ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Болезнь опасна и может быть смертельна"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  

"Болезнь опасна и может быть смертельна"...

А. К.

  

0x01 graphic

Командующий русскими войсками А.Н. Куропаткин(1904-1905 гг.)

  

Генерал от инфантерии

Алексей Николаевич Куропаткин

1848--1925

  
   Справка:
  -- Куропаткин Алексей Николаевич (17.03.1848-16.01.1925) -- генерал от инфантерии (1901), генерал-адъютант (1902), почетный член академий: Императорской Николаевской военной, Михайловской артиллерийской, Александровской военно-юридической и Императорской военно-медицинской; почетный старик и почетный казак многих станиц казачьих войск: Семиреченского, Сибирского, Оренбургского, Донского, Амурского и Терского; почетный гражданин города Плевны. Кавалер всех российских орденов -- до Св. Александра Невского, с бриллиантовыми знаками включительно, в том числе Св. Георгия 3-й и 4-й степеней и многих высоких иностранных наград.
  -- Родился в Холмском уезде Псковской губернии (ныне Торопецкий р-н Тверской обл.) в дворянской семье -- его отец был отставной капитан.
  -- Воспитывался в 1-м кадетском корпусе, затем поступил в Павловское военное училище, которое окончил в 1866 году с производством в подпоручики.
  -- В 1866-1871 годах служил в Туркестане, участвовал в завоевании Средней Азии. За отличие при штурме Самарканда и в других сражениях награжден орденами Св. Станислава и Св. Анны 3-й степени с мечом и бантом и произведен в чин поручика.
  -- В 1869 году назначен ротным командиром, а в 1870-м за отличия по службе произведен в штабс-капитаны.
  -- В 1871-м поступил в Николаевскую академию генерального штаба, которую окончил в 1874 году первым, получив научную командировку в Германию, Францию и Алжир.
  -- Находясь в Алжире, принял участие в экспедиции французских войск в Большую Сахару и за отличия награжден кавалерским крестом ордена Почетного легиона.
  

0x01 graphic

  -- В 1875-1877 годах снова служил в Туркестане, участвовал в Кокандском походе, при взятии Уч-Кургана во главе небольшого отряда ворвался в укрепление противника, за что награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.
  -- Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов -- офицер для поручений при штабе действующей армии, а затем начальник штаба 16-й пехотной дивизии, где стал ближайшим помощником М. Д. Скобелева. Отличился в сражениях под Ловчей, Плевной и при переходе через Балканы. В бою под Плевной получил сильную контузию, его посчитали убитым. Газета "Московские ведомости" в N 220 даже опубликовала некролог.
  -- В ноябре 1877 года А. Н. Куропаткин был произведен в подполковники. За боевые отличия в эту кампанию его наградили орденами Св. Станислава и Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени с мечом и следующим чином полковника, а также золотой саблей с надписью: "За храбрость".
  -- В 1879-1883 годах он снова служил в Туркестане, где, участвуя во 2-й Архангельской экспедиции, являлся одним из ближайших помощников ее руководителя генерала М. Д. Скобелева. В январе 1882 года за отличия в боевых действиях против текинцев 34-летнего А. Н. Куропаткина произвели в генерал-майоры с утверждением в должности начальника Туркестанской стрелковой бригады.
  -- В 1883-1890 год служил при Главном штабе.
  

0x01 graphic

  -- В 1886 году был отмечен царем Александром III за "особые труды" по разработке проектов "Об особых правах и преимуществах гражданской службы в отдельных краях Империи" и "Об устройстве управления в Туркестанском крае".
  -- В 1888 году успешно командовал сводной дивизией в лагерном сборе Одесского военного округа и в Варшавском округе -- отрядом войск во время маневров. В марте 1890 года произведен в генерал-лейтенанты.
  -- В 1890-1897 годах Алексей Николаевич являлся начальником Закаспийской области. За время его управления этот пустынный край, не имевший ни дорог, ни городов, со слабыми зачатками промышленности, с полудиким кочевым населением, промышлявшим более всего грабежом и разбоем, стал более благоустроенным, здесь успешно развивалось земледелие, торговля и промышленность, появились крупные селения и города. Возникли школы, проведена реформа судебной части, привлечены многочисленные переселенцы из внутренних губерний.
  -- В 1895 году Куропаткин был послан во главе чрезвычайного посольства в Тегеран для сообщения персидскому шаху о вступлении на престол Николая II.
  -- С января 1898-го до февраля 1904 года Куропаткин возглавлял военное министерство.
  

0x01 graphic

Куропаткин во время сражения при Ляояне.

  
  -- 8 февраля 1904 года последовало назначение его командующим Маньчжурской армией.
  -- "От Ляояна не уйду, Ляоян моя могила", -- говорил Куропаткин перед первым генеральным сражением. "Пришло для нас время заставить японцев повиноваться нашей воле", -- гласил приказ перед сражением на реке Шахе. Но за Ляояном и Шахе последовали Сандепу и Мукден.
  -- Невниманием к моральному аспекту была проникнута вся система ведения войны с ее девизом "терпения". По убеждению Куропаткина, войска наши "крепли в неудачах", по мнению иностранных военных агентов, только историческая выносливость русского солдата могла выдержать многие месяцы столь своеобразную школу.
  -- При оценке деятельности А. Н. Куропаткина как полководца необходимо, конечно, иметь в виду, что полная власть главнокомандующего принадлежала ему всего 4,5 месяца из 16; кроме того, ему приходилось считаться с указаниями из Санкт-Петербурга.
  

0x01 graphic

Дом командующего Манчжурской Армией генерала Куропаткина

  
  -- Судьба не дала Куропаткину второго испытания -- с новой армией и при новой обстановке; она обманула и его надежду на продолжение борьбы. Отрицательное отношение народных масс к войне отняло и у правительства решимость продолжать борьбу.
  -- После войны Куропаткин был назначен членом Государственного совета.
  

0x01 graphic

  
  -- Он поселился в своем имении Псковской губернии Холмского уезда.
  -- Как военный писатель А. Н. Куропаткин был широко известен в России и за границей. Первые его литературные труды относятся ко времени пребывания в Алжире, откуда последовал ряд его корреспонденции в "Военный сборник" -- "Письма из Алжирии", "Очерки Алжирии" и "Верблюжий обоз" (Военный сборник, 1875); затем как результат командировки появился "Военно-статистический обзор Алжирии" (Военный сборник, 1876) и "Пища французских войск в Алжирии" (1877). Впоследствии все эти статьи вошли в одну книгу "Алжирия" (1877), в которой рассказывалось о новой французской колонии и содержалось много практических сведений, полезных для наших туркестанских войск.
  -- Путешествие А. Н. Куропаткина в Кашгарию вызвало появление книги "Очерки Кашгарии" (1878), в которой в числе других сведении впервые была рассмотрена военная организация этой страны. Переизданная в 1897 году под названием "Кашгария", книга удостоена Императорским русским географическим обществом малой золотой медали. По возвращении с Русско-турецкой войны 1877-1878 годов в Туркестан Куропаткин в небольшой книге "Туркмения и туркмены" (1879) описал край, ставший через год театром военных действий.
  -- Опыт Русско-турецкой войны вызвал появление в 1881-1883 годах ряда статей в "Военном сборнике" под заглавием "Ловча, Плевна и Шейново". В 1885 году исправленное и дополненное собрание этих статей вышло отдельной книгой -- "Ловча и Плевна". В этом труде дано талантливое описание действий отряда генерала М. Д. Скобелева и раскрыты причины наших неудач под Плевной. Поход генерала Скобелева в Ахал-Теке получил описание в труде "Завоевание Туркмении", помещенном первоначально в "Обзоре войн" Г. А. Леера и вышедшем отдельным изданием в 1899 году.
  -- После Русско-японской войны появился четырехтомный труд "Отчет генерал-адъютанта Куропаткина" (1906), составляющий свыше 125 печатных листов, с несколькими атласами. Первые три тома заключают описание трех главных сражений войны: Ляояна, Шахе и Мукдена; том 4 озаглавлен "Итоги войны". Лично им написаны только два последних тома.
  -- Последний том заключает весьма ценные выводы из войны, дающие готовый план переустройства русской армии. Этот том переведен на немецкий язык. Труд А. Н. Куропаткина "Задачи русской армии", в котором им дается своеобразная трактовка исторических путей России и будущих задач русской армии, вышел в 1910 году и вскоре завоевал большую популярность у широкого круга читателей.
  -- Сохраняя номинальную должность члена Государственного совета Российской империи, А. И. Куропаткин был не у дел вплоть до Первой мировой войны.
  -- С сентября 1915 года -- командир гренадерского корпуса, с февраля по июль 1916 года -- командующий войсками Северного фронта.
  -- С июля 1916-го по март 1917 года -- генерал-губернатор Туркестанского края.
  

