ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
5 - Трагедия русского офицерства

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  


8

Что ждут подчиненные от офицера

************************************

   Солдат, подчиненный для офицера, - это не просто объект воздействия или же орудие исполнения приказаний. Такое отношение к солдату в корне противоположно исконно-русскому пониманию офицером солдата. Лучшие российские офицеры любили солдат, а солдат любил офицера.
   Русского солдата было за что любить.
   Один из талантливых биографов Суворова, А.Петрушевский, чтобы объяснить, каким образом такой образованный и гениальный человек, как Суворов, мог втянуться солдатскую среду и совершенно с нею сродниться, говорит о ней следующее:
  
   "В русской солдатской среде много привлекательного. Здравый смысл в связи с безобидным юмором; мужество и храбрость спокойные, естественные, без поз и театральных эффектов, но с подбоем самого искреннего добродушия; умение безропотно довольствоваться малым, выносить невзгоды и беды так же просто, как обыденные мелочные неудобства"(1).
  
   О прекраснейших свойствах солдата русского писали М.Драгомиров в своих "Армейских заметках", И.Маслов в "Анализе нравственных сил бойца"(2).
   Прекрасный пример для других в отношении солдат подал Петр Великий, который сам стал солдатом, и не в шутку, а в действительности. Наравне с прочими нижними чинами он спал в палатке, стоял на часах, исполнял прочие солдатские обязанности. То он является в роли простого барабанщика потешной роты, то в роли сержанта Преображенского полка, то в роли простого бомбардира бомбардирской роты.
  
   Раз Царь становится в солдатские ряды, то и дворянам не совестно поступать в них, и уже в I684 году число таких охотников из дворян достигает до 300, а через четыре года после того до I.000 человек и Петр вынужден образовать из Преображенского полка еще новый, Семеновский полк, ставшие впоследствии гвардейскими.
  
   "Гвардейские полки обратились в практическую школу для подготовки начальствующих лиц из лучшего служилого элемента - дворянства, отученного от местничества и приученного к Табели о рангах... Это была школа начальствующих с широкою практикой на войне и во время мира, выпуская своих питомцев, в качестве офицеров и начальников частей, проводников правильных взглядов на воспитание и обучение и питомником прочного воинского духа. Созданием гвардии Петр I построил тот якорь, которого до этого не имела русская вооруженная сила и который должен был обеспечить незыблемость и преемственность новых начал службы среди случайностей будущего." - подчеркивает А.Геруа(3)
  
   С тех пор, как Петр сделался единственным самодержцем России, почти все главные приближенные его и все занимавшие наиболее высокие государственные посты, были люди, прошедшие солдатскую школу. В I7I4 году вышел даже указ, запрещавший производить в офицеры дворян, не служивших в гвардии солдатами, "понеже сделалось известным, что многие производят своих сродников в офицеры из молодых, которые с фундаменту не знают солдатского дела, ибо не служили в нижних чинах"(4).
   Высоко ценил солдата и его нравственный дух А.В.Суворов, который прилагал все старания к поднятию его во вверенных ему войсках. Суворовская "Наука побеждать" вся состоит из приемов нравственно укрепляющих войска.
  
   Расчленяя задачи духовного воспитания на нравственное, гражданское, общественное, физическое и военное(И.Энгельман) (5), его содержание можно определить так:
  
   -К нравственному воспитанию относится: развитие религиозности или нравственности, основанной на общественной морали.
   -К гражданскому воспитанию относится: преданность Государю Императору, любовь к Родине, уважение законов и гражданских установлений.
   -К общественному воспитанию относится: любовь и уважение к родным, ближним, к семье, понимание и уважение общественного строя, прав и обязанностей человека в общественных организациях.
   -К физическому воспитанию относится: сохранение своего здоровья, сил и их развитие.
   -К военному воспитанию относится: соблюдение присяги, почитание знамени, дисциплины и прочие элементы воина.
  
   Применительно к особенностям русского солдата П.Карцов сформулировал следующие правила:
  
   "При обращении с солдатом, младший офицер должен иметь всегда в виду следующие, так сказать, основные правила: а)Справедливость и одинаковую, разумную строгость, не зависящую от расположения духа и от других личных условий; б)Последовательность требований, не допускающую порывов и суетливости; в)Ровность обращения, не допускающую ни излишней суетливости, ни слабости или доброты, доходящей до фамильярности. Младший офицер, сегодня требующий одно, а завтра требующий другое, сегодня взыскивающий за то, на что вчера не обратил внимания, подрывает веру солдат в свое знание и навлекает на себя справедливый ропот. Всякое требование и указание, если они не всегда одинаковы, будут считаться или произволом, или капризом. г)Не злоупотребление своею властью, доходящее до нарушения прав и самолюбия подчиненного. Последнее особенно важно в отношении унтер-офицеров, в которых не только следует уничтожать, а, напротив, должно поддерживать самолюбие. Различие между званием офицера и нижним чином, кто бы он ни был, фельдфебель или рядовой, так громадно, что нет надобности поднимать его превышением своих прав или обращением, унижающим личность солдата; наконец д)участие к положению и быту подчиненных младшему офицеру нижних чинов"(6).
  
