ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
5 - Офицерская история 20 века

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


    []
   Энциклопедия русского офицера  
   8-926-286-91-89
  

5 - Офицерская история 20 века

А.И. Каменев.

История подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984 гг.)

  
  

5

Изменение в системе подготовки офицеров в послевоенные годы

(1946-1963 гг.)

  
   СССР, победоносно окончив жестокую войну, приступил к мирному социалистическому строительству в сложной междуна­родной и внутриполитической обстановке.
  
   Известные изменения, произошедшие в мире после войны в пользу социализма, не устраивали США и их союзников. В аналитическом документе, озаглавленном "Возможности и намерения СССР в послевоенный период" (от 6 января 1945 г.) го­ворилось о том, что Советский Союз в послевоенный период будет отдавать приоритет экономическому восстановлению страны. Но уже 9 октября того же года в новом документе СССР приписывалась "способность захватить всю Европу сей­час или к 1 января 1948 года.
  
   В этом же документе, правда, указывались "уязвимые" места Советского Союза:
  
   а) военные потери в людской силе и промышленности, откат назад от развитой промышленности (15 лет);
   б) отсутствие технических сил (5-10 лет);
   в) отсутствие стратегических ВВС ( 5-10 лет);
   г) плохое состояние железных дорог, военного транспорта, систем и оборудования (10 лет);
   д) отсутствие ВМФ (15-20 лет);
   ж) уязвимость нефтяных источников, жизненно важных промышленных центров для бомбардировщиков дальнего действия;
   з) отсутствие атомной бомбы (5-10 лет, возможно раньше);
   и) сопротивление в оккупированных странах (в течение 5 лет);
   к) численная военная слабость на Дальнем Востоке, особенно ВМС (15-20 лет).
  
   Но факт "уязвимости" нисколько не останавливает США на пути нагнетания антисоветской истерии. Готовность к агрессивной войне, настрой на ядерную вакханалию превра­щается в способ существования. Происходит бурный процесс милитаризации экономики, идеологии и психологии общества. Понятия терпимости, равенства, обоюдной выгоды становятся изгоями. Вашингтон погружается в великодержавный транс, втя­гивая в него другие страны Европы.
   *
   Важнейшим устоем американской пропаганды стал миф "о советской военной угрозе". Эксплуатируя его, реакционные си­лы стали запугивать обывателей, а себя преподносить в ка­честве "спасителей европейской цивилизации", "защитников от коммунизма".
   *
   Одновременно в ход был пущен миф "о всемогу­ществе Америки". Этот миф состоял из трех частей:
  
   1) превознесения технической и военной мощи США (все это подкреплялось измышлениями о "преимуществах американской военной доктрины, превосходстве стратегии и тактики", о "прио­ритете США во всех областях научно-технического прогресса" и др.);
   2) апологией американского образа жизни (здесь в ход были пущены рассказы об "американском процветании", "об исключительности американской экономики" и т.п.);
   3) провозглашения "духовного превосходства Америки" над другими странами (особенно активно эксплуатировалась мысль о том, что "США подобно тиглю переплавляет попавшие туда человеческие экземпляры в людей высшего типа").
  
   В результате курса на достижение великодержавных целей США сделал ставку на "балансирование на грани войны". В директиве СНБ от 18 августа 1948 года ставилась зада­ча "отбрасывания советской власти", превращения СССР в го­сударство "слабое в политическом, военном и психологическом отношении по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля".
  
   "В худшем варианте, - указывает­ся далее в документе, - то есть при сохранении Советской власти на всей или почти всей нынешней советской террито­рии, мы должны потребовать:
  
   а) выполнения чисто военных условий (сдача вооружения, демилитаризация ключевых регионов и т.д.) с тем, чтобы на долгое время обеспечить военную беспомощность;
   б) выполнение условий, которые должны вызвать существен­ную экономическую зависимость... "
  
   Другими словами, СССР в послевоенном устройстве, по мысли политиков и военных СМ, отводилось далеко не завид­ная роль. Известно и другое: директивные указания воплоща­лись в конкретные планы нападения на СССР, военные програм­мы и политические акции (создание всякого рода военно-поли­тических союзов, направленных против СССР).

Военная политика СССР

  
   В сложившейся международной обстановке необходимо было продуманно решить вопросы военной политики.
   Как и, исходя из каких соображений, решались эти вопросы? Соображение было таково: следовало устранить с дороги тех, кто мог быть опасен. Такой личностью был Г.К. Жуков, завоевавший непререкаемый авторитет в народе и в армии.
  
   Козни против Жукова начались еще в годы войны, особен­но на ее завершающем этапе.
  
   "И чем ближе был конец войны, - указывал Г.К. Жуков, - тем больше Сталин интриговал между мар­шалами-командующими фронтами и своими заместителями, зачас­тую сталкивая их "лбами", сея рознь, зависть и подталкивая к славе на нездоровой почве. К сожалению, кое-кто из командующих, пренебрегая товари­щеской дружбой, нарушая элементарную порядочность, преследуя карьеристские цели, использовал слабость Сталина, разжигая в нем нелояльность к тем, на кого он опирался в самые тяжелые годы войны. Такие люди нашептывали Сталину всякие небы­лицы, стремясь выставить перед ним свою персону в самом привлекательном виде".
  
   Будущее армии, казалось бы, нужно было вверить в руки таких военачальников, как Г.К. Жуков и других, прославивших себя в войне. На самом деле все вышло иначе.
  
   Об этом сам Жуков вспоминает так:
  
   "В начале марта 1948 года мне позвонил в Берлин Ста­лин и сказал: "Булганин представил мне проект послевоенного переустройства управления нашими Вооруженными Силами. Вас нет в числе основных руководителей Вооруженных Сил. Я считаю это неправильным. Какую вы хотели бы занять должность? Василевский выразил желание занять пост начальника Генерального штаба. Не хотите ли занять пост Главнокомандующего сухопут­ными войсками, они у нас самые многочисленные".
   Я ответил, что не думал над этим вопросом и что готов выполнить любую работу, которую поручит ЦК.
   Сталин продолжал: "Одновременно он представил проект положения о Наркомате обороны. Я хотел бы, чтобы вы приехали и поработали над ним вместе с Булганиным и Василевским.
   Через пару дней я был в Москве и зашел к Булганину. Он был явно смущен, видимо, зная о моем разговоре со Сталиным.
   После рассмотрения проекта положения о Наркомате обо­роны у меня возникли серьезные разногласия с Булганиным о правовом положении главнокомандующих видами Вооруженных Сил и первого заместителя наркома....
   Обо всем этом Булганин в извращенном виде доложил Ста­лину, добавив при этом: "Жуков - Маршал Советского Союза, он не хочет иметь дело со мною, генералом". Этот ход Булганина был рассчитан на то, чтобы выпросить у Сталина для себя звание Маршала Советского Союза.
   И действительно, через день был опубликован указ о прис­воении Булганину звания Маршала Советского Союза, а мне Сталин сказал, что над положением о Наркомате придется еще поработать.
   Мне было ясно, что Булганин стал правой рукой Сталина по Наркомату обороны. Булганин очень плохо знал военное дело и, конечно, ничего не смыслил в оперативно-стратегических вопросах. Но, будучи человеком интуитивно развитым, он сумел подойти к Сталину и втесаться ему в доверие.
   Конечно, Сталин понимал, что это далеко не находка для Вооруженных Сил, но он нужен был. ему как ловкий дипломат и беспрекословный его идолопоклонник. Сталин знал, что Булганин лично для него может пойти на все".
  
   К сказанному можно добавить следующее: за восемь после­военных лет (1946-1953 гг.) у руководства Вооруженными Силами сменились три наркома (Сталин, Буганин, Василевский) и четыре начальника Генерального штаба (Антонов, Василевский, Штеменко и Соколовский).
   *
   Такая "кадровая чехарда" имела свой смысл: не давать "засиживаться" на опасном месте человеку. В то же время для Вооруженных Сил такая практика имела пагубное пос­ледствие: частая смена руководителей Наркомата обороны при­водила к тому, что очередной начальник, но успевая войти в курс дел, получал новое назначение, так и не сделав что-либо полезного на высокой должности. Некомпетентность высшего военного руководителя в сочетании с нестабильностью его положения наносили и наносят серьезный урон делу обороно­способности страны.
   *
   Какие конкретные преобразования происходили в Советских Вооруженных Силах в исследованный период?
  
   После войны нужно было решит целый ряд актуальных задач числе таких задач были:
  
   а) сокращение Советских Вооруженных Сил на основе массовой демобилизации;
   б) перевод Вооруженных Сил на штаты мирного времени;
   в) перевооружение армии и флота;
   г) перестройка системы подготовки офицерских кадров.
  
