ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Азбука человекознания

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


3 - Моя книга для курсантов

А.И.Каменев.

Практическая психология для курсантов. - Балашиха, 1999 .- 302 с.

  
  
  
    []
    []
  
  
   После познания самого себя, познание людей должно занимать первое место в уме человека.
  
   "Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь",- справедливо замечай древнеримский мыслитель Апулей.
  
   Познание других людей - важная составляющая нашей жизни. Без такого познания трудно отличить человека порядочного от непорядочного, трудолюбивого от лентяя, честного от вороватого и т.п.
  
   Особое значение это познание приобретает для человека военного, о чем убедительно сказано в работе Л. Дюра-Ласаля1:
  
   "И в самом деле, ежели начальник войска не знает людей, то каким образом будет он руководить ими благоразумно и употреблять их по достоинствам? Ежели он не знает, что в состоянии ободрить человека, воспламенить в нем любовь к славе, привлечь его, привязать, то может ли он надеяться иметь на него желаемое влияние? Ежели он не знает, чего подчиненные требуют от главнокомандующего; ежели ему неизвестны их чувства; ежели, наконец, он не знает, что может их оскорбить или возбудить в них недоверие, то как ему избежать последнего? Ежели он не различит между желаниями и стремлениями своих подчиненных - предмета их постоянных желаний от минутной прихоти, то он наделает множество ошибок".
  
   Далее:
  
   "Необходимо, чтобы он обладал способностью распознавать - каким образом столь различные характеры можно убедить, соединить и привести к одному чувству; какими убеждениями можно приобрести любовь, какими средствами уничтожить предрассудки, каким способом установить доверие; какие, наконец, самые действительные и самые верные двигатели между взысканиями и наградами: без этого - все его командование будет только ряд самых грубых ошибок. Часто государь, поручая генералу командование, предоставляет ему избирать главнейших офицеров. Если главнокомандующий не занимался изучением людей, если он не имеет искусства угадывать их таланты, достоинства и способности, то его лучшие намерения, его долговременная опытность и его обширные военные знания ни к чему не послужат; никогда он не будет в состоянии отличить человека с необыкновенными достоинствами, но скромного и застенчивого, от человека посредственного, которого ему несправедливо расхвалили, или который сам себя выставил в выгодном свете; никогда он не угадает, к каким должностям его подчиненные способны; никогда не будет в состоянии предвидеть, что из них может выйти, и, наконец, не сумеет назначить им места, на которых они были бы полезны своими способностями, не вредя своими пороками или недостатками".
  
   "Если сам государь находит необходимым назначать второстепенных начальников, то каким же образом главнокомандующий армией, который не занимался изучением людей, отличит истинную похвалу, сказанную для поощрения, от лести, которую расточают для обмана? Будет ли его взгляд достаточно проницателен, чтоб проникнуть во все изгибы человеческого сердца и отличить советы, внушенные любовью к добру, от советов, предложенных завистью или желанием возвыситься?
   Эти причины, как мне кажется, более чем достаточны, чтобы побудить военных, имеющих благородное стремление командовать армиями, заниматься изучением людей. Разумеется, это познание имеет свои трудности: весьма не легко изучить человеческое сердце; но любовь к славе не заставит ли предпринять того, что исполняют часто из расчета?"
  
   Герои древности, воинственные и просвещенные государи, окружали себя людьми избранными. В новейшее время примером тому могут служить Петр Великий, Карл XII, Фридрих, Наполеон!
  
   "Можно изучить человеческое сердце в бессмертных сочинениях Монтеня, Ларошфуко, Лабрюйера и др.; сверх того, для познания людей главнокомандующему может служить хорошим руководством история; он ознакомится с ними, узнав каковы были люди во все времена, потому что сердце человеческое остается неизменным; но генерал не должен ограничиваться рассмотрением одних великих событий во время исторических переворотов: он должен рассмотреть со вниманием частные факты, исследовать характеры действующих лиц, постичь причины, под влиянием которых они действовали, их выгоды, средства; он должен также обратить внимание на признаки, характеризующие различные страсти; стараясь отличить человека, побуждаемого единственно честолюбием, от того, который одушевляем стремлением к общему благу; воина, который доблестен и храбр вследствие размышления, от воина добродетельного и храброго по чувству".
  
   "Когда он привыкнет судить о людях в истории, ему легче будет судить о них в жизни. Впрочем, напрасно генерал будет рассматривать историю всех народов; он только тогда познакомится с сердцем человеческим, когда узнает свое собственное".
  
   "Чтобы усовершенствоваться в познании людей, хорошо судить об уме других, генерал должен со вниманием рассмотреть свой собственный; он должен исследовать, каким способом можно убедить его и привести его к истине. Наконец, последнее средство, которое можно употреблять, чтобы познакомиться с людьми, есть внимание ко всем их словам, к их действиям; нужно обдумать все видимое и слышимое: это изучение должно быть не только ежедневное, но ежеминутное; его советовали древние философы, и как люди не всегда могут скрывать свой характер, то этот способ изучения нам кажется самым назидательным и верным".
  