0x01 graphic

  -- Под давлением Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов Куропаткин был отстранен от должности и последние годы жизни провел в родовом имении Шешурино, учительствуя в местной школе, построенной когда-то на его деньги, и занимаясь приведением в порядок своих записей и дневников.
  -- В 1918-1919 годах отверг предложение французского посла в Петрограде эмигрировать, а белогвардейцев -- выступить против Советской власти.
  -- После своей смерти (1925 г.) Куропаткин оставил боль­шой архив, в том числе более 150 дневников, которые он вел около 50-ти лет.
  

0x01 graphic

  

В ЧЕМ ВИНОВЕН КУРОПАТКИН?

(Фрагмент)

П. Изместьев

  
   Для каждого, истинно любящего свою Родину, свою армию, офицера, сплошные неудачи минувшей войны, с заключительным ее аккордом в Портсмуте, должны остаться на веки тяжелым кошмаром, но кошмаром не таким, от которого он будет стараться избавиться, а наоборот, таким, который заставит его работать, не покладая рук, дабы оказаться на высоте своего назначения при новом экзамене армии.
  
   Такой мне представляется дума каждого офицера не de nomine, a de jure.
  
   Вы спросите, читатель, почему я этими словами начинаю свою статью.
  
   Какое отношение к этому имеет Куропаткинская стратегия?
   Постараюсь дать вам ответ.
  
   Со времени окончания войны идет уже пятый год.
   И вот пятый год мы все ищем виновников причин наших неудач, и эти поиски имеют двоякие результаты.
  
   С одной стороны, правда, голая правда, правильный объективный анализ развития военных действий, имеет громадное значение, так как дает возможность избегнуть повторения ошибок в будущем.
  
   С другой стороны, отыскивание виновников дает возможность убаюкивать себя мечтами, что мы-де хороши, а виноват он, он один Куропаткин и его сподвижники, а потому напрягать особые усилия к работе нечего, а от этого один шаг до "все обстоит благополучно".
  
   Если бывший наш Главнокомандующий, признавая, прежде всего, виновным самого себя, поставил в число причин наших поражений недостаточно сознательное ведение боя, недостаток инициативы, самостоятельности и взаимной выручки, то, право, внимательное изучение минувшей войны заставляет не редко согласиться с его словами.
  
   Конечно, на общем фоне постоянного и грубого нарушения, непонимания и незнания основных принципов военного искусства, война дала блестящие примеры, но их так немного, что они тонут в общем хоре неудач.
  
   Виновата ли в этом армия или ее рядовой офицерский состав?
  
   Только отчасти, так как вопрос о боевой подготовке занимал у нас второе место в ряде предъявляемых к ней требований.
   Первое место было предоставлено всесильному плацпарадному режиму -- естественному результату долгого периода мира.
  
   Вот почему грустное впечатление произвела на меня новая книга Л.Н. Соболева, носящая название "Куропаткинская стратегия".
  
   Если бы можно было ограничиться, прочтя ее, кратким резюме, то я бы сказал, что автор в этой книге постановил доказать всему миру, что единственный виновник за все и вся Куропаткин, и что этот виновник же осмеливается винить других достойных генералов и подрывать престиж нашей армии.
  
   Автор, не скрывая задетого своего самолюбия, иронизирует над Куропаткиным, который-де вел в Маньчжурии две кампании: одну против японцев, придерживаясь строго оборонительно -- отступательного образа действий: другую -- против русских генералов, своих подчиненных -- наступательную с целью, якобы уронить их в глазах армии и ослабить их значение в Петербурге.
  
   И, наконец, он выступает с защитой армии, которую с таким легким сердцем обвинил Куропаткин.
  
   Итак, автор принимает на себя функции прокурора и защитника, стараясь на фоне обвинений и защиты обрисовать свое ipsum ego самыми светлыми красками.
  
   Вот общее впечатление, вынесенное нами от прочтения труда Л.Н. Соболева.
   <...>

Изместьев П.

Куропаткинская стратегия. -- Офицерская жизнь. 1909. -- N214 -- 215. --

С.1709 -- 1711

  
  

0x01 graphic

Похороны героя.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  

К Офицерам 1-й Маньчжурской армии

(Из прощального приказа генерала Куропаткина)

  
   Через несколько дней 1-я Маньчжурская армия расформировывается и я покидаю славные войска, которыми имел высокую честь командовать два года.
  
   На войска 1-й Маньчжурской выпала с самых первых дней тяжелая задача сдерживать напор превосходных сил противника, дабы дать время сосредоточиться прибывающим из России подкреплениям.
  
   <...>
   Особо самоотверженное поведение офицеров в бою видно из того, что процент убитых и раненых офицеров значительно выше, чем нижних чинов.
  
   Многие отдельные части войск доказали, что даже после потери двух третей убитыми и ранеными в одном бою русский офицер и солдат еще могут продолжать бой.
  
   И все же, несмотря на такие жертвы, несмотря на геройские усилия, мы не достигли победы над врагом.
  
   Несомненно, что мы имели очень храброго, энергичного и в высокой степени воинственно настроенного противника.
  
   С особым уважением к японцам можно вспоминать, как они, не жалея тысяч людей, заполняя трупами своих товарищей устраиваемые нами препятствия, стремились достигать наших позиций.
  
   Правда, долгое время по особым условиям японцы могли обрушиваться на нас превосходными силами.
  
   Но мы крепли в неудачах, приобретали боевой опыт, усиливались подходом подкреплений и, наконец, летом прошлого года достигли той силы материальной и духовной, что победа, казалось, уже была нам обеспечена.
  
   <...>
   Обращаю, однако, внимание, что офицеры, терявшие в бою большой процент убитыми и ранеными чем нижние чины, вследствие лучших жизненных удобств должны бы терять заболевшими меньше, чем нижние чины. Вышло наоборот, что доказывает, что наши офицеры не обладают достаточною физической крепостью и не умеют беречь себя вне боя. Необходимо обратить на это серьезное внимание.
  
   <...>
  
   Оглядываясь назад на недавнее боевое испытание, мы найдем утешение в сознании исполненного долга пред Государем и родиной в мере сил наших. Но в срок, который был дан нам, этих сил по разным сложным причинам оказалось недостаточно.
  
   Надо безбоязненно отдать себе отчет: какие же главные причины, кроме недостаточной численности, препятствовали нам быть победителями ранее заключения мира.
  
   Прежде всего, виновен в этом я, как ваш старший начальник, ибо мне не удалось исправить в периоды боев наши недочеты, духовные и материальные, и не удалось еще шире воспользоваться сильными сторонами наших войск.
  
   Материальные недочеты всем известны: малое число штыков в ротах (вследствие отчасти малой заботливости о сохранении для боя возможно большего числа рядов со стороны всех начальствующих лиц), недостаток в первое время горной артиллерии, недостаток снарядов с сильным разрывным действием, недостаток пулеметов, недостаток технических средств передвижения грузов и пр.
   В августе прошлого года большая часть этих недочетов чрезвычайными усилиями военного министерства уже была пополнена.

