--
когда он гуманен, это значит, что он любит людей;
--
когда он правдив, это значит, что он не обманет;
--
когда он искренен, это значит, что в нем нет двоедушия".
Все о полководце:
--
Он должен владеть собой, не суетиться и не колебаться...
--
Он должен быть восприимчив к предложениям и критике, хотя его авторитет бесспорен...
--
Его власть должна быть быстра, искренна, точна и пряма...
--
Его гнев должен быть справедлив и страшен...
--
Он должен вести себя с храбростью и благоразумием...
--
Пусть он любит солдат, бережет их, но не приучает к праздности и лености...
--
Он должен соединить хитрость с мужеством, к силе оружия прибавить мудрость...
Древние считаютдолгом предупредить вас от пяти родов опасностей, или подводных камней:
--
неуместное желание подвергать себя опасности - идти на смерть...
--
неумеренная осторожность о сохранении своей жизни, о том, чтобы напасть в обман...
--
неумеренный гнев...
--
худо понимаемая честь...
--
неумеренная слабость к солдату...
Поученияипредостережения:
--
Самое важное - уметь воспитывать людей, приучать их к определенной системе поведения...
--
Тот, кто умеет вести войну, избегает такой обстановки, когда противник бодр и полон сил и когда защищается крепко...
--
Надо уметь управлять своим духом и подрывать дух противника...
--
Убивает противника ярость, захватывает его богатство жадность...
--
Бросай своих солдат в такое место, откуда нет выхода, и тогда они не побегут, а будут сражаться...
--
"Ведя войско, следует ставить его в такие условия, как если бы, взобравшись на высоту, убрали лестницу"...
--
Ритуальная клятва и последнее предостережение: "Когда клятва ясна и возбуждает, люди будут сильны"...
--
Отправляясь в поход, сделай через специально проделанный проход - так называемую "дверь ярости"...
--
"Если знаешь место боя и день боя, можешь наступать и за тысячу миль"...
--
Следует управлять действиями противника и не позволять ему управлять моими действиями - основное положение тактического искусства...
--
Важный практический вывод - следует ввести в систему подготовки офицеров военно-прикладное природоведение...
--
"Во время опасности никто не обращает внимания на ранги: коли вынул меч, пускай его в дело"...
--
"Кто не знает обстановки - гор, лесов, круч, обрывов, топей и болот, тот не может вести войско"...
--
"Напасть и наверняка взять - это значит напасть на место, где он не обороняется"...
--
Сила армии заключена, прежде всего, в полководце, в его уме...
--
В том, чтобы тщательно заботиться о своих солдатах и не утомлять их, сплачивать их дух и накапливать их силы...
--
"Без строгости нельзя подчинить себе сильного и управлять массой"...
--
Строгость полководца есть условие строжайшей дисциплины в армии и безусловной ее покорности воле своего полководца...
--
Строгость полководца - это не жестокость начальствующего лица, а отцовская обязанность военачальника...
--
Сила войска складывается из единства и слаженности коллективных действий...
--
Беспрекословную исполнительность подчиненных и отеческую заботу о них командира- это вопрос любви и устрашающей силы...
--
Дисциплинирование - это поучение и предупреждение...
--
"Находясь в порядке, ждут беспорядка; находясь в спокойствии, ждут волнений"...
--
"Люди обычно находят себе смерть в том, в чем они неискусны, терпят поражение в том, что они не умеют с успехом применять"...
--
Согласно принципу непрерывности обучение не прекращается и в боевой обстановке...
--
"Правила ведения войны заключаются в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить"...
--
Суть использования армии состоит в уважении к нормам благопристойности и щедрости вознаграждении...
--
Полководцам надо вести такую политику, при которой главным мотиватором и поведения стало бы чувство стыда...
--
"Универсальная" тактическая формула -"нужно пользоваться жадностью одного, глупостью другого, умом третьего, храбростью четвертого; нужно каждого назначать соответственно его природным свойствам, и не требовать от людей того, чего они не могут дать"...
