ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

0x01 graphic

Россия.

Весы. 1904.

Художник Николай Петрович Феофилактов (1878-1941)

  

"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде,

а внутри суть волки хищные"...

"Декабристы за свободу умирали на эшафотах, но ранее того проливали свою кровь против внешнего врага, им и в голову не приходила идея улучшить внутреннее положение России помощью иностранцев.

Всем же тем, кто наводил или наводит хазар и половцев на русскую землю и радуется их победам, нужно сказать: таким путем Россия свободы не получит, а история и грядущее поколение знают для них одно название: предатели"

Кн. Е.Н.Трубецкой

("Московский Еженедельник", 1909 г.).

  
   Фрагменты из кн.:
   А.И. Панова (Офицеры в революции 1905-1907 гг.)
  
   Демократизация офицерского корпуса российской армии на­кануне и в ходе первой русской революции выявила новые формы и методы агитационно-пропагандистской работы различ­ных партий и общественных организаций среди военных и, несмотря на относительно ограниченный характер, явилась важ­ной составной частью всей их идейно-воспитательной деятель­ности по политизации русских офицеров России.
  
   Вся концепция агитационно-пропагандистской работы пар­тий среди офицеров русской армии исходила из конечной цели, т.е. захвата власти и проведения общедемократических преобразований в стране.
   Рассматривая эту концепцию в целом, мы выделяем ее составные части: политическое просвещение, аги­тационно-пропагандистскую работу, культурно-просветительскую деятельность, контрпропаганду и правовое воспитание офицеров.
  
   *
   В политизации офицеров русской армии различные партии видели возможность найти пути для воздействия на эту часть общества и армии с целью нейтрализации или привлечения части офицерского корпуса на свою сторону в революции, воспитания и формирования у него новых политических убеждений, осознания нравственного или безнравственного начала участия офицеров в войне против своего народа и т.д.
   Необходимо было учитывать все аспекты этого сложного вопроса.
   Ведь в целом идеи, например, большевиков были неприемлемы для офицеров, ибо они основывались на про­тивопоставлении офицеров-эксплуататоров солдатам-эксплуатируемым.
  
   Но именно через систему политизации революционеры стремились устранить однобокость реакционного образования и воспитания офицеров, изменить их политические взгляды, нравы, быт, путем распространения прогрессивных идей, на­учных знаний о развитии общества, диалектике классовой борьбы, лучших демократических традиций русского общества. В результате самые передовые офицеры понимали нуж­ды народа и становились на его сторону.
   *
   Наследниками лучших идей политического просвещения стали революционные демократы России. Они отмечали цен­ность просветительских идей предыдущих поколений револю­ционеров, убеждения в мощи их прогрессивного начала.
   *
   Просветительской деятельностью среди офицеров в раз­личной степени занимались все политические партии России, преследуя свои цели и задачи, рельефно определяя полити­ческую и идеологическую направленность.
  
   Наиболее целе­направленно и активно агитационно-пропагандистская работа проводилась большевиками, меньшевиками и эсерами. Кадеты увлекались правовым воспитанием, либеральная бур­жуазия делала упор на культурно-просветительскую деятель­ность.
  
   Острие этой деятельности, осуществляемой в ходе ожесточенной борьбы, сходилось на контрпропаганде, в ко­торую был втянут лично царь. На основе проведения своих идей партии формировали мировоззрение офицеров и в целом все они способствовали повышению политической активности этого социального слоя общества.
   *
   Вел свою работу среди офицеров и БУНД, провозгласив­ший первоочередной задачей военной работы объединение офицеров и солдат в "беспартийных военно-революционных организациях".
   Широкое распространение получили и идеи либерализма. Они оказывали свое влияние на формирование общественного мнения неприятия самодержавия, что усиливалось личностью Николая II, его губительной для государства политикой.
   *
   Однако партии и организации не рассчитывали на авто­матический распад царской армии под воздействием внешних факторов.
  
   Своей самоотверженной борьбой за царское войско они добивались выделения демократической его части в со­став вооруженных сил революции, объединения революцион­но настроенных солдат и матросов вокруг демократически настроенных офицеров.
  
   *

0x01 graphic

  

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Русские солдаты на марше зимой.

  
   Методологические и теоретические основы политизации прогрессивно настроенных офицеров армии и флота в годы первой буржуазно-демократической революции были разра­ботаны российскими революционерами.
   Партии, союзы и организации осуществляли эту много­гранную деятельность по различным направлениям, исполь­зуя легальные и нелегальные формы, методы и средства.
   Причем вся эта работа начиналась задолго до 1905 г. в во­енно-учебных заведениях.
   *
   Достаточно полно и глубоко система военно-учебных за­ведений России исследуемого периода описана П.А. Зайончковским и А.И. Каменевым.
   *
   Военно-учебные заведения (училища), кадетские корпуса, несмотря на то, что в них обучались в основном юноши, принадлежавшие к привилегированным кругам общества (о чем свидетельствуют воспоминания выпускника Нижегород­ского кадетского корпуса Ю.А. Доморецкого.
  
   "Кадеты с боль­шим интересом читали политические журналы, создавали тайные кружки, нелегально выпускали газеты и листовки, а "любимыми писателями были Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Акса­ков, Помяловский и др."
  
   Передовые взгляды и идеи проникали даже в такие учеб­ные заведения, как Пажеский корпус.
   В 1858 году П.А. Кро­поткин подпольно издавал в нем газету "Отголоски из корпуса". В ней доказывалась "необходимость конституции для России". Во избежание риска он прекратил выпуск га­зеты, но вскоре с его участием в корпусе возник кружок демократического направления.
  
   М.Ю. Ашенбреннер и П.А. Кропоткин указывали на широкое распространение лондонских эмигрантских изданий в кадетских корпусах России, отмечали их сильное влияние на воспитанников учебных заведений.
  