0x01 graphic

  
   К недостаткам духовным я отношу большое разнообразие в обучении войск, недостаточную тактическую подготовку их, ввод в бой войск слишком малыми частями.
  
   Недостаточное выяснение положения противника перед боем и потому недостаточно сознательное, особенно при наступлении, ведение боя и главное - недостаток инициативы, недостаток самостоятельности у частных начальников, недостаток боевого одушевления войск у офицеров и нижних чинов, малое стремление к подвигу, недостаточная взаимная выручка соседей, недостаток непреклонной воли от нижнего чина до старшего начальника, дабы доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие жертвы.
  
   Слишком быстрый отказ, после неудачи иногда только передовых войск, от стремления к победе и вместо повторения атаки и подачи личного примера отход назад. Этот отход назад во многих случаях вместо того, чтобы вызвать у соседей увеличение усилий к возрастанию боя, служил сигналом для отступления и соседних частей, даже не атакованных.
  
   В общем среди младших и старших чинов не находилось достаточного числа лиц с крупным военным характером, с железными, несмотря ни на какую обстановку, нервами, способными выдерживать без ослабления почти непрерывный бой в течение многих дней.
  
   Однако, ни школа, ни жизни не способствовали подготовке в великой России, последние 40-50 лет, сильных, самостоятельных характеров, иначе они могли были бы в значительно большем числе и в армии, чем то оказалось в действительности.
  
   <...>
  
   Вы опытом убедились, в какие трудные условия ныне поставлено ведение боя; какое напряжение духовное и физическое требуется, чтобы вести бой почти непрерывно в течение нескольких дней.
  
   Вы убедились также на опыте, какую важность приобретают в бою самые разнообразные технические средства.
   Все это обязывает вас стремится к совершенствованию себя и не только в духовном, но и в физическом отношении.
  
   Наша школа, за исключением кадетских корпусов, не заботилась о физическом развитии, как не заботилась и о воспитании вверенных ее попечению детей. В результате многие из наших офицеров слабо развиты физически...
  
   В русской армии наши офицеры всегда стояли близко к нижним чинам, отечески к ним относились, любили их и пользовались взаимно их любовью.
  

0x01 graphic

  
   Помните, что для нашего солдата слова: "отец-командир" не пустой звук, а глубокое верование, что каждый начальник только тогда найдет доступ в солдатское сердце, когда станет в их сознании отцом-командиром. Прибавлю, что можно быть очень строгим начальником и в то же время стать отцом-командиром. Наш простой человек не боится строгости и даже уважает ее.
  
   Строгость в большинстве случаев в армии спасительна, ибо охраняет от проступков, а многих от преступлений, но простой человек особенно чуток к несправедливости, и верно отличает всякую фальшь в отношении к нему. Вы, разделявшие с нижними чинами все труды и опасности боевой жизни, находитесь в исключительно благоприятных условиях.
  
   Нижние чины, видевшие своего офицера в бою всегда на своем месте. видевшие его самоотверженный пример, когда то требовалось, многое простят ему и пойдут за ним в огонь и воду. Надо бережно и заботливо охранять эти связи, не переводя без крайней надобности боевых офицеров из тех частей, с которыми они были в бою.
  
   Крепко охраняйте традиции, приобретенные войсками.
   Не теряйте времени, чтобы в каждой роте, сотне, батарее сохранять в вечной памяти подвиги своей части и отдельных лиц.
  
   Стойте возможно ближе к солдату; добивайтесь его полного доверия.
  
   Заслуживайте такое доверие непрерывной заботой о нем, любовью к нему, строгим и в то же время отеческим к нему отношением, знанием своего дела, примером своей жизни. Только при этом доверии выбудете в силах использовать все его хорошие качества, ослабить его недостатки и охранить от вредных влияний, которые ныне будут более опасны, чем ранее.
  
   <...>
  

0x01 graphic

  
   Обращаю особенное внимание всех начальствующих лиц на необходимость сознательного и самого внимательного изучения характеров вверенных их попечению подчиненных.
  
   Мы бедны выдающимися самостоятельностью, энергией, инициативой людьми.
   Ищите их, поощряйте, продвигайте вперед.
  
   Вызывайте рост этих основных для военного человека качеств.
  
   Люди с сильным характером, люди самостоятельные, к сожалению, во многих случаях в России не только не выдвигались вперед, а преследовались: в мирное время такие люди для многих начальников казались беспокойными, казались людьми с тяжелым характером и таковыми и аттестовывались.
  
   В результате такие люди часто оставляли службу.
   Наоборот, люди без характера, без убеждений, но покладистые, всегда готовые во всем соглашаться с мнениями своих начальников, выдвигались вперед.
  
   Будем помнить, что за наше невнимание к аттестациям вверенных нашему командованию подчиненных мы тяжело поплатились в эту войну.
  
   <...>
   Прощаясь с вами, мои дорогие боевые товарищи, искренно желаю вам, чтобы пережитый вами боевой опыт принес великую пользу армии и нашей родине.
  
   <...>
  

А.Н.Куропаткин

Задачи русской армии. - В 3-х т., т.3. - СП б., 1910.

  
  

0x01 graphic

  
  

ОТЗЫВЫ О РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

А.Н. Куропаткин

   Россия уже двести слишком лет тому назад вышла на путь, указанный ею Петром I, и стала учиться. Создались блестящие образованные верхи общества, создалась затем немощная телом и скорбная духом интеллигенция; но и вельможи ХVIII века, и интеллигенция ХIХ века остались чужды простому народу.
  
   Произошло это потому, что, хватаясь за верхи западных знаний и учений, наше так называемое образованное общество уходило от верований массы русского народа, уходило от его религиозности и самобытности.
  
   Попытки представителей интеллигенции "идти в народ" успеха не имели, потому что народ не только не принимал нового типа русских людей, но, усмотрев в них отрицание священных для него основ своего бытия,- отнесся к ним враждебно.
  
   В прошлом году напечатан сборник статей о русской интеллигенции, под общим заголовком "Вехи".
   Советую всем, имеющим власть, особенно стоящим близко к учебному ведомству, внимательно прочесть этот труд.
  
   Есть, конечно, преувеличения, но многое, что в каждом из нас таилось в форме предположения, мыслей, нашло в этом сборнике освещение, подвергнуто анализу, определилось.
   Изложенные в сборнике факты и выводы производят тяжелое впечатление.
  
   Но польза получается большая: зная причины и ход болезненных явлений, вызвавших немощь нашей интеллигенции, можно обдумать и меры к лечению этой болезни.
  
   Болезнь опасна, но не смертельна, потому что жизнь идет вперед и одно поколение неизбежно сменяет другое.
  
   Для истории великого государства жизнь и деятельность одного из поколений редко имеет особую важность.
   Эти редкие случаи выпадают на долю тех поколений, которым пришлось, воспользовавшись трудами поколений предыдущих, героическими усилиями двинуть свою страну на особую высоту в духовном, в материальном или политическом отношениях.
  
   Такие счастливые поколения проявляли свою мощь в разные века в Греции, в Риме, в Англии, Франции и в последнее время проявили мощь в Германии и в Японии. Россия ждет своей очереди.
  
   Вот почему, даже не возлагая особых упований на живущее ныне в России поколение, необходимо начать упорную борьбу, чтобы подрастающее поколение и последующие за ним развивались в такой школе и в такой жизненной обстановке, при которых тяжкие недуги современной интеллигенции не передались бы по наследству и этому новому поколению.
  
   50 лет тому назад, вслед за освобождением крестьян, в русском образованном обществе замечался большой духовный подъем. Общество стало интересоваться такими вопросами, которые ранее для него были чужды.
  
   Потребность знания и притом не метафизического, а реального, охватила учащуюся среду. С естествознанием возились и солидные люди, и юноши.
  
