ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Янков Анатолий Иванович
Как всё начиналось...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.42*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сейчас для нас так важно не забывать о том, что было, и переосмыслить всё заново...

   Анатолий Янков
  
  КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ...
  (воспоминания)
   ... Лето 1975 года. Я, Янков Анатолий Иванович, 17 сентября 1954 года рождения (Дева), уроженец города Перемышляны Львовской области (Западная Украина), закончил Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники прововоздушной обороны страны (ВВКУРЭ ПВО). По распределению попал в Ленингадскую Армию ПВО 4 радиотехническую бригаду (Таллинскую) Отдельный радиотехнический батальон в городе Хаапсалу, войсковая часть 31489. Командир 1820 Отдельного радиотехнического батальона ПВО страны подполковник Владимир Виноградов, начальник штаба - майор Фёдор Рымар, заместитель по технической части майор Иван Бутенко. Начальник радиолокационного комплекса 5Н87 майор Вячеслав Колганов, старший инженер старший лейтенант Иван Семёнов, инженер Саша Головизнин и я, то же, инженер. Начальник взвода П-12 был старший лейтенант Веня Счастный (потом капитан Паша Ласута - умер трагически, захлебнулся спиртом на боевом дежурстве), начальник ПРВ-13 - прапорщик Юра Кравченко. Командир взвода связи - старший лейтенант Витя Горячев. Оперативный дежурный ОД КП - капитан Моисеев. Тогда я познакомился с моим нынешним другом Андрюшей Жеребило. Он был лейтенантом-друхгодичником, командир взвода приборного наведения. Сейчас живёт в Киеве. Основной задачей батальона было ведение разведки воздушного противника в зоне Финского залива, а также обеспечение полётов истребительного авиациоонного полка (на МИГ-19). На вооружении у шведов были Драконы. Забавно, что на вооружении у финов в то время были истребители МИГ-21, которые на форсаже спокойненько уходили от наших перехватчиков. Основным аэродромом базирования американских самолётов-разведчиков U-2, SR-71, RC-135 был остров Готланд в Балтийском море. Мне пришлось нести службу по радиолокацинной разведке воздушных целей на полуострове Спитхами, на островах Рухну, Выхну, Кингиссепп. Было очень трудно, но захватывающе интересно. Как раз в то время, когда я нёс службу оперативным дежурным КП ортб ПВО, на востоке Советского Союза лётчик Беленко угнал самолёт МИГ-25 в Японию. Во - шуму было. После этого случая мы не вылазили "из подвала" (заглубленного командного пункта) месяцами. Здесь я и прибрёл свой первый боевой опыт...
   В сентябре 1976 года я отметил свой день рождения и по замене был откомандирован в Северную Группу войск. Штаб группы находился в городе Легница ("Квадрат"). Побеседовав со мной, меня отправили продолжать накапливать свой боевой опыт на должность Инженера по РЛС 96 Отдельного радиотехнического батальона ПВО в город Стшегом (Strzegom), войсковая часть полевая почта 01012. Командиром батальона был подполковник Курченко. Сам батальон проходил реформирование. Две тяжелых роты (7-ая и 8-ая) на севере Польши в районе населённых пунктов Щецин и Слупск были расформированы. Организационно батальон состоял из 4-х однотипных радиолокационных рот, роты управления, радиороты, роты АСУ (автоматизированых систем управления), радиотехнической мастерской, хозяйственного взвода и медицинского пункта. Каждая радиолокационная рота состояла иp двух радиолокационных взводов: взвод П-12; ПРВ-9 и взвод П-15; П-15. Взвод АСУ был оснащён объектом "Воздух-ВП-02У", радиовзвод двумя КВ радиостанциями Р-118. Рота АСУ была оснащена объектом "Воздух-ВП-04У". 1-ая радиолокационная рота находилась на боевом дежурстве на запасном аэродроме Брохоцин (километров 78 северо-западнее Стшегома). 2-ая радиолокационная рота находилась на боевом дежустве в районе автодрома под городом Явор (километров 25 от Стшегома). 3-ья и 4-ая рота радиолокационные роты были свёрнуты и находились в ППД батальона. Рота АСУ и радиорота обеспечивали боевую деятельность командного пункта (КП) ортб ПВО. А рота управления обеспечивала РИЦ и ЦБУ КП ПВО СГВ (Северной Групи войск) в Легнице. В конце 1976 года подполковника Курченко сменил майор Лавров Виктор Константинович, который прибыл по замене из Житомира. После успешно сданой московской проверки наш батальон сменил своё штатное раписание. Изменился его количественный и качественный состав. В его состав входило две тяжёлых рлр (с П-40) и две лёгких рлр (без П-40). Тяжёлая рота состояла из взвода П-40 и ПРВ-16 и взвода П-18 и П-19. Лёгкая рота - взвод П-18, П-19 и ПРВ-16. В радиовзводах появились КВ радиостанции Р-137, Р-140. Радиотехническая мастерская вошла в состав ремонтного взвода. Остальные подразделения особых изменений не притерпели.
   В конце 1979 года командир части отправил меня в командировку в город Рига сдавать два комплекта РЛС П-12 на базу ГРАУ. Одновременно я исполнял и обязанности начальника караула. 26 декабря 1979 года, когда наш эшелон прибыл на железнодорожную станцию Варшава, наш караул с целью проверки посетил ж.д. комендант станции Варшава. Он принёс нам свежие газеты и проинформировал, что вчера в Афганистан введены наши войска в составе ОКСВ. Я тогда ещё подумал: "Господи, как это далеко..." Новый 1980 год мы встретили в теплушке. Затем долгая сдача техники. Я умудрился слетать на львовщину к родитем. Правда, летел по хитрому, с пересадками (не было билетов) : Рига - Минск - Киев - Львов. Повидался с родителями. Ничто не предвещало беду. И обратно так же. Вернувшись в часть я узнал, что жизнь там бурлит. Заместитель Командующего СГВ генерал-лейтенант Ринат Ризатдинов собрал наших жён в клубе части и сообщил, что их мужей переводят служить на южные рубежи Родины. Тогда ещё не до всех и всё дошло. Семьи срочно отправили, технику и вооружение сдали на склады и базы, прошли медицинскую комиссию и усиленно комплектовали штат нового батальона. Вот, что из этого получилось.
  
