ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Безвозвратные потери

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему наше правительство с легкостью разбазаривает ценные кадры?


А.И. Каменев

БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОТЕРИ

  

Нужен ли нам резерв государственных людей?

  
   В период, который я описываю (конец 80-х - начало 90-х годов ХХ в.), вновь возникло стремление правительства СССР сократить офицерский состав вооруженных сил.
   *
   В любом государстве периодически возникает необходимость сокращения вооруженных сил. Но там, как правило, из рядов вооруженных сил удаляют негодные или порочные элементы.
   У нас же, как правило, поступают иначе: уходят (сами или по принуждению) лучшие, а негодный и даже вредный элементы остаются.
   *
   Правительство, как показывает история нашей страны, не стремится удержать нужные кадры. Оно, начиная с октябрьской революции (1917 г.) лишь на словах провозглашало заботу о кадрах, на деле ценными кадрами всегда пренебрегали, полагая, что "незаменимых" нет.
   Не раз за годы советской власти военные кадры сокращались, перемещались, "чистились", смещались, исчезали бесследно...
   Так, по свидетельству историков, после революции старый офицерский корпус был раздроблен на три части: треть подалась в "красные", треть - в "белые", а оставшаяся треть растворилась в среде гражданского населения, утратив военные знания, навык и боевой опыт.
   *
   В то же время, государство всегда нуждается в высококвалифицированных, дисциплинированных и преданных Отечеству кадрах.
   Таких кадров всегда в достатке в офицерской среде, которая формирует особый склад характера, стиль поведения, высокий уровень ответственности, чувство долга, честное отношение к порученному делу.
   *
   Но и в мое время уволенные в запас офицеры, предоставлялись сами себе. Только 5% самых что ни на есть "самых" тотчас получали предложение от коммерческих предприятий, частных лиц и организованных (в том числе, криминальных) структур. Почти на сто процентов трудоустраивался генералитет...
   Остальные же 95%, среди которых не менее половины были прекрасными знатоками в разных областях военного дела и смежным с ним производством гражданским, были предоставлены сами себе.
   И даже те офицеры-запасники, которых нельзя было отнести к разряду высококлассных специалистов, представляли собой ценный кадр для российской власти, воспитания и обучения юношества и т.д.
   Но и им не нашлось места ни в государственных структурах, ни в системе военного образования и подготовки кадров, ни в сфере просвещения, ни в структурах ВПК и т.д. Разве что открывались вакансии охранников и телохранителей...
   *
   Государству было не до тех, кто был способен принести пользу своей стране.
   А ведь разумно было бы создавать специальную президентскую программу использования офицеров запаса на государственной службе и в сфере гражданского бытия.
  
   ***

Зато американской администрации ветераны ВС нужны!

   Вообще, разумные правительства никогда не пренебрегали ветеранами вооруженных сил и всегда ценили тех, кто получил боевую или служебную закалку в военных структурах своего государства.
   Так было и есть в практике США.
   Издавна Пентагон, министер-ства видов ВС США, многочисленные военные организации (ассоциации армии, ВВС, ВМС, офицеров, унтер-офицеров, сержантов, рядовых запаса) оказывают помощь в обеспечении работой лиц, ушед-ших с военной службы.
   Они создали специаль-ную службу по вопросам трудоустройства лиц, покинувших ряды ВС. Ее сотрудники разработали и реализовали специальную программу "сопряжения" военных и гражданских специальностей, что позво-ляет каждому желающему найти работу или получить информацию о том, в каких отраслях экономики его целесообразно ис-пользовать и где требуются специалисты данного профиля.
   Этого удалось добиться бла-годаря тесному взаимодействию с компа-ниями, корпорациями, государственными и частными бюро по найму рабочей силы. Для ускорения и облегчения трудоустрой-ства выпущены справочники-указатели, содержащие различные сведения: от со-ветов увольняемым в запас и отставку до правил заполнения необходимых анкет. В настоящее время такие справочники име-ются почти во всех библиотеках воинских частей США (ЗВО, 2005-N3).
   Для ветеранов ВС США есть также ряд привилегий при найме на государственную службу. Они заклю-чаются в предоставлении отдельным катего-риям ветеранов приоритетного права найма на работу в правительственные организации. В соответствии с законодательством США (закон "О приоритетном праве ветеранов" от 1944 года, закон "О помощи ветеранам в воп-росах образования и трудоустройства" от 1976 года и закон "О реформе гражданской службы" от 1978 года) при приеме на работу в правительственные организации им пользу-ются участники боевых действий, те, кто име-ет правительственные награды или получил за время службы инвалидность. (ЗВО, 2002, N12).
   ***
   Если посмотреть в нашу историю, то и в ней мы найдем примеры бережного отношения к ветеранам.
   Так, к примеру, Петр Великий, учредил особый статус воинов запаса и повелел не отрешать от дела всех тех, кто может принести государству какую-либо пользу. Офицеры запаса при Петре Великом исполняли разные государственные поручения и тем приносили России огромную пользу.
   ***
   У нас же, начиная с Хрущева и кончая сегодняшним президентом, ветераны вооруженных сил относятся к разряду "безвозвратных потерь" для власти, экономики, воспитания и образованию.
   Списанные со счетов люди, обладающие большими потенциальными возможностями, находятся в бездействии и лишь немногие из них обретают себя на ниве предпринимательства, т.е. стезе, которая в корне противоречит духу настоящего офицера.
   Все остальные влачат жалкое существование...
   Разве государство выигрывает от того, что затраченные на подготовку этих людей силы и средства растрачиваются попусту, не принося пользу своему Отечеству?
  
