ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Арап Петра Великого"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жизнь, поставленная на кон, и "резерв государственных людей". Мой первый ответ "ученому совету" - "История подготовки офицерских кадров в России". Пока мы готовились шапками закидать немцев... Наши и немецкие просчеты в войне 1941-1945 гг.


  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  

0x01 graphic

Дуэль Пушкина с Дантесом.

Художник А.А. Наумов 1884

   Факты "Из моей жизни"
   ("Записки вечного узника")
  

Анатолий Каменев

ВОЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ

  
   Суть же, на наш взгляд, была в другом.
  
   Любым партиям надо было закрыть доступ в вооруженные силы, а любые попытки разыгрывать "военную карту" приравнять к разряду тяжких преступлений.
  
   Всем военнослужащим необходимо было запретить какое бы то ни было участие в партийной деятельности.
  
   В то же время, в вооруженных силах следовало бы создать мощный политический аппарат, в задачу которого должно входить развитие военной идеологии.
  
   Ее цель - укрепление морального духа военнослужащих, т.е. той важнейшей составляющей боеготовности, которая, по мнению Наполеона составляет три четверти боевого успеха.
  
   Само осознание себя мыслящим, разумным заставляет человека искать ответы на вопросы о смысле жизни, о целесообразности тех или иных поступков и, естественно, смысле войны, где на кон ставится жизнь человека.
  
   Если бы война была повсеместно единственным и самым справедливым средством разрешения конфликтов, то, пожалуй, не было бы необходимости мотивировать ее начало и побуждать людей в ней активно участвовать.
  
   Но люди видят, а история подтверждает справедливость здравого рассудка людей, что войны не всегда потребны, а причины для них нередко малоубедительны.
  
  -- Как же побудить людей идти на жертвы, вплоть до самопожертвования?
  -- Как заставить их пересилить инстинкт самосохранения и вступить в схватку с врагом?
  
   Выход один - их надо заставить идти в бой под страхом еще большей беды в случае ослушания или же попытаться уговорить, внедрив в сознание людей те или иные идеи.
  
  
  

Последние - это и есть область идеологии военной.

  
   Средства ее - идеи, которые должны "овладеть массами", орудие ее - искусство влиять на людей, используя их слабости, инстинкты, потребности, соблазны и т.п.
  
   Она (идеология):
  
  -- 1.Она разрабатывает общезначимую национальную идею.
  -- 2.Эта идея сплачивает, мобилизует общество (разногласия отступают на задний план; каждый горит желанием содействовать общему делу).
  -- 3.Желание быть полезным отечеству побуждает к конкретным действиям ("все для фронта, все - для победы!").
  -- 4.Лидеры, вожди, полководцы становятся особо почитаемыми людьми, ибо на них возлагаются большие надежды, с их деятельностью связывается будущее государства и счастье каждого человека.
  -- 5.В сознании каждого человека рельефно и понятно вырисовывается роль вооруженных сил для государства и для него самого; он отчетливо понимает необходимость крепкой и боеспособной вооруженной силы. В этот момент он готов не жалеть ни сил, ни средств для укрепления обороны страны и боеспособности вооруженных сил. Он готов даже расстаться с последней рубашкой и последним куском хлеба, лишь бы доставить армии все необходимое для победы над врагом.
  
   *
  
   Идеология - не просто совокупность определенных идей.
  
   Это система воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию (это - хорошо, это - плохо) и линию поведения.
  
   Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно.
  
   *
  
   Победа в идеологии, как правило, гарантирует и победу военно-политическую, ибо идеологически подчиненный враг становится безропотным рабом, не только неспособным, но и не желающим сопротивляться грядущей агрессии.
   *
  
   Но именно в таком ракурсе вопрос о реформировании военно-политической системы в советских вооруженных силах не ставился.
   Не ставится так он и сейчас, в российских вооруженных силах.
   Почему?
   *
  
   На сентябрь 1990 года приходится Указ Президента СССР "О некоторых мерах по усилению социальной и правовой защиты военнослужащих".
  
   Из названия этого указа ("некоторые меры") видно, что Горбачев не пытался серьезно решать проблему социальной и правовой защиты офицеров.
  
   Он, любитель оглядываться на Запад, должен был бы знать, как серьезно относятся к вопросам социальной защиты там.
  
   К примеру, военнослужащим, окончившим высшие учебные заведения, главным образом офицерам, сразу предлагается работа в качестве учителей по программам временного преподавания.
   *

0x01 graphic

Русский офицер, писатель и поэт М. Ю. Лермонтов

в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841.

Художник К. А. Горбунов

Резерв государственных людей

  
   Вместо того, чтобы бросать на произвол судьбы уволенных в запас офицеров, нужно было создавать специальную президентскую программу использования офицеров запаса на государственной службе.
  
   *
  
   В силу сложившихся обстоятельств, офицеры, увольняемые в запас, более чем на 95% оказываются потерянными для государственных интересов России.
  
   Если учесть тот факт, что именно офицерство является наиболее надежным оплотом государственности и представляют собой наиболее организованную и дисциплинированную силу, то приходится констатировать тот факт, что государство, в лице офицеров запаса, теряет огромный резерв государственных людей, которые могут укрепить государственную власть по вертикали и горизонтали.
  
   Если же принять во внимание то, что наиболее квалифицированные офицеры запаса привлекают внимание разных фирм и структур (в том числе, уголовных) и часть из них (офицеров) принимает предложения, исходящие от организаций, лиц, сопредельных государств, исполнение которых наносит вред национальным интересам России, то не трудно заметить, что при иных условиях, талант, опыт, высочайшая квалификация этих офицеров запаса могли бы быть весьма полезны РФ.
  
   Государство, тем не менее, не организует спроса на офицеров запаса, имеющих большие потенции и огромный запас интеллектуальной, духовной и профессиональной (военно-прикладной) энергии.
  
   Частная инициатива офицеров запаса в области укрепления безопасности РФ, ее Вооруженных Сил, исполнения гражданского долга, по воспитанию молодежи и другие начинания встречает неприятие со стороны военных и гражданских чиновников.
  