   В военном строительстве послевоенного периода рассмат­риваются несколько этапов:
  
   - Первый этап (1946-1953 гг.) характеризуется перестрой­кой Вооруженных Сил СССР в соответствии с требованиями мир­ного времени. Основу боевой мощи армии и флота составляли обычное вооружение и техника, применявшиеся в завершающий период Великой Отечественной войны.
   - Второй этап (1954-1960 гг.) примечателен развертыва­нием революции в военном деле. Произошел коренной перелом в военном строительстве: армия и флот оснащаются ракетно-ядерным оружием.
   - Третий этап (1960 и последующие годы). Его особенность: происходит массовое внедрение ракетно-ядерного оружия во все виды Вооруженных Сил и рода войск.
  
   *
   Перевод армии и флота на мирное положение обусловил необходимость перестройки системы подготовки офицерских кадров, ибо теперь система ускоренной подготовки началь­ствующего состава широко распространенная в условиях войны, уже не годилась.
   *
   Общее направление работы с кадрами и военных кадров указаны в приказе Наркома обороны от 23 февраля 1946 г.
  
   В нем, в частности, говорилось:
  
   "Во время войны главной за­дачей бойцов, офицеров и генералов Красной Армии было завое­вание победы, умелое применение своих сил и знаний для пол­ного разгрома врага. В мирное время первостепенная задача всех без исключения бойцов и генералов состоит в непрерыв­ном совершенствовании своих военных и политических знаний".
  
   Отмечая тот факт, что в годы войны офицеры и генералы хорошо овладели мастерством вождения войск на поле боя, нар­ком ставил задачу в совершенстве овладеть мастерством обу­чения и воспитания войск в мирное время, используя богатый опыт войны.
  
   Воздавая должное заслугам офицеров и генералов в годы войны, Нарком предупреждал:
  
   "Однако, это не должно приводить к зазнайству и благодушию. Не кичиться своими зас­лугами добровольно трудиться на своем посту, отдавая все силы и знания на пользу Красной Армии, - вот что требуется от каждого воина".
  
   *
   Как показали последующие события, право "кичиться свои­ми заслугами" было предоставлено одному человеку - Сталину. Люди заслуженные попадали в немилость, неумолимым следствием которой были изгнание, отстранение от дел, репрессии.
   Вместо укрепления армии кадрами началась новая серия гонений и репрессий. Не избежал этой участи и Г.К. Жуков. Акт "развенчания" Жукова относится к середине 1946 года.
   К это­му времени Берия и Абакумов добились "нужных" показаний от многочисленных подследственных о "заговорщической" деятель­ности Жукова. В результате разбирательств Г.К. Жуков был отослан командовать войсками сначала Одесского военного округа, а затем Свердловского.
   *
   Суд "чести" состоялся над бывшим наркомом ВМФ адми­ралом флота Н.Г. Кузнецовым и группой адмиралов.
  
   "Компро­мат" был заготовлен на командующего артиллерией Красной Армии Н.Н. Воронова.
  
   Возникло "ленинградское дело", по которому было репрессировано более двухсот человек, а свы­ше двух тысяч руководителей освобождены от занимаемой долж­ности.
  
   Другими словами, появилась настоятельная потребность "поставить на место" целое фронтовое поколение, вышедшее из войны победившими и прозревшими. Такие люди нужны были Сталину в годину лихих испытаний, но они стали опасными (с его точки зрения) после того, как буря миновала.
  
   Произошла ситуация, которая уже имела место в нашей отечественной истории. Герои Отечественной войны 1812 го­да также прозрели после того, как с победным маршем прошли по Европе, увидели иной уровень цивилизации, человеческого бытия и людских отношений.
   *
   Кончина Сталина (1953 г.) вызвала сложную обстановку в политическом руководстве страны.
   Берия, занимая посты первого заместителя Предсовмина и министра внутренних дел, фактически поставил себя вне контроля высших партийных и государственных органов. Он него исходила угроза новой лич­ной диктатуры. Располагая "досье" на каждого члена руковод­ства, он имел возможность устранить любого конкурента.
  
   Как только эта угроза стала обретать черты реальности, Н.С. Хрущев и ряд других членов президиума ЦК партии при активном участии Г.К. Жукова и других военачальников арестовали Берию и передали следствию.
   *
   В последующие годы военную политику партии стало определять ЦК, возглавляемое Н.С. Хрущевым.
  
   О Н.С. Хрущеве (1894-1971) написано в настоящее время немало.
  
   Нас интересует его подход к решению вопросов военной политики страны, отношение к Вооруженным Силам и командным кадрам.
  
   К моменту вступления в должность Первого секретаря ЦК КПСС он уже имел большой опыт руководящей партийной работы, обладал высокой политической интуицией и незаурядными организаторскими способностями. Отличался он и притяга­тельными личными качествами, демократичностью, доступностью, открытостью. Главная его заслуга заключалась в том, что он сокрушил культ личности Сталина, принял мужественное реше­ние о реабилитации незаслуженно репрессированных людей, предпринял попытки осуществить демократизацию общества, пе­рестройку народного хозяйства и др.
   К числу заслуг Н. С. Хрущева можно отнести и то, что благодаря усилиям партии и правительства в эти годы был создан надежный ракетно-ядерный щит страны.
   *
   В то же время Хрущев предпринял ряд мер, которые при­вели к некоторому снижению боевой готовности Советских Вооруженных Сил. Видимо он положил начало падению престижа офицерской службы.
  
   Виновен он и в смешении Г.К. Жукова с поста министра обороны СССР, куда он был назначен в начале 1955 года.
  
   Жуков, став министром обороны, весьма энергично взялся за устранение тех недостатков, которые, по его мнению, были в армии. По его настоянию в Вооруженных Силах: началось ин­тенсивное изучение новых средств борьбы. Несколько раньше (1954 г.) под его руководством было произведено испытание ядерного оружия. Г.К. Жуков принял также меры по углублению изучения опыта Великой Отечественной войны. По его прямому указанию к Генеральному штабу были прикомандированы круп­ные военачальники. Они распределялись по творческим груп­пам для разработки трудов по крупнейшим операциям Великой Отечественной войны и важнейшим вопросам военного искус­ства. Принимались меры по совершенствованию организации армии и флота, укреплению дисциплины я порядка в войсках.
  
   *
   Деятельность нового министра была встречена неодноз­начно, как в политических кругах, так и в армейской среде. Жукову особенно была свойственна прямота, а иногда и рез­кость, но резкость эта была вызвана не следствием плохого настроения, а вызывалась конкретными деловыми причинами. Но при своей резкости и непримиримости он был доброжелательным человеком. При крутом характере он не помнил и не таил зла.
  
   Неожиданное снятие Г.К. Жукова с должности министра обороны в 1957 году было осуществлено во время его визита в Югославию и Албанию.
  
   Об этом событии сам Жуков вспоминал так:
  
   "Меня настораживал тот факт, что моя заграничная коман­дировка совпадала с проведением учения войск в Киевском военном округе. Накануне отъезда я позвонил в Киев. На прямой вопрос Н.С. Хрущеву: "Может быть, мне необходимо приехать на учение? - тот ответил: "Выполняйте свою государственную миссию, а мы тут дома с учением как-нибудь справимся и без Вас".
   "Как я потом узнал, - продолжал Г.К. Жуков, - Хрущев исполь­зовал присутствие многих военачальников на учениях в своих интересах: у одних он спрашивал мнение о министре обороны, а другим внушал ту мысль, что, дескать, Жуков опасный человек для государства".
  
   Генерал-лейтенант Н. Г. Павленко пришел к мнению, что в основе опалы Г.К. Жукова были следующие основные при­чины:
  
   - во-первых, чисто клеветнические измышления (его, в частности, обвинили в тайной организации специальной дивер­сионной команды);
   - во-вторых, тенденциозные заявлений недругов полко­водца о том, что Жуков не только властолюбив, он - "опасная личность вообще";
   - в-третьих, предвзятые истолкования некоторых фраз Г.К. Жукова.
  
   Так, в период борьбы с группой Молотова-Маленкова у него в пылу полемики вырвалась следующая фраза:
  
   - Если вы и дальше будете бороться против линии партии, я буду вынужден обратиться к армии и народу.
  
   Эта фраза была истолкована Н.С. Хрущевым как проявление "бонапартизма". Вот почему тот принял решение устранить Г.К. Жукова".
   *
   Приход к руководству министерством обороны Р.Я. Мали­новского (1898-1967) не был на пользу армии и флоту.
  
   Да я сам он понимал это. Жена Р.Я. Малиновского Раиса Яковлевна в день назначения мужа министром обороны спросила у него:
  
   " - Может быть, стояло отказаться, ответственность-то какая?
   Муж в ответ кивнул куда-то наверх и произнес:
   - Попробуй там откажись".
  
