ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
6 - Офицерская история 20 века(3)

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


6 - Офицерская история 20 века(3)

А.И. Каменев.

История подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984 гг.)

  
  
  

6

Преобразования в подготовке офицерских кадров в 1964-1984 гг.

  
  

Капиталистическая военная школа

  
   Общей системы подготовки офицеров в странах ка­питала нет, принципы этой подготовки также различны, методы, применяемые для образования офицеров, также специфичны.
   *
   Советская военная наука имеет немало критических ис­следований капиталистической военной машины.
   *
   Нашей зада­чей является изучение вопросов подготовки офицерских кад­ров в капиталистических странах с целью создания основы, для сравнительного анализа отечественной и зарубежной системы. Такой сравнительный анализ позволит сделать необходимые вы­воды для совершенствования системы подготовки советских офицерских кадров.
   *
   Не имея возможности по ряду причин провести обширный анализ данного вопроса, обратимся к опыту подготовки офицер­ских кадров в США и ФРГ.
  
  

Американская военная школа

  
   В 70-е годы под воздейст­вием ряда факторов (издержки во время войны во Вьетнаме; изменения в системе комплектования армия и т.п.) возникла задача осмыслить заново вопрос: "Чему и как обучать и воспитывать новое поколение офицеров?"
   *
   Война во Вьетнаме и Корее выявила низкий уровень морально-волевой устойчивости личного состава американской армии (средний уровень психологических потерь в боевой обста­новке достигал 10-12%), резко снижалась эффективность огня из-за того, что до 30% личного состава вели неприцельный огонь, уровень физической подготовки и физической выносливос­ти из-за пристрастия к комфорту (даже в боевой обстановке) не выдерживали никакой критики.
   *
   В связи с переходом в 1973 году армии США на систему комплектования по найму, в войска устремились в большом ко­личестве негры, что резко обострило расовые проблемы в воору­женных силах США.
   *
   Вопросы образования офицеров США привлекли внимание политиков, военных и ученых. В 1970 г. главное статистическое управление США выпустило в свет исследование, посвященное организации образования офицеров. Министерство обороны, в свою очередь, создало комитет по повышению качества подго­товки офицеров. Американская академия политических и социаль­ных наук посвятила этому вопросу специальное исследование в 1973 г. В июне 1974 г. около 60 правительственных, военных и академических руководителей собрались в Вест-Пойнте для обсуждения вопросов организации военного образования.
   В результате согласованной работы названных организа­ций были выработаны основные взгляды на проблемы подготовки офицеров.
   *
   Согласно выработанной позиции, подготовка офицеров имеет многоступенчатую форму и осуществляется таким обра­зом:
  
   1. Начальная подготовка ведется в военных училищах видов вооруженных сил, гражданских высших учебных заведе­ниях, в офицерских кандидатских школах.
   2. Подготовка в процессе прохождения службы, которая включает 3 ступени:
   1-я - базовая подготовка (прохождение курсов специали­зации и курсов повышения квалификации);
   2-я - промежуточная подготовка (обучение офицеров в командно-штабных колледжах видов вооруженных сил или штаб­ном колледже вооруженных сил;
   3-я - повышенная подготовка (осуществляется в военных колледжах вооруженных сил США и объединенных колледжах вооруженных сил).
  
   *
   Основой офицерского корпуса являются кадровые офицеры, окончившие училища видов вооруженных сил США: общевойсковое в Вест-Пойнте, военно-морское в Аннаполисе, военно-воздушное в Калорадо-Спрингс и училище береговой охраны в Нью-Лондоне.
   *
   Общевойсковое училище в Вест-Пойнте основано в 1802 г. Ежегодно в него поступают около 1.400 юношей и девушек из всех 55 штатов по рекомендациям высокопоставленных лиц. Гу­бернаторы, сенаторы, конгрессмены имеют право дать до пяти ре­комендаций для поступления в это училище. Кроме того, при каж­дом новом наборе кадет 100 мест распределяет президент США, 85 мест закреплены за особо отличившимися рядовыми армии США, 85 мест - за рядовыми национальной гвардии, 10 мест - за сыновьями и дочерьми умерших ветеранов, 20 мест - за выпускни­ками средних учебных заведений.
   Из-за плюрализма системы американского школьного образо­вания, приемная комиссия требует от абитуриентов, чтобы они имели в своем активе не менее 2-х лет занятий по математике, 4 года - пo английскому языку, 2 года - no химии и физике, а так - же 1 год - по истории.
   Примерно такой же порядок поступления в другие воен­ные училища США.
   *
   Распорядок дня составлен таким образом, чтобы до пре­дела загрузить слушателей и научить их работать при остром дефиците времени: в день 7 академических часов занятий (8.00 - 11.50; 13.15 - 16.05), спортивные игры и физподготовка, посеще­ние консультаций и другие мероприятия (16.30 - 18.20), самостоя­тельная подготовка (20.00 - 23.15).
   *
   Учебный год начинается с сентября и разделен на 2 се­местра, которые заканчиваются экзаменами, а учебный год - лет­ним лагерным сбором. Учебная неделя - пятидневная, в первую по­ловину дня в субботу проводятся строевые занятия, смотры, спортивные состязания. Увольнение из расположения училища разрешается после обеда в субботу и в воскресенье только успевающим кадетам. Ежемесячно кадеты получают половину де­нежного содержания второго лейтенанта на оплату стоимости формы, учебников и личные нужды.
   *
   На протяжении учебы отчисляется до 40% кадет за недис­циплинированность, пьянство, употребление наркотиков и неус­певаемость. В случае успешного окончания училища выпускникам присевается первичное офицерское звание и ученая степень ба­калавр.
   *
   Обучение и воспитание кадет осуществляется по академической (общеобразовательной), военной и физической програм­мам.
   *
   Академическая (общеобразовательная) программа занимает около 70% учебного времени. Она дает основные знания по мате­матике, точным наукам, технике, социальным и гуманитарным дис­циплинам. Кадетам преподают историю, государственное устрой­ство и экономику СССР. В рамках академической программы идет изучение прикладной военной психологии и педагогики.
   *
   Военная программа ставит своей целью формирование у кадет командирских качеств и навыков, ознакомление с основными военными дисциплинами, а также обеспечение мотивации необходимой для военной профессии. На нее отводится до 20% учебного времени.
   *
   На программу физической подготовки приходится 10% учебного времени и ее цель заключается в развитии физичес­кой силы, ловкости, выносливости и соревновательного духа.
   *
   Кроме обязательных курсов в военных училищах США имеются факультативные (выборные) предметы, которые являются обязательными и составляют примерно 30% от обязательных дисциплин. Кадету лишь предоставляется право выбора дисцип­лин из академической и военной программ для факультативного обучения.
   *
   Для обучения кадеты объединяются в небольшие (10-12 чел.) группы по принципу подбора кадет, проявивших способ­ности в данной области знаний. Периодически кадеты переме­щаются из группы в группу. По мнению американских ученых это дает больше возможности для развития кадет.
   *
   Религиозная обработка кадет осуществляется капелланами, а также поддерживается различными обществами, комитетами и ассоциациями. Этой цели служит и "кодекс чести".
   *
   Выпускники училищ видов вооруженных сил США не получают определенной военной специальности. Поэтому сразу после присвоения офицерского звания они обычно проходят дополни­тельную подготовку в школах родов войск и служб и лишь после этого направляются в части.
   *
   В вооруженных силах США принята на вооружение "концеп­ция военного развития", которая предусматривает:
  