   Пусть нас не смущает тот факт, что Дюра-Ласаль ведет речь о познаниях генерала. Все, сказанное им, вполне относится к любому военному человеку с той лишь разницей, что масштаб работы у младшего офицера значительно меньше, чем у генерала. Но по сути и характеру все остается таким же.
   Прежде чем приступить к познанию окружающих людей, необходимо уяснить несколько важных положений.
  
  
   НА ЗАМЕТКУ
  

Что следует знать о познании людей

  
  
  
  
  
  -- Нас окружают разные люди, и следует признать, что среди них немало таких, которые не прочь воспользоваться оплошностью ближнего. В силу этого, бдительность и внимательность (но не подозрительность) не должны быть нами пренебрегаемы.
  --
  -- Человеку свойственно маскировать свои недостатки и тайные замыслы по разным причинам (личной безопасности, покоя, коварства, расчета и т.п.).
  --
  -- Но, как бы человек ни маскировал свою сущность, она "прорывается" в его поступках, поведении, словах, жестах, мимике, пантомимике и т.п. Все дело лишь в умении замечать и правильно оценивать эти знаки.
  --
  -- Познание других людей, встречающихся нам в жизни, нисколько не походит на работу детектива и не должно использоваться во вред другим. Оно нужно для того, чтобы разобраться на предмет наличия или отсутствия у наших партнеров тех важнейших качеств и свойств, которые для нас представляют живейший интерес (для дружбы, делового партнерства и т.п.).
  --
  -- Первым объектом нашего изучения, конечно, должны быть родные и близкие. При этом не следует смущаться тем, что мы длительное время живем (соседствуем) с ними. Это еще не основание для отказа от внимательного подхода и к ним. Скорее всего, именно здесь обнаруживается неполнота наших знаний о людях. Не поэтому ли так часты конфликты среди родных и близких?
  
  

ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ ПОЗНАНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

  
   Познание других людей, как и многие процессы нашей жизни, подчиняются определенным законам и возможно только при соблюдении следующих условий:
  
  
  -- -во-первых, для этого необходимы специальные знания;
  
  -- -во-вторых, умелое познание базируется на надежных методиках и невозможно без соответствующего инструментария;
  
  -- -в-третьих, познание людей - трудное дело и требует волевых усилий; без воли и целеустремленности достичь высокого результата невозможно;
  
  -- -в-четвертых, во всем многообразии окружающих нас людей следует в первую очередь выбирать тех, кого нам нужно "расшифровать", не откладывая решения этой задачи на более поздний срок.
  
  
   Обратим, прежде всего, внимание на некоторые знания, необходимые курсанту для познания людей.
  
   Здесь мы выделим три основные категории военнослужащих, знания которых нам весьма необходимы:
  
   - во-первых, это старшие начальники;
   - во-вторых, равные по служебному положению;
   - в-третьих, подчиненные.
  
  
   Речь идет о необходимости иметь достаточно верные сведения о психологических особенностях названных категорий военнослужащих. Эти сведения помогут молодому офицеру сориентироваться в тех важнейших побудительных мотивах, типичных чертах характера и национальных особенностях тех людей, с которыми офицеру придете; общаться в воинской среде. Правильное понимание этих особенностей
  
   предопределяет успех взаимоотношений молодого офицера с разными категориями лиц.
  

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ ЭПОХИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И ЕКАТЕРИНЫ II

   Понимая то, что в жизни встречаются разные типы и все эти типы невозможно описать, остановимся лишь на самых важных характеристиках. Обратимся к двум историческим личностям, благодаря которым армия России имела достойных высших начальников - к деятельности Петра Великого и Екатерины Великой.
   Император Петр Великий, создав у нас национальную армию, сразу придал ей на настоящий воинский оттенок и дух. Петровская армия не знала забиты обалделых солдат, безвольных и боящихся начальства офицеров. Век" да ее умели проявлять инициативу, ибо знали, что Царь, как он ни гневен, но всегда примирится с неисполнением его приказания, асли того требовала польза дела. Например, кн. М.Голицын, дважды отбитый при штурме Шлиссельбурга, получил категорические приказание Петра немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра же слетит с плеч, не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще сослужит службу, и третьим приступом взял крепость.
  
   За заслуги талан прощал Царь даже самые серьезные грехи, говоря та адресу А. Меньшикова:
  
   "Голова, голова, как не так ты умна была, -давно бы приказал отрубить тебя".
  
   Простил снисходительный Царь и известному кн. Долгорукому, разорвавшему царский указ, даже такой в высшей степени дерзкий и неприличный поступок, ценя благородные побуждения князя, всегда разрешая ему говорить в глаза даже самую неприятную правду. И грозного Царя армия горячо любила и не боялась, зная, что он сильно карает только за серьезные проступки, но никогда не привязывается по пустякам2.
  
   Относительно Екатерины II можно сказать, императрица вообще сравнительно редко ошибалась в выборе своих помощников. Ее система, - полного доверия к мощи исполнителя, была как раз на руку талантливым людям, получавшим широкое поле для развития своих сил и способностей.
  
