ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Будь судьей, цензором, блюстителем порядка и отцом своего полка"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


удь судьей, цензором, блюстителем порядка и отцом своего полка"...

0x01 graphic

"Мельница" (1641).

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

СУМЕЙ ВЫКОВАТЬ САМОГО СЕБЯ

  
   Н.Островский, сын кухарки, прошедший горнило революции и гражданской войны, познал "тайну нашей силы".
  
   Английский писатель, прочитавший книгу Островского "Как закалялась сталь", сказал: "Эта книга заставляет гордиться званием человека".
  
  
  
   Островский, которого Ромен Роллан назвал "неугасимым факелом действия", органически презирал нытиков, людей внутренне размагниченных, впадающих при первых ударах судьбы в истерику.
  
   В одном из своих писем он писал: "Никогда ни Корчагин, ни Островский не жаловались на свою судьбу, не скулили..."
  
   И это была правда:
   "Он не утешал, не искал сладеньких слов, он учил мужеству"...
  
  
   0x01 graphic
  
  
   Вконец истерзанный недугом, "физически разгромленный", писатель находил в себе силы проявлять заботу о своих домашних, подбадривая их в трудные минуты.
   Знакомые и незнакомые люди писали ему о своих горестях и неудачах, об измене вчерашних друзей, о крахе надежд на личное счастье и т.п.
  
   Он заражал своей верой в красоту и мудрость жизни, убежденно говорил о том, как важно каждому иметь пере собою возвышенную цель, ради которой стоит жить и бороться.
  
   Как нечто глубоко выстраданное звучат его слова: если "личное в человеке занимает огромное место, а общественное - крошечное, тогда разгром личной жизни - почти катастрофа.
   Тогда у человека встает вопрос: зачем жить?
   Этот вопрос никогда не станет перед бойцом".
  
   0x01 graphic
  
   Ромен Роллан (29 января 1866 -- 30 декабря 1944) -- французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед.
  
  -- Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия "Святой Людовик" -- начальное звено драматического цикла "Трагедии веры", к которому также принадлежат "Аэрт" и "Настанет время".
  -- Во время Первой мировой войны Роллан -- активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках "Над схваткой" и "Предтечи".
  -- В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе (1915): "За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине".
  -- Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года.
  -- Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).
  -- Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер, Фрейд.
  

"Повесть о настоящем человеке"...

   0x01 graphic
  
   Александр Петрович Маресьев (7 мая 1916 -- 18 мая 2001), летчик-ас, Герой Советского Союза (1943), полковник (1978), кандидат исторических наук (1956).
  
  -- В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.
  -- В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта.
  -- 4 апреля 1942 в районе так называемого "Демянского котла" (Новгородская область) его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами.
  -- Восемнадцать суток раненый в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами.
  -- Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей Петрович) Малин и Саша (Александр Михайлович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
  -- Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.
  
   0x01 graphic
  
   Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского лётчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо.
   Молодой авиатор показал себя как выдающийся боевой лётчик, 3 февраля 1917 года ему был присвоен "за отличие" чин подпоручика. К моменту Октябрьской революции 1917 года подпоручик Прокофьев-Северский был одним из самых известных лётчиков-асов в России.
   Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почётное Золотое оружие и орден Св. Георгия 4-й степени, вручённый лично главой Временного правительства -- А. Ф. Керенским - 12 октября 1917 года "за отличие в делах против неприятеля" произведен в чин поручика.
  
  -- Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).
  -- В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт.
  -- 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87.
  -- Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги "Повесть о настоящем человеке" Борис Полевой.
  -- 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей.
  -- В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.
  -- Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь -- после ранения.
  
  
  

"Главное ... не падать духом"...

  
   О таких людях, как Анатолий Алексейцев узнают не часто: происходит это по воле случая.
  
   Что же особенного было в жизни этого человека, что заставило миллионы людей после рассказа о нем по телевидению в июле 1987 г. восхищаться им?
  
   ...В июне 1941 года, когда ему было два с половиной года, немецкий офицер в пылу ярости ударил его по спине сапогом. Удар пришелся в область поясничного отдела позвоночника. Постепенно на месте удара стал расти горб. Мальчик, к тому же, стал заикаться.
  
   После войны, в 1945 г. ему сделали первую операцию, но ничего не помогло.
   Мальчик не мог ни ходить, ни говорить.
   Его заковали в гипс, оставив свободными только руки. На горб положили стальную пластину, чтобы она давила на горб.
   В таком состоянии мальчик пролежал около пяти лет.
  
   В апреле 1953 г. с него полностью сняли гипс и тогда можно было только ужаснуться внешнему виду подростка: была настоящая атрофия мышц. Без помощи других стоять было невозможно.
   Когда научился стоять на костылях всего десять минут, мальчика выписали. Больные не обнадеживали: болезнь может вернуться вновь...
  
   И вот тогда Алексейцев понял: если он сам себя не поставит на ноги, то в этом ему никто не поможет.
  
   Начал с малого: стал расхаживать ноги.
   Наметил себе маршрут примерно километра два. Дал себе слово не возвращаться домой, пока не одолеет этого маршрута.
   Иногда так уставал, что валился замертво на землю, и люди поднимали, провожали до троллейбуса.
  
