ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Альфа и омега службы военной, а за деревьями не видят леса"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


"Альфа и омега военной службы, а

за деревьями не видят леса"...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  
  

0x01 graphic

  

"Петр Великий спасает утопающих на Лахте" 1844

Художник Шамшин Петр Михайлович (1811-1895)

  
   335
   ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК ПЕТРА ВЕЛИКОГО.
   [Большой исторический интерес представляют послужные списки русских Государей. Однако таких документов сохранилось немного. По-видимому, совершенно отсутствуют послужные списки Императоров Павла I и Александра I. Список со службы Императора Николая I, хранящийся в канцелярии военного министерства, доведен только до 1831 г., другой список того же Государя занесен в описи дел Лефортовского архива с карандашною отметк­ою в "канцелярии", однако он, кажется, затерян. Послужной список Императора Александра II имеется в нескольких экземплярах в Военно-Походной Канцелярии Его Императорского Величества, но доведен только до 1855 года. Наиболее распространен список Императора Александра III; печатные его экземпляры датированы 1884 годом. Какого-либо общего печатного сборника царских послужных списков нет; извлечения, крайне краткие, помещены в кое-каких полковых историях; несколько данных из списков Николая I, Александра II и Александра III опубликованы в "Русском Архиве" и "Вестнике русской конницы". Наконец, список Петра Великого был опубликован в "Известиях Тамбовской ученой архивной комиссии" в начале ХХ. Поэтому, полезным и поучительным является изложение содержания этого любопытного документа]. (М. Соколовский). Послужной список Петра Великого вмещает шесть рубрик: дата от сотворения мира, дата от Рождества Хри­стова, указания месяцев, чисел и лет Государя; шестая рубрика озаглавлена: "когда его блаженные и вечно достойные памяти Первый Петр Алексеевич, самодержец всероссийский, родился и в которых годах, месяцах и числах за многие его службы московским цесарем, князем Федором Юрьевичем Ромодановским, в чины был жалован, и какие в его самодержство походы и баталии были, и когда ж преставися явствует ниже"., прежде всего, укажу все данные, которые касаются получения Петром Великим разных военных званий. Под 1683 г. упомянуто, что Петр "зачал набирать потешных и учинил лейб-гвардию и стал служить в Преображенском полку солдатом". Запись под 1701 г. гласит: "в Новгороде строили земляной город и объявлен Его Величество в тот же полк обер-офицером". Далее по выражениям послужного списка, в 1706 г. был "Киевский поход и объявлен Его Величество в тот же полк полковником", в 1714 г. "в Абов ходили и Азов взяли и объявлен Его Величество полным генералом", 25 июля 1714 года была "баталия флотами близ острова Гангута при урочище Ралакс и взятье фрегата и 100 галер и шведского шаутбенахта и объявлен Его Величество флота вице-адмиралом; наконец, 27 июля 1720 г. произошло "взятье ж четырех фрегатов и объявлен Его Величество от флота адмиралом". Следовательно, Петр Великий получает чины, будучи Государем, и чины эти явились следствием Его боевых подвигов. Под общим кратким, но выразительным заголовком: "взятье городов" перечислены взятия: 20 июля 1696 г. Азова, 9 августа 1702 г. - "за Тковскими печерами Алиста или Мариенбурга"; 11 октября 1702 г. - "Шлютенбурга, что был Орышик; в 1703 г. - Ямбурга и Копорья; 13 июля 1704 г. - "Дерпта, что был Юрья Ливонской", 9 августа 1740 г. - "Нарвы, что был Ругодев"; 4 сентября 1705 г. - Митавы; в 1710 г. - 2 февраля Гельбига, 13 июня Выборга, 4 июля Риги, 9 августа Дюнамюнда, 14 августа Пернова, 8 сен­тября Кексгольма, что был Корела, 12 сентября Аренсбурга, 16 сентября "Ревеля, что был Колывань", в 1713 г. - 6-го февраля Фридрдхштата, 10 мая Эленфора, 15 мая Тенинга, 21 сентября Штетина; наконец 23 августа 1722 г. - "Дербени". Следовательно, перечислено двадцать один город, при взятии которых однако не везде присутствовал сам император. Весьма старательно записаны в послужной список различные походы: Чигиринский - в 1677 г.; "первой Троицкой, как стрельцы бунтовали" - в 1680 г.; первый Крымской же в 1684 г.; Крымской же и Троицкой, как Щегловитова казнили, вторые исходы в 1689 г.; Кожуховский - в 1694 г.; Коломенский и первый Азовский - в 1695 г.; второй Азовский в 1696 г.; Воскресенский, "как стрельцы под Воскресенский монастырь пришли", - в 1697 г; первый Нарвский - в 1700 г.; Городинский - в 1704 г., Остроговский за Киевом - в 1707 г.; первый Лебедянский и под Венрин - в 1707 году; второй Лебединский - в 1709 г. - "низовой в Персию с половиною гвардии" - в 1722 году., таким образом, список указывает шестнадцать походов. Подробно перечисляется список "баталии, акции и виктории": 15 июля 1701 г. - "под Черною или Элиферт-мызою с. Шлиппенбахом"; 19 марта 1702 г. - "на Чудском озере, а которой командующей на шнявах швецкой капитан Лекер зажгли в казнах порох и сами себя убили и шнявы с собою потопили"; 8 ноля 1702 г. - под мызою Гомелецъгоф или Красною с Шлиппенбахом же"; 18 октября 1706 года - Калишская, 29 августа 1708 г. - под Добрым; 28-го сентября 1708 г. - под Лесным с Левенгаунтом; 27 июня 1709 г. - Полтавская; 16 июля 1711 г. - "Турецкая акцыя", 6 октября 1713 г. - в Финляндии при Пелцине; 19 февраля 1714 г. - в Финляндии близ Валсы; 19 августа 1722 г. - "с тавлинцами, не доходя Дербени, в горах"; 14 мая 1714 г. - "взятье трех фрегатов". Подробно отмечает послужной список места расположения зимних квартир: в 1712 г. - "в Гданских жулавах", в 1715 г. - в Курляндии, в 1719 г. - "на галерных ходили под Стокгольм и в Ревели зимовали". Особенности списка представляет включение в него некоторых сведений, не имеющих никакого отношения к военной службе Петра. Так, в списке упоминается о кончине цесаревича Алексия Петровича, о браке царя с императрицею Екатериною Алексеевной, о ее короновании, о вступлении ее на престол, о "шествии его величества для науки корабельному строению за море", о том, что "начал писать новый год с Генваря месяца, то есть, от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и стали бороды брить и венгерское, а притом и прочее немецкое платье носить", о том, наконец, каковы были зимы: "зима была жестокая". Наконец, под 1716 г. отмечено составление "военно-сухопутного артикула"; "командовал Его Величество на море аглецким, дацким и российским флотами, и в Мекленбургии имели квартиры, и в Копенгагене и в Гданьске были, и во Гданьске же сочинен военной сухопутной артикул с процессом". Из выдержек приведенных выше, ярко вырисовывается энергичная личность великого преобразователя русской армии и его неутомимая деятельность во время войны с сильным северным соседом.