   Новый министр оказался таким человеком, который не противился принятию целого ряда скоропалительных решений в военной области. Так было, когда принималось необоснован­ное решение о приостановлении программ развития танковых войск, авиации и флота. В результате этих "акций" Вооружен­ные Силы преждевременно сдали на слом ряд военной техни­ки и отстали от ряда стран в развертывании авиации и флота.
   *
   Думается, что Н.С. Хрущев причастен и к падению престижа офицерской службы. Принятие решения январской (1960 г.) сес­сией Верховного Совета СССР решения о сокращении Вооруженных Сил на 1 млн. 200 тыс. человек привело к большому оттоку из армии офицерских кад­ров. Видимо в те годы в политическом руководстве страны стало складываться мнение об устранении военной опасности для страны и начал формироваться "остаточный принцип" по отно­шению финансирования социальных программ Вооруженных Сил.
   *
   Нестабильность отношения политического руководства к Вооруженным Силам не могла не породить развертывание в стране пацифистских настроений, формированию взгляда на армию и флот, а также на ее командно-политические кадры, как на организацию и силы, которые в скором будущем можно будет безболезненно ликвидировать.
   Другими словами, вопросы обороноспособности страны - чрезвычайно тонки и деликатны. Они не терпят скоропалительных решений, некомпетентности, единоличного решения, волюнтаристских подходов, непродуманности.
  
   Ошибки в этой области, как правило, дорого обходятся народу.
   *
  
   Наряду с негативами в военно-техническом строитель­стве, немалый вред делу обороны страны наносит ослабление внимания к командным и политическим кадрам, их нуждам и за­ботам. Армия, переведенная на самообеспечение, отторгнутая от решения задач боевой и политической подготовки, превращает­ся в строительную команду с низким коэффициентом полезно­го действия.
   Отсутствие перспектив развития порождает уныние в офицерской среде, резко снижает приток в Вооруженные Силы новых талантливых людей, что ставит под угрозу будущее военного строительства.

Педагогический процесс в военно-учебных заведениях

  
   Рассмотрев общеполитические и общевоенные вопросы, обратимся к анализу педагогического процесса в военных академиях и училищах.
   В соответствии с курсом на перестройку Вооруженных Сил произошли ряд изменений в системе военно-учебных заведений. Так, в апреле 1945 г. началось формирование Военно-педагогического института Советской Армии, произошло со­вершенствование сети военных академий и военных училищ. Всего к 1954 г. было вновь сформировано 32 высших военно-учебных заведения, в том числе 4 академии. Число слушателей и курсантов в них возросло вдвое.
  
   В результате принятия ряда документов и конкрет­ной практической работы в, военно-учебных заведениях прои­зошли значительные качественные изменения. Важными среди них были:
  
   а) повышение удельного веса высших военно-учебных за­ведений инженерно-технического профиля;
   б) увеличение доли высших военных училищ в структуре военно-учебных заведений (с 19,4% в 1941 до 56% в 1961 г.);
   в) значительное расширение сети заочного военного обу­чения;
   г) создание ряда военно-учебных заведений ракетного профиля и др.
  
   *
   Большое значение придавалось комплектованию военно-учебных заведений переменным составом.
  
   Это направление дея­тельности приобрело особую актуальность в силу ряда при­чин:
  
   - во-первых, после войны обозначилась негативная тенден­ция - нежелание молодых людей поступать в военно-учебные за­ведения силу этого обстоятельства ввузы постоянно недоукоплектовывались переменным составом;
   - во-вторых, имели место факты приема в училища лиц с низкой общеобразовательной подготовкой и не отвечающих условиям приема;
   - в-третьих, для укомплектования ввузов порой не хватало лиц из числа коренных национальностей Средней Азии, Казах­стана, Кавказа, Закавказья и Прибалтики.
  
   *
   В целях устранения указанных недостатков министерст­вом обороны СССР, главным политическим управлением СА и ВМФ, военными советами, командирами и политорганами были про­ведены мероприятия по привлечению в военно-учебные заве­дения лучших военнослужащих и гражданской молодежи. По ре­комендации ЦК партии ЦК ВЛКСМ, республиканские и местные комсомольские организации провели работу по отбору лиц для поступления в военно-учебные заведения посредством спецнаборов. Первый послевоенный комсомольский набор был осуществлен на основании постановления ЦК ВЛКСМ от 24 мая 1950 г. "Об отборе кандидатов в высшие военно-морские учебные заведения".
   *
   Стремление обеспечить "план" по подготовке офицеров с высшим образованием при достаточно малой базе исходного контингента вела к девальвации этого образования, снижению качества подготовки военных специалистов, создавало иллюзор­ную картину внешнего благополучия.
  
   Подобная, практика опиралась на необоснованные сужде­ния некоторых деятелей высшей школы.
  
   Так, заместитель минист­ра высшего образования СССР В. Столетов в журнале "Комму­нист" высказал суждение о том, что
  
   "в социалистическом об­ществе не может возникнуть опасность перепроизводства обра­зованных людей".
  
   Такие суждения подстегивали ретивых чи­новников, в том числе и в военном ведомстве, к форсирова­нию вопросов подготовки офицеров с высшим образованием.
   *
   Военные академии в послевоенные годы не испытывали дефицита в слушателях. Многие офицеры, прошедшие войну, изъявили желание обогатить свой практический опыт фундамен­тальными теоретическими знаниями.
   Из числа желающих требовалось отобрать наиболее дос­тойных. Послевоенные условия приема требовали, чтобы посту­пающие в военные академии отвечали определенным требованиям.
   Так, в Военную академию им. М.В. Фрунзе могли поступать офице­ры не старше 32 лет, имеющие полное среднее, общее и военное образование, стаж командной работы не менее 3-х лет и с должности не ниже командира роты. Поступающие в академию держали экзамен по общей тактике (письменный и устный), боевой техни­ке и использованию родов войск и специальных войск, по воен­ной топографии, русскому языку и литературе. истории СССР, географии и иностранному языку. Кроме того, при отборе абиту­риентов в округе они сдавали экзамены по математике и фи­зике.
   *
   Новые условия приема обеспечили поступление в академии передовых офицеров, на деле проявивших свои способности в годы воины. В Военной академии имени М.В. Фрунзе среди зачис­ленных в академию более 90 офицеров имели звания старших офицеров, опыт командования подразделениями, частями и соеди­нениями. Почти все слушатели имели боевой опыт. Среди слуша­телей приема 1945 г. было 52 Героя Советского Союза, в том числе трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза А.В. Алелюхин и В.Д. Лавренков.
  
   В 1946-1953 гг. в академии обучалось 280 Героев Советского Сою­за.
  
   Подобная картина имела место и в других военных академиях.
  
   В Военно-политической академии имени В. И. Ленина в числе первых послевоенных слушателей свыше 95% имели вы­сокие правительственные награды, а 27 офицеров являлись Героями Советского Союза. Среди слушателей Военно-воздуш­ной академии в 1947 г. было 208 Героев Советского Союза. Из них 20 человек этого звания были удостоены дважды, а И.Н. Кожедуб - трижды.
   *
   Естественно, что со временем состав слушателей менялся. Уменьшалось число слушателей, имеющих фронтовой опыт. Так, среди зачисленных в Военно-воздушную академию в 1956 г. участников Великой Отечественной войны было только 22, а к концу 60-х годов их уже не было совсем. Такая ситуация сложилась и в других военных академиях.
   Более скромным был и практический опыт новых слушателей. Большинство из них до поступления в академии командова­ли небольшими подразделениями, не имели богатого опыта рабо­ты в воинских коллективах.
   Создалась опасность отрыва теории от практики, своеобразного "скачка" слушателей через необходимую область практически-служебной подготовки, перескакивания через ряд необходимых этапов.
   *
   Руководство военных академий и профессорско-преподава­тельский состав в определенной степени отреагировал на изме­нения в составе слушателей: в учебном плане появились новые дисциплины, более активно стали развиваться практические за­нятия, войсковая стажировка. Резко возросло значение полевой выучки слушателей. Большое значение придавалось разработке учебных планов и программ подготовки слушателей.
   Если до 1947 года учебные планы и программы разрабаты­вались для каждого набора отдельно, то с 1947 г. военные академии перешли к разработке стабильных учебных планов и программ.
   Новшеством было и то, что учебные планы и программы обучения слушателей проходили войсковую экспертизу.
   *
   Военной академии им. М.В. Фрунзе были разосланы для изучения в военные округа, академии, центральные и главные управления министерства обороны СССР. С учетом полученных от них отзы­вов и предложений они обсуждались на академической научно-методической конференции, проведенной в январе 1961 г., были доработаны и в августе 1962 г. утверждены. Однако эти учебные планы и программы, несмотря на их тщательную проработку, поз­волили академии стабильно, без существенных перестроек ра­ботать всего лишь в течение 3-х лет.
   *
   Решительные изменения в учебной программе имели место и в Военно-политической академии имени В.И. Ленина, о чем го­ворит следующая таблица:
  

ТАБЛИЦА

изменения удельных весов различных циклов в учебном плане Военно-политической академии им. В. И. Ленина

  
   Наименование основных циклов

Годы

  

1946

1956

1960

1965

1968

   Общественные науки (%)

36,5

37,5

32,9

37,5

42,0

   Военные науки (%)

40,9

45,1

34,4

35,3

35,3

   Общенаучные дисциплины (%)

20,1

11,5

16,6

14,9

10,5

   Физподготовка (%)