--
Полководец требует от наград и наказаний в первую очередь одного: ясности...
Конфуций
А.И. Каменев
КИТАЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОБЕДЫ
(продолжение)
Воспитание юношества для истории имеет то значение, что в системе воспитания подрастающих поколений уже содержатся серьезные предпосылки последующих побед и поражений государства, процветания или гибели.
*
Прежде всего, следует обратить внимание на исходную идею, т.е. понимание правителями Древнего Китая роли и значения человека вообще и его просвещения, в частности.
*
На Востоке с особенной ясностью сознавали, что в основе военного успеха лежит именно "человеческий фактор" - несгибаемая стойкость и вместе с тем необыкновенная чуткость, ясность и бдительность духа.
Восточные учителя знали, что ключ к успеху - не знания и навыки, а сам человек.
"В руках хорошего человека даже плохой метод становится хорошим, а в руках плохого человека хороший метод становится плохим", - говорили они.
У-цзы, суммируя древний опыт государственного управления, писал в своем трактате:
"В древности все, кто заботился о государстве, непременно, прежде всего, просвещали свой народ и любили своих людей".
Обращает на себя внимание тот факт, что такой подход к народу, его просвещению, означал отказ от порочной практики иных правителей древности - держать народ в темноте, не допускать его до просвещения...
*
Стремясь всякое знание и действие облечь в известные наружные формы, китайцы придавали большое значение внешним приемам и развивали строгий церемониал, простиравшийся на все поступки общественной и большей частью также домашней жизни.
Тут упоминались обряды (Ли) при жертвоприношениях, по поводу приема в императорский дворец, при похоронах, на военной службе, в собраниях, но также по случаю получения мужской шляпы, при бракосочетаниях, при пирах и визитах; с этими обрядами преподавание и знакомило молодое поколение.
Соблюдение их требовалось от каждого образованного китайца (Шмидт К.История педагогики. Т. 1. Дохристианская эпоха. Воспитание у диких народов, на Востоке, у греков и римлян. Изд. 4 - е. - М., 1890).
*
Воспитание первоначально имело целью и физическое и умственное развитие человека:
- оно состояло в научении шести добродетелям (рассудительности, приветливости, мудрости, правдивости, умеренности и уживчивости),
- шести обязанностям (верности родителям, верности друзьям, доброжелательству, любви к родным, добросовестности, сострадательности) и шести искусствам (приличию, музыке, стрельбе из лука, управлению телегою, словесности, арифметике).
Но скоро идеалом образованности стало простое знание того, что знали и делали предки; и ученье состоит теперь почти исключительно в том, что механически заучиваются наизусть книги, который предписало изучит правительство.
Предметы этого преподавания:
- правила нравственности,
- гражданская добродетель,
- послушание родителям и императору,
- соблюдение законов,
- жизнь по правилам спокойствия и порядка.
Музыке придается большое значение; она считается "отголоском гармонии вселенной", приучающим душу к порядку и нравственной гармонии, изгоняющим из окружающей природы злых духов, а из сердца страсти и дурные желания.
Правила нравственности и законы положены на музыку и дети учатся им, распевая их.
В древнем царстве с особенною заботливостью учили музыке слепых; они делались придворными музыкантами, играли на религиозных и других праздниках.
Кроме элементарных школ, которые находятся и в самых маленьких местечках, есть много училищ для дальнейшего образования; в них принимаются лучшие ученики низших школ.
Но мертвенная машинальность, проявляющаяся во всей китайской жизни, не дает ученью приносит такие плоды, как в других странах: лишенное свободы и самостоятельности, стремление к образованию ограничивается усвоением ученых сведений и правил житейского благоразумия.
