ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Бой с наименьшими потерями и жертвами...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием". (Ж.Ж.Руссо)


  
  
  
  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
   Военная школа России
   (уроки истории и стратегия развития).
   (начало 21, 22, 23, мая 2014 г.)
  

НАУКА ДРЕВНЯЯ...

Анатолий Каменев

В бессмертной комедии А. Грибоедова есть строки:

"Когда из армии, иные от двора

Сюда на время приезжали,

Кричали женщины "Ура""

И в воздух чепчики бросали"...

   Воспитание - наука древняя. Она ведет свое начало с того времени, когда люди осознали необходимость передачи от поколения к поколению своего социального и житейского опыта.
  
   "Ее цель - внушить людям любовь к законам и к социальным добродетелям", - свидетельствует французский просветитель Х**** в. К.Гельвеций.
  
   Наука о воспитании сводится к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило (побудило) бы их развить природные таланты (задатки) и взрастить добродетели, а также до конца исполнить свой долг.
   Без помощи извне народившийся человек не в состоянии справиться с указанной задачей.
  
   В силу этого необходимость воспитания исходит от естества человека, о чем образно писал в свое время Ж.-Ж.Руссо:
  
   "Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок.
   Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием".
  
   Человеческие существа, брошенные на произвол судьбы или же не получившие вовремя должного воспитания, не могут обрести цивилизованного облика и нормального человеческого состояния.
  
  -- Драгоценный камень, не обработанный мастером, не имеет той цены, которую имеет алмаз, вышедший из-под руки искусного мастера.
  -- Драгоценный камень, в данном случае - человек, мастер - воспитатель...
  -- Чем ценнее сам камень и искуснее мастер, - тем большую ценность обретает человек как личность.
  
   Суть, содержание и направление воспитания все время были предметом споров и разногласий в обществе.
  
   Еще со времен Аристотеля, по его слову, на предмет воспитания юношества существовали различные точки зрения:
  
   "Не все согласны в том, нужно ли вести обучение молодых людей в целях воспитать в них добродетель, или же (вести это воспитание так), чтобы молодые люди могли достигнуть наибольшего счастья; не выяснено также и то, на что нужно обращать при воспитании преимущественное внимание, на развитие ли интеллектуальных способностей, или на развитие нравственных качеств".
  
   Но и в те далекие времена хорошо понимали, что буйную природу человека надо укрощать воспитанием.
  
   Платон, по этому поводу писал:
  
   "Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким из всех, кого производит земля".
  
  

Не следует, однако,

преувеличивать силу и возможность воспитания.

  
   Плутарху принадлежат следующие слова:
  
   "Каким дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти".
  
   Это, однако, не следует понимать, как всевластие воспитания и его безграничные возможности.
  
   Наш выдающийся соотечественник К.Ушинский так отвечал восторженным почитателям воспитания:
  
   "Нельзя требовать от медицины, что не было случаев ранней смерти или повальных болезней; нельзя требовать от воспитания, чтобы не было частных случаев испорченной нравственности, пренебрежения к идее и истине или каких-нибудь общественных недостатков, которые, как и эпидемия, имеют свои причины в обстоятельствах, не зависящих от медика или воспитателя.
   Но если бы медицина не могла ни предостерегать, ни предохранять от болезней, ни излечивать их, то к чему бы служили медицинские факультеты?"
  
   Воспитательная деятельность принадлежит к области разумной и сознательной, по крайней мере со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названа та, в которой:
  
  
  -- мы определили цель,
  -- узнали материал, с которым мы должны иметь дело,
  -- обдумали и выбрали средства. необходимые к достижению осознанной нами цели.
  
   Воспитание не следует рассматривать лишь как разумную и сознательную деятельность людей.
  
   Это - всего лишь часть того, что воздействует на душу, сознание (разум), волю, чувства человека и заставляет (или побуждает) его совершенствовать себя, подражать другим, вносить элементы управления в свое поведение (корректировать, изменять его и т.п.) и т.д.
  
   Как справедливо отмечал в Ж.-Ж.Руссо в своем труде "Эмиль, или О воспитании":
  
   "Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами.
   Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей".
  
   Другими словами, человека воспитывает все: он сам (его духовный строй, потребности), окружающие люди, мир идей и мир вещей (предметов, нас окружающих); воспитывает не только день текущий, но и времена давно ушедшие (история).
  
   Когда говорится о воспитании, то имеется в виду не только позитивное влияние на человека, но и негативное, т.е. ведущее не к добру и добродетели, но ко злу и пороку.
  
   В силу этого, воспитание надо понимать, как придание жизни и поведению человеку (извне или от него самого) определенного смысла, жизненной установки, отношения к самому себе и другим, направление на этой основе его поведения, системы духовных потребностей и качеств.
  
  
  

Воспитание начинается с момента рождения

и оканчивается со смертью человека.

  
   "Научаться мы начинаем, начиная жить; наше воспитание начинается вместе с нами; наш первый наставник - наша кормилица. И само слово "воспитание" указывает на "питание"(Ж.-Ж.Руссо).
  
   Нет возраста, который бы был вне воспитания (естественно, в том смысле, как это было указано ранее).
  
   Но в каждом возрасте действуют свои, возрастные особенности воспитания: то, что пригодно для ребенка, уже не подходит к воспитанию подростка...
   Следовательно, возрастные особенности играют большую роль в воспитании, ибо, как в разные времена года растет и развивается растение, так и человек в весну своего развития нуждается в одном, лето жизни требует другого, осень - третьего, зима - четвертого...
  

Самые первые и самые важные плоды воспитания

получает человек в раннем возрасте.

  
   Выдающийся чешский педагог и мыслитель Я.Коменский в "Великой дидактике" писал:
  
   "...Рано нужно раскрывать у человека способность для созерцания вещей, так как в течение всей жизни ему многое придется познать, испытать и выполнить".
  
   В то же время, выдающиеся педагоги и мыслители предупреждают: нельзя форсировать естественный процесс развития.
  
   Воспитание - это также процесс, т.е. нечто, имеющее свое начало, логику , этапы и рубежи и т.д.
  
   В трудах классиков педагогики мы находим интересные идеи относительно того, какие условия делают успешным процесс воспитания:

  -- Чтобы воспитывать человека его нужно хорошо знать. "...Если мы говорим о воспитании человека, то должны предварительно составить себе понятие о человеке..." Воспитатель "должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера: тогда только он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а средства эти громадны!"(К.Ушинский)
  -- Воспитание должно быть полезным. "...То воспитание, которое упустило бы из виду сообщение воспитанникам полезных навыков и заботилось единственно об их умственном развитии , лишило бы это само развитие его сильнейшей опоры..."(К.Ушинский).
  -- Воспитание должно быть природосообразным.
  -- Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. (Ж.Ж.Руссо).
  -- Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее.(Ж.-Ж.Руссо).
  -- Воспитателем может быть только возвышенная натура. "Воспитатель! какая возвышенная нужна тут душа... Поистине, чтобы создать человека, нужно самому быть или отцом, или больше, чем человеком. И такую-то должность вы спокойно вверяете наемникам!"(Ж.-Ж.Руссо).
  -- В воспитании не может быть шаблона и формализма. "Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотою его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы"(К.Ушинский.
  -- Всякая важная реформа в моральной части воспитания предполагает реформу в законах и форме правления. "..Некоторые знаменитые люди пролили много света на этот вопрос. а воспитание осталось все тем же. Почему так? Потому что для составления хорошего плана воспитания достаточно быть просвещенным, а для проведения его в жизнь надо иметь власть"(К.Гельвеций).
  
  
   Следует отдавать себе отчет в то, что воинская деятельность - сфера специфичная, а в ней - подготовка офицерского состава занимает особое место.
  
   В силу этого, нам предстоит выяснить роль и место воспитания в военном деле, значение его (воспитания) для подготовки офицерских кадров, а также выявить характерные тенденции, имевшие место в воспитании кадет и юнкеров России.
  

0x01 graphic

  

Петр I. Полтавский бой.

