ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Галахов Владимир Владимирович
Путешествие из Петербурга в ... Уфу

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


   ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В ... УФУ
   Владимир Галахов 27 октября 2011 в 11:05
   (путевЫе и непутёвые заметки)

 

               Справедливости ради, необходимо добавить, что данный очерк охватывает не только путешествие из Санкт-Петербурга в столицу Башкортостана, но и обратно, поскольку трасса для автопробега "туда" была выбрана из соображений экономии времени, а "обратно" - для разнообразия.
   ()
               Итак, крупными мазками - экипаж 2 человека с совершенно разным опытом вождения - 37 и 9 лет. Автомобиль "Шкода Фабия" достаточно новый (пробег около 50 тысяч км.) недавно прошедший регулярное техническое обслуживание на СТО, что вселяло уверенность в отсутствии предпосылок к отказу главных агрегатов. И надо признаться, автомобиль не подвел ни в главном, ни в мелочах. Не было ни одного отказа в условиях осеннего длительного пробега. Покрышки всесезонные Нокиан Тайрс показали отличное сцепление с многообразием покрытий, встреченных на трассах.
            Немного географии. Из Петербурга путь пролег в Новгородскую область в деревню Городок, что рядом с Селищами - аракчеевским военным поселением, где в свое время стояли и гродненские гусары - славный полк, украсивший своим мундиром  Ю.М. Лермонтова и прочих достойнейших людей того времени. Имеется замечательная подробная справка научного сотрудника Новгородского музея заповедника Ильи Хохлова, в подробностях описывающая историю селищенского военного поселения, объемом в 14 страниц с фотографиями, но исторический очерк сей каждый интересующийся легко отыщет в Интернете. Главное, что именно Городок был избран "аэродромом подскока", откуда было принято решение стартовать как можно раньше в понедельник 10 октября, пропустив в Санкт-Петербург поток возвращающихся с дач автомобилистов. В общее время пробега по маршруту, таким образом, вошли 2 часа, затраченные на выдвижение в исходную точку.
            Внутренний мандраж поднял без всякого будильника в 5 утра и уже в 6 экипаж вырулил на асфальт дороги, ведущей к трассе М10 "Россия". Темнота и легкий дождь не способствовали набору запланированного темпа движения. Но уже в 8.30 мы миновали Валдай, обойдя стороной Великий Новгород.
            Пролистав перед выездом комментарий к бессмертному произведению Радищева, я увидел, что главы его книги носят названия основных населенных пунктов, что и ввело в заблуждение цензора, посчитавшего сочинение за путеводитель, и не задавшего себе труд прочесть содержание. Если во времена матушки императрицы Екатерины населенных пунктов, где располагались станции, было немного, то в веке 21 трасса "Россия" окружена множеством деревень с совершенно замечательными названиями, что стало хорошим развлечением в пути. Несколько примеров из Новгородской и Тверской областей: Овчинище, Долгие броды, Добывалово, Хотилово. Несколько названий запечатлели похождения некого Мирона - Миронушка, Миронеги, Миронежье. Судя по расстоянию между этими населенными пунктами, Мирон этот имел достаточно обширный район, где нежился в свое удовольствие. Несомненными хитами в Тверской области стали деревня Паника и поселок Выдропужск, куда так и хотелось заехать, свернув с трассы, чтобы посмотреть, что там делают с выдрами. Википедия подсказывает: точной научной этимологии названия города нет, но бытует несколько исторических анекдотов, объясняющих его происхождение. По одному из них, Выдропужск ранее назывался Выдропусском -- отсюда версия, что так назвали место, где свободно водились [http://ru.wikipedia.org/wiki/п'я?пЄя?пR|выдры]. По другой народно-этимологической версии, Выдропужск был назван по словам, сказанным Екатериной Великой, которая увидела пьяного ямщика: "Выдрать пуще".
Ну, у нас это сплошь я рядом, чуть, где что не так, сразу возникает на пустом месте историческая байка о том, как либо Петр I, либо Екатерина II, якобы побывавшие там, сказали то-то или иное. Хотя, прошу заметить, что никакие другие наши государи и государыни в столь интенсивном влиянии на топонимику не замечены.