   Даже в кадетских корпусах физиология Льюиса, труды Молешота, Бока, Сеченова, Дарвина перемешивались с трудами Бокля, Спенсера, Ляйеля, Ренана и др. Белинский, Добролюбов, Достоевский, Чернышевский, Писарев будили мысль, вызывали горячие споры.
  
   Одновременно чудные произведения Л. Толстого, Тургенева, Гончарова захватывали и ум, и сердце. Будучи в 1864 - 1866 годах юнкером военного училища, вспоминаю, какие горячие прения велись, например, о типах новых людей. Как горячо обсуждались типы Чернышевского: Кирсанов, Лопухов, Рахманов и Вера Павловна; с типом Тургенева -Базаровым носились несколько лет. Обсуждали даже типы заграничные,- школы:Шульче-Делича и Лассаля: Лео, Вальтер, Туски ("Один в поле не воин", Шпильгагена ).
  
   Хотя новое направление мысли черпалось из западного источника, но у молодежи существовало горячее и искреннее желание помочь России, помочь в особенности простому русскому народу.
  
   Если бы правительство сумело овладеть в то время этим движением и принять на себя руководство им, то многое могло бы измениться к лучшему на Руси, в особенности в русской деревне. Но жаждущая подвига молодежь и правительство очутились в двух лагерях и открыли друг против друга враждебные действия. Молодежь понесла в народ отрицание религии и правительственной власти. Правительство ответило приданием школе политического характера.
  
   Толстой, путем задалбливания латыни и греческого языка, задумал, 40 лет тому назад, осчастливить Россию, обратив гимназии в фабрики для выделки "скромных молодых людей". В главе ХХХII изложено, какой результат дала эта школа, в главных основаниях продолжающаяся, к сожалению, действовать и поныне.
  
   Люди первого поколения Толстовской школы ныне состарились, а их дети в настоящее время и составляют современную интеллигенцию, о которой я буду говорить ниже.
  
   В сборнике "Вехи", в статье С. Булгакова "Героизм и подвижничество", помещены интересные сведения о происхождении русского атеизма.
  
   Автор пишет:
  
   "Он усвоен нами с запада (не даром он и стал первым членом символа веры нашего западничества). Его мы приняли, как последнее слово западной цивилизации, сначала в форме вольтерьянства и материализма французских энциклопедистов, затем атеистического социализма (Белинский), позднее материализма 60-х годов, позитивизма, фейербаховского гуманизма, в новейшее время экономического материализма и - самые последние годы -критицизма" (1909).
  
   "Нет интеллигенции более атеистической, чем русская.
   Атеизм есть общая вера, в которую крещаются вступающие в лоно церкви интеллигентски-гуманической, и не только из образованного класса, но и из народа. И так повелось изначала, еще с духовного отца русской интеллигенции Белинского.
   И как всякая среда вырабатывает свои привычки, свои верования, так и традиционный атеизм русской интеллигенции сделался как бы самой собою разумеющеюся ее особенностью, о которой даже не говорят, признаком хорошего тона.
   Известная образованность, просвещенность есть в глазах нашей интеллигенции синоним религиозного индифферентизма и отрицания. Об этом нет споров среди разных фракций, партий, "направлений", это все их объединяет.
   Этим пропитана насквозь, до дна, скудная интеллигентская культура, с ее газетами, журналами, направлениями, программами, правами, предрассудками, подобно тому, как дыханием окисляется кровь, распространяющаяся потом по всему организму.
   Нет более важного факта в истории русского просвещения, чем этот. И вместе с тем приходится признать, что русский атеизм отнюдь не является сознательным отрицанием, не сеть плод сложной, мучительной и продолжительной работы ума, сердца и воли, итог личной жизни. Нет, он берется чаще всего на веру."
  
   "Веру эту разделяют и ученые, и неученые, и старые, и молодые.
   Она усвояется в отроческом возрасте, который биографически наступает, конечно, для одних ранее, для других позже. В этом возрасте обыкновенно легко и даже естественно воспринимается отрицание религии, тотчас же заменяемой верою в науку, в прогресс.
   Наша интеллигенция, раз став на эту почву, в большинстве случаев всю жизнь так и остается при этой вере, считая эти вопросы уже достаточно разъясненными и окончательно порешенными, загипнотизированная всеобщим единодушием в этом мнении.
   Отроки становятся зрелыми мужами, иные из них приобретают серьезные научные знания, делаются видными специалистами и в таком случае они бросают на чашку весов в пользу отрочески уверованного, догматически воспринятого на школьной скамье атеизма свой авторитет ученых специалистов, хотя бы в области этих вопросов они были нисколько не авторитетны, нежели каждый мыслящий и чувствующий человек. Таким образом складывается духовная атмосфера и в нашей высшей школе, где формируется подрастающая интеллигенция"
  
   И далее:
  
   "Многие удивленно стоят теперь перед переменой настроений, совершившейся на протяжении последних лет, от настроения героические революционного к нигилистическому и порнографическому, а также пред этой эпидемией самоубийств, которую ошибочно объяснять только политической реакцией и тяжелыми впечатлениями русской жизни".
  
   "Но это чередование и эта истеричность представляются естественными для интеллигенции, и сама она не менялась при этом в своем существе, только полнее обнаружившемся при этой смене исторического праздника и будней; лжегероизм не остается безнаказанным.
   Духовное состояние интеллигенции не может не может не внушать серьезной тревоги. И наибольшую тревогу возбуждает молодое, подрастающее поколение и особенно судьба интеллигентских детей.
   Безбытная, оторванная от органического склада жизни, не имеющая собственных твердых устоев, интеллигенция, со своим атеизмом, прямолинейным рационализмом и общей развинченностью, беспринципностью в обыденной жизни передает эти качества своим детям,с той только разницей, что дети наши даже и в детстве лишены тех здоровых соков, которые получали родители из народной среды. Боюсь, что черты вырождения должны проступать при этом с растущей быстротою".
  
   "Крайне непопулярны среди интеллигенции понятия личной нравственности, личного самоусовершенствования, выработки личности (и, наоборот, особенный, сакраментальный характер имеет слово общественный)..."
  
   "Известен также и космополитизм русской интеллигенции. Воспитанный на отвлеченных схемах просветительства, этот космополитизм пустоты, отсутствия здорового национального чувства, препятствующее и выработке национального самосознания, стоит в связи с вненародностью интеллигенции".
  
   Посмотрим, чем заявляют себя дети "скромных молодых людей", которыми наградил Россию не доброй памяти министр Толстой.
  
   В статье "Об интеллигентной молодежи" А. Изгоева приведены следующие данные:
  
   "В Москве был произведен по некоторым вопросам опрос 2.000 студентов и одним из профессоров опубликованы показания их.
   60% отцов опрошенных студентов получили образование не ниже среднего. Половина студентов удостоверила отсутствие всякой духовной связи с семьей. Но и у тех студентов, которые признали наличность близости с родителями, она ни в чем серьезном не выражается.
   Например, на вопрос, имела ли семья влияние на выработку этических идеалов, эстетических вкусов, товарищества и т.д., из 2.150 опрошенных дали ответ только 1.706 студентов. Из них 56% отвергли влияние семьи и только 44% признали его наличность. Из 1.794 студентов, ответивших на вопрос, - имела ли семья влияние на выработку определенного мировоззрения, 58% дали ответ отрицательный и 42% - положительный".
   <...>
  

0x01 graphic

  
   У русской интеллигенции - семей нет.
  
   Наши дети воспитательного влияния семьи не знают, в крепких семейных традициях не черпают той огромной силы, которая выковывает, например, идейных вождей английского народа.
  
   Переберите в памяти наиболее известных наших прогрессивных общественников, литературных и научных деятелей, особенно из разночинцев, и поставьте вопрос, много ли среди них найдется таких, которые бы создали крепкие прогрессивные традиции семьи, где бы дети продолжали дело отцов своих.
  
