ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Брат восстал на брата...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Брат восстал на брата...

 []

Десятинная церковь в Киеве.

Миниатюра из Радзивиловской

летописи. 15 в.

Ярополк

972-980

Н. М. Карамзин

  
   По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве, Олег в Древлянской земле, Владимир в Новегороде.
  
   Единодержавие пресеклось в Государстве: ибо Ярополк не имел, кажется, власти над Уделами своих братьев.
  
   Скоро открылись пагубные следствия такого раздела, и брат восстал на брата.
  
   Виновником сей вражды был славный Воевода Свенельд, знаменитый сподвижник Игорев и Святославов.
   Он ненавидел Олега, который умертвил сына его, именем Люта, встретясь с ним на ловле в своем владении: причина достаточная, по тогдашним грубым нравам, для поединка или самого злодейского убийства.
   Свенельд, желая отмстить ему, убедил Ярополка идти войною на Древлянского Князя и соединить область его с Киевскою.
  
   Олег, узнав о намерении своего брата, также [в 977 г.] собрал войско и вышел к нему навстречу; но, побежденный Ярополком, должен был спасаться бегством в Древлянский город Овруч: воины его, гонимые неприятелем, теснились на мосту у городских ворот и столкнули своего Князя в глубокий ров. Ярополк вступил в город и хотел видеть брата: сей несчастный был раздавлен множеством людей и лошадьми, которые упали за ним с моста.
  
   Победитель, видя бездушный, окровавленный труп Олегов, лежащий на ковре пред его глазами, забыл свое торжество, слезами изъявил раскаяние и, с горестию указывая на мертвого, сказал Свенельду: Того ли хотелось тебе? .. Могила Олегова в Несторово время была видима близ Овруча, где и ныне показывают оную любопытным путешественникам. Поле служило тогда кладбищем и для самых Князей Владетельных, а высокий бугор над могилою единственным Мавзолеем.
  
   Искренняя печаль Ярополкова о смерти Олеговой была предчувствием собственной его судьбы несчастной.
  
   Владимир, Князь Новогородский, сведав о кончине брата и завоевании Древлянской области, устрашился Ярополкова властолюбия и бежал за море к Варягам. Ярополк воспользовался сим случаем: отправил в Новгород своих Наместников, или Посадников, и таким образом сделался Государем Единодержавным в России.
  
   Но Владимир искал между тем способа возвратиться с могуществом и славою.
   Два года пробыл он в древнем отечестве своих предков, в земле Варяжской; участвовал, может быть, в смелых предприятиях Норманов, которых флаги развевались на всех морях Европейских и храбрость ужасала все страны от Германии до Италии; наконец собрал многих Варягов под свои знамена; прибыл [в 980 г.] с сей надежною дружиною в Новгород, сменил Посадников Ярополковых и сказал им с гордостию:
   "Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!"
  
   В области Полоцкой, в земле Кривичей, господствовал тогда Варяг Рогволод, который пришел из-за моря, вероятно, для того, чтобы служить Великому Князю Российскому, и получил от него в удел сию область.
   Он имел прелестную дочь Рогнеду, сговоренную за Ярополка. Владимир, готовясь отнять Державу у брата, хотел лишить его и невесты и чрез Послов требовал ее руки; но Рогнеда, верная Ярополку, ответствовала, что не может соединиться браком с сыном рабы: ибо мать Владимира, как нам уже известно, была ключницею при Ольге.
  
   Раздраженный Владимир взял Полоцк, умертвил Рогволода, двух сыновей его и женился на дочери. Совершив сию ужасную месть, он пошел к Киеву. Войско его состояло из дружины Варяжской, Славян Новогородских, Чуди и Кривичей: сии три народа северо-западной России уже повиновались ему, как их Государю. Ярополк не дерзнул на битву и затворился в городе.
  
   Окружив стан свой окопами, Владимир хотел взять Киев не храбрым приступом, но злодейским коварством.
  
   Зная великую доверенность Ярополкову к одному Воеводе, именем Блуду, он вошел с ним в тайные переговоры.
  
   "Желаю твоей помощи, - велел сказать ему Владимир: - ты будешь мне вторым отцем, когда не станет Ярополка. Он сам начал братоубийства: я вооружился для спасения жизни своей".
  
   Гнусный любимец не усомнился предать Государя и благодетеля; советовал Владимиру обступить город, а Ярополку удаляться от битвы.
   Страшася верности добрых Киевлян, он уверил Князя, будто они хотят изменить ему и тайно зовут Владимира.
  
