ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
50 лет в военном строю...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мне исполнилось 50 лет, как военному историку, офицеру, педагогу, профессору и писателю, имея благодарных 1.736.740 читателей.


"...Когда порочный благоденствует, то знай, что это - к погибели собственной головы его; он здесь наслаждается этим для того, чтобы, получив здесь воздаяние за свое малое добро, подверг-нуться там полному наказанию.

Тем более блажен тот, кто, получая наказание здесь, дабы отдать долг за все грехи свои, отходит, отсюда оправданным, чистым и неповинным".

Иоанн Златоуст

1963-2013 = 50 ЛЕТ :

"НА СЁМ Я СТОЮ!"

Запомним:

"Хорошая мать стоит сотни учителей".

Джордж Герберт

  

Мои суждения о СВОЕЙ жизни

Анатолий Каменев

   Моя справка:
  
  -- Военную службу начал 1 сентября 1963 г., как курсант ТАТУ (Тамбовское Артиллерийско-техническое училище).
  -- Проходил службу в воинских частях и военно-учебных заведениях Сибирского, Среднеазиатского, Прибалтийского и Московского военных округов.
  -- Как военный журналист начал публикации в Новосибирске в 1967 г.
  -- Подготовил и опубликовал более 220 книг, статей общим объемом свыше 700 п.л.
  -- Самой первою важною книгой стала работа "История подготовки офицерских кадров в России. (1990)".
  -- Фундаментальные труды (12 книг) подготовлены мною и опубликованы в Военной Академии Генштаба (с декабря 2000 по ноябрь 2006 г.).
  -- "Военная библиотека для русского офицера" в электронной версии (3 диска) стала важные источниками, где послужили документы и материалы выдающихся русских полководцев, историков.
  -- Уникальное собрание профессиональных знаний для офицеров и генералов стала "Энциклопедия русского офицера. Том 1". (2008) - издано, т.2,3 (не изданы, но давно готовы к изданию).
  -- "Наука побеждать" начал с "Гласа вопиющего" (1 февраля 2007 г.) на сайте интернета (ArtofWar.ru) и имею сейчас (на 30.08.2013 г.) 1.736.740 читателей.
  -- Библиотека составляет сейчас 986 книг и статей, 57907k и 6.368 интересных военных иллюстраций.
  -- Сейчас, т.е. 1 сентября 2013 г., продолжаю служить России, как военный историк, офицер, педагог и писатель.
  

50 ЛЕТ ИСПОЛНЯЕТСЯ,

как я в строю Русской Армии;

ВРЕМЯ, за которое многое сделано полезного для людей;

ДЕЛО, которое мною до сего времени называется так -

"НАУКА ПОБЕЖДАТЬ"...

  
  
   Приходит время, когда наступает пора подводить итоги прожитому и сделанному.
  
   Это не рассказ о жизни, а некий баланс духовного опыта.
  
  
   Жизнь, которая нам вручается, полна событий.
   Жизненный опыт, накапливаясь, переплавляет эти события в своеобразные ценностные слитки, которые имеют разную "стоимость" и в ценностной шкале занимают свое место.
  
   *
  
   Я не случайно поставил достоинство личности на первое место.
   Этим я выделяю его как наиважнейшее. Если человек имеет правильное мнение о достоинстве человека, то все его дела и поступки будут "человеческими", а не скотскими и не рабскими.
  
   Все, что ниже человеческого достоинства для такого человека мерзко и недопустимо.
   Все, что обращает его в раба (от духовной до физической составляющей), будет не только вызывать его протест, желание избавиться от оков, но и побуждать в нем желание быть свободным в принятии решений, в поступках и действиях.
   *
  
   Свобода, как необходимая данная для развития и совершенствования человека, понятая как высочайшая ответственность за то, что думает, что делает и как поступает человек, - вот истинная Ценность.
  
   Свобода не является предпосылкой индивидуализма.
   Истинная свобода личности не провоцирует индивидуализм. Она (свобода) - миролюбива, отзывчива, притягательна. Она делает человека приветливым, открытым для общения, способным к великодушию, благородству и т.д.
  
