ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
6 - Офицеры в военной печати 20-40 гг. 20 века

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  
  
  
  

6 - Офицеры в военной печати 20-40 гг. 20 века

  
  -- А. Абрамов. Внутрипартийная демократия в в.-у.з. (Военный вестник. - 1924. - N1. - С.50-51.)
  -- В. Левичев. Еще раз о краскормах (Военный вестник. - 1924. - N2. - С.14-16.)
  -- Баратов. Вопросы быта в военной школе (по поводу одной анкеты) (Военный вестник. - 1924. - N2. - С. 33-34.)
  -- А. Иванов. Военно-политическая академия имени Толмачева (Военный вестник. - 1927. - N26. - С. 39-43)
  -- О военизации политсостава (по статьям, поступившим в редакцию) (Военный вестник. - 1927. - N26. - С. 54-55.)
  -- (Военный вестник. - 1936. - N1. - С. 34-36.)
  
  
  
  

А. Абрамов

Внутрипартийная демократия в.-у.з

  
   На собраниях, посвященных дискус­сии по внутрипартийному состоянию, подчеркивается, что в Красной армии и вуз внутрипартийная демократия не может быть применена так широко, как в гражданских организациях. Это, ко­нечно, правильно. Необходима известная осторожность при распространении ре­шений ЦК РКП и ЦКК на Красную армию.
   Еще в январе 1921 г. конференция московских вуз положила начало демо­кратизации политработы вуз, переходя к новому курсу. Благодаря передышке, создались более благоприятные условия для вовлечения в строительство масс и увеличения роли и значения их органи­заций. В этом отношении работникам вуз небезинтересно было бы пересмотреть резолюцию этой конференции, помещен­ную в N 2 - 3 "Военного Знания" 1921 г. и приказе главначвуз'а N 9 за 1921 г. Наиболее важными мероприятиями, ею намеченными, были:
  
   а) установление теснейшей связи между комиссарами вуз и бюро ячейки и совместного их руководства политработой;
   б) совместные школьные совещания различных курсантских организаций и должностных лиц;
   в) информационные доклады администрации на общих и партийных собра­ниях;
   г) усиление представительства кур­сантов в органах учебной части (педком и предметные комиссии);
   д) открытые собрания бюро ячейки и ячейки.
  
   Августовский съезд (1921 года) ко­миссаров окрувуз'ов сделал еще шаг вперед в отношении демократизации партполитпросветработы вуз. Составлен­ная тогда инструкция ячейкам РКП вуз, кроме вышеуказанных положений, говорит также о том, что на заседаниях бюро и ячеек могут обсуждаться вопросы учебной и хозяйственной жизни вуз, - правда, по соглашению бюро с комис­саром. Bee эти формы усиления курсант­ской самодеятельности и установления связи, и спайки между всеми частями вуз'овского организма были подтвержде­ны и подчеркнуты окружными конфе­ренциями и сентябрьским съездом (1922 года) работников вуз. Неоднократ­но в материалах Погувуз'а также ука­зывалось на важность действительного проведения их в жизнь.
   Как проводились в жизнь эти "воль­ности"? Имели ли они какое-нибудь значение в жизни вуз? На оба вопроса надо ответить, что не везде одинаково. Что являлось причиной недостаточного проведения в жизнь мероприятий, ко­торые должны были вовлечь курсантов, в первую очередь ячейку, в строитель­ство военно-учебного дела и спаять руководящий состав, ячейку и беспартий­ную массу? Надо признать, что недоста­точная демократизация партполитработы в некоторых вуз может быть объяснена не только такими причинами, как пережи­ток военного коммунизма и влияние бю­рократического военного аппарата вуз. Пишущему эти строки приходилось нередко встречать комиссаров в период 1921 - 23 гг., которые не только не прово­дили полностью указанных выше меро­приятий, но даже не осознали, как сле­дует, всей их важности. А некоторые по­литработники вуз при приеме их в ВПШ в 1923 г. заявили в беседе по политпросветработе, что на собраниях ячеек учеб­ные и хозяйственные вопросы обсуждать­ся не могут. Есть, следовательно, и такие политработники, которые недостаточно уясняют себе сущность и значение уча­стия курсантов в военно-учебной работе.
   Ясно, что у таких комиссаров, а также у тех, которые недостаточно осознали значение перехода к новому курсу не могло быть правильных отно­шений с ячейкой и курсантской массой, они, безусловно, подавляли основные стремления ячейки к самодеятельности, к участию в военно-учебном строитель­стве. Положение усугублялось влиянием военного аппарата, основанного на прин­ципе авторитарности.
   Хотя принципы внутрипартийной де­мократии в Красной армии и вуз под­лежат некоторым ограничениям, в силу особенностей военного строительства, все же в настоящий момент совершенно необходимо изжить те ненормальности и отклонения от правильной линии, кото­рые являлись пережитками даже в 22 - 23 гг. и тщательно пересмотреть, в связи и с точки зрения нового обще­партийного курса, ограничения, суще­ствовавшие до настоящего времени.
   Нет сомнения, что укрепление поло­жения СССР и духовный рост курсант­ских масс (в частности, переход к ком­плектованию вуз на принципе доброволь­чества) дают возможность и требуют перехода к новому курсу также и в Красной армии. Необходимо не только выровнять линию, но и углубить демокра­тизацию парт политработы вуз.
   Необходимо наметить ряд мероприя­тий, которые укрепили, оживили бы ячейки вуз и еще более способствовали бы развитию у курсантов творческой самодеятельности и инициативы, столь необходимых коммунистам-командирам. На мой взгляд, необходимо:
  
   1) Подтвердить, что руководство партполитпросветработой вуз должно осуще­ствляться комиссаром и бюро ячейки совместно.
   2) Политаппарату вуз следить за тем, чтобы военная дисциплина не переносилась на почву партийной работы.
   3) Ставить на курсантских собраниях, - партийных и общих, - обсуждение планов учебной и политической работы и итогов их проведения; организовывать более систематически, примерно - каж­дый месяц-два, общешкольные и по клас­сам курсантские конференции по вопро­сам учебной и политической работы.
  