М. Соколовский.

Наша военная старина. -

СП б., 1908)

  

0x01 graphic

  

Святой блаженный Николай Юродивый. 1848.

Художник Шамшин Петр Михайлович (1811-1895)

  
   336
   Поспешность на войне.
   Начав военные действия, нужно досконально разведать силы противника и уж потом вести на него войска. Если на­ступать нерасчетливо и вступать в сражение необдуманно, победа обязательно достанется противнику. Правило гласит: "Храбрые легко вступают в бой; они вступают в бой, не зная, где лежит их выгода".

Сунь-цзы.

  

0x01 graphic

  

"Ассамблея при Петре I" 1858.

Художник Хлебовский Станислав (1835--1884)

  
   337
   Посылка войска.
   В древние времена, когда над государством нависала опасность, правитель призывал в помощники достойного мужа и приказывал ему три дня поститься в уединенном месте, а потом придти к воротам родового храма и встать там лицом к югу. Затем советник государя преподносил ему боевой топор, а тот, взяв топор за рукоять, передавал его полководцу, говоря при этом: "нынче следует поднимать войска, вам поручается быть полководцем". А потом он от­давал ему такой приказ: "Где противник слаб, нападай; где противник силен, держи оборону. Не смотри свысока на других вследствие своего высоко­го ранга. Не противополагай общему мнению собственное сужде­ние. Не теряй поддержки преданных и честных нежеланием признать их заслуги. Не садись, пока не сели воины, и не ешь, пока не начали есть воины. Принимай голод и холод, как принимают их воины, дели с ними их тяготы и радости. Имей те же удовольствия и горести, что и воины; рискуй своей жизнью, как они рискуют. Тогда воины будут служить ревностно, и можно будет победить любого неприятеля". Когда полководец проламывал "дверь ярости" и выходил через нее, ведя за собой воинов, государь опускался на ко­лени и говорил: "Наступление и отступление определяются обстановкой, войском руководит не правитель, а полководец". Посему "нет неба над головой, нет земли под ногами, нет неприятеля впереди, нет государя позади". Мудрые да по­размыслят над этим. Смелые да идут в бой с этим.

Чжугэ Лян.

Книга сердца, или искусство полководца.

0x01 graphic

  

Петр I на реке Пруте.

Художник Иванов Михаил Матвеевич (1748-1823)