  -- Разве разумно отворачиваться от лиц и отклонять их помощь, если такие люди обладают большими интеллектуальными способностями, духовной и профессиональной зрелостью, дисциплиной, ответственным отношением к делу, военным и жизненным опытом, военно-технической квалификаций и боевым опытом?
  
   Разумные и дальновидные правительства так не поступают.
  
   Подобного положения не допускал и Петр Великий, который учредил особый статус воинов запаса и повелел не отрешать от дела всех тех, кто может принести государству какую-либо пользу.
  

0x01 graphic

Вспомним Петра Первого и

"Арапа Петра Великого" из кн. А.С. Пушкина

(фрагменты)

  
   "В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края, для приобретения сведений, необходимых государству преобразованному, находился его крестник, арап Ибрагим.
   Он обучался в парижском военном училище, выпущен был капитаном артиллерии, отличился в Испанской войне и, тяжело раненный, возвратился в Париж.
   Император посреди обширных своих трудов не преставал осведомляться о своем любимце и всегда получал лестные отзывы насчет его успехов и поведения.
  
   Петр был очень им доволен и неоднократно звал его в Россию, но Ибрагим не торопился. Он отговаривался различными предлогами, то раною, то желанием усовершенствовать свои познания, то недостатком в деньгах, и Петр снисходительствовал его просьбам, просил его заботиться о своем здоровии, благодарил за ревность к учению и, крайне бережливый в собственных своих расходах, не жалел для него своей казны, присовокупляя к червонцам отеческие советы и предостерегательные наставления.
  
   Появление Ибрагима, его наружность, образованность и природный ум возбудили в Париже общее внимание.
   Все дамы желали видеть у себя le NХgre du czar и ловили его наперехват; регент приглашал его не раз на свои веселые вечера; он присутствовал на ужинах, ... разговорами Монтескье и Фонтенеля...
  
   Но мысль променять это рассеяние, эти блестящие забавы на суровую простоту Петербургского двора не одна ужасала Ибрагима.
   Другие сильнейшие узы привязывали его к Парижу.
   Молодой африканец любил...
  
   Мысль, что природа не создала его для взаимной страсти, избавила его от самонадеянности и притязаний самолюбия, что придавало редкую прелесть обращению его с женщинами.
   ...
   Однажды Ибрагим был у выхода герцога Орлеанского.
   Герцог, проходя мимо его, остановился и вручил ему письмо, приказав прочесть на досуге.
   Это было письмо Петра Первого.
   Государь, угадывая истинную причину его отсутствия, писал герцогу, что он ни в чем неволить Ибрагима не намерен, что предоставляет его доброй воле возвратиться в Россию или нет, но что во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.
  
   Это письмо тронуло Ибрагима до глубины сердца.
   С той минуты участь его была решена.
   На другой день он объявил регенту свое намерение немедленно отправиться в Россию.
   "Подумайте о том, что делаете, -- сказал ему герцог, -- Россия не есть ваше отечество; не думаю, чтоб вам когда-нибудь удалось опять увидеть знойную вашу родину; но ваше долговременное пребывание во Франции сделало вас равно чуждым климату и образу жизни полудикой России. Вы не родились подданным Петра. Поверьте мне: воспользуйтесь его великодушным позволением. Останьтесь во Франции, за которую вы уже проливали свою кровь, и будьте уверены, что и здесь ваши заслуги и дарования не останутся без достойного вознаграждения".
  
   Ибрагим искренно благодарил герцога, но остался тверд в своем намерении.
   "Жалею, -- сказал ему регент, -- но, впрочем, вы правы".
   Он обещал ему отставку и написал обо всем русскому царю.
   ...
   В ту же ночь он отправился в Россию.
   ...
   Нечувствительным образом очутился он на русской границе.
   Осень уже наступала.
   Но ямщики, несмотря на дурную дорогу, везли его с быстротою ветра, и в семнадцатый день своего путешествия прибыл он утром в Красное Село, чрез которое шла тогдашняя большая дорога.
   Оставалось двадцать восемь верст до Петербурга.
   Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошел в ямскую избу.
  
   В углу человек высокого росту, в зеленом кафтане, с глиняною трубкою во рту, облокотясь на стол, читал гамбургские газеты.
   Услышав, что кто-то вошел, он поднял голову. "Ба! Ибрагим? -- закричал он, вставая с лавки. -- Здорово, крестник!"
   Ибрагим, узнав Петра, в радости к нему было бросился, но почтительно остановился.
   Государь приближился, обнял его и поцеловал в голову.
  
   "Я был предуведомлен о твоем приезде, -- сказал Петр, -- и поехал тебе навстречу. Жду тебя здесь со вчерашнего дня".
  
   Ибрагим не находил слов для изъявления своей благодарности.
   "Вели же, -- продолжал государь, -- твою повозку везти за нами; а сам садись со мною и поедем ко мне".
   Подали государеву коляску.
   Он сел с Ибрагимом, и они поскакали. Чрез полтора часа они приехали в Петербург.
  
   Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая подымалась из болота по манию самодержавия.
   Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над супротивлением стихий.
   Дома казались наскоро построены.
   Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамою, но уже покрытой военными и торговыми судами.
  
   Государева коляска остановилась у дворца так называемого Царицына сада.
   На крыльце встретила Петра женщина лет тридцати пяти, прекрасная собою, одетая по последней парижской моде.
   Петр поцеловал ее в губы и, взяв Ибрагима за руку, сказал: "Узнала ли ты, Катенька, моего крестника: прошу любить и жаловать его по-прежнему".
  
   Екатерина устремила на него черные, проницательные глаза и благосклонно протянула ему ручку.
   Две юные красавицы, высокие, стройные, свежие как розы стояли за нею и почтительно приближились к Петру.
  
   "Лиза, -- сказал он одной из них, -- помнишь ли ты маленького арапа, который для тебя крал у меня яблоки в Ораньенбауме? вот он: представляю тебе его". Великая княжна засмеялась и покраснела.
  
   Пошли в столовую.
   В ожидании государя стол был накрыт.
  
   Петр со всем семейством сел обедать, пригласив и Ибрагима.
   Во время обеда государь с ним разговаривал о разных предметах, расспрашивал его о Испанской воине, о внутренних делах Франции, о регенте, которого он любил, хотя и осуждал в нем многое.
  
