ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Богатство ума снизу и малоумие сверху"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

огатство ума снизу и малоумие сверху"...

  
  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

0x01 graphic

Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года

Г.И. Угрюмов

УМ, ТАЛАНТ, ВОЛЯ -

КАЧЕСТВА НЕ ВРОЖДЕННЫЕ, А ПРИОБРЕТЕННЫЕ

  
   Отбор лиц, пригодных для военного образования - вопрос общегосударственного значения.
  
   Его не следует вверять в руки военной администрации военно-учебных заведений.
  
   Нам предстоит подтвердить тезис о том, что прием в военно-учебные заведения - это дело общегосударственного, а не ведомственного и, тем более, не местного (вузовского) значения.
  
   Схема наших рассуждений проста: так же как элитное семя дает благородный побег, так и лучшие по своим качествам абитуриенты в последующем станут лучшими офицерами.
  
   Следовательно, должна быть такая "приемка", такой отбор, который позволял бы не набирать заранее негодные к офицерской службе кадры, а выбирать только тех, кто способен стать офицером.
  
   Справиться с такой важной задачей могут только компетентные лица, с чистой совестью, благородной душой и правильным пониманием национальных требований к подготовке офицерских кадров.
  
   На местах таких кадров, в каждом военно-учебном заведении, нет.
   Там сильны действия местнических, а то и корыстным интересов.
  

0x01 graphic

Кадет Артиллерийского и Инженерного кадетского корпуса (1784-1796 гг.) в летней форме

  
   В российской практике было разработано ряд приемов, дававших в разное время свой положительный результат. Так, по существовавших с 1863 г. правилам для приема в военные гимназии все просившиеся делились на 13 разрядов, сообразно со служебными правами своих отцов.
  
   Было признано необходимым установить следующие правила приема в гимназии:
  
  -- На полное казенное содержание зачислять только:
  -- 1)сыновей военнослужащих или служащих на военной службе, кои не имеют своего имущества или капиталов, приносящих доход, обеспечивающий воспитание их детей и
  -- 2)отцы коих заслужили право на сохранение мундира при увольнении из военной службы.
  
   Из числа этих детей допускались к приему:
  
      -- а)без конкурсного испытания, но по выдержании установленного экзамена - сироты без отца и матери;
      -- б)сироты, отцы коих убиты на войне и при исполнении служебных обязанностей, или умерли от ран, увечий.
  
   В этих правилах прослеживается идея благотворительности, что, само по себе важно делать, но, думается, не в рамках военного образования.
  
   В военное образование следует отбирать по принципу соответствия людей, желающих стать офицерами, тем требованиям, которым они должны отвечать.
  
   В связи с остротой проблемы сегодня государство должно взять на себя заботу о наборе в военно-учебные заведения, возведя этот вопрос в ранг вопроса общегосударственного.
  
   Нынешнее традиционное решение вопроса о наборе пополнения контингента лиц для получения военного образования таков: испытание по общеобразовательным предметам (иногда - в дополнении с проверкой физического состояния); прохождение конкурсного отбора на основании данных экзамена; зачисление в штат воспитанников военно-учебного заведения.
  
   Примечательно то, что набор воспитанников осуществляет администрация того военно-учебного заведения, в котором предстоит учиться абитуриентам впоследствии ("набор для себя", а если быть более точным, - "набор под себя").
  
   Из задачи общегосударственного значения, изначально определяющей судьбу армии на многие десятилетия, эта проблема превращается в задачу местного масштаба, в разрешении которой сталкиваются корыстные устремления местной элиты и власти. Военно-учебное заведение, таким образом, превращается в местную вотчину, комплектуемую и управляемую по принципам местного (эгоистического) интереса, местного кругозора и т.п.
  
   Самый лучший вариант набора в военно-учебные заведения таков:
  
  -- желающий стать офицером, должен пройти курс солдатского обучения;
  -- затем, уверовав в правильность избранной профессии и получив положительную войсковую аттестацию, должен выдержать конкурсный экзамен
  -- и только после этого - получить право на обучение в военно-учебном заведении.
  
   Но такая практика неприемлема в современных условиях по следующим причинам:
  
  -- Во-первых, войсковая (армейская, флотская) практика не является идеальной (хорошей) школой прохождения солдатской науки, а во многих случаях является наглядным "пособием" негодной постановки военного дела, жизни и обучения.
  -- Во-вторых, даже годичный срок отрыва от умственной деятельности (что, как правило, имеет место в низовом войсковом звене), сказывается отрицательно на последующих умственных занятиях.
  -- В-третьих, негодный войсковой опыт, обретенный за время вынужденной "стажировки" в войсках - серьезное препятствие для постижения военной науки и самосовершенствования личности.
  -- В-четвертых, найдется не так много лиц, готовых на собственной шкуре испытать все "прелести" современной солдатской жизни.
  