  
   338
   ПОТЕШНЫЕ.
   ... "И начал (Петр) сперва спальниками своими, а к тому присоединил конюхов потешной конюшни, а потом начал из вольных людей, шляхетства и всяких прибирать в этот полк и умножил до одного батальона и назывались "Потешные", которых было 300 ч. Так мало-помалу привели себя малыми полками в охранение от сестры (Софьи) и начали приходить в силу. (Кн. Борис Ив. Куракин). 1. Потешными войсками, или просто потешниками мы называем теперь мальчиков школьного возраста, поступивших в особые потешные роты и обучавшихся там некоторым начаткам военного строя и дисциплины. К настоящему моменту (начало ХХ в.) потешные войска насчитывают уже многие десятки, а может быть и сотни отдельных рот, дружин и команд и число их продолжает возрастать. Возникли даже предположения о сведении таких "потешных" частей в детские потешные армии и об устройстве этим армиям летних лагерных сборов. Что же это за "потешники" такие? Как и зачем они появились? Кому и какая от них была польза и служба? В чем может выразиться полезная служба нынешних потешных? Вот вопросы, ответы на которые попытаемся поискать в отечественной истории. Издавна обычным приемом воспитания царских детей как у царей Московской Руси, так и государей Российской Империи, было назначение к ним "робят-сверстников" из детей ближайших к царскому дому знатных фамилий бояр и князей. Сначала дети проводили время в разных детских потехах, а потом - в совместном обучении разным физическим упражнениям: стрельбе, военному строю, верховой езде и т.п. Число таких "робят-сверстников" было обыкновенно ничтожно (10-30 ч.) и деятельность их составляла частное дело царской семьи. Впервые в истории деятельность таких сверстников получает крупное государственное значение только в период малолетства царя Петра 1, именно с 1679 по 1692 год, когда они и получили название потешных. Поэтому началом потешных войск надо считать именно потешников царя Петра, к истории и деятельности которых мы и обратимся. Но прежде чем перейти к этому изложению, необходимо пояснить, что название "потешных" относилось не только к одним малолетним сверстникам Петра. В Московском кремлевском дворце существовало особое тогда ведомство под названием: Потешная и комедийная палаты с штатом другого рода "потешников": дураками, шутниками, слепыми игрецами - домрачами, потешными сторожами и актерами, с принадлежностями этих палат: органами, цимбалами и др. старинными инструментами и играми: шашками, саками, бирками и принадлежностями театра. Кроме того, в тогдашнем с. Преображенском (находится теперь в районе г. Москвы), служившем, вообще, для надобностей царской охоты, существовал "потешный соколиный двор", чины которого также назывались потешными потому только, что двор этот заведовал устройством царских "потех" с соколиной охотою. В действительности соколиный потешный двор составлял часть конюшенного приказа, причем чины этого приказа - сокольники и стремянные конюха - составляли 3 парадных конных сотни, имевших на столь красивое, богатое и даже фантастическое одеяние с крыльями, что они производили на иностранцев впечатление дивных крылатых ангелов. Впоследствии из этих сотен многие вступили в потешный полк. Развитие и деятельность потешных войск Петра находились в теснейшей зависимости от событий жизни молодого царя. Жизнь же и деятельность Петра складывались под влиянием следующих событий и факторов, без пояснения которых невозможно обойтись. 1. Вступление на престол десятилетним ребенком 27 апреля 1682 г. Исполнение царских обязанностей сразу расширило кругозор молодого царя, предоставило ему мощь и свободу в осуществлении своих желаний. 2. Специальное предназначение Петра к военной деятельности и к предводительствованию войсками. Это предназначение выработано было особым совещанием из придворных чинов, бояр, патриарха и выборных от московских слобод и объявлено 23 мая 1682 г. одновременно с признанием вторым царем Иоанна, совершенным под кровавым давлением второго стрелецкого бунта. Предназначение это счастливо совпало с природною склонностью Петра к воинским упражнениям. 3. Личная талантливость Петра, при необыкновенной любознательности, настойчивости, трудолюбии и восприимчивости, влекла его вперед и быстро развивала; 10-ти летний Петр казался по умственному развитию и здоровью своему четырнадцатилетним. Новый предмет или новое занятие быстро усваивались и вызывали увлечение ручным трудом и науками. Но бессистемность таких занятий и недостаток первоначального общего образования доставляли Петру впоследствии много затруднений. 4. Неудачи больших крымских походов В. Голицына 1687 и 1689 годов, после которых большие стотысячные армии с позором возвращались домой в полном расстройстве, не испытав даже сражений с татарами, слишком очевидное расстройство многих стрелецких полков, выразившееся в ряде кровавых бунтов, в вовлечении стрельцов в борьбу дворцовых боярских партий: все это постепенно привело Петра к убеждению в негодности тогдашних вооруженных сил и в необходимости организовать их заново. 5. Но особо важное влияние на жизнь и деятельность Петра имели события внутренней придворной жизни. Смысл этих событий заключается в беспощадной борьбе между 2-мя партиями из-за верховной власти. Одну партию составляли дети царя Алексея Михайловича от первого брака (партий Милославских) со своими родичами и сторонниками: царевна Софья, Иоанн, бояре Милославские, кн. В. Голицын, Хованский, Шакловитый и др. К другой партии принадлежали дети царя А.