ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
А. Мариюшкин. Трагедия русского офицерства

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


 []

Разъезд 1-го Офицерского ген. Маркова полка

  
  
  

А. Мариюшкин

  

Трагедия русского офицерства

  
   <...>
   Если бы отыскался такой большой талант, который написал бы действительно трагедию русского офицерства для сцены, то можно с уверенностью сказать, что ни один зритель не дослу­шал бы до конца, ибо не выдержали бы никакие нервы...
   Опыты всех минувших войн в одинаковой мере подтверж­дают то громадное значение, которое в жизни народов и ар­мий принадлежало и принадлежит командному составу.
   Если дисциплина есть душа армии, то командный состав по справедливости можно назвать ее сердцем.
   Вот почему все антигосударственные партии при всех по­пытках внутреннего переворота старались, прежде всего, вне­сти раскол между народом и солдатом, с одной стороны, и офицером -- с другой и подорвать его авторитет; вот почему и французская, и русская революции первой своей целью стави­ли неистовое уничтожение старого командного состава, вырос­шего на традициях государственности, усматривая в нем опас­ную силу.
   <...>
   Кажется, ни один социальный класс со времен существова­ния мира не испытал на себе такой несправедливости и не пережил такой трагедии, которая выпала на долю русского офи­церства на протяжении 1917-1923 гг.
   Государственные и народные потрясения, именуемые сму­той или революцией, переживала каждая страна, каждый народ. Классовая и партийная вражда принимала формы кровавых актов и во времена глубокой древности, и в период античной цивилизации, и в эпоху мрачного средневековья, и даже в века самой гуманнейшей философии, но никогда ни в одной стране никто не подвергался такому безумному преследованию, такой ничем не оправдываемой озлобленности со стороны своих же, как многострадальное российское офицерство. Русского офи­цера травила не только чернь, его травила и так называемая передовая интеллигенция, если только можно назвать интелли­генцией ту среду неудачников жизни, которая способна была только ныть, все критиковать и брызгать ядом озлобления.
   Еще задолго до мировой войны, а, следовательно, задолго и до русской смуты, в нашей литературе, за которую щедро бро­сали золото инородцы, можно было уловить планомерный, скры­тый поход против офицерства. Выброшенные волной безвре­менья наши писатели, затрагивая быт армии, неуклонно и тен­денциозно вели кампанию против офицера. Если вглядеться в нашу беллетристику последних лет, то станет жутко и стыдно за русское общество, которое вольно или невольно повинно в скорбном пути своего офицерства, а вместе с тем и в скорб­ном пути своей Родины, ибо если одни делали предложение, то другие являли спрос.
   В то время, когда за границей офицерский класс являл собой украшение нации, в то время, когда, например, в Германии даже высшие сановники считали честью надевать в парадные дни мундир прапорщика своих старых полков, -- у нас отношение общества к офицеру было или нетерпимое, или, в лучшем слу­чае, безразличное.
   Оттого и литература наша, за некоторым небольшим откло­нением, являла собой какое-то кликушество юродивых и незас­луженных наветов. Ведь ни одного светлого тона, ни одного правдивого штриха.
   В то время, когда действительность, не говоря уже о таких мастерах ратного дела, как Суворов, Румянцев, Скобелев, в то время, повторяю, когда действительность дарила русской исто­рии такие имена, как Милютин, Обручев, Ростовцев (одни из первых активных деятелей по отмене крепостного права), как Пржевальский, гр. Канкрин, Лорис-Меликов, Черняев, Ванновский, кн. Хилков, Кюи и, наконец, Витковский (современный все­мирный математик) и много, много других светлых образов, скромно ковавших своей Родине славу, наша продажная лите­ратура из подполья выбрасывала на рынок уродливые фигуры пошлых, пьяных, ограниченных людей, с пороками и несложной моралью.
   <...>
  

 []