   ШТАТ 1996 ортб ПВО
   (Афганистан, Кабул)
   февраль 1980 года - ноябрь 1981 года
   (с уточнениями от 31.08.2011 года)
  
  1. Управление:
  
   Командир батальона - подполковник ЛАВРОВ Виктор Константинович (умер в 2004 году, сердечный приступ)
   Начальник штаба - майор КОЛОСОВСКИЙ Иван Антонович
  Помощник начальника штаба - старший лейтенант ТРОФИМОВИЧ Борис Анатольевич
  Начальник связи - старший лейтенант ПЛОТИЦЫН Вадим
  Инженер по связи - старший лейтенант ОВСЯННИКОВ Александр
  Начальник секретной части - прапорщик ТЕРЕШКОВ Александр
  Заместитель по полит части - майор ТАРДАСКИН Николай
  Парторг - капитан БОРИСОВ Виталий
  Начальник клуба - старший лейтенант ГУСАКОВ Геннадий (погиб трагически в Прибалтике осле замены, сначала пропал безвести, потом нашли труп). Вместо него
  пришёл старший лейтенант БЕХАРСКИЙ Борис
  Комсомольский организатор - старший лейтенант КОМЛЕВ Владимир
  Химик-инструктор - прапорщик ВОРОНИН Игорь
  Заместитель по вооружению - майор ВЕРХОВЦЕВ Лев Владимирович (был назначен после того, как повесился майор КОРОБОВ Николай, а ст.л-т ЯНКОВ Анатолий
  Иванович исполнял обязанности больше года до прихода ВЕРХОВЦЕВА Л.В. )
  Старший помошник начальника службы РАВ- ст.инженер по РЛС - старший лейтенант ЯНКОВ Анатолий Иванович
  Инженер по РЛС - капитан ГАЛИМУЛИН Рафик
   Начальник автомобильной службы - старший лейтенант БУЙДА Олег (прибыл по замене вместо старшего лейтенанта САВЕЛЬЕВА Анатолия). В 1980 году при нападении
  бандоформирования на автоколонну был подвержен воздействию отравляющего вещества паралитического действия. Исход не известен)
  Старший писарь технической части - мл.сержант РЕВА Анатолий Николаевич
  Заместитель по тылу - капитан КАРПОВ Александр (был назначен вместо майора МОСКАЛЕНКО, а до него был майор МАКАРОВ)
  Начальник прод.службы - старший лейтенант САДОВ Игорь (до него был старший лейтенант СЛЕПЧЕНКО Игорь)
  Начальник вещ.службы - старший лейтенант БУБНОВ Олег (до него был старший лейтенант КАНУННИКОВ Константин)
  Техник службы ГСМ - старший прапорщик МАТЮНИН Борис
  Начальник финансовой части - старший лейтенант ОЛИНОВСКИЙ Николай
  Делопроизводитель штаба - прапорщик ГУДЗОВАТЫЙ Василий
  
  2. Боевые подразделения:
  
  1-ая радиолокационная рота
  
   Командир роты - капитан Киселёв Михаил Иванович
   Зам по полит части - старший лейтенант ВЛАДИМИРОВ Николай
   Командир планшетного взвода -
   Ком.взвода-начальник комплекса П-40 - старший лейтенант ДУПЛИЩЕВ Валерий Анатольевич
   Техник комплекса - старший лейтенант КУЗНЕЦОВ Юрий
   Начальник ПРВ-16 - прапорщик БРОВЧУК Виктор Иванович
   Ком.взвода-начальник РЛС П-18Р - лейтенант ПИКУЗА Александр Николаевич
   Начальник РЛС П-19Ш - прапорщик ШИБИЦКИЙ Виталий Анатольевич
   Командир взвода связи - ЩЕРБИНА Юрий
   Начальник р/ст Р-140 - прапорщик ТЕРТИЧНЫЙ Анатолий
   Старшина роты - прапорщик КОНЕВ Василий
  