   А. Базовое военное развитие, которое осуществляется примерно в течение первых 8-ми лет службы. За это время офицер не менее 2-х раз обучается в военно-учебных заве­дений своего рода войск, служит в воинских частях, штабах или в качестве инструктора одной из школ.
   Б. Промежуточное военное развитие, охватывающее период между девятым и пятнадцатым годами службы, дает возможность офицерам, проявившим себя лояльно и должным профессиональным образом, поступить в военно-учебные заведения вида вооруженных сил или в аспирантуру при гражданском вузе.
   В. Повышенное развитие происходит примерно с шестнад­цатого до двадцать третьего года службы. Через этот этап развития проходит малое количество офицеров. Прошедшие этот этап, могут рассчитывать на получение генеральского звания.
   Г. Заключительный этап развития предполагает обеспече­ние вклада офицеров в развитие военной теории и практики (24-й - 30-й года службы офицера).
  
   *
   На первой (базовой) ступени офицеры получают подготов­ку по узкой военной специальности. В школах родов войск и служб обучение выпускников военных училищ ограничивается развитием у них профессиональных навыков и умений взводных и ротных командиров. Особое внимание уделяется изучению тактики малых подразделений и формированию у слушателей индивидуальных черт военного руководителя.
   *
  
   После нескольких лет службы, перед назначением на новую должность или в целях переподготовки, офицеры направляются на курсы повышения квалификации. Обучение там осуществляется по удлиненной программе, но все еще на уровне простого реше­ния несложных проблемных ситуаций.
   Американские педагоги подчеркивают, что особую значи­мость в содержания этой подготовки приобретает возможность осмыслить накопленный войсковой опыт. По их мнению это в большей степени способствует профессиональному росту офи­церов, прослуживших в войсках 4-5 лет.
   *
   На второй ступени подготовки знания, навыки и умения офицеров оцениваются по результатам письменных экзаменов и полевых испытаний.
  
   Критерии, по которым анализируются кaчества офицеров в ходе подготовки, включают четыре группы:
  
   1. Уровень знаний (военных, общеобразовательных, межличностных отношений, средств и методов управления, специаль­ных).
   2. Способности (к администрированию, коммуникации, контролю, координации и представительству, воспитанию подчиненных, управлению, оценке, руководству, учению, организации, планиро­ванию, решению проблем).
   3. Личные качествам: а)отношение к людям (критичность, справедливость, представительность, воспримчивость, тактич­ность, способность к пониманию); б) деловые качества (често­любие, самоуверенность, решительность, энергичность целе­устремленность, упорство); 3)моральные качества (лояльность, смелость, честность); г)находчивость (приспособляемость, твор­чество, предусмотрительность, новаторство); д) ответственность (надежность, инициативность, зрелость).
   4. Профессиональные качества: ответственность за свои действия, забота о подчиненных, эмоциональная выдержка, устой­чивость взглядов, подчинение своих интересов интересам служ­бы, личное поведение, физическая подготовленность, здоровье.
  
   *
   В целом официальные документы Пентагона требуют от содержания подготовки на второй ступени, чтобы она обеспечи­ла формирование качеств лидера, который был бы способен си­лой идей, характера, духа, усилием воли или администраторских способностей побудить и направить поведение подчиненных на выполнение поставленных задач.
   *
   На промежуточной ступени военного развития основное содержание обучения составляет командно-штабная подготовка, в ходе которой офицеры приобретают знания, навыки и умения ведения комбинированных и объединенных операций.
   *
   Содержание повышенной профессиональной подготовки осуществляется в военных колледжах видов вооруженных сил и учебных заведениях, объединенных в национальный университет обороны.
  
   При этом решаются следующие задачи:
  
   1. Повышать уровень знаний офицеров, обладающих большими полномочиями, для обеспечения ими компетентного руководства на командных постах и в высших инстанциях штабов армии, объединенных штабов, в планирующих органах и на ключевых правительственных постах, ответственных за формирование политики..
   2. Развивать военную мысль, совершенствовать оперативно-тактическое искусство в соответствии с принципами и тенден­циями национальной стратегии, с учетом особенностей междуна­родной обстановки и союзнических взаимоотношений.
   3. Способствовать максимальному развитию интеллек­туальных творческих способностей своих слушателей путем привлечения их к активной научно-исследовательской. работе, нацеливая их на научный поиск в области военной науки и военного искусства.
  
   *
   Весь курс обучения в военных колледжах данного типа разделен на 6 частей разной продолжительности.
  
   В течение первых 1,5 недель слушатели изучают вводный курс, знакомящий их с задачами, программой, методами обуче­ния, а также с условиями жизни и учебы в колледже. В это вре­мя им читаются обзорные лекции.
  