   Практикой установлено, что солдат ценит в офицере, прежде всего, знание службы и умение учиться тому, что требуется; солдат уважает справедливость, ровность обращения, заботливость о его быте, умение говорить с ним. Последнее весьма важно и приобретается только теми офицерами, которые часто вращаются в солдатской среде и любят ее. Солдатский язык краток и ясен; он не допускает ни растягивания, ни мямленья. Офицер, как бы ни был красноречив в общепринятом смысле, никогда не возбудит внимания к своим словам, если вздумает говорить эффектными фразами. Перед строем нужно говорить внушительно, так чтобы каждый слышал говоримое, и чтобы тон речи скорее отзывался приказанием, чем просьбою(7).
  
   Исходя из всего сказанного, можно указать те специфические качества, которые необходимы в офицере с учетом ценностных ориентаций подчиненных:
  
   а) опытность в военном деле и "солдатской науке" (фундамент военного дела):
   "Необходимо помнить, что в глазах солдата авторитет офицера измеряется не программами по логарифмам и тригонометрии, а твердостью тех именно познаний, которые составляют солдатскую науку, и для которой каждый офицер обязан во всякое время явиться профессором"(8)
  
   б)справедливость:
   "Самое понятие о власти неразрывно связано с понятием о справедливости, которая есть в то же время необходимый атрибут всякой нравственной силы"(9).
  
   в)заботливость:
   "Любовь подчиненных является также следствием заботливости начальника к их нуждам. Заботливость о пище и отдыхе людей составляет непременную обязанность начальника. Но возбудить любовь можно лишь заботливостью, которая сознается людьми"(10).
  
   г)чувство меры: (11)
   "Если хотите, чтобы люди были полезны, не допускайте лености, давайте всегда занятие, работу, держите в постоянной деятельности, не утомляя без меры, не доводя до такого состояния, когда люди станут ослабевать в силах"(12).
  
   д)представительность:
   "Наружный вид офицера и образ его жизни, так или иначе, рекомендует его начальству, постороннему обществу и даже подчиненным нижним чинам. Командир части должен обращать на это внимание, потому что по представительности его офицеров часто судят об остальном. Для посторонних личностей наружность есть вывеска, потому что для оценки внутренних достоинств нужно близко знать человека, тогда как наружный вид налицо. Наконец, на видного офицера, одетого всегда чисто и прилично солдат смотрит совсем иначе, чем на вялого, угрюмого и равнодушного к своему наружному виду"(13).
  
   е)ровность в поведении и в отношениях к подчиненным, отсутствие импульсивности, мелочной придирчивости, излишней строгости, грубости и т.п.:
   "Чувство личного достоинства, это - сила как для простого солдата, так и для офицера, это - элемент энергии, а потому не следует пренебрегать никакими средствами, чтобы увеличить эту силу в сердцах солдат. Очевидно, сколько необходимо осторожное, бережное отношение с этой силой, которую ведь можно привести к нулю грубостью, ненужной строгостью, запугиванием"(14).
  
   ж)искренность:
   "Если начальник пожелает ввести в заблуждение своих подчиненных относительно своих личных достоинств, своей моральной ценности рядом уловок красивых поз, поворотов головы, жестов, слов, то он скоро собьется с пути. Всякая ошибка, всякий промах моментально чувствуются ими. Итак, управление частью хитростью, уловками всегда было и будет обречено на неудачу. Командование должно быть проникнуто искренностью, лояльностью и серьезной вдумчивостью, так как только при этих условиях оно будет иметь воспитательное значение"(15).
  
   Учитывая то обстоятельство, что развитие указанных качеств относится к разряду нравственного воспитания, уже получившего освещение, остается только еще раз подчеркнуть важность духовного начала в офицере, необходимость его активного укрепления и настоятельную потребность искоренения негативных проявлений в этой области.
  
  
  
  


9

Здоровье и отдых офицера.

Семья, близкие и друзья.

*********************************

   К.Клаузевиц отмечал, что "война - область физических усилий и страданий; чтобы не изнемочь под их бременем, нужны духовные и физические силы (врожденные или приобретенные - безразлично), делающие человека способным переносить испытания"(16).
   Вообще, современное состояние военного дела предъявляет строевому офицеру очень серьезные требования, которым он непременно должен удовлетворять, если хочет быть полезным членом военной семьи. Строевой офицер должен обладать отличным здоровьем и следить за ним, помня, что, потеряв здоровье, он уже наполовину непригоден к службе. Постоянная тренировка, образ жизни не допускающий распущенности и излишеств, вот требования, которые должен предъявить к себе строевой офицер.
   Принимая во внимание, что противовесами страха являются физическая бодрость, энергичный темперамент и сила воли и ума, не дающие развиться чувству бессилия и содействующие устранению нерешительности, - необходимо признать, что в деле боевой подготовки офицера, немаловажную роль играют:
  
   I)физическая закалка;
   2)здоровый образ жизни;
   3)отсутствие вредных привычек, прежде всего, тяги к спиртному;
   4)здоровое и рациональное питание.
  