   Другими словами, даже те немногие, которые рискнут пройти испытание солдатским строем, насмотревшись "картин" армейской жизни, увидев всю неприглядность постановки офицерского труда, придут к единственному заключению - отказаться от мысли стать офицером.
  

0x01 graphic

Офицер и кадет 2-го кадетского корпуса (1797-1800 гг.)

   Во что упирается проблема, в чем состоит задача?
  
   Задача состоит в следующем:
  
  -- Создать такие стимулы, чтобы офицерский мундир привлекал цвет русской молодежи, вызывал у нее желание стать под боевые знамена.
  -- Отобрать на конкурсной основе лучших пригодных для офицерской профессии для обучения и воспитания.
  -- Максимально возможно сократить брак при отборе кандидатов на военное обучение.
  -- Создать систему, обеспечивающую качественный отбор среди абитуриентов и не допускающую использования возможностей и средств военного обучения в корыстных, авантюрных и прочих целях.
  
   Обратимся к историческому опыту с целью получить необходимые идеи для сегодняшнего дня.
  
   Следует признать тот факт, что молодые люди, стоящие перед выбором профессии, подвержены целому ряду колебаний, о чем А.Тюшевский писал:
  
   "Воспитанники же кадетских корпусов, как и гражданских учебных заведений, до 17-18 летнего возраста чужды глубоких взглядов на жизнь и оценки окружающей их обстановки. В этот период воспитанники всех учебных заведений слишком впечатлительны и восприимчивы, а потому и быстро меняют свои планы, решения, взгляды. Ведь, несмотря на то, что в течение 7 лет воспитанникам кадетских корпусов твердят о почетности военной службы, все-таки немалое количество их уходит в высшие гражданские учебные заведения, а воспитанники гимназий, реальных училищ и других учебных заведений иногда под влиянием случайно прочитанных двух-трех книг военно-исторического содержания увлекаются военной службой и идут в военное училище с самыми радужными мечтами о своей будущей жизни.
  
   Тенденция, о которой писал А.Тюшевский, не только сохранилась сегодня, но и обрела более серьезные очертания: военно-учебные заведения сегодня на каждом этапе военного образования теряют большое число своих воспитанников, которые по разным причинам покидают учреждения и находят себе место к других структурах (уходят лучшие).
  
   Если во времена И.Энгельмана (1908 г.) было отмечено, что "ни в семье, ни в школе, ни в обществе в большинстве случаев нет и следов подготовки к воинскому воспитанию", то сегодня мы, с сожалением, констатируем негативное отношение части общества, ряда преподавателей общеобразовательных и высших школ к своей Армии, воинской службе и идее защиты Отечества.
  
   В силу этого обстоятельства, рассчитывать на их помощь в деле воспитания уважения к Армии, воинской службе и офицерскому долгу не приходится.
   Следовательно, правительство, военное ведомство и сами военно-учебные заведения должны формировать престиж офицерской профессии.
  

0x01 graphic

Обер-офицеры, кадет и горнист 2-го кадетского корпуса в первые годы царствования императора Николая Павловича

  
   К слову сказать, многие верховные правители понимали важность военного образования, относились к нему с большим вниманием, своим Высочайшим одобрением.
  
   К числу таких деяний относится Высочайший указ, данный Сенату в 29-й день июля 1731 года, который, в частности, гласил:
  
  -- "Хотя вечнодостойный памяти Дядя Наш, Государь Петр Великий, Император, неусыпными трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие Российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало ... и воинское дело поныне еще в настоящем добром порядке содержится; однакож, чтоб такое славное и Государству зело потребное дело наивящше в искусстве производилось, весьма нужно, чтобы шляхетство от младенческих лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали Мы: учредить Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей, от 13-ти до 18-ти лет".
  
   Для привлечения в военно-учебные заведения молодых людей устанавливались различные льготы.
  
   К примеру, для обучающихся в Военной Академии офицеров, устанавливались следующие преимущества:
  
  -- "1)Всем без изъятия офицерам, образуемым в Военной Академии, производить, во время пребывания в оной, двойное жалованье, по примеру образцовых войск.
  -- 2)Тем из офицеров теоретического отделения, которые, по окончании годичного курса, выдержат успешно переводной экзамен и, при недостаточном состоянии, будут во всех отношениях академическим начальством одобрены, выдавать, в виде награды, положенное уставом Академии прибавочное жалованье, 142 руб. 85 коп. сер.
  -- 3)В практическом отделении производить это же прибавочное жалованье всем офицерам, как подающим уже надежду быть полезными офицерами Генерального Штаба.
  -- 4)По выпуске из Военной Академии, тем офицерам, которые поступят в образцовые войска, производить двойное жалованье и отпускать квартирные деньги, наравне с прочими офицерами образцовых войск, во все время их прикомандирования".
  
