ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Кадыгриб Александр Михайлович
Кандагарские зарисовки 3

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.24*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фотографии бойцов заставы Элеватор во время сопровождений 1982-83 года.

  Кандагарские зарисовки 3
  
  Часть 3. Сопровождение автоколонн. 1982-83 года.
  
  Начало службы на заставе Элеватор в противотанковом взводе, помимо становления как бойца и мужика, запомнилось, едва ли не ежедневной ратной службой. А именно - выставлением мотострелкового сопровождения автомобильных колонн на участках: Нагаханский поворот и напротив кишлака Кокаран (горы Сургар). Эти участки мы знали досконально, поскольку бывали здесь до пяти раз на неделю. Некоторые боевые двойки имели по нескольку оборудованных позиций. И это порой оборачивалось против нас, когда на протоптанных солдатами тропинках и точках наблюдения вдруг появлялись духовские сюрпризы в виде примитивных фугасов. Сменить насиженную позицию, увы, было нельзя (на расстоянии нескольких десятков метров выбор новых мест был исчерпан). Этим не преминули воспользоваться духи. Они минировали точки наблюдения маломощными фугасами, которые наше саперное снаряжение никак не могло выявить (тротиловая шашка в деревянной упаковке с примитивным взрывателем нажимного действия). Шла игра на время: рано или поздно солдат наступал на приготовленный сюрприз. Он не погибал, но ногу терял непременно. Так, за несколько весенних сопровождений на участке Кокаран взвод лишился двух бойцов: Славика Мещанинца и Мишки Гузеева. Оба потеряли по ноге (стопе) и после госпиталей поехали домой.
  
    []
  Современный вид мечети "Голубые купола". 2006 год.
  
  Голубые купола - название мечети возле Элеватора. Необычайно красивый храм привлекал внимание своими изысканными формами и яркой палитрой красок. Еще он служил ориентиром опасности. Отрезок от заставы до мечети был безопасным, можно ни о чем не переживать, духи не станут обстреливать, а вот миновав строение - надо было держать ухо востро. Соответственно наоборот, сняв точки и доехав до "куполов" можно было расслабиться. После мечети мы спешивались, и, миновав слева религиозный комплекс, двигались вперед по бетонке навстречу нависающей над местностью горе Сургар. На подсознательном уровне, в памяти, остались подобные рефлексы, если двигаясь в сторону города среди зелени сосен и кипарисов промелькнуло голубое пятно купола - жди неприятностей...
  
  Вот миновали "Голубые купола",
  Остановились, ожидаем.
  Тактика все та же, не нова,
  Не первый раз сопровождаем
  
  Артиллерия веское сказала слово,
  Пехота спешилась, пошла,
  Вперед ребята, с Богом,
  Лишь бы техника не подвела,
  
  Над дувалами стоит туман,
  В виноградниках - полумрак.
  Тишина - это обман,
  Где-то там притаился враг.
  
  Но точки выставлены все,
  Броня пошла вперед,
  Кокаран оцеплен ПТВ,
  Настал других черед
  
  Сегодня было все спокойно,
  Враг не решился нападать.
  На БТРы садимся проворно,
  Скорей отсюда надо уезжать.
  
  18 февраля 1363 года, т. Наука
  
    []
  Колонна наливников под горкой у кишлака Синжерай. На горке на время проведения сопровождения устанавливали артиллерийские системы: гаубицы, минометы Василек и крупнокалиберные пулеметы для поддержки пехоты в зеленой зоне. Вдалеке, за открытым пространством пустыни видны строения следующих кишлаков кишащих духами. Где-то там, в глубине зеленки находились и вели борьбу за выживание сторожевые заставы шурави Пассаб и Пальмухаммед. Они подвергались непрерывным обстрелам из стрелкового оружия, гранатометов и мин (смысл выставление этих форпостов мне до сих пор, не понятен, помешать духам, обстреливать автомобили они не могли, тогда зачем было рисковать жизнями солдат?), несли многочисленные потери в личном составе.
  Водители ожидают команду на движение вперед, значит, еще не все опасные участки прикрыты пехотой. В начале моей службы (зима 84 года) машины двигались плотной ленточкой с небольшими интервалами. Потом, когда обстрелы и потери транспорта стали нормой, а не исключением, тактику изменили. Интервалы между отдельными авто увеличили до 300 метром. Снизив, таким образом, вероятность огневого мешка для нескольких машин, увеличили время прохождения колонн через опасные места пригорода. Сопровождения иногда продолжалось с утра до вечера. Это сильно выматывало мотострелковые подразделения, которые вынуждены были проводить в виноградниках весь световой день.
  