            После Вышнего Волочка пошел дождь, причем сильный и с ветром. Скорость движения, с этого момента, стала зависеть от скорости попутных большегрузных трейлеров, за которыми можно было прикрыться от потоков воды, летящих в лобовое стекло нашей машины из под колес таких же грузовых монстров, движущихся навстречу. Москву решили обойти севера по большому объездному кольцу, отвернув в Клину на Дмитров и Сергиев Посад, имея целью выйти на трассу М 7 "Волга" возле Ногинска. Именно Ногинск стал первой точкой преткновения. Пользоваться навигатором, конечно удобно, если знаешь, как его настроить на то, чтобы он приятным женским голосом предупреждал тебя заранее о предстоящих поворотах. Но это не наш случай, поэтому трижды прокрутившись по одним и тем же улицам, мы выскочили на трассу, потеряв целый ходовой час. Поэтому непреодолимое желание поспать овладело нами на границе Владимирской и Нижегородской областей, где и подвернулся, на удачу, уютный мотель с многообещающим названием "Эдем". Стоимость ночлега в номере со всеми удобствами составила 1600 рублей. Надо признаться, даже сквозь окно, выходящее на трассу, постороннего шума не проникало. Тихо, чисто, приятно.
Стартовав в 7 утра, через полчаса покинули Владимирскую область, миновав Гороховец. В награду дождь кончился, о чем была сделана отметка в путевом листе. Единственным интересным названием в Нижегородской области оказались Гнилицкие Дворики. 18 марта 2009 года там перевернулась грузовая фура, груженая бананами... . Хотя вряд ли это повлияло на появление названия. Деревенька была и до того, как там начали возить бананы. Кстати, трасса М 7 "Волга" тем и не хороша, что проходит через множество таких небольших населенных пунктов, поэтому средняя скорость движения существенно снижается. Нижний Новгород тоже подготовил сюрприз в виде невнятного указателя на трассу М 7, и мы успешно поехали в сторону Саранска на юг в Мордовию, вместо того, чтобы отправиться в сторону Чебоксар. Вовремя сориентировавшись по показавшемуся солнцу, развернулись и влипли в развязку через железнодорожный переезд через пути, ведущие к нефтеналивной (а может бензиноналивной) базе ЛУКОЙЛа. Длина составов, идущих в оба направления, вызывала тоскливую зевоту. Еще час потерян.
Прощаемся с Нижегородской губернией и углубляемся в Чувашию. Населенные пункты - Макакасы, Карайкасы, Кадикасы, Хыркасы и на сладкое - Большой Сундырь (гидроним, в переводе - большой проточный овраг), хотя в эпоху исторического материализма село называлось вполне прилично - Мариинский Посад. С "касами" оно попроще, даже на испанском "каса" - дом. Значит, "касы" - дома, остальное можно поискать в словарях чувашского языка. Обед в кафе на трассе возле Новочебоксарска вызвал положительные эмоции отличным кокайшурпо - мясным супом и ядреной горчицей, заваренной по-домашнему. Очень бодрит.
Гостеприимные чувашские гибэдэдэшники оштрафовали на 300 рублей за превышение скорости на выезде из очередных "касы", когда табличка с наименованием населенного пункта оказалась чуть дальше, чем их патрульная машина, а шоссе уже требовало выйти на запланированную крейсерскую скорость.
Татарская республика порадовала разнообразием оригинальных названий: Большие Дербышки, Верхние Меретяки, Большие Нырсы, и опять на сладкое - Нижний Сунь.  В новгородском и тверском говоре Даль нашел слово "мерет" - злой дух. Так что меретяки, да еще и большие, может оказаться очень нехорошим местом. А "дербышка" может и от дервиша пошла, тогда еще, куда ни шло. "Нырсу" сами поищите в словарях.
Набережные Челны проходили в сумерках и практически обошли их стороной. Началось Закамье. Стемнело, и вокруг ни огонька, ни проблеска. Дождь то ослабевал, то припускал все сильнее. Хорошо некоторое время идти "ведомым" за какой-нибудь фурой опытного дальнобойщика. Она рассекает потоки дождя. Подсвечивает фарами шоссе, за ней легко входить в повороты. Но надоедает, и выскакиваешь вперед, оставаясь наедине с темным пространством за лобовым стеклом. Редкие населенные пункты со светильниками на столбах иногда снимают напряжение с глаз. К Уфе подошли в полночь. Миллионный город обозначился на горизонте россыпью огней. В отличие от Санкт-Петербурга, где в полночь на центральных магистралях движение такое же интенсивное, как и днем, в Уфе пустовато. Ах да, по местному времени уже третий час ночи! Спят люди перед рабочим днем. Можно вытянуть ноги на матрасике в гостеприимном доме. Даже в засыпающем мозгу перед глазами все бежит асфальт, мелькают огоньки... . Позади более 2000 км.
 