   Вторая фаза длится около 4-х месяцев, за время которых слушатели изучают проблемы национальной и международной бе­зопасности: "положение США в мире", "управление обороной" и "военные ресурсы и планирование".
  
   Третья фаза обучения проводится в течение недели в виде "симпозиума по проблемам внутренней политики и нацио­нальной безопасности".
  
   Четвертая фаза обучения длится 11 недель. Она отводит­ся на изучение дисциплин, которые выбирает слушатель из своих интересов и перспектив будущей деятельности.
  
   Длительность пятой фазы - 10 недель. Это время отводит­ся на выполнение письменных "групповых проектов по совре­менным военным и национальным проблемам безопасности".
  
   Шестая фаза - однонедельная - посвящена "симпозиуму по современным проблемам национальной безопасности".
   *
   Таким образом, на высшей ступени военного образования обучение в значительной степени рассчитано на подготовку офицеров к решению вопросов национальной безопасности и внешней политики. Такой подход, на наш взгляд, позволяет под­готовить высший командный состав, способный со знанием де­ла решать глобальные стратегические вопросы, определять пер­спективы развития вооруженных сил, строить научно обоснован­ные прогнозы.
   *
   Какие методы используются в обучении американских офицеров?
  
   В вооруженных силах США не существует единой методи­ческой системы и, тем не менее, есть ряд методов, которые поль­зуются особым вниманием. Это: объяснительно-лекционный метод; вопросно-ответный или метод дискуссий; ситуативные, игровые методы; методы обучения посредством открытия и решения проб­лем.
   Весьма интересно то, что методические разработки. посвя­щенные характеристике тех или иных методов, имеют следующую структуру: они указывают преимущества метода, его недостатки, содержат рекомендации преподавателям. Покажем это на примерах
   *
   Лекция.
   Ее преимущества: экономичность в передаче инфор­мации; возможность акцентирования внимания на главном; способность охватить любую аудиторию. Недостатки: недостаточная эффективность обучения; слабая активность обучаемых; труд­ность оценки ее результативности. Советы лектору: давать толь­ко необходимую информацию; не тратить время на отвлеченные рассуждения; свободно владеть информацией.
   *
   Вопросно-ответный метод или метод дискуссий.
   Преимущества: дает возможность преподавателю оценить скорость усвоения и объем приобретенных слушателями знаний позво­ляет слушателям в ходе обучения обмениваться теоретически­ми знаниями и практическим опытом; стимулирует интерес к изучению политических и социальных проблем.
   Недостатки: тре­бует высокого педагогического мастерства, значительного вре­мени на подготовку; не всегда дает преподавателю уверенность в достижении требуемых результатов. Советы преподавателю: использовать этот метод только для освоения трудного мате­риала и в небольших группах (с ростом аудитории эффектив­ность этого метода снижается) необходимо быть уверенным, что слушатели обладают достаточным объемом знаний по теме обсуждения; обязательно нужно готовить стимулирующие и направ­ляющие вопросы, технические и другие вспомогательные средства; следует продумывать и готовить заключение дискуссии.
   *
   Американские военные педагоги придают большое значе­ние методам коммуникации, т.е. способам установления тесно­го контакта между преподавателями и слушателями.
  
   В связи с этим им рекомендуется:
  
   - демонстрируйте свое положительное отношение к препо­даваемой дисциплине (когда преподаватель заинтересован предметом, то слушателей обязательно захватывает этот интерес);
   - владейте самообладанием, боязнь трибуны преодолевается хорошей подготовкой к занятию, лучший совет - будьте естествен­ным, расслабьтесь, держите руки свободными;
   - говорите ясно, избегая монотонности, высотой голоса вы­деляйте главные места;
   - используйте юмор;
   - задавайте вопросы (вопросы и ответы на них очень важ­ны для хорошей коммуникации, вопросы будят мысль, заставляют слушателей активнее усваивать материал; вопрос должен иметь конкретную цель, содержать в себе обобщенную мысль).
  
   *
   Существует даже таблица, где указано, что должен де­лать и чего избегать преподаватель в интересах установ­ления необходимой коммуникации:
  

Да

Нет

   Используйте юмор (особен­но когда он направлен на себя).
   Не используйте сарказм, не принижайте своих слушателей, ни индивидуально, ни в соста­ве группы
   Сохраняйте спокойствие. Будьте уверены, вы готови­лись и знаете предмет лучше, чем аудитория.
   Не теряйтесь, если допустили ошибку, вероятно аудитория это­го не заметила. Если заметила, то исправьте ошибку с извине­нием и продолжайте занятие, пошутите над собой.
   Если вы не можете отве­тить на вопрос, скажите, что найдете ответ позже и ответите в ближайшее время.
   Не блефуйте и не важничайте.
   Будьте прямы, искренни, до конца будьте собой.
   Не топчитесь вокруг одного, и того же вопроса.
   Говорите ясно, просто, ис­пользуете личные местоиме­ния "я", "вы", "мы".
   Не используйте сложных слов и выражении, не мямлите, не кричите.
   Будьте дружелюбны и нео­фициальны
   Не теряйте управления аудито­рией, не допускайте панибратст­ва.
   Объясняйте с такой скоро­стью, чтобы слушатели по­нимал я вас
   Не теряйте терпения, если вся группа не поняла вашего объяс­нения, повторите и продемонст­рируйте еще раз, а если не поня­ли несколько человек, задержи­тесь, с ними после занятия или назначьте встречу потом. Не высмеивайте их.
  
   *
   Прагматические рекомендации, как видно из данной таблицы, подсказывает преподавательскому составу военно-учебных заведений США, как следует поступать в типичных ситуациях. Думается, что прагматизм в обучении - сильная сторо­на подготовки офицерского состава армии США.
   *
   Именно этого прагматизма не хватает системе подготов­ки советских офицеров. Недооценка прагматизма вытекает из неверной установки: "нельзя научить офицера действиям на все случаи жизни". Эта установка подкрепляется суждением о том, что офицер, как правило, действует в различных ситуациях, при разных обстоятельствах, да и сам он обладает уникальностью, как в хорошем, так и плохом смысле слова. Раз так, то не стоит тратить силы и средства для прагматического обучения.
  