    []
  Деды заставы. Крайний слева с автоматом минометчик Роман. Мы называли его злобным татарином за крутой нрав и негостеприимное отношение к чижикам. Своих молодых бойцов - тоже татар по национальности, он гонял нещадно, но не унижал, а нам наоборот - доставались от чужого деда одни маклухи. Далее стоят с огнеметом "Рысь" и с автоматом - два дембеля противотанкового взвода. К счастью, я их не застал на точке. Вертолет с дембельским составом покинул заставу за несколько минут до приезда пополнения. Снимок сделан ближе к осени 83 года.
  
    []
  БТР-60 7 роты готовиться к сопровождению. Слева в люке прапорщик роты, справа - командир одного из взводов. Фамилий офицеров не знаю, но на заставе их встречал. Предположительно 1983 год.
  
    []
  Бойцы 7 роты в предместье Кандагара. Сопровождение заставой Элеватор выставлялось вплоть до торговых рядов напротив ГСМа, старослужащие могли себе позволить прогуляться континами, позировать на фоне местных конных такси. Лавки торговцев закрыты, гражданского населения почти не видно. 1983 год.
  
    []
   Боец в противоосколочном бронежилете по размеру (явно старослужащий) и чалме снимается для дембельского альбома на фоне местной экзотики. Появились вездесущие бачата. Детвора охотно позирует ии настроена весьма дружелюбно. На заднем плане бурубухайка отправляется в сторону Элеватора.
  
    []
  Снимок из разряда советской пропаганды. Солдат верхом на ослике. Мирная идиллическая картинка. Настораживает отсутствие гражданского населения. Не исключено, что вслед за таким спокойным временем (до прохождения колонны) последует огневой налет душман. Континный ряд на въезде в город. На животном катается боец 7 роты. Осень 83 года.
  
    []
  Конечная остановка конных такси. Отсюда повозки начинают свой путь в центр города и дальше, на его восточную окраину. Рядом стоит хозяин упряжки, шурави расслабляются. Небольшие кони, ярко украшенные красными гирляндами, повозки разрисованы лубочными картинками из жизни правоверных мусульман. Осень 83, позируют бойцы 7 роты.
  
    []
  Сержанты 3 ПТВ Андрей Загуляев и Петя (фамилию не помню). Привал во время рейда. Из-за плеч выглядывают выстрелы к огнеметам "Рысь". На ребятах модные среди старослужащих головные уборы, сделанные из панам и плавжилеты снаряженные автоматными магазинами. Нагаханский поворот, лето 1983 года. Андрей ушел на дембель весной, а Петя погиб в августе 83 на Кокаране.
  
  Из рассказа сержанта взвода Юрия Андрейченка.
  Взвод выставился без происшествий и ожидал прохода колонн. Обстановка не предвещала ничего плохого, все было как обычно. "Духи", если они и находились неподалеку, вели себя спокойно. Когда первые КамАЗы с топливом выкатились на удобное для обстрела место, громыхнули выстрелы из гранатометов. Но "духи" не рассчитали, колона "наливников" несмотря на плотный огонь, проскочила отрезок без потерь. Бой затих. Лишь когда взвод начал сниматься с точек снова начался интенсивный обстрел.
   Командовал на одном из трех БТРов сержант Петя. Лишь только бойцы его группы заскочили на броню, как одна из гранат попала в борт БТРа. С "броника" всех словно ветром сдуло. Несколько ребят сразу получили легкие ранения, а внутри машины вспыхнул огонь. Под плотным обстрелом мы сумели вытянуть из БТРа тяжелораненого Эдуда Арджикова (его спас бронежилет, принявший на себя большинство осколков) и раненого водителя Андрея Андреева. Пламя быстро распространилось на всю машину. "Броник" заполыхал, словно факел. Пока опомнились, осмотрелись, все ли спаслись, заметили, что нет Петра (он находился на переднем сидении). Сержант, наверное, был или тяжелораненым, или уже мертвым. Подойти к пылающей машине не было возможности, как и вытащить товарища: начали взрываться боеприпасы.
  