   Усилить участие курсантов в педкоме и предметных комиссиях.
   Ставить систематически на курсантских собраниях отчетные доклады администрации (комиссара, начальника, начучеба, хозяйственников) по различ­ным вопросам школьной жизни; однако, вмешательство в административное упра­вление не должно быть допущено, т.-е. в жизнь могут проводиться те решения по этим вопросам, которые не противоречат существующим указаниям высших органов.
   Считать необходимым тесную связь и спайку между работниками вуз-ком­мунистами снизу до верху в целях уси­ления коммунистического влияния в военно-учебном строительстве.
   В интересах создания более здоровой атмосферы в вуз и более благоприятных условий для военного и поли­тического воспитания курсантов про­вести максимальное освежение командного и преподавательского состава, за­меняя косные элементы краскомами и красными педагогами.
   Ввести там, где это целесообразно, ротные ячейки в целях создания более благоприятных условий для вовлечения в партработу коммунистов и "охвата"
беспартийных.
   9) Стремиться к тому, чтобы секретари ячеек вуз не превращались в постоянных секретарей, а возвращались к "станку", т.-е. к своим военно-учебным занятиям.
   10) Обращать и в дальнейшем сугу­бое внимание на предостережение про­тив сужения кругозора ячеек вуз, интен­сифицировать и углубить работу по ли­нии комсвязи, прилагая усилия к тому, чтобы военная школа не замкнулась в своих стенах и была бы немаловажной силой на идейном фронте.
   Пересмотреть распределение рабочего дня курсанта в направлений раз­грузки его и предоставления возможности пополнения знаний.
   Усилить освещение жизни вуз на страницах военной и партийно-советской печати.
   Размер журнальной статьи не позво­ляет развить и обосновать эти предло­жения. Они являются первым наброском и, безусловно, должны быть дополнены на, основании решений ячеек вуз.
  
  
  

В. Левичев

Еще о краскомах

  
   Статьи т. т. Антонова-Овсеенко, Н. Муралова, Н. Петина в N 41-42 "Воен­ного Вестника" в нашей школе, уком­плектованной исключительно краскомами, вызвали чрезвычайно живой обмен мнений.
   Было указано очень много всевоз­можных причин "нездоровых" явлений, приведен ряд ярких примеров, характе­ризующих остроту "краскомовского воп­роса" (при этом николько не затушевы­вались и свои недостатки). Много из выска­занного заслуживает того, чтобы на стра­ницах нашей военной печати быть под­вергнутым специальному обсуждению; в настоящей же статье мы коснемся двух главных вопросов, которые особенно яр­ко выделились на нашем обсуждении.
   1) Кадровый комсостав и краскомы. В период гражданской войны, - а на окраинах, в связи с борьбой с бандитизмом, и в последующие годы, - качество среднего командира определя­лось, главным образом, его революционной преданностью, уменьем увлечь за собою массу личной храбростью, и поэтому и бывшие офицеры и краскомы с 6 - 8 месячной подготовкой оценивались под этим углом зрения и сплошь и рядом занимали одинаковое место.
   О переходом на мирное положение, на учебу, положение резко изменилось. Не только краскомы на средних и низ­ших должностях, но и старший, рево­люционной формации, комсостав, оказа­лись малоподготовленными для органи­зации учебы. Как следствие, появился большой спрос на старых офицеров.
   Беспощадное сокращение всякого рода тыловых частей и учреждений, происходившее как раз в этот период, выбросило на улицу большое количе­ство занятого в них комсостава, почти исключительно состоявшего из бывших офицеров, каковой и стал наполнять войсковые части.
   Конечно, использовать квалифици­рованный комсостав для подготовки вооруженных сил необходимо, но, во-первых, в меру необходимости и, во-вторых, в зависимости от дей­ствительной настоящей его квалификации, а не писан­ной.
   Между тем, у нас это вылилось в нездоровый уклон, в явное предпочтение комсостава старой школы. Если в послужном списке значится отметка об окончании военного училища (нередко обращается внимание даже на чин и год окончания, давая предпочтение старшинству) или даже школы прапор­щиков, то этим самым, якобы, решается вопрос о "квалификации", - независимо от того, что данное лицо в империали­стическую войну подвизалось на "пози­циях" не ближе этапного коменданта, а в гражданскую войну - во всевобуче или, в лучшем случае, в карроте увоенкомата и участвовало на гражданском "фронте" по охране ссыпного пункта.
   И такого "командира" назначают самое меньшее комвзводом, а краскома, как "произведение несовершенной шко­лы", за неимением вакансий, заставляют во второй и третий раз "стажироваться" на должности отделькома, помкомвзвода.
   Эти явления - не единичные, а мас­совые, - и не только в армейских частях, но и в частях Гувуз'а, где краскомы нередко уступают место бывшему офицеру с трехгодичным стажем работы во Всевобуче и с теоретическим багажом в объеме старых уставов.
   Прежде всего, нужно категори­чески отказаться от самоуни­жения, чем по существу являются утверждения, что наша школа по срав­нению со старой несовершенна. По по­становке учебного дела, по методам работы мы, несомненно, превосходим старые военные училища в несколько раз, - таково мнение и многих видных работников старых военно-учебных за­ведений.
   Во-вторых, диплом - марка очень не­совершенная. При более или менее тща­тельной проверке квалификации бывш. офицеров мы неизбежно приходим к вы­водам тов. Муралова, что среди всяких специалистов талантливых меньше, чем средних и бесталанных. К этому еще нужно добавить то несомненное правило, что высота "специальности" определяется непрерывным совершенствованием.
   В отношении значительной части бывш. офицерства мы вправе сказать, что она совершенно инертна и предста
вляет собой ту категорию специалистов, которая может быть названа "ремеслен­никами" в худшем смысле этого слова.
   Я не хочу и, к сожалению, не имею права в этом отношении противопоста­влять целиком старому офицерству краскомовский состав, но несомненным является то, что в "своей массе краско­мовский состав проявляет гораздо боль­ше творческой энергии, порыва, самодеятельности во всяком армейском деле, чем взятое в том же масштабе бывшее офицерство.
   2) Неподготовленность есть следствие отсутствия руководства. В подготовке краскомов имеются еще недостатки, и главный недостаток тот, что наша школа должна вести широкую военную и политическую подготовку современного командира, начиная с лик­видации общеобразовательной безгра­мотности. Но трехгодичный нормальный срок обучения, решительное освобожде­ние учебы от "муштры", на что старая школа тратила добрую половину вре­мени; применение в широком масшта­бе самодеятельности, исследовательских приемов в проработке учебного мате­риала, взамен пассивного заучивания "истории походов Александра Македон­ского, и т. п. - все это дает уверенность, что, если и не совсем, то в значительной степени недостатки в подготовке краскомов изжиты.
   Мы совершенно согласны с тов. Ан­тоновым-Овсеенко, что обычное возраже­ние, - молодые краскомы недостаточно подготовлены, - является "пустым пред­логом".
   Конечно, никакая школа не дает совершенного практического работника. Но в данном случае беда не в непод­готовленности краскомов, а в неумении организовать, направить их работу, в отсутствии настоящего руководства. в учебном деле войск старших начальни­ков младшими и, следовательно, главным образом, той части комсостава, о которой шла речь выше.
   Материалы о работе краскомов в терчастях и мои личные наблюдения при­водят меня именно к этому убеждению.
   Это еще хорошо, если средний, старший и высший комсостав напол­няет казарму хотя бы в часы занятий, как это представляется тов. Петину. К сожалению, во время терсборов появле­ние даже комрот на занятиях в некото­рых частях было исключительным явле­нием!
   Но и этим вопрос руководства еще далеко не решается.
   Разве то, что в многочисленных приказах высшего командования вменено в строжайшую обязанность старшему и среднему комсоставу, - прорабатывать методически предстоящую программу занятий, - всегда проводится в жизнь? Далеко нет. Сплошь и рядом занятия производятся "по настроению" комроты без заранее продуманного плана на каж­дый день и час. А если даже комбаты и устраивают по этому поводу собесе­дования, то до младшего комсостава их указания не доходят, и, естественно, тот, кто фактически ведет занятия, оказы­вается на каждый час и на каждый предмет неподготовленным. А неподго­товленность влечет за собою вялость, отсутствие темперамента в ведении занятий, переход на бездушную муш­тру. Не только у младших командиров часто не встречаешь плана, программы занятий на сегодняшний день. Во время обследования в сентябре ме­сяце этого года двух полков в двух дивизиях нам удалось отыскать недель­ное расписание занятий только в делах у наштабов полков, которые, разумеется, меньше всего руководствуются именно этим расписанием, т. к. на их долю вполне хватает и табелей срочных донесений.
   В этом, по-моему, и кроется первопричина неподготовленности краскомов, а еще в большей степени - всего осталь­ного среднего и младшего комсостава.
   "Квалификацию" комсостава и "при­годность" его на те или иные должности нужно измерять энергией, творчеством и стремлением к совершенствованию знаний и навыков, которые проявляет данное лицо, а не давнишней подготов­кой! Тогда скорее выявятся действитель­но подготовленные и неподготовленные.
  