2,5

5,9

16,3

12,3

12,2

  
   Данные изменения были обусловлены рядом факторов: по­вышение уровня общеобразовательной подготовки слушателей; необходимость углубленной профессионализации слушателей, не имеющих должного практического опыта; повышение требований к физической закалке офицера и др.
   *
   Удалось ли военным академиям в достаточной степени учесть изменения в слушательском контингенте и оптимально отреагировать на них?
   Думается, что этого сделать не удалось. Отсутствие бое­вого опыта, необходимой практики в работе с воинскими кол­лективами и офицерами у новой "волны" слушателей (второй и последующих после фронтовиков) вызывали необходимость такой организации подготовки слушателей, которая бы позволила в достаточной степени компенсировать то, что у слушателей было в дефиците.
   Названная организация учебного процесса требовала зна­чительного пересмотра учебных планов и программ, перестройки учебного процесс в пользу активно-деятельностных методов обучения, предоставления слушателями возможность для личност­ного проявления, творчества.
   Таких решительных изменений в подготовке слушателей не произошло. Вместо них учебный процесс пополнялся новыми предметами обучения, в нем происходили частичные изменения учебного плана и программ, вводились или отменялись те или иные виды учебных занятий. В то же время концепция обучения была прежней: курсантов и слушателей необходимо было "напол­нить" знаниями. Выпускник военно-учебного заведения с "бага­жом" этих знаний должен влиться в процесс армейской (флот­ской) жизни и уже там, на практике, научиться применять их. Делались, правда, попытки обеспечить выход на практику про­цесса обучения посредством эпизодических стажировок, поез­док в войска и привлечения курсантов и слушателей к прове­дению агитационно-массовой работы в местных гарнизонах и среди трудящихся района дислокации училища, академии.
   Подобная практика создавала видимость решения пробле­мы. На самом деле постепенно, год за годом, образовывался разрыв между содержанием и характером подготовки слушате­лей и курсантов и теми требованиями, которые к их подготовке предъявляет современная война, практика боевой и политичес­кой подготовки.
  

Причины издержек в подготовке слушателей и курсантов

  
   Назовем и кратко раскроем причины издержек в подготов­ке слушателей и курсантов военно-учебных заведений в первые послевоенные десятилетия.
  
   Первое.
  
   Под влиянием непродуманных и скоропалительных решений в военной области, недостаточно четкой позиции по вопросам развития Советских Вооруженных Сил в послевоенные годы, отсутствия необходимого долгосрочного прогноза в названой области.
  
   Генеральному штабу не удалось сформулировать и четко определить концепцию подготовки офицерских кадров, дать ясные указания военно-учебным заведениям на сей счет.
  
   Отсюда, на наш взгляд, разного рода шараханья в подготовке офицеров, определении профиля этой подготовки, а также во взглядах на перспективы отдельных категорий офицерского состава.
  
   Чем, как не этим, к примеру, объяснить "зигзаги" в подготов­ке офицеров-политработников ротного звена?
  
   В 1948 г. в Вооруженных Силах было 7 военно-политических училищ с 2-х годичными сроком обучения и 2 военно-морских политических училища с 3-х годичным сроком. Они готовили кадры офицеров-политработников для всех Вооруженных Сил. С 1955 г. начинает­ся свертывание этой подготовки, а также резкое сокращение контингента слушателей Военно-политической академии им. В.И. Ленина.
  
   Перепрофилирование, сокращение и ликвидация целого ряда военно-учебных заведений не всегда были обусловлены потребностями войсковой практики, а диктовались теми или иными субъективистскими соображениями.
   *
   Второе.
  
   В условиях революции в военном деле, не удалось в полной мере осмыслить те изменения, которые несет подго­товке офицеров переход Советских Вооруженных Сил к качест­венно новому состоянию.
   Переход Вооруженных Сил СССР на ракетно-ядерное ору­жие, другие качественные изменения в военном деле не повлек­ли за собой столь же существенных изменений в подготовке офицерского состава. Если же принять в расчет тот факт, что в этот период появляются военно-учебные заведения ракетно­го профиля и на этом сделать заключение о достаточности реакции на изменения в военном деле, то это, в лучшем случае, заблуждение, а в худшем - грубейшая ошибка.
   Из военной истории известно, что любое изменение в ору­жии и боевой технике неизбежно ведет к изменениям в приемах, и способах вооруженной борьбы, а раз так, то и к изменениям в; системе подготовки личного состава и командных кадров. Так было всегда, так будет и впредь.
  
   Взять, хотя бы, для примера, замену гладкоствольного ружья нарезным.
  
   В результате нововведения, т.е. появления нарезного оружия, на поле боя создалась совершенно новая ситуация: водить войска сомкнутыми колоннами стало невозмож­ным из-за больших потерь личного состава. Войска нужно было развести, чтобы этих потерь можно было избежать. Но, если в колонне солдат должен был владеть незатейливым умением - держать равнение и не размыкать строй, то в усло­виях рассыпного строя он должен был уметь "вести свой маневр". Раз усложнились действия солдата, то не менее трудными ста­ли и действия командира на поле боя. Отсюда и вытекала необ­ходимость формирования в новых условиях офицеров, способных действовать в изменившейся обстановке.
  
   Удалось ли в полной мере осмыслить те изменения, которые повлекли за собой принятие на вооружение ракетно-ядерного оружия, а значит и изменения в системе вооруженной борьбы?
  
   Думается, и этого сделать не удалось, ибо, как показала практика подготовки офицеров, длительное время в военно-учебных заведениях освещение проблем войны с применением ракетно-ядерного оружия носило просветительский характер.
  
   Другими словами, военная наука не дала военно-учебным заведениям необходимой информационно-научной основы для необходимого развития системы подготовки офицерских кадров.
  
   *
   Третье.
  
   Профессорско-преподавательский состава военных училищ и академий не всегда оказывался на высоте научных требований.
  
   Еще в 1950 году, при Сталине, журнал "Большевик" вынужден был признать:
  
   "Имеются, к сожалению, и такие, правда, единичные, случаи, когда отдельные научные работники уклоняются от прямой и ясной оценки того или иного научного открытия или изобре­тения... Некоторые профессора - серьезные специалисты в своей области - не находят мужества отстаивать свою точку зрения в вопросах, касающихся их специальности, только потому, что в какой-нибудь газете появилась по этим вопросам рецензия или статья к тому же не всегда достаточно квалифицирован­ная. Так, например, некоторые выступления "Литературной газе­ты" по конкретным вопросам науки молчаливо принимались отдельными научными работниками чуть ли не как директив­ные..."
  
   Профессорско-преподавательский состав военно-учебных заведений, не проявив должной инициативы и настойчивости, всецело вверился требованиям "руководящих указаний" и тем самым не сумел должным образом организовать подготовку слушателей и курсантов.
   *
   Не следует, в то же время, принижать значение той рабо­ты, которая была проделана в первые десятилетия после войны.
  
   Значительная часть научной проблематики касалась периода Великой Отечественной войны.
  
   Так, в Военной академии имени М.В. Фрунзе в 1945 г. был начат шеститомный труд "Общая так­тика в боевых примерах Великой Отечественной войны (полк-дивизия)". В период с 1946-1948 гг. в академии было разрабо­тано и издано 45 научно-исследовательских трудов, 70 учебных пособий и 1 учебник. Академия пополнила свой научно-педагогический потенциал новыми учеными. Если к 1 января 1951 г. в академии насчитывалось всего 73 офицера, имевших ученые степени и звания, то, начиная с 1950 г. в академии началась планомерная подготовка научно-педагогических кад­ров. Только за три года (1950-1953 гг) в академии защитили кандидатские диссертации 131 человек. В эти годы к защите были представлены и первые докторские диссертации.
  
   Аналогич­ная ситуация наблюдалась и в других военных академиях.
  
   Отмечая позитивное в работе профессорско-преподаватель­ского состава и подготовке научно-педагогических кадров, следует отметить, что в ряде случаев научно-исследователь­ская работа была обращена в прошлое, а не в настоящее и будущее. Военная наука пыталась осмыслить боевой опыт прошед­шей войны, что само по себе нужно и правомерно, но в повест­ку дня научных исследований ставилось не так-то много тем, которые позволяли бы осознать имеющиеся военные реалии и формировали научный прогноз развития военного дела. вооружен­ной борьбы и подготовки военных кадров.
  
   *
   Форсирование роста научных кадров, имевшее место в 50-х годах, имело и ряд негативных последствий:
  
   - во-первых, в науку стали попадать люди случайные, прив­несенные туда на волне очередной кампании;
   - во-вторых, именно в эти годы был сформирован "корпус военных ученых", который затем длительное время монополизи­ровал право на истину в понимании проблем военного дела, вооруженной борьбы и подготовки военных кадров; он же, в свою очередь, тщательно оберегал свои "права" от "посягательства" молодых ученых.
  
   Последнее обстоятельство через некоторое время оберну­лось старением научных кадров, сужением базы формирования специалистов высочайшей научной квалификации.
   *
   Четвертое.
  