   Ибрагим отличался умом точным и наблюдательным.
   Петр был очень доволен его ответами; он вспомнил некоторые черты Ибрагимова младенчества и рассказывал их с таким добродушием и веселостью, что никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России.
   ...
   Ибрагим, оставшись наедине, едва мог опомниться.
   Он находился в Петербурге, он видел вновь великого человека, близ которого, еще не зная ему цены, провел он свое младенчество.
   ...
   Он увидел, что новый образ жизни, ожидающий его, деятельность и постоянные занятия могут оживить его душу, утомленную страстями, праздностию и тайным унынием.
  
   Мысль быть сподвижником великого человека и совокупно с ним действовать на судьбу великого народа возбудила в нем в первый раз благородное чувство честолюбия.
   ...
  
   На другой день Петр по своему обещанию разбудил Ибрагима и поздравил его капитан-лейтенантом бомбардирской роты Преображенского полка, в коей он сам был капитаном.
  
   Придворные окружили Ибрагима, всякий по-своему старался обласкать нового любимца. Надменный князь Меншиков дружески пожал ему руку.
   Шереметев осведомился о своих парижских знакомых, а Головин позвал обедать.
   Сему последнему примеру последовали и прочие, так что Ибрагим получил приглашений по крайней мере на целый месяц.
  
   А.К. - много есть интересного в этой книге Пушкина!
   Читайте и вы!...
   ...

Сейчас идет речь о теме Петра, Пушкина, Абрама Петровича Ганнибала,

Суворова и др.:

0x01 graphic

   Пушкин начал работать над романом в конце июля 1827 г. , "где главное лицо представляет его прадед Ганнибал, сын абиссинского эмира, похищенный турками, а из Константинополя русским посланником присланный в подарок Петру I, который его сам воспитывал и очень любил".
   Ганнибал (Абрам Петрович), получив прозвище в память славного карфагенянина, Ганнибал принял православие; восприемниками его были царь (давший ему и отчество) и королева польская.
   С тех пор Ганнибал "неотлучно" находился подле царя, спал в его комнате, сопровождал во всех походах.
   В 1716 г. поехал с государем за границу.
   Во Франции Ганнибал остался учиться; пробыв 1Ґ года в инженерной школе, поступил во французское войско, участвовал в испанской войне, был ранен в голову и дослужился до чина капитана.
   Вернувшись в Россию в 1723 г., определен в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.
   После смерти Петра Ганнибал пристал к партии недовольных возвышением Меншикова , за что был отправлен в Сибирь (1727) перенести город Селингинск на новое место.
  
   В 1729 г. велено было отобрать у Ганнибала бумаги и содержать под арестом в Томске, выдавая ему ежемесячно по 10 рублей.
   В январе 1730 г. состоялось назначение Ганнибала майором в Тобольский гарнизон, а в сентябре -- перевод капитаном в Инженерный корпус, где Ганнибал числился до увольнения в отставку в 1733 г.
   В начале 1731 г. Ганнибал женился в Петербурге на гречанке Евдокии Андреевне Диопер и вскоре был командирован в Пернов учить кондукторов математике и черчению.
  
  -- Вышедшая против воли, Евдокия Андреевна изменила мужу, что вызвало преследования и истязания со стороны обманутого. Дело дошло до суда; ее арестовали и держали в заключении 11 лет, при ужасных условиях.
  -- Между тем Ганнибал сошелся в Пернове с Христиною Шеберг, прижил с ней детей и женился на ней в 1736 г., при живой жене, тяжба с которой окончилась лишь в 1753 г.; супругов развели, жену сослали в Староладожский монастырь, а на Ганнибала наложили эпитимию и денежный штраф, признав, однако, второй брак законным.
  
   Поступив в 1740 г. снова на службу, Ганнибал пошел в гору с воцарением Елисаветы .
   В 1742 г. он был назначен ревельским комендантом и награжден имениями; числился "действительным камергером".
   Переведенный в 1752 г. снова в Инженерный корпус, Ганнибал был назначен заведовать делами по разграничению земель со Швецией.
   Дослужившись до чина генерал-аншефа и александровской ленты, Ганнибал вышел в отставку (1762) и умер в 1781 г.
  
   Ганнибал обладал природным умом и выказал недюжинные способности как инженер.
   Вел мемуары на французском языке, но уничтожил их.
   По преданию, возможностью избрать военную карьеру Суворов был обязан Ганнибалу, убедившему отца его уступить наклонностям сына.

Энциклопедия "Брокгауз и Ефрон"

  
  
   Офицеры запаса при Петре Великом исполняли разные государственные поручения и тем приносили России огромную пользу.
   После Петра ...
   *
  
  
   Сегодня же офицеры запаса с момента увольнения в запас становятся ненужными ни Министерству обороны, ни государству.
  
   Предоставленные самим себе, они, как правило, растворяются в массе людей, недовольных своим существованием, обиженных на государство и готовых примкнуть ко всяким структурам и партиям, которые посулят им уважение и более достойную жизнь.
  
   Нужно ли говорить о том, как опасно для государственного строя иметь против себя лиц, обладающих уникальными познаниями и опытом в военном деле?
  
   В то же время, во многих сферах общественной и государственной жизни есть немало мест (участков, областей), где молодежь (новое поколение) не пытается проявить себя, а то, просто, не в состоянии выполнять необходимые функции в силу недостатка жизненного опыта, отсутствия должной дисциплины, понимания всей полноты ответственности и т.п.
   На этих участках должны быть зрелые, богатые жизненным опытом люди.
   *
  
   В частности, речь идет о средней школе и о профессии учителя.
  
   При сегодняшнем положении дел, будущее нации вручается вчерашним выпускникам институтов и университетов, т.е. лицам без жизненного опыта, должной духовности, но уже испорченных с точки зрения патриотизма.
   В то же время, даже в древнейших государствах понимали, что воспитывать подрастающее поколение должны только зрелые и опытные люди.
  
   Я привел лишь один пример использования офицеров запаса в широких государственных интересах, но смею утверждать, что таких областей имеется немало.
  
