Через полчаса после начала встала и ушла первая пара зрителей. Еще через четверть часа ушла другая пара. Мне с трудом удалось удержать себя на месте, чтобы разобраться, что в этом нашинкованном в компот винегрете можно отчерпать умного и интересного, чтобы остальное жидкое месиво безжалостно слить в отходы.
Речь идет о появившемся на нашем "большом экране" маловразумительном во всех смыслах "Красном шелке". Порой казалось, что перебор замусоленных штампов от Агаты Кристи, а именно из "Восточного экспресса" задавит мелькающие в голливудском стиле перепевки приключения бывшего американского морпеха в поезде, начиненном электроникой и террористами, где Стивена Сигала никто не способен заменить. Но авторам показалось мало заставить зрителя ловить в "мутной воде" неясных потасовок в ограниченных пространствах поезда какой-то смысл. Успех обеспечен, пока неясно, кто с кем и против кого.
Забавная затравка в виде свидания бывших близких людей, назовем их "Он и Она", каждый из которых был готов выпустить другому кишки с помощью средств достаточно крупного калибра, превратилась в отлично отрепетированную вариацию "ухода" объекта, то есть Его от преследования. И затем непонятно как, когда и каким образом "Он и Она" оказываются в заснеженном лесу, даже не лесу, а дальневосточной тайге, где хунхузы вместо того, чтобы греться у печек, шастают по тайге со злобными выражениями на лицах.
Нападение злобных китайцев (они же хунхузы) на "хороших" китайцев, которые зачем-то везут в Москву списки китайских коммунистов, напомнило сюжеты многих вестернов, когда с расстояния около 5 метров, а именно столько составляет по техническим данным расстояние между осями параллельных колей, стреляющие друг в друга люди умудряются не попадать из винтовок, пулемета (ладно, Бог с ним, особенно пулеметчик и не целился) и немецкого пистолета-пулемета MP28 II Schmeisser... Количество израсходованных патронов, что естественно, в фильмах никто не считает, и в перезарядке оружие, как правило, не нуждается. В толпе хунхузов на крыше вагона одна потеря, в несчастном вагоне, которому досталось изрядно, потери также вполне случайные. А как стреляли!
Неподражаемым вариантом движения дрезины под парусом посреди прорубленного в сплошной тайге коридора для железной дороги стал галс "левентик". Это когда кругом тайга не шевелится, то есть ветер отсутствует как таковой, а дрезина довольно шустро катится куда надо "ловя" примитивной дерюжкой встречный поток воздуха. Но особо изысканным был такой же галс (направление относительно ветра) буера, который хлопая парусом, шел против ветра, догонял идущий на большой скорости поезд, а потом со всего маху и влетел в нужный вагон, проломив деревяшкой бушприта (это палка такая на носу) железную стену мчащегося экспресса... Затем, как бы извинившись за вторжение, нос буера отвалил от несчастного вагончика, типа я тут случайно вам обивку попортил.
Сцена с пилением дров для движения поезда сделала отсыл к классике советского кинематографа - фильму "Коммунист". Несколько жалких стволиков таежного редколесья, возможно, хватило бы, чтобы разжечь пламя в топке. Но нет же, в топку исправно подбрасывали лопатой неплохой уголек. Притом враги (эти самые хунхузы), которые для преследования экспресса выбрали поезд со снегоуборочным отвалом, бросив на полустанке своих привычных к глубокому таежному снегу лошадей, вероятно имели в своей банде квалифицированную паровозную бригаду. Иначе бы главный бандит взорвал бы котел паровоза гораздо раньше, неумело работая рычагом подачи пара. А так, получилось, что "хорошие" вовремя увидели, что из пистолетов и винтовок они сумели наделать дырок в кожухе котла.
Хотелось бы направить авторов в Музей железных дорог России, где стоит локомотив серии Эр в разрезе. На этом макете наглядно видно, из какой стали делались кожухи паровых котлов магистральных паровозов. Чтобы его продырявить... Ну, попробуйте. Да еще и снегоуборочный вариант больше напоминал если не бронепоезд, то уж нос броненосца.
Но сколько хорошей посуды перебили враги! Когда дошло дело до спокойного размышления над тем, кто же все-таки главный "плохиш" в поезде, выпивать все же было из чего. И именно качество выпивки (коньяк с шампанским при кусочке сахара на дне...) для главного героя стал доказательством непричастности пары случайных попутчиков (бабушка и внук из благороднейшего семейства).
И тут пошла Агата Кристи - "убитая" "Она" воскресла и оказалась, что она мастерски владеет револьвером. Подозревавшийся в бандитизме оказался японским разведчиком, которому тоже были нужны пресловутые списки и ключ к ним. А попался он на характерном для японцев жесте, означавшем деньги. Сразу всплыл в памяти эпизод пересадки с терминала на терминал в аэропорту "Шарль де-Голль" в Париже. За стойкой информации оказался шутник, который отвечая на мой вопрос о направлении движения, сложил вместе три пальца и спросил: "Какой это еврей?" Не найдя сразу ответа, я предположил, что этот - жадный. Поправка был внесена немедленно - "Это мертвый еврей! Живой сделал бы так", и он сделал сложенными пальцами мусолящий жест. Оказывается, у японцев этот жест особый. Другие так не делают.
Все в итоге закончилось "не по плану, но успешно". Только вот главный, а точнее "главная" курьер в переписке наших органов разведки была определена как очень опасный агент, подлежащий ликвидации. Ошеломление влюбленного в нее сотрудника советской разведки было настолько натурально показано, что не проникнуться было невозможно. А дальше еще хуже - она же в Шанхае, не спросив проездных билетов у пары громил, укладывает их из бесшумного пистолета и обращается к сидящему в вагоне джентльмену в шляпе: "Товарищ Зорге, наша группа в вашем распоряжении". Что называется "все на свете и топор".
А порушенный выстрелами и взрывами, огнем и водой первоклассный вагон, за который так переживала начальник поезда, действительно жалко. Обшитые красным деревом огромные купе с ваннами и горячей водой, диваны и кресла. Вагон - ресторан, где... А все равно посуду перебили.
Некоторое время назад любимцем публики из импортных актеров был замечательный финский парень Вилле Хаапасало. Мне даже довелось с ним встречаться и беседовать на одной из тусовок. Очень был приятный в общении человек, но сменил свою "русскость" на "украинистось", о чем я лично очень сожалею. При этом свято место у нас не бывает пусто, а Милош Бикович вполне заслуженно его занял. Об игре прочих наших профессионалов и их китайских партнеров уже начали говорить критики. Дай им Бог объективности. Но смотрится вся эта заголливуженная лабуда с желанием все же слить в отходы ее большую часть. Некий сходный по развитию и сюжетным линиям фильм уже был - агент нашей разведки, работавший в Китае, был вынужден сопровождать и присматривать за едущим в поезде высокопоставленным японским лицом, которого для расстройства будущих отношений с Советской Россией, собирались уничтожить наши враги. При этом наш герой успевал и ухаживать за своей якобы "женой", и уберегать японца, и скакать по крышам вагонов, разгоняя "плохишей". Смотрелось как "вестерн", то есть "истерн".
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2025