ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
4 - Офицерская история 20 века

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:


    []
   Энциклопедия русского офицера  
   8-926-286-91-89
  

4 - Офицерская история 20 века

А.И. Каменев.

История подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984 гг.)

  
  
  

4

Перестройка системы подготовки военных кадров в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

  
   Вот уже больше четырех десятилетий ведутся ожесто­ченные споры вокруг уроков и итогов второй мировой войны и ее главной составляющей - борьбы СССР против фашизма. Этой проблеме посвящена 85-томная история "Армия США во второй мировой войне", 80-томная "История второй мировой войны", выпущенная в Великобритании, 96-томная "Официальная история войны в Великой Восточной Азии" (Япония), 10-томная история под названием "Германский рейх и вторая мировая война", изданная в ФРГ, и многие другие пи­сания историков, политиков, литераторов, военных.
   *
  
   О чем, главным образом идет спор?
  
   В самом общем виде ситуацию можно представить таким образом: спорят вокруг закономерности поражения фашистской Германии в войне и по поводу вклада в победу сил, воющих против Германии.
   *
   Не входя в этот спор, отметим исходные авторские по­зиции: поражение фашистской Германии было закономерным, а решающий вклад в эту победу внес Советский Союз. Последняя оценка отнюдь не умаляет боевых достижений союзников СССР, а лишь подчеркивает тот факт, что основная тяжесть войны легла на плечи советского народа и именно он нанес решаю­щее поражение германскому фашизму.
   *
   Великая Отечественная война явилась серьезным испыта­нием не только общественно-политического строя и экономи­ческой системы социализма, но и его военной организации, системы подготовки военных кадров. Война показала, что социа­лизм располагает большими резервами.
   *
   Начало войны было суровым: на советский народ обрушился жестокий и коварный враг, опробовавший свою военную машину на Западе и заставивший работать на себя экономику окку­пированных стран. На стороне противника было преимущество внезапного нападения.
   Сказались и просчеты с нашей стороны.
   *
  
   Неблагоприятное воздействие на моральный фактор и боевой настрой народа и воинов оказали:
  
   - издержки в военной доктрине, оценке противника и начального периода войны, ее сроков;
   - недооценка противника и переоценка уз классовой солидарности со стороны немецкого пролетариата;
   - временные неудачи советских войск в начальный период войны;
   - факты растерянности, нервозности и нерешительности со стороны командно-политического состава;
   - трудности перестройки соз­нания с мирного на военный лад;
   - массированное воздействие фашистской пропаганды на наши войска и население.
  
   *
   В такой обстановке перед партией и правительством со всей остротой встала задача не дать хода развитию нега­тивизма. При этом она исходила из ленинского положения о том, что нужно "продержаться в моральном смысле, т.е. не дать себя деморализовать, дезорганизовать". Нужно было найти в себе мужество сохранить трезвую оценку положения дел, бодрость духа, чтобы принять верное решение.
   *
   На службу Родине были поставлены пропаганда и агитация, печать и радио, литература и искусство, все средства идейного влияния на массы.
  
   О размахе этой работы говорят такие данные:
  
   - за годы войны вышло в свет более 500 изданий трудов классиков марксизма-ленинизма общим тиражом около 17 млн. экземпляров; большим тиражом выходила книга "О великой Оте­чественной войне Советского Союза", брошюры М.И. Калинина, Д.З. Мануильского. А.С. Щербакова, Е.М. Ярославского и др.; общий тираж массово-политических книг составил более 33 млн. экз.;
  
   - была развернута широкая работу по пропаганде военно-исторического прошлого страны, обес­печила публикации отдельных произведений наших выдающихся соотечественников А.В. Суворова, М.И. Кутузова, С.О. Макарова; широко пропагандировалась деятельность А. Невского, Д. Дон­ского, а также героев гражданской войны Н.А. Щорса. Г. И. Котовского, В.И. Чапаева и др.; в честь великих сынов нашей страны были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ушакова и Нахимова;
  
   - в июле 1943 года при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР было создано лекционное бюро, на которое были возложены задачи организации лекций в Москве и по всей стране о международном положении, текущих военно-политичес­ких событиях, по историческим, военно-патриотическим и дру­гим вопросам. Всего за время с 16 августа 1943 г. по 1 авгус­та 1944 года лекторами было прочитано 672 публичные лекции, на которых присутствовало 305 тыс. человек. С лекциями выступили видные деятели международного коммунистического дви­жения О.В. Куусинен, Д. Ибаррури, писатели А. Фадеев. И. Эренбург, Н. Тихонов, академики Н. Г. Струмилин, Н.С. Державин, В.Н. Образ­цов и др.
  
