Аннотация: Мы должны понять одно: нет ничего страшнее и преступнее братоубийства - тем более, если оно совершается в союзе с нацизмом.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА
(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)
Сохранить,
дабы приумножить военную мудрость
"Бездна неизреченного"...
О.В. Романько
"Пороховой погреб" Европы
(Фрагменты из кн.: "Мусульманские легионы во Второй мировой войне")
И если первая причина была "побудительной" для добровольцев из стран Западной, Северо-Западной и Центральной Европы, население которых имело в основном однородный национальный состав, то для добровольцев из Юго-Восточной Европы, СССР, а также арабов и индийцев этой причиной был именно национализм или его интерпретация в религиозном духе (в первую очередь для католиков и мусульман).
**
В связи с этим можно выделить три этапа привлечения и участия иностранных добровольцев на стороне Германии:
--
с осени 1940 г. в войска СС стали зачислять представителей "нордических" народов -- датчан, норвежцев, фламандцев и голландцев;
--
с июня 1941 г. сухопутными силами, авиацией и флотом, а позже и войсками СС создаются формирования из западноевропейских ( "ненордических") и балканских народов под лозунгом "крестового похода против большевизма";
--
с осени 1941 г. под лозунгом "борьбы с большевизмом" из военнопленных Красной Армии и местного населения оккупированных советских территорий формируются так называемые восточные войска (Osttruppen). Их создание проходило под эгидой сухопутных сил, авиации, флота и полиции. Только намного позже к этому процессу присоединилось руководство СС.
**
Таким образом, выделялись следующие категории иностранных добровольческих формирований:
--
добровольцы вспомогательной службы, или "хиви" ( "Hiwi");
--
вспомогательная полиция по поддержанию порядка в тыловых районах (Hilfspolizei). В зависимости от того, какой инстанции -- военной или гражданской -- она подчинялась, ее принято подразделять на:
а) вспомогательную полицию в тыловых районах действующих армий (Sicherungsverbdnde) или групп армий (Schutzmannschaften) и [15]
б) вспомогательную полицию порядка (Schut&nannschaft der Ordnungspolizei, или "Schuma") в районах деятельности гражданской оккупационной администрации;
-- боевые части иностранных добровольческих формирований.
**
Поскольку каждый из видов германских вооруженных сил имел собственные иностранные добровольческие формирования, то в структуре их управления имелись также специальные органы для их организации, использования и руководства ими.
Вермахт. Главным органом управления вооруженными силами Германии было созданное 4 февраля 1938 г. на базе Военного министерства Верховное командование вермахта (ОКБ). После начала Второй мировой войны в сферу компетенции ОКВ, помимо общего руководства германскими вооруженными силами, был также передан ряд театров военных действий: Скандинавия, Северная Африка, Балканы, Запад и Италия. Подчиняясь непосредственно Гитлеру, ОКВ осуществляло руководство войсками на подведомственных ему театрах военных действий через Штаб оперативного руководства, который возглавлял генерал-полковник А. Йодль (1938-1945). Помимо германских частей и соединений, ОКВ через свои органы на местах участвовало в организации и руководстве иностранными добровольческими формированиями на вверенных ему фронтах.
В состав ОКВ организационно входило Управление разведки и контрразведки, более известное как абвер. Его вторым отделом (им руководил генерал-майор Э. фон Лахузен -- 1939-1943), отвечавшим за диверсии и саботаж в тылу противника, также был создан ряд иностранных добровольческих формирований, имевших специфический разведывательно-диверсионный характер.
**
Войска СС. С 17 июня 1936 г. рейхсфюрером СС и шефом германской полиции являлся Г. Гиммлер. Под его руководством до этого две самостоятельные организации были объединены в Корпус охраны государства. С 1934 г. в системе СС стали создаваться военизированные "части усиления", которые 1 июня 1940 г. были преобразованы в войска СС.
Набором, подготовкой бойцов войск СС и руководством ими (в том числе и иностранными добровольцами в их составе) занимались следующие инстанции. [25] Центральным ведомством всей организации СС было ее Главное управление, В его системе имелись: управление "Б", занимавшееся пополнением войск СС и регистрацией их членов, и управление "Ц", отвечавшие за их подготовку. С 1941 по 1945 г. руководителем этой инстанции был СС-обергруппенфюрер Г. Бергер.