   Известный партизан и герой Отечественной войны 1812 г. Денис Давыдов вспоминает о случае, который произошел с А.В. Суворовым еще в его бытность командиром Астраханского полка. На маневрах в присутствии императрицы он вдруг прекратил стрельбу своего полка, двинулся с ним вон из линии, ворвался в середину противной стороны, замешал часть ее, и все предначертания и распоряжения обоих начальников перепутал и обратил в хаос. Граф Панин, который руководил маневрами, готов был примерно наказать Суворова. Одна Екатерина поняла молодого полковника и тогда же сказала о нем: "Это Мой собственный будущий генерал!" После таких слов Суворову легко было идти к цели свободно и без опасения препятствий3.
  
   Н. Морозов, говоря о генералах эпохи Екатерины Великой, пишет:
  
   "...Нельзя не преклониться перед их высокими нравственными качествами: удивительным пониманием своего долга, благородным и неустрашимым духом, перед их горячим желанием победы, заставившим молчать все личные чувства, перед их непреклонной волей, близостью и глубоким знанием своих подчиненных, уверенностью в своих войсках. И если каждый из этих генералок в отдельности и думать не может равняться с Наполеоном, то их общая совокупность грозна даже гению. Даже гению оказалось невозможным справиться с той армией, где ошибки одного генерала тотчас бросались исправлять другие, где для выручки всех из критического положения всегда находился один, готовый жертвовать собою"4.
  
   Приведенные характеристики и примеры из нашей зоенной истории дают нам представление об истинном лице боевого начальника.

"Добрый малый"

   Молодость, как известно - это неопытность, доверчивость. Этим обстоятельством нередко пользуются непорядочные люди. Один из таких типов показан Н. Бутовским в следующем отрывке":
  
   "Это "добрый малый", импонирующий своей лихостью и льстящий молодежи своей любезностью к ней и быстрым переходом "на ты" за стаканом вина. Собирая вокруг себя бесприютнук молодежь, он заражает ее жизненным и служебным цинизмом".
  
   "Глуп, сердечный, что так тянется, - поучает он окружающую молодежь, - что ему - чин, что ли за это дадут? Чтобы я из-за такого жалованья стал из кожи лезть, - нет-с, извините,- поищите таких идиотов" .
  
   Он хитер, знает где и что можно болтать, аккуратен в исполнении строевых распоряжений и хозяйственной отчетности. При всей своей лености и апатии к службе, он исправен в шаблонах, знает особые (модные) требования и не подводит своей работой начальника, а у командиров недалеких, лишенных педагогического глаза, нередко добивается наград и отличий.
   По всем отраслям службы он ни за что не ударится в работу, которая не представляет аттестационных выгод; пускается на разные хитрости, чтобы облегчить свой труд и, обманув начальника, издевается над ним в кругу своих поклонников.
  
   "Другие из кожи лезут, а я вот ничего не делаю и получаю благодарности... Конечно, для этого нужно быть умным человеком".
  
   Между тем он чувствует себя сильным, умным; страсть к диктаторству в офицерской среде, к доказательству своего превосходства проявляется у него при всяком удобном случае; удовлетворение этой страсти льстит его самолюбию, наполняет его пустую жизнь. Пользуясь всякой неурядицей в полку, он собирает вокруг себя партию, которую образует все ленивое, недовольное, распущенное, ставшее в натянутые отношения со старшими товарищами".
  
   Люди такого типа встречаются в разной среде. Их коварство, умение соблазнять неискушенного человека иногда достигает высшей степени виртуозность. Приводя характеристику "доброго малого", мы испытываем надежду на то, что имея ее перед глазами и сличая действия других лиц с нею, молодой человек сможет вовремя понять, с кем он miser дело и сумеет избавиться от его "услуг" и вредных нравоучений.

Русский солдат

   Нам представляется необходимым дать еще одну характеристику -своеобразную ориентировку в отношении русского солдата, понимая тот факт, что в военной среде такая ориентировка необходима. Качества русского солдата, по достоинству, отмечены многими.
   Вот одна из таких характеристик:
  
   "Русский солдат представляет собой отличный сырой материал, так как он близок к природе, не знает роскоши и исполняет с удивительной покорностью самые опасные поручения. Несчастья не могут его обескуражить. Наполеон I говорил, что убитого русского солдата нужно еще толкнуть, чтобы он упал. Сила русского солдата удваивается, когда он имеет хороших начальников" (Клеман-де-Грандпре).
  
   Один из талантливых биографов Суворова, А.Петрушевский, чтобы объяснить, каким образом такой образованный и гениальный человек, как Суворов, мог втянуться в солдатскую среду и совершенно с нею сродниться, говорит о ней следующее:
  
   "В русской солдатской среде много привлекательного. Здравый смысл в связи с безобидным юмором; мужество и храбрость спокойные, естественные, без поз и театральных эффектов, но с подбоем самого искреннего добродушия; умение безропотно довольствоваться малым, выно­сить невзгоды и беды так же просто, как обыденные мелочные неудобства"7.
  