Художник Алексей Данилович Кившенко

Воспитание и военное дело

  
   Военное дело - трудное ремесло:
  
  -- надо втянуться в него долгой выучкой и воспитать в себе военные качества, и телесные, и душевные;
  -- надо сродниться с оружием, одеждою, амуницией;
  -- надо уметь вывернуться из всех затруднений походной жизни - при холоде, жаре, отсутствии пищи и подготовить себя, насколько в мирное время возможно, к тем бедам, без которых войны не бывает;
  -- надо уметь не спать, когда того требует служба, и научиться пользоваться для сна свободной минутою (М. Драгомиров).
  
   Еще важнее, чем навык тела, воспитание духа.
  
   Военный должен пропитаться чувством дисциплины, то есть сознанием, что он обязан подчиняться старшим и обязан повелевать младшими; должен судить о себе самом (критиковать себя) строже, чем о старших, и требовать от самого себя больше, чем от подчиненных, чтобы быть им примером.
  
   Военный должен быстро схватывать смысл приказания и научиться сам отдавать приказания твердо, кратко и ясно; должен беспрекословно исполнять то, что приказано, но при этом сам решать, как исполнять; если приказания нет, должен иметь мужество сам решаться на действие и быть готовым держать ответ за свое решение.
  
   К воину должно предъявляться требование о наличии в нем крупного запаса сил, которые мы объединили под названием военной энергии, и тем большего и более дифференцированного, чем выше его положение на иерархической лестнице.
  
   Военный человек должен приобрести верный взгляд на раны и смерть на войне :
  
  -- он должен считать, что когда бой начался, то своей жизни - грош цена;
  -- а начальник должен понять, что он обязан выказывать свою жалость к подчиненным и в праве ее выказывать только, пока подготовляется бой, пока обдумывает план действий, пока нацеливает свой корпус, полк или роту.
  
   Тут он должен приложить все силы своего ума и души, чтобы обставить бой так, чтобы цель была достигнута с наименьшими жертвами; тогда он должен идти напролом и позабыть обо всем на свете, кроме той цели, к которой стремится.
  
   И в зависимости от того пути, по которому идет воспитание армии в мирное время, на войне ее ждут или блестящие победы, или позорные неудачи.
  
   "...Счастье той армии, которая силу свою основывает не на отборе особых талантов, которая не ищет в мирное время "выдающихся" начальников, не верит в призрачные таланты мирного времени, а заботится только о безжалостном удалении негодных элементов, основывает свою силу на одинаково хорошем подборе и воспитании всего своего командного состава, без заблаговременного подразделения на "талантов " и простых смертных. ...
   Вожди, вышедшие из такой массы, зачастую не блещут своими талантами, в одиночку не могут тягаться не только с гениями, но и со многими талантами фейерверочного типа, зато общая масса таких вождей в совокупности грозна и непобедима даже для гения.
  
   Мудрым смыслом наполнена мысль Я.Червинки о воспитательной роли русской армии, сказанные еще в 1912 г.:
  
   "Армия, через которую, в силу закона об общей воинской обязанности, проходит цвет нашей молодежи, должна быть школой для всего народа, не только в военном отношении, но и в политическом, общегражданском смысле:
  
  -- она должна сделаться рассадником всех высших, этических сил народа,
  -- проводником патриотических идеалов и, в качестве таковой, сама должна скорее влиять на народ, чем, как это было недавно, подвергаться вредным влияниям неуравновешенной части населения;
  -- она не может зависеть от колебаний партийных настроений.
  
   Но такая роль достижима не при помощи кастовой замкнутости, опирающейся на одну только грубую силу, а, напротив, при условии нравственного завоевания себе первостепенного значения в государстве, в качестве собирательницы тех высших, лучших основ порядка, законности, прогресса и общей пользы, на которых зиждется здравая государственность и высшие интересы народов. сулящие им счастье и благополучие".
  
  

0x01 graphic

  

Фейерверки в честь Екатерины Великой во время её путешествия в Крым.

Картина неизвестного художника, конец XVIII века

(Таврический вояж (со 2 января 1787 по 11 июля 1787) -- беспрецедентное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие Екатерины II)

Умные государи понимали великую силу воспитания армии

и народа и все делали для ее усиления.

  
   Начиная с Петра I, наша система обучения и воспитания войск основывалась на глубоко правильном психологическом принципе "доверия" к силам и усердию исполнителей.
   И эта система обеспечивала победу русского оружия.
  
   Противоположная петровской системе, система воспитания войск Павла I, основанная на муштре и недоверии, повела армию к духовному разложению, ибо может быть тверд только тот, кто уверен в своих силах.
  
   Прежние принципы долга и чести, личного примера начальника, обаяние личности, заменялись одним принципом, - палкой, - в том, или другом виде.
  
   Не будем принимать эту палку в буквальном смысле слова: как таковая она существовала и в Екатерининской армии, были и там телесные наказания и весьма сильные, но там они существовали для обуздания преступлений и отнюдь не считались движущей силой армии; армия Екатерины основывала свою силу совсем на других принципах.
  
   Во времена же Павла палка, или гораздо вернее, вообще страх наказания стал считаться движущей силой; в этот то и состояло все зло новой системы.
   Если бы Павел совершенно воспретил телесные наказания, то все-таки и зло его системы нисколько не изменилось.
  
  -- Вреден не тот начальник, который сильно карает, а тот, кто воображает, что его подчиненные служат только из страха наказания, кто думает, что страх наказания есть единственное средство приохотить подчиненных к службе.
  
   Подражание и преклонение перед иностранцами стало одной из самых резких и характерных черт новой русской системы и больно и обидно отозвалось в сердцах победоносной армии, дотоле столь гордой своим русским именем.
  
   "Грустно думать, что к этому стремится правительство, не понимая истинных требований века, а какие заботы и огромные материальные средства посвящены ими на гибельное развитие системы, которая, если продлится на деле, лишит Россию полезных и способных слуг.
   Не дай, Боже, убедиться на опыте, что не в одной механической формалистике заключается залог всякого успеха.
  
   Мысль, что целое поколение воспитывается в подобных идеях - ужасна.
   Это страшное зло не уступает, конечно, по своим последствиям татарскому игу!...
  
   Горе ей (России - А.К.), если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей!" - с горечью пишет русский генерал Н.Морозов.
  
  

В воспитании армии нельзя делать ошибок

  
  
   "Если прежде система воспитания воинского духа в народе, а затем и под знаменами грешила в чем-нибудь, то грехи искупались практикой, боевым опытом и продолжительностью сроков действительной службы (за 25-15, даже 10 лет люди настолько втягивались в военную службу, что она становилась как бы их призванием); ныне приходится готовиться к войне десятки лет, не вынимая меча, обучая в кадрах мирного времени в 2-3 и даже менее лет, а потому правильность системы воспитания воинского духа имеет особое значение" - о чем справедливо пишет К.Дружинин.
  
   Еще пагубно ошибаться в вопросах воспитания всей массы военнослужащих, то совершенно недопустимо делать ошибки в воспитании офицерского корпуса.
  
   Офицера справедливо называют рыцарем без страха и упрека.
   Но одного бесстрашия недостаточно для офицера.
  
   Люди "без страха" встречаются всюду, даже среди врагов порядка и отечества, а следовательно и человечества.
   Но людей "без упрека" среди последних нет.
  
   Людьми "без страха и упрека", какими должны быть офицеры - бывают только избранные...
  
   Сегодня, когда Россия нуждается в патриотах, стойких и несгибаемых борцах, от нашего офицера требуется поистине апостольский труд, без которого невозможна безопасность, независимость Родины, мирный труд народа и уверенность нации в завтрашнем дне.
  
  

0x01 graphic

  

Вечерняя заря.

Художник Алексей Степанович Степанов (1858-1923)

  
  

Вопросы, на которые

ПРЕДСТОИТ

ответить государству и народу...

  
   Говоря о воспитании юношества и офицеров, обратите внимание на то, что эти вопросы, по сути дела, так и остались неразрешенными до сегодняшнего дня.
  