    []
   Сержант 3 ПТВ Сергей Чернышев стреляет из огнемета "Рысь". За этим дувалом располагались наши точки наблюдения, отсюда же мы и вели огонь по врагу. "Зеленка" возле кишлака Кокаран осень 1983 года.
  
    []
  Сергей Чернышев. Призов осени 1982 года. Командир станкового гранатомета СПГ-9. Родом парень из города Рубежное, Луганской области. Опытный и надежный товарищ, хороший командир и наставник. Один из немногих бойцов взвода, что относился к молодым бойцам с пониманием и поддержкой. Такие как он были главной надеждой и опорой каждого офицера в бою, могли повести за собой и выполнить самый сложный приказ. После перевода взвода в бригаду имел конфликтные ситуации с взводным. Стал допускать нарушения дисциплины и самовольные отлучки из подразделения, за что едва не угодил в Особый отдел. Сергей демобилизовался осенью 84 года. Снимок сделан летом 1983 года.
  
    []
  "Шурави контрол" грузовика в районе заставы Элеватор. С утра пораньше, чтобы не видели офицеры заставы, бойцы постов охраны тормозили авто и не навязчиво просили водителей об одолжении, как бы невзначай передергивая затворы автоматов. Очень редко "бабаи" нам отказывали. Бывало, машины даже не останавливались, а только притормаживали, выставляя в окно руку с "бакшишом". Иногда кроме плана шурави просили сигареты, они предназначались "дедам". Изредка нас угощали жвачками или фруктами. Зато, какой был интерес понаблюдать за афганцами, их жизнью, одеждой и бытом. Это открытие нового необычного для советского человека мира. Незнакомые марки новых и раздолбанных авто и "бурбухаек", диковинные одеяния и привычка ездить сверху на крыше автобуса или автомобиля, наклейки и рисунки где только можно и нельзя, на всех машинах без исключения. Вот, она, другая, непонятная во многих аспектах, жизнь людей не связанных марксистской идеологией, а только религией. Осень 1983 года.
  
    []
   Андрей Загуляев на фоне афганского авто. Досмотр груженного мешками и другим скарбом автобуса. Без окон, фар и частей обшивки - эта убогая и бурбухайка могла перевозить спрятанные в тайниках боеприпасы, мины и оружие. Правда, за все время подобных проверок мы не нашли в досматриваемых авто ничего запрещенного. Ужасающее состояние автомобиля и бедность пассажиров подобных технических шедевров вызывали сострадание и жалость. Хотелось, хоть чем-то помочь им, но кроме банки тушенки или других консервов у нас самих ничего не было, да и наши подарки они принимали с опаской.
  После отъезда дембелей Андрей на короткое время стал замком взвода. Заносчивый и надменный парень по отношению молодым солдатам, в кругу однопризовников он не пользовался уважением. Его "величие", ничем и ни в чем, кроме собственной высокой самооценки, не подкреплялось. Но, похоже, сержант не обращал внимания на приколы и скрытые насмешки со стороны своих товарищей. Так и служил Андрей Загуляев до самой демобилизации в мае 1984 года, словно одинокий гусар - не понятый и весь "невозможно крутой".
  
    []
  Досмотр окончен, можно двигаться дальше. Автобус едет у подножья горы Сургар (слева). Впереди опасный участок на Нагаханском повороте. И если повезет, и он проскочит его без обстрела, и не подорвется на мине в пустыне, то, вполне благополучно прибудет в кишлак Кишкинахуд.
  
    []
   Салон пассажирского автобуса. Зажиточные афганцы рассматривают окраины Кандагара. Рейсовый Мерседес остановлен у советского поста для проверки. Он прибыл со стороны пустыни, возможно из Герата или Гиришка. Не особенно тщательный досмотр проводится чисто формально и, по-сути, бесполезен. Но, не исключено, что кто-то из бойцов, проводящих проверку, обогатиться плашкой плана или другим "безобидным" бакшишом. 1983 год.
  