Главное оперативное управление являлось центральной штаб-квартирой организации СС и осуществляло оперативный контроль над войсками СС. В его системе находились: управление "А", занимавшееся организацией и снабжением войск СС; управление "Б", отвечавшее за обучение командного состава войск СС; управление "Ц" -- инспекция войск СС -- орган, контролировавший работу предыдущих. С 1942 по 1945 г. руководителем этой инстанции был СС-обергруппенфюрер Г. Юттнер.
**
Полиция. Как шефу германской полиции, Гиммлеру также подчинялось Главное управление полиции порядка, (возглавлявшиеся СС-оберстгруппенфю-рером и генералом-полковником полиции К. Далюге, 1936-1945). Это управление руководило всеми формированиями полиции порядка и частями войск СС, которые находились на территории, подконтрольной гражданской оккупационной администрации. На местах это руководство осуществлялось через фюреров СС и полиции.
**
В связи с влиянием данных компонентов в процессе создания и использования иностранных добровольческих формирований можно выделить два этапа. Важной вехой, т.е. тем периодом, во время которого прямо или косвенно были приняты решения, повлекшие изменения в этом процессе, следует назвать события, происходившие с осени 1942 по осень 1943 г. Это прежде всего: Сталинградская битва (сентябрь 1942 -- февраль 1943 г.), разгром немцев в Северной Африке (май 1943 г.) и капитуляция Италии (сентябрь 1943 г.). Каждое из этих событий явилось поворотным моментом соответственно в немецкой "восточной", ближневосточной и балканской политике, а также повлияло на процесс создания и использования добровольческих формирований из народов данных регионов.
На первом этапе создания иностранных добровольческих формирований политико-пропагандистские цели явно превалировали над военными. Это, по сути, и было самым главным.
На втором этапе происходит если и не усиление роли военной стороны этого процесса, то, во всяком случае, ее уравнение в значении со стороной политической. Для этого этапа характерны следующие основные изменения.
Уже в самом начале 1943 г. была предпринята попытка более широкого привлечения населения еще оккупированных государств и территорий к сотрудничеству с Германией, в том числе и к военному. При создании добровольческих формирований немцы в ряде случаев отошли от принципа добровольности в этом процессе. При поддержке местных коллаборационистских "правительств" ими были использованы различные степени призыва в воинские формирования населения оккупированных территорий. Так, в феврале -- марте 1943 г. в Латвии и Эстонии был объявлен призыв на службу десяти, а в Литве -- шести возрастов. В начале 1944 г. то же самое произошло в Белоруссии, где был объявлен набор в Белорусскую краевую оборону (БКО). Однако эти акции зачастую [28] не имели успеха. Например, в Литве на призывные пункты прибыло менее 20 % лиц, подлежащих освидетельствованию.
Однако эти акции никак не мешали немцам называть иностранные формирования, которые все же удавалось организовать подобным образом, добровольческими.
На этом этапе также произошли изменения в управлении и организации иностранных добровольческих формирований, связанные с изменениями в немецкой национальной политике. Прежде всего они заключались в укрупнении добровольческих формирований, которые имели однородный национальный состав. Если до 1943 г. самой крупной воинской единицей являлся полк (в крайнем случае дивизия), то сейчас начинается массовое формирование дивизий и даже корпусов из граждан стран как Западной, так и Восточной Европы. Именно в этот период были сформированы 15-й Казачий кавалерийский корпус, 162-я Тюркская пехотная дивизия, 369-я, 373-я, 392-я германо-хорватские легионерские дивизии и др.
Впоследствии, в конце 1944 -- начале 1945 г. этот процесс получил свое военно-политическое развитие, и прежде всего в связи с изменениями в немецкой "восточной" политике. После провозглашения 14 ноября 1944 г. в Праге Комитета освобождения народов России (КОНР) была предпринята попытка объединить под эгидой его вооруженных сил все добровольческие формирования из граждан СССР. Однако большинство национальных лидеров отказалось пойти на такое соглашение с руководством КОНР, усмотрев в его инициативе желание русских националистов опять подчинить себе все остальные народы СССР. Вместо этого они при некоторой поддержке со стороны немцев провозгласили создание на основе "своих" "национальных" добровольческих формирований: "Национальной армии Туркестана", "Кавказской национально-освободительной армии", "Украинской национальной армии" и т. п.