   2-ая радиолокационная рота
  
   Командир роты - капитан СТРАШНЁВ Валерий Алексеевич
   Зам по полит части - старший лейтенант КЛЯГИН Юрий
   Командир планшетного взвода - ЛАКУЦЕВИЧ Антон
   Ком.взвода-начальник комплекса П-40 - старший лейтенант ГИНИН Александр
   Техник комплекса - капитан ЦИКУН Вячеслав
   Начальник ПРВ-16 - прапорщик
   Ком.взвода-начальник РЛС П-18Р - лейтенант ГРИДАСОВ Владимир Петрович(умер в сентябре 2011 года - рак горла)
   Начальник РЛС П-19Ш - прапорщик
   Командир взвода связи -
   Начальник радиостанции Р-140 - прапорщик ЖИДКОВ Евгений Александрович
   Старшина роты - прапорщик ВЛАСЕНКО Николай
  
   3-ья радиолокационная рота
  
   Командир роты - капитан ЛИПЬЯЙНЕН Володя, а потом
   Зам по полит части - старший лейтенант ,а потом
   старший лейтенант УГРАК Евгений Васильевич из планшетной роты
   Командир планшетного взвода -
   Начальник ПРВ-16 - прапорщик ФУРМАН Володя
   Ком.взвода-начальник РЛС П-18Р - старший лейтенант ШЕРСТЮК Алексей, а потом РЕКА Александр Иванович из планшетной роты
   Начальник РЛС П-19Ш - прапорщик КЛЮЧНИКОВ Вася
   Командир взвода связи - старший лейтенант ЗЛОДЕЕВ Григорий
   Начальник радиостанции Р-140 -
   Старшина роты - прапорщик МЕДВЕДЧИКОВ Юрий
  
   4-ая радиолокационная рота
  
   Командир роты - капитан СОПОВ Владимир (умер от брюшного тифа сразу после выхода из Афганистана)
   Зам по полит части - лейтенант
   Командир планшетного взвода - лейтенант ДРОГА (трагически погиб в Союзе, когда был в отпуску)
   Начальник ПРВ-16 - прапорщик СОРОКИН
   Ком.взвода-начальник РЛС П-18Р - лейтенант КОЖЕВНИКОВ
   Начальник РЛС П-19Ш - прапорщик
   Командир взвода связи -
   Начальник радиостанции Р-140 -
   Старшина роты - прапорщик ДУХНАЙ Сергей
  
   3. Подразделения боевого обеспечения:
  
   Планшетная рота
  
   Командир роты - капитан ТАТАРИНЦЕВ Вячеслав Иванович
   Зам по полит. части - старший лейтенант УГРАК Евгений Васильевич
   Командир взвода - старший лейтенант ПЕТРОВ Владимир Сергеевич
   Командир взвода - старший лейтенант ТРОФИМОВИЧ Борис Анатольевич, а потом перешёл на ПНШ, на его место был назначен прибывший по замене лейтенант РЕКА
   Александр Иванович, который затем был назначен ком.взвода-начальник РЛС П-18Р в 3 рлр
   Старшина роты - прапорщик ЯЛПУТА Григорий Иванович
  
   Радиорота
  
   Комадир роты - капитан
   Зам по полит части - старший лейтенант ЛОМЦОВ Николай (в 2005 году утонул в озере спасая человека возле г.Донецка)
   Командир взвода - старший лейтенант КРАШЕНИННИКОВ Владимир
   Командир взвода - старший лейтенант КРАВЕЦ Иван Дмитриевич
   Начальник радиостанции Р-140 - прапорщик ИВАШКЕВИЧ Михаил
   Начальник радиостанции Р-140 - прапорщик КАНАШЕВИЧ Геннадий
   Начальник радиостанции Р-140 - прапорщик ЖУЧЕНКО Александр
   Начальник радиостанции Р-140 - с-т св./сл ГОЛОЛОБОВ Сергей Григорьевич
  
   Рота управления
  
   Командир роты - капитан ИВАНОВ Александр (в 1980 году тяжело заболел тропичес- кой болезнью и заменился в Союз)
   Зам по полит части - лейтенант Александр
   Командир взвода - старший лейтенант КИСЕЛЁВ Виктор
   Командир планшетного взвода - старший лейтенант БОЛТЫЧЕВ Евгений Раваильевич
   Командир планшетного взвода - лейтенант ДРОГА Николай (трагически погиб в поезде в Союзе, его зарезали)
   Начальник радиостанции Р- 140 - старший прапорщик БУРЦЕВ (умер в Криму)
   Начальник радиостанции Р- 140 - прапорщик СПИРИДОНОВ
  
   4. Подразделения тылового обеспечения:
  
   Ремонтный взвод
  
   Командир взвода - сташий лейтенант ТЮКИН Игорь Владимирович (умер в 2005 году, сердечный приступ)
   Техник по ремонту РЛВ и средств связи -начальник РТМ - прапорщик АНЦИБОРОВ Владимир Андреевич
   Техник по ремонту автомобилей и агрегатов питания - начальник КТП -прапорщик БИРЮКОВ Николай Иванович
  
   Медицинский пункт
  
   Начальник мед.пункта - капитан КУСМАРЦЕВ Валерий Павлович
   Начальник аптеки-фельдшер - прапорщик ЗАВИРАЧ Валерий
  