   Истинно свободный человек стоит выше личных амбиций, ему чуждо тщеславие. Он - противник театральности, показухи, лицемерия.
  
   *
   Это - самодостаточная личность, которой нет нужды демонстрировать свою силу, эрудицию, физическую красоту и прочие внешние отличительные достоинства. Обладая всеми человеческими достоинствами, он их проявляет незаметно, скромно, без зрительных эффектов, без расчета на зрительские овации и награды.
  
   Такой человек не ждет, когда к нему обратятся за помощью. Он упреждает такое обращение.
   Он не стоит на месте, а постоянно находится в движении, развитии, поиске, находя в этой работе духовное и физическое удовлетворение.
  
   *
   Это - наш, отечественный тип свободной личности.
  
   В таком человеке сфокусировалась доброта силы Ильи Муромца, благородство Святослава, мудрость Владимира Мономаха, ум и патриотизм Петра Великого, прозорливость и государственность Екатерины Второй, практическая сметка русского крестьянина и многое другое...
  
   *
   Но как далеко нам порой до этого блистательного русского типа свободной личности! За нашу душу с самого рождения борются силы добра и зла. "Боевые действия" ведутся днем и ночью и противоборствующие силы ждут момента для того, чтобы окончательно победить. Победит зло - человек встанет в ряды его бойцов, одержит победу добро - бойцов прибавится в его рядах.
   *
   Приведенные ниже суждения посвящены тому, чтобы вооружить человека в борьбе против сил зла. Безусловно, это далеко не полная программа борьба, а лишь те важные установки, которые родились из личной практики.
   *
   В дополнение к личным суждениям о жизни и условиях ее благополучия, автор этих записок разработал "Педагогику благонравия" и представил ее в виде оглавления имеющегося труда, для ориентации читателя.
  
  

человек и его достоинство

  

Не позволять себя унижать

  
   Самое главное сокровище человека - чувство собственного достоинства. Ни богатство, ни знатность не может с ним сравниться. Это сокровище дано каждому, независимо от происхождения. С потерею его человек перестает быть Личностью и становится рабом то ли денег, то ли власти, то ли других людей и обстоятельств...
  
   Оберегая и укрепляя свое личное достоинство, человек может впасть в опасность гордыни, самовознесения.
   Отсюда - постоянно уязвляемое самолюбие, мелочная щепетильность, постоянные претензии к окружающим и т.п.
   Надо научиться отличать настоящие унижения от мнимых умалений наших человеческих достоинств.
  
   *
  
   Чувство собственного достоинства не может быть принесено в жертву никакой цели или выгоде, как бы соблазнительно ни было то, что искушает нас. Отдавшись раз во власть соблазна, человек не устоит и в другой и третий раз, каждый раз марая образ человека и все более подходя под образ пресмыкающегося.
   *
  
   На протяжении всей жизни я неоднократно подвергался разного рода искушениям, но все же выстоял перед ними. И сейчас мне, безусловно, приятно сознавать то, что ни звания, ни какие бы то ни было выгоды не побудили меня встать на путь унижения и тем самым добиваться искомой (но ничтожной, по сути) выгоды.
  
   Мне искренне жалко тех людей, которые ради звания, карьеры, жизненных удобств и т.п. поступаются совестью, делают подлости, поступают непорядочно, предают друзей, терпят всяческие унижения, теша себя мыслью, что все это пройдет бесследно...
  

Порядочность всегда и во всем

  
   Есть дела и поступки, за которые закон не наказывает, а люди, в ком совесть чиста - осуждают того, кто воспользовался слабостью и доверием другого человека, подверг его коварным испытаниям, заставил вместо себя делать что-то грязное и мерзкое, оставаясь при этом сам с "чистыми" руками...
  
   *
   Непорядочность многолика и так любит рядиться в разного рода одежды и оправдания, что не всякий может ее (непорядочность) различить и от порочного поступка отказаться.
  
   Мерзкое и гадкое, как физическое явление, безусловно, вызывает отвращение, а вот как духовное (в поступке, поведении, отношении к другим людям) не всегда воспринимается как мерзость.
   Почему так?
  