  -- Почему при обилии способных, энергичных и знающих офицеров а младших чинах и на относительно низших должностях мы были бедны самостоятельными, энергичными, опытными начальниками крупных частей войск? (А.Куропаткин).
  --
  -- Что должны представлять из себя кадетские корпуса: где те же реальные училища, только с погонами, или своеобразную школу, где все и учебная программа и вся система воспитания должны быть приноровлены к целям военным? (В.Рычков).
  --
  -- Какие педагогические средства применялись при военном воспитании вообще в разные периоды жизни военно-учебных заведениях и какую пользу они принесли, прямо или косвенно, в деле развития и совершенствования воспитания как физического, так и нравственного, питомцев военно-учебных заведений в разные периоды их жизни?(П.Галенковский).
  --
  -- Чем, помимо физической тренировки и выучки всем техническим тонкостям боевого ремесла, необходимо для развития силы духа? (М.Энвальд).
  --
  -- Каким должен быть военный воспитатель и каково должно быть положение воспитателя в военной школе? (Л.Януш).
  
   Обращая внимание на указанные исторические вопросы, постараемся прояснить для себя следующие проблемы:
  
   а)какие идеи лежали в основе воспитания будущих офицеров;
   б)на каких принципах строилось воспитание;
   в)какую роль в воспитательном процессе играли офицеры-воспитатели и старшие начальники;
   г)какими педагогическими средствами обеспечивалось должное поведение воспитанников;
   д)какие результаты имели те или иные педагогические средства.
  

0x01 graphic

  

"Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами".

Фрагмент. 1772.

Художник Торелли Стефано (1712-1780)

Идеи и мысли кадетского воспитания

   Известно, что в основе воспитания лежат определенные идеи, которые являются следствием понимания того, как, в каком направлении, с какой целью следует осуществлять воспитание, на что необходимо обращать внимание и что следует использовать для достижения поставленных целей.
  
   В самом общем виде эти идеи применительно в кадетским корпусам следующие:
  
  -- Воспитание офицера должно быть поставлено выше образования.
  --
  -- Основною заботою государств, каждого правительства, является воспитание и образование нации в национальном и патриотическом направлениях.
  --
  -- Военное воспитание настолько специально, что требует самостоятельной выработки. Поэтому для лучшего решения вопроса военного образования, надо признать полезным существование особых военно-учебных заведений, где бы воспитывалась молодежь с детского возраста. Но одностороннее, замкнутое военное воспитание в наши дни не достигает цели.
  --
  -- Лица, которым поручается нравственное воспитание, должны, по возможности, обладать всеми видами авторитета: авторитетом превосходства сильной духовной личности, авторитетом превосходства знаний и авторитетом власти, т.е. авторитетом лица, которому воспитываемые привыкли подчиняться.
  --
  -- Воспитатели в корпусах и офицеры в училищах несут громадную ответственность не только перед своими питомцами, но и перед Царем, Отечеством и армией! - Ни в одной почти интеллигентной профессии человек не становится самостоятельно на жизненный путь, - со всеми его превратностями, - в таком раннем возрасте, как офицер.
  --
  -- Такова в общем современная задача педагога, задача великая и почетная, идейная. Задача тем более идейная и почетная, что корпорация наших педагогов во имя высших интересов нации и армии приходится вести борьбу не только м природными дурными наклонностями питомца, но и с пагубными воззрениями отдельных семейств и с печальным течением общественных инстинктов.
  --
  -- Единодушие же и согласованная работа воспитателей - серьезный и существенный залог благотворного воспитательного воздействия на воспитанников... Юношество чрезвычайно чутко ко всему, что происходит в среде его руководителей.
  --
  -- Высшими побуждениями издавна признаются: религиозность - источник нравственной чистоты человека; патриотизм - беззаветная любовь к отечеству, к своей национальности и к высшему радетелю за их интересы - своему Государю; чувство долга, выражающееся в покорности законам, правилам службы (дисциплины) и, вообще, в готовности исполнить принятые на себя обязательства, как бы они тяжелы ни были; чувство чести, честолюбие и славолюбие, любовь к славе - основа большинства военных добродетелей и высших подвигов; наконец, чувство общественности (корпоративности), рождающее товарищеское единение - источник взаимопонимания и взаимной выручки.
  --
  -- Вследствие постепенного развития общества как в нравственном, так и в интеллектуальном отношениях, и военное воспитание должно было бы принимать более и более гуманитарное направление, чуждое суровости, чуждое вообще всяких приятных или неприятных воздействий на природу человека с целью его физического и морального совершенствования.
  

0x01 graphic

  

Декабристы на Сенатской площади.

Художник Василий Фёдорович Тимм

  

Кто воспитал декабристов

В. Ключевский

(фрагменты)

  
   Мы знаем, какое настроение утвердилось в высшем образованном дворянстве благодаря умственным влияниям, какие проникли в наше общество с половины XVIII столетия.
  
   Сравнив последние поколения екатерининского времени с тем поколением, представители которого подверглись каре за дело 14 декабря, мы встречаем между ними сходство и различие.
  
   Родство между ними было и нравственное и генеалогическое; образ мыслей, который усвоили себе отцы, разделяли и дети; люди 14 декабря, даже в буквальном смысле, - дети людей, принадлежавших к вольнодумцам при Екатерине.
   Но между ними есть одно существенное различие.
  
   Вольнодумство воспитало в вольтерьянцах холодный рационализм, сухую мысль, вместе с тем отчужденную от окружающей жизни; холодные идеи в голове остались бесплодными, не обнаруживались в стремлениях, даже в нравах вольнодумцев.
  
   Совсем иной чертой отличалось поколение, из которого вышли люди 14 декабря.
   В них мы замечаем удивительное обилие чувства, перевес его над мыслью и вместе с тем обилие доброжелательных стремлений, даже с пожертвованием личных интересов.
  
   Отцы были вольнодумцами, дети были свободомыслящие дельцы.
  
   *
   Откуда произошла эта разница?
   Вопрос этот имеет некоторый интерес в истории нашей общественной физиологии.
   *
  
   По высшему обществу в начале царствования Александра пробежала эта тень, которую часто забывают в истории общества того времени.
   Мы знаем, что в воспитании, которое получило высшее русское дворянство прошедшего столетия, сменилось два дельца; то были гувернеры двух разных привозов: первый - ни о чем не думавший гувернер, парикмахер, второй - вольнодумец.
  
   В конце XVIII в. начинается прилив в Россию французских эмигрантов, которые должны были расстаться со своим революционным отечеством; то были все либо аббаты, либо представители французского дворянства; значительная часть дворян вышла из аббатов.
  
   В Россию они спасались от бедствий революции, приносили с ожесточением против новых политических идей чрезвычайное количество католических чувств, которое всплыло в них после философского рационализма, как известно, долго составлявшего салонную забаву французского дворянства.
   Эти эмигранты, приветливо принятые Россией, с ужасом увидели успех религиозного и политического рационализма в русском образованном обществе.
  
   Тогда начинается смена воспитателей русской дворянской молодежи.
   На место гувернера-вольнодумца становится аббат - консерватор и католик, это был гувернер третьего привоза.
  
   *
   При Павле, как известно, Мальтийский орден, территория которого была завоевана Францией, выхлопотал себе покровительство русского императора. Ряд мальтийцев явился в Петербург с теми же католическими чувствами: это еще более усилило влияние пришельцев.
  
   В XVIII в. под влиянием либеральных идей папа Климент закрыл иезуитский орден, но они остались под разными предлогами и званиями и стали прокрадываться через Польшу в Россию.
  
   Много таких иезуитов явилось в Петербурге под именем мальтийцев.
   Католическое, именно иезуитское, влияние и становится теперь на смену вольтерьянства.
  
   В числе родовитых эмигрантов, приехавших в Россию еще при Екатерине, был и граф Шуазель-Гуфье. Он приехал со всем своим семейством; воспитателем при его сыне состоял некто аббат Николь.
   Шуазель выставлял этого домашнего учителя великосветским барыням, как превосходного педагога; барыни стали просить у графа позволения их сыновьям слушать Николя вместе с сыном.
  
