Аннотация: Как оценивают участники боевых действий фильм "Мой брат Франкенштейн"
Родные братья "Франкенштейна"
В стране начался бум "патриотизации". На фоне не закончившегося ещё бума "демократизации". Самое занятное, что и на телевидении и в кино - кто этими процессами рулил, тот рулить и продолжает. Практически все они - на месте. Только продают теперь другие "бренды". Что из этого получается? Да им-то, продавцам идей, собственно говоря, без разницы. Вряд ли их интересует мнение тех, кто вынужден глотать их продукцию, за неимением другой. У кино-телетворцов - свои взгляды и свои критерии оценки.
"17 декабря (2004 г.) в Москве завершился Х Международный фестиваль фильмов о правах человека "Сталкер". Жюри под председательством президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова присудило приз за лучший игровой фильм "Моему сводному брату Франкенштейну" В. Тодоровского" ("Культура" - еженедельная газета интеллигенции").
Очевидно, премия вручена за защиту прав участников боевых действий? Но, может быть, читателям будет интересно узнать, что думают об этом фильме люди, о которых он, этот фильм, якобы и рассказывает?
Итак, несколько фрагментов из разговоров в курилке очень популярного среди ветеранов боевых действий сайта ArtOfWar.
Раян
Смотрел вчера "Мой сводный брат Франкенштейн". Интересно знать мнение ветеранов об этом фильме?
Алексей В фильме "Мой сводный брат Франкенштейн" узнаю непередаваемое желание оставаться в безопасности и подход к решению возникающих жизненных проблем (сцена в бане), кроме того, больное желание защитить своих близких...
Редактор
Насчет Франкенштейна. Мне показалось, что среди создателей фильма есть только два человека, которые отнеслись к нему не до конца серьезно - это сценарист и режиссер. Имеется в виду непонятная завуалированность, непрорисованность одной из основных сюжетных линий, которая и привела к трагической оконцовке: нежелание младшего брата видеть рядом в одной квартире внезапно появившегося братца-урода. Он подговаривает двух дурачков его избить и запугать: не уедешь - прибьем. Мало того, что парень и так проверялся постоянно, так теперь еще перед ним нарисовалась угроза жизни родных - ведь он уверен, что нападавшие - 'духи', и пытались брата подставить, сказав, что это он их подговорил. И даже предательство отца, выставившего его на улицу, он принимает как заботу о себе - мол, мы уж как-нибудь, а ты уезжай, справимся сами с врагами, и как лишнее подтверждение своих опасений (значит, все же он прав, что-то не так). Тут и командир- Гармаш 'помогает' - ползает с ним по карнизам, рассматривая мужа соседки - подозрительный, да еще до кучи дарит Франкенштейну-Павлу пистолет с тремя обоймами (вывод зрителя - и командир на голову приболевши). Зачем? Для обороны, конечно. Все подводит парня к решению - надо валить, спасать родителей и сестру с братом. Что и происходит, в конце концов, и заканчивается выстрелом в себя. Тут бы, кстати, и всплакнуть подлецу-отцу Ярмольнику, который вроде бы начал исправляться (сцена полудраки с другом -Газаровым, который говорит, что парню пора к доктору - очень неубедительная, кстати). Но нет.
Собственно, я к чему. Это хорошо, когда режиссер дает зрителю возможность додумать что-то. Но не весь же фильм.
Вывод о том, что все воевавшие - повернутые ребята (в фильме их всего-то трое: свернувшийся герой, придурок-командир, сумасшедший лейтенант с мамой, ну и плюс погибший 2 года назад друг, которого герой весь фильм ждет на вокзале), напрашивается для зрителя сам собой. Тем не менее - подонок-папа, который со вздохом вылезает из окруженного дома, понимая, что сынка стопроцентно грохнут, мама, взявшая с него обещание выгнать сына из дома, младший сын - все они нормальные. В этом задумка? Идиоты - хорошие, нормальные - сволочи? Глубоко, даже слишком. Чересчур глубоко. Некоторые вещи все же надо оставлять на поверхности - фильм, вроде, на 'Зеркало' не претендует.