   Стоит еще раз повторить вопрос: разумно ли разбазаривать тот капитал, который создан десятилетиями и в который вложено огромное количество государственных средств?
   Ответ может быть только один: ни одно разумное правительство не разбазаривает то, что составляет национальное достояние.
   *
  
   Но было ли дело до такой программы Горбачеву?
   Думаю, что нет.
   Он, как всякий партийный функционер, был далек от понимания общенациональных задач.
   Его, как и многих его предшественников, больше заботило личное положение, чем общественное дело.
  

0x01 graphic

  

Бывшие.

Художник Владимиров Иван Алексеевич.

Опорные пункты власти или центры военных знаний?

  
   Другой, опыт Турции, высвечивал и одну из проблем нашего военно-учебного строительства.
  
   Так, все военные академии территориально объединены в общий учебный комплекс (в Стамбуле).
  
  -- Турецкое военное руководство считало, что совместное их расположение повышает эффективность обучения, способствует расширению военного кругозора и сплочению представителей различных видов вооруженных сил.
  
   Кроме того, за счет централизации увеличивались возможности единой учебно-материальной базы высшей военной школы.
  
   По состоянию на 1990 год СССР имела более ста военно-учебных заведений, разбросанных по всей территории огромной страны.
  
   Изначально, эта диспозиция объяснялась необходимостью иметь в горячих точках опорные пункты советской власти в виде школ краскомов и военных училищ.
  
   Командные курсы с этими задачами справлялись с честью и в силу данных обстоя­тельств уже в 1918 году они стали играть роль гвардии рево­люции.
  
   По сути дела советские военно-учебные играли роль опорных пунктов власти вплоть до 1990 года, когда впервые (Баку, Тбилиси) они стали сдавать свои позиции, как опоры власти.
   *
  
   Давно уже назревала необходимость отказаться от малокомплектных военно-учебных заведений, разбросанных по все стране и перейти к созданию крупных военно-учебных комплексов по типу первых кадетских корпусов, созданных в России в начале ХVIII века.
   *
  
   Именно по этому пути пошла и Америка, сосредоточив подготовку офицерского корпуса в трех крупных учебных центрах: Сухопутные войска - в Вест-Пойнте, штат Нью-Йорк; ВВС - в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо; ВМС и морской пехоты - в Аннаполисе, штат Мэриленд.
  
   В каждом таком военном училище обучалось около 4,5 тыс. курсан­тов, ежегодный прием составлял 1,5 тыс. чел., а выпуск - до 1 тыс. офицеров.
   *
  
   Продуманной в США была и система подготовки офицеров запаса.
  
   Там не навязывалось обязательное военное обучение в вузах.
   Студенты университетов и колледжей могли по желанию закончить курсы вневойсковой подготовки офицеров резер­ва (RОТС) при своих вузах. Срок обучения по программе RОТС составляли 2 или 4 года.
  
   Несмотря на то, что эти кур­сы в основном готовили офицеров резерва, они также являлись важным источником пополнения вооруженных сил и кад­ровыми офицерами, так как около 50% их выпускников, за­кончивших четырехлетний цикл обучения, становились офи­церами сухопутных войск, ВВС и ВМС.
  
   К примеру, в струк­туры военной разведки отбирались наиболее подготовлен­ные выпускники ведущих университетов страны - Гарвард­ского, Колумбийского, Йельского, Калифорнийского, а так­же ряда специализированных учебных заведений - Крипто-математического института. Института вычислительной тех­ники и информатики. Института международных проблем и т.д.
  
   Многие выпускники курсов RОТС впоследствии зани­мали высокие командно-штабные должности в министерстве обороны, министерствах и штабах видов вооруженных сил, различных структурах разведывательного сообщества США (РУМО, ЦРУ, АНБ, ФБР).
  

0x01 graphic

  

Мертвые души.

Художник Агин Александр Алексеевич.

  

Куда запустит ракету двухгодичник?

  
   О нашей системе подготовки офицеров запаса можно, отчасти, судить по публикации в "Московской правде" (26.1.90 г.) под интригующим названием "Куда полетит баллистическая ракета, если ее запуск поручить студенту-лейтенанту?".
  
   Автор статьи, офицер запаса В. Трусов, недоуменно спрашивает:
  
   "Кого мы обманываем?
   Кому нужна "фабрика офицеров", производящая сплошной брак?"
  
   Его мнение таково:
  
   "Тратим немалые средства, занимаем учебное время студентов, которое можно было бы потратить на основные предметы, содержим огромный штат преподавателей, руководителей, методистов - во имя чего?"
  
   Действительно, военнослужащий запаса должен быть надежным резервом действующей армии.
   А те тысячи сегодняшних студентов-лейтенантов - фикция, "мертвые души".
   Они числятся в запасе, но на них нельзя рассчитывать, они небоеспособны.
   *
  
   Да, это, действительно, бесполезная трата времени, хотя бы потому, что нельзя за одно и то же время подготовить и гражданского, и военного специалиста.
  
   Кроме того, мотивация у них разная.
   Задачи и жизненные цели не совпадают.
   Все разное.
  
   Стыковка может быть лишь в предмете профессиональной деятельности.
   *
  
   Но, уж если есть потребность привлечь гражданского специалиста к военному делу, не обязательно одевать на него погоны и ставить в офицерский строй.
  
   Он может работать на интересы обороноспособности по контракту, как гражданский специалист.
   И этим самым он может с лихвой компенсировать свою конституционную обязанность и исполнить свой долг служения Родине посредством достижений своей специализации.
  

0x01 graphic

МОЙ ПЕРВЫЙ ОТВЕТ "УЧЕНОМУ СОВЕТУ"

  
   Это и многое другое стало выявляться после того, как я предметно занялся исследованием офицерского вопроса в России.
  
   После получения отказа в утверждении темы докторской диссертации я решил исследование продолжать.
   Но полученные результаты решено было оформлять не в качестве диссертационных глав, а в виде печатных изданий.
  
   *
  
   В результате проведенной работы на свет появилась первая книга по теме "История подготовки офицерских кадров в России" (М. , ВПА, 1990).
  
   Книга вызвала необычайный интерес не только в академии, но и за ее пределами.
  
   Случалось так, что мне с просьбой прислать эту книгу обращались офицеры из самых удаленных регионов СССР.
   Звонили из Новосибирска, Томска, Риги, Благовещенска, Рязани, Ленинграда и т.д.
   *
  
   Чем была интересна эта первая книга?
  
