ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
1 - Офицерский вопрос в повестке дня советской власти - Ленин

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Офицерский вопрос в повестке дня советской власти

  

В.И. ЛЕНИН

   1.О приеме в высшие учебные заведения РСФСР (проект постановления СНК). Август 1918 г.
   2.Телеграмма курсам командного состава в Петрограде. 18. 9. 1918 г.
   3.Речь в "День красного офицера". 24 ноября 1918 г.
   4.Речь на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов, 19 января 1919 г.
   5.Отношения к военным специалистам ("военспецам").
  

В.И. Ленин

О ПРИЕМЕ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РСФСР

(Проект Постановления Совета Народных Комиссаров)

   СНК поручает Комиссариату народного просвещения подготовить немедленно ряд постановлений и шагов для того, чтобы, в случае если число желающих поступить в высшие учебные заведения превысит обычное число вакансий, были приняты самые экстренные меры, обес­печивающие возможность учиться для всех желающих, и никаких не только юридических, но и фактических привилегий для имущих классов не могло быть. На первое место безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, ко­торым будут предоставлены в широком размере сти­пендии.
  

Написано 2 августа 1918 г.

Напечатано 6 августа 1918 г,

в газете "Известия В ЦИК"

N 166.

  
  

В.И. Ленин

ТЕЛЕГРАММА КУРСАМ КОМАНДНОГО СОСТАВА В ПЕТРОГРАДЕ

18. IX. 1918 г.

Петроград. Васильевский остров. Кадетская линия, 3. Окружному комиссару

   Приветствую 400 товарищей рабочих, оканчивающих сегодня курсы командного состава Красной Армии и вступающих все ряды как руководители. Успех россий­ской и мировой социалистической революции зависит от того, с какой энергией рабочие будут браться за управление государством и за командование армией трудящихся и эксплуатируемых, воюющих за сверже­ние ига капитала. Я уверен поэтому, что примеру четырехсот последуют еще тысячи и тысячи рабочих, а с такими администраторами и командирами победа коммунизма будет обеспечена.

Предсовнаркома Ленин

"Правда" N 201, 19 сентября 1918 г.

  

В.И. Ленин

РЕЧЬ В "ДЕНЬ КРАСНОГО ОФИЦЕРА"

24 НОЯБРЯ 1918 г.

   (Громовые аплодисменты, пение "Интернационал а".) Приветствую вас от имени народных комиссаров, -- говорит Ленин. -- Когда "я думаю о задачах нашей армии и красных офицеров, я вспоминаю один случаи, которому л Пыл свидетелем не так длимо, и нагоне Финляндском дороги.
   Я видел, что публика чему-то улыбается, случная одну старушку, и попросил перевести мне ее слова. Финка, сравнивая старых солдат с революционными, говорила, что первые защищали интересы буржуазии и помещи­ков, а вторые -- бедноты. "Раньше бедняк жестоко расплачивался за каждое взятое без спроса полено, а теперь, если встретишь в лесу, говорила старушка, солдата, так он еще поможет нести вязанку дров". "Теперь не надо, говорила она, бояться больше человека с ружьем".
   Я думаю, -- продолжает Ленин, -- что лучше на­грады для Красной Армии трудно представить.
   Дальше Ленин говорит, что старый командный состав состоял преимущественно из избалованных и извра­щенных сынков капиталистов, которые ничего не имели общего с простым солдатом. Поэтому-то теперь, строя новую армию, мы должны брать командиров только из народа. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима.

"Известия ВЦИК" N 258, 26 ноября 1918 г.

  

В.И. Ленин


РЕЧЬ НА II ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ

учителей- интернационалистов

18 января 1919 г.

