Аннотация: Вторая цикла из 10 книг: "ИДЕОЛОГИЯ ЯЗЫЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ" - "Язычество, как инстинктивная общинная форма "религиозного социализма" и наилучшая надстройка для "выживания" в условиях различного рода катаклизмов..."
ЯЗЫЧЕСКОЕ ВЫЖИВАНИЕ - 2
Часть ВТОРАЯ (на правах черновика)
"Язычество, как инстинктивная общинная форма "религиозного социализма" и наилучшая надстройка для "выживания" в условиях различного рода катаклизмов..."
ОГЛАВЛЕНИЕ (страницы даны по сетевой версии ворда отступом страниц 12,5, шрифтом 12-Т, а для удобств сетевого чтения пробелом между абзацами):
1. СОСУЩЕСТВОВАНИЕ С РАСХОДЯЩЕМИСЯ ВЕРСИЯМИ БОЖЕСТВЕННОГО...
(поиск бога и определений божественной сути)
...И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
(логичные рассуждения о нелогичном)
Стр. 4
2. ФАНТАЗИИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
(крайне вольные)
Стр. 11
3. СИСТЕМНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ОТ НАЧАЛА НАЧАЛ
(корни противостояния)
Стр. 19
4. 800 ЛЕТ В ТЕНИ ДЕРЕВЬЕВ - 1 (исходные)
(кривичи-варага, латгалы, староверы-безпоповцы - экскурс в историю незамеченного Северо-Запада)
Стр. 27
5. 800 ЛЕТ В ТЕНИ ДЕРЕВЬЕВ - 2 (осевшие)
(кривичи-варага, латгалы, староверы-безпоповцы - экскурс в историю незамеченного Северо-Запада)
Стр. 35
6. ВОЗМОЖНОСТЬ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫЧЕСКОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРСИЙ ПРАВОСЛАВИЯ
Стр. 43
7. НЕВОЗМОЖНОСТЬ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА
Стр. 51
8. ЯЗЫЧЕСКОЕ ВЫЖИВАНИЕ
(оглядываясь на тысячелетие)
Стр. 59
9. ВОПРОС РЕЗЕРВАЦИЙ И ОАЗИСОВ - 1 (на примерах)
Стр. 66
10. ВОПРОС РЕЗЕРВАЦИЙ И ОАЗИСОВ - 2 (о возможностях)
Стр. 73
11. ИДЕОЛОГИЯ ЯЗЫЧЕСТВА
Стр. 80
12. ПРАВДА И КРИВДА
Стр. 88
13. ПРАВДА ВАРАГА - 1 (ИЗБОРЫ)
Стр. 95
14. ПРАВДА ВАРАГА - 2 (...)
Стр. 106
15. СКАМРАХ (приложение)
Стр. 113
16. ПРИЛОЖЕНИЕ:
"Не попутайте русалии!" или ССО СРВ КЯТ и прочая ХНЯ
Стр. 121
ПОСЛЕСЛОВИЕ к первым двум частям данной книги:
Стр. 133
- - - - - - - -
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Человек, по мнению зоологов, исключителен, стоит ("царствует") над современными млекопитающими, сам являясь, по сути, "животным стадным" (спорно!) и млекопитающим (бесспорно!), и выделяют на этом четыре уникальных отличительных, как: прямохождение, речь, пользование огнем, способность совершенствовать предметы... Гуманитарии добавляют пятое качество - "религиозность"!
Религия - это учение, которое пытается связать человека с высшими понятиями или сущностью (по определению - Богом), и сплотить между собой тех, кто в него (Бога и Учение) уверовал.
Понятие "бытие" к Богу не применимо. Впрочем, понятие "небытие" тоже. "Сущность" находится либо вне этих определений, либо поглощает их своей "всесущностью". "Пути господни неисповедимы" - равно - "Администрация ответственности не несет". Вера в доказательствах не нуждается, но как идеологии, ей в большей степени требуется количество, а не качество - многократный и настойчивый повтор опорных моментов. Это является как бы прививкой от вирусов внешней среды, но больший успех приносит самоизоляция. Большинство молодых не окрепших "религиозных общин", да и некоторые старые ("амиши", "мормоны", "старообрядцы"), если не вовсе запрещают своим рядовым членам контакты с внешней средой, то стараются их ограничить. А приглядевшись к среде, которой мы сами обитаем (речь в первую очередь идет о среде культовой) легко растерять доводы - почему им так не делать.
Какая из идеологий (речь идет о религиозных надстройках) будет более всего способствовать выживанию в грядущем Апокалипсисе?
В период манипуляций и подмен, когда старой отказывают в праве на существование, а достойной замены не предлагается, возбуждается идеология народная. Язычество (речь в первую очередь идет о северо-западной версии) здесь вроде концентрата, который способен раскрасить весь раствор. Это крупица марганца, упавшая в воду. А пока, рассмотрим временную (все временно!)... "ратификацию прав на языческую версию божественного".