   Мне кажется, что на этот вопрос возможен лишь один ответ: таких семей, за редчайшими разве исключениями (которых я припомнить не могу ), нет.
  
   Я не принадлежу к поклонникам ни славянофилов, ни русского дворянства, роль которого кончена и которое обречено на быструю гибель, но нельзя же скрывать, что крепкие идейные семьи (например, Аксаковы, Хомяковы, Самарины ) в России были пока только среди славянофильского дворянства.
  
   Так, очевидно, были традиции, было то единственное, что воспитывает, существовали положительные ценности, тогда как в прогрессивных семьях этого не было, и дети талантливейших наших прогрессивных писателей, сатириков, публицистов начинали с того, что отвертывались от своих отцов.
  
   "Наша семья, и не только консервативная, но и передовая, семья рационалистов поражает не одним своим бесплодием, неумением дать нации культурных вождей. Есть за ней грехи куда более крупные. Она неспособна сохранить даже просто физические силы детей, предохранить их от раннего растления, при котором нечего и думать о каком-либо прогрессе, радикальном переустройстве общества и прочих высоких материях."
  
   "Огромное большинство наших детей вступает в университет уже растленными.
   Кто из нас не знает, что в старших классах гимназий уже редко найдешь мальчика, не познакомившегося либо с публичным домом, либо с горничной. Мы так привыкли к этому факту, что перестаем даже сознавать весь ужас такого положения, при котором дети не знают детства и не только истощают свои силы, но и губят в ранней молодости свою душу, отравляют воображение, искажают разум.
   Не говорю об Англии и Германии, где, по общим признаниям, половая жизнь детей культурных классов течет нормально и где развращение прислугой детей представляет не обычное, но исключительное явление.
   Даже во Франции, с именем которой у нас соединилось представление о всяких половых излишествах, даже там, в этой стране южного солнца и фривольной литературы, в культурных семьях нет такого огромного количества половых скороспелок, как в северной, холодной России..."
  
   <...>
  
   Какой духовный уровень имеют образованные классы в той или другой стране, такой же уровень окажется и в армии - в корпусе офицеров. Вот почему недочеты нашей интеллигенции во второй половине прошлого столетия отразились и ослабили офицерский состав нашей армии, внеся и в офицерскую среду дух отрицания, нервность, недовольство своим положением и понижение религиозности.
  
   К счастью для России, в среде русской интеллигенции и учащейся молодежи уже начинается борьба против явлений, указанных в сборнике "Вехи".
   Очень важно оказать полную поддержку этому движению и в этих видах поспешить переустройством русской школы.
  

Необходимость переустройства русской школы

  
   Русская школа нуждается в переустройстве, главным образом, по следующим причинам:
  
   1) Русская школа мало патриотична, она не сообщает населению достаточного знания России и любви к своей родине.
   2)Русская школа не имеет достаточного воспитательного характера в целях поддержания основ, на которых создалась русская земля: преданность вере, царю и родине.
   3)Русская школа не сообщает населению достаточных знаний утилитарного характера, для лучшего использования его труда в различных сферах деятельности.
  
   В низших школах сообщаются начальные сведения; дают эти школы большое число малограмотных людей, скоро забывающих, чему их учили: читать и писать.
  
   Средняя школа служит скорее ступенью к высшему образованию, чем для подготовки к практической жизни. Масса труда затрачивается в средней школе на бесполезное изучение мертвых языков. Воспитательного характера школа почти не имеет.
  
   Высшая школа - университеты поставлены так, что учащиеся в них могли по несколько лет под ряд не учиться, а заниматься политикой. Но и ныне, когда занятия возобновились, масса студентов занимается недостаточно, не систематично, редко посещает лекции, не проникнута сознанием необходимости для дальнейшей жизни тех знаний, которые должны быть усвоены в университетах, и добиваются прав, которые дает окончание университета, но не прочных знаний.
  
   Профессиональных школ - высших, средних и низших - совершенно недостаточно, хотя занятия в существующих из них идут лучше, чем в гимназиях и в университетах.
  
   <...>
  
   4)Русская школа не только не развивает физических сил учеников, но недостаточно охраняет и те силы и здоровье, с которыми ученики вступают в школу. Вместо жизнерадостных, крепких телом и духом детей и юношей современная школа дает большое число хилых неврастеников, мало пригодных для энергичной, практической жизни и мало пригодных для армии.
  
   Современная армия самым тесным образом связана с населением. Неправильно поставленная школа в России отражается самым невыгодным образом и на армии, как по отношению к нижним чинам, так и по отношению к офицерам. В зависимости от постановки школы в России, подготовка армии к выполнению задач, кои на армию возлагаются, или облегчается, или затрудняется.
  
   <...>
  

Меры по улучшению командного состава армии

  
   Три войны, веденные Россией в течение последних 50 лет, выяснили недостатки офицерского состава нашей армии.
   Несомненно, что это явление находится в непосредственной связи с культурною отсталостью России и с теми общими условиями жизни и деятельности, которые сложились в нашей родине не для одних военных, но для всего населения. Поэтому серьезное улучшение офицерского состава нашей армии может последовать только с улучшением общего строя жизни в России.
  
   Тем не менее уже и ныне, одновременно с проводимыми по воле Государя Императора коренными реформами по увеличению прав населения во всех сферах деятельности: частной, общественной и государственной - необходимы и реформы по офицерскому составу нашей армии. Эти реформы в особенности должны иметь целью улучшение командного состава армии.
  
   Прежде всего, необходимо сделать попытку разобраться в вопросе: почему при обилии способных, энергичных и знающих офицеров а младших чинах и на относительно низших должностях мы были бедны самостоятельными, энергичными, опытными начальниками крупных частей войск?
  
   Командный состав армии зависит от общего уровня духовных сил нации.
   С ростом духовных сил растут эти силы в армии.
  
   Нельзя полагать возможным, что при отсутствии сильных характеров, людей знания, опыта в других сферах деятельности, вдруг, независимо от духовной стоимости всей нации, армия представляла бы исключение.
  
   Но, если военный мундир привлекал лучшие, энергичные силы нации, то, очевидно, многомиллионный народ и при самых неблагоприятных условиях своего развития мог бы выделять десятки и сотни наиболее богато одаренных в духовном отношении лиц, способных с успехом командовать войсками в военное время.
  
   Поэтому казалось бы необходимым:
  
   1) сделать военный мундир заманчивым для цвета русской молодежи и, затем,
   2) настойчиво добиваться, чтобы наиболее энергичные из носителей военного мундира проходили службу именно в рядах армии, развивая свои знания и духовные силы, в непрерывной мысли о том, что армия предназначается для войны.
  
   Мы и достигли первой из этих целей: военный мундир действительно уже давно ста особо почетным в русской земле, но мы совершенно не достигли второй цели, ибо масса наиболее способных и энергичных людей, носивших военный мундир, не только не служила в рядах армии, но даже не имела к ней никакого отношения.
  
   Еще в ХVIII столетии начали давать военный мундир детям знатных вельмож, которые могли подвигаться в чинах, гарцуя в комнатах на деревянных лошадках. Затем, понемногу военный мундир и даже звание генерала перестали обозначать непременную принадлежность к армии и занятие военным делом. Военные мундиры появились во всех сферах деятельности (кроме духовенства).
  
   Члены Государственного Совета, послы, сенаторы, почетные опекуны, министры разных ведомств, их товарищи, генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, полицмейстеры, масса лиц, состоящих по разным ведомствам, масса лиц военно-народного управления на окраинах - все это носит военный мундир, числится в списках разных чинов, но, за малым исключением, никакого отношения к армии не имеет, лишь обессиливая армию.
  