   *
   Другими словами, посредством названных и других мер политического и организационного характера партии и прави­тельству удалось решить проблему морального фактора в са­мые трудные месяцы начального периода Великой Отечественной войны.
  
   Оценивая по достоинству этот факт, министр иност­ранных дел Великобритании М. Иден в одном из своих выступ­лений периода войны заявил:
  
   "Можно найти немного примеров в анналах истории, чтобы армия, которая провела такое долгое и тяжелое отступление, как Красная Армия в течение лета, все же сохранила боевой дух и смогла обрушиться на врага с триумфальным успехом на широком фронте".
  
   *
   Отдавая должное организационной работе компартии, не следует забывать о том, что главный фактор стойкости морального духа русского человека заключен в особенностях его национального характера, а именно, в способности в критический момент забыть все обиды и сосредоточиться на главном - борьбе за независимость своей Родины.
   *
   Расчет фашистов на подрыв морального духа советского народа не оправдался. Не оправдались и надежды на то, что Красной Армии не удастся отмобилизоваться и перестроиться на военный лад.
   *
   В труднейших условиях начального периода войны партии и правительству удалось решить целых ряд задач, связанных с кадровыми вопросами:
  
   а) произвести мобилизацию в армию и на флот офицеров запаса, а также лиц не имевших до этого офицерских званий (в частности, партийных и советских работников, инженеров и техников и др.);
   б) возвратить в строй ряд командиров и политработни­ков, подвергнутых ранее репрессиям;
   в) развернуть систему краткосрочных курсов по подго­товке офицерского состава;
   г) осуществить досрочный выпуск офицеров из военно-учебных заведений;
   д) перестроить систему военно-учебных заведений.
  
   *
   С самого начала войны была проявлена забота о соз­дании резерва кадров. В июле 1941 г. на Западном Фронте сформировался первый резерв офицерского состава. Впослед­ствии это было сделано и на других фронтах. Армейский ре­зерв офицерского состава создавался вначале как отдельный батальон, входивший в армейский запасной полк, а впоследствии весь этот полк стал резервом офицерского состава.
   *
   Каким образом перестраивались военно-учебные заведе­ния в начальный период войны? Названная перестройка вклю­чала следующие мероприятия:
  
   1) изменение сети военно-учебных заведений;
   2) увеличение пропускной способности военных училищ и академий за счет сокращения сроков обучения и увеличе­ния численности обучаемых;
   3) изменение учебной программы, профиля подготовки военных кадров;
   4) внесение изменений в организацию учебных занятий и методику обучения;
   5) упорядочение практики подбора для военно-учебных заведений профессорско-преподавательского и командного состава и др.
  
   Большая работа была проделана по передислокации военно-учебных заведений вглубь, страны. Так, к примеру, к 1 января 1942 года на территории Сибирского и Забай­кальского военных округов было передислоцировано 30% всех военно-учебных заведений Красной Армии. Это обстоя­тельство, конечно, ставило военные училища и военные акаде­мии в трудное положение.
   *
   Каким образом шло изменение учебной программы? Эта работа велась в нескольких направлениях:
  
   а) посредством уменьшения количества учебных дисцип­лин, изучаемых курсантами и слушателями;
   б) изменения характера подготовки обучаемых;
   в) путем оперативного реагирования учебной программы на запросы войны.
  
   Так, основными предметами обучения в пехотных и артил­лерийских училищах являлись тактика и огневая подготовка. Одновременно курсанты изучали инженерное и химическое дело, топографию. В декабре 1941 года была введена новая учебная дисциплина - танкоистребительное дело.
   С переходом Военной академии им. М. В. Фрунзе на сокра­щенные сроки обучения был введен курс партполитработы, кото­рый включал следующие темы:
  
   - "Ленинское учение об империализме и пролетарской революции";
   - "Марксистско-ленинское учение о войне и армии";
   - "Партия большевиков в период иностранной военной интервенции и гражданской войны";
   - "Марксистско-ленинское учение о государстве и дик­татуре пролетариата";
   - "Великая Отечественная война";
   - "Партийно-политическая работа в Красной Армии".
  
   Обращение к учению о защите Отечества помогало пони­манию реалий войны: здесь черпался оптимизм, трезвость оцен­ки сложностей начального периода войны.
   *
   В 1942 году Главное политическое управление РККА утвердило единый план подготовки курсантов военных учи­лищ.
  