   Высочайше утвержденное 20 июня 1867 г. "Положение о Военных Училищах" установило, между прочим, следующие правила для желающих поступить в военное училище:
  
   "Проезд молодых людей в училище и следование их обратно, в случае возвращения к своим частям, делается на собственный счет.
   Прогонные деньги, от пунктов расположения частей войск до мест нахождения училищ, возвращаются им, если они выдержат установленный экзамен".
  
  
   Мы не проводили специального исследования данных о сегодняшних абитуриентах, но, на основании многолетнего опыта работы в ряде военных училищ, личных наблюдений, бесед с коллегами, можем подтвердить, что по призванию в военные училища идут немногие.
  
   Если за формальный признак принять факт преемственности в семье профессии военного, то можно обнаружить следующую картину: только каждый пятый абитуриент - сын военного.
   Как и 100 лет назад, в военные училища идут ребята из малообеспеченных и неполных семей, круглые сироты.
   Стучатся в двери училища и юноши-прагматики, которые все заранее рассчитали, а также ребята, у которых такой выбор: училище или колония.
  

0x01 graphic

  
   Отдавая себе отчет в том, что каждая классификация грешит неточностью, тем не менее, на примере классификации офицеров генералом Н.Бутовским, установим следующие типы офицеров, которые попадая в военные школы не по призванию, выпускаются из них на горечь командирам, но, главное - в ущерб интересам Армии и безопасности России.
  
  -- Есть порок органический, который иногда глубоко сидит в человеке и в юношеских годах не проявляется. Чем лучше школа, тем больше покрывается этот порок хорошими нравственными наслоениями и может совсем заглохнуть, если юноша попадает в полк, отличающийся хороши служебным и товарищеским духом. Напротив, - достаточно такому юноше увидеть вокруг себя некоторую распущенность, чтобы порок зашевелился и ожил, давая себя знать в проступках и преступлениях, подлежащих ведению обыкновенных судов и судов чести. Винить в этом случае учебные заведения, значит - сваливать с больной головы на здоровую. Эта категория неудачников представляет явление обыденное, присущее каждой армии и не представляющее особого интереса в подробном анализе.
  --
  -- Ко второй категории мы можем отнести людей, которые ошиблись в своем призвании; добровольный уход их из армии или чистосердечное признание в своей нелюбви к военной службе - джентльменский поступок. Это добровольный отказ честного человека от 20-го числа и пенсии; но какие однако чудные люди иногда наблюдаются в этой категории и как жаль, что не во всяком полку они находят обстановку товарищеских и служебных отношений, которые заставили бы их полюбить полк, а от любви к полку уже не трудно перейти и к любви к службе.
  --
  -- Затем следует элемент в высшей степени вредный: - это люди, потерпевшие неудачи в подготовке к другим поприщам и уцепившиеся за военную службу, как за средство к существованию, с полным сознанием своей нелюбви к ней. Эта категория, как увидим ниже, играет большую роль в полковых неурядицах, заражая молодежь своим циничным отношением к службе. Эти представители служебного и товарищеского разврата уходят из полков только по настоянию выдающихся командиров, умеющих находить корень полковых неурядиц. У командиров недалеких, лишенных педагогического глаза, эти люди пользуются успехом, получают повышения и во всяком случае дотягивают до пенсии.
  --
  -- Затем следует категория, представляющая наибольший современный интерес, - это случайные неудачники, свихнувшиеся под влиянием дурных условий службы и способные снова встать на правильный на правильный путь при перемене этих условий. Их можно характеризовать двумя словами: попал в хорошие руки - прекрасный офицер, попал в дурные руки - пропал. Это люди не худые, не испорченные, а только юные, наивные, склонные к соблазну; в их поступках нет ничего сознательно непорядочного, а есть только промахи, иногда очень острые, неожиданные, имеющие своим основанием слепое, юношески - доверчивое подражание старшим товарищам.
  
   Все названные типы относятся к категории офицеров ненадежных, т.е. таких, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверить ответственное дело, не опасаясь за его благополучных исход.
   Такие офицеры - язва внутри офицерского корпуса.
  