М. от второго брака (партия Нарышкиных) со своими родичами и сторонниками: царица Наталья Кирилловна с царем Петром, бояре Нарышкины, Матвеев, князь Борис Голицын и др. Нападающей стороной была партия Софьи, опиравшейся в своих действиях на московские стрелецкие полки, которые и оказались втянутыми,таким образом, в политическую борьбы и интригу. Партии же Петра приходилось непрерывно обороняться, и даже его личной безопасности и близких к нему лиц угрожала частая опасность, так как Петр, в сущности, был вначале беззащитен. Как начало борьбы, которое совпало с первыми же днями царствования Петра, так и конец ее, были чрезвычайно кровавы. Поднятые при помощи Хованского подкупами и ложными уверениями о насилиях и обидах, чинимых Софье и царевичу Иоанну,и даже об убийстве Иоанна со стороны Нарышкиных, стрельцы толпами бросались в кремлевский дворец и произвели таким образом 3 бунта: 30 апреля, 15-17 мая и 24-29 мая 1682 года. Царица Наталья и Петр подвергались в течение этих бунтов большой опасности и многим оскорблениям; они были свидетелями ужасных убийств многих родных и близких им людей (Матвеев, двое Нарышкиных, кн. Долгоруков). По требованию стрельцов управление государством поручено Софье, а царями объявлены оба брата: Иоанн и Петр. Нервное потрясение мальчика во время этих ужасов было так велико, что у него остались на всю жизни конвульсивные болезненные движения в лице в минуты внутренних волнений. Партия Петра оказалась разгромленной и царица Наталья принуждена была, отказавшись от власти, удалиться в с. Преображенское, где Петр и прожил с матерью 7 лет свободных от придворного этикета, но окруженный любовью и сочувствием. В течение этих лет скрытая вражда партий продолжалась, вызывая изредка мелкие столкновения. Так, Петр не считал возможным утвердить награды кн. В. Голицына за позорные крымские походы 1687 и 1689 гг. Софья же на это ответила принятием титула самодержцы и стала готовиться к окончательному государственному перевороту в свою пользу. Заключительный кровавый акт этой борьбы разыгрался в ночь с 7-го на 8-е августа 1689 г. В течение всего 1688 и части 1689 годов партия Софьи, главным образом, через Шакловитого, распускала среди стрельцов и населения волновавшую умы сплетню о будто бы злых умыслах потешников и об оскорблениях, постоянно приносимых ей и царю Иоанну от них же. От своих конных потешников, несших в Москве постоянную разведочную службу о действиях стрельцов и Софьи, царь Петр еще в 1688 г. получил достоверные сведения о подготовлявшемся при участии стрельцов перевороте в пользу Софьи. Он также готовился к борьбе и его отряд потешных войск к августу 1689 г. был уже достаточно силен, а главное - надежен. Наконец, в августе 1689 г. распространился настойчивый слух, что якобы на 8-е августа назначен поход потешных на Москву с целью истребления Софьи, Иоанна и царевен. Под этим предлогом на вечер 7-го августа Шакловитым назначен был сбор по 100 надежных стрельцов от 4-х полков с заряженными ружьями и посланы были в с. Преображенское 3 верховых денщика для наблюдения за действиями Петра. Но два стрельца, Мемнов и Ладогин, прискакали ночью в Преображенское, успели предупредить Петра и открыли ему весь план заговорщиков. Петр ночью же поскакал с 4-мя стремянными конюхами в Троицкую лавру. Туда же вслед за ним прибыл весь потешный отряд, стрелецкий Сухарев полк, а также все состоявшие на службе правительства офицеры Немецкой слободы. Все симпатии оказались на стороне Петра; в его распоряжении оказалась значительная и совершенно преданная ему вооруженная сила. Между тем Софье и Шакловитому не удалось поднять значительное количество стрельцов на новый бунт; дело ее поэтому оказалось проигранным и она принуждена была подчиниться всем требованиям Петра. К 15-му сентября был восстановлен уже полный порядок. Назначено было расследование; Шакловитый и другие главные виновники были казнены; Софья отстранена от управления государством; верные же Петру лица вознаграждены. Все важнейшие должности правительства замещены верными людьми своей партии, а управление государством вручено царице Наталье Кирилловне и кн. Б. Голицыну. Семнадцатилетний царь Петр, однако, уклонился от участия в управлении, а приступил, энергичнее чем когда-либо, к дальнейшему самообразованию и правильной организации своих потешных войск по планам и мыслям генерала Гордона и Лефорта. II. В зависимости от изложенного хода событий в развитии потешных войск Петра можно проследить три периода: первый период до 1682 года - период детских потешных забав; второй период 1682-1689 гг. - период села Преображенского,по содержанию учебный; и третий период 1689-1692 гг. - период организационный. 1-й период - детские потехи. В 1679 г. для воспитания семилетнего царевича назначен был особый "дядька" - стольник кн. Борис Ал. Голицын и назначены были по заведенному обычаю "робята-сверстники", которые по своим придворным обязанностям имели звание стольников, спальников и слуг. Точное число их неизвестно, но их было немного: 20-30. Имена сохранились только 14-ти: 6 Нарышкиных (родня царицы), Головкин, Матвеев, кн. Мещерский, кн. Гагин, кн. Голицын и Стрешнев. У хором царевича в Кремле была устроена особая потешная площадка, на которой разбит был "потешный шатер", стояла "потешная изба", а при ней рогатки и деревянные потешные пушки. Эта детская дружина, по-видимому, часто собиралась, но предавалась исключительно детским забавам воинского характера, в зависимости от ясно обнаружившейся у Петра природной склонности к ним. Эта-то дружина и получила прозвище "потешных". Потешники имели полный комплект тогдашнего вооружения из дерева; так, они имели под названием "потешных": луки, пищали, пистоли, карабины, булавы, топорки, сабли, копья с прапорцами, барабанцы и потешные знамена. К концу этого периода десятилетние потешники уже научились стрелять из лука, обращению с оружием, отчасти военному строю и барабанным боям, причем Петр везде был первым. Но насколько успешно шли воинские упражнения, настолько же случайны и малоуспешны оказались научные занятия Петра. Недостаток их впоследствии стоил ему многих огорчений, трудов и разочарований, стеснявших не раз размах его великой деятельности. 2-й период - учебный (1682-1689 гг.). Мы уже видели, что в 1682 г. партия царицы Натальи Кирилловны (Нарышкиных) подверглась страшному разгрому, что верховная власть перешла в руки Софьи и что Петр с матерью вынужден был удалиться в тишину с. Преображенского на целых 7 лет. Но так как Петр, движимый своей природной склонностью к военному делу, получил возможность со времени назначения его к предводительствованию войсками придать своей деятельности вполне осмысленный государственный характер, то и детские его воинские потехи скоро, хотя и незаметно, перешли в серьезное практическое и научное изучение всех деталей (хитростей) военного дела, в серьезную подготовку, осуществленную при посредстве дружины потешников. Дружина потешников, развиваясь в течение 5-ти лет, достигла в 1686 году численности 100-150 четырнадцатилетних мальчиков и стала называться с этого времени "потешным полком". В 1686 году потешный полк заключал в себе: 1) сотню конного строя, 2) сотню пешего стоя, 3) 11 медных и железных пушек с потешною запряжкой и потешными пушкарями, взятыми из числа стряпчих конюхов - людей взрослых и степенных, первым из которых был Бухвостов, и 4) барабанщиков и флейтщиков (переведенных из Бутырского полка). Потешный полк имел особое черное знамя и особую "потешную" форму из темно-синих кафтанов с позументами и особых шапок. Конная сотня вооружена была карабинами, а потешная - мушкетами; кроме того имелся большой запас всякой "брони", т.