   В весьма толстой книжке генералов нашей армии только очень небольшое число несет строевую службу в армии.
   Хуже всего то, что те, которые несут строевую службу, отстают в чинах и особенно в окладах от тех, которые строевой службы не несут. При таком положении очевидно, что наиболее сильные, энергичные, способные элементы стремились уйти из строя.
  
   <...>
  
   Роль командиров полков на войне обширна и важна.
   Командиру полка, дабы с успехом выйти из боевого испытания, требуется, кроме характера и знаний, еще полное знакомство с личным составом и большая практика в управлении полком в поле.
  
   Требуется, чтобы у него находилось свободное время для общения с офицерским составом и время на самоусовершенствование в военном деле. По характеру обязанностей в бою командир полка по преимуществу должен иметь дело с людьми, а не с бумагами и цейхгаузами.
   Между тем при настоящем положении командир полка, как указано выше, так обременен ответственными хозяйственными заботами, что главное время уделяет неживым людям, а мертвому инвентарю полка.
  
   <...>
  
   Надо дать время нашим старшим начальствующим лицам, двигая вперед развитие вверенных их командованию войск,в то же время двигаться вперед, а не назад, самим.
  
   Из изложенного видно, что для улучшения командного состава нашей армии требуется:
  
   1) Улучшение общего строя жизни всего населения России, причем возрастут и духовные силы нации во всех сферах ее деятельности.
   2) Сделать военную службу привлекательною для лучшей части русской молодежи.
   3) Настойчиво добиваться, чтобы наиболее способные и энергичные носители военного мундира проходили службу в рядах армии.
   4) Снять военный мундир со всех лиц, не служащих в армии, заменив его совершенно отличным от носимого в армии.
   5)Сократить в возможной степени службу офицеров вне рядов армии в управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства.
   6) Принять энергичные меры, чтобы старшие начальники могли уделять главную часть своего времени не канцелярской работе, а работе с войсками в поле и в казармах. Принять меры, чтобы начальствующие лица, совершенствуя в боевом отношении вверенные им части, могли совершенствоваться и сами.
   7)Улучшить и приподнять положение командиров полков, освободив их в возможной степени от обширных, лежащих на них, обязанностях по хозяйственной части.
   8) Приподнять значение командиров бригад, предоставив им права, коими ныне пользуются командиры отдельных бригад.
   9) Сделать дивизии и корпуса более сильными, чем то было в прошлую войну, и принять меры к возможному увеличению времени у старших строевых начальников, для практики в непосредственном командовании войсками.
   10) Освободить офицеров генерального штаба, кои будут состоять в бригадах, дивизиях и корпусах, от канцелярской работы по другим отделам, кроме работы по специальности генерального штаба.
   11)освободить командующего войсками в округах от непосредственного руководства деятельностью военно-окружных управлений...
  
   <...>

0x01 graphic

  
   Литература
  
   Генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин // Португальский Р.М., Алексеев П.Д., Рунов В.А. Первая мировая война в жизнеописаниях русских военачальников / Под общ. ред. В.П. Маяцкого. -- М.: Элакос, 1994.--С. 247--266.
   Зуев В. "Генерал от поражений": [О воен. министре России главно-команд. Маньчж. армией в 1904 -- 1905 гг. ген.-адъют. А.Н. Куропат-кине] // Сов. патриот. -- 1991. -- N 48. - С. 12 -- 13.
   История русско-японской войны 1904 -- 1905 гг. -- М.: Наука, 1977.--383 с.: ил., карт.
   Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. Т. 1 -- 3. -- СПб., 1910.
   Куропаткин А.Н. Отчет генерал-адъютанта Куропаткина. Т. 1 -- 4. -- СПб.; Варшава, 1906 -- 1907.
   Любинский А.И. Русская армия и генерал Куропаткин как полко­водец. Из опыта русско-японской войны. -- Киев, 1909. -- 132 с.: ил.
   Столетие военного министерства 1802 -- 1902. Т. III, отд. VI: Во­ен. министры и главноуправляющие воен. частью в России с 1701 по 1910 г. / Сост. Н.М. Затворницкий. -- СПб.: тип. Т-ва М.0. Вольфа, 1911.--С. 280--290.
   Теттау Э. Куропаткин и его помощники. Поучения и выводы из русско-японской войны: Пер. с нем. Ч. 1 -- 2. -- СПб.: тип. В. Березов­ского. 1913--1914.
   Шаров А. Забытый генерал Куропаткин: [О ген. от инф. А.Н. Куро-паткине -- участнике рус.-тур. и рус.-япон. войн) // Коммунист Вооруж. Сил.--1991.--N12.--С.61--67.
  
  
   0x01 graphic
  

Генерал Р.И. Кондратенко руководит минными работами.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Старая, но и умная литература

  
  