   *
   Как же поступить в том случае, когда приходится идти против другого, зная, что своими действиями ты можешь нанести ему вред.
  
   Недостойно и мерзко строить козни и плести интриги.
   Опасно, но благородно следовать примеру Святослава, говорящего противнику: "Иду на вы..."
  
   *
   Всю свою жизнь я ценю в людях порядочность.
   В моих глазах - это одно из выдающихся достоинств человека. Смею надеяться, что и я сам имею это качество.
  

Время как высшая ценность жизни

  
   Ничто не имеет такой ценности, как время. Его (времени) на Земле отведено нам не так уж много и надо, говоря словами Н. Островского "прожить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"...
   *
  
   Каждый человек приходит в этот мир с какой-то целью, со своей жизненной задачей, со своим заданием...
   Как важно понять, в чем это задание состоит и в чем заключается твое призвание.
  
   *
   Если отбросить как непроизводительное время сна, приема пищи и прочие текущие дела, то получится не очень много времени для дела полезного.
   Разве можно терять это время без пользы и отдачи?
  
   *
  
   Ценить время я стал примерно в возрасте 14-15 лет, а свое призвание я определил позже - в 28 лет. С этого момента время для меня обрело огромное значение, а путь жизни обозначился четко и ясно.
  
   *
  
   Не могу не признаться в том, что ценностная ориентация (время) выбрана правильная, а призвание - верное. После того, как в 1976 г. я отклонил два заманчивых предложения (первое - по армейской линии достичь генеральского звания, второе - стать военным атташе) я уже не сомневался в том, что впредь мне надо делать.
  

Опора на собственные силы

  
   Внутри самого человека должен быть прочный стержень и он должен твердо стоять на собственных ногах.
   *
  
   Эти простые мысли приходят в голову не сразу: с одной стороны, этому мешают обстоятельства и окружающие люди (родители, прежде всего); с другой, сам человек, то ли в силу лености своей, недостатка воли, незнания и неумения, неразвитости (инфантилизм) стремится прибегать к помощи других людей или же уклоняется от очередной сложной проблемы жизни.
  
   *
  
   Мне повезло с первым фактором - родители не имели такого положения в обществе, чтобы подталкивать и проталкивать меня "в люди". Сейчас я рад этому, ибо вся поддержка извне для меня закончилась перед стенами военного училища, куда меня привел отец, сказав: "Учись, сын!"
   *
  
   Признаюсь в том, что меня не обидело то, что родители вверили мне самому заботу о собственной судьбе.
   Сейчас же я понимаю, насколько важно воспитывать у детей самостоятельность и как важно с ранних лет учить их опираться на собственные силы.
  
   Опека над детьми пагубна, ибо она лишает их самостоятельности и подпитывает инфантелизм.
  
   *
   Безвольный, несамостоятельный человек не может принимать ответственных решений. В жизни он всегда ищет легкого пути. Перед очередным препятствием он останавливается и ждет помощи от кого-то. Участь такого человека состоит в том, чтобы быть всегда ведомым, чтобы всегда подпадать под чужое влиянием, чужую зависимость и т.п.
   *
  
   Слава Богу, что мне удалось этого избежать.
   Для того же, чтобы увериться в правильности данного жизненного принципа (опора на собственные силы), я избрал тему исследования (диссертации), связанную с самостоятельной работой человека.
   *
  
   Но самым важным в этом принципе для меня стало правило ежедневной работы: свои жизненные силы постоянно упражнять, не давать им ослабнуть или захиреть...
  
   Ведь существует закон свертывания функций за ненадобностью: если не упражнять ум, то он захиреет, если не тренировать волю - она притупится...
  
  

Воздай должное другим, а свою заслугу умали

  
   Добившись успеха, человек, как правило, начинает возвеличивать себя и требовать почестей от окружающих. Тщеславие как болезнь начинает прогрессировать и становится настолько могучей, что в угоду ей человек полностью меняет свой характер и образ жизни. В погоне за вниманием и одобрением окружающих он, как павлин, начищает до блеска свои перья, не замечая, что становится посмешищем окружающих.
   *
  
   Самое пагубное заключается в том, что гордыня и тщеславие попирают чувство меры, подавляют скромность и справедливость, преувеличивают личную заслугу и умаляют вклад других людей.
  