"Ратификация" - это утверждение. Отрицать или подтверждать существование "староязычества" можно лишь на тех же основаниях, как и существование Бога, а именно логики или ее отсутствия:
А) Бога нет (может и был когда-то, но не бог).
Равно - "староязычников" нет (может, и были когда-то, но не язычники)
Б) Ему (богу) нет дела до нас. (Причины? Надоели, занят, спит, в самоволке...)
Равно - им (староязычникам) нет дела до вас, потому они и не заявляют о себе. (Причины? Надоели... и т.п. - см. в списке выше)
В) Мы неправильно понимаем определение Бога - он не то, что мы думаем (принято считать), потому его не видим.
Равно - Вы неправильно понимаете язычника - он не то, что вы думаете.
Г) Если Бог пришлет вестника (пророка, миссию), ему не поверят.
Равно - если язычники заявят о себе, вы их оболжете...
Алхимики пытались изменить мир. Были века, когда философы считали, что смогут, объяснив человека, а с ним и его время, улучшить то и другое. Затем этим делом занялись психологи. Фрейд был убежден, что философский камень алхимиков скрыт в местах, которые неприлично называть в обществе, и пошевелив им, вызвал оргазм у извращенцев, которые вооружившись теорией, дарующей вечную индульгенцию, изменили само общество, сделав все приличным. И с воодушевлением бросилось равнять мир под себя...
Да, человек глуп, слаб и жалок...
Да, человек мудр, силен и ...
Два полярных утверждения, и оба соответствуют действительности. Какое примите по отношению к себе, "божье творение"? Говорить нужно за себя, ибо...
Бог - нем.
До тех пор, пока люди перестанут говорить за Бога, пристраивая в его речи собственные желания?
Бог - слеп.
Любой, наблюдая за человечеством столько веков, счел бы нужным выколоть себе глаза!
Бог - глух.
Должно быть, с тех пор как появились "говорящие новости", и лжа вырвалась на свободу...
Впору задуматься: "Глухой, слепой, немой - не стал ли он таким для собственного спокойствия?"
Можем ли на основе этого делать вывод, что "пока живы люди, Богу на земле не быть"?
- - - - - - - -
1. СОСУЩЕСТВОВАНИЕ С РАСХОДЯЩЕМИСЯ ВЕРСИЯМИ БОЖЕСТВЕННОГО...
(поиск бога и определений божественной сути)
...И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
(логичные рассуждения о нелогичном)
В "Воинском Требнике", заботливо хранимом, расходящемся в тетрадях, переписываемом людьми старой веры, добавляемом и исправляемом иными переписчиками, от чего и концов теперь не найти, средь так называемого "языческого" - приемах войны и пр., вписано и этакое, позднее:
"Для сирот не Петр с ключами и вопросником у ворот, а сам Бог встречает: особую калитку отворяет - одну для воинов и сирот..." (И чья-то приписка на полях тетради: - Не мы ль сироты государства нашего?)
Еще писано:
- "Бог так поживает, как кто понимает: - лоб той верой мажут, которая больше скрипит..."
- "Божись прикормленным, а не чужими!.. "
Ну, и совсем уже нахальное: - "Будь ты хоть трижды Христос, а сволочь, что потом опохабит последний твой час, всегда найдется. Не задумывайся - ей свой крест..."
(Ирония, вносимая в Устав - признак либо здоровья веры, либо ее отсутствия, но понимания. Библия тоже начиналась со свитков, но уже никто не смеет указывать - от каких она отказалась.)
"Бог поругаем быть не может" - он слишком велик, всесущен! Этой причиной его не увидеть? И в самом деле - задайтесь вопросом: способен ли микроб оценить масштабы и форму того, с чем соприкоснулся? Нет. Способен ли повлиять? О, да! Человек - это вирус. А что касается жизнеобеспечения любого из Богов, то приходит время, когда вакцинация (против человека) перестает действовать. Но победа ли это вируса? Он исчезает вместе с носителем.
Положение дел на сегодня складывается так...
Бог - объективная реальность, пока в него веришь. Перестаешь верить, и это уже субъективная реальность.
"История засыпана обломками народов, которые утратили Бога и умерли" - сказал то ли Чамберс, то ли Нельсон Блэк. Сказано красиво, но пустозвучно, если только не соотнести понятие бога с идеей. Утратили идею и умерли? Причина - следствие?..
Сегодня, так уж случилось, мы подведены к этой грани. Время ли потребовало, чтобы возродилось родноверие? Оно ли тот росток? Как бы то ни было, по нему с ожесточением прошлись, затаптывая в грязь, хотя, скажем честно, возможности его, как явления, были переоценены изначально. Оно не опасно (и никогда не было) ни власти "светской", ни "церковной". Но это вовсе не значит, что дурную информационную игру не будут разыгрывать впредь, изыскивая и клеймя родноверие (или родоверие) как мифический "русский фашизм".