   Постепенно учебная комната Шуазеля-младшего превратилась в великосветскую аудиторию, которая даже не могла вместить всех своих слушателей.
  
   Николь заставил основать учебное заведение для высшего дворянства; иезуиты пристроились к этому делу, разумеется под чужой вывеской.
   Николь стал их орудием; он приобрел дом рядом с великолепным дворцом Юсупова, близ Фонтанки, и в этот пансион повалила русская дворянская молодежь.
  
   Чтобы не пустить сюда разночинцев и мелкое дворянство, назначена была безбожная плата за воспитание - от 11 до 12 тыс. руб. в год, что равнялось нынешним 45 тыс.
   Список пансионеров блистал аристократическими именами; здесь видим Орловых, Меншиковых, Волконских, Бенкендорфов, Голицыных, Нарышкиных, Гагариных и т. д.
   *
  
   Но и родители не оставались без влияния новых педагогов; католическая пропаганда растет с поразительным успехом.
  
  -- Началось дело с одной печальной вдовы, княгини Голицыной, жены одного либерального и безбожного вельможи екатерининского времени, который запретил даже произносить имя бога; овдовев в 70 лет, княгиня искала религиозного утешения; религиозным утешением к ней явился кавалер Догардт; это был очень ловкий иезуит.
  -- Утешение кончилось переходом княгини в католицизм, и вслед за нею потянулись ее сестры, и Протасова, и княгиня Вяземская и другие; целая толпа великосветских барынь стала прозелитками католицизма.
  
   При Павле на это смотрели сквозь пальцы, потому что иезуиты успели при дворе утвердить мысль, что существенной разницы между католицизмом и православием не существует, а что католицизм есть исповедание, наиболее умеющее воспитывать народ в консервативных, монархических стремлениях и принципах.
  
   *
   Случилось так, что в одной болезни императору помог некто Грубер; ему была предложена награда, от которой он отказался, объявив, что он пользуется своей медициной не для корысти, а для славы имени бога.
   Этот Грубер и был направителем целого ряда иезуитов, ставши воспитателем и руководителем великосветской молодежи и руководителем пансиона Николя.
  
   Значительная часть людей, которых мы видели в списке осужденных по делу 14 декабря, вышли из этого пансиона или воспитаны были такими гувернерами.
  
   Это очень любопытная черта, которой мы не ожидали бы в людях 14 декабря.
  
   Кажется, католическое иезуитское влияние, встретившись в этих молодых [людях] с вольтерьянскими преданиями отцов, смягчило в них и католическую нетерпимость и холодный философский рационализм; благодаря этому влиянию сделалось возможным слияние обоих влияний, а из этого слияния вышло теплое патриотическое чувство, т. е. нечто такое, чего не ожидали воспитатели.
  
   Только при этом предположении становится возможным проследить нравственный рост того поколения, представители которого вышли на площадь 14 декабря.
  
  
   *
   При таком личном настроении, которое явилось результатом лучшего воспитания и обстоятельств характера чисто политического, интерес к окружающей действительности у людей первой четверти XIX столетия должен был получить особое напряжение и вести к особым впечатлениям, каких не переживали их отцы.
  
  -- Эти люди все же мало знали окружающих, как и их отцы, но у них сложилось иное отношение к действительности.
  -- Отцы не знали этой действительности и игнорировали ее, т. е. и знать ее не хотели, дети продолжали не знать ее, но перестали игнорировать.
  
   Военные события, тяжести похода, заграничные наблюдения, интерес к родной действительности - все это должно было чрезвычайно возбуждать мысль; эстетические наблюдения отцов должны были превратиться в более определенное и практическое стремление быть полезными.
  
   Легко понять, в каком виде должна была представиться окружающая действительность, как только эти люди стали вникать в нее. Она должна была представить им самую мрачную картину: рабство, неуважение к правам личности, презрение общественных интересов - все это должно было удручающим образом подействовать на молодых наблюдателей, производить в них уныние; но они были слишком возбуждены, чтобы уныние могло их заставить складывать руки.
   *
  
   Один из немногих невоенных участников движения 14 декабря - Кюхельбекер на допросе верховной следственной комиссии откровенно признавался, что главной причиной, заставившей его принять участие в тайном обществе, была скорбь его об обнаружившейся в народе порче нравов как следствии угнетения.
  
  -- "Взирая, - говорит он, - на блистательные качества, которыми Бог одарил русский народ, единственный на свете по славе и могуществу, по сильному и мощному языку, которому нет подобного в Европе, по радушию, мягкосердечию, я скорбел душой, что все это задавлено, вянет и, быть может, скоро падет, не принесши никакого плода в мире".
  
   Это важная перемена, совершившаяся в том поколении, которое сменило екатерининских вольнодумцев; веселая космополитическая сантиментальность отцов превратилась теперь в детях в патриотическую скорбь.
  
   Отцы были русскими, которым страстно хотелось стать французами; сыновья были по воспитанию французы, которым страстно хотелось стать русскими.
  
   Вот и вся разница между отцами и детьми.
   Настроением того поколения, которое сделало 14 декабря, и объясняется весь ход дела.
   *
  

0x01 graphic

  

1812. "Отступление французов из России".

Художник Виллевальде Богдан Павлович

  
   Молодые люди, офицеры во время похода, на бивуаках привыкли заводить речь о положении отечества, за которое они льют свою кровь; это было обычным содержанием офицерских бесед вокруг походного костра.
  
   Воротившись домой, они продолжали составлять кружки, похожие на мелкие клубы.
   Основанием этих кружков обыкновенно был общий стол; собираясь за общим столом, они обыкновенно читали по окончании обеда.
  
   Иностранный журнал, иностранная газета были потребностями для образованного гвардейского офицера, привыкшего зорко следить за тем, что делалось за границей.
  
   Чтение прерывалось обыкновенно рассуждениями о том, что делать, как служить.
   Никогда в истории нашей армии не встречались и неизвестно, встретятся ли когда-нибудь такие явления, какие тогда были обычны в армиях и гвардейских казармах.
  
   Собравшись вместе, обыкновенно заговаривали о язвах России, о закоснелости народа, о тягостном положении русского солдата, о равнодушии общества и т. д.
  
   Разговорившись, офицеры вдруг решат не употреблять с солдатами телесного наказания, даже бранного слова, и без указа начальства в полку вдруг исчезнут телесные наказания.
   Так было в гвардейских полках Преображенском и Семеновском.
  
   По окончании похода солдаты здесь не подвергались побоям; офицер остался бы на службе не более часа, если бы позволил себе кулак или даже грубое слово по отношению к солдату.
  
   Образованный, т. е. гвардейский, офицер исчез из петербургского общества; в театрах нельзя было встретить семеновца: он сидел в казарме, учил солдат грамоте.
  
   Семеновские офицеры уговорились не курить, потому что шеф их, государь, не курит. Никогда не существовало среди офицерских корпораций таких строгих нравов.
   Офицеры привыкли собираться и разговаривать; эти кружки незаметно превратились в тайные общества.
  
   *
   В 1816 г. в Петербурге образовалось тайное общество из нескольких офицеров, преимущественно из гвардейских офицеров генерального штаба под руководством Никиты Муравьева, сына известного нам учителя Александра, и князя Трубецкого.
  
   Общество это было названо "Союз спасения" или "истинных и верных сынов отечества"; оно поставило себе довольно неопределенную цель - "содействовать в благих начинаниях правительству в искоренении всякого зла в управлении и в обществе".
  
   Это общество, расширяясь, выработало в 1818 г. устав, образцом которого послужил статут известного патриотического немецкого общества Тугенбунд, который подготовил национальное восстание против французов. Общество тогда приняло другое имя - "Союз благоденствия"; задача его определена была несколько точнее.
  
   Поставив себе ту же цель - "содействовать благим начинаниям правительства", оно вместе с тем решило добиваться конституционного порядка, как удобнейшей для этой цели формы правления.
  