   Он состоял из двух разделов:
  
   1) "Великая отечественная война Советского Союза";
   2) "Воспитательная работа с красноармейцами и младшими командирами".
  
   Количество часов на этот курс зависело от сроков обучения. Так, при сроке обучения в 3-4 месяца на полити­ческую подготовку отводилось 40 часов, а при сроке обуче­ния 6-9 месяцев - 60 часов.
   В конце 1942 года в училищах был восстановлен курс истории ВКП (б). На его изучение стало отводиться 92 часа.
   *
   Война потребовала сделать подготовку офицеров узкопрофильной, приблизить ее к потребностям войсковой практики. К примеру, в военно-политических училищах, в учебных прог­раммах произошли следующие изменения:
  
   а) значительно увеличился удельный вес военной и военно-технической подготовки политработников при одновре­менном сокращении времени на изучение общественных дисцип­лин;
   б) комплекс общественных дисциплин перестраивался с учетом практически решаемых задач политработниками в бое­вой обстановке;
   в) курс партийно-политической работы максимально наце­ливался на изучение особенностей этой деятельности в бое­вой обстановке, иногда приобретая черты директивных ука­заний;
   г) особое внимание уделялось глубокому изучению теку­щего опыта войны во всех его аспектах.
  
   *
   Слушатели и курсанты военно-политических училищ ве­ли активную агитационно-пропагандистскую работу среди военнослужащих учебных, запасных и резервных частей, а также с трудящимися предприятий, колхозов и совхозов. Эта рабо­та рассматривалась как важнейшее средство политической и профессиональной закалки будущих политработников и как конкретная помощь местным партийным и советским организа­циям в мобилизации трудящихся на борьбу с врагом.
   *
   Ведущим принципом обучения в годы войны был принцип "учить войска тому, что необходимо на войне". Он реализовы­вался через соответствующую методику, организацию и содержа­ние обучения. Важное место отводилось принципам; наглядности в обучении и индивидуального подхода к обучаемым.
   *
   Отличительной чертой методики была ее практическая направленность, основывающаяся на личном показе обучающим действий и приемов. В самом общем виде дело обстояло так: 90% времени - на практику и 10% - на теорию. Назовем некоторые характерные методы обучения курсантов военного времени:
  
   - метод "кольцевых выходов", сущность которого заклю­чалась в том, что курсантские подразделения в течение су­ток, а то и больше передвигались вокруг мест дислокации училищ в условиях "противодействий" противника;
   - "уроки полевой гимнастики", которые сочетали вопро­сы тактической и физической подготовки, включающие марш-броски, отражение атак танков, передачу снарядов, прыжки в высоту, преодоление водных преград и т.п.;
   - стрелковый урок, на котором курсанты отрабатывали в тесной увязке с изучением материальной части оружия приемы стрельбы из всех положений в условиях дня и ночи.
  
   Большое внимание уделялось изучению опыта войны и вооружению им слушателей и курсантов. С этой целью практико­вались следующие формы работы:
  
   а) написание курсантами и слушателями воспоминаний о боевых эпизодах при поступлении в военно-учебное заведе­ние;
   б) командирование преподавательского состава в войска различных фронтов с целью стажировки и изучения боевого опыта;
   в) включение в учебный план специальных лекций, прове­дение дополнительных занятий, чтение докладов и проведение конференций по проблемам боевых действий;
   г) использование боевых документов, материалов перио­дической печати для обучения слушателей и курсантов;
   д) воспитание курсантов и слушателей на примерах му­жества и героизма советских воинов, командиров и политра­ботников;
   е) некоторое упреждение (морально-идеологическое и военно-техническое) в подготовке слушателей и курсантов к предстоящим боевым действиям.
  
   *
   Кадровые проблемы военно-учебных заведений решались таким образом. Укомплектование военных училищ курсантами представлено следующей таблицей:
  
  
   Контингент
   обучаемых
   Периоды Великой Отечественной войны:
  

I

(22.6.1941 г.-

19.11.1942 г.)

II

(19.11.1942 г.-

конец 1943 г.)

III

(1944 г. -

9.5.1945 г.)