   (Бурные аплодисменты, переходящие в овацию.)
   Товарищи, позвольте мне при­ветствовать ваш съезд от имени Совета Народных Комиссаров.
   Товарищи, теперь перед учительством встают особо важные задачи, и я надеюсь, что после пережитого года, после той борьбы, которая шла в среде учительства, между теми, кто с самого начала стал на сторону Советской власти, на сторону борьбы за социалистический переворот, и между той частью учительства, которая до сих пор оставалась па почве старых порядков, на почве старых предрассудков, что можно сохранить учебу на почве этих старых поряд­ков, -- я думаю, что теперь, после годовой борьбы, после того, что произошло в международных отноше­ниях, -- этой борьбе должен прийти и приходит конец.
   Нельзя сомневаться в том, что громадное большин­ство учительского персонала, который стоит близко к рабочему классу и к трудящейся части крестьянства, что оно в громадном большинстве убедилось теперь, как глубоки корни социалистической революции, как неизбежно она распространяется на весь мир, и я думаю, что теперь громадное большинство учительства несомненно искренне встанет и будет становиться на сторону власти трудящихся и эксплуатируемых, в борьбе за социалистический перепорот и в борьбе с той частью учительства, которая до сих пор, оставаясь на почве старых буржуазных предрассудков и старых порядков и лицемерии, воображала, что может что-нибудь сохранить от этих порядков.
   Одним из таких буржуазных лицемерии является убеждение в том, что школа может быть вне политики. Вы прекрасно знаете, насколько лживо это убеждение. И буржуазия, выдвигающая такое положение, сама во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику и старалась школьное дело свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных прислужников, старалась снизу доверху даже всеобщее обучение свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных слуг, исполнителей воли и ра­бов капитала, никогда не заботясь о том, чтобы школу сделать орудием воспитания человеческой личности. И теперь ясно для всех, что это может сделать только школа социалистическая, стоящая в неразрывной связи со всеми трудящимися и эксплуатируемыми и стоящая не за страх, а за совесть на советской платформе.
   Конечно, дело перестройки школы -- дело трудное. И, конечно, тут бывали и сейчас наблюдаются ошибки и попытки принцип связи школы с политикой перетол­ковать и извратить в грубом и уродливом смысле, когда пытаются неумело внести эту политику в умы еще моло­дого подрастающего поколения, которому следует под­готовиться. И несомненно, что с этим грубым применением основного принципа нам всегда придется бороться.
   Но сейчас главная задача той части учитель­ства, которая встала на почву Интернационала, которая встала на почву Советской власти, заботиться о том, чтобы создать более широкий и по возможности все­объемлющий учительский союз.
   Для старого учительского союза, который отстаивал буржуазные предрассудки, который обнаружил непо­нимание и до последней степени отстаивал гораздо дольше даже, чем отстаивали такие же привилегии другие вершинные союзы, которые образовались с са­мого начала революции 1917 года и с которыми мы боролись во всех областях жизни, - для этого союза почвы нет в вашем союзе, союзе интернационалистов. Я думаю, что ваш союз интернационалистов может
вполне превратиться в единый школьный профессио­нальный союз учителей, стоящий, как и все профес­сиональные союзы, -- это особенно ярко показывает II Всероссийский съезд профессиональных союзов, -- на платформе Советской власти.
