ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Мансур Абд ал-Хафиз
Панджшер в 1975-1990 гг. Глава первая

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 5.66*18  Ваша оценка:


Светлой памяти

А.Л. Грюнберга

посвящается

ВВЕДЕНИЕ

   История долины реки Панджшер до сих пор остается малоисследованной. Этот горный район, лежащий на стыке северных и южных провинций Афганистана, разделяющихся хребтами горной системы Гиндукуша, прилегает к обширным историческим областям Бадахшана и Нуристана. С древних времен он служил связующим звеном между различными районами центральной и южной Азии. В силу географических, климатических и политико-экономических условий именно эта область, на территории которой находятся самые доступные и многочисленные перевалы, связывающие между собой районы, расположенные по обе стороны хребтов Гиндукуша, уже с древнейших времен превратился в местность, через которую в южный Афганистан и далее в долину Инда проходили основные товаропотоки и завоеватели, двигавшиеся туда с севера и запада. Правители многих государств и государственных объединений на территории Афганистана стремились в силу стратегической значимости и богатства недр поставить под свой контроль долину реки Панджшер.
   Сведения о долине Панджшера встречаются в историографических источниках -- древневосточных, античных, китайских, многочисленных сочинениях арабских и персоязычных авторов, охватывающих период с IV-III вв. до н.э. до новейшего времени. В настоящее время литература о Панджшере насчитывает не одну сотню наименований. Некоторые данные вошли в целый ряд общих и специальных трудов, посвященных истории Афганистана. Эти исторические сочинения различны по времени своего составления, направленности, значению и написаны на разных языках.
   Одним из важнейших исследований, посвященных этой местности Афганистана, совмещающих в себе качества источника по вопросам этнографии, лингвистики и истории, является труд отечественного исследователя М.С. Андреева, который в 20-х годах нашего века с научными целями посетил этот район. В 1926 г. в Ташкенте появилась его публикация "По этнологии Афганистана. Долина Панджшира", которая не потеряла своего значения и в наши дни. Афганские исследователи, в свою очередь, также уделяли значительное внимание изучению этого важного района страны, посвятив ему ряд исследований и статей. Среди них выделяется статья видного афганского историка Ахмада Али Кох-заде "Панджшер", опубликованная в 1948 г. в четвертом номере третьего тома журнала "Афганистан", а также работы уроженца этой долины Н.Рахими -- до лета 1992 г. директора публичной библиотеки Кабула, выходившие в различных научных сборниках и публикациях Афганистана.
   Однако составление сводной работы по истории Панджшера, в том числе и новейшей, сдерживается отсутствием современных афганских источников по истории этой местности, которые отражали бы местную -- панджшерскую традицию. Бурные военно-политические события последних 20 лет способствовали ускоренному развитию региональной историографии. В силу необычности условий существования она дает нам уникальные сведения о событиях новейшей истории этой страны, которые в значительной степени все еще игнорируются исследователями за пределами Афганистана.
   15 февраля 1989 г. последний советский солдат покинул территорию Республики Афганистан. Закончилось почти десятилетнее пребывание ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА). Политическая и моральная оценка ввода и пребывания советских войск в Афганистане общеизвестна. История вынесла свой приговор и четырнадцатилетнему режиму Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Эта власть, перестав получать широкомасштабную военную помощь со стороны СССР в конце 1991 г., не пользуясь поддержкой со стороны большей части населения страны и находясь в состоянии длительного и глубокого политического, экономического и идеологического кризиса, несмотря на сделанные ею значительные уступки муджахедам1 и даже попытки президента Наджибуллы (полное имя--Мухаммад Наджибулла Ахмадзай, родился в 1947 г. в Кабуле, учился в лицее "Хабибийа" и Кабульском университете, казнен в 1996 г.) договориться с представителями оппозиции, развалилась в конце апреля 1992 г. Муджахеды одержали военную, политическую и моральную победу в вооруженной борьбе с кабульским режимом.
   Большинство научных и в особенности публицистических статей и книг, посвященных новейшей истории Афганистана последних десятилетий, было написано теми, кто видел происходившие в стране события как бы находясь по одну сторону баррикад. Одни воспринимали муджахедов -- борцов с кабульским режимом и советскими войсками как бандитов и наемников, пытавшихся свергнуть прогрессивный режим и "повернуть колесо истории вспять", другие пытались придерживаться нейтрального подхода или встать на позиции повстанцев. Есть еще один обширный слой письменных источников, практически не известный не только в нашей стране, но и вообще за пределами Афганистана. Это книги, статьи и воспоминания, написанные представителями так называемой исламской оппозиции, которые вели джихад2 с режимом НДПА и советскими войсками. Они повествуют о ходе и перепетиях их борьбы с кабульским режимом.
   В конце апреля 1992 г. отряды муджахедов, в том числе и находившиеся под командованием Ахмад-шаха Масуда,3 вошли в столицу Афганистана -- Кабул. Начался новый, сложный и противоречивый период истории страны. Многое стало меняться в повседневной жизни города. В книжных лавках и в газетных киосках появились издания различных, бывших ранее оппозиционными, исламских политических партий и движений, боровшихся против режима Наджибуллы. Первым по времени своего "легального" появления в Кабуле стал написанный на языке дари труд афганского историка и исследователя Абд ал-Хафиза Мансура "Панджшер в эпоху джихада", изданный в 1991 г. в пакистанском городе Пешаваре. Это сочинение посвящено описанию боевых действий муджахедов под руководством Ахмад-шаха Масуда против афганских правительственных войск и частей ОКСВА в долине реки Панджшер на востоке Афганистана на протяжении длительного времени.
   Из разрозненных сведений об авторе, приводимых в труде Мансура, мы узнаем, что он уроженец Панджшера, много времени прожил в самой долине, бывал в лагерях афганских беженцев в Пешаваре -- столице северо-западной пограничной провинции Пакистана. Абд ал-Ха-физ Мансур входил в состав руководства Исламского общества Афганистана (ИОА) -- одной из самых влиятельных оппозиционных партий, осуществлявших общее руководство боевыми действиями в районе Панджшера, занимал ответственный пост в политическом управлении этой организации. Наши попытки получить более детальную информацию об этом авторе в ходе бесед, проводившихся с представителями ИОА в апреле--мае 1992 г. в Кабуле, дополнительной информации не дали. Просьба о личной встрече с Мансуром, адресованная руководству ИОА, также не увенчалась успехом.
   Абд ал-Хафиз Мансур, претендуя на написание большого исследования, посвященного джихаду в долине Панджшера, в первой главе своего сочинения приводит сведения об историческом прошлом, происхождении жителей, экономике и географическом положении этого района Афганистана. Он использует в основном сочинения классических арабских и персоязычных авторов, игнорируя при этом труды европейских и отечественных востоковедов (исключение составляет лишь известная работа В.В.Бартольда "Туркестан в эпоху монгольского нашествия", которую афганский автор называет "Туркестан-наме").
   Все последующие главы книги посвящены описанию борьбы афганских муджахедов в долине реки Панджшер против кабульских режимов, сменявших друг друга с 1975 по 1990 г. К этому источнику, а труд Мансура несомненно является важным источником по новейшей истории Афганистана, можно относиться по-разному. Можно упрекнуть ее автора в сумбурности построения книги, он уделяет много внимания малозначительным событиям и забывает важные факты. Наивными выглядят попытки Мансура объяснить зигзаги и изменения в советской политике в Афганистане. Ряд выводов и положений, касающихся этнопсихологического облика жителей Панджшера. носит признаки панджшерского "регионализма" (с. 14, 15). Упрощенными являются оценки деятельности и самого характера внутри- и внешнеполитического курса правительства Мухаммада Дауда. Установка на заведомое превосходство ислама и исламской идеологии, которой пронизана вся книга Мансура, вполне объяснима. Однако в ряде случаев это обедняет описание многих событий и привносит элементы наивности и упрощения в попытки афганского историка объяснить те или иные явления общественной и политической жизни Афганистана (с. 26, 32, 40).
   Многие важные события, происходившие в стране или в самом Панджшере, Мансур игнорирует или говорит о них как об известных, не вдаваясь в их описание. Это можно объяснить не только "внутриафганской" направленностью книги и осведомленностью читателей, но также и тем, что книга была издана еще в то время, когда власть в Кабуле находилась в руках НДПА и раскрытие многих подробностей и имен могло привести к негативным для муджахедов последствиям. Несомненно преувеличены потери советских войск и войск кабульского режима, понесенные ими в ходе боев в Панджшере, преуменьшенными выглядят данные о потерях муджахедов в ходе их боев с войсками противника.
   Мы намеренно оставляем без комментариев положения разделов труда Мансура, посвященные чисто военным аспектам деятельности Панджшерского фронта. Это связано не только с тем, что мы не являемся специалистами в этой области, но в значительной степени определяется малым числом и недоступностью существующих в настоящее время отечественных источников по этой теме (находящихся в основном в архивах различных ведомств и организаций). Существующее положение в ряде случаев не позволяет провести анализ достоверности сведений, приводимых афганским историком.
   Вполне понятны антирусские и антикоммунистические настроения автора. Негативное отношение Мансура к "конкурирующей" Исламской партии Афганистана (ИПА) можно объяснить давним и ожесточенным противоборством между ИОА и ИПА, имевшим место до начала 1996 г. Однако в этой книге есть то, чего нет в других трудах. Это уникальные, порой не встречающиеся нигде сведения о многих этапах джихада в Афганистане. Это и информация о первом восстании в долине реки Панджшер в июле 1975 г., т.е. до прихода к власти в стране прокоммунистического режима НДПА; описание первого этапа борьбы муджахедов в 1979 г.; данные о ряде секретных операций, проведенных советским командованием и кабульским режимом в Панджшере в то время, когда война в Афганистане была в самом разгаре; подробности переговоров между Масудом и командованием ОКСВА, приведшие к заключению перемирия между ними. Описания боевых действий, почерпнутые из статей, опубликованных в различных изданиях муджахедов. воспоминаниях командиров повстанцев, а также самого Мансура, заметно дополняют наши сведения об этом периоде новейшей истории Афганистана.
   Война в Афганистане породила множество совершенно неизвестных за его пределами фольклорных произведений и созданных безвестными или малоизвестными поэтами-муджахедами поэтических произведений на языках дари и пушту, в которых описывались события того времени: это песни, в том числе боевые, исполнявшиеся муджахедами перед боем и после его окончания; стихи, написанные в подражание классическим газелям и касыдам, посвященные подвигам "борцов за веру", двустишия -- ландый -- на языке пушту и множество произведений других жанров. Образцы этого слоя устного народного творчества и современной афганской поэзии, приводимые в книге Мансура, значительно расширяют наши представления о современном литературном и фольклорном процессе в Афганистане и вводятся в научный обиход впервые.
   Заметно украшает книгу и обширное приложение, в котором приводятся тексты ряда документов, -- в основном это листовки и ультиматумы кабульского режима, адресованные руководству Панджшерского фронта и жителям Панджшера; дается хронология основных, с точки зрения сторонников ИОА, событий, происшедших в этом районе страны с 1975 по 1990 г.
   Эта книга получила заинтересованную и положительную оценку со стороны ряда афганских историков и средств массовой информации муджахедов. В пользу значимости труда Мансура говорит также и то, что за короткий промежуток времени книга издавалась дважды -- в 1991 и 1992 гг. При переводе текста книги мы стремились строго придерживаться стиля автора. Мы оставили без изменения небрежно составленный список источников и литературы, цитированной Мансуром. В ряде случаев использованные им книги и статьи не имеют указаний на годы и места издания. Вследствие недоступности многих из них нам не удалось их откорректировать. В связи с тем, что мы считали своей главной целью ввести в научный обиход неизвестный источник по новейшей истории Афганистана и ознакомить исследователей истории этой страны с точкой зрения современного афганского ученого на события, происходившие там в недавнем прошлом, которую отчасти можно считать официальной, без комментариев представлены все выводы и положения Мансура, в том числе и ошибочные. Это касается ряда спорных положений, выдвигаемых афганским историком в отношении прошлого долины Панджшера.
   В связи со сложностями технического характера, которые возникают при наборе, при передаче собственных имен, географических названий и терминов мы заведомо не пользовались системой, принятой для публикации персоязычных источников в серии "Письменные памятники Востока".
   Сочинение Мансура написано на языке дари с некоторыми элементами, присущими панджшерскому диалекту. Этот диалект занимает промежуточное положение между кабульским и бадахшанскими диалектами дари. Он имеет некоторые грамматические, лексические и фонетические отличия от кабульского диалекта, являющегося основой литературного дари, которые сближают его с бадахшанскими говорами. Язык Мансура характеризуется также наличием в его труде небольшого количества иранизмов, используемых им в основном для придания большей "изысканности" его произведению. В языке этого источника периодически проявляются особенности народно-разговорной речи паджшерского диалекта. В частности, это касается применения некоторых разговорных глагольных форм, более характерных для бадахшанского диалекта языка дари и широко распространенных в говорах таджикского языка.
   Мы снабдили книгу Мансура краткими комментариями, позволяющими читателям получить дополнительную информацию об основных политических, этнических, религиозных, географических реалиях и терминах, упоминаемых в тексте. Отсутствие достоверной информации в отношении многих второстепенных деятелей джихада -- командиров подразделений муджахедов и их рядовых членов не позволило нам дополнить новыми сведениями их биографии. Мы намеренно, не желая слишком перегружать примечания к книге Мансура, отказались от приведения фактических данных о многих второстепенных населенных пунктах (деревнях) долины Панджшера, ущельях, перевалах, горных вершинах и урочищах, хотя имеющиеся в справочной литературе по Афганистану ("Энциклопедия пушту", многотомный труд, издававшийся в Кабуле в 60-х годах XX в., шеститомный "Политический и исторический газеттир Афганистана", увидевший свет в 70-х годах XX в. благодаря усилиям профессора Л.Адамека в г. Граце -- Австрия и многих других, в том числе и отечественных работах) и у нас сведения, полученные во время пребывания в Афганистане, позволяют это сделать. Ссылки на цитированную самим Мансуром литературу даны в косых скобках. Введение и комментарии написаны с учетом военно-политической обстановки, сложившейся в Афганистане к осени 1992 г.
  
