Как хотелось увидеть вдумчивую экранизацию книги "Если кто меня слышит". Не состоялось. Тяжелый эпизод длинной афганской трагедии неожиданно с легкой руки автора сценария Алейникова превратился в боевичок. Именно в боевичок, а не в боевик, которого можно было бы ожидать от, несомненно, талантливого автора сценария замечательного фильма "Призрак". Впечатление такое, что, схватившись экранизировать однозначно выигрышный сюжет, создатели фильма пришли к выводу, что задача им не по силам, (не по способностям, не по карману - нужное подчеркнуть) и двинулись по скользкой дорожке упрощения, сокращения, уплощения образов. В результате испод катка телевизионной экранизации вышел очередной пластик телевизионной жвачки. Ароматно привлекательный для тех, кто прочел литературную первооснову, а тем более для тех, кто эту книгу консультировал и изначальную версию прочел задолго до того, как книга вышла из печати.
Посмотрел в Википедию - место, где когда-то была крепость Бадабера, находится в 24 километрах от окраины второго по величине города Пакистана Пешавара по дороге, идущей к афганской границе. Наверное поэтому, так легко, буквально за какой-то не особенно высокой горушкой, примерно на таком же удалении от крепости вдруг оказались целых два генерала, так и не получивших приказа от маршала... Телепортировались? Совсем нет, они в один день умудрились сесть в транспортный самолет в Москве и... Самолет, похоже, оказался супер секретной разработкой. Долетел до нужной точки с немыслимой скоростью. И счастливый отец - один из генералов, встретил спасенного сына, выбравшегося из плена еще и с трофеем - оперативником ЦРУ. Голливуд, всхлипывая над судьбой своего незадачливого соотечественника, нервно курит пресловутые "Мальборо". Но это уже самый финал. А начало показалось и вовсе забавным. Поэтому в заголовок, без всякого зазрения совести, я решился вынести цитату героев одной из лучших наших комедий. Но все же ничего комедийного в сюжете фильма нет, есть только дилетантский подход к задачам, выпавшим на долю главного героя.
Джеймс Бонд с его затяжными прыжками из одного падающего самолета в другой, падающий не так быстро, рискует своей шкурой. Но на ней не зря на самом дубленом ее месте стоят три цифры - "007". То есть, он как бы существует, но в случае чего, его как бы и нет, и никакая секретная служба мира не соберется в скромном офисе за стаканом вискаря помянуть сгинувшего героя. Выращивающий на какой-то даче яблочки агент-оперативник экстра класса, не имеющий даже казенной квартиры, куда он мог бы привести жену, уже целый капитан, а значит имеющий определенную выслугу лет и опыт, одним махом оказывается втянутым в авантюру. Другим словом назвать вывод офицера -разведчика на задание через границу без проработки вариантов и легенд, отработки прикрытия, путей отхода, связи и много чего еще, серьезным делом, язык как-то не поворачивается. Все как-то мелькает перед глазами, и главная работа остается где-то за кадром, или вовсе отсутствует. Короткими мазками выданы исполнители якобы действующих лиц - инструктирующего, подготавливающего, обеспечивающего... И пол - потолок - палец - афганец, которого взяли случайно неизвестно откуда, и который должен исполнить практически решающую роль в обеспечении выполнения всего задания. Тем из нас, кто консультировал авторов книги, и кто свою службу нес в соответствующих подразделениях, возможно, было стыдно, за отношение авторов фильма к их работе, потому что смеяться над таким решением сценариста и режиссера, учитывая фабулу фильма, неуместно.
Жестокая правда о том, как обращались с попавшими в плен нашими соотечественниками там, в пакистанском застенке, осталась на страницах книги, для боевичка такое не подходит, не вписывается в рамки жанра. Остался только футбольный матч, который и затеян был для того, чтобы встряхнуть потерявших надежду на жизнь и спасение людей. Но и тут все как-то мельком и полунамеком. Зато удивительно легко офицер-разведчик сам себе меняет задание и передает в руки не проверенного, практически случайного человека главный итог своей работы по основной цели заброски. Без пафосного самопожертвования здесь обойтись было совершенно невозможно. И не обошлось. И все вписалось в законы и правила жанра. И снова мазок за мазком, мелькают сцены и лица. В итоге все четыре серии фильма превратились в мелькание трюков и проделок главного героя, которые вызывают ассоциацию с мольеровским Скапеном или с Труфальдино Карло Гольдони. Только вот в отличие от этого скорее комедийного псевдо героя, которого грозили побить палками, герою сериала любой из его трюков грозил неминуемой и жестокой смертью.
Как экспорт из сумасшедших 90-х выглядит сцена с вправлением мозгов похабнику-соседу главного героя генералом. Хотя в нашем кино уже наработан известный стереотип - борец за справедливость, выходец из особых войск (спецназ ГРУ, КГБ, ВДВ или морской пехоты) всегда лично раздает "плохишам" по заслугам (сусалам, мозгам, если они есть). И все потому, что он уже либо отставник, либо запасник, либо иным способом отстранен от дел. А размяться подчиненным этих борцов, при очень удачном стечении обстоятельств получается только в самом конце, подчищая хвосты. Как тут не вспомнить "Коммандо" и его реинкарнацию в российском варианте. Но и генералы наши того, советского разлива оказались в фильме теми еще "хулиганами" - запросто пользуясь служебным положением, нахально угоняют тот самый супер-самолет, который с виду маскировался под рядовой транспортник. При этом в соучастники своей авантюры, сильно подванивающей судом со всеми вытекающими, генералы прихватывают летчиков, спецназовцев, сидящих в готовности прямо у пакистанской границы и всех прочих.
Как справедливо заметили мои коллеги, досконально изучившие на практике все нюансы работы в Афганистане, в Пакистане - там за этим самым пригорком говорят не на дари, а на урду и пушту. Но на фоне прочих несуразностей сериала, такая мелочь уже не делает погоды. Зато общий климат - бессмысленное и несуразное насилие - убийства, резня и прочее, практически формируют этот самый насыщенный ляпами фон картины.
Не могу отделаться от впечатления, что авторы фильма торопились выдать продукт на опережение. Вышла рядовая поделка, вроде матрешки с изображением бойца спецназа, которых в избытке можно найти на полках сувенирщиков ко дню Защитника Отечества. При этом внутри ничего не оказалось, даже никакой более тонко нарисованной, просто пустота. Не надо к подвигу относиться легко, как к поделке.
На месте когда-то существовавшей крепости остались развалины. И уничтожили это осиное гнездо терроризма наши соотечественники, заплатив за это по самой высокой ставке - жизнями. Уж если браться за такую тему, что пульсирует пролитой кровью до сих пор, то и ответственность за результат также должна быть по высшему разряду. Не стоит отбрасывать литературную основу, оставляя пару фраз для затравки, данные документов, рекомендаций ветеранов афганской войны, специалистов.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023