   *
   Да, действительно, научить как действовать на все случаи жизни не представляется возможным. Но это утверждение вовсе не отрицает того факта, что в деятельности офицерского сос­тава встречаются типичные, повторяющиеся, характерные для ро­да войск, вида службы, характера служебной деятельности, вре­мени года и т.п. ситуации. Такие ситуации называются типич­ными.
  
   Вся задача заключается в том, чтобы из всей совокуп­ности служебных обстоятельств той или иной категории офи­церов отобрать ситуация типичные, точнее, актуально-типичные, классифицировать их, оценить должным образом, проанализировать практику их разрешения, "взвесить" практический опыт на ве­сах науки и разработать научно обоснованные рекомендации по их разрешению.
  
   Именно такие ситуации, на наш взгляд, должны составлять основу того практического обучения, которое в структуре под­готовки слушателей и курсантов следует отвести до 50% учеб­ного времени.
   Пока же теория, преподаваемая курсантам и слушателям в военно-учебных заведениях нуждается в надежных "перевод­чиках" теоретических положений на язык практической дея­тельности конкретных должностных лиц. Обучаемые не всегда в состоянии самостоятельно дойти до ясного и четкого осмыс­ления необходимость той или иной теории. Помочь им в этом гложет прагматическое обучение.
  

Военная школа ФРГ

  
   Выполняя решение правительства об омоложении армии, руководство бундесвера произвело так называемую "смену караула" в западногерманском генерали­тете: в период с 1969 по 1974 гг. из бундесвера было уволе­но 75% всех находившихся на службе генералов и адмиралов.
   *
   Изменения претерпела и система подготовки офицерских кадров. До 1973 года офицеры готовились в соответствии с так называемым "трехступенчатым планом", принятым в 1965 г. Основными ступенями этого плана были войсковая и офицерская школы, военная академия, штабная и командная академия.
   *
   Первая ступень готовила (в сухопутных войсках в тече­ние трех лет) командиров взводов, вторая - командиров подразде­лений, третья - командиров частей, офицеров штабов, преподавате­лей военных дисциплин. При этом последние две ступени были отнесены не к подготовке офицеров, а к повышению их квалифи­кации. Подготовка офицеров по этому плану была сугубо прагма­тически направлена на будущую военно-профессиональную дея­тельность в узкой области и не предусматривала их широкого образования.
   *
   Такая подготовка не отвечала потребностям развития военного дела. В силу этих обстоятельств правительство ФРГ осуществило в начале 70-х годов коренную перестройку сис­темы подготовки и повышения квалификации офицерских кадров бундесвера.
   *
   Суть перестройки состояла в том, чтобы каждому кадрово­му офицеру и офицеру "на время", заключившему контракт на двенадцать лет, дать наряду с военным высшее образование в области педагогики, экономики или техники, а другим катего­риям офицеров подготовку по гражданской специальности, уро­вень которой зависел от срока контракта и имеющегося налицо школьного образования.
   *
   Другой стороной преобразований яви­лось более усиленное изучение в военно-учебных заведениях кандидатами в офицеры всех профилей социально-политических и психолого-педагогических дисциплин в целях формирования офицера, полностью разделяющих взгляды империалистических кругов и способных умело работать с подчиненными.
   *
   С учетом указанного подготовка офицеров в бундесвере
была разделена на две части: военную и специальную, а общий срок подготовки стал зависеть от категории офицера: кадровый, "на время" или военно-специальной службы. Повышение военной квалификации предусматривалось только для кадровых офицеров.
   *
   Для реализации поставленной цели были переформированы или упразднены одни вузы и созданы другие. В результате этих преобразований бундесвер стал располагать примерно 60-ю военно-учебными заведениями. Эта сеть военно-учебных заве­дений включала:
  
   - войсковые школы (по одной в каждом виде вооруженных сил) - для обеспечения военной части подготовки;
   - военные школы центрального подчинения и командная академия - для повышения квалификации офицеров;
   - другие учебные заведения - для повышения общего и спе­циального уровня подготовки офицеров.
  
   Возможности сети военно-учебных заведений на практике реализуются в моделях подготовки офицеров разных категорий.
  
   Ход подготовки офицера (на примере сухопутных войск) представлен следующим образом:
  
   1. Общевойсковая подготовка солдата (3 месяца) в учебном подразделении с целью подготовки солдата, способного вести бой в составе малых групп. Она завершается инспекторской проверкой.
   2. Специальная общевойсковая подготовка (3 месяца) - проходит в строевом подразделении своего рода войск или оружия и имеет целью первичную специализацию по профилю даль­нейшего обучения.
   3. Учебный курс кандидата в офицеры (9 месяцев). Он осу­ществляется в войсковой школе рода войск. Во время этого курса кандидаты в офицеры проходят подготовку одиночного бойца и подготовку водителя автомобиля. Цель обучения - подготовка командира взвода. Учебный курс завершается офицерским экзаменом, после которого кандидату в офицеры присваивается звание "фенрих". Первичное офицерское звание "лейтенант" присваивается при сданном офицерском экзамене на 21-ом ме­сяце со дня приказа о зачислении кандидатом в офицеры.
   4. Учеба в высшей школе бундесвера предусмотрена для кадровых офицеров и офицеров "на время" с контрактом 12 лет. Высшая школа бундесвера имеет статус университета и дает офицерам высшее образование в области педагогики, эко­номики и техники. Выпускникам высшей школы присваивается звание "дипломированный педагог", "дипломированный инженер", "дипломированный экономист". Образование, полученной в высшей школе бундесвера, дает возможность офицеру работать над докторской диссертацией. Преподавание в школе ведут в основном гражданские профессора и доценты.
   5. Офицерский учебный курс (4, 5 месяца) - в Офицерской школе сухопутных войск в Ганновере. Основными целями офицер­ского курса являются: овладение принципами "внутреннего ру­ководства" и умениями применения их в своей деятельности в качестве руководителя подразделения приобретение знаний и сформирование умений применять в. руководстве людьми необходи­мые правовые нормы, особенно при использовании дисциплинарной власти; овладение знаниями принципов управления и взаимодейст­вия в бою, основными положениями методики обучения и т.п.
   6. Офицерский учебный курс (4,5 месяца) - в войсковой шко­ле по роду войск или оружия. Основными учебными целями этого курса являются: овладение принципами управления и боевого применения своего рода войск; вооружение знанием организации, принципов управления и ведения боя идентичного рода войск армий стран Варшавского договора; развитие способности ко­мандовать подразделением в бою, умений планировать, органи­зовывать и осуществлять боевую подготовку своего подразде­ления, воспитывать подчиненных и др.
  
