ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Благоразумие, мудрость, постоянство

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Закон Платона оттого и назван БОЖЕСТВЕННЫМ, что полагает наличие мудрости во власти, а мудрость тем и примечательна, что она не допускает в обществе разлада и беспорядка. См.: "Словарь благоразумия Платона"...


  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  
   0x01 graphic
  

Утро. 1890.

Художник Суходольский Петр Александрович (1835-1903)

Анатолий Каменев

БЛАГОРАЗУМИЕ, МУДРОСТЬ, ПОСТОЯНСТВО

Римляне сделались повелителями всех народов не только благодаря своему военному искусству, но и благодаря своему благоразумию, своей мудрости, своему постоянству, своей любви к славе и к отечеству.

Ш. Монтескье

   Известный древнегреческий мыслитель (Платон), считал, что употреблять насилие против своей страны столь же предосудительно, как прибегать к насилию против отца и матери.
  
   Сегодня, в условиях разлада в нравах, когда нередким стали насилия и преступления в современной семье, аргументация Платона, может показаться устаревшей, да и само правило - предосудительно употреблять насилие против своей страны - утратившим свое значение.
   Думаю, это далеко не так.
  
   Проясним для себя данную фразу Камилло Кавура, первого главы итальянского правительства (1861 г.).
  
   Для этого обратимся к идеям, изложенным в книге А.М. Волгина "Об армии", изданной сразу же после революционных волнений в России в 1905-1907 гг.
  
  

А. Волгин

"Армия и народные волнения"

  
   "Армия ... в споры партий не должна вмешиваться.
   Но как же быть, если эти "споры" дошли до драк, ножевой расправы, побоищ, стрельбы из револьверов, кидания бомб, до поджогов и взрывов? Неужели и тогда армия не должна вмешиваться?
   Конечно, да; армия должна прекратить безобразия.
  
   Но это будет не вмешательство в партии, а нечто совсем иное.
   В самом деле, когда войска усмиряют такие безобразия, им ведь вовсе нет дела, кто кого бьет; они просто прекращают насилие; им все равно, над кем насильничают.
  
   Здесь еврейская толпа бросается избивать христиан, - рота дает залп по еврейской толпе; там русская толпа громит еврейские дома, - рота даст залп по русской толпе.
  
   Словом, рота защищает слабых, когда никто другой (ни суд, ни полиция) защитить их не могут; рота сдерживает своим огнем озверевшую толпу, когда ничто другое сдержать ее не может. Точно также, когда войска усмиряют восстание, бунт, им ведь вовсе нет дела, какая партия бунтует.
  
   Войско не спрашивает, какая у них программа, какие убеждения; войско борется не с мыслями, не с убеждениями, а с делами, с поступками.
  
   Что думали люди, когда строили баррикады в Москве, - это все равно, а важно то, что они их строили и стреляли с них в народ, стоящий на стороне законной власти и в законные войска; строили для того, чтобы вырвать город из рук законной власти.
  
   Еще исторический пример.
  
   Вот теперь в Германии провалились на выборах в рейхстаг социалисты; очевидно, они будут злобиться на рейхстаг; вообразим себе, что толпа социалистов решилась ворваться в здание рейхстага, чтобы сорвать заседание.
   Что сделают войска берлинского гарнизона?
   Очевидно, они оружием разгоняют толпу.
  
   Но можно вообразить как раз обратный случай: в рейхстаге верховодят социалисты ( и готовят закон, отобрать-де у всех землю и дома). Тогда может собраться другая толпа, из крестьян-собственников, и пойти разгонять рейхстаг.
   Что же в этом случае сделают войска?
   Да опять то же самое, - встретят и эту толпу огнем.
  
   Потому что, какая бы толпа ни врывалась в рейхстаг, врываться дело беззаконное, а войско стоит за законный порядок.
  
   Таким образом, для войска нет ни "черносотенников", ни "красносотенных", ни "кадетов", ни социалистов, ни октябристов; нет ни купцов, ни дворян, ни крестьян; нет ни мусульман, ни православных, ни евреев, - все они равны для войска, ибо всем им войско друг, пока они мирные граждане, всем им войско враг, когда они скопом творят преступления.
  