   Абд ал-ХафизМансур. Панджшер в эпоху джихада.
   Пешавар. 1992
   Посвящается доблестным муджахедам, которые в кровавое
   время джихада были стражами своих гор, а во времена мира --
   часовыми своих земель.
   Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
   Гордые и высокомерные летучие мыши решили беспросветной ночью, когда все вокруг
   скрывала темнота, напасть на страну орлов. Как только они раздули там огонь своими
   крыльями, то сразу же потеряли зрение и сами сгорели.
  

глава первая

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОЛИНЕ РЕКИ ПАНДЖШЕР

Географическое положение Панджшера. Краткая история долины.

Древние шахты Панджшера. Происхождение жителей долины.

Природное и политическое устройство Панджшера.

Панджшер и джихад в Афганистане.

Географическое положение Панджшера

   Панджшер -- узкая долина, расположенная в 120 км к северо-востоку от Кабула5. Его территория входит в состав одного уезда и состоит из двух волостей. Центр Панджшера -- селение Руха. Панджшер расположен к западу от южных склонов Гиндукуша6. Длина долины-- 115 км с востока на запад, площадь--3526 кв. км, что составляет третью часть территории провинции Парван7. Средняя высота долины Панджшер -- 2217 м над уровнем моря, а наиболее высокие горы доходят до 6000 м. /1/
   Численность населения долины по результатам переписи Афганистана, проведенной в 1985 г., составляла 95422 человека, которые проживали в 200 населенных пунктах /2/. Население Панджшера исповедует ислам ханифитского толка8 и в основном говорит на языке дари9. Панджшер граничит с шестью провинциями страны -- Парваном, Каписой10, Багланом", Тохаром12, Бадахшаном13 и Лагманом14 и связан с ними через перевалы Хавак, Тал, Паранда, Анджуман, Зард и Чакар.
   Река Панджшер является одним из основных притоков реки Кабул, проходящей затем по территории Пакистана. Зимой в Панджшере холодно и снежно, температура опускается до -15R, а летом повышается до +32R. Толщина снежного покрова в верхних частях долины может достигать 1,5 м, а в более низких -- 1 м. Лето в Панджшере умеренное, дожди идут в апреле--мае, а иногда и в мае--июне.
   Основные населенные пункты Панджера следующие: Кураба, Заманкут, Достам-хел-и Фарах, Бигар Афрадж, Анаба, Калача, Тавадж, Борджахел-и Абдара, Кара Бадра, Гулбак-и Абдара, Канку-йи Абдара, Шуфа-йи Абдара, Алук, Ходжа, Гулистан, Па-йи Чинар, Пийавашт, Бухрам-хел, Бахши-хел, Шаст, Шейхан, Карваши, Кабизан, Дар-хел, Муриштан, Хисарак, Парадж, Ханиз, Рахман-хел, Паранда, Мале, Джангалак, Малсипа, Астана, Форубал, Сангана, Бахарак, Пашгур, Барджаман, Хандж, Сафидчехр, Дашт-и Риват, Амраз, Хару, Джашта, Карпитав, Кухсур, Шангиз, Тал, Хавак, Танбана, Пуджава, Малима, Караман, Пасгаран, Абдулла-хел, Баба Али, Дуст Али, Джир Али, Куландар, Астана-йи Калан и Гулаб-хел.
  

Краткая история долины

   В настоящее время среди ученых существуют две основные точки зрения на древнее название Панджшера. Население долины считает, что много лет назад их родина называлась Каджкан, или Каджкана. Однако во всех старинных поэтических и прозаических сочинениях это ущелье называлось Панджшер. Топоним Каджкан на языке тюрков имеет значение "узкое ущелье". Изменение этого наименования на современное сами панджшерцы объясняют так:
   "Говорят, что когда султан Махмуд Газневи15 захотел построить плотину, называемую ныне Абгардан-и Газни, то для строительства он потребовал, чтобы каждая область и страна, входящая в его державу, прислала людей. Множество строителей отправилось в город Газни16 из всех мест, а из Каджкана на строительство вышло лишь 5 человек. По дороге с ними встретились гонцы Махмуда Газневи, которые сказали им, что уже собралось много строителей, а эти 5 человек работу не ускорят. Тогда один из жителей Каджкана, чтобы убедить гонцов в своей силе, посохом поднял огромный камень и положил его на другой и эти камни до сих пор сохранились в местности Дарбанд-и Панджшер и носят название Санг бар Санг (т.е. камень на камне). В конце концов эти люди прибыли в Газни и за одну ночь достроили эту плотину, а сами отправились к себе домой. Когда султан Махмуд увидел результаты работы этих 5 человек, то прозвал их 5 львами (пандж шер) и их родину с тех пор стали называть Панджшер".
   Население Панджшера полагает, что именно в Панджшер Зал17 не пускал своего сына Рустама18, давая ему при этом такой совет:
  
   Не ходи, о сын [мой] осторожный в Каджкан,
   Там разобьются копыта твоей лошади,
   Подобно тому, как море имеет глубину, есть в нем вражда,
   Нет там травы, а только острые камни.
  