е. всякого оружия: копья, пистолеты, сабли, предметы снаряжения и пр. Для хозяйственных и учебных целей потешного полка в с. Преображенском построен был особый "потешный городок", "Прешбурх", заключавший в себе земляную крепостицу с водяными рвами, деревянными башнями с пушками, потешными конюшнями, амбарами, столовыми и пр. хозяйственными постройками и целой флотилией потешных судов на р. Яузе. Все потешники жили вблизи слободою. Полк усиленно обучался по тогдашнему уставу, носившему название "Учение и хитрость ратного стоя", стойке, ружейным приемам, поворотам, маршировке, движениям, всякой пальбе и маневрам, причем боевые стрельбы производились под наблюдение "дядьки" - кн. Б. Голицына или иностранца капитана Зоммера. Петр особенно полюбил артиллерийскую стрельбу, в которой и сделался специалистом. Учения часто оканчивались или малыми двусторонними маневрами, где одна сторона выбивала другую из занятой позиции, или штурмом "Прешбурха". С 1687 года наступило очень серьезное для Петра время. Софья приняла титул самодержцы и Петр, чувствуя себя в постоянной опасности, нуждался в надежной охране, которую он и нашел в своем потешному полку. Для этого потребовалось усилить полк, и вот, сначала тайно, а в 1688 г. явно, был объявлен клич с приглашением в потешники. Принято было много взрослых людей всякого звания; детская физиономия полка утратилась и он теперь стал называться "полком потешного строя людей всяких чинов", имея численность до 250 человек при 4-х знаменах. С этого же 1687 г. началась действительная служба потешников. Конная сотня несла по очереди разведочную службу в Москве о действиях стрельцов и Софьи; остальные же пешие сотни содержали внутреннюю охрану дворца,привлекая к семы и разных дворцовых сторожей и мастеровых людей. Так прошло время до 8-го августа 1689 года, когда Софья сделала попытку устранить Петра от царствования при помощи нового заговора стрельцов, попытку, которая кончилась устранением ее от правления и разгромом ее партии. Потешный полк, немедленно прибывший к Петру в Троицкую лавру, составил там ядро вооруженных сил. 3-й период - организационный (1689-1692 гг.). Как было уже указано, позорные крымские походы, многочисленные стрелецкие бунты и влияние образованного генерала Гордона создали в Петре решение реформировать свои войска по тогдашним образцам западной Европы. Решено было начать с потешного полка, регулярное сформирование и обучение которого и было поручено генералу Гордону тогда же, т.е. в конце 1689 г. Прием новых взрослых потешников продолжался и полк постепенно усиливался. В 1690 г. последовало назначение первых строевых начальников-сержантов, в число которых зачисляется и Петр; в декабре того же года полк был разделен на роты; наконец, весною 1682 г., последовало официальное учреждение Преображенского и Семеновского полков, на сформирование которых поступило по 4-6 рот с 12-ю сержантами в каждой (около 300 ч.) из общего состава потешного полка, причем офицерские должности замещены были частью же детскими потешниками Петра. Регулярное обучение потешного полка, а впоследствии и новоучрежденных полков, продолжалось под личным руководством Петра и генерала Гордона с чрезвычайной настойчивостью. Особенное развитие в это время получили двусторонние маневры, известные под названием семеновских и кожуховских походов. Несчастных случаев на этих маневрах не боялись; схватки сторон бывали порой очень горячими и сопровождались не только раненными, но и убитыми. Применялась и действительная опасность, в виде бросания особых разрывных глиняных горшков. Разрывом одного такого горшка в июле 1691 г. царь Петр был тяжело ранен, а Гордон и многие другие - легко. Столь солидная подготовка дала блестящие результаты при первом же испытании этих полков в бою под Нарвой в 1700 г. При полном разгроме армии Петра, только эти два полка, Преображенский и Семеновский, сдержали натиск шведов и тем спасли жизнь и достоинство Петра, дали возможность возобновить дальнейшую, уже успешную, борьбу. Таким образом, рассматривая в целом всю деятельность Петровских потешных войск, мы должны придти к заключению, что она выразилась: 1) в охранении безопасности царской особы Петра; 2) в подготовке самостоятельного кадра образованных офицеров всех родов войск и 3) в образовании 2-х первых практически обученных и воспитанных регулярных полков русских вооруженных сил. После Петра Великого мы встречаем вновь потешников в 1841 году, в царствование Императора Николая I. В целях лучшего физического воспитания Великих Князей Николая и Михаила Николаевича, в Зимнем дворце сформирован был потешный взвод, носивший форму Преображенского полка. В этот взвод вошли 18-19 мальчиков из детей ближайших ко двору знатных фамилий и 10-15 кадет первого кадетского корпуса. Обучение происходило в залах дворца под личным руководством Императора, по воскресеньям, в течение нескольких лет, и заключалось, по преимуществу, в маршировке и разных тонкостях тогдашней чисто строевой муштры, частью же в артиллерийских учениях в тех же залах с деревянными пушками, в некоторых земляных саперных работах в Царском Селе и в обучении балетным танцам, цирковой верховой езде, плаванью и гребле, бегу на коньках и фехтованью. Хотя эти потешники достигли впоследствии высоких положений, но никакого государственного или общественного значения эта потешная деятельность не имела. Несколько большее значение имела попытка Великого Князя Николая Константиновича летом 1871 года в г. Павловске. По собственной инициативе Великий Князь объявил по дачным окрестностям Павловска приглашение мальчиков на военные игры. Дети с восторгом откликнулись и стали ежедневно собираться на берегу р. Славянки у Новой-Веси. Великий Князь лично занимался с ними гимнастикой, военным строем, песнями, наводкою мостов, постройкой земляного укрепления. Потешники получили маленькие ружья, имели собственных барабанщиков и гармонистов. Учения эти закончились 10-го июля походом в г. Павловск и штурмом Павловской крепости.