*
Содержание обучения, служба и общественные занятия китайцев мужского пола в древности были строго дифференцированы по годам жизни:
- когда ребенок становился в состоянии есть один, то его приучали пользоваться при этом правой рукой;
- когда он начинал говорить, на мальчика надевали кожаный пояс;
- на 6-ом году обучали счету и названию 4-х стран света;
- на 7-ом году молодых людей разъединяли (девочки и мальчики отдельно);
- на 8-ом году их учили, как входить и выходить из дверей, как садиться на циновку, как есть и пить, как ходить позади старших, учили уступчивости;
- на 9-ом году они учились считать дни;
- На 10-ом году они выходили к учителю вне дома и там учились читать и писать;
- на 13-ом году они изучали музыку, читали громким голосом песни, а в 15 лет изучали танец сианг; потом они учились стрелять из лука и править колесницей;
- на 20-ом году молодой человек получал мужскую шляпу, начинал изучать пять обрядов;
- На 30-ом году он женился и заводил свой дом, занимался делами: мужчины возделывали поле или выполняли воинскую службу;
- на 40-ом году он поступал на государственную службу, заботился о делах общественных, давал советы, сообщал свои мысли;
- на 50-ом году он становился верховным сановником;
- на 70-ом году он оставлял всякие занятия.
В этой системе общественного воспитания рационально то, что на жизненном пути человека как бы расставляются ориентировочные вехи, которые дают направление его развитию.
Введение же различных возрастных цензов на занятие государственных постов также имеет позитивное значение, так как позволяет использовать потенциал человека (сначала его силу, затем - знание, после - мудрость) в государственных интересах, т.е. во благо всей нации.
*
В число общезначимых национальных мер, связанных с военным делом следует отнести осеннюю охоту, как своеобразную систему военной подготовки населения, сплочения масс и проверки боеготовности мужского населения и способности командиров и полководцев управлять большими массами людей.
*
Тесная связь между периодическими массовыми охотами и военным делом сохранялась в древнем Китае на протяжении очень длительного времени.
Тогдашние правители - старейшины и ваны, устраивая большие звериные охоты, привлекали к участию в них все местное мужское население.
Позднее, по мере укрепления возникших на территории Китая государственных образований, в охотах участвовали лишь те мужчины, которые обязаны были вступать в ряды войска в случае войны.
Так постепенно большие звериные охоты, кроме своего первоначального хозяйственного значения, приобрели характер своеобразных военных сборов, во время которых их участники тренировались в походных движениях, упражнялись в употреблении оружия.
Согласно дошедшим до нас источникам первоначально охоты устраивались четыре раза в год, по числу времен года.
Главной охотой была осенняя охота, когда заканчивались полевые работы.
После охоты совершались жертвоприношения гениям четырех стран света. Убитая дичь дарилась ваном сопровождавшим его правителям и приближенным, а также употреблялась в пищу участниками охоты.
Предания рассказывают о большом количестве добывавшейся на охотах дичи, а также об обычае, согласно которому каждый охотник по возвращении домой вывешивал у своего жилища шкуру убитого им зверя, что являлось доказательством его мужества и умения владеть оружием.
*
Следует отметить, что не только древние китайцы, но и другие народы древнего мира с большим почтением и вниманием относились к охоте как средству воинской выучки.
Не стоит ли и сегодня присмотреться к психологическим, педагогическим, моральным и прочим прикладным аспектам охоты и включить вновь, как это делали древние правители, охоту в число наиважнейших (фундаментальных) средств подготовки современного офицера?
Полководец
а) Роль полководца
В трактатах китайских стратегов роли полководца придается решающее значение:
"Полководец для государства все равно, что крепление у повозки.
Если это крепление пригнано плотно, государство непременно бывает сильным, если крепление разошлось, государство бывает слабым" (Сунь-цзы )
Талантливый полководец, или, как выражается Сунь-цзы, "полководец, понимающий войну", есть "властитель судеб народа, хозяин безопасности государства".
В том же тоне говорит о полководце и гораздо более поздний трактат Сань Лио (VI - VII вв.):
"Полководец - властитель судеб государства.
Если полководец умеет одерживать победу, государство держится крепко".
О том же говорит и Лю тао (III - IV вв.):
"Война - великое дело для государства; она - путь существования или гибели; судьбы государства - в руках полководца.