   Но решил не сдаваться.
   Поступил учиться в техникум в Одессе. Во время учебы ходил на море. Стесняясь свой физической немощи, отдыхал в кустах, сбросив с себя опостылевший корсет.
  
   И вот, однажды, увидел хорошо сложенного молодого человека, познакомился с ним и начал заниматься под его началом.
   Физические нагрузки были так велики, что хотелось бросить это занятие и отдаться во власть стихии. Но он проявил характер, научился превозмогать боль.
  
   Результаты были ошеломляющие: однажды отжался от пола 186 раз.
   Ежедневные пробежки составляют, как минимум, пять километров.
   Зимой - купание в ледяной воде.
  
   Обращаясь к людям, неуверенным в себе, он говорит:
   "Уверен, каждый человек может и должен взять себя в руки.
   Главное ... не падать духом".

Щербань В.

Рывок из неподвижности // Известия .- 1987 .- 23 июля. - с.6.

0x01 graphic

Сара Бернар в роли Гамлета

"Отчего маленькие человечки становятся великими, когда великие переводятся?" -

этот вопрос Гамлета имеет далеко не риторическое значение...

  
   Вопрос этот обращен ко всем нам, кто не имеет великих достоинств и талантов, лежащих на поверхности. Но в глубине каждого из нас скрыто много резервов, которые ждут своей очереди, своего часа.
  
   Тот, кто не умеет их разглядеть, неизбежно заболевает "комплексом неполноценности". По сравнению с тем, о чем было рассказано в самом начале этой статьи, это недуг не физический, а психологический. Но по степени влияния на человека он может иметь даже большее значение.
  
   Комплекс неполноценности - явление поистине массовое: очень велик процент тех, кто без всяких на то оснований ставить на себе в этой жизни крест. Недооценка собственных возможностей - непреодолимый барьер на пути к вполне заслуженному успеху и вообще источник множества самых разнообразных неудобств.
  

Есть ли у вас физические недостатки?

  
   Вопрос не праздный - именно они (недостатки), как правило, дают нам главный повод для уничижения.
  
   Дефекты речи и зрения, тучный и низкий рост - все это может начисто убить в человеке чувство собственного достоинства.
  
   И если психологически обусловленные нарушения (например, ожирение) поддается лечению, то любой врожденный физический недостаток способен вызвать глубокие личностные изменения.
  
   Чтобы этого не произошло, необходимо произвести полный пересмотре внутренних ценностей.
   Вы можете увидеть себя в истинном свете, вспомнить о своих неоспоримых достоинствах, возродить утраченное самолюбие.
   Вы тотчас заметите, как начнет меняться отношение к вам окружающих; не удивляйтесь - так называемое "общественное мнение" о человеке есть всего лишь отражение того, что думает о себе он сам.
  
   Стоит вам только забыть о своей внешности, и она тут же перестанет интересовать остальных. Заметьте, кстати - истинные ваши друзья и, прежде, на всякие мелочи внимания не обращали.
  
   В мире нет, наверное, человека, который не хотел бы нравиться и быть любимым. Но случается, что обладатель яркой внешности, увлекаясь сам собой, перестает замечать окружающих, чем на последних производит крайне неприятное впечатление. И наоборот, щедрая, открытая душа независимо от того, какую природа ей уготовила оболочку, всегда магнетически притягательна.
  
   0x01 graphic
  
   Каждой женщине, страдающей от одной мысли о собственной внешности, следует, почаще, вспоминать историю жизни французской писательницы Жорж Санд: в этой внешне крайне заурядной даме с "лошадиной физиономией" было столько душевного тепла, столько внутреннего очарования, что юноши продолжали влюбляться в нее, даже когда ей было далеко за шестьдесят.
  
   "Бог вложил в неё редкий дар -- умение выражать свои чувства"...
  
  
   И Франклин Делано Рузвельт остался в памяти американцев вовсе не инвалидом, прикованным к креслу.
  
   Масштабы этой великой личности полностью скрадывали увечье, вызванное перенесенным в детстве полиомиелитом.
   А до каких высот сумела подняться в жизни слепая от рождения Хелен Келлер!..
  
   Люди эти знали себе истинную цену - в этом секрет их успеха.
  
   Итак, главное, что требуется от каждого из нас, это уважать себя; если же способность эта утрачена - вернуть ее с помощью терапии внушения и закалки души и тела.
  
  

Застенчивость не болезнь, а черта характера.

   Однако она многим мешает в жизни, а кое-кому причиняет страдания и обрекает на одиночество. Поэтому проблема застенчивости привлекает внимание ученых-психологов, которые разрабатывают приемы и методы преодоления робости.
  
   Как показывают некоторые исследования, по крайней мере 40% взрослых людей считают себя застенчивыми. Разумеется, почти каждый человек время от времени испытывает некоторую робость, но мы говорим здесь об общей тенденции ощущать напряжение, подавленность и неловкость при общении с другими людьми, особенно с незнакомыми и прежде всего с представителями иного пола. При таких встречах мы стремимся произвести впечатление на другого человека, но боязнь потерпеть неудачу оказывает на застенчивого человека сильное давление.
  
   Мужчины и женщины в равной степени склонны к застенчивости, хотя сам характер ее может быть различным.
  