   Задача перед учитель­ством стоит необъятная. Здесь приходится бороться и с теми остатками расхлябанности и разъединенности, которые оставила нам прошлая революция.
   Далее, пропаганда и агитация. Сейчас естественно, что при том недоверии к учительскому составу, которое оставила практика саботажа и предрассудки буржуаз­ного состава учительства, которое привыкло думать, что настоящее образование могут получать только богатые и что для большинства трудящихся достаточна только подготовка хороших слуг и хороших рабочих, но не настоящего хозяина жизни, -- оставалась раздро­бленность во всех областях пропаганды и просвещения.
   Это осуждает часть учителей на узкую сферу, на сферу якобы учебы, и не дает нам возможности полностью создать единый аппарат, в который все силы науки войдут и будут работать вместе с нами. Нам удастся это сделать постольку, поскольку мы порвем со старыми буржуазными предрассудками, и тут задача вашего союза -- привлечь самые широкие учительские массы в вашу семью, задача воспитать наиболее отсталые слои учительства, подчинить их общепролетарской поли­тике, связать в общую организацию.
   В деле профессионального объединения па плечах учительства лежит великая задача в том положении, которое создалось сейчас у нас, когда отчетливо выяс­няются все вопросы гражданской войны и когда мелко­буржуазные демократические элементы силою вещей вынуждены переходить па сторону Советской власти, потому что они убедились, что всякий другой путь невольно толкает их на путь защиты белогвардейцев и международного империализма.
   Когда во всем мире ставится одна главная задача, дело ставится так, что либо крайняя реакция, либо военная диктатура и рас­стрелы, относительно которых мы имели наглядные известия из Берлина; либо эта бешеная реакция озверевших капиталистов, которые чувствуют, что эта че­тырехлетняя война им не может пройти безнаказанно, и поэтому они на все готовы, готовы еще заливать землю кровью трудящихся, либо полная победа трудящихся в социалистической революции. В тот момент, который мы переживаем, середины быть не может.
   И вот почему то учительство, которое с самого начала стало на позицию Интернационала, которое теперь ясно видит, что их про­тивники в среде учителей другого лагеря никакой серьез­ной оппозиции оказать не могут, должно встать на дорогу более широкой работы.
   Из вашего союза должен создаться теперь широкий, охватывающий огромные массы учите­лей, профессиональный союз учителей, союз, который встанет решительно на почву советской платформы и борьбы за социализм путем диктатуры пролетариата.
   Именно такова формула, которая принята заседаю­щим теперь II съездом профессиональных союзов. Он требует, чтобы все занятые в известной профессии, в известного рода деятельности, объединялись в один единый союз, но в то же время говорит, что профессио­нальное движение не может быть оторванным от основ­ных задач борьбы за освобождение труда от капитала. И поэтому полноправным членом профессиональных союзов могут быть только те союзы, которые признают революционную классовую борьбу за социализм путем диктатуры пролетариата. Таков ваш союз. Если вы на эту позицию встанете, -- вам обеспечен успех в деле привлечения громадной массы учительства и работы над тем, чтобы знания и науки перестали быть делом при­вилегированных, перестали быть материалом, который укрепляет позицию богатых и эксплуататоров, а превра­тились бы в орудие освобождения трудящихся и экс­плуатируемых. На этом поприще позвольте пожелать вам, товарищи, всяческого успеха.
  