   Панджшерцы считают, что оба эти бейта входят в состав "Шахнаме" Фирдоуси19, тогда как на самом деле их там нет. Нет этих бейтов и в произведениях Хакима Туей20. Однако это сказание о жителях Панджшера и султане Махмуде часто встречается в сочинениях древних ученых и стихах местных панджшерских поэтов и мы считаем уместным привести здесь некоторые из них.
   Гулам Мохи ад-Дин Гулами -- поэт из Панджшера сложил такие стихи, основанные на этой легенде:
  
   Слышал я, что раньше этот город назывался Каджкан,
   А называться Панджшером он стал по приказу султана Газни.
   Строил он в те времена плотину газнийскую.
   Пришел к жителям этого города указ правителя
   О том, что надо идти жителям Каджкана на эту стройку.
   Много или мало, но тысячи юношей должны отправиться [в Газни].
   Этой ночью по воле Бога пролился сильный дождь.
   Такой дождь, что был он подобен тайфуну.
   А волны его сровняли и верх и низ царства с землей.
   Все его дворцы и айваны21 и дороги были уничтожены.
   По утру собрались все старейшины на сходку.
   Избрали по приказу шаха из своего числа пятерых достойных
   людей.
   И отправились они к шаху Газни.
   Вместе со своими спутниками приготовились и собрались в дорогу.
   Взошли они на гору и стал видным оттуда весь Кухистан22.
   Называется сейчас это известное место Дарбанд.
   Расположено оно к востоку от Гулбахара23.
   Когда пришли в Газни эти пятеро со своими спутниками,
   То прибыли они в присутствие шаха и рассказали о том, что
   случилось.
   От услышанного Махмуд расстроился, его ум от их страданий
   помутился.
   Сказали эти пятеро в присутствии шаха:
   Не беспокойся, о шах, о деле строительства.
   За одну ночь это шахское дело с помощью божьей завершили.
   Утром увидел султан то чудо [что они сделали].
   И повелел он называть этих пятерых пятью львами [Пандж шер]".
  
   Мулла24 Рустам -- другой панджшерский поэт в своем мухаммасе25 о строительстве пятью панджшерскими старцами плотины в окрест-ностях города Газни пишет следующее:
  
   Вспомним имена тех пятерых стариков,
   Сотни милостей пусть сопутствуют их чистому духу,
   Тех, что построили плотину в Газни,
   Тысячу раз браво [скажем] их работе,
   Поэтому и назвали их пятью львами [Панджшер].
   [Их имена и места, где они похоронены, следующие:]
   В Дарбанде--хаджи26 Ибрагим Акбар,
   В Сарипуле упокоился хаджи Хасан,
   Другой человек--хаджи Исмаил Хугар,
   В Арйабе--хаджи Ареф, о брат,
   В Тале--хаджи Вали панджшерский.
  
   Имена и зийараты27 этих пятерых просвященных великих людей, упомянутые в этом мухаммасе, в энциклопедии Афганистана даются в следующей форме:
  
   1. Хаджи Ибрагим--в Дарбанде,
   2. Хаджи Сафа--в Сариполе Дарбанда,
   3. Хаджи Кул вали--в Тале,
   4. Хаджи Ареф--в Арйабе,
   5. Хаджи Ахмад Башар--в Астана-йи Калан /3/.
  
   Слово Панджхер состоит из двух слов: "пандж" и "хер", и каждое из этих слов в нашем языке и культуре имеет свое значение, которое мы сейчас подвергнем исследованию.
   Слово "пандж" -- числительное, означает пять /4/. Слово "хер" на арабском языке имеет значение "повиновение, подчинение", на языке хинди28 -- "золото" /5/. В языке авестийском29 и пехлевийском30 это слово означает "вода, течение", как, например, в названии реки в Афганистане "Хирманд" /"Хелменд"/. Доктор Муин31 в комментариях к "Бурхан-и Кати " переводит слово "хер" как обучение и образование, а Ибн Батутта32 -- известный арабский ученый и путешественник перево-дит слово "хер" с арабского как гора и считает, что Панджхер состоит из пяти гор /6/.
   Дармстеттер33 полагает, что корень слова "хер" авестийского происхождения и произносился как "aethra". Этот ученый переводит его как огонь и говорит, что это слово в языке пушту имеет то же значение. В пушту оно звучит как "ор" /7/. Панджшер во всех исторических сочи-нениях упоминается под названием "Панджхер", однако поскольку в арабском языке отсутствуют и звук и буква "п", то арабские авторы бук-ву "п" заменяли на букву "б" и писали этот топоним как "Банджхир".
   Из всех авторов арабских географических сочинений только Яку-би34 пишет это название как "Банджхар", Ибн Хордадбех35--"Банджар", а Ибн Факих36 "Фанджхер", что в принципе не противоречит друг другу /8/. Однако географы и историки, происходящие из Хорассана37, во всех случаях, когда они упоминают Панджшер, его название дают в форме Панджхир.
   Фирдоуси в своей поэме " Шахнаме " упоминает Панджшер следующим образом:
  
   Другие [области]--Панджхир и Бамиан38, Все это владения Ирана и резиденции царей.
  
   В словаре Деххода топоним Панджхир приводится в следующем бейте Бу Шукура Балхи39:
  
   Отправился из Панджхира в Канфалеги, Испугалась его птичка, улетающая в теплые края /9/.
  
   В переводе сочинения Ал-Балага Кати Панджхир упоминается следующим образом:
  
   Говорят есть в недобром Панджхире семь человек
   Из них--два мусульманина и пять зороастрийских40 магов41,
   Я видел и Панджхир и этих пятерых магов,
   Не могут произойти из плохого Панджхира эти пять магов /10/.
   Панджшер также упоминается в форме Панджхир в таких сочинениях, как "Худуд ал-Алам" /11/ и "Истории Бейхаки" /12/.
   Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: название "Панджшхир" является первоначальным наименованием этой долины.
   Во-первых. Вероятно, что во времена зороастризма в Панджшере существовало 5 храмов огня.
   Во-вторых. Возможно, что в Панджшере ранее существовало 5 копей по добыче золота или серебра; на протяжении всей истории именно эта область была знаменита своими рудниками.
   В-третьих. Мы не можем не брать во внимание слова Ибн Батут-ты (которые мы приведем ниже).
   Проведя анализ, мы можем прийти к следующим выводам:
   1.Термин " Каджкан " не встречается ни в одном из видных сочинений древности; это слово, которым пытаются обозначать Панджшер, является мифическим и не выдерживает критики.
   2.Вне всякого сомнения в древности Панджшер назывался Панджхир, и существуют 2 объяснения, как слово Панджшхир эволюционировало в слово Панджшер: эти изменения произошли сказочным путем или могут быть связаны с изменением языка в результате чего звук "ш" заменил звук "х".
   Живописная Панджшерская долина на протяжении всей истории была знаменита своими рудниками и стратегически важными торговыми путями, связывавшими южные и северные склоны горной системы Гиндукуша, по которым неоднократно совершали свои походы армии завоевателей.
   История Панджшера до завоеваний Александра Македонского плохо известна. Считается, что в 327 г. до н.э. он прошел через Панджшер и прибыл в местность Дарапаска [современный Андараб42], а далее, пройдя через долину Кушан-дара, вернулся в Гурбанд /13/, таким образом он дважды проходил через перевал Хавак и в конце концов прибыл в Капису /14/.
   Низами Гянджеви43 в своей поэме "Искандар-наме" упоминал о переходе Александра Македонского через Панджшер в главе "Искандар с помощью молитвы аскета берет крепость Дарбанд". В "Искандар-наме" упоминается, что Александр Македонский обратился к своим воинам со следующими словами:
  
   Приказал он войску, чтобы десятки тысяч воинов окружили эту крепость.
   Разрушили ее снарядами [выпущенными] из баллист,
   Потоками крови залили колодцы [защитников] этой крепости,
   Сорок дней шумело войско, а из крепости ни разу не выстрелили.
  