М. Смельницкий.

Происхождение потешных войск //

Военный сборник. - 1911. - N3).

  
  
  
  
   Факты "Из моей жизни"
   ("Записки вечного узника")
  

0x01 graphic

  

Наказание Илиодора в Храме (2Мак. 3:23-40).

Гравюра Гюстава Доре

Анатолий Каменев

Командующий войсками Д.Ф. Язов

- главный строитель

  
   Главным прорабом училищной стройки стал командующий войсками округа генерал-полковник Д.Ф. Язов.
  
   Несмотря на обилие дел, командующий не менее двух раз в неделю посещал училище, проверял ход работ, устраивал нагоняй и стал до того привычным в училище, что мы, преподаватели и курсанты, уже не удивлялись, встретившись с Язовым лицом к лицу в коридорах строящегося учебного корпуса.
   *
  
   Как мы заметили, между ним и начальником политуправления округа генералом Попковым имело место своеобразное соревнование.
   Командующий курировал строительство учебной базы, а начальник политуправления - клуба.
   И тот и другой надеялись блеснуть строительными заслугами перед московскими начальниками и тем самым создать у них благоприятное впечатление о своей работе.
   *
  
   Трудно их упрекнуть в том, что качества командиров и начальников оценивались не по главным, а второстепенным показателям.
   Это была застарелой болячкой Русской Армии времен посредственных правителей и таких же их помощников по военной части.
  
   Журнал "Военный вестник" под номером 1 за 1858 год писал:
  
   "Офицера, до получения роты, ценили только по наружности, а ротного командира - по тому, как рота ходила церемониальным маршем или делала ружейные приемы"...
  
   "Бездарность, или совершенное невежество на маневрах, навлекали на виновного порицание только со стороны высших начальников. Ближайшие начальники оставались к этому совершенно равнодушны."
  
   "Это эгоистическая односторонность взгляда начальника убивала в офицерах стремление к образованию и развивала в них желание угождать, в ущерб понятию о долге.
   Не только с военными науками, но даже с теми частями устава, которые были написаны не для смотров, а для войны, офицеры были мало знакомы"...
  
   "У многих начальников наука не только не находила покровительства, а, напротив, встречала преследование, насмешку: занимающегося наукой офицера обыкновенно называли ученым, прилагая это название преимущественно в тех случаях, когда ему случалось сделать какой-нибудь промах".
  
   И далее говорилось:
  
   "Нельзя не заметить, что смотры высшего начальства составляют альфу и омегу нашей служебной деятельности.
   Не успешность службы в ее постепенном, непрерывном ходе; не ровная, постоянная заботливость о ее выгодах, - а только удача на смотру, вот что поглощает все стремление начальников частей".
   *
  
   Отметим: это было написано более 120 лет назад.
   Но как свежо и актуально звучат эти слова и сейчас.
   *
  
   Командующий войсками генерал-полковник Дмитрий Тимофеевич Язов, личность незаурядная.
   Начал свой военный путь в 1941 году курсантом военного училища.
   С 1942 года - на фронте.
   Войну закончил в должности зам. командира роты.
   С 1945 по 1965 г. успел окончить курсы усовершенствования офицеров, военную академию имени Фрунзе и пройти путь от командира роты до командира полка.
   Затем два года (1965-1966) обучения в Академии Генштаба.
   Затем - командир дивизии, корпуса, кадровик, командующий Центральной группой войск.
  
   В мою бытность - командующий войсками Среднеазиатского, а затем и Дальневосточного округа.
  
   В 1987 г. получил сразу два высших назначения: первое - начальником Главного управления кадром, а, спустя некоторое время был возведен М.С. Горбачевым в министры обороны.
   *

Выговор от командующего

  
   С Язовым я познакомился буквально в первую неделю пребывания в округе.
  
   Сначала - на научно-практической конференции в штабе округа, где обсуждалась деятельности главного интеллектуального журнала вооруженных сил - "Военной мысли".
  
   А на следующий день после конференции - уже столкнулся лицом к лицу в помещении кафедры, где проводились сборы партийно-советского аппарата 3-х республик: Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
   *
  
   Конференция, о которой я упомянул, проходила по инициативе Москвы и была настроена на хвалебные тона и признание "большого" вклада журнала "Военная мысль" в развитие военной науки.
  
   Как обычно, бывало в таких случаях, тезисы выступлений предварительно рецензировались в штабе округа.
  
   Мои тезисы, содержащие некоторые критические нотки, "цензорами" были забракованы, но все же попали на стол заместителя командующего генерал-лейтенанта Вострова.
  
   Тот, на правах ведущего, видимо, решил раззадорить москвичей и потому включил меня в состав выступающих.
   *
  
   Конференция, однако, затянулась, так как наши кадры не приучены выступать коротко и ясно и для меня создалось затруднение - время действия разового пропуска истекало и мне пришлось обратиться в перерыве к ведущему с просьбой убыть восвояси.
   Тот не возражал и я с легким сердцем покинул конференцию.
   *
  
   Но мой преждевременный уход не прошел бесследно для Язова.
  