   В конце 1873 года, будучи юнкером, Г.В. Плеханов подает рапорт и получает разрешение оставить второе юнкерское артиллерийское Константиновское училище в Петербурге. Вероятно, он руководствовался стремлением перейти к рево­люционной деятельности, теоретической работе.
   *
  
   Группа Д.Н.Благоева, именовавшая себя "Партией рус­ских социал-демократов", в 1884-1886 гг. была связана с юнкерами ряда военных училищ Петербурга.
   Создав из военной молодежи революционную организацию группа не смогла закрепить связи с ней, развить ее деятельность. Как видим, поначалу велась разрозненная работа. Ее инициаторы не имели четких целей и задач, действовали в отрыве от общего потока революционного движения в стране. Их дея­тельность тревожила молодые умы, но не могла дать каких-либо ощутимых результатов.
   *
  
   Революционеры поставили своей задачей вести пропаганду среди будущих офицеров с самого начала их учебы. Значи­мость решения работы в военно-учебных заведениях подчер­кнул IV (Объединительный) съезд РСДРП, проходивший в апреле 1906 г.
   В резолюции съезда в пункте "Г" о воору­женном восстании говорилось:
  
   "Съезд постановляет, что не­обходимо усилить и систематизировать пропагандистскую и организаторскую деятельность в войске и военно-учебных за­ведениях" .
  
   Используя недовольство порядками некоторой части каде­тов и юнкеров, революционеры распространяли передовые идей в военно-учебных заведениях.
   Это вызывало брожение среди будущих офицеров, что отмечала большевистская га­зета "Вперед" .
   *
  
   Занимались пропагандистской деятельностью и другие партии. Нелегальная литература, в том числе листовки Ки­евского комитета партии социалистов-революционеров, распро­странялась среди юнкеров Киевского военного училища.
  
   Журнал либералов "Освобождение", газета "Новая жизнь", "Сын отечества", прокламации Московского комитета эсеров и др. - среди кадет Донского кадетского корпуса .
  
   *
   В 1903-1907 гг. значительно увеличился приток в военные училища разночинной молодежи. Так, например, из анализа аттестационных карточек юнкеров Михайловского артилле­рийского училища видно, что в 1904 году из первой батареи выпущено офицеров недворянского происхождения, в 1905 году из первого отделения этой же батареи выпущено 41,5% офицеров не дворян.
  
   Выпуск из военных академий (Ни­колаевской Генерального штаба, Михайловской Артиллерий­ской, Николаевской Инженерной, Александровской Военно-юридической и курсов Восточных языков) в 1905 году показывает, что примерно 20% офицеров среди окончивших - выходцы из мещан, казаков, дети священнослужителей.
   Эти офицеры, познавшие тяжелую жизнь народа, были демократичней, многие из них были оппозиционно настроены к правительству.
   *
  
   Обстановка в военных училищах того времени была тя­желой.
   Вот как характеризует ее один из воспитанников Мо­сковского кадетского корпуса:
  
   "Корпус - это темный карцер. Все здесь было ненавистно для меня: вечный шум, барабан­ный бой, мрачные люди... Мыслить и чувствовать в корпусе было равносильно преступлению... Внутри же стен царили "мордобой", грубые и дикие забавы, пошлое и плоское вос­питание со стрижкой душ под устав и барабанный бой, с пор­циями религиозной канители, которую сухой поп жестко и зло вдалбливал в наши детские души. Живое, правдивое слово вызывало недоумение, граничившее почти с ужасом" .
  
   "В корпусе (Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге. - П.А.И.) царил дух рутины, пронизывающий всю армию. Палочная дисциплина сочеталась с дикостью нравов" .
   Об этом корпусе так вспоминал кадет Э. Кадомцев.
  
   *
  
   И это в классово-привилегированных учебных заведениях, созданных для защиты "веры, царя и Отечества". Предпоч­тение при поступлении в них отдавалось детям из дворянских семей. Перед ними воспитатели заискивали, преувеличивая их способности.
  
   По окончании училища именно таким отда­валось предпочтение для должностей в гвардейских частях.
   Менее титулованные и обеспеченные воспитанники зачастую подвергались надругательствам и оскорблениям.
   *
  
   О царящей в училищах атмосфере кадеты и юнкера го­ворили между собой, писали друзьям и знакомым. Так, юнкер Киевского военного училища Виктор Колинь сообщал своей знакомой в Сибирскую губернию:
  
   "...У нас в юнкерском учи­лище 50 процентов юнкеров считают позором взяться за серь­езную книгу, а ведь скоро мы будем офицерами.
   Везде недочеты, грубость и неразвитость граничат с идиотизмом.
   Человек просто читать разучивается.
   Но если у него есть влиятельные родственники, то он будет большим начальни­ком. Такой дряни у нас тысячи, таких паразитов не обе­решься...
   Ведь это вопиющая несправедливость, что некоторые фамилии на каком-то основании стоят во главе правления. По какому праву?" .
  
   *
   Подобные вопросы ставили многие, не только питомцы училищ, но и офицеры.
  
   Поиски ответа приводили к новым идеям, проникновению которых способствовала целенаправ­ленная деятельность революционеров по политическому про­свещению будущих офицеров. Они разъясняли причины произвола и что нужно сделать, чтобы ликвидировать его, стремились к тому, чтобы они не были в стороне от жгучих проблем общества, в котором все более назревал революци­онный кризис.

0x01 graphic

Россия.

"Куда кривая выведет" 1859

Художник Василий Федорович Тимм (Георг Вильгельм) (1820-1895)

  
  
   Основной формой работы революционеров в военно-учеб­ных заведениях являлась устная и печатная агитация и про­паганда.
  
   В Петербурге в 1905 году социал-демократами была создана для этого специальная группа.
   По заданию ЦК РСДРП пропагандисты и организаторы устанавливали связь с воспитанниками военно-учебных заведение.
  