Язычество - да не оскорбит это определение (давно ставшее общим) ни одно из его течений! - казнят не кострами (это позавчерашний день), и не умолчанием (это день вчерашний) - его казнят "космосом", над ним, еще не окрепшим, надругались "мистицизмом", в него натыкали "гороскопиков"... короче - "некая эзотерика" с ним творится. Ложь всегда была и будет лучшим видом казни, поскольку недостаточно убить тело, оскорбить память, нужно извратить-уничтожить саму душу явления. Потому о нем врут "академически" ("учеными советами") и "эзотерически" (кому не лень - частным подрядом). Опаснее второе, но казни призвана "официальная наука", чтобы раз и навсегда (в который раз!) "поставить точку" в этом вопросе. Ну, и доброхоты, что с готовностью откликаются на всякий кличь "ату!" - куда бы он ни был направлен, эти готовы пинать предмет лишь пока он в "топе".
Лишь малое количество людей задается простыми естественными вопросами, а с ними приходят и к простым ясным выводам. Разве практика не критерий истины? Может, мы что-то пропустили, и открыли нечто такое, что способно отменить этот наиглавнейший из законов познания? Далеко ли отсюда до осознания, что можно не только "практиковать Бога", выбрав "лучшего", но и находить, возвращать, отряхивать пыль, живить и совершенствовать когда-то созданных.
Итак, Бог - объективная реальность, пока в него веришь. Перестаешь верить, и это уже субъективная реальность. Отсюда вопрос - материальна ли мысль? Я верую в материальность мысли, а тут уже не сложно поверить в материальность Бога. Даже выдуманного, и в большей степени выдуманного, или уж, что вернее, надуманного (равно намоленного) большим количеством людей. А если людей, желающих в него верить, огромное количество, как в христианской? Такой Бог, вне всякого сомнения, - существо материальное.
Языческие бога - прозрачные тени прошлого, но возможно так, что мысли о них оденут их в плоть, и живая кровь потечет по их жилам.
Олеся: "И кто создал человека, по-вашему?"
Автор: "Бог! И он здесь, что Плотник. А столярными (то бишь, отделочными) занимается сам человек. И здесь вопрос имеющихся у него инструментов и представлений - каким должен быть человек."
Вечный спорный вопрос. Человек ли выдумал Бога, Бог ли выдумал Человека... Мысль материальна! Важен итог. Появились тот и другой, а спор об этом сродни: - "что было раньше - курица или яйцо?"
Позитив - яблоко. Негатив - цена за яблоко. Вопрос соразмерности. Бога выступил бизнесменом каких поискать - вечный кредит, миллионные проценты...
Природа дала кредит. Бог, в понимании язычника, является Природой - он растворен в ней, он ее создал (создавая себя). Это, как бы сегодня сказали, экологическая религия, а значит, прогрессивная, если взять за основу сегодняшнее, крайне печальное, положение вещей (когда в природе ежегодно исчезает столько ее видов). И хотя бы по этим причинам экологические (читай - языческие) религиозные верования следует усиленно продвигать.
Путь "языческих общин" схож с путем "общин христианских". А странность дня сегодняшнего заключена в том, что тем и другим приходится начинать едва ли не с нулевой отметки. Не на равных основаниях? Преимущество "христианских" - кажущееся... Оно не стартовое, просто нас с середины пробега сняли. За допинг! За солнце! Уж очень было сложно склонить головы к земле. А христианство тем временем сделало круг, который оказался штрафным, и вернулось к исходному - во времена Рима.
Базовое язычество расположено под фундаментом церкви, оно и есть фундамент, на котором строилась православная вера. У язычества есть прошлое (непредсказуемое, как прошлое самой России), а его современные песчаные замки (чье рассыпание вполне естественно), сам их материал, будет использоваться вновь и вновь, тем самым создавая иллюзию неразрушимости при изменяющихся формах. Но это потому, что само явление пестуется городом, а "участников программы" можно отнести к определению - "язычники выходного дня". Однако, в настоящее время происходит создание "научной базы явления" (разумеется городом) - уверен, на этой почве будет защищен не один десяток диссертаций. И опасаюсь лишь одного, не выплеснули бы с водой "ребеночка". В смысле - Бога.
Языческая софистика говорит: - "Он единый, но не единственный!" Христианская догматика: - "Других нет!"
Язычник согласится с вами, что Бог один, а веровать, что существуют иное, - это веровать, что у него много имен, веровать в возможность ипостасей, на примере того, что белый свет способен на спектр, являть части, видимые нами. Это лучший из примеров - ведь так с помощью воды и солнца мы видим Радугу. Вот сущностью вся разница. Язычник не видит Бога в поделках, но видит его присутствие в воде, камнях, деревьях, а в большей степени в солнечном свете, дарующем жизнь.