   В послевоенные годы ярко проявилось негатив­ное качество - кампанейский подход к делу. Для такого подхода характерно следующее: забвение старого (а то и его полное отрицание) и абсолютизация "нового".
  
   Что же, в конечном счете, было предано забвению в подготовке слушателей и курсантов военно-учебных заведений?
  
   В конечном итоге, на наш взгляд, был забыт опыт войны и, главным образом, та его часть, которая помогала понять ошибки и упущения в подготовке войск и командных кадров.
  
   *
   Начало новому оглуплению советского народа положили труды и статьи в периодике, которые неудачи первого периода войны показывали как мудрый стратегический ход Сталина, решившего заманить в ловушку врага.
   В Военной академии им. М.В. Фрунзе в 1947/1948 учебном году была предпринята попытка изучить опыт неудавшихся операций, но вскоре и там от этого отказались.
   В целом же опыт войны преподносился и преподавателями военных дисциплин и обществоведами как серия сплошных побед Красной Армии, если и имевшей неудачи во время боевых действий, что было скорее исключение из правила и уж нисколь­ко не вписавшихся в такие категории, как "просчеты", упу­щения" и т.п.
   *
  
   Абсолютизация "нового" имела ряд проявлений.
  
   Новым было ракетно-ядерное оружие, значит о нем следовало постоянно го­ворить, не вдаваясь особенно во все сложности подготовки войск и командных кадров к современной войне. В то же время, новое оружие требовало выработки у командных кадров нового мышления, новых подходов к подготовке войск, нового решения оперативно-тактических и стратегических задач. Мода на новые определения, "словечки" оттеснила на второй план заботы о перестройки системы подготовки войск, а, следовательно, и ра­боты военно-учебных заведений.
   *
   Новым в политической жизни было низвержение культа личности Сталина, принятие новой программы. Низвержение культа личности сопровождалось попытками очернить весь опыт социалистического строительства.
   *
   Сложностью создавшейся ситуации не преминул воспользоваться идеологический противник в лице идеологического аппарата США.
  
   Именно в эти годы наметилась перестройка буржуазной пропаганда - перенесение центра тяжести в антисоветской пропаганде с экономических проблем на духовные ценности социализма.
  
   В выступлении президента США Л. Джонсона в Виргинском военном институте в мае 1964 года содержался призыв "строить мосты через пропасть", отделяющую США от Восточ­ной Европы, для того, чтобы "приблизить" социалистические страны к капиталистическому Западу, открыть "новому поко­лению" глаза и умы на "ценности западной цивилизации", поощрять националистические тенденции, содействовать "освобождению" этих стран.
  
   *
   Думается, что работники нашего идеологического фрон­та не смогли в то время осознать всю опасность названного поворота идеологической борьбы со стороны Запада. Благоду­шие наблюдалось в отношении решения такой важной проблемы, как нравственное воспитание советских людей. Как известно, издержки в нравственности советских людей, воинов Красной Армии обошлись недешево нашей стране в годы войны. Казалось бы, что горький опыт послужит уроком, из которого последуют должные выводы.
   *
   К сожалению, так не произошло.
  
   Анализ изданий, посвя­щенных проблемам нравственного воспитания (1956 г.) пока­зал, что они наводнены нравоучениями, отвлеченной и мало­содержательной фразеологией, декларативностью.
  
   "Беда нашей популярной литературы о коммунистической морали в том, что она не ставит острых вопросов жизни, которые занимают и волнуют читателя, - пишет в статье автор, - Авторы брошюр, по-видимому, сознательно избегают некоторых фактов, потому что они кажутся им чересчур "острыми". Рождается опасение: а типично ли это, а не бросит ли это тень на нашу советскую жизнь. не умалит ли достоинства советских людей?"
  
   *
   В связи с принятием XXII съездом КПСС новой Програм­мы партии обозначился новый поворот в практике препода­вания обществоведения.
  
   Если в "Организационно-методических указаниях о преподавании общественных наук в высших воен­ных учебных заведениях МО Союза ССР" 1954 года на первом месте в числе целевых установок значилась задача вооруже­ния слушателей и курсантов знанием марксистско-ленинской теории, то в таких же "Указаниях" 1962 года на первом плане стояло разъяснение обучаемым Программы КПСС и исторических решений XXII съезда партии.
  
   Подобная постановка вопроса рождала в среде общество­ведов конъюнктурщиков и приводила к догматизму.
   Правда, почва для этого была создана значительно раньше. Отдельные голоса, раздававшиеся в защиту творческого развитиям марксистско-ленинской теории, тонули в хоре "верных ленинцев".
  
   Еще в 1954 г. Н. Мохов и В. Лутченко писали в "Коммунисте":
  
   "Суть догматизма - в отрыве теории от практики, в схо­ластическом понимании теоретических положений, забвении творческого характера марксизма - ленинизма... Лекции, лишенные связи с жизнью, сухо излагающие теоре­тические положения... не только не приносят пользы, но вре­дят делу воспитания. Своей абстрактностью и серостью они подавляют интерес к изучению теории, направляют внимание слушателей в сторону от актуальных вопросов, не способствуют творческому усвоению теоретических положений. Подготовка таких лекций мало приносит пользы и самим преподавателям, так как тоже мешает их творческому росту, приучает к начет­ничеству, лености мысли, безответственности".
  
   Борьба с догматизмом в то время велась своеобразно: все дело сводилось к уменьшению числа цитат в лекции, к более или менее удачному монтажу чужих текстов.
   *
   В то же время, значение гуманитарных дисциплин в развитии личности велико - именно эти дисциплины способны прояснить сознание, укрепить дух, возвысить желание и т.д. Но они могут и затуманить мозги, ввести человека в круг пагубного и недостойного и тем самым навредить и человеку, и обществу. Лицемерие тогдашнего обществоведения не способствовало росту сознания и духовности личности, а лишь отвращало от осознания важнейших проблем жизни.
   *
   Пятое.
  
   Значительный прирост населения СССР в после­военные годы за счет коренного населения республик Сред­ней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, а также необходи­мость иметь национальные кадры из числа жителей Прибал­тики, требовали развертывания подготовки офицеров из представителей этих народов и народностей.
  
   Происки наших недругов, направленные на обострение национальной проблемы в СССР, обязывали быть очень бдитель­ными в решении задач обороноспособности нашей многонацио­нальной страны.
  
   В то же время политическая констатация того, что на­циональный вопрос в СССР нашел свое разрешение и все раз­витие общества способствует укреплению дружбы и взаимопо­нимания народов СССР, привела к ослаблению внимания к вопросам подготовки офицеров для работы в многонациональ­ном воинском коллективе, а также к проблемам подготовки национальных военных кадров.
  
   Другими словами, и в этом вопросе опыт Великой Отечественной войны был предан забвению.
   *
   Таковы основные итоги рассмотрения проблем подготовки советских офицеров в 1946-1963 гг.
  

Опыт становления военной школы в странах социализма

   С лета 1943 года наши военно-учебные заведения стали оказывать помощь в подготовке командных кадров для вооруженных сил европейских государств.
  
   В частности, соглас­но директиве начальника Главного управления кадров Красной Армии от 10 сентября предписывалось:
  
   "В целях обеспечения офицерскими кадрами польских военных формирований на территории СССР к 20 сентября при военных училища сформировать польские офицерские подразделения. Срок подготовки устано­вить: на отделении при Рязанском пехотном училище 3 месяца, а при специальных училищах 4 месяца".
  
   Уже к 20 декабря к выпуску из училищ были представлены 296 подхорунжих. Среди первых выпускников был и Президент Польской народной республики Войцех Ярузельский.
  
   Выступая на митинге советско-польской дружбы в Ряза­ни, Войцех Ярузельский сказал:
  
