Аннотация: Статья посвящена авиаторам-волонтерам, сражавшимся в Испании в 1936-39 гг.
Наверняка все помнят старую незамысловатую песню "Фантом", поющуюся от имени сражающегося во Вьетнаме американского летчика:
Я бегу по выжженной земле, гермошлем захлопнув на ходу,
Мой "фантом" стрелою белой на распластанном крыле
С ревом набирает высоту...
И есть там такие строчки:
...В шлемофоне четко слышал я:
"Ваня бей, а я прикрою, Вань, прикрой, а я накрою!"
Русский ас Иван подбил меня...
Намек, содержащийся в песне, отчасти правдив. Наши летчики за время холодной войны - да и до нее - успели повоевать в небесах более чем десятка других стран, - Испания, Китай, Монголия, Корея, Вьетнам... Список можно продолжать.
Зачастую наши летчики входили в число военных советников, как это было в Испании и во Вьетнаме, и нередко принимали непосредственное участие в боевых действиях, - например, в той же Испании, а также в Корее, Египте, на Кубе. Однако, несмотря на это, нас там как бы не было. Практически всегда пребывание советских специалистов в горячих точках холодной войны было секретным.
"Моска", "чатос" и "катюша"
Одной из первых стран, где сражались советские летчики, стала Испания. В июле 1936 года в стране произошел военный переворот, который возглавил профашистски настроенный генерал Франко. Его поддерживали Гитлер и Муссолини - и не только на словах. За годы войны мятежникам было поставлено 1650 самолетов, 1150 танков и бронемашин, 2630 артиллерийских орудий, более 250 тыс. винтовок, а также много другого вооружения, включая пулеметы, минометы, авиабомбы, взрывчатку, плюс военное снаряжение и материалы. Кроме всего этого в Испанию направлялись солдаты, а также инструктора и военные специалисты: более 50 тысяч прибыло из Германии, еще 200 тысяч - из Италии. На стороне мятежников выступила почти вся испанская армия - а это почти 100 тысяч человек, в руках которых оказалась большая часть вооружения и техники. Добавьте сюда военно-морской флот Италии и 400 самолетов немецкого "Легиона Кондор" - и вы поймете, как нелегко пришлось Республиканской Испании...
Конечно, не стоит думать, будто франкисты были отъявленными головорезами, а республиканцы - невинными жертвами. Слишком противоречивой была их политика после прихода к власти в 1931, слишком форсированно пытались они построить коммунизм на испанской земле, - за что и поплатились, настроив против себя немалую часть населения. За пять лет, прошедших с момента отречения короля от престола, новому правительству так и не удалось решить доставшихся в наследство экономических проблем. Нарыв зрел давно, но до 1936 года в стране происходили в основном гражданские беспорядки, - а теперь они вылились в настоящую войну.
Происходящее в Испании оказалось на руку фашистским режимам - можно было получить нового союзника в лице Франко, а также испытать новое вооружение. Война гражданская плавно перетекала в войну захватническую...
Мир не остался глухим к разгорающейся за Пиренеями стрельбе. 52 000 добровольцев из 64 стран сражались на стороне Республиканской Испании. Русские, американцы, немцы, австрийцы, югославы... Всех их объединяло то, что они ненавидели фашизм и готовы были сражаться за свободу чужой им страны. Чего греха таить, хватало среди них и авантюристов, искателей приключений, - но большинство ехало воевать все-таки из-за убеждений. Не были исключением и советские волонтеры, первые из которых прибыли в Испанию уже в конце августа 1936.
Это были именно добровольцы, - в Испанию отправляли только их. Советскому Союзу требовалось поддержать свой облик защитника революционных идеалов, и потому дела потенциальных волонтеров тщательно рассматривались при получении от них рапортов об отправке в Испанию. Это и понятно, ведь по добровольцам ТАМ будут судить о СССР в целом.
Если рапорт удовлетворялся, добровольцев ждала долгая дорога на войну. Самым быстрым, но и самым опасным был морской путь, однако имелся и сухопутный маршрут. Как правило, поездом через Польшу и Германию добровольцы по вымышленным причинам добирались до Франции, где в Париже их уже ждали связные, которые обеспечивали пересечение испано-французской границы. Далее волонтеры оказывались у республиканцев и приступали к выполнению своих обязанностей под испанскими псевдонимами. Так, Яков Смушкевич стал Дугласом, Михаил Якушин - Карло Костехоном, а Анатолий Серов - Родриго Матеу. Для общения с испанцами к добровольцам приставлялся переводчик, однако позднее языковой барьер все-таки преодолевался - наши начинали понимать испанский, а испанцы - русский.