Со слов самого Христа: "...расколи кусок дерева и Я там, подними камень и ты найдёшь Меня..." - таков древнейший апокриф, что не признан каноническим. А прими его церковь, равно как едва ли не утвердившееся "арианство" и десятки, если не сотни попыток сблизить верование с природой, ввести в него наглядную логику?
"...И давал он такого рода ответ: что же такое боги, вешаемые на стену, ведь в них нет ничего, кроме дерева и краски? - и он поэтому не желает им поклониться; гораздо лучше и разумнее обожать солнце и то что имеет жизнь..."
/Адам Олеарий о "русских язычниках" см. "Путешествие в Масковию"/
История Бога - это "борьба за умы", и процесс этот не завершен. Он никогда и не будет закончен. Это не учет приливов и отливов религий, а история накатывающихся и отступающих волн веры. Каждая волна - шлифовка, откатом она снимает патину прежнего слоя, наводит лоск, но лишает истинной преемственности. Религию делают не верой в бога, а силой амбиций дорвавшихся до права решать. И столь жестоко, бездарно, глупо, что натяжение создает раскол. Трещину в вере способно заполировать время, но раскол, самый настоящий раскол, не шлифуется.
Церковная вера утверждает существование неких сверхъестественных (высших) сил с четкой, как у нее самой, иерархией. Бог, его архангелы и далее, вплоть до святых покровителей. (Перефразируя Державина: "Иной господь силен секретарями!") И что можно снискать благосклонность этих сил, вплоть до того, что войти "в царство божье". То есть - повлиять на эти силы. (Очень тонко-скользкий вопрос для христианства.) Церковь утверждает, что влиять можно только смирением... Язычество утверждает, что Богу (высшим существам?) смирение претит, оное - рабам, детям до определенного возраста и женщинам. (Последние оказались в списке не иначе, как влиянием христианства, но они первые ему и сдались.)
Жизнь "простонародья" ничего не значит, ни одна из систем (кроме социалистической) не желает его замечать, пока он, "простолюдин", исполняет "свои обязанности" (т.е. долг, определенный властью). Простолюдин находится в вечном рабстве у системы, ему внушают, что он сам ее выбрал. Многое проходит, случается, сами системы меняются, но понятия о "простолюдинах" и их обязанностях, остаются. Удел их - мольба (когда-то богу, теперь все чаще - банку). И как уже неоднократно говорилось, единственная система, уравнивающая права управленцев с управляемыми (и даже принижающая их в сравнении с людьми труда) - это система социализма. Не без недостатков, но работает. Она была выстроена на понятиях Общины. А сами крестьянские (деревенские) общины во все времена выступали лучшим общественным инструментом выживания в сложнейшие периоды.
Великая Христианская Церковь - а она действительно ВЕЛИКАЯ, раз определила ход целой человеческой цивилизации! - складывалась из Общин. Небольших, но множащихся и крепнувших. (То есть, групп людей, которые нашли для своего объединения и противостояния несправедливостям мира, привлекательную идею.) Может ли сегодня кто-нибудь на все 100 процентов быть уверенным, что возникающие то тут, то там общины язычников не пройдут тот самый путь?
На заре возникновения, общины различались между собой, они разно понимали служение Богу-Сыну и Богу-Отцу. Более того, до какого-то там "соборного уложения", не считали Христа богом на основаниях, как логики, так и недоказуемости прямых родственных связей. Но про логику (она - крамола!) велено было забыть, и доныне догматы веры держатся лишь на вере, а та на внушении.
В историко-нравственно-мистическом писании, которое мы называем Библией, лишь мистическое наполнение делает его рабочим материалом - Заветом по определению. Без линии вечного божественного присутствия (надзора) и пророчеств Апокалипсиса (который всякий раз "вот-вот", но пока не сбылось), как система воспитания, она, в отпущенное ей время, не смогла бы работать. Но - о Боже! - не примешивайте сюда "Ветхий Завет" - он безнравственен, как вся история еврейского народа! Да-да, не спешите, соглашусь, что и с "Новым Заветом" не все ровно. Зато он, без споров, нравственен (если не считать фигуры самого бога - абсолютная деспотия безнравственна), большинство посылов не устарели, и только "мистику" следовало бы перетрактовать...
Научный рационализм, находящийся в поисках иных ориентиров движения для Западной цивилизации, к сожалению, не замечает рационализма язычества. Мне кажется, что он вовсе не в курсе существования русской духовной мировоззренческой системы. Его мышление сузилось на модификациях имеющегося, а это словно перекладывать духовную пищу христианства из одной посуды в другую, причем в новой она не помещается, льет через край.