  -- Верцинский Э. Усиленная разведка частей 1-го Си­бирского корпуса 14 и 15 августа 1905 г. в долине р. Сидолихэ. - СП б., 1907. -- 22 С. с илл.; 5 л. схем (Русско-японская война). [Из журнала "О-во ревнителей военных знании, кн. III, 1907.]
  -- Иолшин Н. Бон передового отряда 4-го армейского корпуса 30 июля 1905 г. у Талимпау. -- Сувалки, 1907. -- 23 С.
  -- 446. Иолшин полк. Записка полковника Иолшина к от­чету о бое 30 июля 1905 г. под дёр. Талимпау. -- Сувалки, 1907. - 15 С.
  -- Сыпингайский период. -- СП б., 1910. -- 664 С. Русско-японская война 1904--1905 гг. Атлас к т. VI: 46 л. карт. Работа военно-исторической комиссии по описанию войны, т. VI.
  -- Аничков Д. И. Пять недель в отряде ген. Мищенко. Воспоминания участника. -- СП б., Шнеур, 1907. -- 60 С.
  -- Баженов П. Н. Сандэпу-Мукден. Воспоминания очевидца--участника войны. СП б., Северное изд., 1911. --362 С.; 7 л. карт.
  -- Иванов И. Е. Военно-походные впечатления от Владивостока до Вафангоу и от Вафангоу до Ляояна командира роты 2-го Восточного сибирского стрелкового его величества полка. изд. 2-е, -- СП б., Суворин 1908. --265 С. с илл.; 2 л. черт.
  -- Иванов И. Е. Военно-походные впечатления. От Владивостока до Вафангоу и от Вафангоу до Ляояна. -- СП б., 1907. -- 360 С.; 1 л. схем.
  -- В. Ф. Можно ли было выручить Порт-Артур в мае 1904 г. Психолого-стратегический очерк., -- СП б., 1912. -- 66 С.
  -- Иммануэль майор. Русско-японская война в воен­ном и политическом отношении. Пер. с нем. К. Адариди т. I--IV. -- СП б., Березовский 1906. 4 т. [Вып. 3. Осада Порт-Артура. Морской бой 28 июля (10 августа) 1904 г., 98 С.; 6 л. схем.]
  -- Оборона Квантуна и Порт-Артура, ч. 1-2. -- СП б., 1910 г. 2 т. (Русско-японская война 1904--1905 гг. Работа Военно-исторической комиссии по описанию войны, т. VIII, ч. 1-2).
  -- Русско-японская война в сообщениях Николаевской академии генерального штаба. Под ред. проф. А. Баиова, ч. 1-2. -- СП б., 1906--1907 г. 2 т. [Ч. 2. Набег на Инкоу 26 декабря 1904--4 января 1905 г. Сандэпу. Стратегический и тактический очерк наступления 2-й армии в январе 1905 г. Действия кон­ного отряда ген. Мищенко в январском наступлении 2-й армии. Мукденская операция с 7 по 28 февраля 1905 г. Порт-Артур. Полевая война в общих чертах. Оборона крепости к моменту осады. Действия войск но 2-й половине июля и августе 1904 г. Осада Порт-Артура вообще и в инженерном отношении в част­ности.]
  -- Смирнов ген.--лент. Доклад ген. Смирнова. -- Нагоя (Япония), 1905. -- 39 С.
  -- Стессель А. М. Моим врагам (Отповедь ген. А. Стесселя). -- Б. м. и г. 32 С. [Перед загл. и предисл. подпись: В. Руадзе]
  -- Гобято. Бой под Цзиньчжоу 13 мая 1904 г. -- СП б., 1908. -- 48 С.; 3 л. карт. [Отд. оттиск из журнала О-ва ревнителей военных зна­ний.]
  -- Третьяков Н. 5-й Восточно-Сибирский стрелковый полк па Кинджоу и в Порт-Артуре. -- СП б., 1909. -- 228 С. с илл.
  -- Фок А. Кинчжоуский бой. -- СП б., 1910. -- 40 С.; 1 л. план.
  -- Шварц А. Укрепление Кинчжоуской позиции. -- СП б., 1906. -- б С., карт.
  -- Бартлетт Э. Осада и сдача Порт-Артура. Пер. с англ. ген. штаба полк. Романовского. -- СП б., Березовский 1907. -- 500 С. с илл.
  -- Бартлетт Э. Порт-Артур. Осада и капитуляция. Пер. с англ. генштаба подполк. Романовского и А. Шварца. - СП б. 1908. -- 434 С.
  -- Борьба за Порт-Артур. С нем., под ред. и с примеч. А. В. фон-Шварца и Ю. Д. Романовского. -- СП б., Бере­зовский 1907. -- 224 С.; 8 л. илл., план. (Очерки о русско-японской войне).
  -- Бубнов М. Порт-Артур. Воспоминания о деятель­ности Первой Тихоокеанской эскадры и морских команд на берегу во время осады Порт-Артура в 1904 г. -- СП б., 1907. -- 294 С.; 1 л. карт.
  -- Булгаков Ф. Порт-Артур. Японская осада и русская его оборона с моря и с суши. В двух томах, т. I--II, 1905. -- СП б., 2 т.
  -- Генерал Стессель в Порт-Артуре. Критический очерк. -- СП б., "Наш голос", 1906. -- 80 С.
  -- Городцев. Осада Порт-Артура с точки зрения международного права. -- СП б., 1905. -- 175 С.
  -- Городцев. Осада Порт-Артура с точки зрения права войны. -- СП б., 1907. -- 152. С.
  -- Грандпре Кл., де. Падение Порт-Артура. Пер. с франц. и прим. ген. штаба полк. Хвостова. -- СП б., Березовский 1908. 156 С.; 7 л. карт (Русско-японская война в наблюдениях и суждениях иностранцев вып. 14).
  -- Дело о сдаче Порт-Артура. Обвинительный акт. -- СП б., 1907. -- 46 С. (Прил. к газете "Слово", 1907. N 319).
  -- Джемс Д. Осада Порт-Артура (пер. с англ.). -- СП б., 1907. -- 124 С., схемы.
  -- К Порт-Артурскому судебному процессу. Обвини­тельный акт. -- СП б., 1908. -- 116 С.; 1 л. схем. (Беспл. прил. к N 1 "Военного сборника" за 1908 г.).
  -- Карбышев Д. М. Оборона Порт-Артура (1904 г.). М., 1933. 64 С.; 13 л. схем и табл. (Краснознамен. воен. акад. РККА нм. М. В. Фрунзе), литограф, изд.
  -- Кеннан Г. Из заметок об осаде Порт-Артура. Пер. с англ. И. Рейнбота. Варшава, 1909. -- 63 С.
  -- Киленин Н. А. Дивизия генерала Кондратенко на передовых позициях Порт-Артура, ч. 1. С прилож. факси­миле одного письма ген.-лейт. Кондратенко. -- Ковно, 1909. -- 115 С., 5 л. карт, схем.
  -- Колчигин Б. комдив и Разин Е. полк. Оборона Порт-Артура в русско-японскую войну 1904--1905 гг. -- М.: Воениздат, 1939, 91 С. (Военно-истор. библиотека).
  -- Костюшко. Ноябрьские бои на Высокой горе под Порт-Артуром. -- СП б., 1909. -- 173 С. с илл.; 2 л. план.
  -- Люпов С. Судьба Порт-Артура. М., 1913. -- 213 С.; 6 л. илл., портр.
  -- Норригард Б. Великая осада. Порт-Артур и его падение. Пер. с англ. Б. Серебренникова. -- СП б., Березов­ский 1906. -- 272 С. с илл.
  -- Обзор сражений, при взятии сухопутных укреплений Порт-Артурской крепости. Пер. с японского (пер. взят из 24-го выпуска материалов по Манчжурии, Монголии и Китаю, изд. штабом Заамурского округа пограничной стражи). -- СП б., Березовский 1909. -- 62 С.; 2 л. карт (Русско-японская война в наблюдениях и суждениях иностранцев вып. 20).
  -- Осада Порт-Артура. Критико-историческое исследо­вание, составленное германским Большим генеральным штабом. Пер. с нем. Т. Иностранцева. -- СП б., 1908. -- 108 С. с илл.; 14 л. илл., табл., карт.
  -- Романовский Ю. и Шварц. А. фон. Оборона Порт-Артура, ч. 1-2. -- СП б., 1908--1910. 2 т. [Ч. 1. СП б., 1908. -- 392 С.; 25 л. карт, схем. -- Приложения к ч. 1, б. м. и г.--89 С. Ч. 2. -- СП б., 1910. -- 672 С.; 3 л. карт.]
  -- Фок А. Сдача Порт-Артурского форта N 2. -- СП б., 1907. --12 С.
  -- Хвостов. Краткая записка об атаке и обороне кре­пости Порт-Артура. Краткий хронологический перечень событий. -- Б. м., 1905. --21 С.
  -- Шварц А. Осада Порт-Артура. Составлено по ра­боте Военно-исторической комиссии. -- СП б., "Энергия", 1914. -- 324 С. карт, план., черт.
  -- Я--в В. В артурских подземельях (со слов участ­ников подземной борьбы на 3--м укреплении). -- СП б., 1909. -- 27 С. с илл.
  -- Веревкин. Н. Странички из дневника. Очерки из жизни осажденного Порт-Артура. -- СП б., Артемьев, 1905. --175 С. с илл.; 13 л. портр.
  -- ...ов Виктор. На батареях Порт-Артура (Впечатле­ния). -- СП б., "Военный голос", 1906. -- 48 С.
  -- Воспоминания Порт-Артурского солдата 13 ноября 1904 г. -- СП б., 1906. -- 20 С.
  -- Голицинский А. На позициях Порт-Артура. Из днев­ника ротного и батальонного командира. -- СП б., Березовский 1907. -- 94 С.; 2 л. план.
  -- Карамышев, шт.-кап. Последний день Порт-Артура. Воспоминания участника шт.-кап. Карамышева. -- СП б., 1907. -- 16 С.
  -- Костенко М. И., ген.-майор. Осада и сдача крепости Порт-Артура. Мои впечатления. Ген.-майор М. И. Костенко. -- Киев, 1906. -- 280 С.
  -- Костенко М. И., ген.-майор. Осада и сдача крепости Порт-Артура. Мои впечатления, изд. 2-е. -- Киев, Тип. окр. штаба. 1907. -- 331 С.; 1 л. карт.
  -- Ларенко Н. Страдные дни Порт-Артура. Хроника военных действий и жизни в осажденной крепости с 26 ян­варя 1904 г. по 9 января 1905 г. По дневнику мирного жителя и рассказам защитников крепости, ч. 1 и 2. - СП б., 1906. 2 т.
  -- М--ский И. Порт-Артур. Взятие японцами Порт-Артура 22 ноября 1894 г. Могут ли теперь взять Порт-Артур японцы? -- М., Сытин 1904. -- 36 С. с илл., план.
  -- Мелик-Парсаданов. Артурское сидение. Мемуары зав. минной обороной западного фронта крепости Порт-Артур, ч. 1-2. -- Варшава. "Офицерская жизнь" 1908-- 1909. 2 т.
  -- Нирутака. "Акацуки" перед Порт-Артуром. (Из днев­ника японского морского офицера Нирутака). Пер. с нем. -- СП б., Ред. "Нового журнала литературы, искусства и науки". 1905. -- 112 С.
  -- Нободи. Последнее рождество в Порт-Артуре. Рас­сказ американца. -- СП б., 1913. -- 13 С.
  -- Ножин Е. К. Правда о Порт-Артуре, ч. 1 и 2. - СП б., Артемьев, 1906--1907. 2 т.
  -- Ножин Е. К. Конец осады Порт-Артура. Эпилог к II части: "Правда о Порт-Артуре". -- СП б., "Герольд", 1907. -- 487 С.; 36 л. илл.
  -- Пименов Ф. Н. Правда о беспримерной храбрости, отваге и мужестве, проявленных при обороне. Порт-Артура нижними чинами пешей охотничьей команды 26--го Восточно­сибирского стрелкового, полка 7--й дивизии под начальством поруч. Ендржеевского и подпоруч. Аргузина в 1904 г. - СП б., 1911. -- 35 С.
  -- Пименов Ф. Из дневника артурца. Вып. 1--3. -- СП б., 1911--1913. 3 брош.
  