Григорий
Фильм оставил очень гадкое впечатление. И мне кажется, что смысл сего 'кина' значительно проще и пошлее, чем представляется Редактору. Это просто материализация реально существующей точки зрения современного российского интеллигента (в данном случае Тодоровского) на суть довольно абстрактного для него (интеллигента) явления под названием 'ветераны'. Вот редко я в чем согласен с Лениным, но в одном вождь был очень прав: 'интеллигенция- это говно нации', а русская - уж точно. Не могу себе представить такого сценария в Штатах.
Не вдаваясь в глубины сюжета и прочее дерьмо, буквально с первых минут фильма можно четко отметить наличие авторского, этакого брезгливо-любопытного взгляда интеллигента на всех этих 'ветеранов'. Офицер - шаблонная и злая карикатура, главный герой - патентованный псих. Ещё был один фатально контуженный в больнице. Тоже - ветеран. Итого имеем: большинство сограждан, имеющих специфический опыт боевых действий, представляется авторам очень опасными, непонятными и решительно неадекватными инвалидами. И что? Вывод-то какой? Давайте не будем отправлять детей в армию, а тех, кто не дай бог оттуда вернется - сразу в резервацию? Блин, когда же до этих ослов наконец дойдет, что отгородиться от своего народа решительно невозможно, и задницу всем этим соплежуям подтирать всё равно кто-то будет, и этот человек 100% будет с неприятным для утонченных интелей физиономией, а говорить будет, неверно спрягая части речи.
Если уж на то пошло, то тюремный опыт стократно негативнее боевого, а сидевших и сидящих в РФ на порядок больше тех, что из-за речки.
Раздувают проблему - если кто-то из бандюков имеет отметку о пребывании в горячей точке, то журналюги обязательно этот факт отметят, и не раз.
У меня немало знакомых ветеранов: ПТС в жесткой стадии был присущ только двум. Оба - после сильных контузий. Один умер в 1998-м. Никто никого не убивал и серьезных противоправных деяний не совершал, за исключением редких пьяных дебошей. Короче, этот фильм для Новодворской с Венедиктовым. Честно говоря, после просмотра было сильное желание набить авторам морду.
Тиранин
'Сводного брата Франкенштейна' по ящику увидеть не смог, посмотрел сегодня по DVD. По сей причине обаятельные и сексапильные рекламные барышеньки в фактуру фильма не вмешивались, и просмотреть его смог в неопороченном варианте и не отвлекаясь.
Жители российские, с первых же кадров фильма, - нечто сволочное и мерзкое.
Жена отца - всегда безвкусно одета и часто стервозна. Медсестра у друга отца, у врача Эдика, наклоняется так, чтобы затолкать свой, обтянутый халатом зад, в объектив операторской камеры. Руководительница редакции не знает ни Бойля, ни Мариотта, зато вымена её, лишь по недоразумению, не вываливаются из декольте. Дочь Юлия и сестра Павла, - едва ли не единственный добрый и искренний персонаж в фильме, - лопоуха, если не до уродства, то до карикатуры. И, очень похоже, что у девчушки, игравшей её роль, лопоухость не природная, а гримёры постарались. Для куража.
Юлий, отец Павла, мятущийся недоделок, трус и предатель. Кстати, в трактовке Ярмольника, чем-то схож с Андреем, главным героем 'Осеннего марафона'. Брат - провокатор и пакостник. Бабушка - по внешности интеллигентка старой формации, но использует жаргон, употребляемый, разве что, подпившими мужиками у пивного ларька. Муж бабушки, соответственно, отец Юлия и дед Павла, - при жизни был распутником и блудодеем, по две любовницы одновременно при себе имел.