   *
   Жизнь показала, что лучше быть, чем казаться.
   Пусть лучше кто-то другой умалит твою заслугу, чем ты сам незаслуженно возвеличишь себя.
   *
  
   Вокруг нас всегда много людей, которым мы обязаны своим рождением, воспитанием, обучением, примером, поучением, поддержкой и помощью, содействием или невмешательством...
  
   *
   Скромность и простая справедливость обязывает нас отдать им должное и не задирать нос, как бы ни было велико наше личное достижение. Вот почему надо возблагодарить всех и все за наше достижение (но не театрально, показушно, формально, но тихо, в глубине души; иногда, может быть, и во всеуслышание, но обязательно от души...)
  
   *
   Я не старался лезть в театральные герои, не показушничал, не фарисействовал, не стремился пробиться в первые ряды, а тихо и спокойно делал свое дело, не ожидая (и не рассчитывая) на награды, рукоплескания, не искал благосклонности влиятельных лиц. Спасибо, Господи, что уберег меня от всего этого!
  

Укори себя, а не ищи виноватых на стороне

  
   В жизни много личных огорчений и неудач. Такова жизнь! Но ведь этим она и хороша, что дает нам испытания и побуждает к признанию греха и покаянию.
   *
  
   Легче всего (как иной раз и поступают) все личные беды и несчастия приписать злому року, обстоятельствам и проискам злых людей. Сделать так просто и удобно: перекладывая вину на других и ссылаясь на неблагоприятные обстоятельства, человек обеляет (снимает вину) себя, прежде всего, перед своей совестью.
   *
  
   Самооправдание и следующее за ним саможаление - дорога, ведущая к новому злу и бедствию. Человек, не познавших причин собственного промаха, личной ошибки, обязательно окажется в сходной ситуации и вновь не избежит беды, аналогичной предыдущей, а может быть и большей.
   *
  
   Укорить себя, признать свою ошибку трудно оттого, что не всякий понимает степень и характер своей вины. Раскаяние не наступает от того, что человек, совершивший проступок, не понимает его пагубности, мерзости, недопустимости. Покаяние же невозможно без понимания и раскаяния.
   *
  
   Мне удалось принять за правило следующее: если со мною что-то случается неприятное и вредное, то в этом почти стопроцентная вина моя, а не других людей и обстоятельств.
   *
  
   Делается это не ради самобичевания, а для извлечения уроков на будущее... Ведь истинные виновники - наши близорукость, неразумение, беспечность, самонадеянность, благодушие, "авось", лень, самоуспокоенность и т.п. А вот происки других людей, "сложившиеся" обстоятельства - это следствия все тех же наших "виновников".
  
   *
   Надо научиться правильно оценивать причины собственных упущений и ошибок, доходя до тех глубинных черт нашего характера, от которых проистекает ошибка, идет искривление естества нашего, где добрая потенция меняет свой знак на противоположный...
  

  

Родные и близкие

  

Верность семейному очагу, любовь к близким

  
   Человек создан для семейной жизни.
   Это - факт!
  
   Но для того, чтобы быть семьянином, нужно дорасти.
   И это - факт!
   *
  
   Между этими двумя фактами - расстояние большое и не всегда преодолимое. Все дело в том, что для того, чтобы быть хорошим семьянином, нужно, во-первых, побороть в себе эгоизм и себялюбие. А, во-вторых, научиться жить по законам семейной жизни, т.е. в согласии, взаимопонимании, взаимной поддержке и помощи, любви и доброте.
  
   *
   Разрыв, порча семейных отношений - это трагедия, которая затрагивает не только ее непосредственных участников, но и многие последующие поколения.
  
   *
   Нельзя вступать в брак не по любви, а по расчету. Нельзя строить семейные отношения на существенном различии в социальном, возрастном, имущественном, культурно-историческом, религиозном. Это - неравные и недолговечные браки.
  