   Оно, однако же, не считало себя революционным; в обществе долго обдумывалась мысль обратиться с просьбой о разрешении к самому государю в уверенности, что он будет сочувствовать их целям. Расширяясь в составе, общество разнообразилось во мнениях; появились в нем бешеные головы, которые предлагали безумные насильственные проекты, но над этими проектами или улыбались, или отступали в ужасе. Это разнообразие мнений повело в 1821 г. к распадению Союза благоденствия.
   *
   Когда распался Союз благоденствия, тогда из развалин его возникли два новых союза - Северный и Южный.
   *
  
   Северный союз в первое время имел руководителем известного нам Никиту Муравьева, офицера генерального штаба, и статского советника Николая Тургенева. Он был в то время известен как автор превосходной книжки теории налогов; он много занимался политико-экономическими вопросами; его задушевной мечтой было работать над освобождением крестьян. В 1823 г. в Северное общество вступил Кондратий Рылеев, отставной артиллерист, служивший по выборам петербургского дворянства и вместе управлявший делами Североамериканской торговой компании. Он стал вождем Северного общества; здесь господствовали конституционно-монархические стремления.
   *
   Гораздо решительнее было Южное общество; оно составилось из офицеров второй армии, расположенной в Киевской и Подольской губерниях. Главная квартира этой армии находилась в Тульчине (Подольской губернии). Вождем Южного общества стал командир пехотного Вятского полка Пестель, сын бывшего сибирского генерал-губернатора, человек образованный, умный и с очень решительным характером; благодаря этому вождю в Южном обществе получили преобладание республиканские стремления. Впрочем, Пестель не создавал определенной формы правления в уверенности, что ее выработает общее земское собрание; он надеялся быть членом этого собрания и готовил себе программу, обдумывая предметы, о которых будут говорить на соборе.
  

0x01 graphic

  

Нанесение смертельной раны М. А. Милорадовичу 14 декабря 1825 года.

Гравюра с рисунка, принадлежащего Г. А. Милорадовичу

  
  

14 декабря 1825 года

   Николай согласился принять престол, и 14 декабря была назначена присяга войск и общества.
  
   Члены Северного общества распространяли в некоторых казармах, где популярно было имя Константина, слух, что Константин вовсе не хочет отказаться от престола, что приготовляется насильственный захват власти и даже что великий князь арестован.
  
   Этими слухами и увлечены были некоторые гвардейские солдаты; значительная часть Московского гвардейского полка 14 декабря отказалась дать присягу.
  
   С распущенными знаменами в одних сюртуках солдаты бросились на Сенатскую площадь и построились здесь в каре; к ним присоединилась часть гвардейского гренадерского полка и весь гвардейский морской экипаж; всего собралось на Сенатской площади тысячи две.
  
   Члены тайного общества накануне решили действовать по настоянию Рылеева, который, впрочем, был уверен в неуспехе дела, но только твердил: "все-таки надо начать, что-нибудь выйдет".
   *
  
   Диктатором назначен был князь С. Трубецкой, но он не явился на площадь, и напрасно его искали; всем распоряжался бывший в отставке и носивший простой сюртук Пущин, частью - Рылеев. Впрочем, каре мятежников стояло в бездействии в продолжение значительной части декабрьского дня.
  
   Великий князь Николай, собиравший около себя полки, оставшиеся ему верными и расположенные у Зимнего дворца, также оставался в бездействии в продолжение значительной части дня.
  
   Одна рота, приставшая к мятежникам, стремясь на Сенатскую площадь, забежала на внутренний двор Зимнего дворца, но встретилась с солдатами, которые остались верными Николаю, тогда они кинулись на площадь; Николай спросил: куда они? "Туда", - сказали солдаты, и Николай указал им дорогу, как пробраться к мятежникам.
   *
  
   У одного мятежника была мысль о том, что он может решить дело насильственно; положив в оба кармана по заряженному пистолету, он поместился на Адмиралтейском бульваре; мимо него несколько раз прошел Николай, несколько раз обращался за справкой; офицер хорошо знал, что в обоих карманах лежит по пистолету, но у него не хватило духу на насилие. Так обе стороны спорили великодушием.
   *
  
   Наконец, Николая уговорили в необходимости кончить дело до наступления ночи, в противном случае другая декабрьская ночь даст мятежникам возможность действовать. Приехавший только что из Варшавы Толь подступил к Николаю:
  
   "Государь, прикажите площадь очистить картечью или откажитесь от престола".
  
   Дали холостой залп, он не подействовал; выстрелили картечью - каре рассеялось; второй залп увеличил число трупов.
  
   Этим кончилось движение 14 декабря.
   Вожди были арестованы; на юге Муравьев-Апостол увлек за собой кучку солдат, но был взят с оружием в руках.
   *
  
   Верховная следственная комиссия расследовала дело, а чрезвычайный суд произнес приговор, который был смягчен новым государем.
  
   По этому приговору пять участников дела были наказаны смертью через повешение, а остальные сосланы были в Сибирь. Всех привлеченных к следствию - 121 человек.
   Повешены были вожди обоих союзов: Пестель, Рылеев, Каховский (у которого хватило духу застрелить Милорадовича, когда тот после неудачной попытки уговорить мятежников возвращался к Николаю), Бестужев-Рюмин (один из деятельнейших распорядителей на площади 14 декабря) и С. Муравьев-Апостол, взятый на юге, в Киевской губернии, с оружием в руках.
  
   Так кончилось это движение, которое, как мы видели, стало возможным только благодаря стечению неожиданных обстоятельств.
   *
  
   Я изложил событие 14 декабря кратко, имея в виду книгу, к которой можно обратиться для более близкого знакомства с событием: это "Восшествие императора Николая на престол", барона Корфа (сочинение, изданное по высочайшему повелению); книга очень верно воспроизводит события, только не все; подробнее изложена заметка о престолонаследии; мимоходом описывается история тайного общества, как и условия, его подготовившие.
  
   Книга эта была составлена по желанию покойного государя, когда он был еще наследником, и долго хранилась в рукописи, потом была несколько раз напечатана в ограниченном числе экземпляров и не выходила из стен дворца; она была обнародована только по вступлении на престол Александра II.
  

0x01 graphic

  

Камера декабристов в Читинском остроге

Акварель Н. РЕПИНА, 1829 г.

  
  
   Событию 14 декабря придавалось значение, какого оно не имело; приписывались ему последствия, которые не из него вытекали.
  
   *
   Чтобы вернее оценить его, не следует, прежде всего, забывать его наружность.
  
   По наружности это один из тех дворцовых гвардейских переворотов, какие происходили по смерти Петра в продолжение XVIII в.
  
   В самом деле, движение вышло из гвардейских казарм, руководили им почти одни гвардейские офицеры, представители коренного, столбового русского дворянства.
   Движение было поднято по вопросу о престолонаследии, как поднимались все движения XVIII в., и на знамени движения было написано личное имя.
  
   ...
   Итак, люди 14 декабря сделали дело, как не раз делали его в продолжение XVIII в. Теперь в последний раз русская дворянская гвардия хотела распорядиться престолом, а потом гвардия перестала быть дворянской.
   *
  
   Несмотря на все сходство движения 14 декабря с дворцовыми переворотами XVIII в., оно вместе с тем существенно отличается от последних.
  
   Отличие это заключается не только в характере вождей движения, но и в цели. Знамя, на котором было написано личное имя Константина, выкинуто было только для солдат, которых уверили, что они восстают за угнетенных - великого князя Константина и за его супругу "Конституцию" (великий князь был женат на польке, а польки-де иногда носят очень странные имена). Вожди движения были одинаково равнодушны к обоим именам: они действовали не во имя лица, а во имя порядка.
  
   Ни одно гвардейское движение XVIII в. не имело целью нового государственного порядка. Впрочем, это было только стремление к новому порядку; самый порядок не был выработан вождями движения.
  
   Выходя на улицу, они не несли за собою определенного плана государственного устройства; они просто хотели воспользоваться замешательством при дворе, для того чтобы вызвать общество к деятельности.
  