И так, кого ни коснутся авторы фильма, - почти всякий персонаж есть мерзость и подлость. А если не подлец и не мерзавец, то контуженный идиот, - таковы и сержант Павел, и полковник Тимур Курбатович, и лейтенант из психушки. Людской мир в фильме поделён на две категории: первая - опасные для окружающих свихнувшиеся ветераны; вторая - все остальные, - подлецы и предатели. Обывателю внушается: ветеран есть чудище обло, озорно, борзо, стозевно и лаяй. А ветеранам, в отношении невоевавших, в том числе, родных и близких, - как зэку на зоне: не верь, не бойся, не проси.
Похоже, нас пытаются разделить и натравить друг на друга. Теперь и по такой демаркации: чокнутые воевавшие, опасные для окружающих; и все остальные, - подонки и предатели.
Впрочем, есть в фильме иной, вне этих категорий, 'невинно избиенный' персонаж - торговец арбузами и прочими бахчевыми. Тем не менее, и он исполняет ту же миссию разделения: русские бьют кавказцев на рынках, а милиция правонарушителей выгораживает. В этом же ряду, слабо мотивируемая, но едва не до драки доведённая, стычка отца с приятелем после вечеринки - и тут раздор из-за ветерана. А как понимать продолжительный смех милиционеров в финале фильма, после выстрела (самоубийство? ликвидация?), оборвавшего жизнь Павла?
Не берусь судить, из-за несерьёзного ли отношения к теме и к материалу, как считает Володя, у авторов фильма так получилось. Либо он, как полагает Григорий, создан в усладу Новодворской и Венедиктову. Но, в любом случае, семена раздора фильм сеет. Есть утешение - вряд ли он обретёт массового зрителя и обильных всходов в стране, наверняка, не даст. Тем не менее, подлянка закинута, и рога её, так или иначе, вылезут - после этого фильма ветеранам ещё сложнее будет устроиться на работу. Намного ли сложнее, определять не берусь, но то, что эта шавка в отделах кадров прогавкает не раз, - несомненно.
Раян
Мой вывод о Франкенштейне.
Режиссёр фильма относится (или уж точно сам себя относит) к "новой российской творческой интеллигенции". Откуда он взялся? Папа помог. Может он ни хрена и не талант, но папа помог. Он в своей жизни ни в армии, ни в других критических ситуациях естественно не был, и представление об этом имеет весьма смутное. Москва, ночные клубы и доллары воспитали его совсем не таким, какими растут парни в российской глубинке. При личной встрече мы никогда не поймем друг друга, мы из разных измерений.
В фильме он показал социуму ветеранов с двух сторон:
1. Государству выгодно преподносить ветеранов остальному обществу больными и отключенными от реальности, когда ветераны понимают "только своих" и то, в большинстве случаев в нетрезвом виде. Поэтому их от этого "нормального общества" надо изолировать. Да и кто в этой стране становится ветераном? Дети из неполных или рабочих семей, у которых нет возможности отучится или отмазаться. Герой фильма ходит в старинных трико и рубашке. Да и хрен с ним, что он умирает, его и не жалко, он бедный, у него денег нет! Нет денег - нет силы, нет влияния, в большом городе такой человек никому не нужен. Его братец из совершенно другого мира - сытного, уютного, окружённого заботливыми родителями и открытыми девушками, у него на уже роже написано, каким он станет, когда повзрослеет окончательно. Им никогда не найти общего языка. И это, я считаю, истинная правда.
2. Положительная сторона фильма - то что фильм сняли и показали. Это уже плюс. Показали, что есть такая проблема, и что надо её решать. Только вот как? Военкомат, больница и др. инстанции ведут себя с людьми точно так, как показано в фильме. И никто им не судья. Кроме нас.
Эпизод с тазиком - очень верный эпизод. Кто в первые полгода после дембеля не сталкивался с проблемой решения любых вопросов с помощью кулаков? У меня некоторые друзья и сейчас, через 7-10 лет после Чечни дважды ничего не повторяют, хватаются за тазики.
Режиссёру за фильм - спасибо+ и тазиком его, тазиком.
* * *
Все произведения автора - на сайте: http://vgorban.ru/
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023