   Отсюда ясно, что насколько войско не смеет вмешиваться в политику, насколько же оно обязано оберегать законный порядок
  

Важная оговорка

  
   Когда я говорю, что войско должно защищать законный порядок, я говорю это не с легким сердцем.
   Стрелять в своих сограждан это самая тяжелая обязанность армии.
   Это должно происходить в величайшей крайности, когда никакие меры не смогли предупредить беспорядки, когда полиция и жандармы оказались не в силах их прекратить.
  
   Гражданские власти должны десять раз подумать прежде, чем призвать войска.
  
   Если вызывать войска часто, только для того, чтобы они стояли в бездействии лицом к лицу с толпой, народ перестанет их бояться, толпа делается дерзкой, так что, если на десятый вызов войскам все-таки придется дать залп, то жертв будет больше.
  
   Вызывать войска надо в крайности, но уже тогда для того, чтобы они действовали. Если так поступать, то народ будет знать, что войско идет не шутки шутить, а грозно карать; тогда, быть может, толпа разбежится от первого выстрела.
   В общем, будет меньше жертв".
   ...
  

Резюмируем

  
  -- Правительство не должно направлять войска против своего собственного народа.
  -- Но из этого правила существует исключение: когда смута грозит большой бедой, надо силой остановить сползание общества к гражданской и гуманитарной катастрофе.
  -- Применение силы должно быть решительным и никто не должен сомневаться в том, что войска наведут порядок, если перед ними поставлена такая задача. Военная сила, в свою очередь, безусловно, должна положить конец беспорядку и вернуть общество на путь конституционных решений и мер.
  -- Правительство, допустившее негативное развитие событий и принявшее решение о применении военной силы для восстановления конституционного порядка, должно понести ответственность за неспособность разумно и грамотно управлять страной.
  -- Ответственность правительства должна быть не коллегиальной, а персональной. Не "стрелочники", а главные виновники должны быть наказаны по всей строгости Законов.
  -- Армия не должна оправдываться и нести какой-либо ответственности, если она не превысила своих полномочий и необходимой меры воздействия на злонамеренных лиц. В ином случае подлежат ответственности все те, кто нарушил предел необходимой силы (главнокомандующий, генерал, офицер, солдат или сержант).
  
   А вообще-то править надо так, чтобы не нужно было вызывать войска.
  
   Закон Платона оттого и назван БОЖЕСТВЕННЫМ, что полагает наличие мудрости во власти, а мудрость тем и примечательна, что она не допускает в обществе разлада и беспорядка.
  
   Дай, Боже, уберечься от смуты и беспорядка, тогда и не придет необходимость блистать штыками среди своих же сограждан.
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  

0x01 graphic

  