   Краткий отчет напечатан 19 января 1919 г. в газете "Известия В ЦИК" N13
  

В.И. Ленин

ОТНОШЕНИЕ К ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ("ВОЕНСПЕЦАМ")

(Из речи "Все на борьбу с Деникиным")

  
   Громадный заговор, который прорвался в Красной Горке и имел своей целью сдачу Петрограда, с особен­ной настоятельностью поставил вновь вопрос о воен­спецах и о борьбе с контрреволюцией в тылу. Нет сомнения, что обострение продовольственного и воен­ного положения с неизбежностью вызывает и будет вызывать в ближайшем будущем усиление попыток контрреволюционеров (в питерском заговоре участвовал "Союз возрождения" и кадеты, и меньшевики, и правые эсеры; отдельно участвовали, но все же участ­вовали, и левые эсеры). Так же несомненно, что воен­спецы дадут в ближайшее время повышенный процент изменников, подобно кулакам, буржуазным интелли­гентам, меньшевикам, эсерам.
   Но было бы непоправимой ошибкой и непроститель­ной бесхарактерностью возбуждать из-за этого вопрос о перемене основ нашей военной политики. Нам изме­няют и будут изменить сотни и сотни военспецов, мы будем их вылавливать и расстреливать, но у нас рабо­тают систематически и подолгу тысячи и десятки тысяч военспецов, без коих не могла бы создаться та Красная Армия, которая выросла из проклятой памяти партизанщины и сумела одержать блестящие победы на востоке.
   Люди опытные и стоящие во главе нашего военного ведомства справедливо указывают на то, что там, где строже всего проведена партийная политика насчет военспецов и насчет искоренения партизанщины, там, где тверже всего дисциплина, где наиболее заботливо проводится политработа в войсках и работа комисса­ров, -- там меньше всего, в общем и целом, является охотников изменять среди военспецов, там меньше всего возможности для таких охотников осуществить свое намерение, там нет расхлябанности в армии, там лучше ее строй и ее дух, там больше побед. Партизан­щина, ее следы, ее остатки, ее пережитки причинили и нашей армии и украинской неизмеримо больше бедствий, распада, поражений, катастроф, потери людей и потери военного имущества, чем все измены воен­спецов.
   Наша партийная программа как по общему вопросу о буржуазных специалистах, так и по частному вопросу об одной из их разновидностей, о военспецах, с полной точностью определила политику коммунистической пар­тии. Наша партия борется и будет "беспощадно бороться с мниморадикальными, на самом же деле невежественным самомнением, будто трудящиеся в состоянии преодолеть капитализм и буржуазный строй, не учась у буржуаз­ных специалистов, не используя их, не проделывая долгой школы работы рядом с ними".
   Разумеется, наряду с этим партия не дает "ни малей­шей политической уступки данному буржуазному слою", партия подавляет и будет "беспощадно подавлять всякое контрреволюционное его поползновение". Есте­ственно, что когда подобное "поползновение" наступает или обрисовывается с большей или меньшей степенью вероятности, то "беспощадное подавление" его требует иных качеств, чем медленность, осторожность настрое­ния учащегося, которых требует "долгая школа" и которые она воспитывает в людях.
   Противоречие между настроением людей, занятых "долгой школой работы рядом" с военспецами, и настроением людей, увлечен­ных непосредственной задачей "беспощадно подавить контрреволюционное поползновение" военспецов, легко может привести и приводит к трениям и конфликтам. То же относится к необходимым личным перемещениям, иногда передвижениям большого числа военспецов, кото­рое вызывается тем пли иным случаем контрреволюцион­ных "поползновений", а тем более больших заговоров.
   Эти трепня и конфликты мы разрешаем и будем разрешать партийным путем, требуя того же от всех организаций партии и настаивая на том, чтобы ни ма­лейшего ущерба практической работе, ни малейшей проволочки в принятии необходимых мер, ни тени колебания в проведении установленных основ нашей военной политики допускаемо не было.
   Если некоторые партийные органы берут нервный тон по отношению к военспецам (как это было недавно в Петрограде) или если в отдельных случаях "критика" военспецов вырождается в прямую помеху системати­ческой и упорной работе по их использованию, партия исправляет тотчас и будет исправлять эти ошибки.
   Главное и основное средство их исправления -- уси­ление политработы в армии и среди мобилизуемых, подтягивание работы комиссаров в армии, улучшение их состава, повышение их уровня, осуществление ими на деле того, чего партийная программа требует и что слишком часто выполняется далеко не достаточно, именно: "сосредоточения всестороннего контроля за командным составом (армии) в руках рабочего класса". Критика военспецов со стороны, попытки исправить дело "налетом" -- вещь слишком легкая и потому безнадежная и вредная. Все, кто сознает свою полити­ческую ответственность, кто болеет недостатками нашей армии, пусть идут в ряды и в шеренги, красноармей­цами или командирами, политработниками или комис­сарами, пусть работает каждый -- место найдет себе любой член партии по своим способностям -- внутри военной организации для ее улучшения.
   Советская власть давно обратила наибольшее внима­ние на то, чтобы рабочие, а затем крестьяне, комму­нисты же в особенности, могли серьезно учиться воен­ному делу. Это делается в ряде заведений, учреждений, курсов, по это делается еще далеко, далеко не доста­точно. Личная инициатива, личная энергия тут многое должны еще сделать. В особенности должны комму­нисты усердно обучаться пулеметному, артиллерий­скому, броневому делу и т. п., ибо здесь паша отсталость более чувствительна, здесь превосходство противника с большим числом офицеров значительнее, здесь воз­можно причинение крупного вреда ненадежным воен­спецом, здесь роль коммуниста в высшей степени велика.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 37. - С.34.
   Там же. - Т. 37. - С. 88.
   Там же. - Т. 37. - С. 200.
   Там же. - С. 430-433.
   Там же. - Т. 39. - С. 56-58.
  

Вл. Маяковский


Илл.

Наши дни - 1917 г.




Сказка о дезертире (1)





"Бабья рожа встала из воздуха"









  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010