   М.Драгомиров в своей работе "Подготовка войск в мирное время" (I906 г.), отмечая, что важнейшим свойством человека является его нравственная энергия, приходит к выводу, что "военное воспитание должно касаться не только нравственной, но и физической стороны человека"(17).
   Следует, однако, признать некоторые преграды на пути физического воспитания офицеров, свойственные нашему национальному характеру. Физическая лень, типичная для него, выражалась в его быстрой утомляемости офицеров, что влекло за собой слишком снисходительное отношение к утомляемости своих подчиненных даже в условиях боевой обстановки (В.Флуг) (18). О нерасположенности к физическим упражнениям пишет и А.Апухтин:
   "Надо признаться, что мы их совсем не любим. Гимнастика, фехтование, стрельба встречаются там, где этого требует высшее начальство"(19).
   Впрочем, имелись и отрадные примеры отношения к спорту. Надо думать, что были своеобразные очаги спортивного энтузиазма, где офицеры много занимались спортом. Особенно это было заметно в коннице, где процветал конный спорт, успехи в котором были известны всему миру. В ряде частей увлекались стрельбой и фехтованием и поощрением тому служила выдача Императорских призов(20). Думается, однако, спорт процветал там, где командир был сам спортсменом или поклонником какого-либо вида спорта. Если же принять во внимание статистику полковников и их средний возрастной состав (49,8 лет) (21), то резонно предположить, что в этом возрасте физическая энергия значительной части командиров частей вряд ли была высокой, следовательно, мотивов для занятия спортом у них самих было немного.
   В военно-учебных заведениях задача физического воспитания кадет и юнкеров стояла всегда. По свидетельству М.Лалаева, в наших военно-учебных заведениях приказом по военно-учебным заведениям I838 года (22) установлены главнейшие правила как физического и нравственного воспитания, так и умственного образования.
   В частности, общей целью физического воспитания было "сбережение и подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил и способностей"(23). Для достижения этой цели приказ формулировал следующие частные требования:
  
   "I)кадетская пища должна быть проста, питательна и удобоварима, а одежда - свободна и сообразна установленной форме; 2) во всех помещениях следует поддерживать чистоту воздуха, наблюдая, чтобы температура его зимою в спальнях и залах была не ниже I2-ти, а в классах -I3 градусов...; 3) с малолетства приучать кадет к изменениям погоды, выводы на прогулку как в хорошую, так и дурную погоду;... 5)"гимнастику преподавать не в виде забавы, но в виде науки в полном развитии;... 7) образ жизни воспитанников вообще должен быть деятельный... "
  
   Здоровью, как известно, вредят:
  
   I)страсти изнуряющие человека, каковыми являются зависть, злоба, печаль и т.п.;
   2)излишества и пагубные пристрастия;
   3)нездоровый образ жизни;
   4)отсутствие отдыха, времени для восстановления физической энергии.
  