   Для более эф­фективной работы военная организация при Петербургском комитете РСДРП разбила город на районы. В сферу деятель­ности, например, социал-демократическвй организации Выборгского района входило Михайловское артиллерийское училище. Петербургского - Павловское, Окружного района - офицерская артиллерийская школа.
  
   *
  
   Работу в военных училищах активно проводили Казан­ская, Киевская, Московская, Тифлисская и другие военные организации большевиков.
   Непосредственные связи с юнке­рами и кадетами устанавливали студенты-партийцы.
   Они снабжали будущих офицеров нелегальной литературой, разъ­ясняли им цели и задачи партии в революционной борьбе, приобщали к участию, в рабочих кружках.
   *
  
   Среди юнкеров Павловского училища активно действовала партийная организация стеклянного завода за Невской заста­вой.
   Снабжение ее литературой обеспечивал А. Циммерман, который был тесно связан с В.И. Ногиным.
  
   Офицеры-воспи­татели догадывались, что юнкера читают запрещенную ли­тературу, часто производили обыски, но в большинстве случаев они не давали результатов. Зачастую революционеры распространяли листовки и прокламации среди юнкеров лич­но, вручая наиболее надежным нелегальные издания. Не раз юнкера обнаруживали запрещенную литературу в карманах своих шинелей после посещения общественных мест.
   *
  
   Кружки для проведения революционной работы создава­лись и в самих военно-учебных заведениях. Так, в Петер­бургском пехотном юнкерском училище, вступивший в РСДРП в 1903 г, В.Антонов-Овсеенко организовал социал-демократическую группу.
   Кружок революционного на­правления был создан в Николаевском Инженерном училище.
   В него входили подпоручики Ждановский, Зубков, Баранов и др. Они знакомились с опытом западных революционеров, русских революционеров-эмигрантов, читали стихи револю­ционного содержания, прокламации и обсуждали их. Ка­занский городской комитет РСДРП в конце 1905 года создал военную организацию среди юнкеров военного училища.
   В 1906 году в Петербурге в Инженерном и Михайловском артиллерийском училищах были созданы революционерами организации и кружок.
   *
  
   Организации РСДРП устанавливали тесные связи с юн­керами и кадетами путем переписки, в которой интересова­лись их жизнью, бытом, просили сообщать о действиях начальства, настроениях среди воспитанников.
  
   Об этом ми­нистр внутренних дел России 3 февраля 1906 г. уведомлял военного министра о том, что "юнкера С.-Петербургских военных училищ посредством переписки ведут сношения с неблагонадежными лицами, сообщая последним сведения о действиях и распоряжениях своего начальства, причем в це­лях устранения возможного со стороны начальства контроля, они испрашивают себе отпуска, во время которых и отправ­ляют по назначению свои письма конспиративного содержа­ния" .
  
   *
   Социал-демократы обобщали собранный материал, исполь­зовали его в газетах, листовках и прокламациях для усилен­ной революционной пропаганды и агитации в военно-учебных заведениях.
  
   Так, газета "Вперед" под рубрикой "Среди во­енных" приводила выдержки из письма юнкера такого со­держания:
  
   "У нас в Москве, - писал юнкер, - ожидалось движение по примеру Петербургского (аналогичное 9 января 1905 г. - П.А.И.). Генерал (начальник военного училища - П.А.И.) объявил училище на военном положении. Каждый день назначалась дежурная рота в военной готовности, ночью высылались дозоры. В нашем манеже стояли солдаты. На­строение было воинственное, благодаря зажигательным речам генерала. Все "защитники Родины" рвались в бой с "непри­ятелем". Хорошо, что все кончилось одним приготовлением. А если бы в самом деле вызвали меня для усмирения? По­следствия для меня были бы крайне печальны: или каторга, или смерть, так как по уставу за отказ стрелять могли и должны были уничтожить на месте всякий офицер..." .
  
   *
   Под непосредственным впечатлением событий начала но­вой русской революции студенты Военно-медицинской ака­демии солидаризировали с решением петербургского студенчества о прекращении занятий, 22 января состоялась нелегальная сходка, в которой приняло участие 439 человек. Две трети ее участников проголосовали за объявление заба­стовки.
   *
  
   В листовках, обращенных к юнкерам, большевики конк­ретно разъясняли их роль в период восстания, призывали отказываться стрелять в рабочих и крестьян.
  
   "Вы еще молодые, не запачканные повседневной грязью нашей пошлой жизни, - говорилось в одной из листовок, обращенной к юнкерам социал-демократов 1905 г. - еще не обагрили рук в народной крови, вдумайтесь в глубокий смысл тех событий, которые окружают вас. Отдайте себе отчет в той борьбе, которую ведет крестьянство за землю, рабочий за хлеб, весь народ за волю, подумайте над этой задачей, которую диктует вам долг перед народом... подумайте и опом­нитесь... пусть скорей уже могучие ряды пополнятся вами... Уже первые бойцы из рядов русского офицерства смело под­няли голоса в защиту народа. И народ приветствует их" .
  
   *
  
   Местные комитеты партии широко использовали поездки кадетов и юнкеров домой на каникулы для революционной работы среди них, снабжения их литературой.
  
   Вот что дово­дилось до сведения департамента полиции:
  
   "Кадет Пантелеев, будучи на... рождественских праздниках в городе Таганроге ... получил письмо с преступными прокламациями от студента Секретова. Эти листовки были распространены среди кадетов отделения, читая их, они вели противоправительственные бе­седы, читали революционные стихи и пели революционные песни" .
  
   *
  
   Заметный след оставляла агитация против русско-япон­ской войны.
   Во время одного из обысков в Московском юн­керском училище был найден листок со стихотворением под заголовком "Зачем?", в котором объяснялась бесполезность войны, причины слабости русской армии, ставился вопрос о виновнике "братоубийственного пыла" .
  