   *
   Надо учиться законам семейной жизни, а не стараться "подмять" или подстроить под себя партнера. Семейная жизнь без компромиссов, без уступок с обеих сторон невозможна.
  
   *
   Нужно учиться "дипломатии" семейной жизни, понимая это как умение не говорить того, что может вызвать конфликт, не поступать так, что может спровоцировать защитную (агрессивную) реакцию со стороны партнера.
  
   *
   Семейная жизнь - это не соревнование в борьбе по перетягиванию каната, когда более сильный тащит в свою строну все, не оставляя побежденному ничего. Семья - это равновесие, чувство меры, где сильный использует свою силу для того, чтобы защитить слабого, где он же компенсирует недостатки другого своей волей, милосердием, терпением, уступчивостью и т.д.
  
   *
   Муж в семье - мудрый законодатель, который, хотя и не пишет законов, но зато утверждает их повседневной практикой, своим поведением, своим отношением. В силу этого, в семье процветает согласие, справедливость, любовь, взаимное уважение.
   *
  
   Мать принимает на себя роль хранительницы семейного благополучия, уюта, являя себя образцом женственности, целомудрия, чистоты и доброты.
   *
   Повредить семейному благополучию можно по-разному: словом и делом, поступком и бездействием, забвением и удушающей опекой, дурным примером и отсутствием хорошего поступка в нужный момент, авантюризмом и беспечностью. Жизнь моя показала, что более чем на 90 процентов семейное благополучие зависит от мудрости мужчины и его способности не только самому не вредить семье, но и его способности оберегать от вреда, исходящего со стороны близких и дальних. И не только уберегать, но и учить самого себя и своих близких сопротивляться (противостоять) соблазнам и искушениям, которых во времена моей юности было немало, но которых сегодня в переизбытке.
  
   *
   Скрепляют семью ее традиции, общее дело, любовь к предкам, семейные духовные ценности, желание преумножить фамильную честь.
  
   *
   Дети имеют право все знать о своих предках.
   Посему в семьях надо вести семейные летописи, сохранять семейные архивы, заботиться о семейных реликвиях. Старшие должны оставлять младшим свое жизнеописание, включающее размышления о прожитой жизни и тех уроках, которые жизнь им преподнесла.
   *
  
   Женившись по любви, без всякого расчета, я не жалею о свершившемся, а лишь сетую на то, что многие мои ошибки, совершенные на семейном поприще - это следствие незнания тех законов, которые нужно знать каждому еще до вступления в брачные отношения. Это - не оправдание, а лишь констатация факта.
  
  

Родина, отечество

  
   Нет больше счастья, как жить там, где ты родился. Это - не красивые слова, а убеждение, окрепшее с годами.
   *
  
   Мне трудно представить себе то состояние, которое возникает у человека, покинувшего Родину в силу каких-то причин. Но для себя я знаю точно: на чужбине тоска меня бы доконала. Будучи даже в недлительной командировке, я всегда испытывал тоску по родному дому и всегда с радостью возвращался к родному очагу.
  
   *
   Чувство Родины мне кажется исконным, глубинным, неистребимым. Его можно вырвать только со смертью человека.
  
   *
   Не может пройти мимо, не оставив следа в душе, детское восприятие мира, изгладиться из души то чистое представление об окружающих, которое стало доступным ребенку с момента рождения.
   *
  
   Нет ничего краше родных полей, лугов, лесов, рек и озер. Пусть они не сравняться с красотами иных стран. Но все это чужое, не наше, не родное...
   *
  
   Я люблю Родину такой, как она есть. Я люблю ее естество, а не то, во что ее наряжают недруги и злопыхатели.
   *
  
   Моя Родина прекрасна и обширна. В основе своей она чиста и благодатна. Народ наш умен, мудр, талантлив, мастеровит, сметлив, на многое способен...
   *
  
   Не мыслит он зла другим народам, не грозит им войной и разорением. Радушен он и великодушен, иногда даже в ущерб себе...
   *
  
   Но болит у меня душа, что простому народу нелегко на Руси. Не может он постоять за себя, за соседей своих, когда враг коварный подбирается к нему незаметно и коварно... Спохватывается слишком поздно!
   *
  