   Хозяйственный взвод
  
   Командир взвода - прапорщик СИТАРУК Николай
   Начальник прод.склада - прапорщик ГОЛОВКО Володя
   Начальник вещ.склада - прапорщик МОРОЗОВ Вячеслав
   Начальник слада ГСМ - прапорщик ЗАЙЧИК Василий
   Начальник склада РАВ - прапорщик МИРОНОВ Валерий Ервантович
  
   Данные, требующие уточнения:
   -
   -
  
   Из прежнего состава ОРТБ ПВО не попали в Афганистан:
   - старший лейтенант ЕМЕЛЬЯНОВ Геннадий - врач-стоматолог (не попал в штат)
   - старший лейтенант КОБРУСЕВ Анатолий Григорьевич - командир взвода АСУ (во время формирования штата батальона находился в командировке в городе Иванове,
   сдавал объект ВП-04У в капитальный ремонт. Попал в Афганистан в 1988-1989 годах и принимал участие в выводе 1996 ОРТБ ПВО из Афганистана)
   - старший лейтенант КАНУННИКОВ Константин - начальник вещ.службы (не попал в РА - т.к.жена Люда в это время родила второго ребёнка, а в 2009 году она умерла)
   - старший лейтенант............................. - помошник начальника штаба (не попал в РА - жена родила ребёнка)
   - прапорщик ПИВТОРАК Иван (откупился от Афганистана)
   - прапорщик ШКОПЕК Валентин (тёща была хорошо знакома с генералом ВАРЕННИКОВЫМ Валентином)
  
  
  Возмиожно, что я кого-то, или что-то упустил. Думаю, что в ходе работы это удастся устранить!
  