Потраченные на дорогу "туда" 33 ходовых часа, включающие остановки на принятие бодрящего кофе или чая в придорожных шалманах, обеды и пополнение топливного бака, должны были на пути "обратно" вырасти, поскольку, чтобы "не повторяться", как сказала штурман похода, решено выйти на трассу М 5 и двигаться на Самару, и далее на Рязань, с выходом на большое объездное кольцо вокруг Москвы где-то вблизи знакомого Ногинска, проехав через Ильинский Погост.
 
Утро выезда затянулось и на трассу М 5 мы выбрались около 9 утра. Зато порадовали и сама трасса, и погода. Сухой асфальт, проложенный на удалении от населенных пунктов, подталкивал к тому, чтобы "низенько лететь" со скоростью, эдак, 110 - 130 км в час. Постепенно начались все более протяженные "тягуны", куда груженые фуры карабкались на пониженных передачах, а мы, при нашем "блошином" весе, взлетали, порой, не переключаясь с пятой передачи. Похихикали над указателем: налево "Хорошенькое", направо "Кривое озеро". Самару и Тольятти трасса обходит стороной. Волгу переехали по плотине куйбышевской ГЭС. На подъезде к Кузнецку ночлег нашелся в мотеле "Ласточка". Номер, вполне соответствующий размерами и удобствами отелю 4 звезды, стоит здесь 2500 рублей.
Ранний завтрак вполне приличного качества, и снова гладкая сухая трасса в сторону Пензы. Трасса проходит и через мордовские леса. На границе рязанской области повеселило название деревни - Сново-здорово. Мелькнули под мостами речки Малявка и Вобля. Рязанщина напоследок подарила название деревни Язвище - Месцово.   
            Преодолев 1353 километра сворачиваем с трассы М 5 с сторону Ильинского погоста. Закатные лучи солнца все еще радуют. На большом обходном кольце вокруг Москвы Орехово-Зуево стало первым этапом полосы препятствий, когда указатели не дают нужной информации, навигатор лежит бесполезной железкой с севшим аккумулятором. Покрутились, но вырвались в сумерках в направлении на Дмитров, где и ждала очередная засада в виде перекрестка с круговым движением, с которого, по принципу подлянки на нужную дорогу мы попали только с третьего раза. Руководствуясь извечным принципом "язык до Киева доведет", заехали ближе к ночи к самому местному кремлю, а уж оттуда, следуя наставлениям, выскочили таки на дорогу на Клин и Тверь. Ночлег удалось отыскать с третьего раза в мотеле "Западный Мост" в 30 км от Твери. Тут уж можно было бы и 5 звезд навесить - размеры номера соответствовали, плазменная панель во всю стену, минеральная вода, шампуни, зубные щетки, тапочки и белые махровые халаты. Отдыхалось после ходового дня комфортно. Номер обошелся в 3500 рублей.
Заключительный этап движения начался после основательного отдыха и приятного завтрака, в 10 утра. Приценились к выставленным на обочине самоварам в селе Бахмара, оказалось в Питере можно то же самое купить с гарантией, но дешевле. Уже освоенная трасса М 10 "Россия", только в обратную сторону. Загружена фурами и торопливыми джипами. Все безудержно рвутся вперед. Из-за большого потока и частых населенных пунктов до Санкт-Петербурга добрались только в шесть вечера. Описание получилось короче, хотя пройденная дистанция, по прикидке, была длиннее на 300 км. До самого Подмосковья качество дорожного покрытия трассы М 5 "Урал" значительно выше, чем на трассе М 7 "Волга". Достаточно продолжительные участки имеют по 2 полосы движения в каждую сторону. Скорость можно держать устойчиво высокую. Населенные пункты трасса обходит, пересечений с крупными дорогами со светофорами очень мало. Ехать удобно.
            Несколько общих житейских наблюдений. За пределами Московской области стандарты станций заправки ЛУКОЙЛа существенно меняются. И воспользоваться благами цивилизации в виде пристойных туалетов можно только в придорожных кафе, но и то, далеко не во всех. Все остальное вызывало в памяти бессмертную фразу из "Бриллиантовой руки" - "здесь на схеме находится туалет типа "сортир". Особый изыск в некоторых туалетах - отверстие в виде сердечка, и уже особый шик - рулончик туалетной бумаги на гвоздике, но это чрезвычайная редкость.
            Особо приятные воспоминания о чрезвычайно вкусном и обильном обеде в кафе у города Спасск. Заправочная станция находится еще на стадии строительства основных сооружений, а кафе рядом уже работает и предлагает от души приготовленные горячие обеды с удивительно большими порциями и домашним качеством готовки. Было опасения, что после такой обильной еды за рулем может сморить, но ходкая трасса дала возможность разогнать сон предельно допустимой скоростью. В окружающих лесах шальных инспекторов дорожного движения не водилось совершенно, и на дорогу они не выскакивали.   
            А теперь пара пожеланий тем, кто вдруг решит пройтись по трассам М 10 "Россия", М 7 "Волга" и М5 "Урал". Оценки качества дорожного покрытия и разметки, организации и удобства движения, соответственно 1, 3, 5. Оценка наличия инфраструктуры (заправки, пункты придорожного питания, места отдыха, мотели) в той же последовательности - 4, 3, 3. Загруженность трасс попутным и встречным транспортом в любое время суток, субъективное ощущение безопасности движения в потоке транспорта, соответственно - 1, 3, 4 (здесь, чем выше балл, тем лучше ситуация). Всем удачи на дорогах. Всем успешных путешествий по родным просторам.
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011