   Обладая прекрасной зрительной памятью, он заметил мой уход с конференции и по тому на следующий день, прибыв на кафедру и увидев меня, строго спросил:
  
   - Товарищ майор. Почему вы без разрешения покинули вчера конференцию.
   Мои объяснения его не удовлетворили и потому он строго приказал:
   - Больше так не делайте. А сейчас шагом марш на лекцию.
  
   Мне пришлось подчиниться и прослушать лекцию командующего от начала и до конца.
   *
  
   За все годы, что я служил в САВО, мне неоднократно приходилось присутствовать на лекциях Д.Ф. Язова.
  
   Это были поучительные занятия.
  
   Он ни одного раза не повторился в своих выступлениях.
   Речь его, свободная и образная, всегда содержала какие-то интересные мысли, заставляла над чем-то задуматься.
  
   Это был, наверное, единственный случай на моей памяти, когда военачальник высокого ранга обладал отличными ораторскими способностями.
  
   Большинство же прочих начальников, малых или больших, как правило, были косноязычны, шаблонны, все проблемы суживали до частных примеров местного масштаба.
  
   Они умели распекать, грозить, хамить и прилюдно унижать подчиненных, не опасаясь ни ответной реакции, ни порицания офицерского общества, ни каких-либо партийных санкций.
  

0x01 graphic

Портрет великого князя Константина Павловича. 1802г.

Художник Александр Осипович Орловский (1777-1832)

  

Константин Павлович: "Извините господа! Виноват"...

  
   Как тут не вспомнить событий 1813 года, памятных для каждого русского офицера, имеющего чувство собственного достоинства.
  
   Речь идет о грубом проступке брата царя - Константине Павловиче, который, нагнав строй кавалергардов, в грубой форме незаслуженно отчитал полковника Каблукова за то, что тот следовал в строю не в каске, а легкой шапочке из-за ранения головы.
   Приказом по полку Каблукову такая привилегия была дана.
   Но цесаревич, несмотря на объяснения, еще больше нагрубил и удовлетворенный разносом двинулся дальше.
  
   Казалось, надо было молча проглотить незаслуженную обиду.
  
   Да не таковы были тогдашние офицеры, чтобы прощать даже брату царя подобные оскорбления.
  
  -- Во-первых, сам Каблуков тотчас подал рапорт об отставке за нанесенные оскорбления.
  -- Офицеры полка в солидарность с ним, также написали рапорта.
  -- Шеф полка генерал Депардович был вынужден встать на сторону офицеров полка.
  
   Весть о чрезвычайном происшествии в кавалергардском полку дошла до Александра I, который, разобравшись в случившемся, заставил брата выехать в полк и прилюдно извиниться за нанесенное оскорбление.
  
   Константин Павлович выполнил волю царя и принес повинную голову в полк.
   Инцидент был исчерпан.
   *
  
   И теперь подумаем, в каком положении оказался бы полковник Каблуков, если бы его не поддержали офицеры полка?
   И подумаем: почему офицеры вступились за своего товарища?
  
   *
   Видимо, побуждений было несколько.
  
  -- Во-первых, к тому обязывало воспитание, при котором честь и личное достоинство всегда стояли на первом плане.
  -- Во-вторых, офицерская солидарность требовала не выдавать из своей среды порядочного и ничем не запятнавшего себя офицера. Нетерпим в офицерской среде мог быть только человек, запятнавший офицерскую честь. Таких без сожаления выдворяли из офицерской среды.
  -- В-третьих, все понимали, что хамству надо давать бой каждый раз, иначе это зло превратиться в привычку и сделается общим правилом.
  

0x01 graphic

Смотр польской кавалерии великим князем Константином Павловичем в Варшаве на Саксонской площади в 1824 году.

Художник Ян Богумил Розен

Странности Язова

  
   Язов производил впечатление порядочного и честного человека.
  
   В округе не было слухов о его дачах, особняках и т.п.
   Мне приходилось видеть и то, как он проводил свое свободное время.
  
   Удивительно было видеть машину командующего на повороте к учебному полигону училища в субботнее и воскресное время.
  
   Я, направляясь туда с суточным нарядом, вдруг обнаруживал, что командующий неспешно прогуливается со своей супругой у въезда на магистраль. Спустя некоторое время машина Язова появлялась на территории учебного центра, делала круг и возвращалась назад.
   В моих глазах это был достойный офицер, который старался как мог для блага войск округа.
   *
  
   Допускаю, что кто-то знал Язова с другой стороны, мне не ведомой.
  
   Мой же рассказ о нем - это попытка донести мысль о том, что этот человек в силу своего воспитания и жизненного опыта не был склонен к авантюрам.
   Он ценил достигнутое, не претендовал на многое, был, как мне кажется, всегда лоялен по отношению к власти.
  
   Такие люди, как Язов переворотов не устраивают.
   Они боятся потерять положение, которое с трудом достигнуто.
   Это категория людей осторожных, наученных горьким опытом, своим, но более - чужим, что выступать против реальной силы абсурдно.
  
   Вот почему мне в августе 1991 года было досадно видеть в числе членов ГКЧП фамилию Язова.
   Он никак не мог пойти против Горбачева, который сделал его министром обороны, столь сильно превысив реальные амбиции моего бывшего командующего округом.
   По мнению многих, пределом мечтаний Язова был всего лишь пост начальника Главного управления кадров, но не министра обороны.
   Впрочем, пока об этом остаточно...
  