    []
  Афганцы едут верхом на автобусах. Так дешевле, наверное, да и выбора у них нет - внутри салона полно различных ящиков и мешков вперемешку с пассажирами. Автобусы забиты под завязку, люди свисают у дверей и около окон. Всем надо в город, на базар и по делам. Район континов на западной окраине Кандагара, осень 82 года
  
    []
  Жертва духовского обстрела - сгоревший "наливник". Установить, чей он, наш или афганский, с уверенностью не могу. При мне, советские колонны были укомплектованы Зилами и КАМАЗами, изредка - тягачами Ураган. Но, никогда не видел Мазов в советской колонне, а вот среди афганских "ленточек" этот автомобиль встречался довольно часто. Подобных картин на участке западнее Кандагара всегда было достаточно, хотя сгоревшую технику периодически все же убирали.
  
    []
  Остов нашего танка Т-62 - все, что осталось от боевой машины после детонации боекомплекта. Башня от него еще долго валялась напротив горы Сургар, на участке ответственности взвода ПТВ (некоторые старослужащие прятались в ней от дождя и непогоды зимой 84 года). Рассказывали, что этот танк был подбит из гранатомета во время выставления сопровождения. Экипаж успел покинуть горящую машину. Ну, а потом произошел оглушительный взрыв, буквально разорвавший танк на части. Башню отбросило на десятки метров, а мелкие детали разлетелись еще дальше. К счастью, это был, чуть ли не единственный подобный случай.
  
    []
  Колонна Камазов-наливников на улицах Кандагара. Миновав опасные участки пригорода, водители чувствовали себя спокойнее. Во всяком случае, в городе машины не жгли, не безосновательно опасаясь последствий для населения, как от горящего топлива, так и от ответного огня шурави.
  КАМАЗы перевозили до 27 тонн топлива в трех стандартных бочках. Машины были очень уязвимы подрыву и к огню стрелкового оружия. Но наибольшие потери несли колонны от гранатометов. В результате попадания гранаты в заполненную доверху бочку поток горящего топлива сжигал все вокруг. Если подбитая машина останавливалась, солдаты сопровождения спешили продырявить оставшиеся емкости с топливом во избежание взрыва. За считанные минуты огонь охватывал весь автомобиль, и огромный столб черного дыма поднимался в небо, обозначая всем шурави место обстрела. Иногда, число подобных факелов возрастало до трех, четырех. В 1983-85 годах в результате продуманной тактики пропуска "ленточек", жертвами обстрела становилось, как правило, не больше двух машин. Остальных успевали затормозить на подъезде к опасному участку.
  
    []
  Жертва подрыва - санитарный транспортер "Таблетка". При мне их уже не было в батальоне, а вот осенью 1982 года они использовались довольно интенсивно. Судя по повреждениям, мина была небольшой мощности, если это, конечно, мина, а не граната или фугас. Обычно при подрыве на мине корпус пробивался, отчего гибли парни из экипажа или пассажиры машины. В отношении подрывов надежнее показал себя БТР. Высокий клиренс обеспечивал большую безопасность. Лишь очень мощные фугасы приводили к гибели солдат и разрушению корпуса. Часто все заканчивалось оторванным колесом.
  
    []
  Расположение 3 МСБ (г) в пустыне (9 рота, часть минбатареи, взвод АГС, хозяйственный, а также саперы, танкисты и артиллеристы; всего - больше 200 человек). Вид со стороны зеленки и разрушеной магистрали. Справа, за ограждением из градовских ящиков и колючей проволоки, находиться парк техники и склады топлива. Виден танковый взвод, другая колесная и гусеничная техника. На переднем плане МТЛБешка артиллеристов. Батарея гаубиц Д-30 обеспечивала огневую поддержку расположенных в зеленке застав. Слева - ротные палатки и одинокий БТР-60.
  Вдалеке просматриваются горы, ограничивающие пустыню с севера. Ровная как стол поверхность, местами прорезанная неглубокими высохшими руслами речек. Вездесущая мелкая пыль - перемолотая техникой местная глинистая почва. Судя по тени от тягача - наступают короткие вечерние сумерки. Фото лета 83 года.
  
    []
  Транспортно-боевой вертолет Ми-8 взлетает из расположения 3 батальона. Обычно они эвакуировали раненых и убитых, привезенных из сторожевых застав. Не один десяток жизней наших солдат спасли эти крылатые санитары. Осень 1983 года.
    []
  Он улетел, но обещал вернуться...

Оценка: 4.24*9  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023