В основном, советские добровольцы были танкистами, моряками, летчиками, военными советниками, - словом, теми специалистами, кого катастрофически не хватало республиканцам для успешного ведения войны. Всего за годы войны из СССР в Испанию прибыло 3 000 волонтеров.
Также СССР поставил в Испанию 648 самолетов, 347 танков, 60 бронеавтомобилей, 4 торпедных катера, а помимо этого - 20486 пулеметов, 497813 винтовок, патроны, снаряды, авиабомбы. В первых поставках шло скопившееся в СССР иностранное вооружение различных систем, а потом - отечественное. Доставку грузов в Испанию осуществляли советские суда, менявшие после прохождения пролива Дарданеллы (а то и сразу после выхода из советского порта) флаг, название, окраску и документацию. Делалось это все для того, чтобы в случае перехвата судна франкистами не был ясен пункт назначения судна. Эти уловки сработали - ни разу фашистам не удалось обнаружить на борту предназначенные республиканцам грузы, хотя они 86 раз за войну перехватывали идущие в Испанию советские суда.
Советской маркировки на технике и вооружении не было - еще одна мера предосторожности. Даже пулеметы на бомбардировщиках СБ стояли другие - более старые системы Дегтярева, а не секретные пока еще ШКАСы Шпитального.
Поставки техники начались 22 октября 1936 года, когда советский пароход "Старый Большевик" привез 50 танков Т-26 и 30 самолетов СБ. Буквально через неделю прибыли истребители И-15 и И-16. Вместе с ними в Испании появились советские специалисты - летчики и техники, - а также небольшое количество обученных в СССР испанских летчиков.
Самолеты в предельно сжатые сроки собирали и облетывали на аэродроме Лос Альказарес близ Картахены советские специалисты. Уже через неделю первые бомбардировщики СБ начали действовать против франкистов - 28 октября самолеты под руководством майора Эрнста Шахта нанесли бомбовый удар по аэродрому Таблада, что под Севильей, а 1 ноября разбомбили итальянскую базу под Гамоналом и сожгли на земле 6 истребителей "Фиат" CR-32. В дальнейшем бомбардировщики были сведены в Gruppo 12, состоявшую из 4 эскадрилий; командиром поначалу являлся Жадоцветов, в мае 1937 смененный Сенаторовым. На счету советских экипажей - разгром итальянского экспедиционного корпуса под Гуадалаярой в марте 1937 года и тяжелое повреждение немецкого карманного линкора "Дойчланд" в мае, а также ряд других операций.
Боевой дебют истребителей состоялся несколько позже - 4 ноября 1936 года. В этот день фашистские бомбардировщики Юнкерс-52, прикрываемые "Фиатами" CR-32, попытались нанести бомбовый удар по Мадриду, однако были встречены республиканскими истребителями И-15. На глазах жителей Мадрида разгорелся воздушный бой, в ходе которого советские летчики рассеяли франкистские самолеты, сбив часть из них. В последующие дни бои на подступах к Мадриду продолжались, и порой советским летчикам приходилось делать по 2-3 вылета в день для отражения атак. В одном из боев отличился Павел Рычагов, который одержал очередную победу, но был подбит - и все-таки сумел посадить свой поврежденный в бою самолет на мадридскую улицу. По свидетельствам очевидцев, стоило летчику выбраться из самолета, восхищенные испанки тут же расцеловали его. Все лицо Павла было в помаде, и подоспевшие товарищи сначала решили, что он ранен.
9 ноября над Мадридом впервые появились республиканские И-16. "Ишачки" произвели на франкистских пилотов самое тяжелое впечатление - русский истребитель на тот момент превосходил все имевшиеся у них машины. Франкистам было рекомендовано до поры до времени избегать схваток с этим самолетом.
Именно в ноябре 1936 года истребители получили свои знаменитые прозвища - И-15 стал называться "чатос" (курносый), а И-16 - "моска" (мошка). СБ же стал "катюшей" - по наиболее распространенной версии, в честь той самой Катюши, про которую так любили петь советские добровольцы. В документации бомбардировщик назывался не иначе, как БК - "бомбардьеро Катюшка".