   Великий Авиценна настойчиво подчеркивал громадное значение здоровой психики:
   "Только здоровый дух может гарантировать здоровье", - убеждал он.
   Здоровая психика человека это та, которая не подвержена таким заболеваниям, как: неуверенность в себе, злобность, завистливость, подверженность стрессу, низкий порог ранимости. Все эти заболевания приводят к истощению нервной системы и, если не подвергаются лечению, то быстро подрывают психическое здоровье человека. Следовательно, снижение влияния психотравмирующих факторов, развитие умения управлять собой, - необходимые составляющие укрепления здоровья офицера.
   Надо, однако, признать, что именно в этой области наблюдается мало побед. Во-первых, потому, что развитию этих способностей не уделялось должного внимания в военно-учебных заведениях. Во-вторых, лишь в немногих войсковых частях командиры заботились о развитии самолюбия офицеров, как основы психического здоровья. Многие заботились о другом - выколачивании служебной энергии и подавлении самостоятельных проявлений в офицерской среде. "Выколачивание" служебной энергии офицеров, подавление их самолюбия начальством из-за мелких, корыстных выгод, приводит к тому, что офицеры теряют веру в себя, пытаются подстроиться под постоянно меняющиеся вкусы и пристрастия начальства, теряют из виду ведущую тему службы, начинают заниматься мелочами и лакированием газонов, смиряются с рутиной, а лучшие и непокорные покидают рядя офицерского корпуса(24).
   Служба оставшихся офицеров обращается в нравственную пытку. Непорядочные начальники отмечая, к примеру, больное место в душе ротного командира - его заветную мечту быть штаб-офицером - хлещут его безжалостно по этому чуткому месту, при всяком удобном и неудобном случае, чтобы поднять его служебную энергию в пользу наружного, мишурного блеска полка. Так бьют почтовую клячу по ее изъявленным местам, чтобы усилить перед станцией аллюр для получения лишнего пятака(25).
   Излишества и пагубные пристрастия - бич здоровья и, в определенной части, негативная черта нашего национального характера. Были времена и страны, где питание превращалось в культ и обжорство считалось доблестью. Так, в древнем Риме патриции, направляясь в гости на пир, брали с собой павлиньи перья, чтобы после принятия обильной пищи с их помощью очищать желудок. Были и примеры иного плана. В древней Спарте воины систематически приучались к крайне скудной пище. Весь их дневной паек умещался в сложенных ладонях рук. Ели спартанские воины только один раз в день, но, по свидетельству современников, были сильными, выносливыми и неутомимыми в битвах и походах(26).
   Говоря о народе русском, Ф.Достоевский в спокойные минуты утверждал, что наш "народ всегда и везде умен и добр", но часто кричал со стоном, что народ - варвар, что "загноился народ в пьянстве", что весь он "предан мраку и разврату " Наблюдая ужасы зверства, которые вносит в народ водка, писатель кричал во весь свой голос, что водка "скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей "(27). Разделяя взгляд Достоевского на пагубное влияние спиртных напитков на наших соотечественников, М.Меньшиков призывает:
   "Пора трезветь всей России - и прежде всего ее командующему классу!" (28)
   Не случайно в I9I4 году был опубликован приказ военного министерства под названием "Меры против потребления спиртных напитков в армии(29).
   Борьба с соблазнами, искушениями, нездоровыми пристрастиями требует воспитания в офицере таких качеств, как умеренность, целомудрие и воздержанность, как средств не только физической бодрости, но и духовной стойкости, ибо "...умеренность есть такая добродетель, при помощи которой человек, удерживая в границах нравственности и естественной необходимости все стремления, связанные с потребностями его физической природы, строго охраняет себя от всяких излишеств и чувственных увлечений." (30)
   Установлено, что на протяжении определенного времени (дня, недели, месяца, года) человек в состоянии тратить определенное количество своей физической энергии, после чего нуждается в ее восстановлении посредством отдыха. Отдых, в то же время, играет не только функцию физического регулятива, но и обладает не менее ценной функцией - дополнять жизнь человека привнесением в нее положительных эмоций, исполнением потребностей и желаний, выходящих за рамки профессиональной деятельности или же связанных с исполнением семейных или же супружеских обязанностей.
   Следует признать, что имеется не много работ, освещающих этот вопрос. А.Дмитриевский, один из авторов, обратившийся к этой теме, пишет:
  
   "Я не стыжусь сознаться, что долго силился не то что разрешить вопрос о трудности офицерской работы, а только найти подходящие ясные и определенные выражения для характеристики явлений, его вызывающих. И не один год собирался поднять его, но боль за явно небрежное отношение к регулированию вопроса..." (31).
  
   Далее он так показывает отношение начальствующего состава к досугу офицеров:
  
   "Начинает входить в моду требование, чтобы офицер не выходил из казармы или конюшни, или цейхгауза и не давал бы отдыха ни себе, ни нижним чинам. И отношение к офицерскому досугу все более и более уподобляется отношению недальновидным и неопытных по воспитанию родителей и педагогов, которые не переносят "досугов" своих питомцев и, чуть увидят их резвящимися или играющими, хватаются за розгу с наставительным: "а уроки?"...
  
   Вторая сторона проблемы состоит в то, что офицер, даже имеющий ничтожное количество часов досуга, не всегда использует его с пользой для себя и близких к нему людей. Почему так происходит?
  
   Есть несколько причин:
  
   -во-первых, неумение ценить время, как ценность особого, исключительного рода;
   -во-вторых, из-за скудности духовных потребностей и однобокости интересов;
   -в-третьих, в силу легкой подверженности негативному влиянию близких, друзей, приятелей и сослуживцев.
  
   Неумение ценить время проистекает из-за:
  
   а)разбросанности интересов, отсутствия целеустремленности, неумения планировать личную работу и рационально организовывать свой труд;
   б)непонимания человеком своего жизненного пути и земного предназначения, ошибочного заблуждения относительно возможности в будущем наверстать упущенное;
   в)в силу традиционной русской привычки откладывать на потом текущие дела, о чем в свое время писал В.Ключевский. (32)
  
   Следовательно, развитие целеустремленности, как качества, потребности и желания достичь вполне достижимых высот в жизни, вполне обеспечивает развитие умения дорожить временем. Естественно, надо иметь в виду и те традиционно русские черты характера, которые мешают реализоваться на практике этому качеству. Это нужно учитывать, прежде всего, в военной школе.
  