"Три философа" -- мудрецы у входа в грот

Картина Джорджоне

СЛОВАРЬ БЛАГОРАЗУМИЯ ПЛАТОНА

  
   Безопасность -- предотвращение вреда.
   Бескорыстие -- должное отношение к наживе; долж­ное приумножение имущества и владение им.
   Беспечальностъ --способность не впадать в печаль.
   Бессмертие -- одушевленное бытие и вечное пребы­вание.
   Бесстрастие -- состояние неподвластности волне­ниям.
   Бесстыдство -- терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.
   Благо -- причина благополучия живых существ; причина всего, что направлено само на себя; то, из чего проистекает все, долженствующее быть избранным.
   Благо -- то, что существует ради него самого.
   Благовременье -- лучшее время для обретения пользы; время, содействующее благу.
   Благомыслие (eyboylia) -- врожденная сила сужде­ния.
   Благоприятное время -- момент, в какой должно испытывать или совершать все, приносящее пользу.
   Благородство -- добродетель возвышенного нрава; восприимчивость души к словам и делам.
   Благочестивое -- почитание божества, ему угодное.
   Благочестие -- справедливое отношение к богам; добровольная склонность к служению богам; правиль­ное представление о почитании богов; знание того, как надо почитать богов.
   блаженство (eydaimonia) --благо, составляющееся из всех благ; самодовлеющая способность хорошо жить; совершенная добродетель; самодовлеющая полезность живого существа.
   Бог -- бессмертное существо, довлеющее себе в бла­женстве: он -- вечное бытие, причина рождения при­роды блага.
   Богатство -- имущество, достаточное для благопо­лучной жизни; изобилие средств, направленное на ук­репление счастья.
   Болтливость -- неразумная безудержность речи.
   Великодушие -- утонченное использование обстоя­тельств; величие души, соединенное с разумом.
   Величие (megaloprepeia) -- чувство собственного достоинства, основанное на особой возвышенности суж­дения.
   Вера (pistis) -- правильное восприятие вещей та­кими, какими они представляются самому человеку; постоянство нрава.
   Вечерняя заря -- конец дня.
   Вечное -- то, что существует во все времена: оно было раньше и не погибло ныне.
   Вклад, внесенный на хранение -- даяние, основан­ное на доверии.
   Владеющий собой -- тот, кто с помощью правиль­ного суждения одолевает противоборствующие части души.
   Власть -- опека (epitrope) закона.
   Внимание -- устремленность души к познанию.
   Внушение -- наставительное слово, основанное на убеждении; речь, произносимая для отвращения от про­ступка.
   Военный союз -- сообщество для войны.
   Воздержный -- обладающий умеренными страстями.
   Воздух -- элемент, все движения которого в про­странстве естественны.
   Воинское искусство -- опытность в войне.
   Воля -- целеустремленность, соединенная с пра­вильным рассуждением; благоразумное стремление согласно природе.
   Воспитание -- передача выучки.
   Время -- движение Солнца, мера пути.
   Выбор -- правильная проверка.
   Выгодное -- годящееся для блага.
   Выдержка (egcrateia) -- способность быть терпе­ливым в печали; следование правильному суждению; неодолимая сила истинного убеждения.
   Вялость -- избегание трудов.
   Гнев (thymos) -- резкая вспышка без рассуждения (logismos); возмущение порядка неразумной (alogistos) души.
   Город -- место обитания множества людей, подчи­няющихся общим постановлениям; масса людей, живу­щих по одному и тому же закону.
   Государственный муж (politicos) -- человек, сведу-ший в управлении государством.
   Государство -- общность множества людей, доста­точно сильная для процветания; узаконенное сообщест­во многих людей.
   Гражданская добродетель --- установление правиль­ного государственного устройства.
   Дар -- обмен любезностью.
   День -- путь Солнца от восхода к закату, свет, про­тивоположный ночи.
   Дерзость (hybris) -- несправедливость, ведущая к бесчестью.
   Деспотия -- справедливая неподотчетная власть.
   Добродетель -- наилучшее состояние [души], свой­ство смертного существа, достойное хвалы само по себе; предрасположенность считать благом то, чем обладаешь; справедливое отношение к законам; состояние, застав­ляющее крайне серьезно говорить о предмете беседы; состояние, направленное на благочиние.
   Доброжелательство [выбор] -- привязанность чело­века к человеку.
   Доказательство -- истинное рассуждение, основан­ное на умозаключениях; доказательное рассуждение на основе предвидения.
   Дружба -- единомыслие относительно прекрасного и справедливого; свободный выбор сходной жизни; согласованность мнений относительно свободного выбо­ра и действий; единомыслие относительно образа жизни; доброжелательное общение; соучастие в благих делах и в испытаниях.
   Дурные задатки -- врожденная порочность нрава и природный изъян; врожденный недуг.
   Душа -- то, что само себя движет, причина жизнен­ного движения существ.
   Дыхание -- движение воздуха вокруг Земли.
   Единодушие -- единство мнений у правителей и подчиненных по поводу того, как надо править и подчи­няться.
   Единомыслие -- одинаковое отношение ко всему существующему; созвучие мыслей и восприятий.
   Жертвоприношение -- принесение жертвы богу.
   Зависть -- огорчение по поводу благ, имеющихся у друзей в настоящем или бывших у них в прошлом.
   Закон -- государственное постановление большинст­ва, не ограниченное определенным временем.
   Закон -- решение спорных дел, осуществляемое властью.
   Законное -- упорядоченность закона, способная творить справедливость.
   Законность -- повиновение правильным законам.
   Законодатель -- творец законов, согласно которым должно управляться государство.
   Законодательное искусство -- умение создать хоро­шо организованное государство.
   Заря -- начало дня, первое сияние, исходящее от Солнца.
   Звук -- истечение из уст, вызванное размышлением.