  

Баратов

Вопросы быта в военной школе.

(По поводу одной анкеты)

   На политчасе затрагиваются уже вопросы быта. Очень хорошо. Это правильно понятая задача политического урока.
   Пока материала мало. Но то, что есть, уже интересно.
   В одной из школ на политчасе пущена небольшая анкета по вопросу быта, в част­ности, вошли вопросы о семье, религии, религиозных обрядах. Важно отметить, что курсант отнесся к ней с присущей серьез­ностью и ответы: "какое вам дело?", "не хочу отвечать" - единичные явления. Общее впечатление - ответы продуманы, искренни, серьезны. Анкета заполнялась анонимно, тут же на политчасе. Это значит - мысли по затронутым вопросам уже шевелились, мне­ния по затронутым вопросам уже оформля­лись раньше, оставалась только формула.
   - Верят ли в бога?
   99,6 % не верят. Один из 208 человек написал "верю".
   - Почему же верят?
   Разве можно верить в того, кого нет... Бога нет, потому и не верю... Верю только в свои силы... Ни в черта, ни в бога... Бог придуман для затмения масс...
  
   А в обряды верят?
  
   Тоже нет. Но несколько человек все же честно говорят: "думаем, обряды нужны".
   Мы умышленно начали с конца анкеты, потому что тут дело просто и, собственно говоря, этих вопросов о боге, обрядах можно было не ставить в анкете.
   Но вот вопрос о семье. Это куда сейчас интереснее, потому что армия в стационар­ном положении, в.-у. з. тоже, и человеческая природа краскома тянется к человеческой привычке иметь семью.
   Семья, это - среда. Очень важно, как сло­жилась эта семья. Если хорошо, быть может, она поможет краскому в его работе, в худ­шем случае - не помешает. А вот, если плохо сложилась семейная жизнь, она может не только испортить работу краскому, - она мо­жет его испортить, она может его у Красной армии отнять. Примеры всех этих положений уже есть.
   Но тут надо иметь в виду, как в отжи­вающем обществе сложилась семья. Что по­будило Гражданина обзавестись семьей и что вообще он называет семьей?
   Если присмотреться к тем, кому идет на смену новый быт, часто можно заметить, - он заводит семью в силу желания быть "законно" и нераздельно с любимой жен­щиной; имеет детей, потому что он от них не уберегся. А еще глубже, проникая в психо­логию брака в' отживающем обществе (но оно еще сильно, его идеология еще висит как туман), можно подметить, что брак, это - часто способ удовлетворить чисто половой инстинкт, сосредоточенный на отдельном субъекте, а бывает иначе: брак - необходи­мость иметь подходящий объект для того же, ибо другие формы не удовлетворяют по разным причинам.
   Нам не все равно, как смотрит мещан­ское общество, как чувствует брак и как его осуществляет. Ведь, курсант будет краскомом. Ему общения с этой средой не избежать. А еще раньше краском бывает кур­сантом, нашим питомцем. И он человек. Он не лишен инстинктов, и он соприкасается с от­живающей, но еще сильной средой. Как он входит в эту среду? Песет ли туда одобряе­мую нами новую идеологию семьи или под­чиняется той? Да и есть ли у пего опреде­ленная в этой области идеология?
   Все это хорошо бы знать, раз вопросы быта стали и раз мы признаем, что быт в деле боевой подготовки революционера, это - кое-что.
   И, оказывается, - говорит анкета, - кур­сант над этими вопросами уже думал. Много у него работы, жалуется на перегруженность, но думал и о том и готовое мнение вы­сказал.
   Конечно, половые инстинкты у курсантов не забиты работой. Пользующихся прости­туцией, онанизмом сравнительно мало: около 6 и 4%. Вовсе воздерживающихся 20% (по соображениям экономического, мораль­ного характера или за недостатком времени). Прочие из опрошенных (53%) пользуются случайной добровольной связью, их 110 че­ловек в одной школе, а, вероятно, и гораздо больше, потому что анкету заполняла лишь половина переменного состава школы.
   Вот какая цифра должна обратить на себя внимание, когда подходим к вопросу об идеологии курсанта - будущего командира. Анализируя ее, находим новые данные, 2% курсантов представляют себе половую жизнь в виде длительных связей. Одновре­менную брачную и внебрачную жизнь они не одобряют, 16% ссылаются на риск забо­левания, 8% видят, как рушатся "мещан­ская" семья и боятся, связавшись с замуж­ней женщиной, совершить еще одно разру­шение, - семейную драму. Но свободу половых отношений для обоих полов они признают почти все.
   Подавляющее большинство хотят брака, семьи. Почему?
   - Женитьба, - говорят они, - это необхо­димый этан человеческой жизни.
   Но большинство (84%) уже смотрят на женщину в семье по-новому: считают не­обходимым ее участие в общественной ра­боте.
   Отсюда вопрос: на ком же жениться?
   39% хотели бы в жены партийных ра­ботниц, 18% хотят работниц (профессиона­лок), 8% - крестьянок, 2% хотя г интелли­генток и сделать из них хороших работ­ников.
   Как общее явление в анкете, все боятся мещанства, обывательщины в семье. Жена­тые пишут, что в браке несчастны именно по этой причине.
   Вот что сказала анкета. Социальный состав заполнявших ее, - 55% крестьян, 40% рабочих, - говорит, что он нормален, так что, можно думать, примерно, то же ска­зали бы и в других в.-у. з.
   Курсанта потянет к женитьбе. Большин­ство их боятся семьи, как она сложилась в отживающем обществе, и думают о другой. Как думают? Что будет стимулом для курсанта, когда он, став краскомом, женится? Надо думать, судя но ответам, желание иметь женщину-товарища.
   Тут, значит, хорошо пока.
   Но вот цифра 110 смущает. Случайная связь - с кем? Анкета не отвечает. А между тем, тут большой вопрос. С кем сошелся курсант? Ведь, из них 8% боятся разрушить семью и небольшой процент идет к прости­туткам. Значит, остальные, - их много, - идут на временную связь. Едва ли он на­шел себе женщину - жену рабочего. Ей не­когда отрываться от станка и от семьи, чтобы итти на связь с курсантом. Тут речь идет скорее о семье полуинтеллигентской или интеллигентской. Там в такое время и соответ­ствующие инстинкты имеются, и как раз, как и в другие революционные эпохи, замечается тяга интеллигентной женщины от нервного, уставшего мужа к сильному "мужику", без особых "переживаний", а просто - здоровому парню.
   А в этом явлении, сопоставляя его с циф­рой 110, - опасность. Курсант может подчиниться той, с которой со­шелся. И такие примеры уже есть, при чем некоторые "милые дамы" умеют подсунуть в мозги "любимому" и свои мещанские идеи. Вот о чем надо подумать, глядя в анкету.
   Она не освещает этого вопроса. А было бы интересно проверить. И это нужно на­помнить тем из писавших анкету, кто отве­чал, что хочет взять интеллигентную жен­щину и сделать из нее работника. Мысль хорошая, но относительно.
   Вузам, вероятно, известно, что сейчас некий смерч идет в СССР, и выражается он в том, что мужья бросают жен, а жены мужей. И надо тут отметить, что часто бро­сающие это - краскомы и рабочие, и бросают женщин своего класса ради интеллигенток, а бросающие женщины тянутся к "черной кости" и крепкому телу.
   Быть может, тут происходит полезное скрещение. Но нельзя выбыть об идеологи­ческом фронте. И поэтому хочется мне сказать.
   - Товарищи, жениться не плохо, но не­сите в семью свою пролетарскую идеоло­гию, - смотрите, сберегайте ее и ей подчи­няйтесь.
   А политработникам я бы сказал:
   - Ближе к курсанту, откровеннее с ним. Вопросы быта и семьи его волнуют. Он вправе рассчитывать на совет, на помощь.

А. Иванов

Военно-политическая академия имени Толмачева

  
   Военно-политическая академия имеет своей задачей подготовку и переподготовку старшего и высшего политического состава рабоче-крестьянской Красной армии и флота. В соответствии с этим, она в настоящее время состоит из основного факультета с 3-х годичным сроком обучения, годичных курсов переподготовки высшего политического состава и курсов по переподготовке преподавателей партийно-политической работы нормальных военных школ и военно-политических курсов. Со следующего учебного года при академии будут созданы еще и курсы по переподготовке военных комиссаров полков и помощников по политической части. Таким образом, в стенах академии концентрируется подготовка и переподготовка всей основной массы старшего и высшего политсостава армии и флота.
   Кто идет в академию?
   Из таблицы мы видим, что в Толмачевской академии обучается в своем громадном большинстве старый комиссарский состав и политработники, имеющие опыт гражданской войны, большой партийный стаж и крепкую партийную закалку, и притом в большинстве (на 6070) из рабочих.