Франкисты наши самолеты называли иначе. И-16 стал "Боингом" - за некоторое внешнее сходство с американским истребителем "Боинг" Р-26. Кстати, именно в Испании самолет получил свое второе прозвище "Рата" (Крыса), сохранившееся за ним и в 1941 году. По легенде, во время ноябрьского налета на Мадрид один из немецких летчиков, увидев, что его "Юнкерс" атакуют И-16, передал на базу: "Тут полно каких-то новых истребителей! Они лезут отовсюду, словно крысы!". СБ же фашисты называли "Мартин-Бомбер" (опять-таки проводя аналогию с американскими самолетами). В силу секретности "американизация" наших машин была на руку советскому руководству.
"Чатосам" и "Москасам" противостояли немецкие истребители-бипланы Хейнкель Хе-51 "Кадена" и итальянские "Фиат" CR-32 "Чирри". "Кадена" к тому времени уже считался устаревшей машиной: он развивал скорость всего лишь 295 км/ч и был вооружен только двумя пулеметами калибра 7,62 мм. "Чирри" был посовременней; он вооружался двумя пулеметами калибра 12,7 мм, мог нести бомбы, и впридачу к этому развивал скорость 354 км/ч. Именно "Фиат" стал основным противником наших истребителей. С ними он мог конкурировать почти на равных - так, биплан И-15 развивал скорость 350 км/ч, имел вооружение из двух 7,62-мм пулеметов, а моноплан И-16, развивавший скорость 445 км/ч, вооружался поначалу 2, а потом и 4 пулеметами того же калибра. Раньше летчики в основном стремились затянуть противника в виражи, чтобы выйти ему в хвост и расстрелять из пулеметов. С появлением И-16 стали возможны бои на вертикали, где советский истребитель имел преимущество, как по скороподъемности, так и по скорости пикирования. Вплоть до июля 1938 года, когда на фронте появился новейший немецкий истребитель "Мессершмитт" Bf-109B, франкисты ничего не могли противопоставить И-16 кроме как все ту же тактику затягивания врага в виражи.
С появлением в мае 1937 года "Мессершмитта" франкисты вернули себе утраченные было позиции. Развивающий скорость 468 км/ч и вооруженный тремя 7,62-мм пулеметами истребитель стал достойным противником не только для И-16, но и для почти неуязвимых доселе "Катюш". Если с "Фиатами" бомбардировщики еще справлялись за счет высокой скорости и мощного вооружения, то с "Мессершмиттом" такой трюк уже не проходил. СБ стали нести потери и уже не летали без истребительного прикрытия, как это было в начале войны. Однако советским летчикам все же удавалось сбивать "Мессершмитты". К счастью, превосходство немецкого истребителя над И-15 и И-16 не было еще столь подавляющим, как это проявилось в 1941 году...
Приходилось советским пилотам иметь дело и с итальянскими трехмоторными "Савойя-Маркетти" SM-81, а также немецкими "Юнкерсами" Ju-52. Эти самолеты в Испании применялись как бомбардировщики. "Савойи", вооруженные тремя пулеметами, развивали скорость до 336 км/ч, а "Юнкерсы", имевшие на борту до 4 пулеметов, могли выжать лишь 285. Впрочем, ни вооружение, ни скорость не спасали их от республиканских истребителей - груженый бомбовоз имеет скорость значительно более низкую, чем пустой, а, значит, не сможет развить и той максимальной скорости. Советский СБ превосходил эти машины по скорости, - до 423 км/ч, - и мощности вооружения, - до 6 пулеметов калибра 7,62 мм. По воспоминаниям участников войны, бывали случаи, что самолеты СБ атаковали и рассеивали бомбардировщики противника. Уступал СБ только "Савойе" и только в одном - он мог взять на борт лишь 600 кг бомб, в то время как "итальянка" несла от 1200 до 2000 кг. "Юнкерс" же остался на почетном третьем месте - больше полутонны он взять на борт не мог.
Поначалу на советских самолетах летали советские же летчики, но постепенно их заменяли обученными испанскими, которым наши передавали свои самолеты. Однако до самого конца войны советские добровольцы продолжали сражаться в составе республиканских ВВС. Помимо них в составе эскадрильи "1а" на И-15 под командованием испанца Лаккалье летали американские волонтеры, в других эскадрильях воевали против франкистов немцы и итальянцы (одним из них был легендарный Иосип Кризай; на киле его истребителя Девуатин-371 была нарисована черная пантера).
На республиканских машинах можно было увидеть самые диковинные эмблемы. Так, И-15 первой эскадрильи несли на киле изображение Микки Мауса. Во второй, которой командовали сначала Осадчий, а потом испанец Санта-Мария, на машинах был нарисован пингвин, стоящий на фоне синего или красного неба и вздыбленных льдин. Третья эскадрилья "чатосов", командиром которой был Иван Копец, тоже имела свою эмблему - на килях рисовалась голова быка.