**
Последним по времени комплексом изменений в процессе создания и использования иностранных добровольческих формирований стало усиление в нем роли руководства СС.
Во-первых, эти изменения характеризуются началом создания иностранных дивизий войск СС.
Отойдя от "расового принципа" при наборе в эти войска, Гиммлер приказал принимать в них и представителей "низших рас".
В результате были сформированы 22 дивизии из иностранных добровольцев:
--
9 -- из граждан стран Западной и Северо-Западной Европы,
--
4 -- из граждан стран Восточной и Центральной Европы,
--
3 -- из граждан балканских государств,
--
6 -- из граждан СССР.
Кроме этого, из представителей последних были также сформированы 2 соединения дивизионного типа -- Восточно-тюркское и Кавказское.
Всего же к концу войны в этих дивизиях [30] проходили службу около 340 тыс. человек (или 37 % от общего количества бойцов войск СС).
Во-вторых, 20 июля 1944 г. Гитлер после покушения на него назначил Гиммлера начальником вооружений сухопутных войск и главнокомандующим армией резерва, а уже 26 августа все иностранные части и соединения сухопутных войск были переданы под управление командования войск СС. Эта мера позволила Гиммлеру подчинить себе остальные добровольческие формирования, не находившиеся до этого под его контролем. Правда, зачастую некоторые формирования так и оставались под командованием офицеров вермахта. Все их подчинение СС заключалось в присвоении им соответствующей номенклатуры (например, 950-й индийский моторизованный полк вермахта стал Индийским добровольческим легионом войск СС). Однако все части и соединения войск СС, до этого в оперативном отношении подчинявшиеся командованию вермахта, были переданы в личное распоряжение Гиммлера.
**
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что в течение Второй мировой войны в германских вооруженных силах прошли службу около 2 млн. иностранных граждан -- большинство добровольно, остальные же -- в результате различной степени призывных кампаний. Из -них:
--
-- граждане государств Западной и Северо-Западной Европы -- около 195 тыс. человек;
--
-- граждане государств Восточной и Юго-Восточной Европы -- около 300 тыс. человек;
--
-- советские граждане -- 1,3-1,5 млн. человек;
--
-- арабы и индийцы -- около 8-10 тыс. человек. Советские граждане и граждане балканских государств были наиболее массовым контингентом среди иностранных добровольцев
Это связано прежде всего с особенностями предвоенного политического режима в этих государствах, их национальной политикой, и тем, как после начала Второй мировой войны этим воспользовались немцы.
Именно ошибки в национальной политике правящих режимов в СССР, на Балканах, Ближнем Востоке и в Индии послужили причиной создания мусульманских формирований в системе иностранных добровольческих формирований германских вооруженных сил.
**
Политические предпосылки и условия создания мусульманских добровольческих формирований в годы второй мировой войны
Классик немецкой военной мысли К. Клаузевиц писал: "Война в человеческом обществе... есть не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений, проведение их другими средствами".
Это определение войны подчеркивает производное значение военных событий от политических. Этого нельзя не учитывать и при рассмотрении вопроса о создании и использовании мусульманских частей в системе иностранных добровольческих формирований.
Процесс создания и использования иностранных добровольческих формирований напрямую зависел от внешней, оккупационной и национальной политики нацистской Германии. В свою очередь изменения в германской национальной политике происходили под влиянием на нее тех или иных органов власти нацистского государства. При этом наиболее тесная зависимость прослеживается по линии "оккупационная -- национальная политика". Внешняя же политика играла подчиненную роль, так как основным контингентом иностранных добровольческих формирований были граждане именно оккупированных государств и территорий.
**
Появление "мусульманского фактора" в экспансионистских планах Германии прослеживается еще с конца XIX -- начала XX в. В этот период правительство кайзера Вильгельма II попыталось использовать освободительное движение арабских и других мусульманских народов против Великобритании и Франции. Присоединение к союзу этих государств Российской империи с ее многочисленным мусульманским населением побудило Германию не ограничиваться только Ближним и Средним Востоком.
Так, в октябре 1898 г. Вильгельм II посетил Палестину и Сирию, где в Дамаске объявил себя другом турецкого султана и всех мусульман, что было с нескрываемой тревогой воспринято Англией, Францией и Россией.