   "Свыше сорока лет миновало с того времени, когда в здешнем пехотном офицерском училище первого корпуса Польских Вооруженных Сил в Советском Союзе я осваивал солдатское ремесло, получил первое офицерское звание. Мы, польские рязанцы, с особой сердечностью вспоми­наем командиров и инструкторов, направленных к нам из Крас­ной Армии. Они делились с нами военными знаниями, зачастую только что вынесенными с поля боя".
   *
   В 1943 г. в Ленинградском инженерном училище начали подготовку курсанты-монголы для инженерных войск Монгольской народной армии.
   *
   После войны в центре военной политики братских партий были поставлены вопросы о демократизации армии, что предус­матривало ломку старых порядков, сближение с народом, очище­ние армии от враждебных элементов, завоевание ключевых по­зиций в вооруженных силах.
   В ломке старых порядков, прежде всего, свою роль сыгра­ло изменение в уставах и наставлениях, ущемлявших права и достоинства военнослужащих.
   На повестку дня деятельности коммунистических и рабо­чих партий в самого начала встал вопрос о подготовке новых командных кадров. Решение этого вопроса было найдено в выдви­жении на командные посты в армии представителей трудящихся масс. Наряду с этим предполагалось использовать опыт Красной Армии по использованию старых специалистов. При Центральных Комитетах партий были созданы военные отделы, куда вошли опытные коммунисты, знающие военное дело, специфику армейской жизни и практику партийно-политической работы.
   *
   В результате проведенной работы из армии были уволены реакционно-настроенные офицеры. Так, в Чехословакии за 1948-1949 гг. из армии было уволено около 22 процентов офицеров. К руководству воинскими коллективами пришли выходцы из тру­дящихся масс. В Венгерской Народной армии процент таких лю­дей доходил до 80 (1951 г.). Подобные процессы наблюдались в Болгарии, Польше, Румынии, Чехословакии.
   *
   Большую помощь в подготовке военных кадров оказал СССР. Обладая богатым боевым опытом, советские военные специалисты щедро делились им с командирами и политработниками братских армий. Так, по просьбе польского правительства, Советский Союз командировал в ряды Войска Польского многих своих офи­церов. В общей сложности до 9 мая 1954 года в Войске Польском служило 18. 996 советских военных специалистов, а в период с 1949 г. по 1956 г. министром национальной обороны Польши являлся Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский (1896-1968).
   *
   В то же время, правительства стран народной демократии понимало, что привлечением советских военных специалистов кадровую проблему у себя решить они не смогут. Бурное раз­витие вооруженных сил требовало подготовки своих военных кадров. Часть офицеров сразу же после войны стала проходить учебу в военно-учебных заведениях СССР. Вот почему началось формирование своих военных училищ и академий. Так, в Войске Польском подготовка офицеров высшей квалификации была орга­низована в 1947 г. в академии генерального штаба имени генерала Кароля Сверчевского - первом высшем военно-учебном заведении в стране. Примерно в эти годы создаются военно-учебные заведения в других странах народной демократии.
   *
   На этом этапе развития военно-учебные заведения брат­ских стран в значительной степени использовали опыт Совет­ского Союза в подготовке военных кадров. В то же время ко­мандный, политический и профессорско-преподавательский сос­тав военных училищ и академий начинает вести собственный поиск решения проблем подготовки командных и политических кадров для своих вооруженных сил.
   *
   Подписание в 1955 году Варшавского Договора способ­ствовало объединению усилий в подготовке военных кадров в социалистических странах. На этот период приходится начало организации периодических встреч военных педагогов для обсуждения актуальных вопросов подготовки военных кадров. Расширились дружеские связи между военными академиями и училищами наших стран. Стал осуществляться обмен делегация­ми профессорско-преподавательского состава с целью изуче­ния передового опыта, проведения консультаций, обмена учебно-методической литературой.
  

Военная школа бундесвера

  
   Процесс восстановления и фор­мирования немецкой военной машины в Германии после второй мировой войны значительно отличался от того, как это дела­лось после первой мировой войны.
   Быстрое восстановление военной машины было возможным лишь при сохранении генерального штаба. После первой миро­вой войны так и было сделано.
  
   Совсем иное положение сложи­лось в 1945 г.
  
   От германского генерального штаба ничего не осталось. Даже проблема высших военных кадров стояла иначе. Если после первой мировой войны ни один немецкий генерал не попал в плен, а потери убитыми среди генералов были нез­начительны, то вторая мировая война обошлась германскому генералитету не так дешево.
  
   Всего в вермахте насчитывалось немногим более 1.500 генералов и адмиралов. Во время войны было убито 233 генерала сухопутных войск, 64 покончили са­моубийством, 20 были осуждены на смертную казнь немецкими военными судами, 33 - приговорены к смертной казни за военные преступления судами союзных стран. В ВВС 20 генералов погибли в боях, 15 покончили жизнь самоубийством, 4 были приговоре­ны к смертной казни за военные преступления. Во флоте число погибших адмиралов составило 18 человек. По подсчетам гене­рала Фольтмана, общие потери германского генералитета в войне составили 963 человека (с учетом смерти по болезни и от несчастных случаев). В плен попало 553 человека.
  
   Другими словами, аппарат генерального штаба прекратил свое существование. Германской военной машине не удалось бы так быстро подняться, если бы не помощь со стороны командо­вания американских оккупационных войск в Германии.
   *
   Одним из первых действий этого командования было сос­редоточение всех пленных союзными войсками немецких гене­ралов в нескольких специально оборудованных лагерях. Собран­ные там генералы получили задание составить описание боевых действий в период войны. В их распоряжение были даны немецкие архивы.
   Вся эта работа проводилась под контролем аме­риканских и английских офицеров в течение 1946-1948 гг.
   *
   Подход американских военных и политиков к возрождению германской военной машины базировался первоначально на идее непосредственного подчинения немецких войск американ­скому командованию (период 1945-1950 гг.). Данная концепция определялась с расчетом на то, что поверженная Германия и ее военные лидеры с готовностью примут любые условия и не будут возражать даже в том случае, если им будет отведена роль "пушечного мяса".
   Под этим лозунгом проходили мероприятия по ремилитари­зации Германии в первый период. Их главной формой было соз­дание так называемых служебных частей при западных оккупа­ционных войсках. По данным на конец 1951 г. таких частей в 3-х западных зонах было численностью 164 тыс. чел.
   *
   Наряду со "служебными частями" в 1949-1951 гг. шло активное собирание всех военных кадров в рядах полиции.
  
   Ядром всех полицейских формирований была так называемая пограничная полиция. В 1951 г. среди офицеров "пограничной полиции" 93% составляли бывшие офицеры; 99% всех командиров взводов также являлись бывшими офицерами; 96% унтер-офицеров служили в вермахте.
   *
   Вторым этапом в возрождении германской военной машины считают 1951-1955 гг.
  
   Он характеризуется тем, что немцы постепенно освобождаются от американского диктата и закла­дывают основы формирования новой военной организации Гер­мании - бундесвера, а также тем, что в этот период происходит дипломатическое оформление этого акта.
   *
   Третий этап начался с 1956 г.
  
   С этого года начинается активное формирование бундесвера. Темпы этого формирования исключительно высоки: с 55 тыс. человек в 1956 г. и 3-х дивизий до 12 дивизий и 420 тыс. человек в 1964 году. Одно­временно шло формирование центрального военного аппарата.
   *
   В первые годы формирования обозначились характерные особенности бундесвера:
  
   1) формирование по принципу кадровой армии, как армии "инструкторов";
   2) ориентация ее на использование ракетно-ядерного оружия и мобильности войск;
   3) мощное вооружение.
   *
   Ставка боннских политиков и военной верхушки на кадры вермахта превратила бундесвер в "армию стариков", или, как более осторожно определили в Бонне, в "стареющую армию".
  
   Специальные исследования, предпринятые в 1962-1963 гг. нари­совали следующую неутешительную картину:
  

Средний возраст офицеров и генералов

  

Бундесвер

Норма, принятая в НАТО

   Капитаны

38

26-28

   Майоры

44

28-32

   Подполковники

49,5

32-35

   Полковники

52

36-40

   Генералы

60

40-50

  
   В связи с этим командованию бундесвера была поставлена задача до 1972 г. "омолодить" армию.
  
  

Американская военная школа

  
   В годы второй мировой войны в США были прекращены занятия в военно-учебных за­ведениях высшего уровня, значительно сокращены сроки обу­чения в военных училищах, начиная с 1943 года проблемы подготовки офицерских кадров стали вновь в центре внима­ния американской военной науки. Причиной этому послужила война, которая заставила многих людей серьезно задуматься о роли военных и образовании офицеров.
  
   В 1944 году был создан специальный комитет реоргани­зации национальной обороны, который через год работы пред­ставил доклад о состоянии и необходимых мерах по улучшению военного образования в США.
  
   В 1949 г. министр обороны США Форрестол учредил совет военных училищ, создание которого было кульминационной точкой пересмотра подготовки офицеров в соответствии с законом о национальной безопасности 1949 года. Этот совет разработал планы подготовки офицеров в шести областях: военной, инженерной, социальных наук, иностран­ных языков, методов обучения и тестирования, физического воспитания.
  
   Прогресс советской науки и техники и особенно запуск в СССР первого искусственного спутника Земли вызвал в аме­риканских правящих кругах шок. Сравнение уровня преподавания математики, точных наук и иностранных языков с практикой учебных заведений СССР (1957 г.) показало, что американские школы отстают в этой сфере от Советского Союза. Именно это вызвало к жизни необходимость усиления интеллектуальной подготовки обучаемых в военно-учебных заведениях США.
   *
   К 60-м годам определились требования к системе подго­товки американских офицеров:
  
   - особое внимание необходимо уделить обучению офицеров искусству командовать в условиях войны;
   - цель подготовки: с помощью образования и тренинга получить лучший офицерский материал, способный выполнять свои обязанности; особенно важно производство необходимого числа строго отобранных. умелых, решительных и творчески мыслящих офицеров для высоких командных должностей военного времени;
   - все военное образование и тренинг должны быть нап­равлены на усиленное развитие у офицеров навыков практи­ческого боевого руководства;
   - офицеров нужно готовить более широко, чем для выполнения обязанностей в боевой обстановке; они должны хорошо разбираться в вопросах международной обстановки, обществен­ных отношений, деятельности правительства, управления личным составом, коммуникативных проблем и т.п.;
   - обращать внимание на развитие у офицеров таких ка­честв, как инициатива, находчивость, творчество, решительность, конструктивное мышление, способность оценивать тенденции будущей войны и умение приспосабливаться к ним.
  