   Думается тем, что в ней впервые за годы советской власти рассказывалось об удивительном опыте подготовки офицерства дореволюционного, от петровских времен до октябрьской революции 1917 года.
  
   Первые попытки поднять эту тему принадлежат писателю А. Кривицкому и ученому Л. Бескровному.
   Первый в годы войны начал изучать духовные основы русского офицерства и в конце войны опубликовал интересный труд под названием "Традиции русского офицерства".
  
   Второй, вместе с группой ученых, опубликовал в 1947 году "Хрестоматию по русской военной истории", интереснейших труд, содержащий множество документов и материалов.
   *
  
   Но их труды были каплей в море огромного числа материалов, достойных вниманию настоящих русских офицеров.
  
   Передо мною стояла задача найти все это богатое наследие и сделать его доступным для других.
  
   В течение года мне пришлось очень упорно работать в крупных книгохранилищах, шаг за шагом находя нужные работы
  
   В. А. Бернацкого, И.И. Бецкого, Н. Волынского, И.В. Волынцова, Н. П. Глиноецкого, П.А. Геленковского, Ф. В. Грекова, Н. С. Голицина, Д.В. Давыдова, М. И. Драгомирова, Н.П. Жервэ, Л. Л. Зедделера, М. Зенченко, Г. А. Леера, М. С. Лалаева, Д. М. Левшина, П.Ф. Лузанова, С. 0. Макарова, А. Н. Макарова, Н. В. Медема, Д. А. Милютина, Н. Мельницкова, Ф. А. Макшеева, А.М. Назарова, И. Пушкарева, П.А. Режепо, Я.И. Ростовцева, В.Н. Строева, А. В. Суворова, Н. Г. Устрялова, В. В. Штейнгеля и др.
  
   Были тщательно изучены все доступные истории военно-учебных заведений и гвардейских частей: 1-го и 2-го кадетских корпусов, Пажеского Его Величества кадетского корпуса, артиллерийских и инженерных военных училищ, всех военных академий и специальных военно-учебных заведений.
   *
  
   Проведенный анализ показал, что подготовка офицерского корпуса русской армии велась планомерно и разумно.
  
   Руководители военно-учебного строительства, такие как И.И. Бецкой, А.Я. Ростовцев и многие другие руководители Главного управления военно-учебных заведений оставили нам, потомкам, богатейший опыт воспитания надежных офицерских кадров.
  
   Этот бесценный исторический опыт долгие годы хранился без надлежащего изучения, в то время как многие ценные идеи воспитания и обучения кадет и юнкеров могли быть применены в современной практике подготовки офицерского состава.
  

0x01 graphic

  

"Прощание уезжающего офицера с его семейством" 1850.

Художник Алексей Филиппович Чернышев (1824-1863)

Новые научные изыскания

  
   Но проведенная работа составляла всего лишь часть задуманного. Нужно было с такой же тщательностью исследовать советский опыт подготовки офицерских кадров.
  
   Тетради, в которых я вел записи из прочитанных книг, пополнились сведениями из трудов
  
   Я. Л. Авиновицкого, Л. А. Безыменского, Н.П. Балыкова, К.Е. Ворошилова, Г.Ф. Гирса, Г.К. Жукова, А.М. Иовлева, А.Г. Кавтарадзе, Г.Д. Камкова, И.Д. Ладанова, Е.Ф.Осипенкова, Д.А. Петровского, К.М. Симонова, М.Н. Тухачевского, Б.С. Тельпуховского, И.П. Уборевича, С. Урицкого, М.В. Фрунзе, П.М. Фисенко, Н.Г. Чумичева, И.Э. Якира и др.
  
   Мне пришлось не только тщательно изучит все исторические труды по военно-учебному строительству, но и "прошерстить" всю военную периодику, обращая особое внимание на такие издания, как
  
   "Известия Наркомата по военным делам", "Военное знание", "Военное обозрение", "Красный командир", "Военный вестник", "Военное дело", "Военная мысль и революция", "Военная мысль", "Красная звезда", "Военно-исторический журнал", "Вестник милиционной армии", "Красная Армия и школа", "Война и революция", "Красная артиллерия", "Военно-педагогический журнал", "Вестник воздушного флота", "Записки высшей военно-политической школы им. Толмачева" и многие другие издания.
  
   Один только перечень библиографии изученных мною материалов смог поместиться в четыре 96-листовые тетради.
  
   Всего по моим подсчетам было изучение около 1,5 тыс. различных материалов, от крупных трудов до частных статей.
   *
  
   Другими словами, это был кропотливый и серьезный труд, призванный выявить все позитивное и обнаружить проблемы в подготовке офицерских кадров в советский период нашей истории.
  

0x01 graphic

  

"Обложка журнала "Мысль"" 1918

Художник Чехонин Сергей Васильевич (1878-1936)

Какие уроки дал нам советских опыт подготовки кадров?

  
   Мне представляется необходимым кратко раскрыть некоторые важнейшие положения данного исследования, получившего название "История подготовки офицерских кадров в СССР" (Новосибирск, 1991).
   *
  
   Прежде всего, подготовка нового офицерства началась с крушения всей старой системы:
  
  -- закрыли все учебные заведения, разогнали кадет, юнкеров и преподавателей;
  -- перекроили все учебные планы и программы;
  -- изменили состав обучаемых (ими стали рабочие и крестьяне), и, наконец,
  -- политизировали школу, учредив должность комиссара, введя в учебный план политические науки и поручив большевикам задачу "огромной важности" - попытаться перевоспитать в марксистском духе старую военную профессуру" (Горев Б. Марксизм и ленинизм в Военной академии // Война и революция. --1928. --Кн. 11. --C. 31.).
   *
  
   Мысль о возрождении кадетских корпусов была признана правильной, т.к. "желательно с детского возрас­та развивать у будущего офицера качества, необходимые вои­ну и вооружать его соответствующими познаниями", но практической реализации не получила.
  
   Этим советская власть похоронила идею элитарного военного образования, т.е. систему, благодаря которой высшие военные руководители готовились заблаговременно и в особых для того условиях.
  