   Ограничив этими характеристиками круг знаний об окружающих людях, перейдем к описанию методик, необходимых для их познания.
  
   См. методики:
   ...
  
   Приложение 1
  
   Приложение 2
  
  
  
  

АЗБУКА мимики

  
  
   I. Мимическое движение есть начало того или иного действия, или состояния. Увидев и оценив начинающееся проявляться мимическое действие, человек в состоянии прогнозировать и развитие действия и внутреннюю реакцию того лица, у которого он оценивает данные мимические проявления.
  
   2. Мимические проявления имеют два главных свойства:а) одни возникают стихийно, помимо воли человека; б)другие -- с участием его воли. Если первые, как правило, скрыть и упредить трудно, то вторые создаются сознательно и могут сниматься и одеваться, как маска.
  
   3. Все выражения, которые запечатлены усилием разума и воли (гнев, вызов и т.п.) характеризуются опусканием и сдвиганием бровей, образованием вертикальных складок на лбу, напряжением всего тела и т.п.
  
   4. Все, что происходит инстинктивно, т.е. без волевого участия, всегда характеризуется подниманием бровей, образованием на лбу горизонтальных складок, ослаблением напряжения тела.
  
   5. При таких ощущениях, против которых бесполезно бороться (тоска, страх, физическое страдание), на лбу образуются различные противоречивые складки -- вертикальные и горизонтальные.
  
   6. Все выражения, указывающие на какое--либо решение, на активность, или на что--то влекущее к себе (восхищение, мольба, убеждение, угроза), требуют, чтобы тяжесть тела переносилась на ногу, стоящую впереди, при вытянутой вперед голове.
  
   7. Напротив, все выражения, характеризующие нерешительность, боязнь или отвращение, раздумье, сомнение и проч., характеризуются позой, при которой туловище откинуто назад и опирается на отставленную ногу.
  
   8. Все проявления глубокого волнения вызываю поднимание плеч.
  
  
  
  
   Раскроем несколько подробнее ряд эмоций и их внешнее проявление15.
   Страх
   Страх закрадывается в нашу душу в тот момент, когда мы предвидим события, которые грозят нашей жизни, или могут порвать наши отношения с дорогими и близкими людьми, или же нанесут нам материальный ущерб. Иными словами, страх играет роль предвестника зла физического или духовного.
   Существенными признаками страха служат: общий упадок сил, ослабление мускульной системы (ноги подкашиваются) и порывистая
   односторонняя энергия, направленная к единственной цели - избежать опасности. Рядом с этими признаками следует отметать напряжение зрения и резкий крик.
   При страхе кожа бледнеет, делается влажной от холодного пота; сердце бьется сильно и учащенно или, наоборот, медленно. Глаза неимоверно расширяются, как бы для того, чтобы лучше рассмотреть предмет, вызвавший ужас; нижняя челюсть отвисает; зрачки движутся конвульсивно из стороны в сторону. Мускулы лица сокращаются; все тело от слабости качается, как маятник... Голос делается крикливым, неясным или совершенно исчезает.

Гнев

   Эмоции гнева принадлежит высокая степень актишости. Чувство гнева требует, чтобы мы в свою очередь нанесли страдание лицу, возбудившему наше негодование.
   Для пробуждения гнева необходимо, чтобы занесенные нам страдания не переходили известной границы, т.е. чтобы они обостряли, а не убивали нервную энергию. Удовольствие, сопровождающее гнев, состоит в том, что зрелище страдания другого является приятным. Животная жилка нашей природы сказывается в тайном злорадстве при виде бедствий ближнего. У натур с низким духовным развитием наслаждение при созерцании чужих страданий, выступает наружу во всей своей гнусности.
   Физическое выражение гнева аналогично животному проявлению. Животное выражает свою ярость скрежетом зубов, выпусканием когтей, ревом, рычанием и т.п. Субъект чувствует непреодолимую потребность к разрушению, поднимает руки со сжатыми кулаками и громит неодушевленные предметы. При гневе брови нахмуриваются и на лбу появляются поперечные морщины. Иногда лоб остается чистым, зато глаза устремляются неподвижно на один предмет и в них появляется зловещий огонек; когда же кровь усиленно приливает:,? к голове, глаза мечут искры и как будто хотят выскочить из орбит. Голос у раздраженного субъекта принимает высокий тон и отличается резкими, неприятными, точно режущими звуками.
  
   Мимика при нежных эмоциях
   Лишь только в нас зарождается нежное чувство, мы стремимся тотчас же приблизиться к предмету, возбудившему нашу симпатию. Эта тенденция к сближению и соприкосновению с предметом нашей любви проглядывается ясно. Нас охватывает инстинктивное желание выразить свою признательность, свое поклонение, пасть ниц перед своим повелителем.
   Во всех подобных действиях проскальзывает стремление уменьшиться самому и прибавить роста существу, вызвавшему к себе известную степень симпатии. В мимике, сопровождающей нежные змоции, особую роль играют руки. Ласкающая рука ищет другую руку.