   Традиционно считается, что инициатива в общении должна принадлежать мужчине. Но одна из основных проблем для застенчивого человека заключается как раз в том, чтобы взять на себя инициативу в общении. Поэтому этот недостаток по самой своей сути может существенно сказываться на мужчине, который понимает, что ему положено играть активную роль в обществе, но не может взять ее на себя из-за робости.
  
   Существует очевидное различие между застенчивостью и замкнутостью. Около 85 процентов людей, которые склонны считать себя застенчивыми, говорят, что это создает для них преграду на пути к достижению успеха в реализации их возможностей. Но застенчивость не обязательно связана с уединенностью. Иной человек может предпочитать одиночество общению с другими и быть доволен этим.
  
   С другой стороны, застенчивый человек, который приходит к одиночеству, поскольку испытывает дискомфорт в обществе, чувствует себя несчастным.
  
   Робкие курсанты испытывают страх на экзаменах.
   На работе застенчивые люди могут пропустить благоприятную возможность для повышения в должности. Это особенно касается управленческой сферы, где так важен талант общения. Исследования показали, что искусство устного общения рассматривается как единственно важное качество личности. необходимое для преуспевания на службе, и здесь робкие люди находятся в невыгодном положении.
  
   Вместо того, чтобы предпринимать смелые, решительные шаги, застенчивые люди обычно предпочитают занимать пассивную, "оборонительную" позицию. Робкие люди не стремятся к победе, но они избегают и поражения. Они вообще бояться идти на риск.
  
   Обнаружено, что такие люди с большим трудом проявляют инициативу в завязывании новых знакомств и поэтому больше других страдают от одиночества. Вступая во взаимоотношения, в частности супружеские, они очень неохотно разрывают их. По-видимому, ценя стабильность, стараются избегать мыслей о том. что в действительности живут не с идеальным партнером.
  
   Незнакомые люди склонны судить о застенчивом человеке, как о грубом и невежественном.
   Но у них есть и положительные качества. Они, как правило, более устойчивы и надежны в своем поведении, они скорее хорошие последователи и коллективисты, нежели лидеры.
  
   Робкие люди страдают от недостатка чувства собственного достоинства. У многих из них отрицательная самооценка. В некоторых случаях чувство собственной неполноценности может перерасти в более серьезный недуг, ведущий к депрессии.
  
   Передается ли застенчивость по наследству?
  
   Примерно 40% взрослых людей, страдающих этим недостатком, имеют генетическую предрасположенность к застенчивости. Но в большинстве случаев робость и страх развиваются в необычной обстановке. Обычно она проявляется как крайняя неловкость - человек смущается так, словно весь мир наблюдает за ним. Многие молодые люди страдают, ощущая отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Этот тип застенчивости в гораздо большей степени носит психологический характер.
  

Может ли человек преодолеть этот недостаток?

  
   Людям, у которых застенчивость развивается в раннем возрасте, обычно требуется определенная физическая тренировка, позволяющая расслабиться, например, рекомендуются глубокие дыхательные упражнения. Им следует учиться, как успокаивать себя при высокой физиологической возбудимости - учащенном сердечном ритме, расстройстве желудка, покраснении.
   При обоих типах застенчивости робким людям нужна некоторая тренировка, развивающая умение вести себя в обществе. Вообще говоря, наилучшие результаты приносит последовательная, целенаправленная тренировка. Застенчивый человек может начать ее с постановки весьма конкретной цели: "Каждый день я должен поговорить с незнакомцем". При этом необходимо заранее попрактиковаться и обдумать темя для предстоящей беседы.
  
   Людям, у которых застенчивость развивается в более позднем возрасте, - тем, кто страдает замкнутостью и недостаточным чувством собственного достоинства (комплексом неполноценности), - необходимо выработать более реалистическую оценку собственной личности. Если они обратят внимание на других людей. то могут заметить, что те не судят их так строго, как им кажется.
  
   Может ли застенчивый человек стать более раскованным, если он вступит во взаимодействие с общительным человеком?
  
   Да.
   В этом случае общительный человек станет для него как бы мостом, ведущим его в более широкий мир.
  

Тренинг общения

   Тренировка коммуникативности (умения общаться) помогает преодолевать застенчивость, вооружает человека и опытом общения и воспитывает уверенность в себе как в партнере.
  
   Думается, что на первых порах следует эти тренировки проводить или наедине или в содружестве с близким человеком (другом, родственником), а также, если возможности и условия позволяют - под руководством опытного психолога или педагога.
  
   Суть упражнений состоит в том, что нужно учиться:
  
  -- Правильно держать себя в присутствии других людей.
  -- Верно строить начало речи.
  -- Слушать других.
  -- Правильно задавать вопросы, точно давать ответы, верно делать обобщения и высказывать общие суждения.
  -- Не смущаться при возникновении в ходе контакта неожиданности.
  -- Снимать мышечное напряжение.
  -- С достоинством уходить от неприятного поворота ситуации общения, колкости и резкости партнера.
  -- Без робости принимать вызов равного на открытое соперничество в интеллектуальном поединке, споре и т.п.
  
   Для разъяснений эффективности подобных упражнений, следует отметить, что в большинстве своем люди поступают и действуют стереотипно, т.е. в соответствии с какой-то общепринятой нормой поведения.
   В этом отношении, поступки и поведение людей, в целом, предсказуемы.
   Раз так, то, имея в своем воображении предполагаемую ситуацию можно каждый раз почти наверняка знать, как могут развиваться контакты: какие внешние данные будут оцениваться, на что в поведении будет обращаться внимание, к каким словам будут прислушиваться...
  