   *
   В послевоенные годы сформировалась система военно-учебных заведений и подготовки офицеров, которая с небольши­ми изменениями продолжает действовать и по нынешнее время. В связи с этим обстоятельством представляется необходимым дать ее более полное изложение в следующем параграфе.
   С середины 60-х годов начинается новый этап в разви­тии советской военной школы.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   От системы капитализма отпали Албания, Болгария, Восточная Германия, Венгрия, Чехословакия, Польша, Румыния, Югославия.
   Здесь указано число лет, необходимое для устранения трудностей.
   Правда. - 1988. - 29 августа. - С.6.
   См.: Безыменский Л., Фалин В. Кто развязал "холодную войну... // Правда. - 1988. - 29 августа. - С.6.
   См.: Павлов Ю. Идеологическая экспансия США в Западной Европе терпит поражение // Коммунист. - 1953. - N14. - С. 102-104.
   СНБ - Совет национальной безопасности США.
   Безыменский Л., Фалин В. Кто развязал "холодную войну"... // Правда. - 1988. - 29 августа. - С.6.
   В 1949 году была создана военно-политическая организа­ция северо-атлантического договора (НАТО), в 1954 г. - Организация договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) и др.
   Жуков Г.К. Коротко о Сталине // Правда. - 1989. - 20 января. - С.3.
   Н.А. Булганин (1895-1975) с 1918 г. работал в ВЧК, с 1922 г. - на хозяйственной работе, в 1931-1937 гг. - председателем Мос­совета, с 1937 г. - председателем СНК РСФСР, в 1938-1941 гг. - председатель правления Госбанка и зам. пред. СНК СССР, в годы войны - член Военного совета ряда фронтов, зам. наркома обороны.
   Жуков Г. К. Коротко о Сталине // Правда. - 1989. - 20 января. - С.3.
   В мировой практике пребывание в высшей военной должности в течение 8-10 лет не считалось большим сроком. Были рекорд­смены в этом деле: Мольтке Старший 30 лет находился во главе германского генерального штаба (XIX век).
   K концу войны Вооруженные Силы насчитывали 11.365 тыс. солдат и офицеров. Первая послевоенная демобилизация была проведена на основе Закона "О демобилизации старших воз­растов личного состава действующей армии", принятого 23 июня 1945 г. Всего было проведено 6 очередей демобилизации. Последняя "волна" демобилизации пришлась на 1947 год. Все­го из армии было уволено 8,5 млн. человек, а численность Вооруженных Сил сократилась до 2 млн. 874 тыс. человек. Пар­тия и правительство стремилось сохранить лучшие кадры в армии и на оплоте. С этой целью не разрешалось увольнять офицеров, имеющих высшее военное, военно-политическое и военно-техническое образование. - См.: Советские Вооруженные Силы: История строительства. - М.: Воениздат, 1978. - С. 373, 374.
   См.: Тельпуховский Б.С. КПСС во главе строительства Вооруженных Сил СССР. Сентябрь 1917-1982 г.: Ист. очерк. - М. Полит­издат, 1983. - С. 201-202.
   Большевик. - 1946. - N4. - С.2.
   Там же. - С.3.
   Абакумов В.С. указом Верховного Совета СССР 18 октября 1946 г был назначен министром государственной безопасности. Расстрелян в 1954 г. - См.: Кутузов В. "Черная кухня" Абакумо­ва // Красная звезда. - 1989. - 30 сентября. - С.4.
   См.: Одноколенко. Нарком Кузнецов // Красная звезда. - 1988. - 21 мая. - С.4.
   См.: Воронов В. Артиллерийское "аллегро" Воронова) - Красная звезда. - 1989. - 17 ноября. - С. 4
   См.. Афанасьев А. Победителъ // Комсомольская правда. - 1988. - 15 янва­ря. - С.2.
   Барсуков Н. На пути к XX съезду // Правда. - 1989. - 10 ноября. - С.3.
   См.: Бурлацкий Ф. Н. С. Хрущев: штрихи к политическому портрету // Литературная газета. - 1988. - 24 февраля. - С. 14; Хрущев. Жизнь и судьба // Комсомольская правда. - 1988. - 27 ноября. - С. 4 и др.
   Следует, однако, заметить, что данная работа началась еще при Сталине и по его инициативе.
   См.: Дмитриенко В. Взрыв, о котором можно теперь рассказать // Красная звезда. - 1989. - 29 сентября. - С. 2; Он же. Ядерный взрыв на учении. Как это было // Красная звезда. - 1989. - 16 ноября. - С. 1, 2
   См.: Маршал Жуков - полководец и человек. - Т. 2. - С. 20-21.
   См.: Быстров С. В октябре 1957-го последние дни перед отставкой Г.К. Жукова // Красная звезда. - 1989. - 19 мая. - С. 4; там же. - 20 мая. - С. 4; там же. - 21 мая. - С. 4.
   Маршал Жуков: полководец и человек. - Т. 2. - С. 139.
   См.: Маршал Жуков: полководец и человек. - Т. 2. - С. 139.
   Гордиенко В. Малиновский // Красная звезда. - 1988. - 23 ноября. - С. 2.
   См.: Седов A.M. Развитие системы подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений Вооруженных Сил СССР (1918-1980 гг.). - М.: ВПА, 1981. - С.50.
   См.: Алиев В. Т.-О. Деятельность Коммунистической партии по совершенствованию системы высшей военной школы в период упрочения и дальнейшего развития социалистического общества (1945-1961) // Сборник научных статей N28 (Воен.-полит. акад. им. В.И. Ленина).- М.: ВПА, 1985.- С.151.
   См.: "Положение о ввузах Советской Армии" (1950); Положе­ние об адъюнктуре" (1951) и др.
   См.: Алиев В. Т.-О. Деятельность Коммунистической партии по совершенствованию системы высшей военной школы в период упрочения и дальнейшего развития социалистического общества (1945-1961) // Сборник научных статей N28... - С.155.
   См.: Алиев В. Т.-О. Деятельность Коммунистической партии по совершенствованию системы высшей военной школы в период упрочения и дальнейшего развития социалистического общества (1945-1961 // Сборник научных статей N28. - М.: ВПА, 1985 - С. 157-157.
   Там же. - С. 158.
   См.: Коммунист. - 1958. - N16. - С.74.
   См.: Академия имени М.В. Фрунзе. - М.: Воениздат, 1973. - C. 190.
   Там же. - С. 190-191.
   См.: Академия имени В. И. Ленина. - М.: Воениздат, 1980. - С. 152.
   См.: Военно-воздушная академия имени Ю.A. Гагарина. - М.: Воениздат, 1984. - С.81.
   Там же. - С.110.
   См.: Академия имени М. В. Фрунзе. - С. 232-233.
   См.: О научной организации учебного процесса в академии (Воен. -полит. акад. им. В.И. Ленина). - М.: ВПА, 1969. - С. 21; Балыков Н.П. О становлении и развитии системы и содержания профессиональной подготовки военных политработников: Лекции, про­читанные в академии. - М.: ВПА, 1973. - С. 62.
   См.: Козлов Н.Д., Бокарев В.П., Фисенко А.Т. КПСС и подготовка кадров политработников (Воен.-полит. акад. им. В.И. Ленина). - М.: ВПА, 1981. - С. 136-149.
   Этот пример осмыслен Ф. Энгельсом в его работе "История винтовки, "Пехота" и др.
   3а творческое развитие передовой науки // Большевик. - 1950. - N11. - С. 12.
   См.: Академия имени М. В. Фрунзе. - С. 203-209.
   См.: Академия имени В. И. Ленина. - С. 177-182; Военно-воздуш­ная академия имени Ю.А. Гагарина. - С. 95-99 и др.
   См.: Московский В. Важные задачи партийной пропаганды // Коммунист. - 1956. - N12. - С.26-39.
   См.: Академия имени М. В. Фрунзе. - С.196.
   Коммунист. 1964. - N17. - С. 97.
   Филонович Ю. О популярной литературе по вопросам коммунистической морали // Коммуиист. - 1956. - N8. - С.118.
   См.: Организационно-методические указания о преподавании общественных наук в высших военных учебных заведениях МО Союза ССР. - М., 1954; то же. - 1962.
   Мохов Н., Лутченко А. Вопросы преподавания общественных наук в высших учебных заведениях // Коммунист. - 1954. - N7. - С. 90.
   См.: Комар А. В. Развитие теории и практики обучения курсант военных училищ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Дисс. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1984. - С.81-82.
   Ярузельский В. Речь на митинге, посвященном открытию в г. Рязани памятника советско-польскому братству по оружию // Правда. - 1984. - 6 мая. - С.2.
   См.: Боевое содружество братских народов и армий. - М.: Воениздат, 1975. - С.62.
   См.: Братство по оружию. - М.: Воениздат, 1975. - С. 331-332.
   См.: Братство по оружию. - С. 339.
   См.: Феденко Н. Ф., Сапрыкин И.Д. Развитие военной педагогики в армиях стран Варшавского Договора (Воен.-полит. акад. им. В.И. Ленина. - М.: ВПА, 1985. - С. 15-16.
   См.: Безыменский Л.А. Германские генералы с Гитлером и без него. - 2-е, перераб. и доп. изд. - М.: Мысль, 1964. - С.399-400.
   См.: Безыменский Л. А. Германские генералы с Гитлером и без него. - С. 405
   См.: Безыменский Л.А. Германские генералы с Гитлером и без него. - С. 432.
   Бундесвер заимствовал опыт подготовки развертывания мас­совой армии, накопленный вермахтом: в случае необходимости наличный офицерский и унтер-офицерский состав должен был обеспечить развертывание массовой армии. Вот почему на 1.900 военнослужащих приходился 1 генерал, 1 офицер на 10 подчи­ненных и 1 унтер-офицер на 2,5 подчиненного.
   Безыменский Л. А. Германские генералы с Гитлером и без него. - С. 472
   См.: Чумичев Н. Г. Критический анализ системы подготовки офи­церского состава вооруженных сил США: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1980. - С. 24-25, 30.
   Трейнинг - наиболее употребляемая военно-педагогическая категория в американской педагогике. Официальные толковые словаш американских вооруженных сил определяют "военный трейнинг" как "обучение личного состава с целью развития их способностей к выполнению, специфичных военных функций и задач; учения, проводимые с одним или большим количеством военных подразделений с целью повышения их боевой готовности". - См.: Чумичев Н.Г. Критический анализ системы подготовки офицерского состава вооруженных сил США. - С.54.
   Там же. - С. 33-34.
  
