ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Галахов Владимир Владимирович
Наш Гангут

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Триста лет прошло со дня, когда русская гребная эскадра атаковала шведские корабли у Гангута и завоевала победу во славу русского оружия. Основу эскадры составляли гребные галеры. 1 августа у нас был свой "Гангут".

  НАШ ГАНГУТ
  
  1 августа 2014 года оказался солнечным и теплым в центре лесной промышленности - городе Йоэнсу. Но помимо солнечного уикенда жителям предстояло увидеть неплохое развлекательное шоу - заключительный концерт фестиваля джазовой музыки и финиш самой продолжительной и сложной гребной регаты по озерам Финляндии - "Карелия Соуту". Желающих погоняться по красивейшим озерам было много. На 30-ю юбилейную регату собрались разные любители. Кто-то решил выступить соло - на небольших лодочках с парными веслами, кто-то - на двойках, четверках, шестерках и так далее. Самыми большими лодками были финские "киркковене" - церковные лодки для 14 гребцов и рулевого. Небольшие лодки шли по своему маршруту, а длинные ходкие "киркковене" шли по озеру Пиеленен, протокам и через шлюзы. На взгляд автора, больших лодок собралось около двух десятков. Многие несли флаги своих гребных клубов и даже стран. Одна из лодок шла под швейцарским флагом. Была лодка с экипажем из Гамбурга. На многих финских экипажах были яркие футболки с названиями компаний и гребных клубов.
   Но к изумлению собравшейся на мостах и набережных публики, первой в черту города ворвалась лодка под российским триколором. Вопли наблюдавших за этим жителей города были явно озадаченными. Крики "Россия!" были явно недоуменными. Российский экипаж, которому не хватало двух гребцов, и большинство которого составляли женщины отнюдь не спортивного вида, работал веслами в ускоренном темпе. По правилам регаты неполный экипаж получал некоторую фору. С самого начала регаты, взявшей старт в Лиекса, российская лодка приходила к промежуточным стоянкам и к стоянкам для обеда и сна последней. Так продолжалось трое суток, и все привыкли, что у русских в лодке не хватает двух гребцов, что экипаж сложился из случайных людей, трое из которых, вообще впервые взялись за весла. В ходе вечернего общения постепенно выяснялось, что русский экипаж не прочь попеть для всех остальных, и потанцевать прямо на пирсе. Но как серьезных соперников для заключительного гоночного этапа регаты россиян никто не воспринимал. Отработанными гребками, толкая тяжелые лодки вперед, одна за одной, лодки шли в обгон российской. Приветливо и снисходительно улыбались нам рулевые, подбадривали возгласами гребцы. А мы учились работать веслами, подбирали удобный стиль гребли. На стоянках нас встречали приветственными аплодисментами "Лодка "Калинка"! Ну, дошли и ладно.
   Признаюсь совершенно откровенно, что после первого 19 километрового этапа я задал себе вопрос "А не дурак ли я, что вписался в эту авантюру?", но отступать было некуда. Имея опыт гребли на всяких лодках и давно забыв, что такое мозоли и потертости на руках от весла, тут я их заработал в первый же день - дождь в виде мощного теплого ливня "смочил", если так можно выразиться, нам дорожку. Старый проверенный способ борьбы с этим явлением не подвел и на сей раз. Тривиальный йод прекрасно сушит кожу на ладонях. Далее такие мелочи, как волдыри на руках меня не беспокоили.
   49 - километровый второй день регаты сделал нас едва ли не инвалидами - не знаю как остальные, но я выползал из лодки с полным ощущением, что "гаечка" на животе открутилась и сзади сейчас все отвалится. Многие, постанывая, испытывали схожие эмоции. А впереди были еще два 39-километровых перехода, в конце последнего - 16 км гонка на скорость.
   К чести организаторов, наше питание на стоянках было организовано прекрасно. В конце каждого дня принимавшие нас кемпинги обеспечивали сауну, места для палаток, все удобства и возможности восстановить силы. Посидеть вечером у очага под крышей, любуясь озером, попеть и даже потанцевать (это если ноги еще способны это делать). И мы пели, привлекая зрителей - наших друзей-соперников по регате. И "зажигали" на настиле причала, удивляя всех тем, что еще можем двигаться после многочасовой гребли в непривычном для нас стиле.