**
Апогеем сотрудничества кайзеровской Германии с мусульманским миром в этот период стало участие Османской империи в Первой мировой войне на стороне блока Центральных держав. Следует отметить, что в это время вся антироссийская германская пропаганда шла через Стамбул, а также Иран и Афганистан.
В период после заключения между Советской Россией и Германией Брестского мира (март 1918 г.) последняя, используя центробежные тенденции в бывшей Российской империи, попыталась закрепиться в Крыму и на Кавказе -- регионах с многочисленным мусульманским населением. Осуществить эти планы Германии помешало поражение в Первой мировой войне.
**
С конца XIX в. еще одним "местом приложения" усилий Германии по проведению своей "мусульманской политики" являлись Балканы -- "пороховой погреб" Европы.
**
Имея очень выгодное геополитическое положение, этот регион всегда был особенно притягателен для великих держав. Пытаясь добиться здесь своего господства, они использовали очень мощный "детонатор", который еще с XV в. был подведен к балканскому "пороховому погребу" -- этнические, а главное религиозные противоречия между православными сербами, боснийскими и албанскими мусульманами и католиками-хорватами. Кроме того, Балканы являлись для Германии как бы "мостом стратегического назначения", который должен был обеспечить ей связь с Турцией -- ее союзником в надвигавшейся Первой мировой войне.
**
Таким образом, можно определить следующие приоритетные направления в германской "мусульманской политике".
Это:
-- Ближний и Средний Восток, с перспективой проникновения в Индию;
-- Балканский регион;
-- южные районы Российской империи (впоследствии СССР), с перспективой проникновения в Среднюю Азию.
**
С приходом в январе 1933 г. к власти в Германии нацистов "мусульманский фактор" в ее внешней политике получил новый, еще более сильный импульс. С началом же Второй мировой войны его использование было возведено в ранг государственной политики.
**
Пытаясь проникнуть в Северную Африку, на Ближний Восток и в Индию, Германия использовала старый прием -- поддержку местных национально-освободительных движений в борьбе против англо-французских колонизаторов. Поэтому к 1941 г. была резко усилена идеологическая обработка населения в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в Индии.
**
Одним из таких лидеров был великий муфтий Иерусалима Хаджи Мухаммед Амин аль-Хусейни, избранный на этот пост в 1921 г. Как пишет современный немецкий исследователь Г. Концельман, именно муфтий был тем человеком, который "...нашел слова, необходимые для того, чтобы мобилизовать мусульманское самосознание (и не только в Палестине). Ему и его сторонникам удалось создать Значительные трудности для британского управления Протекторатом (Палестиной)".
**
Претендуя на роль единоличного лидера, аль-Хусейни пытался создать основу для арабского государства после ухода англичан из Палестины. Для этого в 1936 г. он организовал Высший арабский комитет (ВАК). Этот орган потребовал от англичан немедленного запрета на дальнейший въезд евреев в Палестину. Англичане ответили отказом и преследованием членов комитета. Великий муфтий, переодевшись нищим, бежал в Бейрут, а затем в Багдад.
Годы изгнания муфтий использовал для упрочнения контактов с Германией, которые были установлены им еще в 30-е гг. Так, находясь в Багдаде, 20 января 1941 г. великий муфтий написал Гитлеру письмо о решении арабов развернуть борьбу против Англии, если им будет гарантирована материальная и моральная поддержка.
**
8 апреля 1941 г. по поручению Гитлера ему ответил статс-секретарь МИДа Э. фон Вайцзекер. В его письме было дано согласие на финансовую и военную помощь и даже на поставку оружия, если найдутся пути его доставки.
В ночь с 29 на 30 апреля 1941 г. произошли события, показавшие, что такие пути вскоре могут быть найдены. В ответ на ввод английских войск в Ирак его премьер-министр Рашид Али аль-Гайлани начал против них военные действия, положив начало так называемой 30-дневной войне. Одновременно с разрывом отношений с Англией иракское правительство обратилось к Гитлеру с просьбой об оказании военной помощи, на первое время в виде авиации.
**
С целью планомерного развития деятельности по оказанию помощи Ираку (включая и военные средства) ОКБ 23 мая 1941 г. издало специальную директиву N 30 под заглавием "Средний Восток". Эта директива была разработана группой генералов Штаба оперативного руководства ОКБ и подписана Гитлером. В ней была высказана решимость Гитлера "способствовать развитию операций на Ближнем Востоке путем поддержки Ирака". Главная ценность последнего для Германии заключалась в том, что через Ирак можно было проникнуть в этот регион и закрепиться там.