Эстетические эмоции

   Характерный признак эстетических эмоций состоит в том, что в них незаметны представления об интересе или пользе; они могут возбуждаться только предметами, не содержащими в себе прямо или косвенно какого-нибудь отталкивающего элемента; они доступны единовременно неограниченному гфугу лиц. В музыке эстетические эмоции вызывают: правильность в тонах, ритм, акцент, интервал, выразительность. В цвете: сочетание световых и теневых контрастов, красота цветов, изящество формы, пропорции частей. Все краски, возбуждающие представление о здоровье, юности, крепости, энергии, восхищают глаза.
   Красота в движениях требует кривых линий. Криволинейные движения относятся к разряду грациозных и приятны сами по себе. Движения прямолинейные оставляют эстетическое впечатление, если связываются в уме с представлениями силы, могущества, регулярности, но, вообще говоря, они выражают недостаток свободы, известной вынужденности и поэтому не дают художественного наслаждения.
   По мнению Г.Спенсера: "Неуклюжие движения есть такие движения, которые предполагают внезапное изменение направления, угловатость, непроизводительную затрату большого количества силы и чрезмерное мускульное чапряжение; между тем как движения, называемые грациозными, - движения, совершающиеся по кривым линиям, кереливающиеся одно в другое без малейшего перерыва, - есть такое движение, в котором никакой мускул не приводится в чрезмерное напряжение и никакая сила не теряется".
  
  
  
   МИНИПРАКТИКУМ
  
   Умение выражать свои эмоции -- искусство, которому надо учиться и которое необходимо тренировать. Предлагаем вам минипрактикум:
   Улыбнитесь, как:
   --леди Макбет;
   --вежливый японец;
   --кот на солнышке;
   --мать младенцу.
   Нахмурьтесь, как:
   --король Лир;
   --ребенок, у которого отняли игрушку;
   --Наполеон
  
  
   Приложение 3
  

ПАНТОМИМИКА:

расшифровка языка жестов и поз

  
   Приложение 4
  
  
   МИНИПРАКТИКУМ
  
  
   При решении названной задачи, обратите внимание на следующую информацию:
  
  -- Если вы держитесь прямо с вытянутыми ногами, со сдвинутыми пятками и тело покоится одинаково на двух ногах, то получается поза выражающая: скромность, робость, почтение, унижение (при опущенной голове и наклоненном туловище), почтительное ожидание.
  
  -- Если положение тела то же, но ноги раздвинуты, этим получается фигура моряка, кавалериста, увальня, вульгарного человека.
  
  -- Если положение тоже, но колени согнуты, то поза характеризует усталость, старость, опьянение, боязнь потерять равновесие.
  
  -- Если тело покоится на ноге, находящейся в стороне, противоположной действию, то вы получаете позу равнодушного ожидания.
  
  -- Если вы опираетесь на ногу, находящуюся в стороне действия, то получается активная поза.
  
  -- Отклонение тела на ногу, стоящую позади со сгибанием в колене, дает позу, выражающую нерешительность, колебания, сомнения и т.п.
  
  -- Если вы сидите прямо, с локтями, прижатыми к телу, находящимися на одной линии и притиснутыми друг к другу, то этим вы выражаете робость, почтительное ожидание.
  
  -- Закинув назад бюст и сильно раздвинув ноги, вы производите впечатление вульгарности, развязности, бесстыдства.
  
  
  

БЕСЕДА

(КАК ПРИМЕР ВЕРБАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ)

  
   В качестве практического примера технологии подготовки и проведения беседы с целью получить сведения о подчиненном, которая применяется в армии США, приведем выдержку из работы И. Ладанова.
  
   Инструкция армии США устанавливает обязательную технологию подготовки и проведения подобных бесед:
  
  -- а)избегай постановки, требующих ответа "да" или "нет";
  
  -- б)чаще используй вопросы, наталкивающие подчиненного на повествование;
  
  -- в)меньше упирай на то, что было, а старайся убедить подчиненного в том, что есть;
  
  -- г)больше молчи;
  
  -- д)отзывайся на все замечания и намеки подчиненного;
  
  -- е)рассматривая позицию подчиненного не со своей, а с его точки зрения.
  
   Кроме того, инструкция предписывает обязательную манеру поведения офицера во время беседы:
  
  -- I)Не сиди на краешке стула. Это создает впечатление, что ты хочешь скорее избавиться от собеседника;
  
  -- 2)Не ерзай на стуле. Ерзанье свидетельствует о неуверенности и нерешительности.
  
  -- 3)Не тяни время. Продумывай план беседы заранее.
  
  -- 4)Не спеши. Лучше не проводить беседы вообще, чем спешить.
  -- 5)Ставь вопросы так, чтобы они не наводили на ответы;
  
  -- 6)Меньше употребляй местоимение "я";
  
  -- 7)Не напуская на себя важного вида. Поддерживай атмосферу взаимного уважения. Не смотри на собеседника свысока, считай его равным с собою во всех отношениях;
  
  -- 8)Не задавай излишних вопросов;
  
  -- 9)Не горячись. Лучше всего, когда в разговоре чувствуется теплота.
  
