Решения у нас принимаются быстро и бесповоротно. "А поехали во Львов!" "Да, запросто!" Главное - не валяться все новогодние дни отдыха перед телевизором, наблюдая за очередным "пугачевским фанерным заводом" прорвавшимся на все каналы. От этого очень легко одуреть до беспамятства. Снега природа пожалела. Лыжи остаются стоять в углу. Но, оказалось, что не все так просто. Система железных дорог перешла на режим экономии. Зачем гонять целый состав из Петербурга во Львов, если никто на нем не едет? Проверив наличие мест на поезд, я убедился, что проданы только нижние полки плацкартных вагонов, а купейные вообще никто не берет. И поезд этот уходит 6 января, а следующий... А следующего не будет вовсе. Лететь во Львов самолетом с двумя пересадками - в Москве и Киеве - это просто негуманно. Неспешно рассуждая о том, что кроме как собственными колесами, во Львов к родне не доехать, мы прогуливались по Семеновскому плацу - площади перед театром Юных зрителей, превращенной в новогоднюю ярмарку. Надо же было пройти именно мимо ларька, где выставлены народные промыслы как раз украинского производства. Дядька вполне российской наружности, зацепив краем уха наше обсуждение, пришел на помощь и порекомендовал ехать автомобилем не большой дорогой на Киев, а потом на Львов, а покороче - через Иваново в Белоруссии и далее на Махро - пункт пропуска через границу Украины с Белоруссией.
Прокладкой оптимальных автомобильных маршрутов у нас занимаются конкретные компьютерные программы. Задать требование "покороче", и нате вам, плиз, - на экране линия трассы. Но идет она через Пыталово в Латвию, потом в Литву, далее через Белоруссию... Нам это не подходит. Визы нет у штурмана. Дергаю линию трассы на восток. Вторая попытка привела к прокладке через Белоруссию в районе Бреста и кусок территории Польши. Те же грабли, но с польским произношением. Дергаю трассу дальше на восток и получаю в итоге дистанцию около 1600 километров, с раскладкой маршрута по транзитным городкам и крупным селам и приблизительным графиком движения в часах и минутах, исходя из определенной усредненной скорости. Можно уложиться в сутки. Что же попробуем.
Стартуем по утренней темноте. Рассветает у нас зимой очень поздно - в начале одиннадцатого утра. Расплата за летние белые ночи. Поэтому практически вся Ленинградская область остается за плечами еще до света. Заправка полная, в багажнике в двух канистрах резерв по топливу на крайний случай и запас омывателя для ветрового стекла. Все остальное - в обычном комплекте - шанцевый инструмент, набор ключей, автопринадлежности. Отдельная сумочка с термоизоляцией - для не особо скоропортящихся продуктов, чтобы подпитываться на ходу, не делая длительных остановок, чтобы утолить голод. Под рукой у рычага ручного тормоза - испанская термос-фляга с загубником. Горячий чай в ней остается горячим часов пять, далее просто теплым.
Первый промах по маршруту движения заставил сделать лишние километры через Пустошку вместо того, чтобы прямо через Опочку выйти к границе с Белоруссией. Пришлось потратить время, чтобы вернуться на трассу, двигаясь по не слишком гладкому местному шоссе. Пошла потеря времени, хотя изначально, за счет высокой скорости движения по шоссе от Петербурга, мы опережали расчетный график движения.
Границы между псковскими землями и Батькивщиной формально нет никакой. Стоят какие то домики, но нет шлагбаумов и стражей кордона. Просто въезжаем в Белоруссию. Скоро приходится залить полный бак. На заправке с удовольствием принимают российские рубли, готовы рассчитать по банковской карте. Цена на топливо в переводе с белорусских рублей сходна с российской, хотя 8800 рублей за литр А92 наводит воспоминания о периоде миллионных зарплат и скачкообразной инфляции 90-х годов прошлого века. Белоруссия за стеклами представляется страной обезлюдевшей, а в сумерках и беспросветной. Впечатление такое, что электричество тут не жгут из экономии, а может, и некому его жечь. Сочельник Рождества Христова предполагал наличие иллюминаций. Ничего подобного. Вокруг темные городки и деревни. Световыми пятнами на шоссе выделяются места парковок и заправок. Над пешеходными переходами висят желтого цвета сигналы, изображающие человечка, переходящего дорогу. На каждом переходе есть дополнительные "лежачие полицейские" - скорость в населенных пунктах часто ограничена 40 км в час. Потому общий темп движения снизился. Но важно то, что на дорогах Белоруссии есть четкая разметка: обочина обозначена сплошной белой полосой ясно видной в свете фар, осевая также четка видна. Шоссе к Минску позволяет держать высокую скорость. Поэтому наверстываем упущенное. Но опять, намерение, обойти Минск по кольцевой дороге, не было осуществлено из-за неясной развязки на въезде в город. Пришлось пройти Минск насквозь по центральному проспекту. Поискали и нашли улицу Дзержинского, которая вывела нас на нужную развязку в сторону Слуцка. А далее по рекомендации пошли на Микашевичи - Лунинец. Мимо Пинска вышли к Иваново и повернули к украинской границе.