**
Поэтому в целях координации всех мероприятий на Ближнем и Среднем Востоке был создан специальный орган -- Особый штаб "Ф" (Sonderstab F) -- под руководством генерал-майора авиации Г. Фельми. Этот штаб должен был обладать статусом германской военной миссии в Ираке, и в его задачи входило руководство диверсионной деятельностью, агентурной разведкой и т.п. Однако главным направлением в его работе было формирование и обучение специальных частей, созданных из коренных народов Ближнего и Среднего Востока, с их последующим использованием в этих регионах (в исторической литературе эти части получили общее название Арабского легиона).
**
Однако все эти меры не смогли помочь Ираку. Уже 29 мая война была окончена. Правительство во главе с аль-Гайлани, а также находившийся в это время в Ираке великий муфтий скрылись в Иране, а в середине 1941 г. перебрались в Берлин. Там бывший премьер-министр Ирака стал высказывать претензии на лидерство в арабском мире, что, конечно, не могло вызвать одобрения со стороны аль-Хусейни и способствовать их взаимной поддержке в дальнейшем.
**
В результате, не получив от Германии реальной поддержки в своем стремлении к единоличному лидерству в арабском мире, муфтий прекратил для нее вербовку арабов и занялся в основном вопросами пропаганды идей исламского фундаментализма.
Таким образом складывалась ситуация вокруг планов по созданию арабских добровольческих формирований.
**
Политическая ситуация вокруг создания индийских добровольческих формирований в германских вооруженных силах складывалась похожим образом, так как и здесь немецкое военно-политическое руководство попыталось использовать освободительное движение народов Индии против Англии и привлечь к сотрудничеству некоторых его лидеров.
Одним из таких прогермански настроенных лидеров и, пожалуй, единственным такого масштаба, как аль-Гай-лани или аль-Хусейни, был бывший президент Индийского национального конгресса, адвокат из Калькутты Субхас Чандра Бос, известный деятель индийского национально-освободительного движения, вклад которого в это движение весьма своеобразен и противоречив.
**
Исходя из прямолинейного принципа "враг Англии -- друг Индии", он полагал, что Вторая мировая война создала уникальную возможность для Индии добиться свободы. Поэтому 17 января 1941 г. Бос бежал из-под надзора британских властей и при помощи абвера достиг советско-афганской границы. А уже в начале апреля 1941 г. он через Москву прибыл в Берлин. Здесь почти сразу же в его распоряжение была предоставлена радиостанция в Науэне, откуда он начал радиопередачи для немецкого населения, в которых знакомил его с идеями индийского национально-освободительного движения. Позывными этой радиостанции стали слова "Свободная Индия" ( "Azad Hind").
**
На протяжении всей своей истории Балканы считались "пороховым погребом" Европы. Исторически так сложилось, что начиная с XV в., после завоевания Балкан Османской империей, они стали границей между христианским и исламским миром. Поэтому любой конфликт сразу же приобретал здесь религиозную окраску, на чем всегда играли те, кто стремился установить свою гегемонию в этом регионе. Особенно преуспела в подобной политике нацистская Германия, одним из инструментов оккупационной политики которой в балканских государствах было создание и использование добровольческих формирований из местных мусульман.
**
На Балканах имеются два основных региона компактного проживания мусульман: Албания (на 1941 г. -- около 70 % населения) и бывшая Югославия (на 1941 г. -- 11 % населения).
Причем в Югославии они проживали в четырех областях: на севере и юго-востоке Боснии и Герцеговины (около 30 %), северо-востоке Черногории (в так называемой области Санджак -- около 21 %), на юге Сербии (в области Косово и Метохия -- около 70-75 %) и на северо-западе Македонии (25-35 %). Эти области в Югославии связаны между собой и представляют как бы единый комплекс, поэтому мусульманское население здесь является преобладающим.
**
Перед началом и в ходе Второй мировой войны все эти регионы были оккупированы Германией и ее союзницей по Тройственному пакту -- Италией, что наложило отпечаток на оккупационную политику здесь и на процесс создания и использования формирований из балканских мусульман.