   Листовки "преступного характера" были отобраны у вос­питанников С.-Петербургского кадетского корпуса Раевского и Иваненко при их возвращении в 1905 году из очередного отпуска.
  
   "Листковая пропаганда" укрепляла связи социал-демокра­тов с военно-учебными заведениями. В решении этой задачи, например, важную роль сыграли прокламации, издававшиеся Объединенной социал-демократической организацией студен­тов Петербурга. Говоря о значении листовок в политическом просвещении, В.И. Ленин писал, что "летучие листки - это и есть прокламации. Что такой род литературы, как проклама­ции, ничем незаменим и, безусловно, нужен..." .
  

0x01 graphic

Россия.

"С насиженных мест".

Художник Владимиров Иван Алексеевич.

  
   Объединенная социал-демократическая организация сту­дентов Петербурга оказывала помощь Петербургскому коми­тету РСДРП, направляя по его заданиям своих членов на выполнение ответственных партийных поручений.
   Студенты печатали прокламации в подпольных типографиях.
   27 фев­раля 1905 года Объединенной социал-демократической "орга­низацией студентов был издан листок N6 - обращение Бакинского комитета РСДРП к офицерам. Техническую группу Петербургского комитета (ПК) РСДРП в этот период возглавлял член ПК студент А.И. Заболотский.
  
   Они призывали демократическую часть офицерства перей­ти на сторону народа, помочь пролетариату в его вооружен­ной борьбе с царизмом.
   *
  
   Подобных фактов было множество.
   Они стали причиной того, что военный министр России издал в начале 1906 г. приказ "Об усилении надзора за воспитанниками военно-учебных заведений" . Это свидетельствовало о том, что революционная работа среди будущих офицеров велась ак­тивно.
  
   В своем приказе военный министр повелевал установить следующий порядок контроля за юными нарушителями:
  
   "Всем офицерам, в случае нарушения воспитанниками дис­циплины и общих правил благопристойности, а также правил, установленных для отпускников кадетов, отбирать имеющи­еся у них отпускные билеты и препровождать к директору корпуса, виновных же отправлять в корпус. В исключитель­ных случаях, требующих немедленного воздействия со сто­роны администрации учебных заведений о проступках, сообщать в таковое по телефону".
  
   Вот такой была ре­акция на нарушения "благопристойности".
  
   "Мера эта является особенно целесообразной, - доносил в 1905 г. рапортом директор Одесского кадетского корпуса полковник Радкевич, - потому что около половины кадетов ходит в отпуска к родственникам военных, некоторые, не­смотря на неоднократные обращения корпуса, мало обращали внимания на то, что как кадеты проводят свое время в от­пуску, с кем знакомятся и своим безучастием санкциониро­вали различные отступления от правил" .
  
   *
  
   В аттестационных карточках юнкеров военных училищ были введены специальные пункты о причинах дисциплинар­ных взысканий, проведения времени в отпуске и проведении времени в этот период.
   *
  
   Большое революционизирующее влияние на юнкеров ока­зывали студенты гражданских высших учебных заведений. По заданию партийных организаций они устанавливали связи с юнкерами, наиболее благонадежных привлекали к работе в кружках.
  
   Так, в 1904 году студент А.А. Петров познакомился с юн­кером А. Мгебровым, которого пригласил к себе домой на 13-ю линию Васильевского. острова. Юнкер оказался в семье, где часто собирались рабочие. Он стал свидетелем обсужде­ния программы партии, принятой II съездом РСДРП, слышал слово правды о государственном устройстве России, роли ре­лигии, необходимости уничтожения постоянной армии, под­готовке к вооруженному восстанию. А. Мгебров вспоминал:
  
   "В училище я уже вступил не тем, таким был в корпусе... Од­нако царь, как символ, еще владел моим сознанием. Его су­ществование казалось мне своеобразной миссией, и я наивно думал, что все главное зло не в нем, а во всех его чиновниках и министрах" . Посещая рабочие кружки, слушая беседы в них, он отмечал, что "с каждым днем сознание работало все сильнее и сильнее".
  
   *
  
   Выполняя решения о ведении революционной пропаганды в армии, активном участии в антивоенной борьбе. Объеди­ненный комитет социал-демократических фракций вузов Пе­тербурга в 1905 г. призывал студентов:
  
   "Где бы вы ни были: в военных училищах или войсковых частях, всеми силами поддерживайте революционное движение, оформляйте его, создавайте повсюду ячейки военной революционной органи­зации, связывайте их в одно стройное целое с организациями революционного пролетариата" .
  

0x01 graphic

Ленин.

Художник Бухарин Николай Иванович

  
   Дочь офицера - Т.Неслуховская, хорошо знавшая В.И Ленина, вела революционную работу среди будущих офи­церов по заданию ЦК РСДРП. В своих воспоминаниях она писала:
  
   "В том же 1906-1907 учебном году я организовала с.-д. кружок в пехотном (Владимирском в Петербурге - П.А.И.) училище (организатором в кружке был юнкер Са­вельев, фамилии других я не знала), где мы тогда жили и где мой отец был инспектором классов.
   Эта моя агитация среди юнкеров легла во время моего судебного дела, бывшего в 1910 г. тяжелым бременем на моего отца как на военного человека.
   Этот кружок юнкеров, которым руководил студент с.-д. большевик Георгий Сабинин, был очень законспириро­ван. Представитель его тов.Савельев имел дело со мной и, из предосторожности, не посылался в наш районный комитет. Кружок этот существовал ровно год, собирался на различных квартирах.
   Мы встречались с представителем юнкеров на улице, причем он был одет в штатское. Среди юнкерской молодежи было большое стремление к политико-образова­тельным кружкам, но при суровой военной дисциплине уст­ройство их было очень опасно" .
  