Полководец - опора государства. Прежние государи придавали ему важнейшее значение. Поэтому при назначении полководца надо быть особо внимательным".
б) Качества полководца
Все китайские стратеги говорят о личных качествах полководца. Сунь-цзы в первой же главе своего трактата перечисляет эти качества: ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость.
Лю тао требует от полководца ума, гуманности, правдивости, искренности, аргументируя это требование следующими соображениями:
--
"Когда полководец храбр, его нельзя одолеть;
--
когда он умен, его нельзя смутить;
--
когда он гуманен, это значит, что он любит людей;
--
когда он правдив, это значит, что он не обманет;
--
когда он искренен, это значит, что в нем нет двоедушия".
В "Военных речах" Хуан Ши-гуна о качествах полководца сказано следующее:
--
"Полководец способен быть чистым;
--
способен быть тихим;
--
способен быть спокойным;
--
способен быть управляемым;
--
способен воспринимать критику;
--
способен судить в споре;
--
способен привлечь и использовать людей;
--
способен выбрать и принять совет;
--
способен знать обычаи государства;
--
способен нанести на карту горы и реки;
--
способен распознать ущелья и трудности;
--
способен управлять военной властью".
*
Обращает на себя внимание тот факт, что в числе качеств хорошего полководца в разумном сочетании представлены: умственные, волевые и гуманистические.
Причем, последним (гуманистическим) во многих случаях отдается приоритет, ибо любовь к людям, забота о них, справедливость, честность и порядочность рассматриваются китайскими стратегами как базисные качества полководца, без которых ум и воля не могут обрести верного ориентира.
в) Полномочия и функции полководца
В "Трех стратегиях" Хуан Ши-гун раскрываются большие полномочия, которые обретает полководец с момента назначения его главнокомандующим:
"Начиная с периода "Весен и Осеней", главнокомандующему все больше вверялось не только военное руководство, но и полное управление как военными лицами, так и связанным с ними многочисленным сопровождением, состоящим из гражданских.
За некоторыми исключениями, мероприятия, обсуждаемые для использования в гражданской сфере, применимы и в сфере военной.
--
Когда командующий принял ответственность, его авторитет не должен вызывать сомнений.
--
Вследствие огромной власти и широты обязанностей, только человек, обладающий большими знаниями, решительностью и разнообразными способностями, мог справиться с этим.
--
Он должен владеть собой, не суетиться и не колебаться.
--
Он должен быть восприимчив к предложениям и критике, хотя его авторитет бесспорен.
--
Его власть должна быть быстра, искренна, точна и пряма.
--
Его гнев должен быть справедлив и страшен".
В добавление к изложенному, необходимо уточнить следующее: те широкие полномочия, о которых повествует Хуан Ши-гун, имели весьма важное ограничивающее начало - Закон.
Главнокомандующий действовал, как правило, в рамках существующего в то время законодательства, а для помощи в определении соответствующей нормы права - специальных лиц, знающих действующее законодательство.
*
В отличии от многих военачальников Востока, которые на период битвы становились в ряды простых воинов и своей отвагой увлекали за собой других воинов, китайская военная наука четко определила функции полководца.
Об этом убедительно в своем трактате рассказал Вэй Ляо-цзы:
"Когда приближалось время битвы, помощники У Ци предлагали ему свои мечи. У Ци сказал: "Полководец единолично управляет знаменами и барабанами, и это все. Когда приходит тяжелое испытание, он разрешает сомнительное, управляет войсками и направляет их мечи.
Таков труд полководца.
Носить один меч - это не дело полководца".
*
Надо было иметь достаточно сдержанности и здравомыслия, чтобы не поддаться искушению лично ввязаться в бой и снискать тем самым славу храброго воина.
Китайские стратеги поняли, что доблесть полководца состоит не в личной смелости, а мужестве и несгибаемой воле военачальника, не теряющего бразды правления в минуты смертельной опасности и угрозы поражения.