   Звуковой элемент -- неделимый звук речи; перво­причина, в силу которой прочие звуки являются зву­ками.
   Здравомыслие (ennoia) -- стройность мысли.
   Злоба (orge) -- побуждение страстной части души к мести.
   Знание (episteme) -- восприятие души, в отношении которого рассудок (logos) бессилен; способность воспри­ятия какой-либо вещи или многих вещей, не подвласт­ная рассудку; истинное рассуждение (logos), непоко­лебимо закрепленное в разуме (dianoia).
   Зрение -- способность различать тела.
   Изобретательность -- настрой на достижение своей цели.
   Имя -- неделимая часть речи, истолковывающая обозначенное согласно его сущности, а также толкую­щая все то, что не имеет собственного названия.
   Искусство государственного правления -- знание прекрасного и полезного; творческое знание справед­ливости в государстве.
   Искусство прорицания -- умозрительное знание того, что происходит и может произойти со смертным существом.
   Калокагатия (calocagathia) -- способность избирать наилучшее.
   Кара -- лечение души, совершившей проступок.
   Клевета -- внесение разлада между друзьями с по­мощью слова.
   Кость -- мякоть мозга, уплотненная теплом.
   Кротость -- усмирение гневных порывов; симметрия частей души.
   Легкомыслие -- беззаботность души; бесстрастие и негневливость.
   Лесть -- отношение, направленное на удовольствие, но лишенное высшего блага; общительность, направ­ленная на удовольствие, но преступающая меру.
   Любовь (agapesis) -- совершенное признание.
   Мера -- середина между избытком и недостатком.
   Милость -- добровольное благодеяние; плата добром за добро; своевременная услуга.
   Миролюбие -- спокойствие перед лицом воинствен­ной враждебности.
   Мнение (doxa) -- восприятие, поддающееся воздей­ствию рассудка; стремление разума (logistice phora); мысль (dianoia), впадающая под влиянием рассужде­ния (logos) то в ложные представления, то в истинные.
   Молитва -- обращенная к богам просьба людей о бла­гах или о том, что представляется благом.
   Мудрое (sophron) -- украшение души.
   Мудрость -- беспредпосылочное знание; знание веч­ных вещей; умозрительное знание причины сущест­вующего.
   Мужество -- способность души не поддаваться стра­ху; воинская отвага; знание воинского дела; стойкость души перед лицом страха и опасности; смелость, по­лезная разуму; бесстрашие в ожидании смертного часа; охранительная способность к правильным умозаклю­чениям в опасности; сила, уравновешивающая опас­ность; сила, укрепляющая в доблести; умиротворен­ность души в отношении вещей, представляющихся на основе верного рассуждения ужасными и дерзновен­ными; избавление от смутных представлений относи­тельно опасности; воинская опытность; стойкость в ис­полнении закона.
   Мышление (noesis) -- первоначало знания.
   Наглость -- чрезмерная и неположенная отвага пе­ред лицом страхов.
   Награда -- воздаваемая добродетели почесть, к кото­рой стремятся ради нее самой.
   Надежда -- ожидание блага.
   Небо -- тело, охватывающее собой все чувственные вещи, кроме самого высшего воздуха.
   Невоздержность -- неудержимое влечение (вопре­ки правильному суждению) к тому, что мнится при­ятным.
   Невольное -- то, что совершается помимо разума (dianoia).
   Невосприимчивость -- медлительность в учении.
   Неистовство (mania) -- состояние, губительное для здравого восприятия.
   Несправедливость -- презрение к законам.
   Ночь -- тьма, противоположная дню, похищение Солнца.
   Нужда -- недостаток благ.
   Обучение -- способ попечения о душе.
   Одаренность -- быстрота в учении; врожденная доброкачественность; природная добродетель.
   Определение -- предложение (logos), состоящее из родового и отличительного признаков.
   Опытность (hexis) -- навык души, помогающий нам определять качества людей.
   Основоположение -- принцип, не требующий дока­зательств; итог рассуждения.
   Осторожность -- избегание зла; забота о безопас­ности.
   Отвага -- отсутствие ожидания зла; неустрашимость перед лицом наступившего зла.
   Очищение -- отделение худшего от лучшего.
   Ощущение (aisthesis) -- стремление души; движе­ние ума; сообщение, делаемое телом душе и направлен­ное к пользе людей: из него рождается в душе внеразум-ная (alogos) познавательная способность, исходящая от тела.
   Память -- способность души сберегать хранящуюся в ней истину.
   Первоначало (arche) -- первичная причина бытия.
   Победоносность -- сила, одолевающая в борьбе.
   Побеждать -- одолевать в споре.
   Погрешность -- действие, противоречащее правиль­ному рассуждению.
   Полдень -- время, в которое тени, отбрасываемые телами, достигают наименьшей длины.
   Полезное -- причина благоденствия; причина блага.
   Помощь -- препятствие для существующего или воз­можного зла.
   Понятливость --- одаренность души, помогающая быстрому восприятию.
   Порядок -- единообразие в устройстве всех взаимо­соотносящихся вещей; соразмерность во взаимоотноше­ниях; причина упорядоченности всех взаимосвязей [в познании].
   Порядочность -- искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера.
   Порядочный человек -- абсолютно честный; тот, кто обладает собственной добродетелью.
   Постановление -- общественное решение, не огра­ниченное определенным временем.
   Потенция -- мощь в деле и слове; способность, обла­датель которой могуществен; природная сила.
   Потенция -- самодовлеющая творческая сила.
   Потрясение -- страх из-за ожидания беды.
   Почесть -- дарование благ, обретаемых путем до­блестных свершений; добрая слава, уготованная добро­детелью; форма величия; соблюдение доброй славы.
   Правдивость -- способность утверждения и отри­цания; знание истинного.
   Правление -- забота обо всем.
   Правый суд -- решение спора о справедливом и не­справедливом.