   *

Опорные пункты власти или центры военных знаний?

  
   Распадающаяся на части огромная страна (СССР) по состоянию на 1990 год имела более ста военно-учебных заведений, разбросанных по всей территории огромной страны.
   Изначально, эта диспозиция объяснялась необходимостью иметь в горячих точках опорные пункты советской власти в виде школ краскомов и военных училищ.
   Командные курсы с этими задачами справлялись с честью и в силу данных обстоя-тельств уже в 1918 году они стали играть роль гвардии революции. По сути дела советские военно-учебные играли роль опорных пунктов власти вплоть до 1990 года, когда впервые (Баку, Тбилиси) они стали сдавать свои позиции, как опоры власти.
   *
   Давно уже назревала необходимость отказаться от малокомплектных военно-учебных заведений, разбросанных по все стране и перейти к созданию крупных военно-учебных комплексов по типу первых кадетских корпусов, созданных в России в начале ХVIII века.
   *
   Именно по этому пути пошла и Америка, сосредоточив подготовку офицерского корпуса в трех крупных учебных центрах: Сухопутные войска - в Вест-Пойнте, штат Нью-Йорк; ВВС - в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо; ВМС и морской пехоты - в Аннаполисе, штат Мэриленд. В каждом таком военном училище обучалось около 4,5 тыс. курсан-тов, ежегодный прием составлял 1,5 тыс. чел., а выпуск - до 1 тыс. офицеров.
   *
   Продуманной в США была и система подготовки офицеров запаса. Там не навязывалось обязательное военное обучение в вузах. Студенты университетов и колледжей могли по желанию закончить курсы вневойсковой подготовки офицеров резер-ва (RОТС) при своих вузах. Срок обучения по программе RОТС составляли 2 или 4 года. Несмотря на то, что эти кур-сы в основном готовили офицеров резерва, они также являлись важным источником пополнения вооруженных сил и кад-ровыми офицерами, так как около 50% их выпускников, за-кончивших четырехлетний цикл обучения, становились офи-церами сухопутных войск, ВВС и ВМС. К примеру, в струк-туры военной разведки отбирались наиболее подготовлен-ные выпускники ведущих университетов страны - Гарвард-ского, Колумбийского, Йельского, Калифорнийского, а так-же ряда специализированных учебных заведений - Крипто-математического института. Института вычислительной тех-ники и информатики. Института международных проблем и т.д. Многие выпускники курсов RОТС впоследствии зани-мали высокие командно-штабные должности в министерстве обороны, министерствах и штабах видов вооруженных сил, различных структурах разведывательного сообщества США (РУМО, ЦРУ, АНБ, ФБР).
   *

Куда запустит ракету двухгодичник?

  
   О нашей системе подготовки офицеров запаса можно, отчасти, судить по публикации в "Московской правде" (26.1.90 г.) под интригующим названием "Куда полетит баллистическая ракета, если ее запуск поручить студенту-лейтенанту?".
   Автор статьи, офицер запаса В. Трусов, недоуменно спрашивает:
  
   "Кого мы обманываем? Кому нужна "фабрика офицеров", производящая сплошной брак?" Его мнение таково: "Тратим немалые средства, занимаем учебное время студентов, которое можно было бы потратить на основные предметы, содержим огромный штат преподавателей, руководителей, методистов - во имя чего?"
  
   Действительно, "военнослужащий запаса должен быть надежным резервом действующей армии. А те тысячи сегодняшних студентов-лейтенантов - фикция, "мертвые души". Они числятся в запасе, но на них нельзя рассчитывать, они небоеспособны".
   *
   Да, это, действительно, бесполезная трата времени, хотя бы потому, что нельзя за одно и то же время подготовить и гражданского, и военного специалиста. Кроме того, мотивация у них разная. Задачи и жизненные цели не совпадают. Все разное. Стыковка может быть лишь в предмете профессиональной деятельности.
   *
   Но, уж если есть потребность привлечь гражданского специалиста к военному делу, не обязательно одевать на него погоны и ставить в офицерский строй. Он может работать на интересы обороноспособности по контракту, как гражданский специалист. И этим самым он может с лихвой компенсировать свою конституционную обязанность и исполнить свой долг служения Родине посредством достижений своей специализации.
   *