   *
   В своем развитии система подготовки офицерских кадров бундесвера опирается на определенную теоретическую базу. Наиболее характерными взглядами на теорию и"практику подго­товки офицеров являются: традиционное и реалистическое.
   *
   Традиционное направление занимало ведущее место в самом начале становлений бундесвера. В это время основное внимание уделялось формированию характера и воспитанию воли офицеров, развитию их умственных, физических и психических сил на рели­гиозно-этической основе.
   *
   С 60-х годов превалирующее влияние на теорию и практику подготовки офицеров стало занимать реалистическое направле­ние. Сторонники этого направления требуют осуществлять под­готовку офицеров на основе принципа рационализма: педагоги­ческие цели достигать по возможности малыми средствами и подчинять подготовку системе оружия и служебной функции. Реалистическое направление включает и другой принцип - принцип прагматизма - признание истинным того, что в данной ситуации имеет практическую полезность.
  
   Это направление выражено в образовательной концепции, которая рассматривает процесс под­готовки офицеров как "изучение специальности, направляемое педагогически и социологически".
  
   *
   Наиболее активными методами подготовки офицерских кад­ров бундесвера в военно-учебных заведениях являются: доклад /лекция/, разыгрывание ролей (ролевые игры), беседы (семинары), дискуссии, групповая работа, метод проектов, демонстрация, практические упражнения и самостоятельная работа.
   *
   Военные педагоги ФРГ пришли к выводу о необходимости перехода в офицерской подготовке от "авторитарных" методов к "партнерским", основанным на взаимном сотрудничестве и соу­частии преподавателей и будущих офицеров. Применяя эти мето­ды, преподаватели должны выступать на занятии как организаторы и дирижеры, дающие направление и стимулы для творческого мышления и побуждающие к дискуссии и организующие весь ансамбль.
   *
   Широкое распространение получила методическая концеп­ция малых учебных групп, которая предусматривает обучение в малых (5-7 человек) группах с усиленным использованием технических средств.
   *
   Созданная система подготовки офицерских кадров бундес­вера позволяет достичь высокого уровня образования офицеров:
  
   - Общая военная подготовка фактически обеспечивает го­товность кандидата в офицеры еще до окончания этой подготов­ки к исполнению обязанностей командира взвода. Служба в вой­сках в качестве рядового в дальнейшем помогает офицеру эф­фективнее руководить подчиненными ("Кто стоит перед строем и отдает приказания, лучше понимает мысли и чувства солдат лишь в том случае, если сам в свое время стоял в строю").
   - Учеба в высшей школе бундесвера дает возможность повы­сить теоретический уровень офицерских кадров, усилить воспи­тательное влияние на них, провести целенаправленную специа­лизацию.
  
   *
   Обучение офицерских кадров всецело опирается на знание традиций германского воинства, культивирование идей о роли и месте вооруженных сил в жизни общества.
   *
   Большое значение, как показывают исследования, придается опоре на так называемые "типично-немецкие качества".
   Опрос 1.000 студентов ФРГ и Западного Берлина "О типично-немецких качествах" представляет следующую картину:
  
   Типично-немецкие качества, названные студентами
   Ответы студентов ФРГ (%)
   Ответы студентов Зап. Берлина (%)
   Основательность, точность

71

62

   Доверчивость к начальству

61

72

   Усердность, прилежание, старательность

58

49

   Разумность, изобретательность

49

31

   Отсутствие полит. инстинкта

48

55

   Упорство, выносливость, терпеливость

41

33

   Надежность, верность

40

32

   Чванливость, спесивость

31

40

   Мужество, смелость, храбрость, неустрашимость

30

12

   Бережливость, экономность

28

24

   Самоуверенность, надменность

27

18

   Сомнительность

26

34

   Заносчивость, много о себе воображения

25

35

   Национализм

25

31

   Милитаризм

25

22

  
   *
   Как убедительно свидетельствует история, самопереоцен­ка немцами своих качеств в конечном счете оказалась опас­ной для других народов. Образно и с иронией об этом пишет С. Хаффер:
  
   "Немцы, как тогда, так и сегодня, изображающие себя на рисунках этакими добродушными Михелями в ночном колпаке, имели (и имеют) склонность полагать, что они слишком хороши для этого дурно устроенного мира".
  
  
  
   *
   Другими словами, в системе подготовки офицерских кадров бундесвера, на наш взгляд, существовали немало позитивного.
  
   К позитивным моментам можно отнести:
  
   - решительность в принятии решения об омоложении офицер­ского корпуса;
   - конструктивность работы по перестройке системы военно-учебных заведений и практики подготовки офицеров в них;
   - достаточная гибкость в системе военно-учебных заведе­ний и практике повышения квалификации;
   - реалистически-прагматический подход в подготовке офи­церского корпуса;
   - наличие базовой (солдатской) подготовки у всех канди­датов в офицеры;
   - серьезное внимание к вопросам психолого-педагогической подготовки офицерских кадров;
   - высокий статус высшей школы бундесвера, дающий офицерам возможность на получение самой высшей квалификации и др.
  