   Празднество -- время, священное согласно законам.
   Предусмотрительность -- готовность к определен­ным будущим событиям.
   Прекрасное -- благо.
   Пренебрежение к философии -- состояние человека, ненавидящего рассуждения.
   Произвольное -- то, что вызывает само себя; изби­раемое само собою под воздействием завершенной мыс­ли (dianoia).
   Проницательность'-- одаренность души, благодаря которой ее обладатель точно судит о том, что подобает каждому; острота ума.
   Прорицание -- знание, проясняющее дело без дока­зательства.
   Противоположность -- наибольшее расхождение, какое случается у однородных вещей в связи с каким-ли­бо видовым отличием.
   Разумность -- самодовлеющая творческая потенция, направленная к счастью человека; знание добра и зла; состояние, помогающее судить о том, что следует и чего не следует делать.
   Рассудительность (sophrosyne) -- воздержность ду­ши по отношению к естественно возникающим в ней вожделениям и к наслаждениям; слаженность и уравно­вешенность души в отношении естественных радостей и печалей; гармоничность души в деле руководства и подчинения; самодовлеющее действие в соответствии с природой; стройность души; логическая связность души в вопросах прекрасного и постыдного; способ­ность, благодаря которой тот, кто ею обладает, с осто­рожностью избирает что нужно.
   рение (dialectos), состоящее из имен и глаголов без напевности.
   Речение (dialectos) -- человеческий голос, воспроиз­водимый в письме, и некий общий толковательный знак, без напевности.
   Речь (logos) -- звук, воспроизводимый в письме и обозначающий каждую существующую вещь; гово-
   Родство -- родственные отношения.
   Самодовление (autarceia) -- совершенство в обла­дании благами; способность, благодаря которой ее обла­датели управляют сами собой.
   Свидетельство -- доказательство того, что неясно.
   Свобода -- власть над жизнью; независимость во всем; возможность жить по-своему; щедрость в исполь­зовании имущества и владении им.
   Свобода от страха -- состояние, позволяющее не бо­яться.
   Свободное -- повелевающее собой.
   Своевременность -- успешное использование момен­та, удобного для действий или испытаний.
   Священная чистота -- воздержание от погрешений в отношении богов; врожденная почтительность в служе­нии богу.
   Скромность -- добровольная уступка тому, что пред­ставляется наилучшим; упорядоченность движений тела.
   Слог -- воспроизводимый в письме член человечес­кой речи.
   Совестливость (aidos) -- добровольный отказ от дер­зости, явно справедливый и направленный к наилучше­му; добровольное восприятие наилучшего; стремление избежать справедливого порицания.
   Совет -- предшествующее действию другого чело­века указание относительно того, каким образом следует поступить.
   Совещание -- рассмотрение будущих событий, как они произойдут.
   Солнце -- небесный огонь, единственное, что может быть видимо одними и теми же [существами] от утрен­ней до вечерней зари; это -- звезда, зримая днем, су­щество вечное, одушевленное, величайшее.
   Сообразительность -- сила и ясность суждения о мыслимом предмете.
   Софист -- охотник за благородными и богатыми мо­лодыми людьми, состоящий у них на жалованье.
   Спасать --- оберегать кого-либо от вреда.
   Справедливость -- умиротворенность души в самой себе и упорядоченность частей души как друг по отно­шению к другу, так и в целом; распределительная спо­собность, уделяющая каждому свое по достоинству; способность, благодаря которой тот, кто ею обладает, предпочтительно избирает кажущееся ему справедли­вым; способность подчиняться в жизни закону; равенст­во в общежитии; способность повиноваться правильным законам,
   Становление -- движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть.
   Старость -- убыль одушевленности, совершающаяся с течением времени.
   Страх -- душевное потрясение, вызванное ожида­нием беды.
   Стыд -- страх перед ожидаемым бесчестьем.
   Судьба -- путь от неведомого к неведомому и произ­вольная причина рокового деяния.
   Терпеливость (carteria) -- выносливость в печали во имя прекрасного; выносливость в трудах ради пре­красного.
   Тиран -- правитель, руководящий городом по своему разумению.
   Товарищество -- привычная дружба, бывающая среди ровесников.
   Тревога -- печальная мысль, не имеющая под со­бой разумного основания (logos).
   Трудолюбие -- способность завершить избранное дело; добровольная терпеливость; безупречная способ­ность к труду.
   Трусость -- препятствие для настойчивости.
   Умеренность -- середина между избытком и недос­татком, коя довлеет себе благодаря искусству.
   Усердие -- настойчивость в выборе образа действия.
   Философия -- постоянная жажда знания бытия; способность созерцания истины, какова она есть; усер­дие души, сопряженное с правильным рассуждением.
   Хвастовство -- притязание на благо или блага, кото­рыми не обладаешь.
   Хладнокровие -- умаление справедливости и поль­зы; умеренность при договоренностях; логическая упо­рядоченность души в отношении к прекрасному и по­стыдному.
   Хорошее настроение -- радость по поводу дел бла­горазумного человека.
   Хороший человек -- тот, кто способен платить дру­гому добром.
   Царь -- согласно законам, неограниченный власти­тель; распорядитель государственного устройства.
   Человек -- существо бескрылое, двуногое, с плос­кими ногтями; единственное из существ, восприимчи­вое к знанию, основанному на рассуждениях (logoi).
   Человеколюбие -- удобоуправляемое свойство ха­рактера любить человека; способность людей к доб­рым делам; благожелательное отношение; памятливость, направленная к благодеянию.
   Честолюбие -- душевное состояние расточитель­ности, ведущей ко всевозможным неразумным расхо­дам.
   Элемент -- то, что объединяет и разъединяет все сложное.
  