Рождественский сочельник вывел на улицы деревни Махро людей с кульками подарков. На всякий случай спросили у нескольких мужиков на перекрестке, как проехать к границе. Наперебой нам бросились объяснять, где и куда повернуть. Не очень ровная дорога привела к белорусскому погранпосту. На праздник на ответственный пост поставили молоденьких хорошеньких девочек. Только два товарища мужского пола взяли на себя работу потяжелее - открывать и закрывать шлагбаумы. Мы были единственными на дороге в эту праздничную ночь. Удивление на лицах кордонной стражи украинского поста было неподдельным. Из темного леса по дороги показались фары. К границе именно к полуночи подкатило авто с российскими номерами. По их физиономиям было понятно, что они скорее ожидали появления над границей летящего черта с парубком на загривке и черевичками за пазухой. Первым был вопрос - "А там за вами никого немае?"
Подхваченное на белорусской стороне приветственное поздравление "Христос нарождается!" было встречено соответствующим моменту "Встречаем его!". Формальный заданный строгим голосом вопрос - "Чего везете?" уперся в демонстрацию практически пустого в смысле товара багажника и салона. Процедура занесения в компьютер данных автомобиля на таможенном посту заняла 10 минут, и мы отбыли в сторону Луцка. Республиканские трассы Е85 и Е40 вывели нас ко Львову ранним утром. Утомление дорогой вылилось в раздражение путаными переулками, знаками одностороннего движения, отсутствием освещения и названий улиц. Еще два часа было убито на поиск проезда к нужной улице. Наградой был теплый прием, парковка на охраняемой территории и сон на ровной поверхности дивана, отличающейся от автомобильного кресла не сползающим одеялом.
А на утро, то есть уже день, весь город гулял, отмечая Рождество. И "Христос уже народився!" и мы уже "Славим его!". На улицах шумно и красочно. Встречаются вовсе живописные группы, с которыми хочется сфотографироваться. Отказа нет, и никто не хмурится, слыша русскую речь.
Вот такие гарны хлопци.
И вот такие дивчины.
На площадях музыка и песни. Во всех шинках выпивают и закусывают. Выпили и мы с Владом по рюмке замечательной "калганивочки". Причем нет в ней ничего особенно таинственного. Папа мой также приобщен был к процессу изготовления в домашних условиях настойки на корне калгана. Сам искал растение в лесу, выкапывал корень, мыл и чистил, резал на куски и высушивал. Потом получалась эта самая настойка на корне.
Для интересующихся привожу рецепт:
Для приготовления берут 5 частей хорошей водки или 70%-го спирта, 1 часть высушенных корней калгана. Настаивают в бутылке из тёмного стекла 14 дней, каждый день, встряхивая и кувыркая бутылку. Пьют 50 граммов этой настойки, разведённой с водой раз в день перед сном. Эта же настойка успешно лечит слабость в ногах и бронхит. Кроме того, её можно пить и так, для профилактики. Водку, настоянную на калгане не отличить от коньяка.
Отличить, конечно, можно. По вкусу. А по цвету - точно хороший коньяк. А растение называется лапчатка прямостоячая (Potentilla erecta - это по латыни. Но звучит очень даже обнадеживающе.) Я уже молчу о перечне хворей, от которых это дело применяется.
Про закусь особая песня.
В парке - заповеднике природы и быта собраны образцы деревенских сооружений - жилых и хозяйственных построек, культовых и общественных зданий. Тут же к удовольствию гуляющих варится кулеш, жарятся карпатские колбаски.
Попробуй удержаться от такого угощения. Еще с 1983 года я помнил замечательное львовское пиво. Может теперь оно стало другим, но все равно оказалось очень хорошим.
Далее остается только усладить взор читателя фотографиями.
Колбаски!!!....
Церковь деревянная поставлена без железных гвоздей.
Здание сельской школы. А что такое "ляльки - мотанки" спросить не догадался.
Парубок кует подковы. Кузня действующая.
Церковь Святых Владимира и Ольги.
Интерьер церкви в рождественском убранстве.
Дворовая мельница - крупорушка.
Припоминаете? "Ты не лякайся, что ноженьки босые змочишь в холодну росу, я ж тэбе, милая аж до хатыноньки сам на руках отнесу..." Вот до такой вот "хатыноньки".
А этот анекдотец с улицы Львова оказался единственным.
Дальше был путь домой под теплым дождем на Украине, прохладным в Белоруссии, перешедшим в снеговую морось на Псковщине и в метель, летящую в лобовое стекло под Питером.
Краткая экономическая составляющая:
Израсходовано бензина - две заправки около 50 литров каждая - до Львова и от Львова до Луцка. На Украине не заправлялся, по Львову не ездил. Бензин в Украине в 1,5 раза дороже - 10,5 гривен = почти 45 российских рублей за литр. В Луцке долил из взятых запасов. Потом долил еще и на этом топливе доехал до белорусской заправки. Кстати, из Белоруссии нельзя вывозить более 10 литров бензина в канистре. Девушка на границе махнула рукой на мою попытку перелить в бак одну из канистр. Вторая заправка тоже была в Белоруссии, но уже у самой границы с Россией. Во двор своего дома в Петербурге въехал, имея полбака топлива. Получилось при расчете на 2 человек, в 4 раза дешевле чем на поезде, и на пять часов меньше. Поезд Петербург - Львов идет 29 часов. До Львова мы дошли за 25 часов (два сбоя, на псковщине и в Минске дали потерю времени), обратно за 23 часа. И это при совершенно неблагоприятной погоде и мокром шоссе.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023