По определению, "ОН" (бог - будем и далее придерживаться названия этого неоднозначного многопланового явления), ни что иное - "форма иллюзии", представленная для критического (циничного?) объяснения на данный момент. Но конкретика относится лишь к той части "Бога", которую удается ухватить. Всякая, самая ничтожная часть, уже является сущностью, а "Высшая Сущность" - опять же часть. (Во я загнул!) "Существо" (если это существо) находится вне понятий нашего опыта измерения окружающего мира. Оная существенность (ибо оно существует, коль уж существует сам мир) определяется (классифицируется) лишь в рамках, в которые его удается время от времени "заключить", составляя иллюзию ощущений, что как явление оно поймано, содержится, исследуется. На этой почве философу гораздо легче поверить в бога причиной невозможности его существования.
/А разве возможно существование самого нашего мира? Оглянитесь! Может существовать что-то более несуразное? Столь многоплановое неповторяющееся?../
Если посчитать, что все верующие люди душой философы, но не способны выразить, что чувствуют ("видят"), то... не этом ли заключается корень причины неверия остальных? Парадокс, но четкое определение богу способен дать лишь атеист (циник-идеалист?). Но оно будет узким. Матерый философ нарастит объем, но отображение будет не четким, размытым, оно потеряется в определении. Ложное - от искренности, отнюдь, не нарочно! - поведает "верующий". (Ему кажется, что он знает, но ему не дозволено знать.) Нарочито ложное - "лицо осуществляющее посредничество в передаче денежных средств, предназначающихся богу", то есть "служитель веры", но точнее - церкви, вере они давно не служат.
Бог любой из своих форм (или деталью) способен выступать условным понятием общинной (сегодня - ново-общинной) идеологии. При этом ему даже не обязательно считаться богом, а лишь понятием ему присущим. Возможно, так когда-то и было.
Бог недодуман, и именно "недодуманность" придает ему значимость таинственности, единовременно оживляя, но держа на расстоянии. Его не разглядеть. То ли причиной, что он далеко или находится вне возможностей человеческого глаза, то ли потому что слишком близко, а глаз и разум не в силах охватить его целиком. Религиозная софистика кинется внушать, что это явление единовременное. И не один свернет себе на этом мозги даже после того, как эту проблему "осветит" очередной Эйнштейн, применив понятие относительности, в том числе, и к Богу.
Охватить бога человек не в состоянии, но "в язычестве" это понимается, как Внуку не охватить Деда. Может обнять, но не всего. Только ноги. Обнимаешь ствол, но не охватить вершины и не понять корней. И не будет опыта, чтобы осознать полет листа, да и что ощущает дерево его потеряв. Это родственные отношения. Но Бог - природа и человек - природа! Природа не солжет. ОН "всеведущ" и сосуществует с нами в догмах "постоянного присутствия". Незримого, надо понимать? Незримо то, к чему мы настолько привыкли, что отказываемся замечать. Он есть, и его нет.
В твоей жизни Бог всегда будет тем, что ты вкладываешь в него, здесь он подчиняется твоим требованиям, но потом, если жизнь после смерти все-таки существует, он с тебя спросит, и не думай, что в тот момент ему будет присуще чувство юмора. Потому как ты сам - вовсе не "оригинальный и неповторимый", а анекдот, рассказанный миллион миллионов раз, и любому терпению (даже божьему) оскомина. Потому уж лучше быть язычником - одним слоговым смыслом (но смыслом!), чем кучей пустых заезженных сюжетов, снятых с кальки, которыми подменяют наши жизни.
Язычество - это простодушие. Здесь нет места гамлетовским терзаниям, нет места притворству. Оно - естественность. Это, как верить в коммунистическую (читай - общинную) идею, или вероятность достижения линии горизонта, или возможность быть усыновленным богом. Все равно в общем значении. На основах нереальности выставляется реальная цель (движение!), а улучшение человека происходит на основах решения этой задачи. Итога нет - весь смысл в движении к цели, но все сопутствующее ему, наглядность, меры, принимаемые для преодоления препятствий, возникающие и закрепляющиеся на этом обычаи, крепят веру и воспитывают человека общины.
Природные верования гораздо более приземленные, поскольку дело касается не божьих, а человеческих промыслов.