   Гражданская молодежь (в%)

70

78

31

   Военнослужащие
   (в%)

30

22

69

  
   *
   В отношении преподавательского состава положение обстояло так: в начале войны некомплект преподавателей составлял около 20%, а затем положение улучшилось; с се­редины 1942 г. в военные училища на преподавательские должности стали назначаться фронтовики, а с середины 1943 г. ГКО категорически запретил откомандирование пре­подавателей из военно-учебных заведений без особой на то надобности.
   *
   В период Великой Отечественной войны возросло зна­чение самостоятельной работы слушателей и курсантов в овладении учебной программой.
   Основные требования к самостоятельной работе слушате­лей были выражены в "Указаниях по организации учебного про­цесса в военное время" (1944 г.). В них излагались следующие требования: "Учебным планом на военное время предусматривается ежедневная работа слушателей в течение 11 часов, из которых 6 часов под руководством преподавателей и 5 часов самостоятельной работы, которое регламентируется и осуществляется в соответствии с индивидуальным планом слушателя... Индивидуальные планы составляются слушате­лем на 7 дней. Контроль за выполнением индивидуальных пла­нов осуществляется начальником курса и преподавателями".
  

"Офицерские" проблемы начального периода войны

  
   После краткого раскрытия основных направлений пере­стройки учебного процесса в военно-учебных заведениях в военное время сосредоточим внимание на тех проблемах, ко­торые выявила война в подготовке слушателей и курсантов.
   Война открыла глаза на многое: и на героическое и на трагическое, выявила героев и обнажила омерзительное лицо паникера, труса, предателя. Она же безжалостно показала и просчеты в подготовке офицерских кадров.
   Мы не ставим себе задачей во всем объеме раскрыть проблему героического и трагического, достижений и просче­тов. Думается, это предмет серьезнейшего научного исследо­вания. Остановимся лишь на некоторых, на наш взгляд, типич­ным фактах, примерах и судьбах.
   *
   Г.К. Жуков - один из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. Судьба свела его с лучшими генералами фашистской Германии: Гальдером, Манштейном, Гудерианом, Паулюсом, Кейтелем, Клейстом и др. Полководчес­кий талан этого человека раскрылся в самые трудные для Родины дни. Маршал Советского Союза А.М. Василевский так характеризует Г.К. Жукова:
  
   "Я всегда восхищался его неукро­тимой энергией и глубиной стратегического мышления, чувст­вом личной ответственности за порученное дело... Приняв решение, он мобилизовал все силы для его практического осу­ществления. Для него, казалось бы, не было непреодолимых прег­рад, его могучая воля ломала все, что стояло на пути. Георгий Константинович не терпел шаблона, он поддерживал все новое и передовое в военном деле... Это был человек огромного личного мужества и самообладания. В самые трудные, даже кри­тические моменты, работая с ним бок о бок, я не видел Жукова растерянным или подавленным. Напротив, в такие моменты он был, как никогда, деятелен и целеустремлен".
  
   Не будем продолжать характеризовать данную личность: практические дела Г.К. Жукова в период войны красноречиво свидетельствуют о том, что его полководческий талант явился немаловажным фактором в победе над фашизмом.
   *
  
   Речь идет о другом: как мог состояться такой полководец? Ответим: вопреки обстоятельствам.
  
   Ничто: ни догматизм в обучении, ни давление разного уровня авторитетов, ни многое другое не смогло убить в нем самостоятельности мышления, творческого поиска, воли и других качеств, необходимых воена­чальникам.
  
   Но ведь таких как Жуков было не так уж и много.
   Больше было тех, кто, как говорится "плыл по течению" и не "высо­вывался". Другими словами, такие полководцы, как Жуков, были, грубо говоря, не "продуктом" системы, а, скорее, "антипродуктом" системы, личностью, которая сформировалась вопреки существующему порядку вещей.
   *
  
   Когда первые удары гитлеровских войск оказались оше­ломляюще точно нацелены на пункты боепитания, склады, ком­муникации, а диверсионные группы фашистов, переодетых в красноармейскую форму, появились на многих основных магистра­лях, когда фронт сразу в нескольких местах оголился, трудно было сохранить трезвость духа. Немало командиров всех степеней в такой обстановке проявили колебания, нерешитель­ность, а порой и растерянность.
  
   Подобное случилось и с командующим Юго-Западным фрон­том генерал-полковником М.П. Кирпоносом.
   Были случаи и предательства со стороны высшего коман­дного состава. Яркий пример сему - предательство генерала Власова и его "сподвижников": генерал-майора В. Малышкина, начальника штаба 19-й армии, полковника В. Боярского, командира 41-й дивизии, политработников Г. Жиленкова, М. Жукова и др.
   *
  
   Как могло случиться подобное?
  
   Известно, что предате­лем не рождаются - им становятся.
  