   *
   Наше внимание к позитивным сторонам подготовки офицеров бундесвера, конечно, не сбрасывает со счетов факта агрессивной направленности этой подготовки, ее антисоветского характера. Все это было и есть в подготовке офицеров бундесвера. Наша задача заключалась в том, чтобы изучить те позитивные аспекты, которые так или иначе позитивно влияют на совершенствование процесса подготовки офицерского корпуса.
   *
   Таким образом, рассмотрев факторы, сопровождавшие процесс подготовки советских офицеров в 1964-1984 годы, мы вправе заключить, что в эти годы произошло движение вперед в совершенствовании этой подготовки. В то же время процесс мог бы развиваться динамичнее, если бы вовремя были приняты необхо­димые меры по перестройки как системы военно-учебных заве­дений СССР, так и практики подготовки офицерских кадров в них. Этого, к сожалению, не произошло, прежде всего, потому, что для этого не созрели и объективные условия, и субъективные предпосылки.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Еелашенко Т.К., Завьялов В.Я., 3агородний И.С. Кому служит офицерский корпус США. - М.: Воениздат, 1966; Волков Н.В. Идеологическая обработка личного состава бундесвера: Дис.... канд. фил. наук. - М., 1982; Волков Н.В. Идеологическая подготовка западногерманского народа к реваншистской войне: Дис.... докт. фил. наук. - М., 1981; Глазунов Н.К. Создание и развитие вооруженных сил ФРГ: Дис. канд. ист. наук. - М., 1971; Климов И.А. Социальная сущность бундесвера как составной части полити­ческой надстройки ФРГ: Дис.... канд. фил. наук. - М., 1971; Ладанов И.Д. Современная буржуазная военная педагогика: Дис.... докт. пед. наук. - М., 1972; Луганский Н. И. Влияние национально-психологических особенностей населения ФРГ на морально-боевые качества личного состава бундесвера: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1968; Феденко Н.Ф. Современная буржуазная военная психология: Дис.... докт. психол. наук. - Л., 1969; Фисенко П.И. Система подготовки офицерских кадров бундесвера в военно-учебных заведениях Федеративной Республики Герма­нии: Дис.... канд. пед. наук. - М.; 1977; Ладанов И.Д., Чумичев Н.Г. Критика педагогических: аспектов подготовки офицеров вооруженных сил США (Воен.-полит. акад. им. В. И. Ленина. - М.: ВПА, 1980; Ладанов И. Д. Современная буржуазная военная педа­гогика на службе империализма (Воен.-полит. акад. им. В.И. Ле­нина. - М.: ВПА, 1972 и др.
   См.:. Гаврилович В. Психологическая подготовка личного состава империалистических государств // 3арубежное военное обозрение. - 1986. - N10. - С. 15-18.
   См.: Скрылъник И. Расовые проблемы в вооруженных силах США // Зарубежное военное обозрение. - 1985. - N10. - С.13-16.
   Чумичев Н.Г. Критический анализ системы подготовки офи­церского состава вооруженных сил США: Дис.... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1980. - С. 65-66.
   Там же. - С. 67-68.
   Там же. - С. 73-74.
   Там же. - С. 140-142.
   Там же. - С. 86-87.
   Там же. - С. 148-149.
   Там же. - С.153.
   Там же. - С. 154-155.
   Там же. - С. 162-164 2.
   Там же. - С. 172-173.
   Там же. - С. 174
   См.: Фисенко П. И. Современные взгляды военно-политического руководства ФРГ на подготовку офицерских кадров бундесвера: Уч. пособие (Воен. акад. им. М.В. Фрунзе. - М., 1979. - С.10.
   Там же. - С.12-14.
   Там же. - С.14.
   Там же.
   Там же. - С. 25-29.
   Там же. - С. 33-35.
   См.: Луганский Н.И. Влияние национально-психологических особенностей населения ФРГ на морально-боевые качества личного состава бундесвера: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: ВПА, 1968. - С.167-168.
   Там же. - С.169.
  
   ...

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

  
  
   1964 год
  
   20 июля - ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление "О мерах дальнейшего улучшения подготовки молодежи допризывного и призывного возрастов к службе в Вооруженных Силах".
  
   1965 год
  
   26 марта - СМ СССР принял решение об учреждении премии имени М. В. Фрунзе за выдающиеся военно-научные труды
  
   1966 год
  
   27 августа - ЦК КПСС принял постановление "Об организации института военной истории"
  
   Сентябрь - Приказом МО СССР в ВПА им. В. И. Ленина созданы курсы повышения квалификации преподавателей общественных наук
   1966 - Из числа выпускников разных военных училищ отобрана группа молодых офицеров для проведения партийно-политической работы в войсках
   1966 - В военные академии стали поступать офицеры с высшим образованием
  
   1967 год
  
   21 января - ЦК КПСС принял - постановление "О мерах по улучшению партийно-политической работы с Советской Армии и Военно-морском Флоте"
   14 августа - ЦК КПСС принял постановление "О мерах по даль­нейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве"
   12 октября - Сессия Верховного Совета СССР приняла "Закон СССР о Всеобщей воинской обязанности"
   1967 - Принято решение о создании сети высших военно-политических училищ.
   1967 - В военно-учебных заведениях произошла реоргани­зация партийных органов: вместо парткомов обра­зованы политические отделы, введены должности заместителей начальников факультетов по политической частя
  
  
   1968 год
  
   Июнь - При ВПА им. В. И. Ленина начали действовать Курсы переподготовки и усовершенствования руководя­щего политсостава Вооруженных Сил.
   8 июля - В Кремле произведен прием в честь выпускников военных академий.
   18 сентября - В ВПА им. В. И. Ленина создана научно-исследова­тельская лаборатория исследования учебного процесса и научной организации труда
   1968 - Утверждены "Организационно-методические указания о преподавании общественных наук в военно-учебных заведениях Вооруженных Сил Союза ССР"
  
   1969 год
  
   30 июля - В ВПА им. В. И. Ленина создан отдел военно-полити­ческой информации.
   Ноябрь - МО СССР провело Всеармейское совещание молодых офицеров.
  