   Затем Александр Македонский обратился к аскету-отшельнику и попросил у него помощи. Этот аскет сотворил искреннюю молитву, и эта крепость и весь ее гарнизон сдались /15/.
   Достоен упоминания тот факт, что Дарбандом называется район, расположенный в начале Панджшерской долины, где до сих пор существуют развалины крепости.
   Перевал Хавак высотой 3600 м над уровнем моря, соединяющий районы южного и северного Афганистана, в средние века считался самой лучшей дорогой, связывающей две части страны, и полагают, что войска султана Махмуда Газневи /16/, а позже монголы использовали именно этот путь.
   После вторжения монголов [в Афганистан] Ибн Батутга так описал свои впечатления о путешествии в район Панджшера в сочинении "Сафарнаме": "Прибыли мы в место, называемое Панджхиром; [слово] "хир" имеет значение гора, а слово Панджхир означает "Пять гор ". Видел я там красивый и благоустроенный город, построенный на берегу большой синей реки. Монгольское войско Чингиз-хана разрушило этот город, и потом его больше не восстанавливали. Река эта имеет свои истоки в бадахшанском Кухисгане. Известные бадахшанские рубины добываются именно там. Мазар44 шейха45 Маки расположен в этих местах, и люди его посещают" /17/.
   Бартольд46 в своем научном сочинении сообщает, что сражение Джалал ад-Дина47 с войсками Чингиз-хана произошло в Парване. Монгольские воины прибыли туда через Панджшер. Эти разбойники после своего поражения позорно второй раз с тяжелыми потерями бежали из Панджшера к Чингизхану. Они не были уничтожены лишь потому, что разрушили за собой мост. Вслед за Чингиз-ханом через перевал Хавак в Панджшер прибыли отряды Тимурланга [Тимура]48. Жители Андараба просили его защитить их от нападений нуристанцев49. Оттуда его отряды с огромными трудностями дошли до местности Катур [в настоящее время ущелье Пушал в Нуристане]. В той местности до сих пор на камне сохранилась надпись, посвященная этим событиям /19/.
   Среди других завоевателей, проходивших через Панджшер с целью завоевания районов к югу от Гиндукуша и областей на индийском субконтиненте, следует упомянуть Захир ад-Дина Мухаммада Бабура /20/. Профессор Адамек50 в своем труде "Историко-политический словарь Афганистана" говорит так: " Панджшерцы -- отличные солдаты. После царствования Тимурланга они в течение длительного времени были правителями, которые успешно занимали кабульский трон; это ущелье было часто местом политических столкновений. Многие из них со времен Дост Мухаммада51 были военачальниками [кабульских правителей], однако следует заметить, что они ничего не платили казне. Панджшерцы вооружены фитильными ружьями и длинными, похожими на сабли ножами. Панджшерцы, так же как и кухистанцы, обычно таджики по происхождению и сунниты52. В их мировоззрении нет ничего древнего. Они очень религиозны, поскольку во времена, предшествовавшие правлению Захир ад-Дина Бабура53, были кафирами54 и их мусульманизация проходила с большим трудом" /21/.
   Исламизация Панджшера имела место во времена Бабур-шаха, и по этому поводу имеются некоторые соображения, которые я хотел бы здесь привести:
   1. Все походы султана Махмуда Газневи, которые он осуществлял с целью распространения ислама, проходили через Панджшер. Вызывает удивление, что, проходя через эту долину, он не обратил ее население в ислам, хотя эта местность и находится на торговых путях, связывающих Газни с другими частями его государства, расположенными на севере современного Афганистана.
   2. Ибн Батутта в своих сочинениях сообщает, что в Панджшере находится зийарат Абу Сайда Маки, пользовавшийся почитанием со стороны местных жителей, что может вызвать удивление, так как этот район был заселен кафирами.
   Вне сомнения, что именно Панджшер. районы Кабула и Нуристан были исламизированы в последнюю очередь, хотя в Афганистане в целом ислам утвердился уже ко времени начала господства Омейядского халифата55 /22/.
   В одном народном предании рассказывается о том, что во времена правления династии Абдали56 отношения между центральным правительством и Панджшером были довольно сложными и Панджшер продолжал сохранять свою независимость до тех пор, пока Тилгур-шах -- сын Ахмад-шаха58 не отправил туда свое войско. В результате происков Замаррод-шаха командующий панджшерским войском был взят в плен солдатами Тимур-шаха. Его отвезли в Кандагар и бросили под ноги слона. По этому поводу здесь уместно привести бейт из стихотворения, написанного одним панджшерским поэтом:
  
   Замаррод-шах--твое сердце подобно морю.
   Не увенчались успехом твои мечты.
   Отрезали твою голову, как принесенный в жертву цветок рейхана.
   О, Замаррод-шах.
  
   В прошлом веке главы мухаммадзайской династии60, такие, как Дост Мухаммад-хан, эмир Шер Али-хан61 и Абд ар-Рахман-хан62, пе-риодически проходили со своими войсками через это ущелье, а иногда там происходили сражения, как, например, бой между войсками Шер Али-хана и Абд ар-Рахман-хана, закончившийся смертью сардара Файз Мухаммад-хана /23/.
   За последние 50 лет из числа тех, кто проходил по долине Панджшера с целью завоевания северного Афганистана, следует упомянуть сайида Хусайна--наиб ас-салтане, эмира Хабибуллу-хана Калакани65, а также Шах Махмуд-хана -- министра обороны короля Надир-хана66.
   Вплоть до 1964 г., т.е. до открытия автомобильного тоннеля Саланг, именно через долину Панджшера проходила главная дорога, связывавшая районы северного и южного Гиндукуша; все купцы и завоеватели использовали именно этот путь. Открытие тоннеля Саланг нанесло тяжелый удар по экономике Панджшера.
  

Древние шахты Панджшера

   Панджшер -- узкое, каменистое ущелье; земель, пригодных для сельского хозяйства, в нем мало. Население Панджшера не было занято лишь одним земледелием. Они также разрабатывали месторождения полезных ископаемых, которыми эта долина была известна уже более чем тысячу лет.
   Истахри67, написавший свое знаменитое географическое сочине-ние в 951 г.н.э., так описывал Панджшер: " Панджшер -- город с населением в 10 тысяч человек, расположенный на горе. В нем есть сады, цветники и проточная вода, но его жители не занимаются сельским хозяйством."
   Этот арабский автор, приводящий в своей книге сведения о размерах хараджа68, взимавшегося с Хорассана69, Систана70 и Кабулиста-на71, сообщал, что во времена правления Абдуллы Ибн Тахира (828-846) лишь с одной Панджшерской долины в казну правителя поступала в качестве этого налога сумма, исчислявшаяся в 160 500 дирхемов /24/. Только из одной этой цифры можно сделать вывод о богатстве долины с ее многочисленными серебряными рудниками. Вслед за Истахри другой видный арабский ученый -- Ибн Хаукал сообщает в своем сочинении о том, что Панджшер богат серебром: "Если (сложить) добычу всех серебряных копей, расположенных между районами Гура72, Ферганы73 и Усрушаны74, то возможно это и будет больше, чем то количество серебряной руды, что добывается в Панджшере -- и это может быть рассмотрено как доказательство бедности рудников этой долины ". Этот же автор в другой книге под названием "Сурат ал-Ард", написанной в 976 г., сообщал, что "серебро -- основной предмет торговли жителей Панджшера"/25/.
   Мукаддиси75 также приводит сведения о том, что горы Панджшера были богаты серебром. Ла Стрейндж сообщает следующее: " В рудниках Панджшера добывается много серебра, и со времен (династии) Саффаридов76 , правившей в III в. хиджры77 , этот район стал одним из центров чеканки монет. Естественно, что эти местные дирхемы чеканились от имени халифов династии Аббасидов78, и такие монеты сохранились от времени правления Якуба Лайса Саффари" /26/.
   Видный историк Бартолъд в своем сочинении "Туркестан-наме" оценивал серебряные рудники долины Панджшсра как самые богатые в восточных районах исламского мира. В предисловии к географическому сочинению "Худуд ал-Алам"79 он писал, что серебро, добытое в рудниках Панджшера и местности Джарибе (Джарйаб), поступало в Андараб, в котором из него чеканили дирхемы /27/.
   Якут Хамри80, который, по мнению большинства исследователей, сам не бывал в городах Хорассана, но собрал большой фактический материал о них, так писал об этой долине: "Панджшер -- город, расположенный в области Балх81. В этих горах много серебра. Тамошние люди богаты имуществом и деньгами. Серебряную руду панджшерцы добывают, прокапывая в горах отверстия, и поэтому они стали подобны решету (так в них много входов в шахты), и роют так до тех пор, пока они не дойдут до серебра. Люди, занятые этим промыслом, получают большие доходы, и иногда они находят такое место, что они сами и их наследники получают большой доход, а иногда и разоряются. А иногда бывает так, что нападают на жилу, а другой человек, роющий из другого места, нападает на ту же жилу, и в этом случае в Банджхере принято так: кто первый дойдет до серебра, тот и становится владельцем всей жилы, а все усилия и работа другого идут прахом. Если же они оба одновременно достигают серебра, то оба горняка становятся компаньонами. Копают они в своих выработках обычно до того времени, как их лампы начинают тухнуть (Из-за недостатка кислорода.--С.Г.)" /28/.
   В настоящее время в разных местах долины р. Панджшер в горах и скалах видны отверстия. Вне сомнения, что это входы в древние серебряные шахты и рудники, где раньше население этих мест добывало серебро.
   Следует отметить, что на территории, которая сейчас носит наименование Панджшер, в 3-5 вв. хиджры (10-12 вв.н.э.) находились 2 города, называвшиеся Панджхер и Чарпайя. В настоящее время древняя Чарпайя соответствует населенному пункту Чаркарийа. Этот город упомянут и в предисловии Бартольда к сочинению "Худуд ал-Алам " в форме Джариба; в самой книге это место также упоминается в форме Джарйана и Хариана.
   Истахри так пишет об этих местах: "(Город) Чарпайя меньше, чем Панджшер, и в обоих из них есть серебряные рудники, и местные люди в них трудятся. В городе Чарпайя сады, цветники и пашни малы и не имеют значения. Река Панджшер протекает через Чарпайа, доходит до Парвана, а затем течет в Индию" /29/. В сочинении Мухаммада Ибн Махмуда Туей "Аджаиб ал-махлукат" этот район упоминается под названием "Кари' албакра", значение которого понять трудно. Следует изменить это название на "Арба" кари", и тогда это будет обозначать "Четыре деревни", т.е. Чаркарийа /30/.
   Первая деревня, лежащая ближе всего к Панджшеру на пути из Чаркарийа, носит название Амраз. По-видимому, в древности эта расположенная между двумя городами деревня носила название Марз. В любом случае оба этих древних города, и Панджшер и Чаркарийа, носили собирательное название Панджшер.
  