Немного о тех условиях, в которых приходилось действовать республиканским летчикам. Подготовленных аэродромов частенько не хватало, - и взлетать приходилось с наспех подготовленных взлетных полос, зажатых между зданиями или виноградниками, где малейшее отклонение в сторону на разбеге означало аварию. Мешала порой и погода - в дождь грунтовые полосы раскисали, а бетонированные ВПП тогда были редкостью. Проблему с защитой летчика от пуль решали на месте установкой самодельных металлических бронеспинок. Из опыта боевых действий был также сделан вывод о необходимости иметь на истребителях рации, однако они появились на И-16 только в 1940. В целом, самолеты превосходно показали себя в этих непростых условиях, хотя иногда их действия были ограничены из-за нехватки боеприпасов, топлива и запчастей.
В ходе войны в республиканских ВВС было создано особое подразделение ночных истребителей, получившее название "Ночной патруль". В июле 1937 года франкисты перебросили под Мадрид группу Ю-52 из состава немецкого Легиона "Кондор". Самолеты этой группы предполагалось использовать для ночных бомбардировок. Ответом на эти налеты и стало создание "Патруля", командиром которого поначалу являлся Николай Кузнецов. В состав группы вошли советские летчики, имеющие достаточный опыт ночных полетов: Анатолий Серов (вскоре сменивший Кузнецова на должности командира), Леонид Рыбкин, Михаил Якушин и Владимир Сорокин. В дальнейшем в группа пополнилась и другими пилотами, а возглавил ее испанец Хосе Фальк. Эмблемой "Патруля" стал белый круг, где под лунным серпом была изображена маленькая летучая мышь.
Летчики "Патруля" могли полагаться лишь на свои глаза - никаких радаров в то время у них не было, как и у наземных частей пртивовоздушной обороны. Обнаружить идущий в темноте бомбардировщик можно было разве что увидев его силуэт на фоне облаков, - но и этого порой оказывалось достаточно для успешного перехвата. Счет победам эскадрильи открыл в ночь на 27 июля 1937 года Якушин, вылетевший в паре с Серовым. Он сбил Ю-52 и уничтожил при этом весь его экипаж - спасся лишь один из немцев, выпрыгнувший с парашютом из горящего самолета. За эту победу министр финансов испанского правительства Хуан Негрин наградил каждого золотыми часами и легковым автомобилем. На следующую ночь Серов также сбил "Юнкерс", пытавшийся нанести удар по базе эскадрильи.
"Ночной патруль" продолжал действовать вплоть до окончания войны, сражаясь не только с немецкими "Юнкерсами", но и с итальянскими "Савойями", которые бомбили Барселону. Не обошлось и без особых случаев - в ночь на 25 октября 1937 года Евгений Степанов тараном сбил трехмоторный бомбардировщик "Савойя-Маркетти" SM-81, ударив по его хвосту винтом своего И-15. Итальянский самолет упал в четырех километрах от Барселоны, а Степанов благополучно вернулся на базу.
Однако, несмотря на все успехи республиканцев, франкисты продвигались вглубь страны. Сказывались разногласия между руководителями республиканцев, умелые действия фашистской агентуры и слаженные действия интервенционных войск. Большая часть страны к марту 1939 года была в их руках. Стало ясно, что поражение республиканцев - лишь дело времени. Интернациональные бригады были эвакуированы из Испании осенью 1938 года, часть поставок, шедших из СССР, была возвращена, что называется, с полпути, а кое-что досталось франкистам в качестве трофеев.
В конце января война в воздухе практически закончилась - авиации у республиканцев больше не было. Двум И-16 удалось перелететь во Францию, еще несколько машин захватили франкисты, остальные были или сбиты, или уничтожены на земле в дни последних боев. Франкистам досталось 22 исправных И-16, а также 19 СБ, которые были приняты на вооружение новых испанских ВВС и прослужили до начала 50-хх годов. Также в руки фашистов попало некоторое количество И-16 в разной стадии сборки, остававшихся на заводе в Ла-Рабаса, плюс запчасти и двигатели. Из них удалось собрать еще 30 машин.