  
   Справка:
  
   Платон (427--347 до н.э.) -- один из крупнейших древнегреческих фило­софов, родоначальник объективного идеализма. Ученик Сократа.
   Платон был идеологом афинской аристократии, защитником рабовладель­ческого строя. В двух своих крупнейших произведениях "Государство" и "Зако­ны" он нарисовал утопическую картину идеальной рабовладельческой республики, выдвинул свою теорию государства.
  
   "Законы Платона".
   Это произведение содержит взгляды Платона на идеальное общество. Законы написаны в диалогической форме. Беседа происходит на Крите между Афинянином, критянином Клинием и лакедемонянином Мегиллом . В разговоре Афинянин постепенно набрасывает план нового государственного устройства.
   В "Законах" 12 книг. В них рассматривается широкий круг вопросов государственного устройства, законодательства и воспитания.
  
  
   В этом государстве, по его мнению, должны существовать три группы граждан:
  
  -- 1.Философы, которые управляют.
  -- 2.Воины - охраняют общественный порядок.
  -- 3. Ремесленники и земледельцы - они содержат своим трудом первые две группы.
  
   Цель этого государства - приближение к высшей идее блага; она достигается посредством воспитания.
  
   Воспитание, по мысли Платона, должно осуществляться государством и должно соответствовать интересам первых двух групп.
  