Происхождение жителей местности

   Большинство жителей Панджшера являются таджиками; неболь-шая их часть -- хазарейцы82, проживающие в деревнях Джир Али, Санг-хан, Баба Али, Гулаб-хел и Астана волости Дара.
   Таджики, составляющие большинство населения этой долины, считают, что их предки около 700 лет тому назад переселились в эти места из района Дахбек83, находящегося под Самаркандом. В отношении местных хазарейцев в сочинении "География народонаселения Афганистана" говорится, что они являются потомками войск татаро-монголов. Автор этого сочинения полагает, что отряды Чингиз-хана, отчаявшись прижать к реке Инд и разбить войска Джелал ад-Дина, начали отступать через труднопроходимые горы Гиндукуша в сторону Самарканда. Когда монгольские воины проходили через долину Панджшера, некоторые из них остались там, и их потомки проживают в этой части Афганистана до сих пор /31/.
   Однако на самом деле панджшерские хазарейцы поселились здесь много позже, чем имели место походы Чингиз-хана, что противоречит данным автора этой книги. Маловероятно, чтобы солдаты победоносной армии Чингиз-хана могли выбрать себе местом жительства такой мало удобный с точки зрения земледелия и скотоводства район, как Панджшер.
   Известно, что в те времена, когда монголы властвовали на боль-шей части Азии, они долго проживали в Афганистане в городе Кандагар84 и лишь в эпоху Ахмад-шаха Абдали были выселены оттуда в такие отдаленные места, как долина Панджшера и в район долины реки Гурбанд85. Заслуживает внимания тот факт, что хазарейцы -- жители этих двух районов являются суннитами и осознают близость своего происхождения.
   Таджики -- истинные арийцы, прибывшие сюда за тысячелетия до н.э. из районов к северу от Гиндукуша, и их происхождение определяется их обычаями, традициями, языком дари и культурой.
  

Природное и политическое устройство Панджшера

  
   Панджшер -- длинная и узкая долина, окруженная, подобно крепости, со всех сторон высокими горами. К ней справа и слева подходит множество мелких ущелий. Эта долина расположена к северо-востоку от Кабула -- столицы Афганистана и граничит с провинциями Парван, Каписа, Лагман, Бадахшан, Тохар и Баглан. Саланг -- называемый в народе горлом Кабула, расположен по соседству с Панджшером, так же как и важный военный аэродром Баграм. Вследствие этого бойцы Панджшерского фронта всегда имели возможность оказывать военное давление на эти 2 стратегически важных пункта.
   Панджшер расположен в южных отрогах Гиндукуша, и он отделяет его от севера страны. Значительная длина долины способствовала тому, что противнику приходилось растягивать свои силы и коммуникации. Горный характер местности давал значительные преимущества для муджахедов, и самыми главными из них были следующие:
   1. Горная местность создавала благоприятные условия для наблюдения за противником.
   2. Действия авиации и артиллерии в горах менее эффективны, чем в равнинной местности.
   3. Оборона в горной местности отличается стойкостью и устойчивостью.
   4. Существуют широкие возможности для строительства укреплений и убежищ, которые не знакомый с местностью противник в случае, если он не обладает преимуществом в силах, не имеет возможности уничтожить или окружить.
   Важным фактором является также и то, что высота хребтов Гиндукуша в районе Панджшера, подобно волнам моря, увеличивается по мере удаления от долины, что создает очень удобные условия для ведения партизанской войны, тактика которой выражается формулой "Атакуй и отступай ". Устья второстепенных ущелий, подходящих к долине Панджшера с обеих сторон, расположены друг напротив друга: так, например, ущелье Фарадж -- напротив ущелья Заманкур, Тавадж -- напротив ущелья Абдара, Хисарак -- напротив Чамалуде, Паранда -- напротив ущелья Манджхур. Эта особенность горного рельефа Панджшера давала возможность муджахедам наносить удары по врагу, находящемуся в главной долине, из своих баз, расположенных в верхней части второстепенных ущелий, а также атаковывать врага сразу с двух сторон.
   Несомненно, что горный характер местности наложил свой отпечаток на жителей Панджшера: это смелые, упорные, спокойные, уверенные в себе люди, а именно эти качества столь необходимы во времена джихада. Эти стороны их характера облегчали им ведение боевых действий в начальный период войны, поскольку они уже умели действовать в горной местности.
   Поскольку этот район граничит со многими провинциями и местностями страны, пути, ведущие в Панджшерскую долину, многочисленны, и противник не мог одновременно перерезать все его линии снабжения.
   Благоприятствовал муджахедам также и климат Панджшера: не столь холодный зимой и не изнурительно жаркий летом.
   По всей видимости, Панджшер является самым густонаселенным районом Афганистана, хотя он всего лишь уезд, а не провинция. Так, например, в Панджшере проживает больше людей, чем во всей провинции Нимроз86. Однако земель, пригодных для сельского хозяйства, в нем очень мало. Вследствие этого лишь незначительное число панджшерцев занято земледелием и скотоводством, и доходы от этих двух занятий не удовлетворяют потребностей населения долины.
   Значительная часть уроженцев Панджшера проживает за его пределами и занята государственной службой, ремеслом и торговлей. Вследствие этого многие панджшерские юноши могли безболезненно становиться муджахедами, поскольку у них не было возможностей заниматься земледелием и скотоводством в самом Панджшере, а, с другой стороны, наличие значительного числа панджшерцев, проживавших за пределами долины, давало им возможность заниматься сбором информации в интересах муджахедов, учиться и оказывать материальную помощь делу джихада. Поскольку долина Панджшера была ареной кровопролитных боев с русскими агрессорами, значительная часть ее населения была вынуждена покинуть свою родину и поселиться в других районах страны, где они получали помощь со стороны своих земляков, живших там ранее. Из-за того, что благосостояние жителей долины Панджшер не находилось в прямой зависимости от состояния экономики этой местности, панджшерцы не страдали столь сильно от лишений войны. Значительная вовлеченность уроженцев Панджшера в занятия наукой, культурой, управлением, торговлей и техникой способствовала тому, что мировоззрение и мышление жителей Панджшера развивались очень быстро, и они в этом плане стоят на втором месте в стране после жителей Кабула.
   В экономическом плане большое значение имел тот факт, что в верхней части долины имеются значительные месторождения драгоценных камней и прежде всего изумрудов. Население этих районов вело их добычу, получая таким образом определенный доход от продажи добытых драгоценностей, а Панджшерский фронт, взимая 20 %-ный налог с добытых камней, извлекал выгоду и для себя.
   Единство и нерушимость рядов панджшерцев широко известны во всем Афганистане. Это объясняется этническим, лингвистическим и культурным единством жителей долины, а также и их религиозностью. Все эти факторы способствовали организационному единству Панджшерского фронта, и его поддержание было делом чести жителей этого района.
   Учитывая вышесказанное, следует подчеркнуть, что Панджшер имеет особое положение в пределах Афганистана. Физические особенности его населения, отлично приспособленного к ведению войны, смелость и хладнокровие панджшерцев, которые экономически слабо связаны с земледелием и скотоводством, благоприятный климат -- все эти факторы играли положительную роль в успехах Панджшерского фронта.
   Ахмад-шах Масуд, используя свой опыт и большую работоспособность, сумел превратить Панджшерский фронт в образцовое объединение муджахедов, которые достигали во время джихада больших успехов.
  