По социальному положению

   Рабочих
   59%,
   Крестьян
   8%
   Служащих и прочих
   35%
  
   По партийному стажу:
  
   С 1905 г. -Февральская рев.
   4,8%
   С Ферв. Рев. - Окт. Рев.
   19,0%
   С Окт. Рев. - 1.01.1919 г.
   25,0%
   С 1919 г.
   28,9%
   С 1920 г.
   12,7
   С 1921 г. и позже
   8,7%
  
   По службе в Красной Армии
  
   С Красной гвардии
   19,6%
   С 1918-1920 гг.
   70,5%
   С 1921-1923 гг.
   5,6%
   С 1924 г.
   4,8%
  
  
   Средний возраст толмачевца - 28 лет - опять-таки показывает, что мы имеем дело с людьми, уже имеющими большой жизненный опыт, вполне определившимися и знающими, зачем они пошли в академию и для какой работы они готовятся.
   Такой состав толмачевцев, несмотря на, что он в своей большинстве имеет сравнительно низкую, а зачастую недостаточную общеобразовательную подготовку, позволяет академии даже в короткий срок обучения справляться со своей задачей подготовки партийных руководителей в Красной Армии.
   Толмачевская академия является, прежде всего. Комвузом, но комвузом военным, с особыми специфическими задачами подготовки партийного руководителя для армии.
   Вот эта специфичность задач Толмачевской академии, как комвуза, и заставляет академию несколько по иному строить план, по сравнению, скажем, хотя бы со Свердловским ком. университетом или Ленинградским. Бюджет времени для обу­чения студента один и тот же и в Тол-мачевке и в Ленинградском комвузе (Свердловка имеет на 1 год больше), но количество дисциплин, которое должен усвоить толмачевец, значительно больше. Чтобы показать, каковы действитель­ные трудности подготовки толмачевца при одинаковом бюджете времени с комвузом, мы приведем сравнение нормального учеб­ного плана комвуза и Толмачевской ака­демии.
  

Сравнительная таблица нормальных учебных планов комвуза и Толма­чевской академии

  

NN

пп.

   Наименование предмета
  

Колич. часов

  

Комвуз

Толм. академия

1

   Общеобразоват. предметы

530

200

2

   Экономич. география

200

98

3

   История обществ. форм

90

-

4

   Политич. экономия

450

230

5

   Эконом. политика

260

170

6

   История Запада

380

280

7

   История России

280

220

8

   История ВКП (б)

380

160

9

   Ленинизм

220

230

10

   Гос. устройство

130

50

11

   Истмат

280

150

12

   Партстроительство

100

-

13

   Военное дело и политработа

120

1400

14

   Иностранный язык

-

300

  
   Из сравнения часов, отводимых на важ­нейшие дисциплины, мы видим, что в отно­шении соц.-экономических дисциплин тол­мачевец оказывается в положении гораздо менее выгодном по сравнению с комвузовцем. Подобное положение приводит, есте­ственно, и к тому, что все три года тол­мачевец занимается во все тяжкие, с большой недельной учебной нагрузкой и при многопредметности. Если мы имеем нормальную учебную нагрузку в комвузе 36 часов в неделю на всех курсах, то в академии I курс имеет 40 - 42 часа, II курс - 38 часов (но несет большую про­пагандистскую работу по линии партийных комитетов пуокра и пуфлота), III курс - 42 часа, КУВПС - 42 часа и курсы перепод­готовки препод. - 42 часа. Это, как показы­вает опыт последних лет, предельная на грузка, с которой вообще можно заниматься в течение долгого времени напряженной учебной работой. Только безусловно вы­сокий состав слушателей, действительно с исключительной серьезностью работаю­щий по овладению преподаваемыми дисци­плинами, позволяет академии весь план подготовки выполнять без каких либо перебоев.
   Помимо нагрузки, подобное положение порождает и еще одну дополнительную трудность - это многопредметность. В то время, как в комвузе одновременно про­ходится 4 - 5 дисциплин, в Толмачевке, как правило, мы вынуждены проходить 6 - 7 дисциплин. Это, конечно, сказывается и на усвояемости и на глубине прора­ботки. Нередко бывает, что когда обра­зуются хвосты по тем или иным наиболее важным дисциплинам, то некоторые другие предметы неизбежно страдают. И, наконец, последнее и немаловажное обстоятельство, вытекающее из подобной нагрузки, это то, что слушатель академии, как правило, за исключением наиболее способных и даро­витых, не имеет возможности ничего читать (кроме "Правды" и "Большевика") по-своему желанию, по тому или иному наиболее интересующему его предмету.
   Все это и приводит к тому, что слу­шатель в течение всей учебы в академии ставится в жесткие и строгие рамки учебного плана, выполнение которого требует от него исключительной выдержки, настойчивости, дисциплинированности и терпения.
   По нормальному учебному плану акаде­мия имеет следующее распределение учеб­ного времени:
  
   Социально экономический цикл - 42,5%
   Военные науки и гражданская война - 25,5%
   Политработа - 13%
   Общеобразовательные дисциплины - 16,5%
Дипломная работа - 2,5%
  