   Стыдно, пожалуй, тем русским, которые прозорливы и способны рассмотреть (узреть) зло, да боятся потревожить свое благополучие, а потому молчат и не учат народ уму-разуму.
   *
  
   Прав был русский патриот И.С. Аксаков, говоря, что "мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности.
   *
   Он же: "Любовь к России, любовь к своему народу - призывают нас к делу, требуют от нас не мужества вола, не энергии разрушения, не стойкости, презирающей смерть, - а мужества гражданина и упорного длительного труда, творящего и зиждущего. Нас ждет не борьба на поле битвы, а несравненно тяжелая борьба в жизни гражданской, борьба ежедневная и повсеюдная".
  
  
  

профессия и преданность ей

Не изменяй своему призванию

  
   Свое призвание (предрасположенность) к профессии человек может найти не сразу. Даже, вступив на поприще профессиональной деятельности, окончив соответствующее учебное заведение, он может еще долго колебаться в правильности избранного профессионального пути.
   *
   Если же призвание определено, то это означает, что человек вступил на тот путь, который может дать ему возможность максимально реализовать свой творческий потенциал.
   *
   Уникальность ситуации состоит в том, что только в одном-двух (скажем даже - "немногих") поприщах можно добиться успеха. Другими словами, только сосредоточившись (не распыляя своих сил и возможностей) на одном деле, полностью отдавшись ему, можно добиться настоящего успеха. Без соблюдения этого условия положительный результат, как правило, невозможен.
   *
   Углубление в профессию позволяет не только накопить известный опыт, но и выйти на такой уровень владения предметом профессии, который недоступен большинству людей. Только на этом (углубленном) уровне возможен прорыв к совершенно иному Знанию и Умению.
   *
   Но длительный профессиональный путь таит в себе опасность пресыщения ("надоедания"), самообольщения (иллюзии познанности объекта) и ремесленничества (рутинное исполнение обязанностей).
   *
   Мысль о том, что "я знаю, что ничего не знаю", понимаемая как прозрение после ознакомления с азами и соприкосновения с массой еще неизученного, мотивирует творческий поиск того, кто не тешит себя достижениями сделанного, а лишь констатирует восхождение на одну из ступенек познания и совершенствования.
   *
   Уход из профессии может осуществлять по разным причинам, в том числе, экономическим, карьерным, социальным и т.п.
   *
   Тот, кто, обнаружив свое призвание, все же соблазняется выгодой большего заработка, престижностью предлагаемой должности, выгодным социальным положением и т.д., тот изменяет своему призванию. Скажу больше - он предает самого себя.
   *
   Мне сулили многое и соблазняли не раз разного рода предложениями, но, избрав более 30 лет назад свое дело, я остался верен ему по сей день. Это был правильный и счастливый выбор.
   *
   Я не стал ни генералом, ни дипломатом, не соблазнился должностями и положением. Мне не удалось нажить большое состояние. Но я ведь знал на что шел. Глаза у меня были открыты и никаких иллюзий я не строил. Честно скажу - мне не жаль ни генеральских эполет, ни дипломатического положения, ни богатства. У меня есть главное - моя любимая работа и желание сделать как можно больше, пока к тому есть силы и возможности.
   *
   Я благодарю Судьбу за то, что она не позволила мне превратиться в человека, который каждый день вынужден был браться за нелюбимое дело, бояться потерять место из-за гнева начальства и т.п.
   *
   Сейчас идет 30-й год работы в избранной области. И каждый день передо мною вновь открываются вопросы, которые предстоит решить. Нет счета и планам на будущее...
   *
   Не могу себе представить того дня, когда вдруг обнаружу, что идти уже некуда, а планов больше нет... Это будет означать только одно - нет не планов, а меня самого...
  
  
  
  

Идея, заимствованная из опыта

  
   Не все дано лично человеку открыть и познать.
   Многое познано и открыто задолго до нас.
   Наша задача состоит в том, чтобы продолжить то, что было сделано другими.
  