   Скудность духовных потребностей и однобокость интересов имеют своими причинами:
  
   а)неразвитость и необразованность личности, что не позволяет раздвинуться горизонту сознания;
   б)природную лень;
   в)преждевременная увлеченность чем-либо ("зацикленность"), в силу чего сознание человека сковано какой-либо идеей (задачей, потребностью, нуждой) до того, как оно успело созреть для понимания жизни и своего места в ней.
  
   "Непрестанная наука из чтениев" (А.Суворов) (33), развитие любознательности, борьба с ленью и нерадивостью, стремлением выполнить поставленную задачу кое-как (как еще одно негативное проявление наших национальных черт), уход от практики ранней специализации ("зацикливания"), - позволят расширить духовное богатство личности, столь необходимое для полноценной жизни.
  

***

  
   Русский человек приветлив, доверчив и простодушен, - отмечают многие историки, исследователи и писатели(34). Это- достояние русского человека, но это и его больное место. Мягкость характера, неосторожность в выборе друзей, излишняя доверчивость оборачиваются для него издержками духовного плана: конформизмом(35), утрате веры в добро, справедливость и порядочность людей и т.п.
   Если приветливость почти никогда не бывает лишней, то излишняя доверчивость и простодушие (открытость, бесхитростность, предсказуемость), как правило, приносят русскому человеку беды, неприятности и огорчения.
   Офицеру нужно быть разборчивым не только в выборе приятелей, друзей, но и самого близкого человека - жены. Плоха та жена, которая пытается властвовать над своим мужем(36). Совсем не годится офицеру жена злая: ведь она вместо того, чтобы врачевать его раны(37), будет обильно посыпает их солью.
   В российской армии существовал механизм предупреждения неверных браков, который основывался на праве командиров частей и офицерского собрания давать заключение о благопристойности невесты офицера и, следовательно, офицер должен был или подчиниться решению командира и товарищей (вступать в брак или воздержаться от него), или не подчиниться, что влекло за собой оставление им офицерских рядов.
   Но даже и при таком механизме полагаться на мнение и оценку людей со стороны, признающих, как правило, формальные достоинства невесты (происхождение, нравственность, благопристойность и т.п.), вряд ли разумно. Более разумным следует признать умение самого офицера разбираться в людям, не делая при этом оплошности в оценке их достоинств и недостатков.
   Мы не будем далее останавливаться на чисто специфических качествах, необходимых всякому человеку для семейной жизни, отметим лишь, что бытовая неустроенность, частые переезды, отдаленность от родных мест, длительные отрыва от семьи и т.п., требуют: во-первых, от самого офицера особой терпеливости, выдержки и мужества; во-вторых, от членов семьи - особого понимания офицерского долга и также мужества, терпеливости и умения переносить все невзгоды жизни офицерской семьи.
   Скажем так: к званию "офицерской жены" нужно готовить девушек заранее. Весь вопрос: как это сделать? В то же время очевидно: не каждая хорошая жена может быть хорошей женой офицера.
  
   И проблема тут очевидна:
  
   -кадета и юнкера не учили выбирать себе спутницу жизни; значит вполне вероятен случайный, неверный выбор спутницы жизни;
   -закрытый тип военно-учебного заведения до минимума сокращал возможность общения между полами;
   -офицер никогда не имел достаточного времени на личную жизнь, значит, на поиск и выбор спутницы жизни;
   -в России никогда не существовало каких-либо институтов подготовки девушек к роли офицерской жены (лишь блеск эполет, красота мундира, рыцарские качества офицеров, материальное благополучие и выгода, наконец, любовь, пробуждали в девушке желание связать свою судьбу с офицером).
  
   Сколько разбитых сердец, поломанных судеб, измен, предательств и трагедий насчитывает история офицерского корпуса не знает никто.
   А надо бы знать хотя бы для того, чтобы выправить то в офицерском быту, что в состоянии сделать разумное правительство, именно: обеспечить хорошее жилье офицерским семьям, дать достойное материальное содержание, ввести льготы для членов семей, в частности, по получению образования; защитить военных пенсионеров, как наглядное назидание строевым офицерам.
  
   Разумные мысли на сей счет высказывались неоднократно. Так, В.Смирнов, изучая причины исхода офицеров из армии, что вызвало некомплект офицерского состава, отмечал, что одной из причин этого была материальная необеспеченность офицеров.
   На основании этого анализа, он пришел к выводу о необходимости разработки теории государственной службы:
  
   "Теория эта гласит, что государственная служба за обязанности, которые она налагает на человека, в то же время должна предоставлять ему право быть обеспеченным на службе, чтобы, не отвлекаясь на поиски средств, служащий мог бы отдать все свои силы государству, и за последнее ему предоставляется право пользоваться внешним почетом, выражающимся высоким служебным положением, чинами и орденами"(39).
  