   Проигрывая в своем сознании возможные варианты, можно потренироваться в умении входить в незнакомую (малознакомую или уже известную) компанию, представляться, здороваться, произносить речь, обращать на себя внимание и т.д. Зеркало, магнитофон, видеокамера и другие технические средства могут исключить присутствие на таких тренировках посторонних лиц.

*

   В тренировках коммуникативности большое значение имеет знание определенных правил приличия.
  
  

0x01 graphic

  

ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР

   Знаменитый английский политический деятель и публицист лорд Честерфилд в своих "Письмах к сыну" изложил весьма важные идеи, которые приводятся ниже.
  
   "Милый мой мальчик, ты достиг возраста, когда люди приобретают способность к размышлению.
   Должен тебе признаться... что и сам я не так уж давно отважился мыслить самостоятельно. До шестнадцати или семнадцати лет я вообще не способен был мыслить, а потом в течение долгих лет просто не использовал эту способность.
  
   Молодые люди обычно уверены, что достаточно умны, как пьяные бывают уверены, что достаточно трезвы.
  
   Знание людей приобретается только среди людей, а не в тиши кабинета... Чтобы узнать людей, необходимо не меньше времени и усердия, чем для того, чтобы узнать книги, и может быть, больше тонкости и проницательности.
   < ...>
   Употреби на это все свои старания, мой милый мальчик; это до чрезвычайности важно; обрати внимание на мельчайшие обстоятельства. на самые незаметные черточки, на то, что принято называть пустяками, но из чего складывается весь блистательный облик настоящего джентльмена, человека делового и жизнелюбца, которого уважают мужчины, ищут женщины и любят все.
  
   Помни, что для джентльмена и человека талантливого есть только два способа действия: либо быть со своим врагом подчеркнуто вежливо, либо сбивать его с ног.
   < ...>
   Мне очень хотелось бы, чтобы люди часто видели на твоем лице улыбку, но никогда не слышали, как ты смеешься. Частый и громкий смех свидетельствует об отсутствии ума и о дурном воспитании.
  
   С сожалением оглядываюсь я на крупную сумму времени, которую я промотал в мои молодые годы, ничего не узнав и ничем не насладившись. Подумай об этом пока не поздно, и умей насладиться каждым мгновением; век наслаждений обычно короче века жизни, и поэтому человеку не следует им пренебрегать.
   < ...>
   О том, чтобы ввести тебя в хорошее общество, я позабочусь сам; ты же позаботься о том, чтобы внимательно наблюдать за тем, как люди себя там держат, глядя на них, выработай свои манеры. Для этого совершенно необходимо внимание, как оно необходимо для всего остального: человек невнимательный не годен для жизни на этом свете.
  
   Ты, несомненно знаешь, что нарушить свое слово - безрассудство, бесчестие, преступление.
   < ...>
   Помни, что всякая похвала, если она не заслужена, становится жестокой насмешкой и даже больше того - оскорблением.
   < ...>
   Ты говоришь очень быстро и неотчетливо, это неудобно и неприятно для окружающих...
   Мне часто приходилось видеть, как судьбу человека раз и навсегда решали первые произнесенные им в обществе слова...
  
   Чем бы тебе ни приходилось заниматься, делай это как следует, делай тщательно, не кое-как.
   Углубляйся. Добирайся до сути вещей.
   Все сделанное наполовину или узнанное наполовину вовсе не сделано и вовсе не узнано - даже хуже, ибо может ввести в заблуждение...
   < ...>
   Постарайся быть умнее других, но никогда не давай им это почувствовать".
  
  -- Честерфилд (Chesterfield) Филип Дормер Стенхоп (1694-1773), граф, английский писатель и государственный деятель. Член парламента с 1715 (с 1726 в палате лордов); наместник в Ирландии в 1745-46; государственный секретарь в 1746-48. Автор "Писем к сыну" (изд. 1774) - свода норм поведения и педагогических наставлений в духе идей Просвещения, и работа "Характеры" (опубликована в 1777 г.).
  
  

0x01 graphic

  

Инструкция маршала Бель-Иль

   Полк, который поручается тебе королем, - говорил маршал своему сыну, - один из лучших в армии; подполковник этого полка - старый воин, достойный уважения за его продолжительную и полезную службу; все капитаны - старше тебя, и каждый из них, судя по личным заслугам, более тебя достоин полковничьего чина, однакож ты становишься их начальником: не забывай этого никогда.
  
   Не стану и говорить о том, чтобы ты старался заслужить уважение части, которою ты будешь командовать; правило это слишком избито; но скажу тебе, что ты должен стараться заслужить любовь своих подчиненных.
   Всякий полковник, к которому питают это чувство, легко достигает самого трудного; напротив - тот, который не заслужил любви, с трудом добивается до вещей самых нетрудных.
   Заставь себя полюбить, сын мой, и трудная обязанность полковника сделается для тебя приятным занятием.
  
   Ты жестоко ошибся бы, если б вообразил, что для приобретения любви полка нужно ослабить дисциплину, или чересчур угождать желаниям каждого из офицеров: это средство ни верно, ни славно.
  