Панджшер и джихад в Афганистане

   Однажды у Мехди Базаргана87--лидера освободительного движения Ирана спросили: "Кто является вождем этой страны?" Он ответил: "Положительный вождь иранской нации--имам88 Хомейни89, отрицательный--Мухаммад Реза-шах90". М.Базарган обратил внимание на то, что в каждой революции есть положительные и отрицательные лидеры. В исламской революции Афганистана значительную роль сыграли отрицательные лидеры, которые своими делами и шагами способствовали возникновению и увеличению возмущения афганского народа. Новоявленные коммунисты, пришедшие к власти, своими промахами и ошибками возбудили ненависть афганского народа против режима Тараки91, и их действия имели более важное значение, чем агитация и действия вождей джихада. Коммунисты оскверняли и уничтожали религиозные святыни исламского афганского народа. Вскоре терпение народа иссякло, и он начал оказывать сопротивление коммунистическому режиму во всех районах и местностях Афганистана. Притеснения, пытки и насилия, чинимые коммунистами, довели правоверный афганский народ до такого состояния, что почти одновременно по всей стране начались и стали шириться народные восстания против режима Тараки. Восставший народ освободил много провинций и городов от притеснения коммунистов. Вожди джихада, со своей стороны, готовившиеся начать широкомасштабную партизанскую войну против коммунистического режима, не смогли сдержать и контролировать чувства народа и приостановить всенародное восстание.
   Этот период, длившийся всего лишь один год, был самым кровавым периодом джихада. В то время тысячи мусульман, в том числе женщин, детей и стариков, погибли от рук коммунистов. Наиболее наглядные тому примеры -- восстания в марте 1979 г. в Герате92 и восстание в феврале 1980 г. в Кабуле.
   В это же время и долина Панджшера стала ареной кровопролитных боев; десятки людей погибли в ходе исламского восстания, когда на две недели этот уезд и обе входившие в него волости были полностью освобождены от коммунистов. Коммунистический режим Тараки столкнулся с серьезной опасностью. Афганский народ был близок к его уничтожению. Русские для того, чтобы сохранить свои позиции в Афганистане, приступили к задолго готовившейся ими агрессии против нашего народа.
   Прямая агрессия русской армии в Афганистане увеличила гнев афганского народа по отношению к коммунистическому режиму в Кабуле и еще больше раздула огонь войны в стране. Внимание всего мира в то время было приковано к Афганистану.
   Вторжение русской армии ликвидировало возможность свержения кабульского режима и поставило афганский народ перед дилеммой: "Свобода или смерть". Приход армии агрессора ослабил надежду народа на скорую победу. Народ все больше стал поддерживать идею партизанской войны, и эти события стали началом длительной борьбы. Командиры муджахедов приступили к формированию первых отрядов партизан и начали первые атаки против русских агрессоров и их кабульских марионеток. Если раньше муджахеды уделяли основное внимание агитации и пропаганде в рядах афганской правительственной армии, то после прихода русских агрессоров основное внимание было уделено попыткам превратить фронты муджахедов в некоторое подобие регулярной армии. Ранее командирами муджахедов были в основном местные влиятельные лица (традиционные лидеры), которые вели бои на ограниченном театре военных действий немногочисленными силами племенных отрядов. Руководители Панджшера в то время уже разработали единый план партизанской войны, и его реализация способствовала превращению этого района в самый мощный фронт борьбы против русских агрессоров и превратила эту долину в путеводную звезду и знамя джихада.
   Горький боевой опыт и бессмысленные экономические траты привели к тому, что русские агрессоры были вынуждены внести изменения в свою военную политику. Финансовые и экономические затраты на ведение войны легли тяжелым бременем на плечи русских. Многочисленные фронты муджахедов уже не раз показывали им свою силу и мужество. Их боевые действия стали важным фактором в развитии джихада. Однако в большинстве случаев они не имели планов решения экономических проблем или программ восстановления районов, пострадавших от войны. Иногда фронты муджахедов соперничали друг с другом, что было на руку русским агрессорам. Нельзя также пройти мимо того факта, что противник пытался расколоть единство муджахедов.
   В связи со всеми этими изменениями у муджахедов сформировались 2 основных типа фронтов:
   1. Фронты активные и подвижные (т.е. действующие на широком фронте).
   2. Фронты пассивные.
   Русское командование быстро узнало об этом и стало направлять свои удары в основном против активных фронтов муджахедов, не атакуя пассивные фронты, не принимавшие активных действий против агрессоров и кабульского режима. Это было связано с тем, что со стороны пассивных фронтов им не грозила опасность. Многие из акций, которые по логике вещей должны были осуществлять русские агрессоры, реализовывались в ходе междоусобных столкновений между различными группами муджахедов. Отсутствие единства действий в стане муджахедов вызывало опасения у афганского народа и было лишь в интересах русских. Однако в случае крупного наступления русских войск муджахеды все же отбрасывали свои противоречия и выступали против агрессоров единым фронтом. Панджерский фронт справедливо считался одним из самых организованных и мощных оплотов джихада, которого русские агрессоры очень опасались. Именно поэтому эта долина стала одной из главных целей русских наступлений и районом ожесточенных и кровопролитных боев. Серия наступлений русских войск на Панджшерскую долину показала лидерам этого фронта, что он не сможет в одиночку добиться решающей победы над русскими и нанести им такие удары, которые могли бы привести к поражению русской армии. В связи с этим руководители фронта пришли к выводу, что одной из главных задач является налаживание единства действий между территориально близкими друг другу фронтами. Руководители фронтов муджахедов, расположенных на севере Афганистана, создали так называемый Наблюдательный совет, в котором фронт Панджшера играл важную роль. Этот совет объединил военные и политические усилия всех фронтов, действовавших в 5 северных провинциях Афганистана (Парван, Тохар, Каписа, Баглан и Кундуз), что было достойным ответом на действия русской армии. Впоследствии стали создаваться подобные же объедине-ния на западе и юге Афганистана, и в них главную роль играло Исламское общество Афганистана.
   С уходом русских захватчиков из Афганистана война в этой стране не прекратилась. Освобождение родины от агрессоров было самым большим завоеванием афганского народа, которого он добился в ходе более чем десятилетней героической борьбы. Новый этап, наступивший в развитии джихада в Афганистане, характеризовался успехами муджахедов в создании новых отрядов и организационных структур. К счастью, существование Наблюдательного совета (деятельность Пан-джшерского фронта наряду со многими другими фронтами осуществлялась и координировалась в рамках этого совета) способствовало проведению целого ряда неотложных мероприятий, игнорирование которых могло бы привести к военному поражению муджахедов. Принимая во внимание существовавшую тогда ситуацию и веление времени, Наблюдательный совет реформировал организационную структуру всех своих боевых отрядов и создал "исламскую армию", которая приступила к проведению серии широкомасштабных наступлений на основные центры правительства.
   Неудачи, постигшие муджахедов под Джелалабадом93 и Хостом94 в 1989 г., показали создателям Наблюдательного совета, что в случае сохранения его старой структуры достижение решительной победы над войсками режима невозможно. В связи с этим совет прилагает большие усилия к тому, чтобы не только обновить и усилить военные структуры, но также подготовить почву для создания политических условий, которые в будущем будут способствовать созданию единого совета, объединяющего всех полевых командиров Афганистана. Создание такого совета будет иметь своей главной целью начало проведения широкомасштабного и организованного наступления на режим. Надеюсь, что в будущем, когда у меня будут более широкие возможности, чем сейчас, я еще вернусь к этой теме.
   Короче говоря, дела Панджшерского фронта и его роль в деле джихада были не только сердцем, но и базой надежды на победу муджахедов и всего народа Афганистана. Активная деятельность этого фронта способствовала созданию основы для взаимодействия и единства многочисленных фронтов муджахедов в стране и, даст Бог, в будущем будет причиной скорой гибели коммунизма в Афганистане.
  