   Эта точка зрения, как нам кажется, и должна послужить исходным пунктом наиболее мудрого разрешения данного вопроса. Во-первых, государство должно обеспечить всякого офицера с его семьей в смысле возможности существования достаточного и согласно со звания офицера великой армии; во-вторых, государство должно создать ряд таких условий, чтобы военная служба предоставляла исключительный почет лицам, отдающим все свои силы на служение армии, и, наконец, в третьих - государство должно требовать, чтобы офицер за те большие и существенные права, которые ему предоставляются, действительно приносил бы все свои силы на службу армии не только в военное время, но и в долгие периоды вооруженного мира(40).
   Думается, только при такой постановке вопроса, можно рассчитывать на признательность офицерского корпуса своему народу и правительству за заботу о нем и его семье и ждать от него самоотверженной отдачи в деле служения Родине.
  
   ***


Воззвание к российским патриотам

(вместо заключения)

*************************************

   Духовное наследие Армии России - кладезь благоразумных мыслей и идей, обращенных к потомкам. Вот почему в заключение укажем некоторые из них, рассчитывая на то, что это своеобразное воззвание к разуму российских патриотов будет услышано.
   Не будем усыплять себя покойной внешностью политического горизонта. История показала нам наглядно, как мгновенно возникают современные войны, и как тяжко расплачивается та из сторон, которая в мирное время не сумела приготовиться к войне. (В.Самонов) (41)
   Быть России или не быть - это главным образом зависит от ее армии. Укреплять армию следует с героической поспешностью. (М.Меньшиков) (42). Смотрите, как бы, пренебрегая армией, не затронуть основного корня народного существования (М.Меньшиков) (43).
   Но, пока не восстановлена вера страны в свое могущество, нужно ждать печальных неурядиц. Все низкое, что есть во всяком народе, поднимает голову. (М.Меньшиков) (44). Вот почему нет высшей заботы для нации, как возможное развитие нравственных добродетелей в своих членах и затем охранение этих добродетелей от разложения. Обычаи, нравы, правовые положения и сама религия должны идти навстречу этим заботам. (И.Маслов) (45)
   Все правительства, кроме разве очень глупых, понимают чрезвычайную высоту офицерского долга и стараются поддерживать сознание этой высоты в народе. (М.Меньшиков) (46). У всех народов армия признается учреждением государственным, комплектуемым людьми, для которых военное дело, в виде защиты родины, считается либо священной обязанностью, либо делом призвания по преимуществу. Со своей стороны и государство бережно обходится со всеми льготами и преимуществами военного сословия, сознавая невозможность оплачивать все только жалованьем и покупать защитников родины ценою звонкой монеты. (М.Грулев) (47).
  
   С чего начать?
  
   Прежде всего, из армии следует изгнать тот нейтралитет к России, который имеет место. Равнодушная армия умирает как армия.(М.Меньшиков) (48). Но мало одного духа солдат и офицеров, мало их горячего святого желания победы, нужны еще твердые умелые руки вождей, чтобы привести армию к победам. (Н.Морозов) (49). Высшему начальнику уже недостаточно только носить генеральский мундир: ему нужно иметь за собой авторитет боевого опыта, командный ценз на всех предыдущих ступенях иерархической лестницы и широкое военное образование. (П.Махров) (50).
   Следует помнить, что настоящая, истинная сила армии заключается в воспитании такой общей самоотверженной рядовой массы командного состава, которая бы не гонялась за блестящими эффектами, не искала красивых лавров, а смело и твердо шла в бой, гордая своим высоким призванием и крепкая своим понятием о долге и истинном благородстве (Н.Морозов) (51).
   При подготовке офицерского состава на первом месте следует поставить подготовку высшего командного состава. (Н.Головин) (52). "Пусть выступят вперед честные люди" (М.Меньшиков) (53), ибо горе той армии, где карьеризм и эгоизм безнаказанно царят среди вождей, где большинство генералов думает лишь о своем благополучии, служит из-за наград и отличий, ведут лишь свою линию(Н.Морозов) (54).
   Следует помнить, что военное искусство не может и не должно у всех народов выливаться в одни и те же формы, быть всегда и везде одинаковым, вне зависимости от духа и особенностей народа. Спасение наше и возрождение может заключаться только в отрешении от иноземных устоев и возвращении к заветам славных вождей Российской армии (Н.Морозов) (55).
   "Прежде всего обратите внимание на офицера". Вот эта мысль, которая неотступно должна преследовать нас при чтении проектов обновления армии. "Смотрите в корень", хочется сказать авторам: "помните, что сила армии не в солдатах, а в офицере". (Н.Морозов) (56)
   Пора отказаться от опасного заблуждения, будто хорошим офицером может быть всякий образованный человек (В.Рычков) (57). Пусть лучше некомплект офицеров, чем комплект с такими личностями, как офицеры "Поединка"!(Дрозд-Боняческий) (58) Будущее за такой армией, где офицеры верят в высоту своей миссии, а не удерживаются только формами, чинами и орденами (А.Дмитриевский) (59)
   Офицерство - камень прочный, но при недостаточной заботливости, при презрении к его нуждам и потребностям и его можно превратить в сыпучий песок (В.Максутов) (60).
   Выталкивает из армии не физическая, а нравственная сила, как и притягивает - она же. Измените психологические условия офицерской службы - бегство остановится. (М.Меньшиков) (61).
   Самые благодетельные реформы армии останутся втуне, доколе не будет радикально преобразована вся наша военно-учебная система.(В.Рычков) (62)
  