   Итак, сформированный батальон насчитывал порядка 560 человек рядового и сержантского состава и порядка 120 человек офицеров и прапорщиков. Всех нас загрузили в автобусы и отправили на военный аэродром Кшива, где нас посадили в клуб авиачасти и часов 8-10 "крутили" нам фильмы. Затем нас загрузили в три самолёта ТУ-154 и с посадкой в аэропорту Шереметьево-2 (Москва) отправили в Ашхабад (Туркменская ССР). В течениии недели в районе населённого пункта Бикрова наш батальон укомплектовали вооружением, техникой, оружием, боеприпасами, стальными шлемами и прочим имуществом. Стрелковое оружие получили с длительного хранения - пистолеты ТТ и автоматы АКМ. На ящиках было промаркировано " 1933 год. Эксперименталь-ное хранение". Позже, в 1980 году мы перевооружились на ПМ и АК-74. В это время мы прочувствовали что такое турменские ночи. Днём тепло и грязь по колено (ноги вечно мокрые, ведь яловые сапоги не брали с собой. Нам рекомендовали взять с собой парадную форму. Ха-ха-ха!!! Мою к концу 1980 года съели мыши), а ночью холод сумасшедший. Спали в палатках. На землю в грязь бросали брезент, на него ложились и им же укрывались. Вспоминать не хочется! Нормально не спали ни одной ночи. А днём принимали технику. А она была частично не исправна, частично разграблена. Недостатки устраняли по ходу дела. Впервые тогда я увидел тюльпановые долины. Потрясающе ! И очень красиво. Всё красное-красное... Ночью некоторые офицеры и прапорщики искали приключений. Один раз "выскочили" на пост зенитно-ракетной бригады. Караул их "повязал" и сдал "на губу". Пришлось утром выручать. Затем нас погрузили в два эшелона и отправили на ж.д. станцию Термез. Там мы закончили доукомплектование, в канун 23 февраля - Дня Красной Армии и ВМФ, в поле проголосовали за кандидатов в народные депутаты туркменистана и в Верховный Совет СССР.
   Прибыл представитель штаба Туркестанского военного округа полковник БОРОДИН. Здесь же в поле он построил 1996 Отдельный радиотехический батальон ПВО, поставил бовую задачу на марш и отправил "с богом"... Раненько утром в районе города Термез по 60-ти тонному понтонному мосту через Амударью колонна пересекла границу Союза Советских Социалистических Республик и оказалась на территории Демократической Республики Афганистан ДРА, позднее РА). Я шёл в техническом замыкании батальона на МРТС. Перед нашей колонной шла колонна Бекровинской зенитно-ракетной бригады, которая вскоре, в этом же 1980 году была выведена с РА. Первые поломки техники проявились бувкально через 10-20 километров марша. На одном из припепов ПС заклинило подшипник. Коля БИРЮКОВ по приказу командира батальона остался ремонтировать его и потом в одиночку доганял колонну аж до Пули- Хумри. В районе Пули-Хумри устроили однодневный привал. Подремонтировали технику. Не опытные по вождению машин в горах многие водители пожгли сцепление. Подкрепились и тронулись дальше.Высокогорье, было очень холодно. Были проблемы и при преодолении тоннеля Саланг. Скорость колонны на марше составляла 20 км в час и поэтому на подходе к тоннелю вода в радиаторах кипела при температуре +80 градусов. В предыдущей колонне случилось в туннеле Саланг ЧП, потеряли много людей. Когда прошли его начинало темнеть. Кое-где колонну начали обстреливать. По радио прошла команда быть предельно внимательными. Молодые водители, как по команде, выключили свет и машины в полной темноте над пропастью на скорости 60-70 км в час летели вниз (после туннеля дорога пошла вниз на спуск). Благо, что ночь была лунная. Километров за 120 до Баграма на прицепе с боеприпасами оборвало дышло.Вся колонна ушла далеко вперёд. А мы с Колей БИРЮКОВЫМ на двух машинах остались с этим прицепом. Сначала хотели столкнуть его в пропасть. А затем переругавшись взяли его на растяжку и так гнались за основной колонной. Чуть все вместе не улетели в пропасть. Догнали колону рано утром, когда было уже светло, на повороте на Баграм. И так, 1-ая радиолокационная рота дошла до своего места дислокации. Через 2 часа привала она оттделилась от основных сил и командир роты капитан КИСЕЛЁВ М.И.вывел её на свою позицию за ВПП (взлётно-посадочной полосой). А мы продолжили свой путь дальше до Кабула. В Кабул мы прибыли на третьи или четвёртые сутки движения на марше. Высота над уровнем моря более 1500 метров. Первоначально мы прибыли в район Даруламана (это не далеко от Дворца Амина. Позже там разместился штаб 40 Армии). Холодно, везде грязь. Отдохнув одну ночь, командиры радиолокационных рот получили боевую задачу совершить марш к местам постоянной дислокации. Управление батальона ( планщетная рота, радиорота, рота управления, ремонтый взвод, хозяйсвенный взвод и медицинский пункт) вместе с 3-ей и 4-ой радиолокационными ротами совершили марш в район аэропорта Кабул и недалеко от корпусов афганского училища ВВС и ПВО заняли свою позицию, развернули КП ОРТБ ПВО, радиолокационную технику рот приступили к несению боевого дежурства, предварительно оборудовав планшетами воздушной обстановки РИЦ, ЦБУ и ПУ (пункты управления) рлр (радиолокационных рот). В это же время 2-ая радиолокацонная рота капитана СТРАШНЁВА В.