КОММЕНТАРИИ

   1. Муджахед--арабско-персидский термин: буквально--человек, ведущий джихад, борец за веру, защитник и распространитель ислама. В Афганистане, муджахедами называли членов и бойцов различных исламских военно-политических организаций, партий и обществ: которые вели вооруженную борьбу против кабульского режима Народно-демократической партии Афганистана (впоследствии партия "Отечество") и частями ограниченного контингента советских войск. В отечественной литературе этот термин широко используется и в форме моджахед.
   2. Джихад--борьба за веру, в защиту и за распространение ислама, священная война. Согласно доктрине ислама каждый мусульманин обязан принимать участие в джихаде, если его родина подверглась агрессии извне в особенности со стороны неисламского государства, а также в случае, если к власти в стране пришло правительство, проводящее "антиисламский курс."
   3. Ахмад-шах Масуд--родился в 1953 г. в деревне Джангалак в долине Панджшера в семье военного. Учился в кабульском духовном лицее "Абу Ханафийа" и кабульском университете. Был активным членом организации "Исламская молодежь", поначалу выступавшей за исламизацию системы образования, а впоследствии и всех сторон жизни Афганистана. В 1975 г. возглавил антиправительственное выступление в долине Панджшера, а после его поражения эмигрировал в Пакистан. По некоторым данным проходил военную подготовку в рядах палестинских отрядов сопротивления. В 1979 г. вернулся на родину и вскоре встал во главе вооруженного сопротивления в Панджшере. Входил в состав руководства Исламского общества Афганистана. Прославился удачными операциями против афганских правительственных войск и частей ограниченного контингента советских войск. Занимал должность главы Контрольного совета, объединявшего муджахедов севера Афганистана. С начала мая 1992 г.-- министр обороны Исламского государства Афганистан.
   4. Исламское общество Афганистана--одна из самых мощных исламских фундаменталистских организаций. Создана профессором кабульского университета Бурхан ад-Дином Раббани в начале 70-х годов на базе организации "Исламская молодежь". Основными районами боевой деятельности этой организации были северные, северо-восточные и западные районы Афганистана, заселенные в основном таджиками, узбеками и другими непуштунскими народами. В период борьбы с режимом НДПА Исламское общество Афганистана выступало за создание в стране исламского государства.
   5. Кабул--столица Афганистана с 1773 г., главный политический, эко-номический и культурный центр страны. Расположен в горной доли-не на высоте 1700 м над уровнем моря на берегу одноименной реки. Кабул лежит на важном торговом пути, связывающем Афганистан через Хайбарский проход с Пакистаном и Индией. В 1992 г. в Кабу-ле проживало почти 2 млн человек, а к 1996 г. вследствие продолжающейся в стране гражданской войны, эпицентром которой является этот город и его окрестности, численность его жителей упала до 300 тыс.
   6. Гиндукуш--горная система в Афганистане и северном Пакистане, одно из ответвлений Гималаев. Самая высокая точка--гора Тирич Мир--7690 м., расположенная на стыке афгано-пакистанской границы. На территории Афганистана Гиндукуш протянулся более чем на 400 км с востока на запад, разделяя страну на южную и северную части.
   7. Парван--провинция на востоке Афганистана. Главный город-- Чарикар. Через территорию Парвана традиционно проходили важ-ные торговые пути, связывавшие северный и южный Афганистан.
   8. Ханифитский толк ислама--одна из четырех богословско-правовых школ--мазхабов ислама. Распространен на территории Афганистана. Отличается лояльным отношением к обычному /племенному/ праву как дополнительному, второстепенному источнику правовых норм.
   9. Дари--один из официальных /наряду с пушту/ языков Афганистана. Входит в иранскую группу индоевропейских языков. Распадается на значительное число диалектов и говоров. Большинство его носителей проживает в северных и центральных районах страны, Кабуле и его окрестностях. Близок таджикскому и современному персидскому языкам. Ранее его называли "фарси--кабули"--кабульский персидский или просто "кабули". Находится в процессе становления, не все его литературные нормы устоялись.
   10. .Каписа--провинция на востоке Афганистана. Центр--Махмудраки.
   11. Богдан--город и центр одноименной провинции на севере Афганистана.
   12. Тохар--провинция на северо-востоке Афганистана. Центр--город Таликан.
   13. Бадахшан--горная провинция на крайнем северо-востоке Афганистана. Главный город--Файзабад.
   14. Лагман--провинция на востоке Афганистана. Центр--город Мехтарлам.
   15. Махмуд Газневи--султан из династии Газневидов. Правил с 998 по 1030 г. Прославился своими удачными походами в Индию, Иран и Среднюю Азию. Стоял во главе мощного и обширного государства с центром в городе Газни в Афганистане.
   16. Газни--город к юго-западу от Кабула--центр одноименной провинции.
   17. Зал--персонаж эпической поэмы великого иранского поэта Абул Касема Фирдоуси--"Шахнаме" ("Книга царей").
   18. Рустам--один из главных персонажей поэмы "Шахнаме", легендарный герой древнего Ирана. Отец Зала.
   19. Шахнаме--эпическая поэма А.К.Фирдоуси (940-1020), включающая в себя мифы, исторические хроники и сказания иранского народа.
   20. Лаким Туей--ираноязычный поэт (начало XI--конец 80-х годов XI в.)--известен также под именем Асади Туей. Автор героико-эпичсской поэмы "Гершасп-наме", написанной в подражание "Шах-наме" Фирдоуси и одного из первых толковых словарей персидского языка "Лугат-и фуре".
   21. Ливан--открытая с одной стороны галерея, помещение под навесом, примыкающее к дому.
   22. Кухистан--название исторической области, лежащей к востоку от Кабула, дословно--горная страна. В Афганистане этим термином часто называют также любое возвышенное место.
   23.Гулбахар--город, промышленный центр в провинции Парван.
   24. Мулла--мусульманский священнослужитель, знаток мусульманского ритуала, учитель религиозной школы, ученый человек.
   25. Мухаммас-- строфическая форма в поэзии стран Ближнего Востока. Пятистишие на одну рифму, в котором первые три строки принадле-жат автору мухаммаса, а последние два являются своего рода цита-той из стихотворения другого поэта. Первые три строки в большинстве случаев комментируют две последующие.
   26. Хаджи--почетное звание мусульманина, совершившего паломничество-хадж в священный город всех мусульман, родину пророка Мухаммада--Мекку.
   27. 3ийарат--объект паломничества, во многих случаях место захоронения мусульманского святого. Сам процесс посещения подобного объекта приносит божественную благодать и благославление--барака и способствует исполнению желаний.
   28. Хинди--государственный и один из самых распространенных языков Индии. Принадлежит к индо-арийской группе индоевропейских языков.
   29. Авестийский язык--язык священных книг Авесты--древнейшего памятника иранской литературы, являющегося собранием сакральных текстов зороастризма. Авестийский язык--древнейший из иранских языков.
   30. Пехлевийский язык--старое название среднеперсидского языка, бывшего официальным языком Сасанидской державы и языком зороастрийской церкви.
   31. Муин--Мухаммад Муин (род. в 1913 г.). Иранский филолог, автор множества работ по различным проблемам иранской филологии, издатель большого числа произведений классиков персоязычной литературы.
   32. Ибн Батутта--арабский путушественник (1304-1377), уроженец Северной Африки. Посетил страны Ближнего и Среднего Востока, Поволжье, Крым. Северный Кавказ, Среднюю Азию, Индию, Китай. Автор знаменитой книги "Тухфат ан--нуззар..." ("Подарок созерцающим"), которая была переведена с арабского на многие восточные и европейские языки.
   33. Дармстеттер--Дж.Дармстеттер (1849-1894)--французский востоковед-иранист. Автор перевода "Авесты". Большинство работ по-священо истории персидской литературы и афганскому фольклору.
   34. Якуби-- уроженец Хорассана ( ?--ум. в 892 г.). Автор исторического сочинения "Тарих" ("Летопись") важного источника по истории Ирана, Афганистана и сопредельных стран в VII-IХ вв.
   35. Ибн Хордадбех--иранский государственный деятель, географ и писатель (820-912). Автор географического труда--"Китаб ал--масалик ва л-мама-лик" ("Книга путей и стран").
   З6. Ябм Факих--арабский географ и писатель 1Х-Х вв. Автор книги "Китаб ал-булдан" ("Книга стран").
   37. Хорассан--обширная историческая область на северо-востоке Ирана и северо-западе Афганистана.
   38. Бамиан--главный город одноименной провинции, расположенной в центре Афганистана. Знаменит развалинами большого буддийского комплекса, включающего в себя остатки пещерных храмов и статуи Будд, высеченных в горе.
   39. Бу Шукур Балхи--персоязычный поэт (915-?), живший в Бухаре. Автор "Книги созидания" ("Афарин-наме")--дидактической поэмы-энциклопедии и ряда стихов.
   40. Зороастризм--древнеиранская дуалистическая религия, основанная на вере в верховное положительное божество Ахура Мазду, которому противостоит Анхра Манью. Священная книга зороастрийцев-- Авеста, древнейшие гимны которой приписываются основателю этой религиозной системы--Зороастру. В настоящее время зороастризм в основном исповедуется так называемыми парсами, проживающими по большей части на территории Индии в окрестностях Бомбея. Вследствие особой святости и ритуальной чистоты огня для приверженцев этой религии зороастрийцев иногда называли огнепоклонниками.
   41. Маг--зороастрийский священнослужитель и хранитель устной традиции Авесты.
   42. Андараб--уезд провинции Баглан, расположенной на севере Афганистана.
   43. Низами Гянджеви--персоязычный поэт (1141-1209). Главное сочинение--знаменитые пять поэм "Хамсе" , вызвавшие впоследствии целую волну подражаний. Ему принадлежит также значительное число поэтических произведений других жанров и форм.
   44. Мазар--объект паломничества, чаще всего могила святого. Зачастую, обрастая мечетями, медресе и другими религиозными объекта-ми, становится ядром населенного пункта, который формируется вокруг священного места.
   45. Шейх--старейшина, глава племени, рода, семьи. Почетный титул глав религиозных братств, ремесленно-торговых корпораций и цехов и просто образованных и благочестивых людей.
   46. Бартольд В.В.--(1869-1931) крупный русский востоковед, специалист по проблемам истории, экономики и культуры стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Кавказа.
   47. Джалал ад-Дин--последний правитель из династии Хорезмшахов, правил с 1220 по 1231 г. Его правление прошло под знаком героических, но неудачных попыток борьбы с монгольскими завоевателями, уже захватившими к тому времени большую часть его владений.
   48. Тимурланг (Тимур)--основатель и первый правитель династии Тимуридов. Правил в Самарканде с 1307 по 1405 г., заложил основы одной из величайших империй средневековья на Ближнем Востоке и Центральной Азии.
   49. Нуриспюнцы--собирательное название ряда близкородственных племен и народностей, обитающих в исторической области Нуристан на крайнем востоке Афганистана, Эгот горный и крайне труднодоступный район, называвшийся афганцами Кафиристаном, т.е. страной неверных, был включен в состав страны лишь в 1895 г. Тогда же началась и его исламизация, поскольку до завоевания его афганцами местное население было язычниками.
   50. Адамек--Л.Адамек--современный американский афганист, автор, редактор и издатель большого числа трудов по истории, экономике и культуре Афганистана.
   51. Даст Мухаммад--эмир Афганистана из династии Баракзаев. Правил страной с перерывами с 1819 по 1863 г. Большую часть жизни про-вел в борьбе с иностранными завоевателями--англичанами и заговорами. К концу жизни объединил страну.
   52. Сунниты--приверженцы одного из двух главных направлений ислама--суннизма.
   53. 3ахир ад-Дин Бабур--основатель и правитель династии Великих Моголов, выходец из Средней Азии (1483-1530 ). Захватив в 1504 г. Кабул, он начал серию завоевательных походов в Индию, приведших к созданию империи.
   54. Кафиры--немусульмане, неверные, название жителей Кафиристана до его присоединения к Афганистану.
   55. Омеиядский халифат--государство, во главе которого стояли халифы--главы мусульманской общины, "заместители пророка Мухаммада" из рода умайа.
   56. Абдали--самое значительное по численности и влиянию объединение афганских племен, из которого происходили все династии афганских правителей, стоявших во главе государства с 1747 по 1973 г. В середине XVIII в. было переименовано в Дуррани.
   57. Тимур-шах--правитель Афганистана из династии Дуррани. Правил с 1773 по 1793 г. Сын Ахмад-шаха Дуррани.
   58. Ахмад-шах--основатель и первый шах из династии Дуррани (1724-1773). Правил с 1747 по 1773 г. Создал большую по территории империю, включавшую в себя земли не только Афганистана, но также значительную часть северной Индии и Пакистана, часть восточного Ирана.
   59. Рейхан--ароматическое пряное растение, широко применяемое при приготовлении пищи в странах Ближнего и Среднего Востока. Другое название--базилик.
   60. Мухаммадзаи--род афганского племени баракзаев, входящего в состав объединения племен Дуррани.
   61. .Шер Али-хан--афганский эмир из династии Баракзаев--сын эмира Дост Мухаммад-хана. Правил с перерывом с 1863 по 1879 г.
   62. Абд ар-Рахман-хан--афганский эмир из династии Баракзаев--племянник эмира Шер Али-хана. Правил с 1880 по 1901 г.
   63. Сайид--вождь, господин. Этим термином в мусульманских странах в настоящее время обычно величают потомков пророка Мухаммада, пользующихся большим авторитетом среди верующих. Являются замкнутой и привилегированной социальной группой в рамках исламского общества.
   64. Наиб ас-салтане--вице-король, регент, заместитель.
   65. Хабибулла-хан Калакани (Гази)--(ок. 1890-1929 гг.) имя короля Афганистана, правившего с января по сентябрь 1929 г. Более известен по своей кличке Бачча-йи Сакао--сын водоноса. Глава бандитского формирования из деревни Калакан в кабульском Кухдамане, поднявший восстание против эмира-реформатора Амануллы-хана и в конце концов свергнувший последнего. Бачча-йи Сакао установил режим жестокого террора, отбросивший Афганистан назад в его развитии и разрушивший реформаторские начинания Амануллы-хана. В сентябре 1929 г. был свергнут афганскими племенными ополчениями, находившимися под командованием Надир-хана и казнен в начале октября 1929 г.
   66. Надир-хан-- (1880-1933) основатель последней афганской королев-ской династии. Правил с 1929 по 1933 г.
   67. Испшхри--персидский географ (ок. 839-934 гг.). Автор книги "Китаб масалик ва ал-мамалик" ("Книга путей стран"), содержащей уни-кальные сведения об экономике, географии и политическом устройстве Ирана и сопредельных ему стран.
   68. Харадж--поземельный налог, взимавшийся в Афганистане как натурой, так и деньгами. Его ставка находилась в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры, типа орошения, числа урожаев и ряда других факторов.
   69. Хорассан--обширная историческая область, расположенная на северо-востоке Ирана и северо-западе Афганистана.
   70. Сиспшн--историческая область на стыке ирано-афганской границы в низовьях реки Гильменд.
   71. Кабулистан--обширная историческая область, прилегающая к столице Афганистана--г. Кабулу.
   72. Гур--историческая область и западная провинция современного Афганистана. Центр--город Чагчаран.
   73. Фергана--историческая область, занимающая территорию одно-именной долины в Средней Азии. Ныне входит в состав Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
   74. Усрушана--историческая область в Средней Азии, расположенная к северо-востоку от Самарканда. Граничит с Ферганой.
   75. Мукаддиси--арабский географ X в., уроженец Иерусалима. Посетил практически все мусульманские страны. Автор обширного географического труда "Ахсан ат-такасим фи марифат ал-акалим" ("Наилучшее распределение для познания областей ").
   76. Саффариды--мусульманская династия, правившая в Иране и Афганистане с 867 по 1221 г. Ее центром была историческая область Систан, а основателем--Йакуб ибн Лайс ас-Саффар.
   77. Хиджра--переселение пророка Мухаммада и его сторонников в 622 г. из Мекки в Йасриб /Медину/, вызванное неприятием населения Мекки проповедей Мухаммада. Впоследствии было принято за начальную точку нового летоисчисления, принятого в исламских странах.
   78. Аббасиды--династия халифов, правившая с 749 по 1226 г. в Багдаде, а в Египте до 1517 г. Аббасиды вели свое происхождение от дяди пророка ал-Аббаса.
   79. Худуд ал-Алом ("Границы мира")--географическое сочинение X в., написанное неизвестным автором, содержащее краткие, но ценные сведения об Афганистане.
   80. Якут Хамри--известен как Якут ар-Рума ал-Хамави, арабский географ и писатель ХIIIII вв. Автор географического сочинения "Му'джам ал-булдан" ("Алфавитный словарь стран").
   81. Балх--один из древнейших городов Афганистана, находящийся неподалеку от города Мазар-и Шариф,--центра северной провинции Балх.
   82. Хазарейцы--народ тюрко-монгольского происхождения, проживающий в центральных провинциях Афганистана, исповедующий в основном ислам шиитского толка.
   83. Дахбек--населенный пункт, ныне входящий в состав города Самарканд.
   84. Кандагар--город на юге Афганистана. Столица страны с 1748 по 1773 г. В 1992 г. в нем проживало около 340 тыс. человек.
   85. Гурбанд--река в центральной и восточной части Афганистана.
   86. Нимроз--Самая обширная и редкозаселенная провинция на юго-западе Афганистана. Центр--город Зарандж.
   87. Мехди Базарган--председатель Временного революционного правительства Ирана, сформированного после победы исламской революции в Иране в феврале 1979 г.
   88.Ямам--предстоятель на молитве, руководитель исламской общины.
   89. Хомейни--Рухулла Мусави Хомейни (1900-1989)--политический и религиозный лидер Ирана. В 1979 г. возглавил исламскую револю-цию, свергнувшую прозападный режим шаха Ирана--Мухаммада Реза Пехлеви. Проводившиеся под его руководством преобразования способствовали превращению Ирана в страну, в которой все стороны жизни находятся под контролем мусульманских священнослужителей.
   90. Мухаммад Реза-шах Пехлеви--(1919-1980)--шах Ирана, проводивший обширную и амбициозную программу преобразований, направленную на вестернизацию страны и усиление ее военного и экономического потенциала, вошедших в историю под наименованием "Белая революция шаха и народа".
   91. Тараки--Нур Мухаммад Тараки--(1917-1979)--основатель и первый генеральный секретарь Народно-демократической партии Афганистана (впоследствии партия "Отечество"). Проводившиеся под его руководством социально-экономические и политические преобразования в стране вызвали их массовое неприятие и сопротивление со стороны населения, вылившееся в длительную гражданскую войну. Убит в октябре 1979 г.
   92. Герат-- один из древнейших городов Афганистана, расположенный на северо-западе страны. В 1992 г. в нем проживало более 400 тыс. человек. Центр одноименной провинции.
   93. Джелалабад--город на юго-востоке Афганистана, недалеко от входа в Хайбарский проход, связывающий Афганистан с Пакистаном. Центр провинции--Нанграхар.
   94. Хост--стратегически важный город в провинции Пактия на границе с Пакистаном.
  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Глава первая