В ночь на 6 апреля 1941 г. немецкие войска, поддержанные итальянскими и венгерскими войсками, вторглись в Югославию. Через 12 дней после начала войны пал Белград, а югославская армия капитулировала.
****
Одним из способов осуществления такого сотрудничества стало создание "национальных" добровольческих формирований из тюркских и кавказских народов СССР (т.е. военный коллаборационизм).
Военный коллаборационизм напрямую зависел от развития политического сотрудничества населения с оккупационными властями. В основе этого сотрудничества лежали в целом те же причины, что и в других оккупированных Германией государствах.
**
Однако в СССР оно имело ряд особенностей, которые заключались в следующем.
Во-первых, если на Балканах власть принадлежала военной оккупационной администрации при практически полном отсутствии каких-либо гражданских оккупационных учреждений, то на оккупированных территориях СССР одновременно сосуществовали военная, гражданская и полицейская администрации. Все эти три формы администрации, естественно, должны были сотрудничать между собой. Однако на деле это сотрудничество было пронизано непримиримым соперничеством. Каждая из этих администраций на местах и их руководство в Берлине претендовали на свою, единственно правильную, концепцию национальной политики.
Во-вторых, в процессе проведения оккупационной политики на территории СССР немаловажную роль сыграл и тот факт, что немцам перед началом войны так и не удалось создать здесь дееспособную "пятую колонну" по примеру Западной или Юго-Восточной Европы. Поэтому уже в ходе войны им пришлось приспосабливать свои довоенные взгляды на национальный вопрос в СССР под конкретные условия и несколько корректировать методику его использования.
**
Рассмотрим каждую из указанных форм оккупационной администрации.
Структура сферы военной оккупации была принципиально установлена "Особыми указаниями по обеспечению, часть Ц" от 3 апреля 1941 г. В соответствии с ними все советские области, находившиеся под управлением военной администрации, были разделены на три зоны:
1) непосредственный район боевых действий, где командиры дивизий и корпусов и подчиненные им войска фактически сами являлись исполнительной властью по отношению к гражданскому населению;
2) находившийся за ним на глубине примерно от 20 до 50 км тыловой армейский район, в котором для каждой армии назначался специальный комендант; [57]
3) тыловой район групп армий, начальником которого назначался один из командиров корпусов.
**
17 июля 1941 г. Гитлер подписал приказ о введении гражданского управления в оккупированных "восточных областях". Согласно этому приказу было создано Министерство оккупированных восточных областей, которое возглавил А. Розенберг, прибалтийский немец, хорошо владевший русским языком.
**
20 июля 1941 г. в Берлине состоялось совещание высшего военно-политического руководства Германии, на котором Розенберг представил Гитлеру план будущего административно-политического устройства территории бывшего СССР.
**
По этому плану предполагалось создать пять административных единиц -- реихскомиссариатов:
--
"Московия" (центральные области России),
--
"Остланд" (Прибалтика и часть Белоруссии),
--
"Украина" (большая часть собственно Украины и Крым),
--
"Кавказ" (Северный Кавказ, Закавказье и Калмыкия) и
--
"Туркестан" (Средняя Азия, Казахстан, Поволжье и Башкирия).
Причем два последних только недолгое время должны были иметь статус реихскомиссариатов: позже их предполагалось объявить имперскими протекторатами, с относительно широким самоуправлением и собственными вооруженными силами.
Однако вследствие провала планов "молниеносной войны" против СССР удалось создать только два рейхскомиссариата -- "Остланд" и "Украина". Они начали функционировать 1 сентября 1941 г.
*
Таким образом, главным творцом оккупационной и национальной политики на территории СССР и тем, кто претендовал на первенство в проведении этой политики, стал А. Розенберг.
Основной задачей Розенберг считал умение "подхватить и использовать стремление к свободе нерусских народов СССР и придать им определенные [58] государственные формы, то есть органически выкроить из огромной территории Советского Союза государственные образования и восстановить их против Москвы...".
**
Что же касается ряда мусульманских народов СССР, то у них эти противоречия (и прежде всего с русскими) были обусловлены еще и исторически. Начало войны Германии с СССР привело к обострению этих противоречий. Как правило, они выражались в следующем.