   *
   Мы можем заимствовать то, что принадлежит другим, без изменения (это - копирование, репродукция) или же, выделив из прошлого опыта идею, использовать ее по-своему (это - творчество).
   *
  
   Копия никогда не будет лучше оригинала, да и идти проторенным путем не интересно. Гораздо полезнее творить, опираясь на опыт предшественников.
   *
  
   Мне всегда по душе был второй путь - путь творчества, т.е. создания чего-то нового. Это было, безусловно, повторением чего-то уже ранее сделанного, но на качественно новом уровне...
   *
   Книга А.В. Суворова "Наука побеждать", к примеру, побудила создать многотомный труд под аналогичным названием, но уже более широкого диапазона и задачи - оригинальную (русскую) науку побеждать, которую ратным трудом выковывали величайшие русские полководцы.
  
  

Учиться постоянно, без перерывов и остановок

  
   Жизнь - это бурный поток, который не позволяет ни на мгновение расслабиться, потерять ориентацию, утратить бдительность.
   *
   Постоянная работа над собой - это то средство, которое помогает человеку быть в форме и в боевой готовности.
   *
   Только невежественный и глупый человек может рассчитывать на багаж раз приобретенных знаний и навыков. Умный учится постоянно, без перерывов, а не от случая к случаю.
   *
   Обучение такой личности не формальное, не заказное, а естественное, никем не понуждаемое, а идущее от сознания необходимости постоянно развивать свой ум, расширять кругозор, углубляться в познаваемую материю, расширять круг познания и т.д.
   *
   Для меня учеба всегда была лекарством от зазнайства, всезнайства, самомнения и т.п.
   *
   Для меня уже давно открылась истина, что учиться надо у мудрейших, таких как Платон, Аристотель, Сократ, Ксенофонт, Петр Великий, Екатерина Вторая, Ушинский, Каменский и др. Всех не перечислишь. Но у моих Учителей есть одна общая черта - они умны, они честны, они интересны. Они заставляют думать!...
   *
   Понятно для меня и другое: учиться можно всегда, везде и у каждого, пусть даже самого ничтожного (опустившегося) человека. Меня радует пожилой человек, глаза которого светятся счастьем. У него можно учиться оптимизму. Ребенок меня поражает своей любознательностью и у него я учусь всматриваться в знакомый мир и находить то, на что до этого не обращал внимания. Любой человек - это учебник, по которому можно (и нужно) учиться.
  
  

Карьера, известность, награды, звания

  
   Карьеризм как жажда положения и почестей, который сопровождается разного рода ухищрениями со стороны соискателя и домогательствами "раздатчиков" должностей и званий, - явление прискорбное и недостойное честного человека.
   *
   Желать продвижения по службе можно (и нужно). Правильно говорят, что "плох тот солдат, который не хочет стать генералом". Но плох ведь тот генерал, который, став таковым, остается солдатом.
   *
   Недостойно, считая себя подготовленным к новому служебному продвижению, требовать выдвижения, невзирая ни на обстоятельства, ни на лица. Лучше уж оставаться на прежнем месте, чем своим домогательством дискредитировать офицерское звание и честь.
   *
   В моей жизни случалось обратное: меня выдвигали, несмотря на сопротивление с моей стороны. Так, к примеру, случилось в 1979 г. при назначении на должность зам. начальника кафедры в Алма-Атинский ВОКУ. Подчиниться пришлось, по другому быть не могло... Мне все время приходилось отказываться от заманчивых должностей, в то время как иные из кожи лезли, чтобы добраться до искомой должности.
   *
   Что касается известности, то, если такое случалось, то я больше тяготился ею, чем радовался. Известность - определенного рода публичность. Публичность - это игра, как в театре. Играть же какую-то роль, изображать из себя что-то мне казалось (и кажется) неприличным и недостойным.
   *
   Наград за свою службу я не удостоился. Да и не за награды служил ведь. Награда ведь тогда имеет какую-то ценность для человека, когда она подчеркивает истинное достоинство Личности. Но даже и у такой награды есть неприятное свойство - афишировать достоинство конкретного человека.
   *
   Сам я больше всего ценю награду негромкую и из уст простого человека, к примеру: "Спасибо вам за книгу, которую вы написали"...
   *
   Титулы и звания меня до определенного времени волновали, но уже лет 20 не приводят в трепет и благоговение. Дело тут не только в обесценении этих званий, а, главным образом, в том, что они не соответствуют реальному положению дел и не фиксируют истинных достоинств личности. Что стоит ничтожная, никому не нужная работа, получившая статус докторской, много ли значит доктор наук, давно растерявший свои научные достижения, но по-прежнему гордый своей научной степенью?
   *
   Но, чтобы не быть объективным, замечу, что званием "профессор" я горжусь с момента присвоения этого звания (1991 г.) и по сей день. Но это звание ежедневно обязывает меня соответствовать ему. Как только я увижу, что не могу соответствовать этому званию, тотчас сдам этот диплом по месту выдачи.
  