  -- I0)Не создавай из себя прорицателя или умника;
  
  -- II)Не делай выводов за собеседника;
  
  -- I2)Не давай собеседнику обещаний. Может случиться так, что обещаний по ряду обстоятельств выполнить не удастся. Тогда будет больше вреда, чем пользы.
  
  -- I3)Не решай вопросов за всю армию.
  
  
   Считается, что в процессе беседы основной успех достигается посредством постановки вопросов. Так, постановка зондирующих вопросов предполагает получение нужной информации. Такие вопросы бывают трех видов:
   а)прямые: "Расскажите мне о ваших взаимоотношениях с Н."
   б)завуалированные: "Так как...?"
   в)наталкивающие: "А что вы сами об этом думаете?"
   Если нужно форсировать беседу или склонить собеседника в какую--либо сторону, применяются альтернативные вопросы: "Если это не так, то как же по--вашему?"
   Молчание офицера -- важнейший стимулятор убеждения Оно, с одной стороны, дает подчиненному обдумать сказанное, а с другой стороны -- вынуждает его скорее высказаться.
   Важны также ситуационные вопросы. Главная цель их состоит в побуждении подчиненного высказать больше информации по обсуждаемой проблеме. Эти вопросы моделируют исходную ситуацию: "Предположим, вы в наряде...?" После этого всегда уместно начинать фразу с вопросов, что, как, в какой степени и т.п.
   Уясняющие вопросы должны относиться только к деталям.
   В конце беседы обязательно рекомендуется ставить вопросы для подведения итогов. Иерархия постановки вопросов рекомендуется следующая:
  
   I)"Ну как, поговорили ли мы о главном?"
   2)"Что же мы выяснили?"
   3)"К каким же выводам мы пришли?"
  
   Беседа самое действенное средство познания людей.
   Если вы разовьете в себе внимание, то собеседник "раскроется" перед вами.
  
  
   Приложение 5
  

ГРАФОЛОГИЯ

  
  
   Одним из признанный специалистов в этой области является Д. Зуев-Инсаров, автор одной из первых книг в России по указанному вопросу.
   Графология -- наука о почерке, сформировалась в Х*Х веке, хотя еще Аристотель отмечал, что почерк отражает характер человека.
   В настоящее время метод графологии применяется не только в криминалистике но и для получения информации о характере интересующего лица. Так, в Израиле, его используют при отборе претендентов на разные должности -- начиная от разведчиков и до рабочих на сборочных линиях.
   Родоначальником графологии следует считать аббата Мишона (I806--I888 г.). По его инициативе в конце прошлого века образовались графологические общества, стали выпускаться специальные журналы. После его смерти, дело возглавил его ученик Адриан Варинар. Написанный им учебник был переведен на русский язык.

Азбука графологии

   I. Если человек не склонен к позерству, не имеет тяготы к внешним формам, не отличается кокетством и нарочитостью, то он не будет прибегать к украшениям своего письма завитками и дугами.
  
   2. У человека с обостренной нервной чувствительностью (меланхолик, к примеру), порывистостью (холерик), деятельность которого отличается неравномерностью, почерк будет отличаться неровностью, геометрической невыдержанностью.
  
   3. Установлено, что почерк изменяется при каждом расстройстве нервной системы.
  
   4. Первые признаки усталости также отражаются в почерке: он становится крупнее, появляются неровности в волосяных штрихах букв.
  
   5. Каждая профессия характеризуется определенным набором отличительных признаков данной профессии.
  
  
   Гете в письме к Лафатеру от 3 апреля I820 г. писал: "Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, потому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться".
  
   Графология -- довольно сложный метод изучения личности и он становится доступным лишь подготовленным специалистам.
  

Приложение 6

ЛЮДИ,

которых мы должны знать

   Естественно, что степень и глубина познания других людей различна: одних нужно знать больше и глубже, других -- только по их наиболее значимым данным.
  
  
  
  
  
NB


  -- Давать, брать, делиться тайною, расспрашивать, угощать, принимать угощение -- вот шесть признаков дружбы. (Мудрость древней Индии).
  -- Наслаждаться общением -- главный признак дружбы. (Аристотель).
  -- Дружба довольствуется возможным, не требуя должного. (Аристотель).
  -- Узнав секрет друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе. (Демокрит).
  -- Единомыслие создает дружбу. (Демокрит).
  -- Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно -- не иметь ни одного друга и менять многих друзей. (Исократ).
  -- Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей. (Исократ).
  -- Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор).
  -- Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делаю они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели. (Платон).
  -- Мне не нужно друга, который, во всем со мною соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше. (Плутарх).
  -- Дружба кончается там, где начинается недоверие. (Сенека).
  -- Ничто так не сближает, как сходство характеров. (Цицерон).
  -- Сколько различных выгод соединяет в себе дружба! Куда бы вы ни обратились, она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает никогда не приходит некстати, она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту. (Цицерон).
  -- Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений. (Цицерон).
  -- Только в одном случае на нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность. (Цицерон).
  -- Доверие -- первое условие дружбы. (Лабрюйер).
  -- Друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека. (Лабрюйер).