   *

Делаю, что могу

  
   Мое положение в округе оказалось особенным, так как лишь в моем лице политуправление имело квалифицированного специалиста по военной психологии и педагогике.
  
   Генерал-лейтенант Арапов, сменивший генерал-полковника Попкова на посту начальника политуправления, привлек меня в подготовке брошюр для офицеров округа по вопросам воспитания и обучения войск.
  
   Темы для разработки были весьма разнообразные:
  
   "Педагогическое мастерство и пути его формирования в части",
   "Психологические основы формирования у военнослужащих высоких морально-боевых качеств и воинского мастерства",
   "Влияние обстановки современного боя на психику воинов и выполнение боевых задач подразделениями и частями",
   "Психологическая подготовка личного состава к современной войне",
   "Психолого-педагогические условия успешного укрепления уставных взаимоотношений в первичных воинских коллективах",
   "Формирование общественного мнения в воинском коллективе как путь укрепления воинской дисциплины",
   "Конфликтные ситуации в подразделении, их профилактика и предупреждение" и др.
  
   Материал для брошюр приходилось собирать буквально по крохам, опираясь на исторический и современный опыт.
  
   В итоге получался весьма интересный материал, который содержал какие-то важные идеи, помогающие войсковым работникам использовать их в своей практике.
  
   В принципе, это была полезная работа, так как офицеры всех рангов нуждались в практических психолого-педагогических знаниях.
   *

Офицер должен быть лидером

  
   В этой связи следует отметить тот факт, что в подготовке офицерского состава, русского и советского, был и есть существенный изъян.
  
   Офицерская работа - это деятельность руководителя, который призван обеспечивать, мотивировать, направлять работу подчиненных. Личная исполнительская работа в структуре его деятельности должна занимать ничтожно малое место. Говоря другими словами, его дело не в том, чтобы лично стрелять из орудия, а в другом - в учении научить подчиненных это делать самостоятельно.
   Если он и подойдет к орудию сам и сделает выстрел, то только для того, чтобы показать пример подчиненным или же продемонстрировать образцовое действие. Все же необходимые действия с орудием должны совершать его подчиненные, а не он сам.
  
   Но и не его удел быть всего лишь инструктором.
  
   Офицер должен быть лидером.
   А это уже другая ипостась.
   Лидер - это ведущий за собой других людей не потому, что он формально главный, а в силу того, что он лучший, надежный, смелый и мужественный человек.
   *
  
   Военные училища и военные академии фактически готовили и продолжат готовить военспецов, т.е. специалистов военного дела, но не военных лидеров, т.е. людей, способных вести за собой массы.
  
   Учебный процесс построен таким образом, что в учебную программу включены все тактико-специальные и военно-технические дисциплины, обществоведение (гуманитарный цикл) и общеобразовательные науки.
  
   Удельный вес психологии и педагогики в этой программе занимает менее 1%.
  
   А по своему характеру эти дисциплины носят просветительский характер, но не нацелены на расширение познания человеком своих возможностей и особенностей и побуждение к развитию качеств лидера.
   *

0x01 graphic

Пифия (жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах,

расположенного на склоне горы Парнас)

Художник Джон Кольер

Познай себя - научишься разбираться в других

  
   Девиз, написанный на Дельфийском храме "Познай себя", для знающих означает, что разобравшийся в своем характере человек, понявший свою силу и слабость, обретает потребность развиваться дальше.
   Не знающий себя этого не понимает и пребывает в блаженном состоянии успокоения.
  
   Но существуют ведь вполне ясные положения:
  
   "не знаешь себя -не познаешь других",
   "не умеешь повиноваться - не научишься повелевать" и др.
  
   *
   Конечно, по большому счету, познание человеком себя должно осуществляться в раннем детстве и продолжаться без перерывов все время жизни.
   Но - это в идеале.
  
   Познание себя, начавшееся инстинктивно с рождения, бурно проходит от 2-х до пяти лет.
   В это время ребенок, как губка впитывает в себя всю информацию окружающего мира и постоянно открывает в себе что-то новое.
   Менее активно этот процесс происходит в подростковом и юношеском возрасте. Но в это время социальные, межполовые вопросы занимают сознание человека. Углубление в себя носит все менее осмысленный характер и принимает некие полярные формы - удовлетворения или недовольства собой.
  
   Удача, достижение, как правило, вызывает чувство гордости, вызывающее тщеславие, желание постоянно нравиться другим.
   Неудача побуждает искать причины на стороне, но только не в себе.
  
   *
   К моменту поступления в военное училище молодой человек, как бы обрастает защитной броней, уходит в мелкие переживания и не пытается заглянуть в глубину собственной души, чтобы понять истинные мотивы своего поведения, коренные потребности своей личности и т.д.
  
   Военно-учебное заведение, призванное исправить нравственно-психологические изъяны курсанта, этого не делает.
  
   Командиры не озабочены этой проблемой, а преподаватели, как говорится, "за деревьями не видят леса".
  
   *
   Вот почему психолого-педагогическое "сопровождение" офицерской службы крайне необходимо. В нем, этом сопровождении, нуждается и молодой, и опытный офицер.
   К сожалению, эта проблема до сих пор не осознана в должной степени...
   *
   Вернемся, однако, к работе по распространению психолого-педагогических знаний среди офицеров САВО. Конечно, удалось сделать не так мало.
   Все же около 20 брошюр было в то время издано.
   Больше не позволяло ни время, ни обстоятельства.
  
   Моя деятельность, как специалиста, привлекла внимание самого начальника политуправления округа генерала Арапова.
  
   Меня стали активно приглашать на разные окружные мероприятия...
  
   См. далее...
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023