По словам генерал-фельдмаршала Э. фон Манштейна, командующего 11-й немецкой армией, войска которой в октябре -- ноябре 1941 г. оккупировали Крым -- первый крупный регион с компактно проживавшим здесь мусульманским населением, -- "татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей [60] от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи..."{16}.
Кроме того, еще до захвата немцами Крыма, в октябре 1941 г., появились первые свидетельства того, что крымские татары начали дезертировать из действующей армии, скрываясь в своих деревнях. Уже в самом начале Крымской кампании немцев татары выступали в немецких частях в качестве проводников, "проводили их в обход и наперерез" отступавшим советским войскам. В ряде случаев имели место нападения на отступавшие советские части, а также разграбления партизанских продовольственных баз, созданных перед войной.
**
После оккупации большей части Крыма немцы повели открытую политику заигрывания с татарским населением, используя националистические настроения и создавая для него ряд материальных преимуществ перед остальными народами Крыма. Оккупационные власти во многих случаях не подвергали репрессиям комсомольцев и коммунистов-татар, а разъясняли им, что они ошибались, а теперь с оружием в руках должны исправить свои ошибки, активно сотрудничая с новой властью.
**
Одной из форм такого сотрудничества стало создание мусульманских татарских комитетов. Так, уже в конце декабря 1941 г. в Бахчисарае при поддержке немцев был создан первый Мусульманский комитет, а затем на его основе комитет в Симферополе. По замыслу его основателей -- председателя Д. Абдурешидова и двух его заместителей, И. Керменчиклы и О. Меметова, -- этот комитет должен был представлять всех крымских татар и руководить всеми сферами их жизни.
**
Однако СД сразу же запретила им называть комитет "крымским", оставив в его названии только слово "симферопольский". В этом качестве он должен был служить только примером районным мусульманским комитетам, которые стали создаваться в других городах и населенных пунктах Крыма в январе -- марте 1942 г.
**
Организационно Симферопольский мусульманский комитет делился на 6 отделов:
--
по борьбе с бандитами (т.е. с советскими партизанами),
--
по комплектованию добровольческих формирований,
--
по оказанию помощи семьям добровольцев,
--
культуры и религии,
--
пропаганды и агитации,
--
административно-хозяйственный и канцелярию.
Программа, созданная руководством комитета, включала следующие мероприятия: организацию крымско-татарского населения для борьбы с партизанским движением; восстановление старых традиций и обычаев; открытие мечетей; пропаганду и агитацию в пользу создания под покровительством Германии крымско-татарского государства; помощь оккупационному режиму и немецкой армии людскими ресурсами и продуктами питания.
**
Все районные мусульманские комитеты имели такую же структуру и в своих действиях в целом руководствовались указаниями Симферопольского комитета.
Несмотря на полное подчинение всей деятельности комитетов немецкой оккупационной администрации, лидеры крымско-татарских националистов не оставляли надежды получить более широкие полномочия, вплоть до провозглашения в Крыму татарского государства. В связи с этим ими было предпринято несколько попыток.
Так, в апреле 1942 г. группой руководителей Симферопольского комитета были разработаны новый устав и программа деятельности мусульманских комитетов.
При этом были выдвинуты следующие главные требования:
--
создание татарского парламента;
--
создание Татарской национальной армии;
--
создание самостоятельного татарского государства под протекторатом Германии.
Эта программа была подана на рассмотрение Гитлеру, однако он ее не одобрил. Было позволено лишь увеличить вербовку добровольцев-татар в германские вооруженные силы в Крыму и части вспомогательной полиции порядка.
**
Быстрое продвижение немецких войск к Северному Кавказу и временная оккупация части его территории усилили сепаратистские и националистические настроения среди некоторых групп его населения.
**
Выражая враждебные взгляды по отношению к советским властям, их лидеры,
--
призывали население к уклонению от службы в Красной Армии, дезертирству и прямой измене.
--
Помимо этого, в некоторых случаях имела место широкая агитация за поражение Советского Союза и восстание в его тылу с целью оказания помощи Германии.
**
Значительная часть партийно-советских национальных кадров оказалась неустойчивой, а некоторые из них заняли откровенно пронемецкую позицию. Перед вступлением немцев они бросали работу, уходили на нелегальное положение или присоединялись к отрядам повстанцев. В их числе, например, оказался такой известный в то время человек, как чеченец А. Авторханов, профессор, работавший в институте языка и литературы, который при приближении немцев к границам Чечено-Ингушетии перешел на их сторону и организовал отряд для борьбы с партизанами.