   *
   Советская власть продемонстрировала жесткое отношение к военным кадрам, осуществив ряд репрессий и тем самым привела к тому, что к началу Великой Отечественной войны вооруженные силы СССР располагали недостаточно зрелыми в военном отношении кадрами.
   *
  
   В военно-учебном строительстве была полная неразбериха: система военных школ то разворачивалась, то сворачивалась. Учебные планы и программы постоянно менялись, а ГУВУЗ требовал готовить не руководителей, а инструкторов.
  
   Лишь война с финнами заставила Сталина признать слабость подготовки офицерских кадров.
  
   Тимошенко, назначенному на пост министра обороны после Ворошилова, он дал задание усилить дисциплину в войсках.
  
   По свидетельству писателя В. Карпова, в то время курсанта Ташкентского пехотного училища,
  
  -- "дисциплина была доведена до крайней педантичности, за опоздание из увольнения на 15--20 минут красноармейцев отда­вали под суд.
  -- Помню, однажды на учениях двое курсантов из нашего училища, утомленные до изнеможения, сорвали по веточ­ке винограда...
  -- Тут же, через час, состоялось заседание три­бунала...
  -- Курсантам дали по шесть лет" (см.: Карпов В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мирах // Знамя. --1989. --N11. --С. 106).
  

0x01 graphic

  

"Проводы в город парубков, назначенных в рекруты". 1860.

Художник Соколов Иван Иванович (1823 - 1918)

Пока мы готовились шапками закидать немцев...

  
   Немцы, готовясь к войне, поступали иначе.
  
   Они изыскивали всяческие способы повышения боеспособности войск.
  
  -- Для этого проводились различные эксперименты и учения.
  -- Учились за две недели ставить новобранца в боевой строй, не обременяя его разного рода ерундой.
  -- Пытались осуществлять подготовку командных кадров с расчетом на ступень выше, что было важно в условиях развертывания массовой армии.
  
   Но особенно бережно относились к офицерским кадрам.
  
   С объявлением в марте 1935 года о создании рейхсвера началось создание военно-учебных заведений, опытно-испыта­тельных полигонов и учебных частей.
  
   Только в сухопутной армии за короткий срок стали действовать
  
  -- 3 военные акаде­мии (Военная академия, Военно-медицинская академия и Военно-ветеринарная академия),
  -- 5 военных училищ и
  -- 30 различных военных школ (пехотная, по подготовке унтер-офицеров, кавале­рийская, артиллерийская, танковая, инженерные, связи, автомо­бильная и др. (См.: Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии. 1933-1945 гг.: В 2 т. Т. 1. -М.: Иностранная литература, 1956. -С.175-176).
  
   Изыскивали всевозможные способы пополнения офицерского корпуса:
  
  -- 1.Было отобрано из числа молодых солдат максимально возможное количество кандидатов в офицеры (о масштабах подобной акции говорят такие цифры: если в 1933 году кандидатами в офицеры зачислялось 180-200 молодых людей, то в 1938 -- до 2 тыс.);
  -- 2. Кандидатами в офицеры были зачислены около 300 студентов юридических, вузов.
  -- 3. На офицерские должности было допущено около 1.500 унтер-офицеров сухопутной армии рейхсвера.
  -- 4. Из полиции было взято около 2.500 офицеров.
  -- 5. Вновь были призваны на службу около 1.800 офицеров, уволенных ранее в запас.
  -- 6. Включение австрийской армии в состав рейхсвера дало 1.600 офицеров.
  -- 7. Были значительно снижены требования об увольнении офицеров в связи с несоответствием (см.: Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии. 1933-1945 гг. В 2 т. Т. I. -С.32-33).
  
   *
   Но возрождение военной мощи Германии началось с воссоздания и широкого распространения военной идео­логии и традиций в государственном аппарате и школе.
  
   Зна­чительная часть работников культуры и науки (прежде всего -- исторической) сыграла важную роль в этом вопросе.
  
   Если о прусском учителе говорили, что он выиграл сражение за создание германской империи при Бисмарке, то работники культуры, науки, учителя Веймарской республики все сделали для того, чтобы идеологически подготовили молодежь для агрессии про­тив других народов.
  
   От самой глухой деревенской школы до университета немцу твердили:
  
  -- "Все величайшее в истории военные подвиги -- прусские,
  -- все величайшие творения искусства -- германские,
  -- са­мые великие изобретения и самые выдающиеся ученые - немец­кие,
  -- самые сильные гимнасты - немецкие,
  -- самая лучшая промыш­ленность - германская, а
  -- самые толковые рабочие - немцы"
  
   (См.: Абуш А. Ложный путь одной нации. К пониманию германской истории / Пер. с нем. -М., 1962. -С. 193).
  
   *

0x01 graphic

Наши и немецкие просчеты в войне

  
   Начало Великой Отечественной войны показало многие просчеты и нашей военной идеологии, и нашей военной системы, включая учебную.
  
  -- Паникерство и трусость отдельных командиров и бойцов;
  -- неумение осмыслить сложившуюся обстановку и при­нять разумное решение;
  -- преувеличение боевых возможностей фашистских войск и появление так называемых "пораженческих" настроений;
  -- проявление таких явлений, как "танкобоязнь", "самолетобоязнь", "радиобоязнь" и т.п.;
  -- неумение командиров и политработников восстанавли­вать моральную стойкость людей, выводить их из состояния шока, предупреждать и пресекать явления массового психоза и невроза и др., - все это имело место в начальный период войны.
   *
  
   Немцы тоже не все рассчитали и, когда вынуждены были отказаться от плана "молниеносной войны", они проявили все негативы своей фридриховской системы, прежде всего, склонность к догматизму и шаблону.
  
   Это обстоятельство было подмечено в приказе НКО к 23 февраля 1943 г.
  
   В нем, в частности говорилось следующее:
  
  -- "Их (немцев - А.К.) стратегия дефективная, так как она, как правило, недооценивает сил и возможностей противника и переоценивает свои силы.
  -- Их тактика шаблонна, так как она старается подогнать события на фронте под тот или иной па­раграф устава.
  -- Немцы аккуратны и точны в своих действиях, когда обста­новка позволяет осуществлять требования устава.
  -- В этом их сила.
  -- Немцы становятся беспомощными, когда обстановка услож­няется и начинает "не соответствовать" тому или иному параг­рафу устава, требуя принятия самостоятельного решения, не предусмотренного уставом.
  -- В этом их основная слабость" (Правда. --1943. --2З февраля. --С.1)
  

0x01 graphic

Почему немцы забыли Шарнгорста?