А. совершила марш по маршруту Кабул - Газни - Кандагар. Дорогу когда-то строили, вероятно, англичане. Отличная бетонка, но вся искарёжена воронками от мин. Срашим колонны был полковник БОРОДИН. Я получил боевую задачу убыть вместе с ним. Для прикрытия колонны было выделено два БТР-60ПБ. Взгляд поражало количество сожженной техники, которая валялась по обочинам дороги. В ходе марша ведущий БТР-60ПБ , в результате нападения на колонну душманов и огневого поражения, был повреждён. Его взяли на буксир и поставили в тыл для огневого прикрытия колонны. На марше заночевали. С дороги не сходили и всю ночь патрулировали, держали оборону. Слава богу обошлось. Раненько-утром продолжили движение. Горы остались позади. Начиналась пустыня Регистан. Дорога началась более ровная и колонна шла более уверенно. На вторые сутки, в начале марта, дошли до Кандагара. Вышли к аэродрому-подскока "Ариана". Развернули 2-ую радиолокационную роту, вошли в связь с КП (РИЦ) батальона и приступили к несению боевого дежурства. Как могли устраивали свой быт. Здесь я впервые увидел как работает по Кандагару система "ГРАД". Впечатляет! От управления батальона с колонной прибыли - я (ЯНКОВ Анатолия) , БУЙДА Олег и КУСМАРЦЕВ Валера. Через несколько дней поступила команда прибыть в управление батальона. С этой целью мы прибыли на аэродром "Ариана", договорились с афганскими лётчиками и на их самолёте АН-12 вылетели в Кабул. Перед вылетом афганские лётчики забрали оружие у всех афганцев. Нас не тронули. С нами летел кто-то из советников по линии ВВС. Он тихонько нас предупредил, что лётчики могут предпринять попытку угона самолёта в Пакистан и может возникнуть необходимость захвата самолёта. Поэтому он всю дорогу следил в иллюминатор за маршрутом полёта (знал по предыдущим полётам, да и сам лётчик), а мы держали оружие на чеку, патроны в патроннике. Опять же, слава богу, всё обошлось. Когда прилетели в Кабул было уже темно. Везде выставлены афганские комендантские посты. Еле нашли своих. И только тогда вздохнули с облегчением. А через несколько дней. Командир 3-ей радиолокационной роты капитан ЛИПЬЯЙНЕН В. получил задачу совершить марш по маршруту Кабул - Джелалабад - аэродром. Я получил задачу убыть с его ротой. По дороге особых проблем не было, но вся дорога была изувечена воронками от мин. Кое-где были завалы, но мы их успешно преодолевали. Иногда по дороге встречались попутные или встречные машины. Во время совершения небольшого привала патрульные задержали британскую журналистку, которая снимала колонну на марше и на привале (особенно, когда наши солдаты оправляются). Задержали, проверили документы, засветили плёнку и отпустили. Она чуть не плакала, ведь пропал её гонорар за работу. От Кабула до Джелалабада километров 100-120. Поэтому к середине дня мы были уже на месте. Развернули роту и приступили к несению боевого дежурства. Характерным является то, что в Длелалабаде субтропический климат и в марте месяце было уже очень тепло, а иногда и жарко. В Джелалабаде мы впервые скупались в арыке. Благодать! Не передаваемое чувство. Хуже всего было то, что почти каждый вечер, как только начинало темнеть, позиция 3 рлр обстреливалась 82-м миномётами. Аэродром находится в канъёне и и было видно "языки" пламени откуда стреляют, а ничего не сделаешь, прятались в окопах, пока в воздух не поднимались "вертушки" и проводили зачистку того района, откуда стреляли. Пока меня не было, командир 4-ой радиолокационной роты капитан СОПОВ В. вывел свою роту на гору возле ресторана Амина (вблизи штаба 40 Армии), развернул её и приступил к несению боевого дежурства. Прибыв через несколько дней из Джелалабада я отправился в 4 рлр, оказал им необходимую помощь. Самая сложная проблемма у них была - охрана позиции. Духи каждую ночь обстреливали её из стрелкового оружия, но личный состав успешо справлялся с ней. Здесь я впервые познакомился со скорпионами и фалангами. Мерзкие гадости!!! Выполнив боевую задачу я прибыл в управление ОРТБ, где получил задачу убыть в Баграм в 1 рлр. Прибыв в роту я оказал им необходимую помощь, снял углы закрытия на позициях каждой РЛС (радиолокационной станции). Эту же задачу я выполнял и в каждой из предыдущих рот, где я был, с целью построения зон видимости РСЛ и оформления формуляров позиций каждой радиолокациоонной роты.
   В то время как 1996 ОРТБ ПВО совершал марш в направлении Кабула, с Кушки в направлении Шинданта двигалась Отдельная радиолокацонная рота ПВО страны, которой командовал старший лейтенант (позже капитан) ТУТЫНИН. На вооружении роты были РЛС П-37, радиовысотомер ПРВ-13, РЛС П-18, П-15 и радиовысотомер ПРВ-16. Прибыв на место в район аэродрома Шиндант, развернулась и стала на боевое дежурство. В Кундузе взвод ПВО развернул две радиолокационных станции П-19. После развертывания всех четырех рот 1996 ОРТБ ПВО, Шиндатская рота и взвод ПВО из Кундуза подключилась к созданию радиолокационного поля над территорией Афганистана.
   Спустя несколько месяцев в управление батальона прибыл полковник БОРОДИН и поставил задачу командиру 1996 ОРТБ ПВО подполковнику ЛАВРОВУ В.К. передислоцировать 4 рлр в Газни. Я получил задачу убыть с ротой.. Капитан СОПОВ В. свернул роту и повёл на Газни. Марш прошёл без проблем. Но, вот в районе Газни, по согласовании с командиром мсп (мотострелкового полка), роту разместили на территории бывшего минного поля. В первый же день чуть не было проблем. Выполнив свои задачи через недельку я возращался в Кабул с попутным БТР-60ПБ в составе афганской колонны. Посреди маршрута колонна попала в душманскую засаду. Духи спалили более 40 машин. Пришлось отстреливаться и защищать колонну. Мне удалось сфотографировать своим фотоаппаратом ещё горящие машины и жертвы. Зрелище не для слабонервных.. Это был первый такой крупный бой, где мне пришлось принимать участие. Не дай бог ещё кому! А, ведь, и не один раз...