   Как же сделать так, чтобы изначально поставить преграду на пути тех, которые по объективным показателям не могут быть офицерами?
   Мы не говорим здесь о призвании: его еще надо воспитать в себе.
  

0x01 graphic

Офицеры лейб-гвардии времен Николая I.

  
   Речь идет об объективных предпосылках к офицерскому званию, а именно, о таких, как:
  
  -- Любовь к Родине, желание служить интересам Отчизны.
  -- Порядочность, развитое чувство чести.
  -- Развития воля.
  -- Высокий уровень интеллектуального развития
  -- Хорошее здоровье и физическое развитие.
  -- Здоровая психика.
  
   В нашем понимании первостепенное значение имеет факт объективного обнаружения указанных задатков, которые трудно усмотреть в аттестатах, характеристиках, анкетах, автобиографиях и т.п.
  
   Собеседования, умелое тестирование, упражнения, данные объективного осмотра, наблюдения и т.п. - инструмент более точный и объективный.
  
   Понимая важность задачи качественного отбора лиц для подготовки к офицерскому званию, надо отдавать себе отчет в том, что справиться с этой работой могут только специалисты высшей квалификации.
  
   В силу же того обстоятельства, что таких специалистов не может быть много, их надо сосредоточить в одном месте, к примеру, - во Всеармейском центре военно-профессионального отбора, за которым необходимо закрепить ряд функций, в том числе:
  
  -- отбор кандидатов для обучения в военных училищах,
  -- отбор кандидатов на должности полковых командиров,
  -- отбор работников генерального штаба,
  -- отбор претендентов на должности высшего командного состава.
  
   Названный центр, имея достаточные полномочия, должен быть защищен от давления со стороны разных должностных лиц, родителей и родственников.
   Он должен обеспечить необходимую фильтрацию желающих получить военное образование, не допуская попадания в ряды обучаемых случайных, корыстолюбивых и злонамеренных лиц.
  
   Региональные организации Центра призваны решить следующие задачи:
  
  -- во-первых, обеспечить необходимую рекламную кампанию на местах;
  -- во-вторых, произвести первичный отбор лиц в своих регионах по методикам Центра;
  -- в-третьих, собирать для Центра информацию о результатах предыдущего качественного отбора кандидатов на офицерское звание.
  
   Таких региональных организаций может быть четыре:
  
  -- центральная (центр и северо-запад России),
  -- южная,
  -- уральско-сибирская и
  -- дальневосточная.
  
   Лица, прошедшие региональный отбор, получают возможность военного обучения после получения положительного результата во Всесоюзном центре профессионального отбора.
  
   Данная система призвана до минимума снизить ошибки при отборе кандидатов на самых ранних ступенях подготовки офицерских кадров, исключить возможности взяток и наживы должностных лиц военно-учебных заведений за содействие в поступлении в вуз, перекрыть каналы для поступления в военные училища тем лицам, которые, имея скрытые духовные пороки, пытаются использовать офицерскую службу в корыстных, а то и злонамеренных интересах.
  
   В конечном итоге, сократятся расходы правительства на военное обучение, а Вооруженные Силы не будут испытывать неудовольствие, неприятности и ущерб от подготовки офицеров лишь по названию и форме.
  
   См. далее...
  

0x01 graphic

"Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде в 1862 году"

Б.П. Виллевальде

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Никонов О. Нравственный выбор. // Красная звезда .- 1988 .- 30 января .- с.2
   Полагалось размер такого дохода определить не менее 250 р. на каждого члена семьи.
   См.: Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч. *** . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. Н.А. Соколов .- СП б., I9I4 .-c.134.
   Тюшевский А. Напрасная тревога. // Разведчик .- I9I4 .- NI222 .- с.212.
   См.: Карманов А. Последовательно и компетентно важно вести третий этап реформирования военного образования // Армейский сборник .- 1997 .- N1.- с.62.
   Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса .- СП б., I908 . - с.141.
   П.С.З., Т.VIII, 5811. - см.: Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования Государя Императора Александра Николаевича . 1700-1880. - СП б., 1880. - с.26-27.
   Мельницкой Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства) .-Т. 4, ч.16 - СП б., 1857. -с.93.
   Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-Сиротского Дома .1788-1898. - СП б., 1898 .- с.577.
   Постовалова В. Мальчишки метят в офицеры. Помогает ли юношам в этом школа? // Учительская газета .- 1989 .- 23 декабря .- с.4.
   Бутовский Н.Д. Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание: Сообщение, читанное на Общем Собрании членов Общества ревнителей военных знаний . 7 января I9II года .//Общество ревнителей военных знаний .-Кн. 4- СП б, I9II .- с.3-4.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023