельном топливе регулируется автоматикой. Уставка в +21 градус обеспечивает уют во всех комнатах. А в большом помещении общей столовой в качестве средства дополнительного отопления и комфорта потрескивает дровами большой камин. Его тепло и лучистай энергия огня расходятся по всему помещению. Поэтому очень неплохо прихватить со стола кружечку ароматного чая, усесться в деревянное кресло с подушечкой и предаться созерцанию... Объект каждый выбирает самостоятельно. Белая поверхность ледяного панциря озера, кромка островных скал, зубчатый забор стоящих над озером сосен и елей. Выходить на улицу не тянет. Даже за дровами. Сожгу то, что есть.
Человек так быстро привыкает к хорошему, что небольшое отклонение от привычного приятного состояния приводит его в состояние недоумения. Закончился срок моего пребывания на берегу бухты Кирлахти. Машину, опираясь уже на полученный печальный опыт, я не разгонял и двигался по заснеженной трассе на второй передаче в пределах двадцати километров в час. Вот, наконец, и расчищенная и практически сухая автострада на Петербург. Можно перекинуть рычаг на шестую и разогнаться до привычных 90 -100.
Однако, грохот двигателя настолько смутил мой слух, что я уже было подумал, что с системой глушителя что-то случилось. И только заехав выпить кофе, я понял, что работающий на месте двигатель не слышен в окружающем звуковом фоне, а показавшийся мне грохотом шум двигателя был следствием элементарного отсутствия привычного нам в городе постоянного шумового фонового давления. Там в бухте его просто нет. Максимально возможный шум делаешь ты сам - скрипя обувью по снегу, проваливающемуся под подошвами, шурша кромкой брюк по краям сугробов. Есть еще один источник звукового воздействия - легкий стук клюва дятла по недалекой сосне.
А волчьему хвосту можно дать и померзнуть, если его при этом оторвать, то залечить остаток поможет здешняя вода, подаваемая из скважины. В сказках русских речь идет о "мертвой" и "живой" воде. Так вот "мертвая", та самая, что раны заживляет, здесь имеется. На своих руках ощутил и испробовал. А вот "живую" еще придется поискать. Может в озере?
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023