   Их план таков: в случае удачи обратиться к Государственному совету и Сенату с предложением образовать временное правительство из пяти членов; были даже намечены эти члены; между ними рядом с Пестелем, самой дельной головой в тайном обществе, должен был сесть и знакомый нам М. М. Сперанский.
  
   Временное правительство должно было руководить делами до собрания Земской думы, той самой Земской думы, план которой проектировал Александр со Сперанским в преобразовательном проекте. Земская дума как учредительное собрание и должна была разработать новое государственное устройство.
  
   Таким образом, вожди движения поставили себе целью новый порядок, предоставив выработку этого порядка представителям земли, значит, движение было вызвано не определенным планом государственного устройства, а более накипевшими чувствами, которые побуждали как бы то ни было направить дело по другой колее.
  
   Тем не менее, нет надобности приписывать этому движению особенно важные последствия.
  
   Один высокопоставленный сановник, встретив одного из арестованных декабристов, своего доброго знакомого князя Евгения Оболенского, с ужасом воскликнул:
  
   "Что вы наделали, князь. Вы отодвинули Россию по крайней мере на 50 лет назад".
  
   Это мнение утвердилось впоследствии; событие 14 декабря считали великим несчастьем, которое определило характер следующего царствования, как известно, очень нелиберального.
   Это - совершенно ложное представление; характер следующего царствования определился не 14 декабря; это царствование имело бы тот же характер и без 14 декабря; оно было прямым продолжением последнего десятилетия царствования Александра.
  
   Еще ранее 14 декабря предшественник Николая уже решительно вступил на ту дорогу, по которой шел его преемник.
   Притом мысль, чтобы мятеж 14 декабря мог отодвинуть Россию на 50 лет назад, невероятна уже потому, что в последние 50 лет она немного сделала шагов вперед: отодвинуться некуда было.
  
   Такое значение 14 декабря придавали, также помня фразу, которая не раз срывалась с языка Николая в продолжение его царствования; при встрече с каким-нибудь досадным проявлением вольного духа в обществе, он иногда говаривал: "Ah, се sont tougours mes amis de quatorse". Но напрасно было придавать этим словам буквальное значение. 14 декабря не было причиной направления следующего царствования, оно само было одним из последствий той причины, которая сообщила такое направление следующему царствованию.
  
   Причина эта заключалась в исходе, какой имели все преобразовательные начинания Александра.
  
   ...

В. Ключевский

0x01 graphic

"Вид памятника Николаю I на Исаакиевской площади"

Художник Шульц Карл Карлович (1823-1876)

  

Характерные особенности постановки

кадетского воспитания в России

(фрагменты из мой кн.)

   Николай I, обеспокоенный восстанием декабристов, не только жестоко расправился с ними, но и принял некоторые упреждающие меры, в частности отдал распоряжение о приведении к присяге на верноподданство кадет.
  
   С первых дней своего царствования Николай I учредил Комитет под председательством министра народного просвещения Л. Шишкова, "дабы сличить и уравнять все уставы учебных учреждений империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинении, по коим они впредь должны быть преподаваемы".
  
   Такого же упорядочения требовали и военно-учебные заведения, которые до Николая I не имели строгой системы: они разновременно открывались, не имели четких программ и учебных планов. Случалось так, что в одном учебном заведении преобладала тактика, в другом -- артиллерия и т. п. Причем, речь шла не о специализации, а о тех предпочтениях, которые имели место в разных военно-учебных заведениях.
  
   До создания в мае 1826 года особого комитета по рассмотрению учебных вопросов в военно-учебных заведениях, Николай I поручил генерал-адъютанту А.А. Жомини (1779-1869) изложить свои соображения по предмету преподавания военных наук.
   В особой записке, представленной Николаю, Жомини задается вопросом:
  
  -- следует ли военные науки (тактику, стратегию, военную историю) преподавать всем без исключения лицам, производимым в офицеры, или же только тем, которые по своим способностям, любви к военному делу, могут рассчитывать на командование частями войск или занятие высших должностей в военной иерархии?
  
   Вопрос этот он решает в пользу того, чтобы во всех военно-учебных заведениях были преподаваемы хотя бы первоначальные познания из тактики и стратегии, "даже в том случае, если бы это грозило наполнить полки недоучившимися учеными...".
  
   Достичь этого можно, полагал Жомини, учредив в Петербурге Центральную стратегическую школу, назначение которой было бы приведение к единству начал и методов преподавания тактики и стратегии во всех военно-учебных заведениях.
  
   По мысли Жомини, элементарное преподавание этих предметов необходимо было проводить в военно-учебных заведениях под надзором начальника Центральной школы, в которую бы поступали лучшие ученики этих заведений тотчас, по производству их в офицеры.
   Здесь для них был бы обязателен 2-х летний курс обучения, причем первый год был бы посвящен теоретическому изучению военных наук, а второй -- исключительно практическим и письменным занятиям по этим же предметам.
  
   Этим последним занятиям Жомини придавал особое значение, справедливо полагая, что, требуя самостоятельности мысли и труда, они гораздо быстрее, чем лекции, смогут развить молодых людей.
  
   Главные затруднения Жомини видел в подборе лиц, которые бы приняли на себя руководство данной школой.
  
   На проекте Жомини Николай I написал:
  
  -- "В проекте есть очень хорошие идеи.
  -- Школа эта составится из лучших офицеров всех ведомств без исключения, под начальством Жомини и в непосредственном ведении начальника генерального штаба; она будет содержима в самой точной дисциплине и все будут жить вместе; курс двухлетний и я хочу в нем только высшую стратегию, географию и военную историю".
  
   В связи с наступившими впоследствии войнами (персидской и турецкой) , проект был оставлен без решения.
  
   По своей инициативе к нему возвратился Жомини и 1 февраля 1829 года вновь представил записку Николаю I об организации генерального штаба и о специальной подготовке офицеров для него через военную академию.
  
   Записка вновь была оставлена без последствий в связи с разгаром войны России с Турцией до октября 1829 года.
  
   В октябре названного года записку рассмотрела специальная комиссия, назначенная Николаем, и пришла к выводу, что проектируемая школа должна быть не школой генерального штаба, а академией, т.е. учреждением, которое распространяет своей влияние и на другие части армии.
  
   Николай внес уточнение: при составлении расписаний занятий непременно оставить один день в неделю для практических строевых учений, "дабы эти занятия отнюдь не были пренебрегаемы, а, напротив, тесно связаны с теоретическим преподаванием других отраслей военного искусства".
  
   Придавая большое значение проектируемому учебному заведению, как академии, Жомини предлагал создать в нем обстановку не только учебного, но и ученого заведения, учредив академический совет, почетных членов и членов-корреспондентов из числа окончивших курс офицеров, дабы академия и по выпуску их на службу, могла следить за их учеными занятиями.
  
   После включения в состав комиссии генерала Нейгарта в проекте появляются новые предложения:
  
  -- офицеры должны жить вместе ("так их легче контролировать") ;
  -- на время обучения они должны быть прикомандированы к гвардейским полкам Петербургского гарнизона и вместе с ними нести службу, посещая занятия в вечернее время и во время, свободное от службы ("чтобы не забывали службу") .
  
   При этом офицеры-слушатели должны, по мнению Нейгарта, получать содержание из этих полков и находиться в подчинении строевого, а не академического начальства.
  
   Жомини активно протестовал против этих предложений и добился того, что Николай разрешил офицерам-слушателям жить на частных квартирах, а также принял решение о подчинении слушателей академическому, а не полковому начальству.
  
   В то же время, прикомандирование к гвардейским полкам для несения службы было узаконено. Правда, чтобы упорядочить этот процесс, он потребовал отправлять офицеров на учения всем классом в один день недели. В караулы было предписано ходить по очереди, но не более 2-х раз в месяц.
  
   Одновременно было принято решение о назначении нескольких строевых штаб-офицеров для надзора за образом жизни и поведением обучающихся офицеров.
  