   Слабый Ярополк, думая спастись от мнимого заговора, ушел в Родню: сей город стоял на том месте, где Рось впадает в Днепр. Киевляне, оставленные Государем, должны были покориться Владимиру, который спешил осадить брата в последнем его убежище.
  
   Ярополк с ужасом видел многочисленных врагов за стенами, а в крепости изнеможение воинов своих от голода, коего память долго хранилась в древней пословице: беда аки в Родне.
  
   Изменник Блуд склонял сего Князя к миру, представляя невозможность отразить неприятеля, и горестный Ярополк ответствовал наконец: "Да будет по твоему совету! Возьму, что уступит мне брат".
  
   Тогда злодей уведомил Владимира, что желание его исполнится и что Ярополк отдается ему в руки.
   Если во все времена, варварские и просвещенные, Государи бывали жертвою изменников: то во все же времена имели они верных добрых слуг, усердных к ним в самой крайности бедствия.
  
   Из числа сих был у Ярополка некто прозванием Варяжко (да сохранит История память его!), который говорил ему: "Не ходи, Государь, к брату: ты погибнешь. Оставь Россию на время и собери войско в земле Печенегов".
  
   Но Ярополк слушал только изверга Блуда и с ним отправился в Киев, где Владимир ожидал его в теремном дворце Святослава.
   Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и запер дверь, чтобы дружина Княжеская не могла войти за ними: там два наемника, племени Варяжского, пронзили мечами грудь Ярополкову...
  
   Верный слуга, который предсказал гибель сему несчастному, ушел к Печенегам, и Владимир едва мог возвратить его в отечество, дав клятву не мстить ему за любовь к Ярополку.
  
   Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв 4 года Киевским
  
   Владетелем и 3 года Главою всей России, оставил для Истории одну память добродушного, но слабого человека.
  
   Слезы его о смерти Олеговой свидетельствуют, что он не хотел братоубийства, и желание снова присоединить к Киеву область Древлянскую казалось согласным с государственною пользою.
  
   Самая доверенность Ярополкова к чести Владимировой изъявляет доброе, всегда неподозрительное сердце; но Государь, который действует единственно по внушению любимцев, не умея ни защитить своего трона, ни умереть Героем, достоин сожаления, а не власти.
  
   Ярополк оставил беременную супругу, прекрасную Монахиню Греческую, пленницу Святославову. Он был женат еще при отце своем, но сватался за Рогнеду: следственно, многоженство и прежде Владимира не считалось беззаконием в России языческой.
  
   В княжение Ярополка, в 973 году, по известию Летописца Немецкого, находились в Кведлинбурге, при Дворе Императора Оттона, Послы Российские, за каким делом?
   Неизвестно; сказано только, что они вручили Императору богатые дары.
  

 []

Андрей Первозванный.

Икона 15 в.

  
  

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- Мера. Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения. (Я. Коменский).
  
  -- МЕСТНИЧЕСТВО, система распределения служебных мест в Рус. государстве с 14-15 вв. при назначении на военного, адмирал и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Местничество в Московском государстве, было, во-первых, правом служилых людей при назначении их на совместную службу претендовать на занятие места, соответствующего их личной служебной чести или таковой же чести его родственников, что определялось всеми предшествующими их службами, степенью их отдаления от их служивших родичей и правительственными решениями местнических споров; во-вторых, оно было правом этих лиц, а в некоторых случаях и их родственников, возбудить спор, если эта претензия не будет удовлетворена. Пагубное влияние местнических счетов, при всей мелочности и сложности обычного распорядка старшинства воевод по полкам, особенно остро отозвалось в казанских походах Иоанна 1У, что и побудило его издать уложение о местах для воевод, дворян и детей боярских 1550 г. Конкретным проявлением местничества явилось неповиновение отказ выполнить приказание начальства, а право возбудить спор при невместной службы влекло за собою промедление в деятельности воевод, что, конечно, вредно отзывалось на ходе военных действий. Необходимость тщательного "прибора" воевод при назначении их на службу отягощало военное дело канцелярщиной; между тем, без этой тщательности могли произойти на службе беспорядки из-за местничества. Местничество сильно стесняло личность, не давая ей возможности проявиться, выдвигая породу в ущерб дарованиям, и вело к тому, что во главе войск обычно становились люди, высокие по "отечеству", но часто совершенно неспособные. В 1682 г. местничество уничтожено.
  
  -- Меч - короткое, обоюдоострое оружие; носился в ножнах и прикреплялся к поясу на правом бедре. Меч, указывающий на обнаженное сердце - Символ, поясняющий, что справедливость является одним из самых строгих законов в мире, и если мы несправедливы в своем сердце, центре нашего естества, нас обязательно найдут в будущем плоды нашей несправедливости.
  