   *
  
   Сами же юнкера вели революционную, пропаганду в стенах училища, призывали выступать против самодержавия с оружием в руках.
  
   Об этом с 16 ноября 1904 г. докладывал царю управляющий Мини­стерством внутренних дел:
  
   "По сведениям из Казани, - пи­сал он, - в местном юнкерском училище более половины юнкеров тоже будто бы готовы обратить свое оружие против правительства, т.к. они осознавали, что теперешний режим в военной среде доходит до деспотизма и вполне обезличи­вает юнкера, солдата и офицера, и пришли к выводу, что они должны принять участие "в борьбе за права человека".
   Среди юнкеров существует даже какой-то "комитет", уси­ленно теперь работающий на почве пропаганды против са­модержавия. В училище юнкера свободно получают газеты "Наша жизнь", "Сын Отечества" и другие разнородные ор­ганы периодической прессы, производящие на них сильное впечатление".
  

0x01 graphic

Россия.

Беглый. 1883.

Художник Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905)

  
   Далее говорилось о том, что "военная организация юнкеров оказывала материальную помощь пол­итическим ссыльным", что юнкера собрали большую сумму денег для политических ссыльных и заключенных, причем эти деньги отправляли по назначению при письме за под­писью "группа юнкеров" .
  
   *
   Размаху революционного движения способствовала работа Казанского комитета РСДРП. Социал-демократы подбирали революционно настроенных студентов, молодежь, которая име­ла образование, советовали им поступать в училище. Цель та­кой работы была двоякой: во-первых, пропаганда революционных идей среди юнкеров; во-вторых, готовить офи­церские кадры для революционной работы в войсках для бу­дущей армии революции.
  
   В одном из постановлений комитета говорилось:
  
   "...Постановили предложить сочувствующим... сту­дентам и другим лицам, имеющим образовательный ценз, вза­мен отбытия воинской повинности в общем порядке, поступать в юнкерские училища, с тем, чтобы по производстве в офи­церы вести противоправительственную агитацию среди нижних чинов...", это решение претворялось в жизнь.
  
   Главный штаб 19 октября 1906 г. сообщал начальнику Казанского пехотного юнкерского училища о том, что несколько студентов посту­пило уже с этой целью в Казанское юнкерское училище.
  

0x01 graphic

  

"Портрет В. И. Ленина", 1934

Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

  
   В.И. Ленин в "Докладе о революции 1905 года" делает вывод о том, что
  
   "...глупо мирно отказываться от военной службы, - задача заключается в том, чтобы сохранять в напряжении революционное сознание пролетариата и при том не только вообще, а конкретно готовить его лучшие элементы к тому, чтобы в момент глубочайшего брожения в народе они стали во главе революционной армии" .
  
   *
   Следует отметить, что целенаправленная просветительская революционная работа социал-демократов в военно-учебных заведениях давала весьма эффективные результаты.
   В революционном движении участвовали как юнкера, так и наиболее прогрессивные кадеты. Так, старший корпусной офицер доносил 5 июня 1906 года рапортом командиру учеб­ного судна "Воин" о революционной пропаганде кадета Белавина среди матросов судна, он читал им "Христианство и социализм" Бебеля, "Экономические эскизы" и т.д. В круху своих товарищей имел клички "Анархист", "Социалист" . Газета "Пролетарий" в 1905 году в N 13 за 1905 г. писала: "Недавно два воспитанника Петербургского кадетского кор­пуса подбросили печатные прокламации в лагерь стрелкового полка в Красном Селе. В этом же корпусе была найдена тайная типография и много экземпляров прокламаций" .
   *
   Многие кадеты прямо заявляли, что если их заставят ус­мирять бунты, то они не будут выступать в роли палачей. Выпускники Николаевского инженерного училища и Михай­ловского артиллерийского училища Жадановский, Зубков, Мгебров, Емельянов, Коханский и др. в период революции 1905-1907 гг. возглавляли вооруженные восстания.
   *
  

0x01 graphic

"Искра" -- сатирический журнал

Первый номер "Искры" вышел 1 января 1859 года.

Новое издание заявило своей целью "практическую сатиру", "отрицание ложного во всех его проявлениях в жизни и в искусстве", обещая читателям "упорство... в преследовании общественных аномалий".

  
   Все это вызывало страх и озлобление царского правитель­ства. Оно приняло ряд контрмер, чтобы ослабить революци­онное движение в военно-учебных заведениях, усилило политические и административные репрессии.
   В ноябре 1901 года из морского кадетского корпуса был исключен один из воспитанников за то, что у него нашли номер "Искры" .
  
   Кадет Псковского корпуса П.В.Митурич был исключен из корпуса за связь и знакомство с политическими деятелями и революционной литературой - сочинениями Маркса, Ле­нина, "Искрой" и др..
   Помощник начальника Главного морского штаба предписывал 15 мая 1906 г. командиру 18 флотского экипажа отдать под надзор полиции юнкера Пригоровского за участие в митинге.
   *
   Кадет Сибирского кадетского корпуса в Омске В.В. Куй­бышев в своей автобиографии писал:
  
   "Будучи в 6 классе корпуса (1903-1904 гг.), завязал связь с нелегальным соци­ал-демократическим крухком в Омске. Выполнял небольшие поручения Омского комитета РСДРП, разбрасывал листовки, распространял среди рабочих запрещенную литературу, вел нелегальный кружок, изучал работу В.И.Ленина "Что делать?", полученную от члена Омского комитета Г.И. Крамольникова. В 16 лет вступил в члены РСДРП, сразу же примкнув к большевикам. Пишет протест против январских расстрелов в Петербурге и поддерживает питерских рабочих. Учась в военно-медицинской академии в Петербурге, распро­странял нелегальную литературу, участвовал в транспорти­ровке оружия для вооруженного восстания, за что был исключен из академии в начале 1906 года" . <...>
  
   *

0x01 graphic

"Искра" -- революционная нелегальная газета, основанная Лениным и

создана в 1900 году в Лейпциге на квартире А.Л. Парвуса, который "был одержим совершенно неожиданной, казалось бы, мечтой разбогатеть" (Троцкий)

   Задача политизации офицеров, ослабления вооруженной силы самодержавия была поставлена с момента образования партий, начала их активной революционной работы. Выпол­нение этой задачи шло в различных военных учебных заве­дениях, начиная с кадетского корпуса и заканчивая академией Генерального штаба.
  