   Таким образом, мы имеем на военный цикл и политработу 38,5%. Но факти­чески удельный вес военно-политических дисциплин еще выше. Прежде всего, время на дипломную работу может быть от­несено на политработу, так как слуша­тели пишут свои работы на темы, дава­емые кафедрой партполитработы. Затем, в течение трех лет обучения слушатели академии имеют 7 недель лагерных за­нятий - на I курсе, 2 тактических игры (по 7 дней), 2 недели тактич. занятий на местности, практику в частях (6 недель) - на II курсе и стратегическую военную игру и полевую поездку на III курсе. Все это значительно повышает возмож­ности военно-политической подготовки толмачевца. Но помимо этого, уже в этом учебном году делались попытки и намечена в программах на будущий учебный год военизация соответствующих разделов социально-экономических дисциплин (на­пример, история классовой борьбы, истмат, экономические дисциплины, естественные науки - физика, хи­мия и другие).
   Таким образом, можно смело утвер­ждать, что уровень военной подготовки толмачевец получает вполне достаточный для того, чтобы по выходе из академии с должным умением работать в армии, увязывая весь процесс партийно-политиче­ской работы с рабо­той по военно-техни­ческой подготовке войск. Но если мы можем в известной мере быть спокой­ными за военную подготовку толмачевца, то нельзя не опасаться, что большой нехва­ток времени на социально-экономические дисциплины приводит к такому снижению в области их преподавания, которое не позволяет подготовить методологически подкованного политработника.
   Нужно со всей категоричностью за­явить, что, несмотря на большую разницу во времени с другими комвузами, уро­вень преподавания в Толмачевке даже несколько выше среднего комвуза. В до­казательство можно привести выдержку из акта обследования комиссии АПО ЦК ВКП(б) и Главполитпросвета.
   Вот, что там говорится:
  
   "Что касается общего теоретическою уровня и идейного качества преподавательской ра­боты, то в основном дело с этой стороны обстоит благополучно. По своему теорети­ческому уровню занятия идут несколько выше, чем в среднем комвузе, что вызывается более серьезной предварительной подготовкой слушателей".
  
   Коротко охарактеризуем состояние курса политработы и задачи, стоящие перед ка­федрой партполитработы.
   Курс партийно-политической работы только в самое последнее время начинает оформляться и превращаться в научную дисциплину. Все еще не закончено опре­деление задач курса, и все еще нельзя счи­тать установленным весь тот круг вопро­сов, который должен найти разрешение в процессе преподавания курса. Нужно ука­зать, что в отношении определения и уточнения задач курса партполитработы, ка­федра политработы академии проделала чрезвычайно большую и серьезную работу, и это в высокой степени положительно сказалось на тех программах, которые разработаны кафедрой к следующему учеб­ному году. В настоящее время курс пар­тийно-политической работы складывается из следующих частей:
  
   I курс ВКП;б) и военное дело (24 ч.). Принципы и организация партийно-поли­тической работы в РККА (57 ч.). Подготовка к войне (103 ч.).
   II курс. - Подготовка к войне (80 ч.).
Политвоспитание (80 ч ).
   III курс. - Подготовка к войне (56 ч.).
Очередные задачи партийной работы (39 ч.) и политвоспитание (47 ч.).
  
   Помимо этого, имеется большая практи­ческая работа. Следует также отметить то важнейшее обстоятельство, что все эти предметы по курсу политработы тесней­шим образом увязаны и по времени про хождения и по содержанию с соответствую­щими предметами цикла военных наук (военная администрация, общая тактика, стратегия).
   Параллельно с работой по оформлению содержания курса, была проделана боль­шая работа и по оформлению методики самого предмета, по определению места практических занятий и их соотношению с занятиями теоретическими.
   Трудность работы по партийно-полити­ческой кафедре заключается еще, кроме того, и в отсутствии хоть сколько-нибудь подходящей литературы, систематизирую­щей основные вопросы политработы Поэ­тому, задания по курсу отличаются исклю­чительной лоскутностью (указывается до 60 источников).
   Описание работы академии в отношении содержания работы было бы неполным, если не указать на проделываемую работ­никами академии серьезную научно-иссле­довательскую работу. В этом году, из-за чрезмерной перегрузки, не удалось дело продвинуть значительно вперед, но все же ряд работ уже имеется. Выпущена работа "ВКП (6) и военное дело" и работа т. Блументаля "Политическая работа в военное время". Готовится большая работа "Ленин и военное дело" - систематический сборник всех высказываний Ленина по военным во­просам.
   Адъюнктами кафедры политработы пи­шутся работы к 10-летию Красной армии на тему: "Борьба за армию в 1917 г." и "Партия в Красной армии". Кафедрой политработы ведется работа по составле­нию курса политической работы для воен­ных академий. Адъюнктом кафедры лени­низма проделана большая работа по изу­чению боевой работы партии в период до Февральской революции. Подготовляются работы по кафедре гражданской войны и военной. Совершенно очевидно, что в дальнейшем необходимо будет еще боль­шее развитие научно-исследовательской работы, т. к. она является необходимым условием непрерывного повышения каче­ства работы академии, а тем самым и по­вышения качества выпускаемого академией партийного руководителя.