Очередной планетарный катаклизм выставит выжившим множество вопросов. Но "божественный" не раньше, чем кризис будет преодолен (или к нему привыкнут). Выживать с единым Богом?.. Нет, все вернется "во круги своя". Бога определяет племя, община. А затем, когда племена соберутся, они соберут в круг и своих богов. Кого-то осенит, что боги часть сущности, как и племена - части человечества. И еще раз все перемешается перемещением народов, занятием других территорий, переносом богов своих и введением богов чужих. Начав спорить - кто главенствующий? - развяжут войну. (Религиозные войны - то самое прошлое, что ждет нас впереди.) Но где-то утомятся и решат, что боги равны, а где-то решат, что бог одинок и нужно его защитить. И это будет революция, кровавая, но объединяющая. Новая идеология поддержит вождя людей и вождя всех богов (при котором тут же окажется "все-жрец", который точно знает - "чего хочет бог") И сговорятся вождь со жрецом. Все было и будет заново. То жрец будет желать сменить вождя, то вождь жреца. И будут брать верх в этом деле то один, то другой. Пока не придет тот, кто объявит себя тем и этим.
И опять забудут, что "Бог" равен многобожию (ладно-ладно, пусть будут ипостасям, чтобы "поспевать везде"), что очередной бог изобретался, чтобы закрепить Великий Смысл, чтобы во веки вечные сберегать Понятие - становился его "охранной грамотой", и не стоит ими разбрасываться.... (И если посудить, разве большинство проблем нельзя решить, расставив хотя бы "богов ясных характеристик"" по их законным местам, и лишь затем начать разбираться с оставшимися, с материалом, "не вписывающимся" в систему?)
"Все боги правильные, кроме тех, что требуют творить зло!" - равно - "Темным богам не молятся на вершинах!"
/А вот пройдись по планете "9 вал" (вместо расчетных 8-ми), сам вопрос окажется вне плоскости. Зато им можно задаваться сейчас. "Выживет ли Бог (природа в понимании язычника), если продолжит, не сменит курса своей жизни человек?"
Природа не виновата, но кто-то кроме нее взял на себя ответственность за существование человека? И не одного у меня возникает ощущение, что ублюдки рода Каина и прочих библейских родов мстят ей именно за это? Мать-Природа и Человек, столь истово ее ненавидящий. Гомоситикус! Новая форма человечества. И потому мне интересно - от кого понесла? Что за "бог" над ней надругался, что получился плод, который так и не воспитали обычаи, что размножился последствиями "программного" сбоя?../
2. ФАНТАЗИИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ (крайне вольные)
Когда-то БОГ был творцом. Оспаривать невозможно - он творил, занимаясь самосовершенствованием, оценивал (может и не беспристрастно) результаты своего труда... В Библии так записано: "сделал то, да сделал это - посмотрел" оценивающе, да... "и сказал Он, что это хорошо" (с). Не найдете примеров от обратного, в канонах не принято считать Бога живой личностью, способного на ошибки или незаконченные дела. А вот в нашей, языческой, он бы ожил. "Увидел Господь - недостаточно хорошо получилось - что-то прихлопнул (аж, кометы разлетелись!), что-то задвинул ли в дальний угол космоса, посовещался с другими галактиками, да и начал заново - с учетом "блина комом".
Чтобы приблизить понимание Бога, чтобы свести "науку" с "верой", а "философию" с "физикой", почему бы не решить, что дело обстояло именно так? Марс и Венера - неудавшиеся проекты, примеры "божественной ошибки". Но тогда, почему бы не признать, что недавно (с божественной мерки времени), он совершил более грубую - имя которой "планета Земля"?.. Впрочем, Земля не виноватая, вопрос к паразитам.
Бога определяют условия существования человека. Боишься своей природной среды, боишься и Бога. Каждодневный страх - состояние рабства, и нет тех унижений, которые не смог бы стерпеть раб. Мы (речь о язычниках) боимся бога ровно на столько, на сколько внук боится деда, а дед - внука.
Язычество считает, что восьмилетний ребенок ближе к богу. Нет, не отсутствием грехов (как в христианстве), а в своем гораздо более чистом, еще не замутненном опытом, восприятии, а потому готов проводит такие обряды, которым в христианстве потребовался бы патриарх. И 80-летний старик, проживший богатую событиями жизнь, в "делах бога" не имеет перед ним преимуществ. Но и сам Бог - ребенок. (Ребенок неимоверных сил.) Им ли не понять друг друга?
БОГ - хаотичность. Можно ли оспорить? Непоследовательность действий (тех, что приписываются ему, а приписывают все) изумляющая. Чем мы хуже? Или лучше? Бог сумбурен. Он и есть сумбур. Он сумбурен, на сколько путаным покажется вам покажется объяснение необъяснимого. Моменты божественного просветления разума случайны, они - обманка, они словно предназначены тому, чтобы снова все запутать. И когда вам будет казаться, что вы утвердились (договорились с Богом о его и ваших ценностях), и худшее позади, произойдет очередное мракобесие. Не потому ли, что всяк раз оправдываете его, спускаете ему? Не потому ли, что ему не удается "поднастроиться" ни под одно из определений ваших ценностей - сколь часто они меняются? Что вы от Него хотите? Задавались таким вопросом? Не пора ли остановиться в просьбах и требованиях?..