  -- Милосердие -- сердоболие и сострадательность, с готовностью все сделать во благо другого. Оно готово себя раздеть, чтобы одеть другого, себя оставить голодным, чтобы накормить другого, свое тело отдать больному, а его больное взять себе. (Г. Дьяченко).
  
  -- Милькат ("Владычица") - богиня города Тира, супруга Мелькарта.
  
  -- Минерва - италийская богиня ремесел, наук и искусств, в частности - военного искусства. Культ ее более позднего происхождения, чем культ Юпитера и Марса.
  
  -- МИННАЯ БОРЬБА. Впервые блестящий образец подземно-минной борьбы показали русские саперы во время Казанских походов 1545-1552 годов. В 1552 году войска Ивана Грозного осадили столицу Казанского ханства. Город был защищен неприступными стенами, и взять его было трудно. Осада длилась свыше месяца. Подкоп под тайник, откуда татары брали воду, с закладкой туда одиннадцати бочек пороху и их взрывом, решающего успеха не принесли. Тогда русские минеры Василий Серебряный, Алексей Адашев и находившийся на царской службе англичанин Бутлер повели два подкопа под крепостную башню и ворота. На 200 метров растянулась подземная галерея, ведущая к башне. А для того, чтобы под крепостным рвом выйти к воротам, галерею пришлось вести на глубине 15 метров. В подкоп было заложено 8 тонн пороха. В день штурма - 2 октября 1552 года - прозвучали мощные взрывы. В стенах города образовались бреши, в которые устремились стрельцы. Казань была взята.
  
  -- МИННЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ. Впервые в истории морские минные заграждения как элемент береговой системы обороны применен русским флотом в ходе Крымской войны 1853-1856 гг.
  
  -- МИНОМЕТ. Первый в мире миномет сделан в русской армии в сентябре-октябре 1904 года при обороне Порт-Артура (изобретатели С.Н. Власьев и Л.Н. Гобято. 10 ноября 1904 года состоялись его первые боевые испытания.
  
  -- Минос - в греческой мифологии - справедливый царь - за­конодатель Крита, ставший после смерти одним из трех судей за­гробного мира (вместе с Эаком и Радамантом).
  
  -- Мир и боевой дух армии. Высокие добродетели мужества и самопожертвования развиваются только в виду угрожающей опасности, но у многих они дремлют и бездействуют в мирное время. Поэтому продолжительный мир опасен для духа армии. (Наставление к самодисциплине, 1900).
  
  -- Мистерии, таинственные культы, особенный вид богопочитания, характеристические особенности которого заключались, кроме таинствен­ности и сокровенности обрядов, в возбужденном на­строении духа, которое вызывалось уверенностью, что таинства эти сообщают святость и совершенство.
  
  -- Митридатова война - так называемая война с Митридатом I (89 - 84 гг. до Р.Х.); цари малоазийских царств Каппадокии и Вифинии были изгнаны Митридатом, затем римляне восстановили прежнее положение вещей, и по их настоянию ви-финский царь при поддержке Рима, в свою очередь, начал войну с Понтом.
  
  -- МИЧМАН, (от англ. midshipman), воинское звание (чин) в ряде ВМФ. В рос. флоте в 1713-32 и 1751-58 унтер-офицерское звание, в 1732-51 и 1758-1917 первый офицерский чин, соответствовавший чину поручика армии. В ВМФ и мор. частях погран. войск СССР в 1940-71 высш. звание старшинского состава, соответствовало званию старшины в Военного-сухопут. войсках и ВВС; с 1972 М., как и прапорщики, составили отд. категорию военнослужащих (между старшинским и офицерским составами); в 1981 введено звание ст. М., соответствующее званию ст. прапорщика. В рос. ВМФ звание М. сохранено. Звание М. носят курсанты ст. курса военного-мор. колледжа в Великобритании и военного-мор. академии в США.
  
  -- Младшие анналисты. С 130--120 гг. до Р.Х. в Риме начинается период младшей анналистики. Представители этого направления, заботясь больше, чем их предшественники, о занимательности изложения, стремились драматизировать события и детализировали свое повествование. Продолжая и развивая патриотическую традицию своих предшественников, младшие анналисты переносили в отдаленные эпохи современные им политические и социальные мотивы конца II в. и I в. до н, в., времени широких социальных реформ и гражданских войн.
  
  -- Многознание. Многие многознайки не имеют ума. (Демокрит).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010