   В докладе Отделения по охране обще­ственной безопасности и порядка в столице 22 ноября 1905 г. говорилось, что:
  
   "В академии Генерального штаба после мо­лебна по случаю обнародования манифеста 17 октября вы­ступил профессор Богуславский. Его речь произвела на большинство офицеров хорошее впечатление, но небольшая груп­па осталась недовольна, причем один из этой группы - поручик Зинкевич - пытался критиковать речь Богуславского, предложил бойкотировать его лекции, находя, что они вредны не только для академии, но и для всей свободной России. Кроме того, Зинкевич составлял какие-то требования, предполагая предложить их для обсуждения офицерам ака­демии и предъявлении впоследствии начальству... Из офицеров академии, солидарных с поручиком Зинкевичем, можно указать на Новикова и Тейслеф" . <...>
  
   *
   Пробуждение революционного духа в военно-учебных за­ведениях не ускользнуло, от внимания самодержавия в целом и лично царя.
  
   "На военные училища было обращено особое "внимание" директора Департамента полиции и ввиду того, что последний выпуск из военно-учебных заведений и в особенности Николаевского Инженерного училища дает значительное количест­во неблагонадежных в политическом отношении молодых офицеров, было признано необходимым озаботиться приобре­тением секретной агентуры в петербургских военных учили­щах" .
  
   *
   На имя командующего Московским военным округом от военного министра последовало приказание, в котором для борьбы с революционной пропагандой в войсках предлагалось немедленно начать подготовку будущих офицеров, чтобы они могли разбираться в социальных и политических вопросах и в случае надобности могли разъяснить их солдатам.
   Програм­му такой подготовки выработала специальная комиссия, в которую, наряду с военными, вошли ярые реакционно на­строенные профессора Сергеевич, Плаканов и др.
  
   Из программы следовало, что будущий офицер должен был уметь доказать незыблемость и вечность существования самодержавия. Для этого он обязан знать различные обще­ственные организации, а также иметь элементарные понятия об истории социальных учений. Офицеру вменялось в обя­занности разъяснять солдату, что армия есть инструмент ве­дения войны, гордость и величие существующего строя, что она, не задумываясь, должна сохранять и поддерживать цар­ский строй.
   *
  
   В целях ограждения офицеров от политического влияния революционеров, для разъяснения им "сути" крамольного учения, военный министр велел проводить курсы занятия с выпускниками училищ. Это настораживало кадетов и юнке­ров. В письме родным один из юнкеров Киевского военного училища писал:
  
   "...В будущей своей жизни всеми силами буду стараться не высказывать своих убеждений на словах. Вы пораскиньте хорошенько мозгами и убедитесь, что все свободомыслящие люди обнаруживали себя только в разго­ворах и беседах. Где Достоевский (бывший офицер - П.А.И.), где Пушкин... так буду скрывать свои убеждения на словах (вы понимаете конечно) и обнаруживать их в делах и поступках очень политично..." .
  
   "Необходимость привлечь армию на нашу сторону, - вспоминал член Московского комитета РСДРП М.И. Южин, - На сторону революции, была, конечно, очевидна, для всех революционеров, а тем более большевиков. При современном оружии и состоянии военной техники невозможно рассчиты­вать на успех восстания, если значительная часть армии не на стороне революции, а тем более - против ее. И мы всемерно старались наладить связь с армией, вести агитацию не только среди матросов и солдат, но и среди офицеров" .
  
  
   В секретном письме военного министра П.С. Ванновского 22 мая 1884 г. начальнику Главного военно-судного управ­ления А.К. Имеретинскому отмечалось, что "социально-рево­люционная пропаганда с каждым годом делает все новые успехи, усиливаясь поколебать все государственные основы" .
   Говорилось, что расследование "политических преступ­лений за последнее время обнаружило, что, начиная с 1880-1881гг, усилия революционеров главным образом обратились на распространение противоправительственной пропаганды среди армии и в особенности среди офицерского ее состава".
  
   Как ни неприятно было верноподданному прислужнику ца­ризма признавать реальность, он вынужден был отметить, что "бесхарактерность и забвение присяги вовлекли уже не­которое число офицеров армии в прикосновенность с рево­люционной пропагандой, а слабость внутреннего надзора в некоторых отдельных... частях допустила проявление пре­ступной деятельности даже в форме образования офицерских противоправительственных кружков" (сохранена орфог­рафия подлинника - П.А.И..).
   <...>
  
   *
   В конце 1902 г. - в начале 1903 г. в Екатеринославле возникла специальная военно-революционная группа, которая развернула печатную пропаганду и агитацию среди военно­служащих.
  
   Одна из прокламаций, озаглавленная "К офице­рам", была опубликована в "Искре". Охарактеризовав современное политическое положение страны, Военно-рево­люционная группа обращалась к офицерам с призывом вникнуть в происходящие события и определить свое место в них.
  
  
   "Армия, - было написано в прокламации, - это плоть от плоти, кость от кости народа, не должна и не может быть чуждой народу и его интересам; ее место, не в среде тех, кто кует цепи, а там, где их разбивают. Народ в союзе с армией вырвет вековую неправду и найдет дорогу к своему счастью! Ваше участие необходимо, но ваше сопротивление не может спасти того, что обречено на гибель, оно создаст только лишние могилы бойцов" .
  