   Стал им и Власов.
  
   Не являет­ся ли одной из причин его предательства "кружение головы от успехов"? Да, видимо, чрезмерное восхваление этой личнос­ти в предвоенные годы заложило в его сознании "мину замед­ленного действия, которая сработала в экстремальной обста­новке.
  
   Так, к примеру, в 1940 году на политических занятиях во всей Красной Армии изучалась статья "Командир прославлен­ной дивизии". Речь шла о командире 99-й стрелковой дивизии А.А. Власове. В ней восхвалялась сверхтребовательностъ командира дивизии.
  
   "За двадцать один год службы в Красной Армии, - писалось в статье, - он приобрел ценнейшее для военачальника качество - понимание людей, которых он призван воспи­тывать, учить и готовить к бою. Это понимание не книжное, не отвлеченное, а реальное. "Я люблю службу", - часто говорит генерал. И он умеет раскрывать и поощрять в людях рвение к службе. Он ищет в человеке и развивает в нем способности, закаляя их в постоянных упражнениях, испытаниях полевой жизни... Человек бывалый, неприхотливый, приученный к суровой боевой жизни, которая и является для него родной стихией, он всей душой приветствовал новое направление в боевой подготовке войск. Военный профессионал, он давно убедился на практике в могучей силе требовательности..."
  
   Утонченный карьерист, готовый пожертвовать всем для достижения далеко идущих целей, - таково подлинное лицо это­го человека, собравшего в годы войны под знаменами РОА не­малое количество советских людей, в том числе и введенных в заблуждение, обманутых Власовым и его подручными.
   *
   Пример Власова и ему подобных поучителен для настоящего и будущего. Карьеризм - опаснейшее для страны и для конк­ретного дела явление. Нужно научиться распознавать карье­ристов, ставить им заслон на пути к достижению далеко иду­щих целей. В противном случае последствия могут быть непредсказуемы...

Недочеты и упущения в подготовке комсостава

  
   Дав краткую характеристику явлений, имевшим место в высшем звене управления войсками, сосредоточии внимание на тех недочетах, которые выявились в подготовке среднего командно-политического состава, не претендуя на исчерпы­вающую характеристику этого вопроса.
   *
   В годы войны советские воины научились быть врага, а командиры управлять подразделениями в бою.
  
   Но как это да­лось?
  
   Достигнуто это было большой кровью.
   *
   В первые дни и месяцы войны сказались просчеты в морально-психологической и военно-технической подготовке бойцов и командиров. В чем это проявилось?
  
   Проявлений было немало, среди них:
  
   а) неустойчивость, паникерство и трусость отдельных командиров и бойцов;
   б) неумение осмыслить сложившуюся обстановку и при­нять разумное решение;
   в) преувеличение боевых возможностей фашистских войск и появление так называемых "пораженческих" настроений;
   г) прогрессирование таких явлений, как "танкобоязнь", "самолетобоязнь", "радиобоязнь" и т.п.;
   д) неумение командиров и политработников восстанавли­вать моральную стойкость людей, выводить их из состояния шока, предупреждать и пресекать явления массового психоза и невроза и др.
  
   К. Симонов, анализируя начало войны, обратил внимание на тот факт, что в боевой обстановке отдельные командиры опасались включать радиостанцию из-за боязни быть засечен­ными фашистами.
  
   Переход от снисхождения к противнику ("шапкозакидательства") к его боязни К. Симоновым объясняется так:
  
   "... Человеку, который видит все, что не получается у нас, и не видит того, что происходит у противника, против­ник начинает казаться сильнее и умнее, чем он есть..."
  
   В то же время, неумение командиров и политработников акцентировать внимание бойцов на слабых сторонах против­ника приводило к негативным последствиям - робости, а то и страху перед ним.
   *
   И. Эренбург после двух лет войны писал:
  
   "В годы войны мы многое меняли на ходу. Мы увидели, что нам часто не хва­тает дисциплины, организации, личной инициативы, чувства ответственности. Мы поняли, что наши дети нуждаются в более крепких основах морали, что нужно в них глубже воспитывать человеческое достоинство, патриотизм, верность, рыцарские чувства, уважение к старости и заботу о слабых".
  
   *
   Война обнажила всю пагубность "сталинской педагоги­ки" и вредность тех мер, которые приводили к нивелировке личности, подтачиванию нравственного стержня человека.
   Как мог проявить человек самостоятельность, если его до этого учили безропотно подчиняться? Как он мог взять на себя ответственность, когда был спутан по рукам и ногам различного рода инструкциями и указаниями?
   *
   Наряду с издержками морально-психологического и военно-технического плана следует отметить недостатки иного плана. Речь в данном случае идет о недостатках в воспитании ненависти к врагу.
  