   1971 год
  
   Октябрь - В Штабе Объединенных Вооруженных Сил (Варшавский договор) состоялась научно-практическая конференция по вопросу исторического значения мировой социалистической системы и необходи­мости ее защиты
   Октябрь - В Москве прошло совещание идеологических работников Вооруженных Сил СССР
   1971 - Введено в действие "Положение о высших военно-учебных заведениях МО СССР"
   1971 - Первый выпуск офицеров из высших военно-поли­тических училищ
  
   1972 год
  
   Март - В Москве состоялось Всеармейское совещание руководящего состава военно-учебных заведе­ний
   18 июля - ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление "О ме­рах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране"
   18 сентября - МО СССР издал приказ с задачей провести в те­чение 1972 - 1975 гг. работу по совершенствова­нию учебных планов и программ в военно-учебных заведениях
  
   1973 год
  
   Март - В Москве проведено Всеармейское совещание
секретарей партийных организаций
  
  
   1974 год
  
   13 марта - Состоялось Всеармейское совещание комсомоль­ских работников СА и ВМФ
   5 июня - ЦК КПСС принял постановление "О работе в МВТУ им. Н. Э. Баумана и Саратовском ГУ им. Н. Г. Черны­шевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук"
   28 августа - ЦК КПСС принял постановление "О работе по под­бору и воспитанию идеологических кадров в пар­тийной организации Белоруссии"
   1974 - В военных академиях начались занятия по новым учебным планам и программам. Осуществлен пере­ход на новые сроки обучения
  
   1975 год
   Январь - Состоялось Всеармейское совещание идеологичес­ких работников СА и ВМФ
   Май - Проведено Всеармейское совещание отличников боевой и политической подготовки.
   30 июня - Президиум Верховного Совета СССР утвердил
новые общевоинские уставы.
  
   1976 год
  
   28 апреля - "Красная звезда" вводит новую рубрику "Станов­ление командира"
   Апрель - Бюро Главного политического управления СА и ВМФ заслушивает доклад начальника политичес­кого отдела ВВА им. Ю. А. Гагарина
   7 июля - В Москве проходила научно-практическая конференция руководящих работников политорганов армии и флота
   8 августа - "Красная звезда" начинает дискуссию о культуре офицера (заключительная статья - 2 ноября 1976 г.)
   1976 - Главное политическое управление СА и ВМФ утвердило "Организационно-методические указания о преподавании общественных наук в военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР"
  
   1977 год
  
   23 марта - В Москве проходило совещание руководящего сос­тава Советских Вооруженных Сил
  
   1978 год
  
   5 мая - В Москве прошла научная конференция руководяще­го состава армии и флота, профессорско-препода­вательского состава по книгам Л. И. Брежнева "Ма­лая земля" и "Возрождение".
   12 декабря - "Красная звезда" ввела новую рубрику: "Лейтенан­ты: первый год службы"
   1977 - Введены новые условия приема в военные академии.
  
   1979 год
  
   29 июня - ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качест­ва подготовки специалистов"
   17 ноября - Подведение итогов дискуссии на страницах "Крас­ной звезды" о единстве слова и дела офицера.
   29 декабря - Ввод советских войск в Афганистан.
  
  
   1980 год
  
   Июнь - В Москве состоялось Всеармейское совещание
руководящего командно-политического состава армии и флота
   Октябрь - В Москве состоялось совещание идеологических работников
   1980 - В военно-учебных заведениях предприняты ряд мер по улучшению подготовки слушателей и кур­сантов в связи с боевыми действиями в Афганис­тане
  
   1981 год
  
   Март - В Москве проведено совещание идеологических работников армии и флота.
   12-14 октября - Проходило Всеармейское совещание начальников кафедр общественных наук военно-учебных заведений
   1981 - В военных академиях начались занятия по новым учебным планам и программам
  
   1982 год
  
   23 января - "Красная звезда" начала дискуссию о месте и роли офицеров в укреплении воинской дисцип­лины (итоговая статья - 22 мая 1982 г.)
   12 мая - В Москве состоялось Всеармейское совещание секретарей первичных партийных организаций
   Сентябрь - Проведено совещание по вопросам работы военно-учебных заведений
   Октябрь - В Москве проведено совещание идеологических работников армии и флота
  
   1983 год
  
   6 июля - Главное политическое управление СА и ВМФ утвер­дило "Организационно-методические указания о преподавании общественных наук в высших военно-учебных заведениях МО СССР"
   14 декабря - В Министерстве обороны состоялась встреча с ветеранами Вооруженных Сил
   19-20 декабря - В Москве состоялось совещание идеологических работников армии и флота
   30 декабря - Опубликовано постановление Верховного Совета СССР "О международном положении и внешней политике Советского государства".
  
  
   ...
  
   Из моих "Мемуаров":
  
   Мои университеты. Ч.1   29k   "Фрагмент" Мемуары
   Знание - сила, образованность - благо.
  
   ВПА как училище соц. типа - Кромвель как первый строитель армии по парт. Принципу - Всегда была потребность поддерживать дух войск - Религия как средство в Русской Армии - Компартий и комиссары - Политика как средство управления массами - Геббельс и его управление пропаганды - Три этапа идеологической подготовки 2-ой мировой - Общественные и гос. Организации гитлеровцев - Рушение ставки советского правительства на классовую солидарность - Мудрые стараются просветить, глупые правители - затуманить сознание масс - История ВПА - от Толмачевского ин-та - 7 факультетов ВПА - Престижность ВПА, кто там из известных учился - Особенность общевойскового факультета - Мытарства у Банного переулка - Проблема жилья - Жил. Фонд ВПА - Общежитие на Б. Пироговской - Исторические места (Новодевичий монастырь, кладбище и т.п.) - Доблестные мужи не должны лежать вместе с губителями и разрушителями России (Ельцин) - История строительства общежития (А.М. Горький) - Пришлось искать пристанище - В Химках - "Уплотняем время" - Чтение как попутное занятие - Что я читал в то время - Начинаю глубоко изучать историю - Другие время не уплотняли - Партийная формалистика
  
  
   Академия - не богадельня, а чистилище   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть четвертая.
  