   Система воинского воспитания непременно должна покоиться на идейных началах. Высокая идея офицерского дела, прочно вложенная в душу юнкера, поднимет его собственное достоинство и не позволит ему, выйдя на службу, кое-как относиться к своим обязанностям(63). Но, если наша военная школа не умеет вселить в своих питомцах любовь к своему делу, если впоследствии и армия оказывается бессильной пригреть юную душу молодых офицеров, то ясно, что причина переживаемого недуга кроется в самих этих учреждениях- в их, так сказать, постоянном составе, придающем окраску всей их жизнедеятельности, а не в том переменном составе офицерства, которое приливает и отливает из армии. Рекомендовать в подобных случаях прибавку жалованья, как панацею от всех зол - все равно, что принимать гостей в холодной руине, надевать для этого случая лишнюю шубу. Да вы лучше протопите ваш дом и сделайте его жилым и уютным... (64)

  
   1. Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов.В 3- т. - т.1.- СП б., 1884.-с.65.
   2.См.: Драгомиров М.И. Армейские заметки. - В кн.: Драгомиров М.И. Сборник оригинальных и переводных статей. - СП б., 1881.- с. 7-15; Маслов И. Научные исследования по тактике Выпуск II Анализ нравственных сил бойца СП б., I896.
   3.Геруа А. К познанию армии. -СП б., I907.-с. 21-22.
   4.П.С.З. т. V, N 2775.
   5.См.: Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса.- СП б., I908.- с. 140.
   6.Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее (Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник. - I884.- NI.- с. 32.
   7. Там же. - с.
   8.Грулев М.В. Злобы дня в жизни армии.- Брест-Литовск, I9I0.- с. 125.
   9.Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ. - Варшава, I908.- с.20.
   10.Зыков А, Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. СП б., I898.-с. 148.
   11.М.Меньшиков: " Средний русский человек. надо признать это, меньше хочет и бледнее воображает. Он в более слабой степени обладает чувством меры (и стало быть вкусом)". - Меньшиков М.О. Анархия и цинизм. - В кн.: М.О. Меньшиков. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с. 169. - (В то же время, человек, обладающий чувством меры, является привлекательной личностью и вызывает уважение окружающих. Необходимость же развития чувства меры в русских людям несомненна. Выполнить эту задачу может только тот, кто сам имеет это качество.)
   12.Инструкция китайского полководца Сунь-цзы подчиненным ему генералам. // Военный сборник.-I860.-N6.-с. 336.
   13.Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее(Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник.- I884.- NI.- с.
   14.Апухтин А.Н. Командный состав армии. - Сообщение, читанное на общем собрании Членов Общества ревнителей военных знаний 2I марта I907 г. -Общество ревнителей военных знаний. Кн.3.- СП б., I907.- с. 9.
   15.Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ.- Варшава, I908.- с. 11.
   16.Клаузевиц К. О войне. - М., 1998.- с. 79.
   Драгомиров М.И Подготовка войск в мирное время.. (Воспитание и образование) Киев, I906.-с.
   17.Флуг В. Высший командный состав // Вестник общества Русских Ветеранов Великой войны. - I937.- N I30-132.- с. 22.
   18.Апухтин А.Н. О боевой подготовке пехоты: Сообщение на общем собрании членов Общества ревнителей военных знаний. // Общество ревнителей военных знаний, Кн.I-I906.-с. 68.
   19.См.: Российские офицеры. - М., 1995.-с. 26-27.
   20.См.: Режепо П. Статистика полковников. - СП б., 1903. - с. 7.
   21.СВП, I838 г., ч. I, кн. III ст.3I5.
   22.Свод военных постановлений, 1838 г., ч.1, кн.3, ст. 832.
   23.См.: Угнетающее зло. // Разведчик .- I9I2.- NII29.- с.402-403; В.А. Улучшение командного состава.// Разведчик. - I909.- N972.- с.346-350 и др.
   24.См.: Угнетающее зло. // Разведчик .- I9I2.- NII29.- с. 404.
   25.См.: Плутарх. Ликург. - В кн.: Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. - т.1.- с.109-110.
   26.Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - СП б., 1876. - с.
   27.Меньшиков. М. Пора трезветь. Меньшиков М.О. Письма к ближним. - СП б., 1908.- с.682.