   После этого мне не единыжды пришлось бывать во всех радиолокацонных рота с целью оказания им помощи в обслуживании и ремонте. Фактически, на каждой точке я оставался не более чем на неделю, иногда на один-два дня. Пошла размеренная боевая работа со всеми своими радостями и горестями, трудностями и невзгодами. Батальон получил боевое знамя от имени Президиума Верховного Совета СССР. К этому дню долго готовились, на "линейке" оборудовали строевой плац. Для чего не одну неделю возили щебень из карьера за ВВП аэродрома Кабул. В мае месяце мы впервые помылись в бане. В 103 воздушно-десантной дивизии из Витебска нам развернули ДДА. Привезли койки (до этого спали на нарах оборудованных из бомботары), получили постельное бельё. Начали выдавать чеки внешпосылторга. Я получал что-то 275 чеков минус партийные взносы. Жизнь пошла на поправку. И тут же эти чеки у нас выдуривал военторг за подворотнички и крем сапожный, мыло и зубную пасту, конверты и всякую дребедень. Вот,- скотенизм настоящий. Люди ежедневно рисковали жизнью, чтоб им уплатили бумажками и тут же отбирали...
   Пошла пора первых отпусков для офицеров и прапорщиков. До этого в Союз ездили только в командировки в составе автомобильных колон или попадали с болезнями в госпиталь в Ташкенте. Я поехал в первый отпуск в июне 1980 года. Со мной в отпуск летели Валера СТРАШНЁВ и Женя ЖИДКОВ. В Ташкенте "оторвались" по-настоящему. Деньги были солидные, многие из них уплыли. Здесь было всё: и весёлая компания, и бассейн с шампанским, и рестораны, и кафе, покупали - и цветы киосками, и газировку автоматами и колбами. В Москву прилетели чуть-чуть тёпленькие. Встречала Валя. Еле узнала нас. Потеряли чемоданы, но потом нашли. Побыл недельку у тёщи с тестем, и домой - во Львов. Всё было классно. В райотделе КГБ предупредили, чтобы много не болтал. И всё было бы хорошо,но 22 июня я чуть не погиб. Мы с братом и друзьями, семьями с детьми ходили в лес на прогулку. Я с другом детства и однокласником Витей ШУПЕРОМ шли позади всех. Уже за лесом, когда мы проходили под ЛЭП-6000, оборвался контактный провод и упал на нас. Мой друг погиб сразу, а я месяц пролежал в шоковом состоянии в районной больнице в городе Перемышляны Львовской области. Вернувшись в Афганистан я с новыми силами "впрягся" в работу. Метался по точкам. Мой позывной был - "549". Часто в составе автомобильных колонн ходил на Союз (в Термез) получать тенхнику и запчасти, материальное имущество и продовольствие. Было всякого, но об этом напишу попозже. Это отдельные воспоминания со смехом и со слезами...
   Потом, лично, будучи старшим, на двух грузовых ЗИЛ-131, без охраны и сопровождения получил 560 комплектов автоматов АК-74 и 120 пистолетов ПМ с целью перевооружения ба-тальона, перевозил их с Баграма в Кабул, а через неделю и боеприпасы к ним. Авиацией развозил их по 4 отдельно расположенным ротам. Собирал старое оружие, сосредотачивал его в Кабуле. И опять на двух ЗИЛах отвозил его и боеприпасы в Баграм на склады артвооружения. Вот, если бы духи напали? Был бы для них хороший подарочек. Два раза подрывались задним мостом на
  ГАЗ-66 в районе апельсиновой рощи и электростанции Соруби. Слава богу без потерь... Попадали в засады, когда ездили за апельсинами перед Новым годом и на рыбалку. Миновало... На моих глазах в районе аэродрома Баграм ПЗРК, возможно "Стингером" или "Стрелой", сбили вертолёт на котором я только прилетел в 1 рлр. И много ещё было всякого. Но, об этом потом...
   В 1981 году пошла замена... В соответствии приказом подписанным руководителем Советской Ставки в Кабуле маршалом Советского Союза Соколовым С.Л. я должен был замениться в Союз в мае 1981 года.... Замена шла полным ходом. А меня командир батальона подполковник ЛАВРОВ В.К. не отпускал мотивируя это тем, что не отпустит меня до тех пор, пока не прибудет соответствующий специалист по замене. Агитировал меня замениться всесте с ним в Крым. Затем на мою должность по замене прибыл из Прикарпатского военного округа (г.Стрий) лейтенант Река А.И. Но, его поставили на должность командира взвода в планшетную роту. Позже благодаря моему ходатайству его перевели на должность командира рл взвода П-18, ПРВ-16. А я так и сидел в Афгане. Чтоб я немного успокоился, командир части подал представление на досрочное получение мною звания "капитан". Но я его так и не получил. Мои личные дела были отправлены в Союз в ПрикВО. А представление вернулось не реализованным. В сентябре-августе э.г. Валера КУСМАРЦЕВ и Слава ТАТАРИНЦЕВ получили звание "капитан" по сроку. А я "остался на бобах". В порыве злости в октябре месяце я поехал в Управление кадров 40 Армии возле Дворца Амина. Выслушав меня, там очень удивились и дали команду вернуться в расположение части. Когда я прибыл в ОРТБ подполковник ЛАВРОВ В.К. был зол, но вызвал меня и спросил, "кому я рекомендую передать должность". Я предложил две кандидатуры - ГИНИН Саша (он отказался сразу) или ПИКУЗА Саша (он согласился). Получили приказ приступить к приемо-передаче должности. А для этого пришлось совершить прощальный "круг почёта" по всем пяти ротам. Всё сделали "по уму", оформили акт и прибыли с ним к ЛАВРОВУ В.К. Он очень сожалел, но ничего не мог сделать, чтобы удержать меня На него жали с УК 40 Армии. И он сдался - пожал мне руку. А вечером наш палаточный городок "гудел" - мы прощались. Для этого случая я заготовил два ящика водки. Позже к вечеру, я зашёл к Виктору Константиновичу. Взял с собой три или четыре бутылки водки. Поговорили по душам, так "дали по бездорожью", что я вышел из его модуля еле живой. Но, расстались друзьями. Для того, чтобы меня нормально проводили друзья в аэропорту, он даже разрешил ВПЕРВЫЕ за два года запланировать в наряд автобус ПАЗ-652, который после входа части в Афган почти два года простоял недвижимо в парке. Расставание было очень тяжелым. Ведь расставались надолго...