   Теперь об учебно-методической и орга­низационной сторонах работы.
   Правильные методические принципы и организация учебной работы дают возможность в максимальнейшей степени использовать имеющийся бюджет вре­мени и притом с наибольшей эффектив­ностью. Толмачевская академия и в области методики учебной работы и в области орга­низации стоит на одном из первых мест среди комвузов. В области методики ака­демия одной из первых перешла к системе занятий по лабораторному плану, и в на­стоящий момент он применяется в своем развернутом виде. Помимо этого, уже год проводится работа по его дальнейшему теоретическому развитию и уточнению.
   Лабораторный план занятий в академии уточняется и развивается по линии оформ­ления методики отдельных предметов и по линии различных курсов. Дифференциация лабораторного плана по линии отдельных предметов заключается в применении общих основ лабораторного плана к особенностям того или иного предмета (например, воен­ные дисциплины, политработа требуют не­сколько иных методов занятий, чем соц-экономические дисциплины). Изменения лабораторного плана по степеням обуче­ниям заключается в том, что по мере на­копления навыков в работе у слушателей уменьшается регламентация и видоизме­няются формы контроля над их работой. Например, на I курсе существует прием-сдача заданий по всем дисциплинам, на II курсе только по важнейшим, а на III курсе эта форма работы отсутствует и заме­няется консультацией и вызовами со сто­роны преподавателей мало известных им слушателей.
   В системе лабораторного плана большое значение имеет наличие у слушателей на­выков к самостоятельной работе. От сте­пени наличия этих навыков зависит про­изводительность их работы. Поэтому, задача помощи слушателю в процессе само­стоятельной работы и воспитание у него навыков самостоятельной работы является важнейшей задачей, над разрешением ко­торой академия упорно работала и весь истекший учебный год. Трудность в воспи­тании навыков заключается в низком обще­образовательном уровне слушателя ака­демии. Правда, это восполняется их высо­кой политической подготовкой и исключи­тельными качествами, как работников, но все же на преодоление встречающихся в работе трудностей приходится тратить не мало времени и усилий. Характерным для методической работы академии является отсутствие методизма (методика ради ме­тодики). Все разрабатываемые вопросы ме­тодики находят практическое применение, реализацию в повседневной учебной жизни академии.
   Основной задачей работы академии является воспитание выдержанного пар­тийца-руководителя. И это воспитание до­стигается не только работой внутри ака­демии, но и большой работой, которую проделывают слушатели и преподаватель­ский состав вне академии, на партийной работе в рабочих коллективах и воинских частях. Связь толмачевского коллектива с соответствующими партийными органи­зациями - самая постоянная и непрерывная. Слушатели всех курсов ведут самую раз­нообразную партийную работу. Слушатели 1-го курса ведут школы политграмоты 1-й ступени и прикрепляются к фабрично-за­водским коллективам на организационно партийную работу. Слушатели 2-го курса, как правило, ведут школы политграмоты 2-й ступени, и слушатели 3-го курса несут работу агитационную и обследовательскую. Помимо этого, на плечи слушателей падает работа и по Осоавиахиму на фабриках и заводах. В настоящем учебном году на партийной работе вне академии всего было занято 267 человек. Освобождались от нее только мало успевающие слушатели, с не достаточными навыками в самостоятельной работе внутри академии. Эта тесная связь академии с фабрично-заводскими и воин­скими коллективами, безусловно, предохра­няет слушателей от академизма и держит их постоянно в курсе всех партийных вопро­сов и настроений рабочих масс. Совер­шенно очевидно, что для слушателей, при­бывших с окраин, пребывание в рабочих коллективах имеет громадное воспитатель­ное значение.
   Сам коллектив академии представляет из себя крепко спаянную и сколоченную организацию, целиком и полностью раз­деляющую единственно правильную ленин­скую политику нашей партии. В этот год, когда оппозиция неоднократно пыталась дезориентировать и дезорганизовать пар­тийные ряды, коллектив ВПАТ всегда давал ее посягательствам дружный и четкий отпор.
   Для характеристики состояния коллектива (около 500 человек) достаточно ука­зать, что за весь год не было наложено ни на одного из слушателей каких-либо партийных взысканий.
   10 июля академия послала в части свыше 160 новых работников Красной армии. И она имеет все основания надеяться, что они, безусловно, справятся с предстоящей им большой и ответственной работой в рядах Красной армии и флота.