  

ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ

  
  -- Старец Амфилохий говорил: "Духовные подвиги должны носить печать искренней любви и смирения. Потому что только имеющий это одеяние не считается ни с трудностями этой жизни, ни ненавистью сатаны, ни со злобой, которую показывают его орудия".
  
  -- Раскрытие некоторых сторон жизни старцев особенно интересно. Святой Анфим с о.Хиос, обращаясь к монахиням - своим духовным дочерям - говорил: "Если бы я был и неграмотным, то все равно великими подвигами пытался бы чего-нибудь достичь. Постами, бдениями, молитвами, слезами, коленопреклонениями, мучениями день и ночь. Фарисейскими кажутся мои слова, но я говорю их для вашего укрепления. Я говорю не по-фарисейски, а по человечески. Демоны меня жгли и мучили, но я крепился. Хлеба я не доедал, воды не допивал, не насыщался сном и многое другое делал, что Бог только знает. Я не дал упокоения своей плоти. Зеленой ветки я не дал сам себе. Мешок мне был подстилкой и опираясь на корень оливкового дерева я засыпал ненадолго. Демоны не оставляли меня в покое ни на минуту".
  
  -- Достойны внимания советы старца Иоиля своим духовным чадам: "Без креста никто не приходит в рай. Но крест свой мы должны поднимать, а не волочить. Чтобы поднять свой крест, мы должны видеть нашу цель. Возьмем для примера стол. Если кто-нибудь возьмет за один край, то сможет поднять его лишь с большим трудом и ненадолго, даже если он и обладает поразительной мышечной силой. Но если возьмет его в середине, то легко его поднимет и легко перенесет его туда, куда пожелает". "Имейте ясность. Потихоньку становите искренними". "Да" да будет "да", и "нет" - "нет". Не забывайте никогда следующего: что имеете в сердце, то должны иметь и на устах. Но то, что имеется на устах, обязательно должны иметь вы и в сердце". "Не забывай, что Бог уважает твою свободу. Твое спасение в твоих собственных руках. Бог, чтобы тебя спасти, хочет, чтобы того же желал и ты".
  
  -- Старец Паисий советовал: "После выхода их Церкви в тысячу раз лучше убегать от людей, как от дикого зверя, что6ы сохранить свое духовное рассуждение и то, что вынес из церкви, чем сидеть и глазеть на шубы или галстуки, и раздражаться царапиною, которую сделает враг тебе в сердце".
  
  -- Любовь должна руководить духовным подвигом. Старец Порфирий советовал: "Должно совершать свой духовный подвиг не с проповедями и препирательствами, а с настоящею, но тайною любовью. Когда мы доказываем свое, другие сопротивляются. Когда мы их любим, они приходят в умиление, и мы их покоряем. Когда мы любим, то думаем, что приносим пользу другим. В действительности же мы приносим пользу самим себе".
  
  -- Тот же старец говорил: "Что делаем, да будем делать с желанием, свободно, ответственно и с удовольствием".
  
  -- Достойны упоминания следующие практические советы старца Георгия из г.Драма: "Никогда не завидуй богатому. Всегда живи скромно и смиренно, без эгоизма, потому что эгоизм - это страшный грех. Когда слышишь как осуждают другого, пусть это и правда, никогда не добавляй и своих осуждений, но всегда говори хорошее и скорби о нем. Всегда заботься о любви к нищим, старым, сиротам и больным. Общайся с теми нищими и, вообще, с теми людьми, которых другие унижают. Честным трудом зарабатывай свой хлеб. Не забывай милостыни. Это путь, по которому ты должен идти. Всегда думай о том, чего бы сделать доброго. Это и есть христианская жизнь".
  
  -- В духовной жизни преуспевают любящие Христа. Старец Иероним, чтобы подчеркнуть эту истину, использовал следующий пример: "Если ты хочешь за год сварить два-три килограмма фасоли с помощью одной горсти угля, то ничего у тебя не выйдет, ибо мало огня. Так же и в духовном. Если ты имеешь мало любви ко Христу, то у тебя нет преуспеяния. Нужно умножить любовь".
  
  -- Интересны и следующие примеры, которые использовал старец Иероним, когда давал советы своим духовным чадам: "В одной стене мы имеем два крана. Один выше другого. Если откроем нижний кран, то вся вода вытечет, и вверху не останется ничего. Так случается и в духовном. Закроем нижний кран, который является, недуховной любовью к людям и к мирскому, и откроем верхний кран, то есть укрепимся в своей любви к Богу". "Овес подкрепляет коня. Когда конь здоров, он работает и послушен, и радует своего хозяина, и тот прибавляет корма коню. Нечто подобное бывает и с нами. Если мы послушны Богу, подвизаемся и сильно вожделеваем блага, то Бог прибавляет нам благодать и духовные блага. От нас зависит, будем ли мы духовно насыщаться или голодать". Обращаясь к обучающемуся музыке, он сказал: "Хороший ты музыкант, но не нашлось мастера, который бы помог тебе стать лучшим музыкантом. Приведу тебе один пример. Из дикого дерева в лесу мастер может сделать прекрасный стол. Но если не найдется мастера, то дерево останется таким, как есть".
  
  -- Старец Паисий говорил: "Христос - весь доброта, утешение, и с Ним всегда легко дышать. У него в изобилии духовный кислород".
  
  -- Старец Епифаний говорил: "Однобокости, в своей сущности, еретические, принесли Церкви большой вред. Несколько лет назад нельзя было говорить о монашестве, - только о проповедях, катехизации, циклах бесед и тому подобном. Сегодня нельзя говорить о братствах без того, чтобы тебя не очернили ненавидящие деятельность люди. Все, что делается в ограде Церкви ради славы Божией, приемлемо. Один хочет произносить обличительные проповеди, другой может иметь стремление к пению, третий желает уединиться в киновии, четвертый - в пещере, пятый - хочет стать женатым или неженатым священником, а последний - писать религиозные книги. Все это приемлемо, если мы не абсолютизируем этого, а делаем во славу Божию".
  
  
   *********************************************************************************************
  

0x01 graphic

Богиня победы Ника

  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  
  
  -- Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.
  -- Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.
  -- Люди рождены друг для друга.
  -- Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, -- вот что я называю наслаждаться жизнью.
  -- Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
  -- Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.
  -- Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.
  -- Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.
  -- Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
  -- Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.
  -- Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.
  -- Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.
  -- Настоящий способ мстить врагу -- это не походить на него.
  -- Если кто меня оскорбил -- это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
  -- Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства.
  -- Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
  -- Самый презренный вид малодушия самому себе.
  -- Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
  -- Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.
  

Аврелий Марк (121 -- 180 г.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023