   ...

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

  
   1942 год
   9 апреля - НКО издал приказ "О подготовке общевойсковых командиров".
   28 июля - НКО издал приказ N 227 ("Ни шагу назад").
   1 декабря - Приказом НКО военно-технические академии переводятся на довоенные сроки обучения
   1942 - В военно-учебные заведения начинают посту­пать фронтовики, возвращаются с фронтов преподаватели.
   1943 год
   1 июля - Все военные академии переведены на довоенные сроки обучения.
   24 июля - Президиум ВС СССР издал Указ "О порядке присвоения воинских звании воен­нослужащим Красной Армии".
   21 августа - СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли решение о созда­нии суворовских военных училищ.
   1942 - Военно-учебные заведения передислоцируются на прежние места.
  
  
   8 октября - ГКО принял постановление "О реорганизации сухопутных училищ"
   1944 год
   14 ноября - ПУ РККА создал Заочную высшую военно-поли­тическую школу при Высших всеармейских военно-политических курсах (ранее - ВПА им. В. И. Ленина).
   1944 - продолжение передислокации военно-учебных заведений к прежним местам расположения.
   1945 год
   Август - Выделение из состава Военно-морской академии ряда факультетов во вновь создаваемую Военно-морскую академию кораблестроения и вооруже­ния.
   23 июня - Сессия Верховного Совета СССР приняла Закон "О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии"
   1946 год
   11 мая - Приказом МО СССР должности руководящего и профессорско-преподавательского состава Военной академии им. М.В. Фрунзе приравнива­лись: начальника академии - командующему войска­ми округа; начальников факультетов - командующему армией и т.п.
   7 октября - Приказом МО СССР армия и флот переводятся на мирное положение
   1946 - Комиссия Политбюро ЦК ВКП (б) разработала план организационной перестройки и дальнейше­го укрепления Вооруженных Сил
   1946 - Создана Артиллерийская радиотехническая ака­демия
   1946 - Военные академии приступили к подготовке офицеров для армий стран народной демокра­тии
   1947 год
   Май - ЦК ВКП (б) принял решение о восстановлении
Военно-политической академии им. В. И. Ленина
   1947 - Военно-учебные заведения начинают заниматься по стабильным учебным планам и программам
   1947 - Новая волна репрессий против командно-началь­ствующего состава Вооруженных Сил.
  
   1948 год
   1948 - В Вооруженных Силах СССР начинает складываться стройная система переподготовки руководящих кадров
   1949 год
   Август - В Советском Союзе произведен первый экспериментальный ядерный взрыв.
   1949 - В ряде военных академий восстанавливается система заочного обучения
   1950 год
   21 января - ЦК партии специальным постановлением ввел институт заместителей командиров рот (батарей и им равных подразделений) по политической части
   1950 - В ряде военно-учебных заведений начали регу­лярно проводиться военно-научные конференции слушателей и курсантов
   1951 год
   15 ноября - Указом Президиума Верховного Совета СССР учреж­ден нагрудный знак для лиц, окончивших военные академии.
   1951 - Началось регулярное проведение учебно-методических сборов и конференций преподавательского состава перед новым учебным годом
   1952 год
   7 июня - Организация Военной академии связи (командной) и Военной Краснознаменной инженерной академии связи на базе Военной Краснознаменной академии связи
   1953 год
   Август - В СССР впервые произведено испытание водородной бомбы
   1953 - Создана Военная артиллерийская командная академия
   1953 - В Военной академии им. М. В. Фрунзе впервые профессорско-преподавательский состав прошел войсковую стажировку
   1954 год
   Январь - Личный состав Вооруженных Сил приступил к изу­чению ядерного оружия и защите от него
   11 сентября - Главное политическое управление МО СССР утвердило "Организационно-методические указания о преподавании общественных наук в высших военных учебных заведениях МО Союза ССР"
   1954 - В СССР проведено первое крупное войсковое учение с реальным взрывом атомной бомбы.
   1955 год
   14 мая - В Варшаве подписан договор о дружбе, сотруд­ничества и взаимной помощи между европейски­ми социалистическими странами
   1957 год
   25 июня - В ВПА им. В. И. Ленина образован военно-педаго­гический факультет для подготовки преподава­телей-обществоведов.
   Лето - Объединение Военной академии связи (командной) и Военной Краснознаменной инженерной академии связи и образование Военной Краснознаменной академии связи.
   298 октября - ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и Флоте"
   1958 год
   8 августа - На торжественном собрании ВПА им. В. И. Ленина, посвященном выпуску слушателей. присутство­вали секретари ЦК КПСС и министр обороны СССР
   1958 - В военно-учебных заведения значительно расши­рилась войсковая стажировка и практика в связи с реализацией требований "Закона об укреплении связи школы с жизнью"
   1959 год
   20 января - Постановлением ЦК КПСС политические отделы военно-учебных заведений преобразованы в партийные комитеты
   6 июля - Создана кафедра военной педагогики и психо­логии ВПА им. В. И Ленина
   6 июня - Утверждение Главным политическим управлением СА и ВМФ "Организационно-методических указа­ний о преподавании социально-экономических дисциплин в средних военных учебных заведениях МО СССР"
   31 июля - Прием в Кремле в честь выпускников военных академий.
  
   1960 год
   15 января - Сессия Верховного Совета СССР приняла решение о сокращении Вооруженных Сил на 1 млн. 200 тыс. человек
   1960 - Объединение командной и инженерией академий в одну - Военно-морскую ордена Ленина академию.
   1961 год
   1961 - Партийные организации военно-учебных заведе­ний приняли участие в обсуждении проекта новой Программы партии и Устава.
   1962 год
   31 августа - Главное политическое управление СА и ВМФ утвердило "Организационно-методические ука­зания о преподавании общественных наук в высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил Союза ССР"
   1962 - Военные академии перешли на новые учебные планы и программы
   1963 год
   1963 - Решением ЦК КПСС во всех военно-учебных за­ведениях введено преподавание "Основ научного коммунизма", созданы кафедры научного комму­низма.
   1963 - С этого года начались регулярно проводиться совещания и сборы руководящего состава союзных армий с целью подведения итогов боевой и поли­тической подготовки, выработки взглядов на бу­дущее и обсуждения вопросов методики обучения войск
  
   ...
  
   Илл.
  
  
  

 []

Сталинград в 1942 г.

 []

Бой в Сталинграде. 1942 г

 []

Солдаты-саперы наводят мост для наступления на Киев.

 []

Атака советских летчиков. 1943 г.

 []

Наводчик орудия. 1943 г.

 []

Долгожданное письмо из дома. 1944 г.

 []

Такие минуты на войне часто не выпадают на долю солдата. Но, если они есть...

 []

Разбитая немецкая тяжелая техника. 1944 г.

 []

Солдат, вернувшийся домой с Великой Отечественной. 1945 г.

 []

Взятие Рейхстага. Берлин. 1945 г.

 []

Девушка-регулировщик в поверженном Берлине. 1945 г.

  

 []

Берия Л.П. 1941 г.

 []

Павлов Д.Г. 1941 г.

 []

Кулик Г.И. 1941 г.

 []

Мерецков К.А. 1942 г.

 []

Горбатов А.В. 1945 г.

  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023