   8 апреля 1830 года Жомини вновь представил проект академии на обсуждение, но и этот вариант был подвергнут решительной обработке.
   На этот раз в комиссии принимали участие генералы Чернышев, Нейгардт и фельдмаршал Дибич.
   Последний внес в проект свои соображения относительно включения в учебную программу курса древней военной истории (ранее предполагалось ограничиться изучением военной истории от Петра I) , награждения медалями отличившихся офицеров и др.
  
   Положение о военной академии появилось в печати под названием "Устав военной академии" 4 октября 1830. г.
  
   На нем значится резолюция: "Быть по сему. Николай".
  
   Порядок приема в академию определен таким образом.
   В военную академию был открыт доступ для поступления гвардейских и полевых штаб-офицеров в чине до штабс-капитана.
  
  -- Кроме этого, директорам Школы гвардейских подпрапорщиков, Пажеского и Кадетских: корпусов (первого, второго, Павловского, Московского и Финляндского) было предоставлено право представлять по начальству для поступления в военную академию лучших выпускников.
  
   Офицеры, представленные к поступлению в академию, должны быть не моложе 18 лет, отличные по способностям, трудолюбию, прилежные в науках, нравственности и поведению.
  
  -- Поступающие из полков, должны были представить от начальников дивизий аттестаты о хорошей нравственности, отличном поведении и усердном исполнении всех обязанностей по службе...
  
   Рассмотрим события 14 декабря 1825 г., следует учесть важнейшие обобщения и выводы из исторического опыта, необходимые для постановки офицерского корпуса на примере подготовки юнкерских училищ , роднящих его с современным военным училищем:
  
  
  -- В юнкерские училища поступают незрелые в умственном и нравственном отношении молодые люди, характерной особенностью чего является следующий факт: все, что не подходит под их нравственную оценку, принимается ими или с недоверчивостью, или с дурно скрываемым нежеланием подчиняться требованиям и порядкам жизни в училищах, имеющих казарменный характер. У таких молодых людей заметно желание отстоять фальшиво понимаемую самостоятельность своих действий в виде противодействия установившимся порядкам. При таких условиях, требовались энергические, даже крутые, меры: отчисление на срок и совершенное исключение, с преданием военному суду.
  --
  -- Самыми лучшими нравственными задатками отличались преимущественно те из юнкеров, которые вступали в ряды армии по нужде или необходимости, зная наперед о серьезном значении военной службы и ценя то благо, которое принесло учреждение училищ для их воспитания.
  --
  -- Отсутствие сознания собственного достоинства, недостаток самолюбия, изворотливая робость, неоткровенность, разного рода плутовские проделки, готовность пользоваться плохо положенным (воровство) и вообще, стремление пользоваться низшими благами, - вот те характерные черты, доказывающие отсутствие хороших нравственных задатков и неотчетливое понимание нравственной нормы, которые замечались в поведении незрелых в нравственном и умственном отношении юнкеров.
  --
  -- Среди молодежи, поступающей в училища, довольно значительный процент лиц, впитавшей еще до поступления на военную службу ложные взгляды, превратные стремления и вообще такие нравственные уклонения, с которыми не могут мириться ни общественная служба в звании офицера, ни самая жизнь. При таких условиях не достаточно только приказывать, ограничивать предписаниями воинского устава и формальным надзором за исполнением внешнего порядка внутренней службы, в надобно руководить, вести к усовершенствованию, воспитывать.
  --
  -- Одни дисциплинарные наказания, предписываемые дисциплинарным уставом, и формальное наблюдение за исполнением правил и требований составляют лишь внешние средства, для того, чтобы всякая ошибка юнкера была узнаваема своевременно и чтоб заблуждающемуся был указан истинный нравственный путь. Но воспитание никогда не достигнет своей главной цели, если оно будет ограничиваться этими внешними средствами.
  --
  -- От воспитателя (начальника, ротного командира, младшего офицера) требуется в училищах нечто гораздо большее, чем выполнение правил устава и предписаний высшего начальства. Это нечто, требуемое от воспитателя, есть особого рода искусство, предполагающее, кроме специальных знаний своего дела: развитие самопознания, самоусовершенствование, знание человеческого сердца и, вообще, соединение таких качеств и способностей, которые так редко соединяются в одном человеке в полной гармонии и силе. От того редки хорошие воспитатели, и от того-то так громка слава хорошего воспитателя
  --
  -- Чтобы личный состав офицеров-воспитателей был хорош постоянно, - необходимо, конечно, чтобы служебная их обстановка в училищах была привлекательною, выгодною как в нравственном, так и в материальном отношении. Поэтому нужно обеспечить во всей полноте преимущества военных училищ.
  --
  -- Чтобы воспитание было возможным в юнкерском училище, необходимо, чтобы каждый младший офицер знал подчиненных ему юнкеров не по фамилии только, а все особенности их характера, их наклонности, способности, степень развития, и притом старался бы понять каждого юнкера вполне, дабы, опираясь на верные наблюдения, необходимо несравненно меньшее число воспитанников, приходящихся на офицера, чем это имело место(до 35-ти юнкеров)
  --
  -- Нравственное воспитание юнкеров, как основание военной дисциплины, не есть что-либо механическое, поддающееся буквальному исполнению известной системы наказаний или поощрений, а совершенно свободное, духовное искусство, требующее мастерства.
  --
  -- В деле воспитания юнкеров мы никак не можем устранять влияния личного примера; от того пример энергии, деятельности, любви к делу, обнаруживающий лучшие качества воспитателя, может оказать несомненно великое воспитательное значение
  --
  -- Другим существенным условием деятельности воспитателя нужно считать опытность: известная сноровка и умение обращаться с подчиненными, не оскорбляя их самолюбия и не затрагивая их больного места, необходимы для всякого воспитателя.
  --
  -- Воспитатель делает весьма грубую ошибку, когда не заботится, прежде всего, о развитии положительных убеждений опирающихся на ум и, не только пренебрегает образованием воли, но насильно ломает ее и извращает; известно, что без твердых и положительных убеждений не может быть никакой твердости воли, а следовательно и никакого характера.
  --
  -- Опираясь на дисциплинарную власть и прибегая к этим внешним мерам, воспитатель постоянно руководится не личным произволом, а общими педагогическими принципами, таковы: а)усовершенствование ума и воли, через правильное развитие умственных, физических и моральных сил; б)привитие более совершенных правил и в)все, чем обусловливается внутренний и внешний порядок на общих законах дисциплины.
  
   Приведенные выше обобщения позволяют сделать весьма важные выводы:
  
  -- во-первых, военно-учебное заведение получает от общества (семьи и школы) весьма незрелый в духовном, интеллектуальном и физическом отношении "продукт"; в силу этого обстоятельства, военная школа вынуждена тратить силы и энергию на устранение тех воспитательных дефектов, которые привносят с собой воспитанники;
  -- во-вторых, воспитание юношества должно строго базироваться на данных возрастной и национальной психологии, знании социальных особенностей поступающего на воспитание контингента;
  -- в-третьих, на воспитательные кадры военной школы (командиров, начальников, преподавателей) ложится задача огромной государственной и национальной важности, - в правильном духе воспитать вверенных им молодых людей, существенно повысить уровень их гражданственности;
  -- в-четвертых, воспитательными кадрами военной школы могут быть лишь сильные духом, энергичные люди, способные собственным примером и искусством воспитания выполнить поставленную перед ними задачу;
  -- в-пятых, правительство, военное ведомство и система военно-учебных заведений должна обеспечить достойное предложение талантливым людям общества для их работы в военной школе.
  

0x01 graphic

  

"Рыбак, плетущий сеть" 1854.