   *
  
   Это обращение распро­странилось среди офицеров Петербурга, Москвы, Киева, Двинска и других городов.
  
   В 1903 году киевский "Союз про­паганды в войсках" выпустил гектографическую проклама­цию "К русским офицерам", разоблачавшую недостойную роль "усмирителей" освободительного движения.
  
   В феврале и марте того же года многим офицерам Пе­тербургского гарнизона были доставлены прокламации, звав­шие в ряды политических демонстраций. Все эти факты говорят об активной и целенаправленной агитационно-про­пагандистской работе по политизации офицерского корпуса русской армии.
   <...>
   *
  
   Местные партийные комитеты и союзы в период подъема первой русской революции усилили пропагандистскую дея­тельность. Выпуск листовок и прокламаций, обращенных к офицерам, был налажен во многих городах страны.
  
   Министр внутренних дел сообщал в департамент полиции в марте 1906 г. о том, что революционная "пропаганда среди военнослужа­щих приобретает в настоящее время серьезные размеры, ох­ватывая... офицеров, к работе привлекаются опытные революционные деятели" .
  
   *
   Особенно широкое распространение агитация среди офи­церов получила в Москве, Казани, Чите, Одессе, Петербурге и других городах. Так, в июле 1905 г. в Либаве специальные прокламации к офицерам 115-го Вяземского пехотного полка были разосланы по почте.
   В Петербурге только за одну неделю мая 1906 г. в лейб-гвардии Семеновский полк было послано 55 экземпляров прокламаций, в управление 24-й ар­тиллерийской бригады - 3, лейб-гвардии Преображенский полк - 6, лейб-гвардии Измайловский полк - 39 и т.д. .
   *
  
   Бакинский комитет РСДРП 23 февраля 1905 года обра­тился с листовкой к офицерам, призывая их встать под знамя революции:
  
   "Смелее же вперед, офицеры... Смойте позор, которым уже покрыло вас царское самодержавие! Ступайте под наши чистые, незапятнанные ничьей невинной кровью, красные знамена и присоединяйте свои мощные голоса к на­шим грозным призывам..." .
  
   Листовка была напечатана тиражом 1500 экземпляров, распространялась среди офицеров Бакинского гарнизона. <...>
  

*0x01 graphic

  

Похороны героя.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  
  
   Именно в результате такой мощной агитационно-пропа­гандистской работы стало возможным то, что офицеры 2-го пехотного Сибирского Читинского полка, прибывшего из Маньчжурии в Читу, опубликовали в Читинской газете "За­байкальские областные ведомости" 11 декабря 1905 г. сле­дующее письмо:
  
  -- "Мы, офицеры Читинского полка, заявляем:
  -- Мы вполне сочувствуем происходящему в настоящее время в России освободительному движению и передаче законода­тельной власти представителям народа.
  -- Армия - достояние всего государства, она не должна принадлежать ни к одной партии, чтобы не было соблазна употребить армию на по­давление других партий.
  -- Армия должка охранять Родину от внешних врагов.
  -- Армия не должна производить убийств.
  -- Чи­тинский полк не принимает на себя полицейских обязанно­стей в борьбе различных политических партий.
  -- За проведение реформы в армии" .
  
  
   Нужно учитывать, что офицерский состав этого полка был крайне реакционен и даже нейтрализация его была большой победой местных революционеров...
  
  
  
  

0x01 graphic

Нечаев Сергей Геннадиевич (20 сентября 1847-- 21 ноября 1882) --

один из первых представителей русского революционного терроризма.

"Революционер, -- говорилось в его уставе ("Катехизис революционера"), -- человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям.

Он знает... только науку разрушения, для этого изучает... механику, химию, пожалуй медицину"...

  
  

0x01 graphic

Россия.

Инок. 1897

Художник Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905)

  
   Интеллигент презирал спорт так же, как и труд, и не мог защитить себя от физического оскорбления.
   Ненавидя войну и казарму как школу войны, он стремился обойти или сократить единственную для себя возможность приобрести физическую квалификацию - на военной службе.
   Она вышла на политический путь из дворянских усадеб и иерейских домов - без всякого политического опыта, без всякой связи с государственным делом и даже с русской действительностью.
   Привыкнув дышать разреженным воздухом идей, она с ужасом и отвращением взирала на мир действительности.
   Он казался ей то пошлым, то жутким; устав смеяться над ним и обличать его, она хотела разрушить его - с корнем, без пощады, с той прямолинейностью, которая почиталась долгом совести в царстве отвлеченной мысли.
   Отсюда пресловутый максимализм ее программ, радикализм - тактики.

Г.П. Федотов

Судьба и грехи России ...