   Система воспитания включала следующие ступени:
  
  -- 1.Воспитание детей в возрасте от 3 до 6 лет под руководством государственных воспитательниц на площадках играми.
  -- 2.С 7 до 12 лет дети должны посещать государственную школу, где должны обучаться чтению, письму, счету, музыке и пению.
  -- 3. С 12 до 16 лет дети должны посещать школу физического воспитания - палестру и заниматься гимнастическими упражнениями.
  -- 4.До 18 лет юноши изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с военно-практическими целями.
  -- 5. С 18 до 20 лет юноши проходят эфебию. т.е. занимаются военно-гимнастической подготовкой.
  -- 6. С 20 лет начинается дифференциация и специализация юношей:
  
   а) юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, становится воинами.
   б)юноши, проявившие склонность к умственным занятиям, проходят до 30 лет, проходят высшую ступень образования, изучая философию, астрономию, теорию музыки и другие науки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям.
  
  -- 7. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет ( до 35 лет ), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.
  

См.: Константинов Н.А. и др. История педагогики .- М., 1982 .-с. 14-15

  
   О роли учителя для нации:
  
  -- Если башмачник будет дурным мастером и сделает таким же своего ученика; если он выдаст себя за башмачника, не имея даже понятия об этом ремесле,- государство не слишком пострадает: афиняне будут не столь хорошо обуты - вот все, что от этого последует.
  -- Но если воспитателем юношества будут только по имени, если они дурно будут исполнять свои обязанности, то и последствия будут другие: дурная работа, выходящая из их рук, создаст целые поколения невежественные и порочные, которые погубят всю будущность своего отечества.
  -- Воспитание - это введение юношества в предписанный закон и испытанный лучшими мужами образ жизни, которое оно, возмужав, признает действительно хорошими и убедится, что его приучили прежде, чем развился его собственный разум, любить и ненавидеть то, что действительно заслуживает любви или ненависти.
  -- Нравственное образование обнимает всего человека и все отдельные учебные предметы, ставя справедливость высшей целью в воспитании каждой личности.
  -- Справедливость состоит не во внешних поступках, которые может совершать человек, но в его внутренней деятельности относительно самого себя, когда он не допускает, чтобы какая-либо из способностей его занималась не своим делом, или чтобы эти способности взаимно вторгались одна в назначение другой.

См.: Модзалевский Л.Н.

Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. - ч.1.- СП б., 1892 .- с.1-11,85-90.

  
  

0x01 graphic

Павел Давидович Коган (1918 --1942) -- поэт

  
   Капитан непостроенных бригов,
   атаман несозданных вольниц,
   это я говорю -- довольно!
   Без истерик. Подпишем приговор.
   Ваша сила! О чем тут спорить.
   Без истерик! Без ставок на удаль.
   Я не Ксеркс, я не выпорю море
   и стрелять без толку не буду.
   Представитель другого племени,
   злыми днями в бездельники меченный,
   я умею от поры до времени
   расправлять по-мужскому плечи.
  
   1936
  
   **
  
   Лирическое отступление
   (из романа в стихах)
  
   Есть в наших днях такая точность,
   Что мальчики иных веков,
   Наверно, будут плакать ночью
   О времени большевиков.
   И будут жаловаться милым,
   Что не родились в те года,
   Когда звенела и дымилась,
   На берег рухнувши, вода.
   Они нас выдумают снова -
   Сажень косая, твердый шаг -
   И верную найдут основу,
   Но не сумеют так дышать,
   Как мы дышали, как дружили,
   Как жили мы, как впопыхах
   Плохие песни мы сложили
   О поразительных делах.
   Мы были всякими, любыми,
   Не очень умными подчас.
   Мы наших девушек любили,
   Ревнуя, мучаясь, горячась.
   Мы были всякими. Но, мучась,
   Мы понимали: в наши дни
   Нам выпала такая участь,
   Что пусть завидуют они.
   Они нас выдумают мудрых,
   Мы будем строги и прямы,
   Они прикрасят и припудрят,
   И все-таки пробьемся мы!
   Но людям Родины единой,
   Едва ли им дано понять,
   Какая иногда рутина
   Вела нас жить и умирать.
   И пусть я покажусь им узким
   И их всесветность оскорблю,
   Я - патриот. Я воздух русский,
   Я землю русскую люблю,
   Я верю, что нигде на свете
   Второй такой не отыскать,
   Чтоб так пахнуло на рассвете,
   Чтоб дымный ветер на песках...
   И где еще найдешь такие
   Березы, как в моем краю!
   Я б сдох как пес от ностальгии
   В любом кокосовом раю.
   Но мы еще дойдем до Ганга,
   Но мы еще умрем в боях,
   Чтоб от Японии до Англии
   Сияла Родина моя.
  
   1940-1941
  
   **
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023