   Также ошибочно было бы думать, что одна добродетель, как бы она ни была блистательна, может возбудить к тебе этой чувство; подобно тому, как в женщине привлекают нас не одни глаза ее, но целое, гармония в ее чертах: так точно и ты можешь только соединением в себе достоинств и познаний, о которых я буду говорить в этом наставлении, заслужит любовь полка своего.
  
   Имей к своему подполковнику величайшее уважение; не отдавай ни одного приказания без его совета; пусть кажется, что ты составляешь только орган его желаний: я часто давал тебе этот совет, это приказание, и возобновлю его при первом удобном случае. Если, по примеру некоторых молодых начальников, ты не имел бы уважения к своему подполковнику, то заставил меня иметь о тебе мнение самое невыгодное, и сделался бы скоро жертвою своего неблагоразумия; в полку, разделенном между тобой и ним, образовались бы партии, и тогда ты не мог бы сделать ничего доброго.
  
   Имей к старым капитанам полное внимание, советуйся с ними часто, оказывай им дружбу и доверие.
   Будь опорой, другом, отцом молодых офицеров; люби старых унтер-офицеров и заслуженных солдат, разговаривай с ними часто и всегда снисходительно, даже иногда советуйся с ними; для начальника всегда хорошо обладать подобной популярностью; она мне часто служила в пользу.
  
   Старайся узнать совершенно всех офицеров своего полка:
  
  -- не зная их, на каждом шагу, будешь ошибаться;
  -- не отличишь скромности от недостатка способностей;
  -- уверенности в своих силах от пустой самонадеянности;
  -- стремления к порядку от недоброжелательности;
  -- любви к справедливости от доноса, зависти и чрезмерного честолюбия;
  -- умеренности от равнодушия;
  -- строгости от натянутости;
  -- будешь принимать советы, даваемые из лести или интереса, за чистую монету;
  -- тебе будет казаться, что вознаграждаешь добродетели, а между тем награда твоя достанется пронырству;
  -- тебе покажется, что ты покровительствуешь истинным талантам, а на самом деле будешь превозносить таланты кажущиеся и мнимые.
  
   Посвятив долгое время на изучение качеств своих офицеров, и узнав их:
  
  -- выбери себе между ними старшими двух друзей, в которых найдешь истинное достоинство, знание, любовь к правде и порядку;
  -- привяжи их к себе дружбой;
  -- поручи им важную обязанность напоминать тебе о твоих недостатках с откровенностью, и высказывать тебе ошибки твои;
  -- выслушивай советы этих офицеров со вниманием;
  -- остерегайся однакож иметь к ним слепую доверенность и показывать слишком ясно прочим офицерам предпочтением, которое отдаешь двум первым, потому что это могло бы сделаться источником гибельных несогласий.
  
   "Я развил тебе дух и характер Французского народа, его нравы, предрассудки; я указал тебе лучшее средство удерживать и одушевлять его, награждать и наказывать, и потому не буду повторять здесь уроков, не раз по этому предмету тебе уже данных, но скажу:
  
  -- никогда не употребляй с солдатами выражения суровых, прозвищ позорных, и не произноси, говоря с ними, слов низких и презрительных;
  -- полковник, употребляющий эти слова в разговоре с солдатами, сам себя унижает;
  -- а если он обращается к офицерами в подобными выражениями, то он компрометирует себя самым очевидным образом.
  
   Никогда не забывай, что офицеры твоего полка суть люди, Французы, тебе равные, и потому отдавая приказания, помни, что тон твой и выражения должны быть приноровлены к лицам, которым двигатель - честь:
  
  -- поверь, сын мой, что это единственный наилучший способ;
  -- что тогда приказания твои будут уважаемы, будут приятны, исполнение их ускорится и солдаты возымеют ту доверенность к своим офицерам, которая служит основою дисциплины и успехов.
  
   Никогда не употребляй наказаний недозволенных законом и нетерпимых национальным духом; когда будешь взыскивать на лице твоем должно быть видно страдание, которое ты ощущаешь, будучи употреблять строгие меры.
  
   Не пропуская случаев к оказанию незначительных услуг своим офицерам; если все ожидать случаев, где в состоянии будешь сделать для них что-либо важное, ты рискуешь никогда не сделать для них ничего.
   Как мелкие предосторожности сохраняют добродетель, точно также мелкие услуги привязывают сердца.
  
   Ходатайствуй усердно и настойчиво о наградах заслуженных офицерами, унтер-офицерами и рядовыми твоего полка; министры может быть откажут тебе в просимом, но им будет приятно видеть заботливость твою о подчиненных и полк полюбит тебя сильнее.
  
   Никогда не возбуждай в своих подчиненных надежд, в осуществлении которых ты не уверен; когда лица, которые возымели их, увидят, что они не исполнимы, они обвинят тебя в несоблюдении их выгод.
  
   Уже давно я приучил тебя вставать в четыре часа утра; сохраняй эту счастливую привычку; время в особенности будет для тебя дорого; в настоящее время более, чем когда-нибудь, будет предстоять тебе предметов для изучения и исполнения.
  