Ген. С.Л. Марков

   Так подготовлялась та Голгофа, на которую молча и спокой­но взошел русский офицер, принявший на себя грехи и беззако­ния многих поколений.
   Но почему же не протестовало офицерство против этой организованной травли? Почему допускало государство эту тихую сапу, которая впоследствии взорвала всю страну?
   <...>
   Где же скрыты те причины, по которым русский офицер, являющийся частью своего народа и притом частью далеко не последней, был лишен всех человеческих прав и объявлен вне закона своей Родины?
   Пользовался ли он незаслуженными привилегиями? Не оп­равдал ли надежд своего народа? Был ли он жесток к солдату, что заслужил гнев и отмщение его отцов, братьев и детей? Конечно же, нет.
   Причины эти скрыты не в офицере и, может быть, даже не в народе -- обе эти собирательные фигуры никогда не имели между собой никаких счетов, накапливающих вражду.
   <...>
   Весь вопрос в том, что композиторам русской смуты, когда они увидели полную несостоятельность осуществить те щед­рые обещания, которые они сулили многомиллионной массе, надо было прикрыть свою непригодность, надо было изыскать при­чину, чтобы не видна была эта хвастливая ложь. Надо было выдумать врага, который якобы тормозит ускоренный бег со­бытий к народному счастью.
  

 []

Русским воинам
на русском кладбище в Галлиполи

  
   Таким врагом, на которого были отвлечены взоры отупев­шей толпы, оказался русский офицер, благо почва была уже подготовлена.
   Это ему нужна была война, чтобы получать награды... Это он не хочет мира "без аннексий" и защищает каждую пядь земли, которой у нас и без того много...
   Это он требует на фронт снарядов и продовольствия, когда тыл голодает и изнемогает в очередях...
   Это он не пускает солдат с фронта делить землю. Он рас­строил транспорт, испортил паровозы, менял пушки за бутылку вонючего рому и продался немцам.
   Это, наконец, он, который триста лет пил рабоче-крестьянс­кую кровь. Освободись от него сам, ибо мы бессильны, и тогда тебя ожидает рай, земля и воля!
   И охваченный безумием народ штыками своих детей начал освобождаться...
   Под пьяный хохот анонимного зверя, именуемого толпой, по всей широкой Руси началось каиново дело, и полилась, задыми­лась мученическая кровь... Она лилась в окопах, где вчера еще в грязи у пулемета рядом спали офицер и солдат. Она поли­лась на улицах, в тюрьмах и подвалах.
   Офицера отрывали от матерей, от жены и детей и на их глазах убивали, как величайшую заразу.
   Его пытали, жгли, истязали орудиями, перед которыми по­бледнел бы Нерон и Святейшая инквизиция.
   <...>
   И даже теперь, после всех пережитых потрясений, после бездны выпитого горя, изломавшего личную жизнь, русский офицер готов простить своему народу его лукавые заблужде­ния и не вменить ему его беззаконий. Только не простится ему материнская скорбь по своим замученным детям, никогда не простятся ему святые слезы детей, потерявших своих отцов. Они не смогут простить, ибо превыше человеческих сил их страдания, бездонна глубина их горя.
   Пусть эта толпа, эта чернь была введена в заблуждение, но это заблуждение помимо всего посягнуло на наши святыни, оно обагрило свои руки в крови своего мученика Царя, да и теперь эти руки терзают и бесчестят свою Родину.
   Ведь это ты, русский народ, опозорил себя предательством и изменой.
   Ведь это ты выбросил на поругание гробницы святых твоих мучеников, которых чтили деды и отцы.
   Ты жег офицеров вместо угля в раскаленной топке "Алма­за" и пускал их под лед в прорубь. Ты прошел из конца в конец с огнем пожаров и сжег, и разрушил те памятники, кото­рые создавались усилиями твоих предков. Это сделал ты, "на­род-богоносец", ибо ты допустил это.
   <...>
   За что же, спросим мы теперь, с такой ненавистью и жесто­костью восстал на тебя, русский офицер, свой же народ и излил всю накипь одичания и озверения, которой не подвергались даже враги? Почему и теперь еще не кончен твой крестный путь?
   <...>
   Кому это было выгодно?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Мариюшкин А. Трагедия русского офицерства. - Новый Сад, 1923.
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023