Он (Бог) та самая универсальность, которую нельзя разглядеть целиком. Люди способны оценивать лишь им попутное, видеть доступное той части мозга, что развили. Ни одно из утверждений не может быть, ни исчерпывающим (как исчерпать Бога?), ни претендовать на истину исключительности. Истина в совокупности истин, но часть элементов божественного утеряна. Нет, не безвозвратно, просто они принадлежит другим картинам. Мы не имеем представления - какой должна быть Картина Общая, но нельзя остановиться и прекратить ее заполнять.
Кому-то БОГ - фрилансер (наемник). Поскольку удержать его порой возможно лишь за счет кассы. Выполнение обязанностей? Исключительное по своему весу и значимости имя. Чтобы можно было прикрыться, что щитом. Но в мировоззренческой языческой (во всяком случае - русской) нет понятия "наемник". А существование такой фигуры, как "заказчик" (покупающий убийцу), не укладывается в голове, отбрасывается, как невозможное. По-русскому кодексу, виновен исполнитель (убийца), а "заказчика" (кто за ним, кто покупал "услугу", подталкивал) не существует - оное напрочь невозможно! Наем? Это какой же нелюдью нужно быть?..
"Извинить бога может только то, что он - не существует!" - Стендаль. "Бог в извинениях не нуждается!" - (и если автора к этой фразе нет, впишите мое имя). Ни в извинениях Стендаля, ни кого-либо еще. Он - объективно-субъективная реальность, и потому прекрасно себя чувствует в одной из них, когда другая его склоняет. (Порой остроумно, но всегда мимо цели.)
"Разберемся с богом"? Занятно прозвучало. В русском языке понятие "разберемся" неоднозначно. И опять не точный вопрос. Разберемся ли когда-нибудь с теми, кто его именем забирал и намерен вновь забрать у нас, уже последнее?
Сокращение информационных пространств, обособленность (искусственная или естественная, вызванная географией или отсутствием привлекательного "товара"), все это повлияет на сохранение или насаждение веры собственного природного разлива. Вольные рассуждения о боге происходят лишь там, где не запрещено о нем рассуждать, при наличии времени (например, зимними вечерами в условиях сокращения рабочего светового дня), достаточным воображением, присутствием аналогий - то есть, множественности "богов", рассматривая их, если хочется, ипостасями единственного (цельного).
Простейшие примеры линии подобных (языческих!) рассуждений заключаются в том, что если Бог существует (мы не отрицаем и обратного), то он не может быть бездеятельной фигурой причинами той масштабности, что ему приписана. А коль так, то должен проявлять себя не просто заметно, а... (чуть было не написал - катастрофически). И если мы эту масштабность не замечаем, тому может быть несколько причин.
Варианты серии "А": "Бог в отлучке? Бог спит? Бога нет?"
Первое не принимается, поскольку он всесущ, а если всесущ, он здесь даже когда отсутствует. Но если Бог бессмертен, то обладает (считается, что обладает) огромными ресурсами времени, которые принадлежат целиком ему. Потому второе (спит) возможно. Отсюда, спячка его может быть столь величественной, столь "божественной", что может продлиться всю оставшуюся человеческую историю. То есть, контакта с Богом, кроме случаев, когда он видит кошмары, у нас не будет. Материальны ли божьи сны, скачут ли в них всадники Апокалипсиса, рассуждения об этом оставим нашему будущему. Для нас, если Бог спит без сновидений, равно тому, что "Бога нет" ("пока нет", но принимая во внимание масштаб его фигуры, следует понимать - "надолго нет"). Да, и пусть бы он спал, ибо проснувшись, увидит, что понаделано именем его, и обойдется с этим "по-божески", во всю ширь! А это уже БП высшей категории характера.
Вариант-Б (единственно возможный): "Мы не видим Бога причиной, что к нему привыкли, не считаем его проявления за божественные". Мне, как язычнику, это нравится больше, поскольку выглядит вполне логичным. Оно может быть (пусть со скрипом) принято и христианством. К чему мы могли привыкнуть до такой степени?
(Человечья глупость хоть вечна, но в расчет не берется, пусть и способна стать и даже послужить предметом культа, как некое нематериальное обеспечивающее материальные последствия.)
Что есть бог, в чем он прячется? Для язычника ответ прост - в свете (солнце), земле и воде - в этом мы еще первенствуем. А еще в слове русском! Наглядное качество язычества: языческое благоразумие неразумно. Впрочем, нельзя быть разумным во благо всех и каждого. Оное у всех избирательно, способно иметь категории и гулять до крайностей той и иной стороны. Оценку благоразумию дает выигравшая от его действий сторона. Язычник же находит достоинства во всех верах, включая современную церковную.