   ... А затем радость встреч. Отпуск, отдых, радость и веселье. К тому времени у Вали на руках были документы на получение двухкомнатной квартиры во Львове по улице Плуговой ? 20 кв.11. Потом адрес несколько раз менялся - Промысловая ? 86, Мыколайчука ? 86, а теперь Мыколайчука ? 8. И всё время квартира ? 11. Здесь же я живу и сейчас в городе Львов (Украина). Однако моя радость была не очень долгой. Явившись в УК ПрикВО я услышал: " Откуда ты взялся? Твоё личное дело уже пол-года лежит у нас. Мы думали, что ты уже погиб или пропал безвести. На твое место в Стрию уже давно назначен другой офицер". Недели две я слонялся по Управлению кадров. Затем они мне предложили принять на месяц должность начальника технической части в Зенитном учебном центре в пгт Тучин Ровенской области. ВУСовка отличается всего на одну цифру. А за это мне обещали срочно решить вопрос со званием. Так я стал офицером автомобилистом. Вскоре мне присвоили "капитана", а затем я получил и орден Красная звезда за боевые заслуги, который догнал меня с Афгана. Спустя полгода я обратился к УК ПрикВО. Но мне сказали, что в хорошее место все хотят попасть служить, а вот в "дыру"- не каждый? "Ты, дурак, согласился, вот- и сиди, не рыпайся", - это такой умный был подполковник ОРЕНДОВСКИЙ Павел Кондратьевич. Мы с ним потом, когда он уволился, не одну рюмочку выпили вместе с его и моим другом Виталием Ефимовым, вспоминали... Теперь уже я на него обиду не таю: "Хай йому грэць", - как говорят у нас в Украине! В 1983 году я закончил курсы "Выстрел", как их тогда называли -Полевая Академия Генерального штаба СССР, с отличием. За отличную учёбу начальник курсов генерал-полковник ДРАГУНСКИЙ подарил мне свою книгу-мемуары "Годы в броне" с дарственной надписью. В 1984 году я перевёлся в Ровно заместителем командира части по вооружению в 56 Отдельный радиотехнический батальон 13 Общевойсковой Армии. Получил "майора". В 1986 году поступил в Военную Академию им. Маршала СССР ВАСИЛЕВСКОГО А.М., которую закончил в 1989 году. В Академии встретился с Женей АЛЕКСЕЕВЫМ, с Сашей ГИНИНЫМ и Сашей ПИКУЗОЙ. Долгое время общались. ПИКУЗА вырос до полковника, уволился, живёт в Киеве. У меня есть его адрес. А с Женей АЛЕКСЕЕВЫМ мы поддерживаем очень тесные и тёплые отношения. Пишем друг-другу, созваниваемся. У него три взрослых сына. Служил в Академии. Вырос до "подполковника".С декабря 1987 года до декабря 1997 я занялся преподавалельской работой. Работал на разных кафедрах. Преподавал разные предметы. Получил "подполковника". Прошёл должности: преподаватель, старший преподаватель, начальник ПМК, заместитель начальника кафедры, доцент. Последняя моя должнось была - замаститель начальника Львовского военного института по вооружению, но сильно поконфликтовал с одним генералом со штаба ПрикВО, и, хлопнув дверью я послал его на ..., уволился со службы по состоянию здоровья. Месяц не дослужил до получения звания "полковник". На нервной почве "подхватил" сахарный диабет. До настоящего года преподавал на кафедре тактики Львовского военного института самую военную дисциплину - тактика. С 1995 года активно занимаюсь общественной деятельностью. В 1995 году был избран председателем Общественной организации участников боевых действий Военного института. В канун 10-й годовщины вывода советских войск из Афганистана был одним из инициаторов открытия Памятника погибших в Афганистане в 1979-1989 г.г. во Львове. В 1999 году избран заместителем председателя Львовской областной организации Украинского Союза ветеранов Афганистана. За активную жизненную позицию и общественную работу, патриотическое воспитание молодёжи и поднятие авторитета ветеранов войны награждён Президентом Украины орденом "За заслуги" III степени. К 15-ой годовщине вывода советских войск из Афганистана получил звание "полковник запаса". Принимал участие в выпуске книги воспоминаний "Львов-Афган-Львов". В январе 2005 года перенёс обширный инфаркт. В связи с ухудшением состояния здоровья, в этом году уволился с работы совсем и, решением МСЭК (медико-социальной экспертизы), получил II группу инвалида войны. Большая проблемма с суставами. Хожу еле-еле с палочкой. Но, не сдаюсь, на общественных начаплах продолжаю работать...
   Жена Валя в этом году отпраздновала своё 50-ти летие. Работает уже более 15 лет рядом с домом на кафедре реанимации и анестезиологии Львовского государственного медицинского университета. За хорошим мужем цветёт и пахнет.
   Сын Саша родился в Польше в 1978 году 27 июня. Он родился вместе в одном роддоме с сыном КОБРУСЕВА Анатолия Григорьевича в городе Легница. После школы в 1995 году поступил в
   Тульский артиллерийский военный институт. Закончил его в 2000 году. Служит в Вооружённых Силах Российской Федерации. Майор. В 2008 году закончил Военную Академию им.Фрунзе в Москве. Сейчас живет в Брянске. Часто приезжает навестить родителей. Заочно заканчивает учебу на юридическом факультете Брянского Государственного Университета.
  
   Я думаю, что это далеко ещё не всё... Во-первых, ещё не всё сказал прапорщик АНЦИБОРОВ Владимир Андреевич. Во-вторых, здесь есть что написать подполковнику КУБРУСЕВУ Анатолию Григорьевичу о том, как 1996 ОРТБ ПВО выходил из Афганистана в 1988-1989 г.г. Да, и я, - напрягу свою память, может ещё что-то вспомню...
  

Оценка: 7.42*12  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018