   "Свой" стиль - стиль отчаянного русского рывка нам помогла найти сама природа. Мы пробовали грести как все прочие экипажи - неспешный вынос весла назад, толчок ногами от опор и рывок на выносе из воды. Получалось, но не так дружно и слаженно, как у экипажей годами отрабатывавших эту технику в своих гребных клубах. Лично меня раздражала необходимость "зависнуть" в конце цикла, чтобы поглазеть на вынутую из воды лопасть весла. Пару раз я поймал себя на ощущении того, что засыпаю на ходу, и тело все выполняет автоматически. Тут и подкатил "подарок" природы. Прямо посреди озера нас накрыл самый настоящий вихревой шквал с дождем - встречный ветер был такой силы, что срывал частицы воды с поверхности озера. Мне в далеком 1974 пришлось преодолеть нечто подобное в Ладожском озере, но там и ветер и дождь были холодными. Здесь от неожиданности многие попытались как-то защититься от дождя, что было просто бессмысленно - промокли насквозь мгновенно. Единственное спасение - скорость. Скорость в движениях - мышцы даже на теплом ветру, но при мокрой одежде начинают отдавать тепло и стынуть. И мы, что называется "рванули", наплевав на паузы и задержки весла. Самое сложное досталось рулевому - дождь и ветер хлестали в лицо. Видела ли она что-то впереди, не знаю. Но, тем не менее, лодка шла ровно и мы, азартно прикрикивая, влетели под защиту стен шлюза. И тут стало понятно, что именно этот темп и стиль гребка мы можем держать на всей дистанции. Скорость гребков можно менять в зависимости от усталости. Но мы можем держать высокий темп.
   И вот, после более продолжительного отдыха перед последним скоростным этапом, мы, выполняя правила регаты, первыми уходим на дистанцию в 16 километров. И сразу набираем высокий темп гребков. Скорость лодки непрерывно растет. Узкая и длинная "киркковене" именно для такой скорости и придумана. А в нас уже клокочет адреналин! Мы уже оторвались от основной группы лодок более чем на километр. И темп гребли нашего экипажа не снижается. Никто не сбился с дыхания и ритма. Можем! Можем!
   Организаторы регаты поняли, что сваляли дурака с русской лодкой не сразу. Юбилейную, тридцатую обще финляндскую регату возглавила лодка, идущая под российским флагом, гордо развивающимся над румпелем. Это было неожиданно и обидно. Пусть не согласятся со мной мои товарищи по экипажу, но со своей баковой скамейки я видел происходящее именно так.
   Финиш все ближе и только две финские лодки хоть как-то приблизились к лидирующему российскому экипажу. Для того, чтобы нас обойти нужен рывок на пределе возможностей, и рывок не одномоментный, а продолжительный, пусть это звучит несколько несуразно. Нужно мощное усилие - резкое ускорение темпа и удержание этого темпа в течение нескольких минут. Иначе эти русские никого вперед не пропустят! Они все время идут вперед, работая частыми гребками на выдохе. Идут и темпа не снижают. А ребятки из финских гребных клубов так работать могут от силы минуту - две. Каждый из их гребцов по массе своей и физической силе превосходит любого из наших. Но их масса - их враг. Она не дает работать ускоренным темпом. Да и лодка с 15 гребцами, вес каждого из которых около 100 или за 100 кг, явно тяжелей, ее так просто не разгонишь. Да еще в шлюзе салями кусочков по пятку навернули.
   Будь я финном - устроителем регаты, я наверняка поступил также. Поэтому я их не осуждаю. Проиграть русским юбилейную регату невозможно. Просто невозможно, чтобы случайно набранный и едва набравший навыков экипаж обошел слаженные экипажи всех остальных лодок. Катера сопровождения не позволяли крупным катерам проходить близко к строю регаты. Но вот повисшая у нас на правой раковине финская лодка начинает явно ускоряться. Видно как натужно гнутся под усилиями гребцов весла. И одновременно с ними слева от нас подходит большой катер, ранее ползший на малых ходах позади, но вдруг поднявший обороты и двинувшийся обходить нас. И лодка, и катер оказались в параллель с нами одновременно. Волна, разведенная катером, качает нас и происходит сбой темпа нашей гребли - весла одного борта плюхают по гребню волны, весла другого борта зависают в воздухе. А с правого борта, прикрывшись нашим корпусом от этой же волны, натужно проходит финская лодка. Ничего уже не сделаешь. Мы снова хватаем темп, но они уже протолкнули себя вперед на 10 метров. Еще минуту - две они держат набранный темп, удаляясь, но это все на что они способны. Но теперь уже мы висим у них за кормой. Нам не столь это важно. Пусть еще одна лодка, выгибая весла, рвет последние сотни метров, оставляя нас третьими на входе в финишный шлюз. Мы все равно выиграли! Мы победили свое неумение и боль. Преодолели неслаженность и слабость. Пусть мы спорили и не соглашались друг с другом, но даже наши девочки преодолевали себя. "Потерпите чуть-чуть! Уже немного осталось!" - кричали мы им. И они мужественно терпели, потому что они русские женщины. Наверное, все дело в нашем национальном характере. После гонки, закончившейся неожиданным результатом, так и не понявшие ничего остальные участники подходили к нам и спрашивали, сколько лет мы вместе ходим в одном экипаже. Услышав ответ - три дня - недоверчиво покачивали головами, но, тем не менее, поздравляли с успехом. Приятно. Я горжусь, что оказался в одной лодке с моими товарищами. Точнее А.В. Суворова не скажешь: "Мы русские! Какой восторг!"

Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023