Художник Фелицин Ростислав Иванович (1830-1904)

  

Недостатки и упущения в воспитании

кадет и юнкеров

  
  -- У нас родители отдают своих детей в военные корпуса, на казенный счет, чаще всего по недостаточности средств для воспитания их в других учебных заведениях. Впоследствии же большая часть этих детей, не чувствуя никакого призвания к военной службе, все-таки выходит в офицеры. (Я.Червинка).
  --
  -- Не всегда ясен и понятен национальный идеал воспитания. "Ясное понимание этого идеала определенно указало бы тем, кто взял на себя высокую миссию подготовки будущих офицеров, направление, куда следует обратить духовный и умственный взор их питомцев, указало бы на обязанность воспитателей научить будущих офицеров сознательно держаться этого идеала, как держится путник в пустыне - полярной звезды...(А.Дмитриевский).
  --
  -- В военно-учебных заведениях подготовка нравственной стороны обязанностей офицера занимает очень мало места. Все внимание обращено на ремесло, на техническую сторону (т.е. на солдатскую муштру), на науки. До последних дней даже идея о необходимости подготовлять военную молодежь к роли воспитателя отсутствовала.(М.Галкин, Я.Червинка).
  --
  -- Начальники военных школ не всегда соответствовали идеалу мудрого наставника, властителя сердец молодежи, а лишь вызывали гнев и отвращение у воспитанников мелочностью своей натуры.
  --
  -- Военно-учебные заведения ничего, кроме солдатской муштры, ему (кадету, юнкеру) не дают, и вот почему, полный сил, энергии, с готовностью использовать свои силы и знания, выходит молодой офицер из училища, и первое чувство, которое его охватывает при входе в казарму, - это чувство растерянности и беспомощности (М.Галкин, В.Белолипецкий, М.Грулев).
  --
  -- В военных школах не всегда помнят о том, "что в глазах солдата авторитет офицера измеряется не программами по логарифмам и тригонометрии, а твердостью тех именно познаний, которые составляют солдатскую науку, и для которой каждый офицер обязан во всякое время явиться профессором".(М.Грулев).
  --
  -- Подготовлен ли офицер-воспитатель к исполнению своих обязанностей, мы говорим: нет. И в этом значительная доля вины падает на нашу военную школу. Она не дает офицеров нужного типа. (М.Галкин, Д.Парский).
  --
  -- Антимилитаризм, оставив теорию, стал повсюду одним из средств политической борьбы. Современному офицерскому кадру часто приходится считаться с этим явлением. Нужно много разума и любви, чтобы сознательно вступить в борьбу с этим учением, которое, кроме растлевающего значения на армию, другого - иметь не может.(М.Галкин).
  --
  -- Воспитательная работа нередко попадает в руки невежественных людей, которые из воспитателей превращаются в надзирателей, действуют по своему усмотрению, грубо злоупотребляя полномочиями и нанося вред кадетам и юнкерам. (П.Галенковский, Л.Януш)
  --
  -- Чувство национальной гордости и национальное самосознание будущих офицеров в военных школах формируется слабо. (А.Дмитриевский).
  --
  -- Некоторые военные школы перестали формировать боевой дух и превратились, по существу, в штатские школы, готовящие в лучшем случае чиновников по военному ведомству. (А.Дмитриевский).
  --
  -- Ответственность за производство в первый чин военно-учебного заведения очень низка, что приводит к выпуску в войска молодых офицеров без призвания, необходимых задатков характера, духа и образа мыслей, без которых немыслим хороший начальник и воспитатель современного солдата.(Я.Червинка).
  --
  -- Военный мундир не стал заманчивым для цвета русской молодежи: она не спешит поступать в военно-учебные заведения. (А.Куропаткин).
  --
  -- Между офицерами, выпускникам военно-учебных заведений, образование не пользуется большим почетом. (Клеман де-Грандпре).
  --
  -- Русская военная школа не формирует офицерский корпоративный дух, в отличие от офицерских сообществ ряда западных армий, где офицерство представляет собой тесно сплоченную корпорацию, озабоченную бдительным соблюдением высших интересов. (Я.Червинка).
  
   Приведенные выше обобщения свидетельствуют о том, что при всех позитивных моментах, которыми располагала русская военная школа по воспитанию кадет и юнкеров, в ее деятельности имели место и весьма существенные недостатки, которые сдерживали процесс воспитания офицерского корпуса России, а иногда и вели его в ложном направлении.
  
   См. далее...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Волгин А.М. Об армии .- СП б., I907 .- с.32-33.
   См.: Флуг В. Высший командный состав // Вестник общества Русских Ветеранов Великой войны .- I937 .- N128-129,с.11.
   См.: Волгин А.М. Указ. соч. - с.34.
   См.: Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ) .- Вильна, I909.- с.75.
   См.: Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, I9I2 .- с.95.
   Павел I (1754-1801), российский император с 1796, сын Петра III и Екатерины II. Проводил централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата; в армии ввел прусские порядки; ограничил дворянские привилегии.
   Морозов Н. Указ. соч. - с. 86, 87, 89, 91, 95-96, 108-109.
   Дружинин К. Воинский дух. - Варшава .- I9II .- с.8.
   Куропаткин А.Н. Задачи русской армии .- В 3-х т. -Т.3. - СП б., I9I0 .- с.364.
   Рычков В. Чего не хватает нашим кадетским корпусам?// Военный сборник .- I9II .- N4 .- с.51-52.
   Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904 .- с.1-2.
   Энвальд М. Две доктрины воспитания войск. // Военный сборник .- I9II.-NI.-с.103.
   Януш Л. Наше военно-учебное дело.. (Заметки воспитателя Военный сборник .- I899, N9, с.172.
   Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник .-I9I4 .- NI2 .- с.28.
   Евдокимов Л.Б Патриотизм в понятии народов. // Военный сборник .- I9I4 .- N4 .- с.134.
   Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник .-I9I4 .- NI2 .- с.29.
   См.: Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, I9I2 .- с.95-96.
   Крит М. Подготовка офицеров. // Военный сборник .- I9I4.-N8.- с.46.
   Дрозд - Бонячевский. "Поединок " Куприна с точки зрения строевого офицера. (Опыт критического обзора) // Военный сборник .- I9I0.-N2. - с.175-176.
   Воронецкий В. О воспитании офицера // Изборник газеты "Русский Инвалид" .- I905, Сентябрь .- с.44.
   Януш Л. Наше военно-учебное дело.. (Заметки воспитателя Военный сборник .- I899, N9, с.169-170.
   Военное воспитание. // Военная энциклопедия . Под ред В.Ф. Новицкого. - т.6 .- СП б., I9II с.485.
   Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904 .- с.2-3.
   См.: Бобровский П.О. Юнкерские училища. В 3-х т. - т.2 .- СП б., I88I .- с. 522-583.
   Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, I9I2 .- с.81-82.
   Дмитриевский А. Идеал офицера.// Военный сборник. -I9I2.-N7.- с.2.
   Галкин М. С. Новый путь современного офицера. - СП б., I907 .- с.65; Червинка Я.В. Указ. соч. - с.89.
   См.: Галкин М. Указ. соч. - с.62-63; Белолипецкий В. Обстановка жизни молодого офицера. (Очерк военного быта) // Военный сборник .- I899 .-N8 .- с.424; Грулев М.В. Злобы дня в жизни армии .- Брест-Литовск, I9I0. - с.123.
   Грулев М.В. Указ. соч. - с.125.
   Галкин М.С. Указ. соч. - с.62-62; Парский Д . Что нужно нашей армии ?. - СП б., I906. - с.31.
   Галкин М.С. Указ. соч. - с.11.
   Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904 .- с. 13, 14, 74, 75, 79, 80; Януш Л. Наше военно-учебное дело.. (Заметки воспитателя)// Военный сборник .- I899, N9, с. 162, 163, 164, 174.
   Дмитриевский А. Указ. соч. - с.3.
   Дмитриевский А Развитие духа штатских в сынах Марса.// Военный сборник .- I9I4.- N 7, с.110.
   Червинка Я.В. Указ. соч. - с.76.
   Куропаткин А.Н. Задачи русской армии .- В 3-х т. - Т.3. - СП б., I9I0 .- с.364.
   Клеман де-Грандпре. Падение Порт-Артура. - СП б.,I908.- с.119.
   Червинка Я.В. Указ. соч. - с.71.
  

0x01 graphic

  

"Светлое Воскресенье нищего" 1860

Художник Якоби Валерий Иванович (1834-1902)

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023