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Панов А. И.Офицеры в революции 1905 - 1907 гг. - М., 1996. - С.42-61.
   Зайончковский П.А. Самодержавие в русская армия на рубеже ХIХ-ХХ столетий. 1881-1903.-М.: Мысль. - 1973.
   Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России.- М.: ВПА, 1990.
   Самусь В.Н. Лучшие традиции русского м советского офицерского хорпуса. -Кстово: НВВСКУ, 1991. - С.57.
   См.: Кропоткин П.А. Записки революционера. - М.: Московский: рабочий, 1988.-С.151-152.
   См.: Ашенбреннер М.Ю. Военно-революционная организация партии "Народное воли" .- М.: Издание Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1926.-С.6-9.
   Кропоткин П.А. Указ. соч. - С.151.
   См.: Иовчук М.Т., Курбатова И.Н. Плеханов. - М.: Молодая гвардия, 1977.-С.9-11.
   См.: Самолис Г. Лейтенант Шмидт. - М.: Политиздат, 1982. - С.8.
   IV (Объединительный) съезд РСДРП. Протоколы. - М.: Госполитиздат, 1959.-С.469.
   См.: Вперед. - 1905.- 24(11) января, 29(9) августа.
   ЦГАОР СССР, ф.102, 1905, д.1877, ч.5, л.5-6 об.
   Там же, ч.19, л.1-9.
   ЦГВИА ф.310, 1901, оп.1, д.998, л.1-42.
   Там же, 1904, оп.1, д.999, л.1-15.
   ЦГВИА, ф.400, 1905, оп.3, д.2653, л. 10,11.
   Мгебров А. Воспоминания артиллерийского офицера. - М.: Изд-во. Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1929.-С.9-10.
   Хвостов Л.А. Братья Кадомцевы. - Уфа: Башкнигоиздат, 1970. - С.10.
   ЦГАОР, ф.102, 1905, д.1668, л.2-2 об.
   См.: Первая конференция военных и боевых организаций РСДРП. -Партиздат, 1931-С.17.
   См.: Деятели СССР и Революционного движения России: Энциклопедический словарь Гранат. - С.330; Ракитин А. Антонов-Овсеенко. - Л: Лениздат, 1975. - С5-6.
   Красная летопись. - 1925. - N3(14). - С.132.
   Ахун М.И., Петров В.А. Восстание инженерных войск в Киеве //Красная летопись. - 1926. - N1.-С.139.
   ЦГВИА. ф.1750. 1906. оп.1, д.675, л.4.
   Вперед. - 1905. 8 марта (23 февраля).- N9. Вып. 1-2.
   См.: Юбилейный сборник Военно-медицинской академии, посвященной 10-й годовщине Октябрьской революции. - Л., 1927. - С.110; Блинов И.К. Военно-медицинская академия Красной Армии имени С.М. Кирова. Краткий исторический очерк. - Л., 1941. - С.21.
   ЦГАОР, ф.102, 1905, д.1877, ч.5, л.41а.
   ЦГАОР. ф.102, 1905, д.1877, ч.19, л.4.
   ЦГВИА, ф.160/с, 1905, оп.1, д.186, ч.1, л.121.
   ЦГАОР, ф.102, 1905, д.1877, ч.З, л.145.
   Ленин В.И. Ответ "Читателю" // Полн. собр. соч. - Т.6.- С.271.
   См.: 1905 год в Петербурге. Вып.1.- Л.-М.: Госиздат, 1925. - С.141-142.
   См.: Очерки истории Ленинградской организации КПСС.- Л.: Лениздат, 1962.-С. 138,140.
   ЦГВИА, ф.400, 1906; оп.2, д.7563, л.2.
   ЦГВИА, ф.400, 1906, оп.2, д.7563, л.4.
   ЦГВИА, ф.400, 1906, оп.2, д.7563, л.2.
   ЦГВИА, ф.310, 1904, оп.1, д.998, л.1-1 об. 31. Мгебров А. Указ. соч.-С.12-13.
   Мгебров А. Указ. соч.-С. 13.
   ЦГАОР, ф.25, оп.9, л.254.
   Неслуховская Т. Воспоминания гимназистки // Революционное юношество. Из про­шлого социал-демократической учащейся и рабочей молодежи. - Л.: Госиздат, 1924.-С57-58.
   ЦГВИА, ф.400, 1905, оп.3, д.2658, л.49.
   ЦГВИА, ф.400, 1905, оп.3, д.2658, л.49.
   ЦГВИА, ф.1750, 1906, оп.1, д.675, л.59-59 об.
   Ленин В.И. Указ.соч.-С.319.
   ЦГА ВМФ, ф.407, оп.1, д.3981, л.13.
   Пролетарий. - 1905.- N13.
   См.: Панкратов Н.Р. и др. Военно-боевая работа партии большевиков 1903-1917 гг. - М.: Воениздат, 1973.-С.44.
   См.: Огонек. - 1988.- N 44.- Октябрь.
   ЦГА ВМФ, ф.417, 1906, оп.4, д.6844, л. 17.
   РЦХ и ИДНИ, ф.79, оп.1, сд.хр.10, л.1; Валериан Владимирович Куйбышев. Био­графия. - М.: Политиздат, 1966.- С.6-7. О Валериане Куйбышеве. Воспоминания, очерки, статьи.- М., 1983. - С.21-22.
   ЦГИА, ф.1328, оп.2, д.32, л.107-107 об.
   Ахун М., Петров В. Революционная работа в войсках Петербургского гарнизона в 1905-1906 гг. // Красная летопись. 1925. - N4(15).- С.90.
   ЦГАОР, ф.102, 1901, д.229, л.2.
   Васильев-Южин М.И. Революционное движение в Московском гарнизоне // Первая русская революция и ее историческое значение. - М., 1975.-С.343.
   Ахун М., Зинкевич Д. К истории борьбы самодержавия с революционным движением в армии в 80-х гг. XIX в. Из записной книжки архивиста //Красный архив. - 1924.- N 2 (63).-С.135.
   Ахун М., Зинкевич Д. К истории борьбы самодержавия с революционным движением в армии в 80-х гг. XIX в. Из записной книжки архивиста //Красный архив. - 1924.- N 2 (63).-С.133.
   См.: Сенчакова Л.Т. Указ. соч.-С.145.
   Искра. - 1903.- 1 марта. Вып.5.- N35.- Л., 1928. - С. 106.
   См.: Сенчакова Л.Т. Указ.соч.-С.146.
   Искра. - N 27.- Вып.111.-С.83.
   ЦГАОР, ф.102, 1906, д.1877, л.71 об.
   ЦГА ВМФ, ф.928, оп.1, д.504, л.134,143.
   ЦГАОР, ф.102, 1905, д.1877, ч.3, т.1, л.31,32,34,35,37.
   Листовки бакинских большевиков 1905-1907 гг. - Баку: Азербайджанское госу­дарственное изд-во, 1955.-С.37.
   ЦГВИА, ф.14926, 1906, оп.2, д.100, л.10.

0x01 graphic

Россия.

Крестный ход. 1882.

Художник Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883)

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023