  
   Этот кардинальный национальный просчет имеет давние корни.
  
   Пруссия, лишившаяся в конце ХVIII в. своего короля-полководца Фридриха II, сразу же утратила свою боеспособность.
   Прусские генералы и офицеры, приученные беспрекословно исполнять приказания своего короля, отвыкли от инициативы.
  
   Французский офицер, посетивший Пруссию в эту эпоху, приглядевшись к манере короля все делать самому, вникая во все мелочи управления и обезличивая своих сотрудников, писал следующие знаменательные слова:
  
   "Король непременно делает все сам, его министры ровно ничего не значат и им, как и генералам, не достает самостоятельности и одушевления.
   Кажется, что король, делающий так мало для их подготовки, ведет свое государство к пропасти, на краю ко­торой оно очутится тотчас после его смерти".
  
   "Подобный принцип механической строгости, - пишет историк, - мог действовать до тех пор, пока во главе армии стояла колоссальная сила.
   Исчезло со смертью короля его влияние на армию, осталась в ней лишь доведенная до высо­кой степени техническая выучка, стали понятны явления 1806 года и нисколько неудивительно ужасающее отсутствие само­стоятельности начальников".
   *
  
   Финал такой политики известен - прусские войска были наголову разгромлены французами при Иене в 1806 году.
  
   Потребовалось 7 лет и гений генерала Шарнгорста для того, чтобы возродить былую славу и в 1813 году разгромить французов.
  

0x01 graphic

  

Капитуляция. 1945.

Художник Кривоногов Петр Александрович (1910-1967)

Нам уроки не в прок...

  
   В проведенном мною исследовании было отмечено, что уроки войны не пошли в прок ни военным, ни идеологам.
  
   Сам Сталин, в 1950 году в журнале "Большевик" вынужден был признать:
  
   "Имеются, к сожалению, и такие, правда, единичные, случаи, когда отдельные научные работники уклоняются от прямой и ясной оценки того или иного научного открытия или изобре­тения...
   Некоторые профессора--серьезные специалисты в своей области--не находят мужества отстаивать свою точку зрения в вопросах, касающихся их специальности, только потому, что в какой-нибудь газете появилась по этим вопросам рецензия или статья к тому же не всегда достаточно квалифицирован­ная.
   Так, например, некоторые выступления "Литературной газе­ты" по конкретным вопросам науки молчаливо принимались отдельными научными работниками чуть ли не как директив­ные..."
  
   Общественные науки продолжали оставаться партийными дисциплинами, без какого бы то ни было проблеска собственной мысли
  

0x01 graphic

Карикатура на Сталина и Ярославского,

распространялась после XV съезда ВКП(б) "левой оппозицией"

  
   Есть все основания утверждать, что именно во второй половине 20-х - начале 30-х годов складывается так называе­мая "сталинская педагогика", т.е. та отрасль педагогической науки, которая была призвана обслуживать интересы культа личности Сталина.
  
   Не претендуя на полноту освещения того, что называет­ся "сталинской педагогикой", попытаемся показать ее основ­ные черты, специфичные средства воздействия на людей и те основные цели, которые она преследовала в реализации требо­ваний социального заказа.
  
   Думается, что отличительной чертой "сталинской педа­гогики" является ее двуличность: проповедуется одно, а де­лается другое, видится одно, но не верь глазам своим: это -- совершенно иное.
  
   Ее целевое назначение состояло в том, что­бы:
  
  -- а) подавить личность, закрепостить ее, превратить в послушных исполнителей воли одного;
  -- б) отлучить людей от мысли о демократии, свободе и привить им сознание важности и исключительной полезности сосредоточения власти в руках "вождя";
  -- в) приучить людей безоговорочно верить "вождю", его прозорливости, непогрешимости, умению вести общество в "свет­лое" будущее;
  -- г) приучить к мысли о том, что не следует сетовать на трудности и лишения, ибо впереди народ ждет процветание и благополучие;
  -- д) заставить людей поверить в то, что "большое" дело требует и больших жертв ("лес рубят --щепки летят");
  -- е) приучить "монолитно" выступать против врагов, вреди­телей и т.п. ("главный идеал -- послушание"; "вождь знает, что делает", "кто не с нами -- тот против нас").
  
   Все это нужно было "вождю" для того, чтобы сформиро­вать такую серую массу, которая бы безропотно подчинялась его указаниям, не роптала и жила надежной получить "про­пуск" в "светлое будущее".
  
   Средства "сталинской педагогики" весьма разнообразны.
  
   К ним относятся такие, как:
  
  -- создание обстановки (ситуации) всеобщего психоза, подог­реваемого "разоблачительным" материалами в прессе и выс­туплениями по радио;
  -- насаждение страха посредством репрессий;
  -- духовное и физическое насилие над личностью посред­ством вдалбливания определенных постулатов;
  -- перенесение недовольства и гнева народного на разного рода вредителей, "врагов народа" и т.п; (См.: Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художест­венного исследованиях // Новый мир. --1989. -- N8. -- С. 7-94).
  -- манипулирование общественным и коллективным мне­нием посредством использования приемов "от народа", "вы­полнения воли масс", пресса "большинства" и т.п.;
  -- применение отвлекающих маневров в виде шумных празднеств, торжеств, манифестаций и т.п.
  
   Надо отметить, что "сталинская педагогика" оказалась действенным орудием: под ее воздействием сформировался це­лый отряд бездумных исполнителей чужой воли, людей, не рассуждающих и действующих в нужном направлении, твердо верящих в правоту и прозорливость "вождя".
  
   "Сталинская педагогика", конечно же, в первую очередь была адресована военно-учебным заведениям.
   Здесь инакомыс­лие было особенно недопустимо с точки зрения Сталина и его окруже­ния.
  
   Но ведь и здесь не следовало забывать простой истины:
  
   "Сила хора не в том, что все поют одинаковыми голосами, а в том, что у каждого есть собственный голос".
  