   Будучи полковником в самых молодых летах, ты будешь, по-видимому, очень рано генералом; тогда тебе не будет уже времени заниматься теорией военных действий, и поэтому теперь должен ты изучать ее, но если даже тебе никогда не пришлось бы занять место важнее, поверь, сын мой, что обязанность полковника требует сведений самых разнообразных и обширных.
  
   В состоянии ли ты будешь судить о знаниях своих унтер-офицеров, если не будешь знать лучше всякого из них все, что постепенно надобно пройти, чтобы из рекрута образовать солдата? Оценишь ли ты верно достоинство фельдфебеля по управлению ротою, если сам не знаешь во всем объеме его обязанностей?
  
   То, что я говорю о фельдфебеле, одинаково относится к поручику, капитану. майору и подполковнику; да, сын мой, только умением исполнять все должности, которые ниже твоей, можешь ты сделаться достойным занимать должность, тебе вверенную, и заставить всех исполнять свои обязанности.
  
   Нечего и говорить о изучении военных уставов: ты их знаешь, но я советую тебе никогда не отступать от них.
   Я первый взыщу с тебя, или буду просить о взыскании, если когда-нибудь узнаю, что ты позволил себе от них отклониться.
  
   Закон в глазах всякого доброго гражданина, доброго воина, самое святое дело.
  
   Говорят (я хорошо это знаю и в молодости сам говаривал), буква убивает, а дух живит; но как я всегда видел, что, под предлогом этого оживления, позволяют себе самые большие отступления, то предписываю тебе непременно держаться буквы закона.
  
   Уважай также старинные обычаи:
  
  -- если же найдешь в котором из них зло, то надобно его уничтожить, но приступай к его уничтожению с осмотрительностью и благоразумием;
  -- предуготовь своими действиями и речами те перемены, которые намерен ты ввести;
  -- дай почувствовать выгоды их;
  -- не предпринимай никакого уничтожения вдруг нескольких злоупотреблений;
  -- сперва обрати внимание на самое важное, на самое существенное;
  -- если в одно время приступают к исправлению всех частей здания, то оно колеблется, а иногда и рушится; уничтожай, когда уже приготовлено то, что должно заменить уничтоженное.
  
   Помни, что всегда происходит более вреда, чем пользы, если предлагают обдуманно перемены, даже самые выгодные, и употребляют усилие для введения их; советуйся со старыми офицерами о нововведениях, которые замышляешь; согласие их повлечет за собой согласие прочих.
  
   Не буду говорить тебе здесь об изучении военного искусства; я оказал тебе уже прежде необходимость и выгоды этого изучения; я указал тебе план, которым ты должен руководствоваться для усвоения этой науки; ограничусь повторением того, что история есть источник, из которого должен ты постоянно черпать: читай историю не для изучения истории, но для изучения войны, нравственности и политики.
  
   История была, с малолетства, предметом моих занятий и ей обязан я всему, что знаю.
  
   Не пренебрегай математикой; мне очень жаль, что я ею не занимался глубже; я учил ее рано, любил ее, сделал в ней успехи, и очень обязан тому немногому, что из нее знаю.
  
   Ты храбр, ты доказал это, но остерегайся крайности в этом случае.
   Сколько слез стоила мне необычайная храбрость одного, весьма много любимого человека! Дай Бог, чтобы храбрость твоя не была для меня столь же тяжкой!
  
   Храбрость, первое из качеств солдата, должна в полковнике подчиняться благоразумию; однакож , я желал бы лучше оплакивать твою смерть, чем славу или честь твою.
   Помни, что люди, которые более всего будут тебе советовать беречь себя, будут первые тебя порицать строго, если ты последуешь их советам.
  
   Люби отечество, короля; это обязанность каждого гражданина, а для тебя это первый долг, потому что король осыпал меня и тебя милостями; впрочем, эти чувства слишком глубоко врезаны в твоем сердце: не для чего и упоминать о них.
  
   Люби славу; желание достичь ее должна всегда пламенеть в твоем сердце.
   Эта любовь к славе поддерживала меня на трудном пути, мною пройденном; она заставляла меня забывать, что я родился со слабым здоровьем.
  
   Не буду говорить тебе о честности, но советую тебе следить за честностью твоих подчиненных; обвиняют некоторых полковников в продаже должностей в полку; не хочу этому верить: они раздают должности, но подчиненные продают их.
  
   Старайся, чтобы полк твой был лучше и более обучен, нежели другие: это самолюбие позволительно полковнику; но не старайся сделать его красивее и переполнить блестками. Наблюдай, чтобы роты всегда были укомплектованы людьми способными к военному делу; не позволяй, из ложного сострадания, капитанам получать жалованье на людей, которые не состоят у них по спискам: тот, кто позволяет себе это лихоимство, обманывает короля и нарушает обязанности чести.
  
   Тот также не совсем честен, кто не соблюдает совершенной справедливости в распределении милостей, и в особенности не препятствует своим подчиненным иметь на счет солдат выгоды незаконные.
   Это один из главных пунктов, на которые полковник должен обращать внимание.
  
   Присутствуй при всех учениях своего полка
  
  -- будь всегда первым на месте сбора;
  -- являйся занятым единственно своими обязанностями;
  -- будь деятелен, бдителен, точен, и офицеры твои будут аккуратны, внимательны и ревностны;
  -- в противном случае - полком твоим овладеет мрачная и холодная апатия: нерадивость полковника влечет за собой невнимание офицеров к своим обязанностям.
  