   Наш, советский народ, миролюбив.
  
   Его типичные черты: великодушие, беззлобность, отходчивость, доброжелательность. В первые дни и недели войны, не имея достаточно полного представления о захватнических планах фашистской Герма­нии, бойцы, командиры и политработники проявляли излишнюю мягкотелость по отношению к врагу.
   Это обстоятельство негативным образом сказывалось на ведении боевых действий, ибо священная ненависть к врагу - это сильнейший источник мужества, героизма и стойкости. Нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души.
   Перелом в умонастроениях советских воинов наступил в начале 1942 года, о чем в приказе НКО N 130 от 1 мая 1942 года говорилось, что у личного состава Красной Армии
  
   "Исчез­ли благодушие и беспечность в отношении врага, которые име­ли место среди бойцов в первые месяцы Отечественной войны. Зверства, грабежи и насилия, чинимые немецко-фашистскими захватчиками над мирным населением и советскими военно­пленными, из лечили наших бойцов от этой болезни. Бойцы ста­ли злее и беспощаднее. Они научились по-настоящему ненави­деть немецко-фашистских захватчиков. Они поняли, что нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души".
  
   *
   И о последней издержке в подготовке командно-началь­ствующих кадров - о недостатках в подготовке к работе в многонациональных воинских коллективах.
   Особенно остро эта проблема встала в 1942 году, когда в войска все в больших количествах стало поступать попол­нение из республик Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Се­вера и народностей Сибири. Это привело к тому, что удельный вес представителей этих национальностей в составе частей и соединений возрос до 40 процентов. Многие новобранцы плохо знали русский язык, не имели навыков межнационального общения, что сразу же сказалось на морально-психологическом климате воинских коллективов и боевых действиях.
  
   Сказался и тот факт, что в 1938 г. были ликвидированы национальные военные училища, предназначение которых заклю­чалось в подготовке командных и политических кадров для работы с людьми разных национальностей.
  
   Как отмечалось в материалах проверки практики работы командиров и политработников в многонациональных коллекти­вах, которую провело Главное политическое управление РККА, недостатки заключались в следующем: некоторые командиры и политработники недооценивали значение интернационального воспитания; ряд из них проявляли слабую заботу о выдвижении на командные должности отличившихся бойцов нерусской нацио­нальности; многие командиры и начальники не знали националь­ных особенностей и традиций воинов; кое-кто встал на путь администрирования и грубости.
  
   Положение, как известно, было, хотя и с опозданием, поправлено. Дело же заключается в другом: многонациональный состав страны, политические решения относительно всеобщей воинской повинности обязывали партийное и советское руко­водство проявить заблаговременную заботу о подготовке на­циональных военных кадров.
   Этот урок Великой Отечественной войны учит: кадровый состав Советских Вооруженных Сил должен быть адекватен национальному составу военнослужащих срочной службы; весь офицерский состав следует готовить с расчетом их работы в многонациональном воинском коллективе по научно разра­ботанной программе.
   Таковы, на наш взгляд, основные издержки, которые прояви­лись в годы войны в подготовке офицерских кадров.
  

Просчеты немецкой военной школы

  
   Как проявили себя в период войны немецкие генералы и офицеры?
  
   Как известно, поражение в войне кое-кто пытается сва­лить на Гитлера: он принимал решения, он не давал развернуть­ся талантливым генералам и т.п.
   Да, все это так. И, тем не менее, проиграл войну не Гит­лер, а немецкая военная школа. Хотя и просчеты Гитлера, про­чие факторы не следует сбрасывать со счетов.
   На наш взгляд, два обстоятельства следует подчеркнуть особо.
  
   Первое.
   Ставка на молниеносную войну дорого обошлась немецкому народу и серьезно уронила моральный дух войск и населения с вступлением войны в затяжную фазу.
   Общая картина краха духа немецких войск и морального состояния Германии в процессе войны дана в работе шведского ученого А. Юнгдаля, приведенное в следующей таблице:
  

Сведения о моральном состоянии Германии в годы 2-ой мировой войны

  

Моральный уровень

Процент по отношению к населению Германии:

в начале войны

в конце войны

Высокий

32

6

Средний

51

16

Низкий

17

78

  
   Из таблицы видно, что к концу войны моральный дух фашистской Германии резко пошел на убыль.
   Опыт второй мировой войны показал, что немецко-фашистские войска теряли боеспособность при потерях приблизитель­но 30-40 процентов от первоначальной численности личного состава, в то время как воины Красной Армии продолжали вести боевые действия и при больших потерях.
  