Мой первый ответ ученому совету

  
   Это и многое другое стало выявляться после того, как я предметно занялся исследованием офицерского вопроса в России.
   После получения отказа в утверждении темы докторской диссертации я решил исследование продолжать. Но полученные результаты решил оформлять не в качестве диссертационных глав, а в виде печатных изданий.
   *
   В результате проведенной работы на свет появилась первая книга по теме "История подготовки офицерских кадров в России" (М. , ВПА, 1990). Книга вызвала необычайный интерес не только в академии, но и за ее пределами. Случалось так, что мне с просьбой прислать эту книгу обращались офицеры из самых удаленных регионов СССР. Звонили из Новосибирска, Томска, Риги, Благовещенска, Рязани, Ленинграда и т.д.
   *
   Чем была интересна эта первая книга?
   Думается тем, что в ней впервые за годы советской власти рассказывалось об удивительном опыте подготовки офицерства дореволюционного, от петровских времен до октябрьской революции 1917 года.
   Первые попытки поднять эту тему принадлежат писателю А. Кривицкому и ученому Л. Бескровному. Первый в годы войны начал изучать духовные основы русского офицерства и в конце войны опубликовал интересный труд под названием "Традиции русского офицерства". Второй, вместе с группой ученых, опубликовал в 1947 году "Хрестоматию по русской военной истории", интереснейших труд, содержащий множество документов и материалов.
   *
   Но их труды были каплей в море огромного числа материалов, достойных вниманию настоящих русских офицеров.
   Передо мною стояла задача найти все это богатое наследие и сделать его доступным для других.
   В течение года мне пришлось очень упорно работать в крупных книгохранилищах, шаг за шагом находя нужные работы В. А. Бернацкого, И.И. Бецкого, Н. Волынского, И.В. Волынцова, Н. П. Глиноецкого, П.А. Геленковского, Ф. В. Грекова, Н. С. Голицина, Д.В. Давыдова, М. И. Драгомирова, Н.П. Жервэ, Л. Л. Зедделера, М. Зенченко, Г. А. Леера, М. С. Лалаева, Д. М. Левшина, П.Ф. Лузанова, С. 0. Макарова, А. Н. Макарова, Н. В. Медема, Д. А. Милютина, Н. Мельницкова, Ф. А. Макшеева, А.М. Назарова, И. Пушкарева, П.А. Режепо, Я.И. Ростовцева, В.Н. Строева, А. В. Суворова, Н. Г. Устрялова, В. В. Штейнгеля и др.
   Были тщательно изучены все доступные истории военно-учебных заведений и гвардейских частей: 1-го и 2-го кадетских корпусов, Пажеского Его Величества кадетского корпуса, артиллерийских и инженерных военных училищ, всех военных академий и специальных военно-учебных заведений.
   *
   Проведенный анализ показал, что подготовка офицерского корпуса русской армии велась планомерно и разумно. Руководители военно-учебного строительства. Такие как И.И. Бецкой, А.Я. Ростовцев и многие другие руководители Главного управления военно-учебных заведений оставили нам, потомкам, богатейший опыт воспитания надежных офицерских кадров.
   Этот бесценный исторический опыт долгие годы хранился без надлежащего изучения, в то время как многие ценные идеи воспитания и обучения кадет и юнкеров могли быть применены в современной практике подготовки офицерского состава. (см.: http://militera.lib.ru/science/kamenev2/index.html).
  
   *

Новые научные изыскания

  
   Но проведенная работа составляла всего лишь часть задуманного. Нужно было с такой же тщательностью исследовать советский опыт подготовки офицерских кадров.
   Тетради, в которых я вел записи из прочитанных книг, пополнились сведениями из трудов Я. Л. Авиновицкого, Л. А. Безыменского, Н.П. Балыкова, К.Е. Ворошилова, Г.Ф. Гирса, Г.К. Жукова, А.М. Иовлева, А.Г. Кавтарадзе, Г.Д. Камкова, И.Д. Ладанова, Е.Ф.Осипенкова, Д.А. Петровского, К.М. Симонова, М.Н. Тухачевского, Б.С. Тельпуховского, И.П. Уборевича, С. Урицкого, М.В. Фрунзе, П.М. Фисенко, Н.Г. Чумичева, И.Э. Якира и др.
   Мне пришлось не только тщательно изучит все исторические труды по военно-учебному строительству, но и "прошерстить" всю военную периодику, обращая особое внимание на такие издания, как "Известия Наркомата по военным делам", "Военное знание", "Военное обозрение", "Красный командир", "Военный вестник", "Военное дело", "Военная мысль и революция", "Военная мысль", "Красная звезда", "Военно-исторический журнал", "Вестник милиционной армии", "Красная Армия и школа", "Война и революция", "Красная артиллерия", "Военно-педагогический журнал", "Вестник воздушного флота", "Записки высшей военно-политической школы им. Толмачева" и многие другие издания.
   Один только перечень библиографии изученных мною материалов смог поместиться в четыре 96-листовые тетради. Всего по моим подсчетам было изучение около 1,5 тыс. различных материалов, от крупных трудов до частных статей.
   *
   Другими словами, это был кропотливый и серьезный труд, призванный выявить все позитивное и обнаружить проблемы в подготовке офицерских кадров в советский период нашей истории.
  
   Продолжение следует...
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023