Всегда видеть перспективу, а не утыкаться носом в землю

  
   Без перспективы, т.е. видения хотя бы части пути, работать и жить нельзя. Так же как на автомобильной трассе водитель должен видеть ближайшие повороты и вовремя замечать опасности, так и любой человек доложен предвидеть все трудности и опасности, которые ждут его на жизненном пути.
   *
   Работа на перспективу - это своеобразный запас прочности, резерв, который вводится в действие в трудную минуту. В данном случае речь идет о духовном и интеллектуальном резерве.
   *
   Говоря о духовном резерве, следует отметить, что человеку нужен такой запас духовной прочности, который позволит ему преодолеть какое-то потрясение или несчастье. Прежде всего, надо научиться правильно относиться к испытаниям, которые выпадают нам на долю.
   *
   Интеллектуальный резерв - это запас знаний и готовности ума к решению более сложных интеллектуальных задач.
   *
   Постоянные духовные и интеллектуальные тренировки необходимы как гимнастика для закалки тела. Тренировка воздержания, терпения, самообладания, великодушия, а также борьба с гордостью, тщеславием, самооправданием, саможалением, завистью, неблагодарностью, злорадством, злословием, словоблудием (фарисейством), эгоизмом, злонравием, подлостью, несправедливостью, сребролюбием, неверностью (клятвоотступничеством), лукавством, лживостью, расточительностью, чревоугодием, блудливостью, безразличием (нечувственностью), беспечностью, памятозлобием, скупостью, ленью, празднолюбием, изнеженностью.
   *
   Культивируя добродетели и борясь с пороками, человек создает внутри себя мощный духовный стержень, благодаря которому он сможет устоять против напастей современного мира.
  

Станем же править наше сознание... В этом наше спасение

  
   Больно видеть стремление молодежи покинуть пределы своего Отчества и стать на службу другому государству. В этом стремлении молодежи, безусловно, наша вина. Мы, люди старших поколений, не воспитали любви к своей Родине.
   *
   Да, я признаю, что у нас, в России, не все благополучно.
   Это так!
  
   Но ведь это наша страна.
   В ней будут жить наши дети и внуки. Если неблагополучно в нашем доме, то нужно постараться исправить положение дел. Никто за нас не сделает необходимой работы. Только мы в состоянии возродить Россию.
   *
  
   Я горд тем, что всю свою сознательную жизнь служил интересам своей страны и никогда не вредил ее достоянию ни словом, ни делом, ни поступком.
  
   Буду служить и дальше, пока есть силы.
   *
  
   Я презираю тех людей, которые напрямую или исподтишка вредят престижу России, ее экономике, Вооруженным Силам, духовности и т.д.
   *
  
   Мне глубоко чужды те "новоиспеченные русские", которые грабят страну, наживаются на бедах и несчастиях простых людей.
   *
  
   Но не только злым силам и порочным людям мы вправе предъявить обвинение.
   Надо горький упрек обратить каждому из нас.
  
   Прав был И.С. Аксаков в своем призыве:
  
   "Станем же править наше сознание... В этом наше спасение!"
  
   *
  
   Алтарь отечества ждет от каждого из нас патриотизма, гражданской доблести, любви, сплочения, наконец, талантов и умения!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Счастлив, что родился и живу в России...

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018