**
Именно из таких людей в период недолгой оккупации части Северного Кавказа при поддержке немцев был создан ряд "национальных комитетов". Среди них следует назвать Карачаевский национальный комитет и Кабардино-Балкарский национальный комитет. Например, в состав последнего входили: князь С. Шадов (председатель комитета), князь Б. Шаков, К. Бештоков, А. Узденов, А. Пшуков, Д. Тевкешев и Ш. Шокманов. Двое последних членов комитета были эмигрантами и проживали до начала войны в Турции.
Таким образом, сотрудничество населения оккупированных территорий СССР с немецкой администрацией в форме политического коллаборационизма происходило:
--
путем создания местных "национальных самоуправлений" или "национальных комитетов", которые фактически не имели никаких политических прав, а могли руководить только некоторыми сторонами экономической и культурной жизни своих народов.
Однако одной из особенностей немецкой оккупационной политики на территории СССР было то, что эти самоуправления и комитеты были организованы из людей, с которыми немцы столкнулись непосредственно после начала войны.
**
То есть в СССР не было заранее подготовленной "пятой колонны". Ее отчасти должны были заменить представители антикоммунистической эмиграции, которые выехали из бывшей Российской империи в ходе и после окончания Гражданской войны. Со многими представителями этих эмигрантских кругов нацисты установили и поддерживали отношения еще до своего прихода к власти.
**
В конце 1941 -- начале 1942 г. немецкое командование развернуло подготовку к наступлению на юге России и на Кавказ. Для достижения большего успеха были пересмотрены и некоторые методы оккупационной политики. Так, по замечанию немецкого историка Н. Мюллера,
--
"если Прибалтику собирались онемечить,
--
Белоруссию превратить в огромный пересыльный концлагерь,
--
Украину сделать житницей... рейха,
--
то на Кавказе нацисты предполагали провести "эксперимент" с предоставлением населению широких прав".
Однако для проведения подобной политики были необходимы посредники, которые и должны были создать у местного населения иллюзию получения этих "широких прав".
**
Другой особенностью этого эксперимента было начало организованного создания и использования "кавказских и тюркских национальных воинских формирований". Планы по их созданию в общем подразумевали, что со временем они должны стать ядром будущих "национальных армий независимых государств", в которых у власти будут эмигранты-посредники и некоторые местные коллаборационисты.
**
"Кавказский эксперимент" на начальном этапе должен был ограничиться только Кавказом: в последующем его предполагалось распространить на Казахстан и Среднюю Азию.
**
Поэтому в целях политического обеспечения "кавказского эксперимента" в конце 1941 -- начале 1942 г. в Германии был создан ряд "национальных комитетов" (Туркестанский, Северокавказский, Азербайджанский, Грузинский, Армянский и т.п.), которые со временем в качестве правительств должны были переехать на "освобожденные немецкими войсками территории их государств". Пока же в обязанности этих организаций входили пропагандистское обеспечение всех немецких мероприятий в отношении данного народа, а также "представление его интересов" перед правительством Германии (главным образом это касалось положения "восточных" рабочих и бойцов "национальных" добровольческих формирований).
**
О текущих целях и задачах, которые ставило руководство каждого конкретного комитета, лучше всего свидетельствует его структура. Рассмотрим ее на примере [66] Туркестанского национального комитета (ТНК) -- одной из самых влиятельных национальных организаций на территории Германии.
Туркестанский национальный комитет был создан в августе 1942 г. на базе Туркестанского национального объединения -- представительного органа среднеазиатской эмиграции -- и имел следующую структуру.
I. Президент комитета -- Вели Каюм-хан, узбек.
II. Генеральный секретарь президента ТНК -- сначала узбек Карими, затем казах Канатбай.
III. Президиум ТНК (4 казаха, 3 туркмена, 2 киргиза, 2 таджика и 3 узбека).
IV. Отраслевые отделы комитета:
1. Здравоохранения (руководитель -- Карими) -- подготовка и использование врачей и санитарного персонала.
2. Научный (узбек Салими, затем узбек Осман) -- сбор материалов, касающихся истории, географии, этнографии и культуры Средней Азии и Казахстана.