Как спастись от преступления

   Довольно много людей не знают ответа на вопрос: "Как спастись от преступления?" Многие считают, что этого сделать нельзя и ошибаются. Есть решения, ; озволяющие свести к минимуму утраты в случае нападения или же избежать его вовсе. Об этом говорится в книге М. Каслмана "Преет тшение: как от него спастись"23.
   Прежде всего он советует уяснить типичные характеристики преступников, замечая, что основная их масса резко отличается от тех хладнокровных профессионалов, которых нам изображает телевидение и литература. Многочисленные преступления совершаются по следующим правилам:
   1)Большинство преступников выбирают объект, а не добычу. Как правило, они действуют с минимальной подготовкой, нападают на тех, кто "демонстрирует" характерные особенности жертвы (об этом речь пойдет ниже).
   2)Преступление - занятие молодых и, как правило, против молодых людей (преступники и жертвы, как правило молодые люди).
   3 Преступники до 25 лет используют оружие для того, чтобы ощутить себя личностью и не задумываются применять его или нет; в то время, как преступники старше 25 лет используют его лишь в случае крайней необходимости.
   4)Нападение осуществляется, как правило, в "ничейной" зоне: парках, игровых площадках, пустырях, школьных дворах, подъездах, лифтах и т.п.
   5)Большому риску подвергнуться нападению имеет одинокий прохожий, меньшему - группа людей (от 3-х и более человек).
   6)Меньшие потерь, как правило, несет тот человек, который не теряет самообладания и умеет держать под своим контролем ситуацию.
   Специалисть- в области изучения практики уличных нападений установили, htv потенциальная жертва обладает пятью основными характеристиками движения:
   -во-первых, ненормальный шаг: слишком длинный или слишком короткий;
   -во-вторых, манера передвижения ступни: вместо плавного движения с пятки на носок, они поднимают и ставят всю ступню сразу;
   -в-третьих, движение "одностороннее", а не "двустороннее", т.е. взмах левой руки происходит одновременно с движением левой, а не правой ноги;
   -в-четвертых, верхняя и нижняя части тела движутся как бы в разнобой;
   -в-пятых, кажется, что движение рук и ног исходит не от тела, а откуда-то извне.
   Нападение, как правило, провоцируют и следующие действия: вынимание и демонстрация (подчас невольная) крупных купюр; увлечение музыкой (прослушивание плейера); сосредоточенное чтение литературы в общественном транспорте; "уход" в себя во время движения по улице или же в общественном месте.
   Специалисты в области борьбы и психологии выделяют три этапа нападения:
   1)завязка;
   2)конфронтация;
   3)схватка.
   Завязка
   На каждом этапе есть свои варианты поведения. Прежде всего, следует научиться правильно двигаться, стараясь произвести на окружающих впечатление, что с вами лучше не связываться. Для чего не обязательно принимать грозный вид: достаточно двигаться настороженно, целенаправленно и решительно. Внимательный обзор всего окружающего пространства предохранит вас от неприятных сюрпризов. Не оборачивайтесь спиной к незнакомым людям, если вы ожидаете транспорт или ждете кого-то в малолюдном месте. Обходите стороной "зоны риска" и "рискованные кампании", а также лиц, явно желающих конфронтации. Развивайте свою интуицию.

Конфронтация

   В случае конфронтации не следует поддаваться панике, Надо постараться, по возможности, взять ситуацию под свой контроль. Этого можно добиться, если вы:
   а)не допустите наступления паралича, вызванного неожиданным нападением, а сохраните трезвость и самообладание и дадите понять нападающему, что вы не превратились из личности в жертву;
   б)начнете сопротивляться всем попыткам превратить вас в жертву, т.е. заставить вас испугаться и безоговорочно исполнять приказания нападающего; наилучший способ разрушить "механизм удержания" -закричать (это может спугнуть преступника и предотвратить нападение, а также привлечь на помощь); в идеальном варианте крик должен быть резким, пронзительным...; главное здесь - ошеломить противника;
  
   в)мастер по айкидо указывает, что разрушить "механизм удержания" можно нелепыми, неожиданными действиями. Можно упасть, разыграть бессознательное состояние, безумие, эпилепсию, сердечный приступ и т.п.; это может привести в состояние сильного замешательства нападающего и даже к отказу от последующих действий;
   г)бегите, если к тому будет возможность.

Схватка

   Если конфронтации не удалось избежать и наступил этап схватки, то надо знать, что сопротивление на этапе схватки может привести к гибели или ранению. Возможность неблагоприятного для вас исхода снизится, если придерживаться следующих правил:
   1)Сохраняйте максимальное спокойствие.
   2)Не делайте никаких резких движений.
   3)Никогда не рискуйте своей жизнью ради денег или имущества.
   4)Отдайте грабителю то, что он хочет, как можно быстрее и спокойнее.
   5)Постарайтесь хорошо запомнить его внешность и отличительные признаки (рост, цвет волос, одежда, особенности разговора и т.п.).
   6)Пытайтесь что-то предпринять только в том случае, если вы уверены, что ваша жизнь находится в непосредственной опасности.