Справедливости ради заметим, что Франко, придя к власти, не оправдал надежд Гитлера на сотрудничество. Некоторое количество ресурсов он все же передавал в рейх, но вот солдаты его оказались никчемными - на Восточный фронт отправлялось в основном уголовное отребье, которому ничего кроме тюрьмы и петли на родине не светило. Эти союзники больше проблем причиняли немцам, чем советским войскам - с последними испанские солдаты почти не воевали, предпочитая при первом удобном случае сдаваться в плен. Уже в ходе войны генерал стал ограничивать деятельность фашистской партии, а после войны и вовсе отодвинул ее от власти. Каудильо Франко управлял страной до самой своей смерти 1975 году.
Всего за 1936 - 1939 годы в войне приняли участие 3000 советских специалистов, и 189 из них, к сожалению, погибли. 772 человека из этих трех тысяч имели отношение к военно-воздушным силам (160 были собственно летчиками). 26 из них погибло, причем не всегда в воздушных боях. Так, 13 ноября 1936 года над Мадридом был сбит лейтенант Карп Ковтун. Он сумел выпрыгнуть с парашютом, однако ветер снес его к позициям франкистов. Летчика пытали и убили, а ящик с телом сбросили на базу его эскадрильи 15 ноября. В ящике лежала записка: "Подарок от Франко"... Ковтуну, похороненному на сельском кладбище в 12 км от Мадрида, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За всю войну этого звания посмертно были удостоены еще два летчика.
Всего же за три года войны звание Героя Советского Союза было присвоено 59 волонтерам, из них 36 были летчиками. Лучшим асом стал Александр Осипенко, имевший на своем счету 17 сбитых лично и 34 - в группе. Не слишком отстал от него Лев Шестаков, сбивший 8 лично и 31 в группе, а впоследствии уничтоживший еще 35 самолетов в Великую Отечественную. 20 сбитых было у Ивана Лакеева, из них 12 он сбил лично. 59 советских летчиков сбили 5 и более самолетов противника, остальные - до 5 машин.
Многие из ветеранов Испании впоследствии занимали высокие посты в Военно-воздушных силах СССР: так, Яков Смушкевич и Павел Рычагов в разное время были начальниками управления советских ВВС, а Александр Осипенко - истребительной авиации ПВО страны. К сожалению, многих офицеров, прошедших испанскую войну, репрессировали в начале Великой Отечественной. За свою прямоту поплатился Рычагов, заявивший Сталину, что тот заставляет летчиков летать не на самолетах, а на "летающих гробах" - он был расстрелян в октябре 1941. Погибли также Смушкевич и ряд других офицеров, обвиненных в различных, чаще всего надуманных грехах...
За годы войны СССР поставил в Испанию 93 СБ, 131 И-15, 30 И-15бис, 276 И-16, а также несколько других типов самолетов - всего 648 машин. Могло быть и больше, но часть грузов уже к концу войны была возвращена с полдороги - стало ясно, что республиканцам они уже не понадобятся. Поставки шли, конечно, не бесплатно - испанцы платили Советскому Союзу за поставляемое вооружение и услуги военных специалистов, а также оплачивали пенсии семьям погибших волонтеров. Еще в октябре 1936 года золотой запас Испании - 510 тонн (эквивалентно 518 млн долларов) - был по решению премьера Кабальеро и министра финансов Негрина перевезен в Россию на советских судах "Нева", "КИМ", "Кубань" и "Волголес". В СССР золото было передано на хранение в Наркомат финансов, и именно из этих денег оплачивалась вся деятельность по оказанию помощи республиканцам. Объем ее за годы войны достиг 202,4 млн долларов, а оставшаяся сумма была впоследствии переведена в советский банк в Париже, чтобы испанцы могли закупить вооружение в других странах. По другой информации, вся сумма была истрачена на оказание помощи еще до 1938 года, и далее советское правительство предоставило республиканцам обширный кредит на сумму до 170 млн долларов. Кроме того, в СССР вывозились дети испанских коммунистов, родители которых погибли или сражались на фронте. Многие из них выросли в России, некоторые воевали на фронтах Великой Отечественной, считая Россию своей второй Родиной.
В Испании до сих пор помнят о том, что советские добровольцы сражались за свободу их страны. Немало по стране стоит обелисков, на которых встречаются русские имена. Один из них находится на кладбище Фуэн Коррал под Мадридом.
Своеобразным памятником героям-летчикам стала книга "Чатос" идут в атаку". Простые, душевные рассказы о буднях и воздушных боях, - вот что такое эта книга.
Будем же и мы помнить о наших, русских волонтерах, сражавшихся в жарком испанском небе...
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023