   Не стоит тратить средства на бездельников - Военное образование - удел избранных - Мы - разные, а потому по-разному должны учиться - Нет элиты по социальной принадлежности (Ломоносов) - Слушатель - не курсант - Гуманизм - довести до уровня возможного - Военная академия должна стать чистилищем - Пять типов личностей = Пример дифференциации слушателей в русской АГШ - Как причислялись к ГШ - Надо ранжировать слушателей - Как Чапаев учился в академии - Нужна политическая воля
  
   Капитан сверхсрочной службы   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Наука требует жертв
  
   Науку у нас не ценят - Наука прошла долгий путь - Ключевский - она ценилась в связи с церковью - Кодекс сведений, который нужен был русскому (строения душевное, мирское, домовое) - Тревожность церкви - Летописи не восполняли исторического знания - Книга Онисима Михайлова - Устав ратных...- Петр и Екатерина - как исключение - Военный сборник 1858 г. - "Офицера до получения роты... - Наука и практика не влияли друг на друга - Бэкон о необходимости опоры на разум - Три источника знания: авторитет, разум, опыт - Четыре помехи на пути истины - Все ли то, что называется наукой, является таковым? - Древо науки (без корней и мощного ствола) - Нет фундаментальных исследований - Монополисты кафедральные и прочие - Неверные приоритеты в военно-учебных заведениях - Клюжев об этом - Какими должны быть приоритеты военно-учебного заведения: наука, воспитание и обучение, распространение научных знаний в войсках - Наука и учебный предмет - Учебный предмет - часть науки - Надо научиться отбирать эту часть (выводное знание) - Знание должно быть полезным и жизненно важным - Платон о науке для свободной личности - Монтень - как правильно обучать - Адъюнкт "первого года службы" - Припахивание на кафедре - Лекция Миловидова - Как можно жить на старом багаже? - Кафедральные "вожди" и нравы того времени - Засидевшиеся на местах нач-ки - Как они тормозили процесс - "Бунт" на корабле - Отказываюсь работать на "дядю" - Двое коллег не поддержали меня - Их надежды не оправдались - Прощай, Пироговка? - Получаем квартиру в Кузьминках - Хрущевки - Прибавление в семействе. Андрей - Рождение сына - Райские времена - Холода зимы 78-79 гг. - Капитан "сверхсрочной службы" получает майорское звание - Почему я отходил два срока? - Инициатива Девицкого - Благоденствие Барабанщикова - Мой "неблагодарность" - Об обязанностях начальника в отношении подчиненного - Реакция на мою неблагодарность - высылка из Москвы
  
   Моя казахская эпопея   35k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
  
   В далекую Алма-Ату - Место бунтарям - подальше - Кадровики ГЛАВПУра предлагаю должность зам. н-ка
   Рассуждения о союзных республиках - Вместо благодарности русским - неприязнь и вражда - Благородная России и неблагодарные потомки спасенных ею. Грузия - Стремление Грузии под крыло России - Обращение к русскому императору - Посылка русских войск - Встреча в Тифлисе - Миссия освободительная, миссионерская, просветительная, цивилизационная, а не захватническая и поработительная - Притча о Сталине - Берия, нет ли у нас свободной земли в Сибири? - Мутят народ верхи, элита - Простым людям делить нечего - Народы втягивают в конфликты подлецы - "Извините, но я не готов быть начальником" - Мой отказ быть начальником не принимается - Карцов о необходимости быть готовым к принятию должности - Омоложение кадров как система - Как служебный рост опережал рост нравственных и деловых качеств - Ком. Полка через 10 лет офицерской службы? - Здравствуй, Казахстан, привет тебе, Алма-Ата! - История Алма-Аты (Верного) - Роль русских - Значение Семиреченского казачьего войска - Сейсмоопасность - Алма-Ата, Орбиты, Медео..
  
   Помни войну!   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть восьмая
  
   Правдивая история - это лекарство от недугов беспечности - Историческая память необходима для того, чтобы не повторять ошибок прошлого - "Не забывайте монархии греческой" - Завет Петра Великого - Поражение под Нарвой - горький, но необходимый урок - Петр об этом - Уроки Древней Греции - У нас в традиции - забывать горькие уроки - Плацпарад вместо боевой учебы - Как "развели" Александра Веллингтон и Меттерних в 1815 г. - Почему Александр боялся боевого солдата и офицера? - Почему после войны гасят энергию масс? - Почему никто не выступает с покаянием, если допустил промах и положил на поле брани много людей? - Пора эту традицию ломать
  
   Калининградское инженерное   30k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
  
   Привет тебе, город Канта! - Калининград, его история - Тевтоны как основатели - Замки и форты, история - В годы ВОВ. Геббельс - Кант, его обращение к Елизавете - Петр, Кутузов в Кенигсберге - Мысли Канта - Мост через Преголи, история - Немецкое "наследие" училища - База бытовая, особенности домов, помещений, дорог - КВИУИВ. Первая встреча с Жигайло - Столкновение в коридоре - Условности и ритуалы - Жигайло как сухой начальник - "Кто вас сюда рекомендовал?" - Мой ответ - Начинаем осваиваться на новом месте
  
   Пристанище пороков   16k   "Фрагмент" Мемуары
   О вреде полновластия
  
   Полновластие делает явными глубоко скрытые пороки (Плутарх) - Девятиметровка - Снова в общежитии на Б. Пироговской. - Нехватка жизненного пространства - Вновь в положении "салаги" - На должности простого преподавателя после заведования кафедрой - Попытка поставить в ранг начинающего преподавателя - Приказано укротить... - Удушение учебной нагрузкой и посылкой в Кубинку - Сложность преподавания заочникам - Нехватка объективной научной и учебной информации - Утомительная дорога в Кубинку - Вновь бунтуем. - Конфликт с Барабанщиковым - О вреде полновластия в педагогическом коллективе - Командирство в педагогике давно пустило свои корни (германцы со своей "саганской системой") - Единоначалие - не полновластие - Почему стремятся стать полноправными хозяевами? - Недоверие в подчиненным - Переоценка себя - Желание подольше командовать и извлекать для себя пользу в ущерб общему делу - Вред сковывания инициативы и творчества людей - Как Фридрих II подвел свою армию к Йенской катастрофе? - Фридрих не так уж велик, как его представляют историки - Муштра и обезличение убили армию - Наполеон повторил ошибки Фридриха - В педагогике командирство пагубно многократно - Стиль старшего передается педагогов, а от них дурной порядок множится в подчиненных - Резюме - Осознаем вред единовластия - Изгоним командирство и солдафонство из педагогики - Дадим курсантам и слушателям достоянные образцы - Почитаем для этого историю
  
   ...
  
   См. фото из моей жизни:
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023