Да, "БОГ поругаем быть не может", для этого он слишком велик. (Потому-то язычники, не имея возможности решить задачу целиком, разбивают ее на отдельные составные - богов поменьше и наделяют каждого специализацией.) Но могут быть подвергнуты сомнениям ("поругаемы?") все "религиозные версии" явления. Поскольку, хотя они и создавались как инструмент борьбы с "мировым злом", но создавались людьми.
И если Бог пришлет вестника, чтобы подкорректировать проект, ему опять не поверят, "божьей правде", как и прежде, подтверждаться лишь с помощью Апокалипсиса. И тут лишь одна надежда - когда Бог возьмется лупить по планете мухобойкой, она будет с дырками. Шанс оказаться неудавшимся творением, после которого начнется следующий проект, как никогда велик.
Мелочно? Да, Бог может стать человеком. А правитель может добиться того, что его будут считать богом (но к отпущенной природой дней жизни ему не прибавится). С правителем все понятно, но ради чего прикажешь богу пройти путь человеческой жизни? Чтобы потом, спустя тысячелетие, увидеть, что его "ночная ваза" (в которую гадил), выставлена в каком-нибудь музее, и все млеют, ее разглядывая?..
Да, Богу человек не нужен (этот проект им заброшен), но зачем человеку Бог? Ван Гог как-то высказал мысль, которую (без изменения сути) стоит переложить иначе (в прямом переводе она недостаточно полна и отчасти неуклюжа). Будь у него больше времени, прозвучало бы так:
"В жизни и даже искусстве можно обойтись без бога, но нечто страждущее, желание чего-то большего, чем обыденность, рано или поздно, пробьется, затронет мысли и чувства, и разве не возникает это у вас при наглядных свидетельствах могущества многообразия..."
И опять можно подвести под формулу (никогда не устану повторять): "Бог - Природа!" Природа - явление до чрезвычайности терпеливое. Но когда чаша терпения переполняется? Ну, тогда Он (Природа), должно быть, отзывается планетарными катаклизмами... Неплохой пример экологического верования - ныне поддерживается многими, в том числе и различными организациями. В том числе и теми, что желали бы (без ущерба для себя) сократить население планеты. Но опять нет ни единой картины, ни доказательств. И тот, у кого они появятся, сложив картину, да не удержит секрета, рискует стать новым "мессией".
Когда-то Бог копировал не тех, кто ему поклонялся, он был с теми, кто за счет своей выдумки одевал его в плоть и кровь. Естественно ожидание бога, что человек сделает его лучше. Как человек хотел походить на выкроенного им Бога, так и Бог подстраивался под выдумку. Человек отодвигал от себя Бога, как некий идеал, к которому надо стремиться, и чем недосягаемее Он становился, тем мощнее можно было взять разгон в попытке его догнать. Не ради ли этого когда-то человек в собственных сочинениях означил Бога как "свое подобие", думал ли, что Богу льстит то, что ему подражают? А кому бы не польстило?.. Человеку, например, льстит. Мы и в этом виновны.
"Божью волю не измерить циркулем!" - Михайло Ломоносов.
Ой, ли! Определению вредят две вещи: научность и мистицизм. Никто не становится на путь упрощения. Никто не желает подать ясной картины - однозначной и привлекательной, понятной даже ребенку и женщине. (Нет, женщин здесь я не оскорбил. Речь о том, что они двигатель веры в христианстве, их разум был пойман, потому права голоса они лишены...)
Мы за себя не отвечаем. Воображаемый мир рано или поздно получает "материальные" подтверждения, если воображение крепко и устойчиво. Недостаточное воображение, переключаясь с предмета на предмет, не в состоянии их увязать и дополнить, чтобы создать целое. Если и нащупает, то завязнет. Яйцо всех религий - направляемое воображение. Мягкое, поскольку яйцо пресмыкающихся, что способное держать удары, меняя под ними свою форму, но возвращаясь к прежней, поскольку охраняемо не скорлупой, а кожаной оболочкой - его можно и пинать, но монстра она вырастит.
Главный признак группового воображения - оно больное. Впрочем, здорового воображения не бывает, оно отклонение от нормы, считается, что у животных его нет вовсе - те здоровы. Если вы способны на фантазии, вы - человек.
К примеру, небо, по поверью старых лапландцев - это задница бога Юбинала. (Не шучу!) Попробуйте опровергнуть хотя бы это. Воображаемый мир, как уже сказано, рано или поздно получает свои "материальные" подтверждения. Да и кстати, погодка в географии лапландцев по большей части еще та! Прямо-таки жо... Ну, вы поняли. Верования древних людей честны. Юбинал? Стоит согласиться с лапландцами, с таким имечком только жо... к людям.
Нравственность не предполагает большого воображения, безнравственность питает себя все большим и большим. Следует ли предположить, что религии суть есть безнравственные предприятия, поскольку заставляют погружаться и сосуществовать в огромном групповом воображении?