   1. География народонаселения Афганистана. Азиз Ахмад Панджшери. Издательство кабульского университета. С.З.
   2. Географический атлас районов Афганистана. Издание центрального статистического управления Афганистана. Кабул.
      -- Энциклопедия Афганистана. Т.4.
      -- Бурхан-и Кати.
      -- Бурхан-и Кати.
      -- К н и г а путешествий Ибн Батутгы. Тегеран. Т. 1. С.444.
      -- Ал-Булдан. Ахмад бен Якут. 290 г.х. Перевод доктора Ибрахима Ати. Тегеран. С.64.
   8. Р а с с к а з ы из разделов о Панджшере в сочинении "Худуд ал-Алам". Нилаб Рахими. Журнал "Книга". Кабул.
   9. Фирдоуси. Шахнаме.
   10. Нилаб Рахими. Цит.соч.
      -- Худуд ал-Алам. Автор неизвестен. С.66-216.
      -- История Бейхаки. С.246-302.
      -- Афганистан в свете истории. Ахмад Али Кохзад. Кабул. С.55, 75.
  
      -- Краткая история Афганистана. Профессор Абд ул-Хай Хабиби. С.24.
      -- Шараф-наме. Хаким Низами Гянджеви. Тегеран.
  
      -- Ибн Батутта в Афганистане. На арабском языке. Профессор Халили. Багдад.
      -- Книга путешествий Ибн Батутгы. Тегеран. Т.1. С.444.
      -- Туркестан-наме. Бартольд.
      -- Афганистан на путях истории. Гулам МухаммадГубар. С.261.
      -- Нилаб Рахими. Цит. соч. (Захир ад-дин Бабур (1483-1530 гг.) основатель индийской династии Великих Моголов. Выходец из Средней Азии. Правил в конце ХУ-начале XVI в. Первой его столицей был г.Кабул.--С.Г. )
      -- Историко-политический словарь Афганистана. На английском языке. Профессор Адамек. Т.2. С.263.
  
      -- Афганистан от проникновения ислама до джихада против русских. Доктор Али ал-Бад. Джидда. С. 104.
      -- Сирадж ат-Тавари.\. Файз Мухаммад Катеб. Кабул. Т.2.С.295. (дирхам--название серебряной монеты, чеканившейся в средневековье в разных мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока.--С.Г.)
      -- Ал-масалек ва ал-Мамалек. Истахри. Лейден. С.277.
      -- Сурат ал-Ард. Ибн Хаукал. Перевод доктора Джафара Шаера. Тегеран. С. 183.
   26. Земли на востоке государства халифов. Ла-Страйндж. Перевод Махмуда Ирфана. С.379. (Якуб Лайс Саффари--основатель династии Саффаридов, правившей в восточном Иране и Афганистане с 867 по 879 г.--С.Г.)
      -- Предисловие к сочинению "Худуд ал-Алам" Бартольд. Перевод Мир Хусайн-шаха. Издательство кабульского университета. С.42.
      -- Муаджам ал-Булдан. ЯкутХамри. Бейрут. Т.1. С.489.
      -- Ал-масалек ва а л-Мама лек. Истахри. Лейден. С.277.
      -- Н и л а б Рахими. Цит. соч.
      -- Азиз Ахмад Панджшери. Цит. соч. С.19.
  

Оценка: 5.66*18  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023