   Второе.
   Склонность к догматизму и шаблону, присущие немецкой военной школе, а также определенные национальные черты характера сослужили неблагодарную службу Германии.
  
   Это обстоятельство было подмечено в приказе НКО к 23 февраля 1943 г. В нем, в частности говорилось следующее:
  
   "Их (немцев - А.К.) стратегия дефективная, так как она, как правило, недооценивает сил и возможностей противника и переоценивает свои силы. Их тактика шаблонна, так как она старается подогнать события на фронте под тот или иной па­раграф устава.
   Немцы аккуратны и точны в своих действиях, когда обста­новка позволяет осуществлять требования устава. В этом их сила. Немцы становятся беспомощными, когда обстановка услож­няется и начинает "не соответствовать" тому или иному параг­рафу устава, требуя принятия самостоятельного решения, не предусмотренного уставом. В этом их основная слабость".
  
   *
   Учитывая то обстоятельство, что "национальный фактор" при подготовке к войне и в ходе боевых действий играет немаловажную роль, можно сформулировать следующее обобщение, касающееся подготовки офицерского состава: в обучении офи­церов необходимо максимально учесть особенности националь­ной психологии своего народа и вероятного противника; цель обращения к ней - максимально учесть все позитивное и подго­товить офицеров к целенаправленной работе с тем, что пре­пятствует проявлению боевых качеств военнослужащих.
   Таковы основные итоги подготовки офицерских кадров в военное время.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Ленин В. И. О значении золота теперь и после полной победы социализма // Полн. собр. соч. - Т. 44. - С. 229.
   См.:. Партия и армия. - М.: Воениздат, 1980. - С. 220, 221.
   См.: Нечкина М. Исторические традиции русского военного героизма. - М.: Воениздат, 1941; Тарле Е. Отечественная воина 1812 года и разгром империи Наполеона. - М.: Госполитиздат, 1941; Иовчук М. Великие традиции русского патриотизма // Боль­шевик. - 1941. - NЗ; Бородин С. Дмитрий Донской. - М.: Госполитиздат, 1942; Данилевский В. Александр Невский. - М.: Госполитиздат, 1941; Осипов К. Суворов. - М.: Госполитиздат, 1941; Из боевого прошлого русской армии Документы о доблести и героизме русских солдат и офицеров. - М., 1944 и др.
   См.: Пропагандист. - 1944. - N17. - С. 40-41
   Федосеев П. Моральный дух Красной Армии // Пропагандист. - 1942. - N3. - C.10.
   См.: Кузнецов И.И. Генералы 1940 года // Военно-исторический журнал. - 1988. - N10. - С. 29-37.
   Было создано 17 курсов усовершенствования, преимуществен­но при штабах фронта, а при 11 военных академиях - трехмесячные курсы по подготовке офицерского состава из лиц с высших образованием. К концу 1941 г. в военно-учебных за­ведениях и на различных курсах обучалось 534,5 тыс. чел. - См.: Иовлев A.M. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. - С. 152-153.
   На старших курсах обучение заканчивалось в течение ме­сяца, на втором курсе - в течение 3-х месяцев, а на первом - в течение года.
   См.: Гончаров В. А. Подготовка военных кадров в годы Ве­ликой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. - 1985. - N7. - С.61.
   С началом войны были созданы специальные училища и школы по подготовке офицерского состава для войск проти­вовоздушной обороны, пулеметно-минометных подразделений, парашютных частей и т.п. Число военных училищ Сухопутных войск увеличилось более чем на 20%, а штатная численность курсантов в них - на 67%. - См.: Иовлев A.M. Борьба КПСС по подготовке военных кадров. - С. 152
   В начале войны сроки обучения были установлены следую­щие военных академиях от 8 до 12 месяцев, в военных училищах - от 4 до 10 месяцев. - См.: там же. - С. 153.
   См.: Мартышкин В. Подготовка офицерских кадров в Сибирском и Забайкальском военных округах в 1941-1942 гг. // Военно-исторический журнал. - 1974. - N6. - С.87.
   Там же. - С. 88-89.