   *
   Но самое худшее заключалось в другом.
  
   Драгоценный опыт Великой Отечественной войны, в частности, уроки начального периода были забыты уже в 1947 году.
  
   Хотя в Военной академии им. М.В. Фрунзе в 1947/1948 учебном году была предпринята попытка изучить опыт неудавшихся операций, но вскоре и там от этого отказались.
  
   Исследуя далее военную историю, я увидел интересные вещи (это есть в моей книге):
  

0x01 graphic

  

Библиотека Пьеро.

Художник Обри Винсент Бёрдслей

Немцы вновь на коне?

  
   В то время, как в нашей стране началась новая волна репрессий среди военных, немцы стремились как можно быстрее восстановить свою военную силу.
  
   Быстрое восстановление военной машины было возможным лишь при сохранении генерального штаба. После первой миро­вой войны так и было сделано.
  
   Совсем иное положение сложи­лось в 1945 г.
   От германского генерального штаба ничего не осталось. Даже проблема высших военных кадров стояла иначе.
  
   Если после первой мировой войны ни один немецкий генерал не попал в плен, а потери убитыми среди генералов были нез­начительны, то вторая мировая война обошлась германскому генералитету не так дешево.
  
  -- Всего в вермахте насчитывалось немногим более 1.500 генералов и адмиралов.
  -- Во время войны было убито 233 генерала сухопутных войск, 64 покончили са­моубийством, 20 были осуждены на смертную казнь немецкими военными судами, 33 -- приговорены к смертной казни за военные преступления судами союзных стран.
  -- В ВВС 20 генералов погибли в боях, 15 покончили жизнь самоубийством, 4 были приговоре­ны к смертной казни за военные преступления.
  -- Во флоте число погибших адмиралов составило 18 человек.
  -- По подсчетам гене­рала Фольтмана, общие потери германского генералитета в войне составили 963 человека (с учетом смерти по болезни и от несчастных случаев).
  -- В плен попало 553 человека. (См.: Безыменский Л.А. Германские генералы с Гитлером и без него. --2-е, перераб. и доп. изд. --М.: Мысль, 1964. --С.399-400).
  
   Другими словами, аппарат генерального штаба прекратил свое существование.
  
   Германской военной машине не удалось бы так быстро подняться, если бы не помощь со стороны командо­вания американских оккупационных войск в Германии.
  
   Одним из первых действий этого командования было сос­редоточение всех пленных союзными войсками немецких гене­ралов в нескольких специально оборудованных лагерях.
  
  -- Собран­ные там генералы получили задание составить описание боевых действий в период войны.
  -- В их распоряжение были даны немецкие архивы.
  -- Вся эта работа проводилась под контролем аме­риканских и английских офицеров в течение 1946-1948 гг.
  
   *
  
   Подход американских военных и политиков к возрождению германской военной машины базировался первоначально на идее непосредственного подчинения немецких войск американ­скому командованию (период 1945-1950 гг.).
  
   Данная концепция определялась с расчетом на то, что поверженная Германия и ее военные лидеры с готовностью примут любые условия и не будут возражать даже в том случае, если им будет отведена роль "пушечного мяса".
  
   Под этим лозунгом проходили мероприятия по ремилитари­зации Германии в первый период.
   Их главной формой было соз­дание так называемых служебных частей при западных оккупа­ционных войсках.
   По данным на конец 1951 г. таких частей в 3-х западных зонах было численностью 164 тыс. чел.
  
   Наряду со "служебными частями" в 1949-1951 гг. шло активное собирание всех военных кадров в рядах полиции.
  
   Ядром всех полицейских формирований была так называемая пограничная полиция.
  
   В 1951 г. среди офицеров "пограничной полиции" 93% составляли бывшие офицеры; 99% всех командиров взводов также являлись бывшими офицерами; 96% унтер-офицеров служили в вермахте (См.: Безыменский Л. А. Германские генералы с Гитлером и без него. --С. 405).
  
   Эти и другие меры позволили быстро возродить военную машину ФРГ
   *

0x01 graphic

  

Павлинья юбка.

Художник Обри Винсент Бёрдслей

Идеологическое наступление Запада

  
   Изучая развитие политической ситуации в стране во времена Хрущева-Брежнева, мне удалось установить, что ставка на развитие национализма в нашей стране была сделана идеологами Запада давно.
  
   В это время в различных регионах страны (Прибалти­ка, Средняя Азия, Казахстан, Кавказ, Закавказье и др.) национа­листы стали действовать открыто уже при Брежневе.
  
   Используя религию, как средство, с помощью которого можно объединить народ, они предприняли ряд акций, нанося­щих ущерб единству советских народов, их дружбе.
  
   Так, в Таджикистане появились бродячие мулы, которые в ряде мест республики создали буквально нетерпимой обстановку для тех, кто порвал с религией.
   Под влиянием религиозных фана­тиков кое-где было введено обучение детей Корану
  
   (См.: Материалы семинара-совещания по вопросам организа­ции и повышения эффективности конттшропаганды. Львов. 28-30 июня 1984 г. --М.: Прогресс, 1985. --С. 20.)
  
   Ставка на религию в углублении национализма была не случайна, т.к. религия в СССР является единственной легально существующей идеологией противостоящей марксистско-ленинской идеологии.
  
   Под религиозным знаменем можно было закамуфлировать разные идеи.
   Кроме того, религия - это мировоззрение, стиль жизни, регулятор поведения людей.
   Все это делало религию мощным средством управления людьми.
   В руках коварных и расчетливых людей религия была чрезвычайно действенным средством дестабилизации обстановки.
  
   *
   Руководство СССР, тем не менее, не заметила этого мощного фактора, хотя и могло использовать конструктивный потенциал религии для укрепления позитивного сознания масс.
   Но оно и не думало этого делать...
  
   Зато враги СССР, как единого, сплоченного и мощного государства, воспользовались деструктивным потенциалом религии и обратили религиозные чувства людей во вред добрососедству людей разных национальностей и вероисповедания...
   *
   См. далее...
  

0x01 graphic

  

Пещера сплина.

Художник Обри Винсент Бёрдслей

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012