О ВОЕНИЗАЦИИ ПОЛИТСОСТАВА

(По статьям, поступившим в редакцию)

  
  
   Поступающие в редакцию статьи и ряд других материалов рисуют значительный интерес политсостава к вопросам воени­зации и стремление найти возможно луч­шие формы для обеспечения успеха за­нятий.
   Под вопросом военизации полит­состава следует, конечно, понимать сово­купность двух элементов: военно-строевой подготовки и изучения вопросов полит­работы в военное время.
   Вопрос подготовки политсостава к работе в военное время приобретает сугубую важность в связи с тем, что 12% комиссаров полков и 36% политруков не имеют опыта гражданской войны. А в отношении военно-строевой подготовки политсостава приведем следующие данные: на 1 января 1927 года мы имеем 66,5% ВК полков и 49,5% политруков, не имеющих ни военного, ни воен­но-политического образования.
  

Об отношении политсостава к военизапии

   Тов. Антосенков из 57 полка пишет:
  
   "Если взять наших политруков и раз­бить их на 2 группы, то получим такую картину: первая, очень незначительная группа, не желает совершенствовать свои военные знания; вторая, основная, группа желает и хочет их совершенствовать. Лица из первой группы, обыкновенно, говорят так: "зачем нам военное дело. Ведь мы же политработники, по этой линии мы и будем совершенствоваться".
  
   Тов. Антосенков и ряд других товарищей совершенно справедливо отмечают, что эти товарищи не понимают своих партий­ных обязанностей. Если партия поставила того или иного товарища на работу в ар­мии, он должен сначала сам изучить во­енное дело, чтобы затем все свои силы отдать поднятию боеспособности части, что немыслимо сделать без знания воен­ного дела. И совершенно правильно пред­ложение того же товарища, что:
  
   Парторганизациям частей нужно со­здать такое общественно-партийное мне­ние, которое бы налагало ответственность на данного партийца-политработника перед парторганизацией за свою военную под­готовку.
  