   Никогда не увлекайся нетерпением или гневом; за первыми порывами страстей всегда следует раскаяние: если хочешь сделать глупость - сказал очень справедливо один из наших писателей - последуй внушению гнева.
   Начальник вспыльчивый нередко позволяет себе поступки предосудительные для его чести, сопряженные с опасностью для его жизни и чаще всего для жизни его подчиненных.
  
   Повинуйся законам и тем лицам, которые по избранию государя суть органы этих законов; неповиновение властям - величайшее из преступлений воинских: оно сообщается с необыкновенной скоростью и возрастает в силах по мере распространения.
  
   Может ли полковник, не повинующийся старшим, требовать послушания от своих подчиненных? будь судьей, цензором, блюстителем порядка и отцом своего полка:
  
  -- как блюститель порядка и судья, наблюдай за исполнением законов;
  -- как цензор и отец - за сохранением чистоты нравов;
  -- обращай особенное внимание на сей последний предмет, всегда почти забываемый или пренебрегаемый начальниками;
  -- где водворены добрые нравы, там и законы уважаются, и - что еще лучше - там любят законы;
  -- и потому старайся улучшать нравы;
  -- но не думай, чтобы это можно было сделать по заказу;
  -- они сообщаются, они внушаются, они должны быть вводимы примером;
  -- сила примера здесь, как и везде, почти действительнее силы воли;
  -- бесполезно было бы высматривать и замечать в других недостатки, в которых можно упрекнуть нас самих.
  
   Если собственно твои нравы будут безукоризненны, полк также будет отличаться нравственностью; темперамент твой укрепится, ты выиграешь много времени, отклонишь от себя многие смешные стороны, никогда не будешь игрушкой обстоятельств, и общее уважение вознаградит тебя за лишения, на которые ты себя осудишь.
  
   Избегай игры, в особенности азартной; изгони совершенно последнюю из своего полка; большая часть военных людей через нее гибнет.
  
   Берегись пристрастия к вину: оно унижает человека; имей всегда хороший, но не утонченный стол; приглашай к нему офицеров своего полка, предпочтительно перед генералами, полковниками и другими командирами; принимай гостей своих по степени уважения, которое они заслуживают.
  
   Число экипажей своих ограничь необходимостью: ты должен показывать пример простоты и скромности, потому что ты полковник и потому что ты сын мой; эта умеренность не будет стоить тебе большого труда, потому что я старался удалить от себя ту роскошь, которая обращает в изнеженных женщин большую часть наших молодых воинов.
  
   Я не позволял украшать твоих лошадей, мулов и одежды людей твоих золотом и серебром, и надеюсь, что ты всегда будешь соблюдать эту драгоценную простоту.
  
   Великолепие, которое так прилично человеку, представляющему лицо государя, делается недостатком для венного вообще и пагубным для полковника; подчиненные кого считают за обязанность, за честь - ему подражать.
  
   Я никогда не мог смотреть, без сильного негодования, на молодых начальников наших полков, когда они вводили в лагери и в гарнизоны роскошь и негу придворную; когда они старались отличиться богатством и великолепием экипажей, множеством слуг, красотою лошадей, утонченность стола, одним словом - соперничали между собой единственно в искусстве размножить наслаждения. Разве в этом состоит честолюбие, которое должно одушевлять военачальников!! Но довольно об этом: досада готова овладеть мною; впрочем, в этом случае мои советы менее тебе нужны, чем во многих других.
  
   Ты никогда не смотрел на страждущее существо без сильного желания прекратить его страдания или облегчить их; сохраняй же, сын мой, эту драгоценную чувствительность: она может быть для тебя иногда причиною мучений, но гораздо чаще она будет источником удовольствий самых живых и чистых.
  
   Советую тебе быть человеколюбивым и великодушным стол же для твоей славы и для счастья: человеколюбие и щедрость привлекает к нам сердца людей, с которыми мы живем, которыми начальствуем.
  
   Какой бы расход ни сделал ты для облегчения страждущего человечества, я с удовольствием пополню его: слух о твоей благотворительности для меня будет приятнее молвы о твоем умении устраивать празднества; пусть лучше удивляются большему числу осчастливленных тобою, чем большему числу вельмож, которых ты увеселить старался: воспоминание о празднестве не оставляют приятных следов ни в душе, ни в сердце, а как сладостно для нас воспоминание о несчастном, нами утешенном!
  
   По какому-нибудь важному случаю, можешь раздать общую награду солдатам своего полка - я не против этого; но мне было бы приятнее, если бы ты сохранил эти деньги для раненых, для тех, которые отличились каким-нибудь блистательным делом, или для тех, которые, исполнили свои обязанности, понесли важную для них потерю.
  
   По крайней мере, раз или два раза в неделю посещай больных своего полка; поговори с каждым из них ласково и старайся успокоить их; слушай даже рассказ об их страданиях; эта снисходительность будет, не менее лекарств, способствовать скорому их выздоровлению.
  
   Посещай почаще арестантов своего полка; человек провинившийся должен быть наказан, но не должен быть заключен в нездоровом месте.
  