   28.См.: Вестник русской конницы.- 1914.- N 13-16.- с. 625-627.
   29.Основные понятия о нравственности, праве и общежитии. Курс законоведения для кадетских корпусов. СП б., I889. - с. 32.
   30..Дмитриевский А. Об офицерской работе// Военный сборник. - I9I4.-N3.-с.15.
   31."...Великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкая работать скоро, лихорадочно, а потом отдыхать в продолжении осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии". - См.: Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. - т.1. - М., 1956.- с.313-314.
   32.Из наставления А.В.Суворова И.О.Курису.- См.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории.- М., 1947. - с. 308.
   33.См., к примеру, оценку славян Ю.Крижанича в кн.: Милюков П. Очерки по истории русской культуры.- ч. ***. Национализм и общественное мнение. Вып. 1. - СП б., 1901.- с. 116.
   34.Конформизм -приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
   35.Еще В. Мономах предупреждал сыновей: " Жену свою любите, но не давайте ей власти над собою..." -Из его "Поучений".
   36.У офицера их за время службы бывает множество, не только физических, но и душевных.
   37.См.: Волошинов Ф. О форме одежды и о браках офицеров Военный сборник. - I898.- NII. - с. I96-20I; Кашкаров Д. Военно-административные заметки.. (по поводу сокращения переписки, браков офицеров и формы одежды) Военный сборник. - 1909.-N2.
   38.Смирнов В. Офицерский вопрос// Военный сборник. - I909.-NI0.-с. 134-135.
   39.Там же. - с. 135.
   40.См.: Самонов В.А Мысли современного офицера. В 4-х выпусках.. Вып. I.- Тифлис, I907.-с.3.
   41.См.: Меньшиков М.О. Молодежь и армия. - В кн.: М.О. Меньшиков. Из писем к ближним. - М.: Воениздат, 1991.- с.105.
   42.См.: Меньшиков М. Военные и штатские. Меньшиков М.О. Письма к ближним. - СП б., 1908.- с.781.
   43.См.: Меньшиков М.О. Дружина храбрых. - В кн.: М.О. Меньшиков. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.-с.206.
   44.См.: Маслов И. Научные исследования по тактике Выпуск II Анализ нравственных сил бойца СП б., I896.-с.84.
   45.См.: Меньшиков. М. Пора трезветь. - В кн.: Меньшиков М.О. Письма к ближним. - СП б., 1908.- с.681.
   46.См.: Грулев М.В. Злобы дня в жизни армии.- Брест-Литовск, I9I0.- с.34.
   47.См.: Меньшиков М. Остановите бегство. - В кн.: Меньшиков М.О. Письма к ближним СП б., 1908.- с.102.
   48.См.: Морозов Н.А. Прусская армия эпохи Йенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого поучения.- СП б., I9I2.-с.16.
   49.См.: Махров П. Современная война и высшее командование. // Разведчик. - I9I2.- NII56.- с.868.
   50.См.: Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада).- Вильна, I909.-с. 56.
   51.См.: Головин Н.Н Высшая военная школа. - СП б., I9II.-с.107.
   52.См.: Меньшиков М. Нравственный ценз. - В кн.: М.О. Меньшиков. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с.197.
   53.См.: Морозов Н.А. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада).- Вильна, I909.- с.47.
   54.См.: Там же.
   55.См.: Морозов Н. К вопросу обновления армии.// Русский Инвалид.-I907.- NI05 (I2 мая).
   56.См.: Рычков В. Чего не хватает нашим кадетским корпусам?// Военный сборник .- I9II.- N4.- с.52.
   57.См.: Дрозд - Бонячевский. "Поединок " Куприна с точки зрения строевого офицера. (Опыт критического обзора) // Военный сборник.- I9I0.-N2.- с.178-179.
   58.См.: Дмитриевский А. Идеал офицера..// Военный сборник. -I9I2.-N7.- с.8.
   59.См.: Максутов В.П. История древнего Востока. Культурно-политическая и военная. С отделенных времен до эпохи македонского завоевания. Египет и Финикия. - т. I, кн. I-IV. - с.368.
   60.См.: Меньшиков М. Остановите бегство. - В кн.: Меньшиков М.О. Письма к ближним СП б., 1908.- с.102.
   61.См.: Рычков В. Чего не хватает нашим кадетским корпусам? // Военный сборник. - I9II.- N4.- с.51.
   62.См.: Л.Д. К вопросу о подготовке офицеров// Офицерская Жизнь.- I907.-N52.- с.18.
   63.См.: Грулев М.В. Злобы дня в жизни армии. - Брест-Литовск, I9I0. - с.34.
  

****************************************

Каменев Анатолий Иванович

   Москва - июнь 1999 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023