О системе занятий с политсоставом

  
   Несмотря на приказ за N121 и соответ­ствующие указания ПУР'а, в вопросе о си­стеме подготовки существует полный разно­бой. Кое-где, например, к выполнению при­каза приступлено только с зимы 1926 - 27 года, кое-где занятия начались тотчас же по получении приказа.
   В методах занятий - такой же разнобой. Тов. Храмов пишет, что у них было ре­шено в течение 1Ґ, месяцев (лето 26 г.) проработать программу 1-го года, уста­новив ежедневные двухчасовые занятия, а потом забросили до января, что, конеч­но, больших результатов не дало.
   Тов. П-к пишет, что у них было уста­новлено, что политруки 2 раза в месяц решают тактические задачи, два раза в не­делю ведут строевые занятия вместо ко­мандиров, в 2 месяца 3 раза дежурят по полку, ежедневно присутствуют на стро­евых занятиях, еженедельно, по субботам, 2 часа должны обучаться верховой езде
   Тов. М. Т. сообщает, что у них вообще преподавалось только стрелковое дело и тактика. В одних частях произведено ин­дивидуальное прикрепление политсостава к комсоставу, в других, наоборот, созданы гарнизонные семинары, а в некоторых частях занятия комсостава с политсоста­вом проводятся совместно.
   Дать единую схему для всех частей, ко­нечно, нельзя. Условия частей различны (кадровые, территориальные и др.). Одна основное положение необходимо соблюдать - проводить занятия систематически, не перегружая, однако, политруков. Руковод­ство занятиями надо поручать достаточно квалифицированным и имеющим педагоги­ческие навыки командирам, обеспечив по­литсостав пособиями и помогая полит­составу в его самоподготовке.
  

О практической работе по военизации

  
   Тов. Антосенков и др. подчеркивают важность сочетания теоретических занятий с политсоставом с одновременным приви­тием ему практических навыков коман­дования и проведения занятий с красноармейцами. Однако, в этом вопросе воз­можны очень опасные перегибы - нельзя поручать работы, с которой политрук не справится. Поручая же ту или иную ра­боту, необходимо максимально помогать политруку; поручая проведение занятия с красноармейцами, нужно, прежде всего, обеспечить самое занятие и подготовку красноармейцев.

О подготовке политсостава в спецчастях

   Тов. Осипов пишет:
  
   "Однако, хуже дело обстоит в артил­лерии, в особенности, в тяжелой, где воен­ное дело требует, с одной стороны, гораздо большего внимания, а с другой гораздо большего поднятия общеобразовательного уровня. Вполне понятно, что значитель­ная часть политсостава, вышедшая из среды бедных крестьян и рабочих, не могла приобрести необходимые знания, хотя бы в уровне семилетки. Например, в нашей части из всего политпросветсостава со средним образованием - один (учитель), а остальные с низшим, есть даже самоучки. С таким общеобразова­тельным цензом, естественно, представляется большой трудностью постичь такой предмет, как артиллерия. Следовательно, первая трудность, стоящая на пути воени­зации политсостава артиллеристов, это отсутствие общеобразовательного ценза, без которого изучение стрельбы и тактики артиллерии является мертвым делом".
  
   Жалобы тов. Осипова - вполне законны, и на эту сторону дела придется, конечно, обратить сугубое внимание. Частично, вы­ходом из положения может явиться намечение правильного объема знаний, кото­рые могут быть усвоены без специального образования. С другой стороны, необхо­димо обратить внимание на повышение общеобразовательного уровня.
  

О подготовке политпросветсостава

  
   Тот же тов. Осипов правильно отмечает ненормальное положение с подготовкой политпросветсостава:
  
   "Из общего количества политсостава в частях имеются значительные группы просветсостава. Сюда могут относиться отсекры, начклубы, завбиблиотек, учителя и другие лица. В отношении этих групп дело строевой подготовки двигается черепашьим шагом. Причины слабости воени­зации просветсостава: во-первых, они непосредственно не соприкасаются со строевой учебой, следовательно не имеют никаких навыков таковой; во-вторых, при всем их желании военизироваться, они могут это только "по-книжному", прорабатывая тот или иной материал; в-третьих, у них нет ни одного свободного вечера проработки материалов".
  
   Выходом из этого положения может явиться - приближение этой категории работников к работе в подразделениях.
   Как вывод, в организации правильной военной подготовки политсостава явятся два момента: 1) разгрузка политсостава и предоставление ему большего времени для работы над своей военной квалификацией и 2) систематическое участие политсостава в тактических занятиях, ходах в поле и в других видах строевых занятий даст политсоставу возможно добиться больших результатов.
  

Из первых итогов

   В заключение приведем заметку т. Соколова об итогах проверки военных знаний политсостава в одной специальной части. Эти результаты могут быть совсем характерны для всех частей РККА. Однако, в прохождении программы и oрганизации занятий есть общие моменты. Всего было пропущено через проверочную комиссию 84% политсостава, остальные отсутствовали по уважительным причинам (отпуска).
   Общие требования, предъявленные поверкой, заключались в усвоении программы в объеме знаний отдельного командира. Всего усвоило 50%, не усвоило - 50%. Из не усвоивших - 30% всего состава проверенных падает на молодых политруков. Следовательно, эта группа не усвоила специальности.
   По группам усвоение следующее: из уставов наиболее слабо - Гарнизонный; из специальных предметов - служба связи, телефония и телеграфия; общевойсковые предметы усвоены полностью - 100%.
   <...>
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Военный вестник. - 1924. - N1. - С.50-51.
   Военный вестник. - 1924. - N2. - С.14-16.
   Военный вестник. - 1924. - N2. - С. 33-34.
   Военный вестник. - 1927. - N26. - С. 39-43
   Военный вестник. - 1927. - N26. - С. 54-55.
  
   ...
   Из моих "Мемуаров":
  
   ? Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Пора трезветь, господа!
  
   Гамлетовское изменим и спросим себя: "пить или не пить?" - Как офицер спивается - Вред собутыльников - Скука как причина пьянки - Алкоголизм - это духовная болезнь - Заболевший не хочет признаваться себе в этом - Как пьянство прижилось на Руси? - Вино и пьянство различали - Традиции пьянства не было - Употребление алкоголя осуждалось (Феодосий Печерский, В. Мономах) - Запрет И. Грозного - Кабаки как рассадник пьянства - Петр о воздержании - Меньшиков о спаивании народа - Пора трезветь - Исследование о причинах пьянства (статистика) - Повод для пьянки всегда найдется (Р. Бернс об этом) - Три степени опьянения - Дед пропил печенку внука - Как отказаться от выпивки? - Перестать искать повод - Не уступай беде (Шопенгауэр) - Избегай пьянства - Пора трезветь командующему (Меньшиков)
  
   ...
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010