Реабилитация

   Реакция на преступление у каждого человека различна. Сразу после преступления многие испытывают шок. Через некоторое время потерпевшие начинают задаваться вопросами: "Почему? Почему это произошло со мной?" Если ответа на этот вопрос нет, то может наступить озлобление на весь мир. Затем начинаются упреки, как правило, других и обстоятельств. Со временем упреки сменяются самобичеванием и гнев приводит к депрессии. Наконец, депрессия проходит и потерпевшие возвращаются к полноценной жизни.
   Плох, однако, тот человек, который не сумеет добраться в своем анализе до истинных причин, которые привели к преступлению, ставя себе вопросы, что можно было бы сделать лучше на каждом из перечисленных этапов. К примеру, что надо было сделать, чтобы вовремя заметить опасность и избежать ее? Каким образом можно было бы разрушить "механизм захвата"? и т.п.
  
   ...
  
   Лит.
   1. Дюра-Ласаль Л. О звании генерала или о воспитании, образовании, познании и достоинствах, нужных главнокомандующему и прочим офицерам для командования армией. Основано на правилах великих полководцев ученых и знаменитых писателей древнего и настоящего // Военная библиотека, т,1 .- СП б., 1871 .- с.360-362.
  
   2. Морозов Н.А. Прусская армия эпохи Йенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого поучения .- СП б., 1912 .-с.48.
  
   3. См.: Давыдов Д. Встреча с великим Суворовым. - Соч. - СП б., 1848 с.90-91.
  
   4. Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений.(Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада).- Вильна, I909.-c.35.
  
   5. Бутовский Н.Д.. Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание: Сообщение, читанное на Общем Собрании членов Общества ревнителей военных знаний. 7 января 19П года // Общество ревнителей военных знаний .-Кн. 4- СП б, I9II.- с.6-7.
  
   6. Клеман де-Грандпре. Падение Порт-Артура. • СП 6.,1908-с. 119.
  
   7. Петрушевский А. Генералиссимус князь Суворов .В 3- т. - т.1. - СП б., 1884.-c.65.
  
   8. Прогноз - (от греч. prognosis - предвидение, предсказание), первоначально предсказание хода болезни, затем вообще всякое конкретное предсказание, суждение о состоянии каком-либо явлении в будущем.
  
   9. Мимика -(от греч. mimikos - подражательный), выразит, движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека.
  
   10. Пантомимика-(от греч. pantomimos, букв. - все воспроизводящий подражанием), основным средством выступает пластика, жест, поза.
  
   11. Росций Квинт Росций (Quintu Roscius) (ок. 130 до н. э. - ок. 62 до н. э.), др.-рим. комедийный актер. Содержал школу, у него и у Клодия Эзона учился декламации Цицерон.
  
   12. Эзоп Клодий, древнеримский актер-трагик (I в. до н. э.). Друг Цицерона, которого учил дикции. Владел искусством эмоционально-психологического воздействия на зрителя.
  
   13. Кассиодор (Cassiodorus) (ок. 487 - ок. 578), писатель, приближеннчй короля остготов Теодориха в Италии (проводник политики сближения остготов и римлян), автор "Истории готов" (сохранились в сокращенном изложении Иордана).
  
   14. Лачинов В.П. Искусство мимики.- СП б., 1909 .- с.21-22.
  
   15. См.: Серебряков П. Учение о душевных движениях в применении к сценическому искусству. - М" 1891 .- с.27,35,37,38,45-46,71, 78, 81-82.
  
   16. Аффектация - стремление к величию и пышности.
  
   17. Экзальтация - (от позднелат. exaltatio - подъем) состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефракторным периодом.
  
   18. Лачинов В.П. Искусство мимики .- СП б., 1909 .- с.26-29.
  
   19. Ладанов И.Д. Современная буржуазная военная педагогика на службе империализма .- М., 1972 .- с.90-92.
  
   20. См.: Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. - СП б., -1898 .- с.149-150.
  
   21. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку, графологический метод изучения личности). - М., 1993.
  
   22. См.: Предпринимательство и безопасность. - М., 1991 .
  
   23. Каслман М. Преступление: как от него спастись. - Б.м., б.г. -85 с.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Лачинов В.П. Искусство мимики. - СП б., I909. - С.2I - 22.
   ШЕКСПИР (Shakespeare) Уильям (I564 - I6I6), английский драматург, поэт; был актером королев. труппы.
   См.: Леви В. Искусство быть другим, - М., I982. - С. 35.
   Лачинов В.П. Искусство мимики. - СП б., I909. - С.26 - 29.
   Вербальный (от лат. verbalis-- устный) --словесный.
   Ладанов И.Д. Современная буржуазная военная педагогика на службе империализма. - М., I972. - С.90 - 92.
   Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку, графологический метод изучения личности). - М., I993.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023