   Не стану тебе и говорить, что ты должен беречь кровь и пот солдат своих; тот недостоин имени человека, кто для приобретения известности, подвергает их излишним опасностям и страданиям: вообще знаний, что слава, которая приобретается этой ценой, не блестяща и не прочна.
  
   Французские полковники, с давних времен, славятся в Европе своей вежливостью; я уверен, что для тебя не будет сделано в этом случае обидного исключения; надеюсь даже, что ты превзойдешь предстоящие тебе образцы: большая часть полковников вежлива только с женщинами, с начальниками и равными; ты, я полагаю, вежлив и с подчиненными.
  
   Никогда не говори с офицерами своего полка, и даже о них, тоном повелительным или презрительным, как это делают некоторые начальники; помни, повторяю, что многие из твоих подчиненных гораздо более тебя заслуживают командования полком; что многие - происхождения более древнего и знаменитого, чем ты, и что им недоставало, чтобы стать выше тебя, только богатства или счастья, и потому будь доступен, любезен, вежлив, предупредителен еще более с подчиненными, чем с равными; вежливость с равными большей частью есть только следствие искусной политики; с подчиненными же - это признак доброго сердца. Похвалы, мною заслуженные, за то, что я никогда не давал чувствовать власть свою, должны заставить тебя последовать моему примеру.
  
   Сделав ошибку, сознайся в ней тотчас, а главное - старайся исправить ее.
   Хотя этот образ действий очень естественен и не заслуживает похвалы, однакож тебя будут хвалить за это; ты привлечешь к себе сердца и твои ошибки будет извиняемы; я сам часто это испытывал.
  
   Люби и отличай офицеров, которые окажут военные способности, и тех, которые исполняя свои обязанности, предаются изящным искусствам.
  
   Занимайся в особенности молодыми офицерами своего полка, наблюдай сам за их поведением, за их занятиями и за их нравственностью; будь, как я сказал, отцом их и, если нужно, их наставником; полк твой будет хорош лишь тогда, когда офицеры твои будут богаты сведениями и когда они будут отличаться постоянным и сильным рвением к службе.
  
   Поверь, что ты достигнешь блистательных результатов не иначе как обращая усиленное внимание на молодых офицеров и приучая их к правильной жизни.
  
   Старайся, чтобы старшие офицеры питали к молодым любовь отца к детям или, по крайней мере, наставника к воспитанникам; наблюдай, чтобы последние оказывали старшим внимание и уважение, которое дети нежные и хорошо воспитанные имеют к своему отцу; старайся поселить и поддержать согласие в своем полку; спеши уничтожать возникающие раздоры, искореняй вражду, или, по крайней мере, предупреждай ее губительные следствия: это, сын мой, одна из первых и существенных обязанностей полковника.
  
   Все, что делается в полку, должно быть тебе известно, но для этого никогда не прибегай к шпионству:
  
  -- тот, кто доносит на своих товарищей - человек бесчестный, не заслуживающий никакого доверия;
  -- прибегай к чужим глазам, к чужим рукам только в тех случаях, когда тебе невозможно все видеть и все сделать самому;
  -- вникай во все подробности; только тогда можно хорошо исполнить на нас возлагаемое, когда все подробности известны;
  -- полковнику не приходится смотреть на вещи свысока;
  -- не старайся, впрочем, присвоить себе обязанности, которые законом поручены твоим подчиненным;
  -- довольствуйся наблюдением за всеми ими и заставляй каждого исполнять его обязанности.
  
   Вот, наконец, последнее мое наставление:
  
  -- не забывай никогда, сын мой, что ты сделан полковником для блага службы и полка, который поручен тебе;
  -- слава отечества должна быть главной твоей целью;
  -- постоянным твоим занятием - должно быть устройство счастья твоих подчиненных;
  -- если тебе удастся доказать своему полку, что ты руководствуешься этими побуждениями, всякий из членов его будет считать обязанностью и удовольствием способствовать твоим видам;
  -- тогда все препятствия исчезнут и ты заслужишь славу чистую привлечешь к ней сердца окружающих и милость короля, и наконец осчастливишь любящего тебя отца...
  
   Шарль-Луи-Огюст Фуке, герцог де Бель-Иль (22 сентября 1684 -- 26 января 1761) -- французский полководец, маршал Франции (11 февраля 1741 года), военный министр Франции
  
  -- Заключением в 1735 году мира и приобретением Лотарингии Франция была обязана преимущественно Бель-Илю. Кардинал Флери питал к нему полное доверие; Людовик XV вверил ему управление Мецем и тремя лотарингскими епархиями, которое он сохранил до своей смерти.
  -- В войне за Австрийское наследство Беллиль отличился как дипломат и полководец. В 1746 году в звании главнокомандующего французской армией в войне против Италии он с успехом защищал французскую границу против австрийцев и короля Сардинии, за что был возведен королем в звание герцога и пэра.
  -- В 1753 году Бель-Иль был поставлен во главе военного управления и оставался в этой должности до конца жизни.
  -- В кн. : Дюра-Ласаль Л. О звании генерала или о воспитании, образовании, познании и достоинствах, нужных главнокомандующему и прочим офицерам для командования армией. Основано на правилах великих полководцев ученых и знаменитых писателей древнего и настоящего.// Военная библиотека .- т.I. - СП б., б., I87I .- с.350-358.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023