   См.:. Академия имени М. В. Фрунзе. - М.: Воениздат, 1973. - С. 148
   См.: Барабанщиков А.В., Киряшов Н.И., Феденко Н.Ф. Советская педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М.: ВПА, 1987. - С. 88-89.
   См.: Балыков Н.П. О становлений и развитии системы и содер­жания профессиональной подготовки военных политработников. - М.: ВПА, 1973. - С. 39-40.
   См.: Познанский Д.П., Комар А.В. Методический опыт обучения курсантов в годы Великой Отечественной войны и его исполь­зование в современных условиях. - М.: ВПА, 1985.
   См.: Познанский Д. П., Комар А.В. Методический опыт обуче­ния курсантов в годы Великой Отечественной войны и его использование в современных условиях. - С. 6-7.
   Указания по организации учебного процесса в военное вре­мя (Высшие всеарм. воен.-полит. курсы ГлавПУ РККА). - М., 1944. - С.24,36.
   См.: Карпов В. Маршал Жуков. его соратники и противники в годы войны и мира // Знамя. - 1989. - N10. - С. 8-71.
   Маршал Жуков: полководец и человек. Сборник: В 2 т. - Т. 1. - с 145-146.
   См.: Рязанцев В. Последний приказ: Подвиг и трагедия Юго-Западного фронта и его командующего Героя Советского Сою­за генерал-полковника М. П. Кирпоноса // Красная звезда. - 1989. - 28 октября. - С. 4
   См.: Бортневский В. Судьбу выбирают: генерал Власов, власовцы и другие... // Учительская газета. - 1989. - 19 сентября. - С. 3.
   Карпов В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира // Знамя. - 1989. - N11. - С. 109.
   РОА - русская освободительная армия.
   См. постановление ГКО от 16 июля 1941 г. и Приказ НКО СССР N227 от 28. 07. 1942 г. // Знамя. - 1989. - N11. - С. 162-163; Московские новости. - 1988. - 7 февраля. - С. 12; Красная звезда. - 1988. - 26 марта. - С. 3, 4 и др.
   Симонов К. Разные годы войны: Дневник писателя: В 2т. - Т. 2. - М.: Молодая гвардия, 1977. - С. 321.
   Симонов К., Эренбург И. В одной газете. - Изд. 2 - е. - М.: АПН, 1984. - С. 223.
   Идеологическая работа КПСС на фронте (1941-1945 гг.). - М.: Воениздат, 1960. - С.141.
   См.:. Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР. 1918-1973 гг.: Исторический очерк / Под ред. Епишева А.А. - М.: Воениздат, 1974. - С. 227-238.
   В июле-августе 1943 года Главное политическое управле­ние РККА провело Всеармейское совещание фронтовых и окруж­ных агитаторов, работающих среди воинов нерусских националь­ностей. На нем выступили М.И. Калинин, А.С. Щербаков, Д.З. Мануильский, Е.М. Ярославский и др. Офицеры ранее получили военные разговорники, брошюры и другие материала. отражающие быт и нравы воинов разных национальностей. - См.:. Мурадян В. А. Боевое братство. - М.: Воениздат, 1960 и др.
   См.: Роковые решения. - М.: Воениздат, 1958. - 607 С.; Адам В. Трудное решение (мемуары полковника 6-ой германской армии). - М.: Прогресс, 1972. - 495 С.; Безыменский Л. Германские генера­лы с Гитлером и без него. - М.: Мысль, 1964. - 533 С. и др.
   Цит.: Сарычев Е.В. Методологические проблемы комплексного исследования морального фактора в войне / Воен.-полит. акад. им. В.И. Ленина. - М.: ВПА, 1977. - С.26.
   См.: Сарычев Е.В. Методологические проблемы комплексного исследования морального фактора в войне. - С. 48, 49
   Правда. - 1943. - 2З февраля. - С.1.
  
   ...
  
   Илл. 1941 г.
  

 []

Критический момент боя. 1941 г.

 []

Преодоление проволочного заграждения под огнем противника. 1941 г.

 []

Фронтовые корреспонденты: Симонов К., Зотов И., Кригер Е., Уткин И. - в прифронтовой полосе в дни

обороны Москвы 1941 г.

 []

Немецкие солдаты сдаются в плен. Сталинград. 1942 г.

 []

Медсестра под огнем немцев перевязывает раненого. 1942 г.

 []

Солдаты тянут пушку по сивашской топи. 1942 г.

 []

Дети-сироты. 1941 г.

 []

Вот что оставляли после себя немцы. 1941 г.

 []

Гитлеровская фабрика смерти. Узники Освенцима. 1942 г.

   ...
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012