ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Букет Абхазии

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 3.71*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О пагубе национализма


А.И. Каменев

"Букет Абхазии"

  
   Беда тому государству, которое не заботится о мире и спокойствии своих граждан.
   ***
   Внутренний порядок в любой стране зависит от множества факторов, но проблема межнациональная и сопутствующая ей - религиозная - всегда является главной в отношениях между людьми разной крови и вероисповедания.
   *
   Советское правительство, в силу особых обстоятельств (необоснованного волюнтаризма, исторического невежества, национального пристрастия правящей элиты, в частности, Сталина и Берии), кроило территорию бывшей Российской империи на свой лад.
   *
   При сильной власти, опирающейся на мощный карательный аппарат, националистические страсти можно было на какое-то время заглушить, но не излечить...
   ***
   В таком вопросе, как национальный, без компромисса не обойтись.
   Но компромисс - это не ущемление прав одного народа в угоду интересам другого.
   Компромисс - это сбалансированность интересов обеих сторон.
   Самое сложное этот баланс найти, учитывая тот факт, что с одной и с другой стороны всегда найдется группа недовольных, которая постарается разбередить общественное (националистическое) сознание до степени неприятия и даже ненависти другой стороны, участвующей в конфликте.
   *
   Тем и опасны националисты, что они злобят свой народ, не гнушаясь ничем.
   И все это делается не для того, чтобы простому человеку жилось лучше и вольготнее, а в целях достижения власти группой людей, стремящихся к переделу собственности и сфер влияния.
   ***
   Повторю то, о чем неоднократно писал: националист - враг, коварный и подлый. Это зло безусловное. Оно везде и всегда ищет лишь своей выгоды и пользы.
   Националисту наплевать на нужды и чаяния своего народа, своих сограждан.
   Ему нужна власть, чтобы грабить и обирать своих же соплеменников, а уж потом "неверных", "инородцев" и всех прочих.
   ***
   Власть, если она разумна, призвана не только сглаживать возникающие противоречия в сфере межнациональных общений, но и упреждать на будущее возникновение конфликтов между людьми на национальной, религиозной, социальной и иной почве.
   Тем не менее, нередко бывает, что именно власть своими действиями создает повод для националистического выступления.
   Так было в конце 80-х годов в Абхазии.
   *
   Тот, кто хоть немного знает историю Кавказа, обратит внимание на тот факт, что на этой территории все время возникали конфликты.
   Кавказ, как "лакомый кусочек", как благодатный край и стратегически важная территория, был объектом притязаний греков, римлян, всевозможных кочевых племен, монголо-татар и ближайших соседей - Персии и Турции.
   Абхазское княжество, вошедшее в 1810 г. в состав Российской империи, сохранило свое автономное управление.
   Явление, названное в истории словом "махаджирство" (насильственное выселение абхазов в Османскую империю, сильно ударило по коренному населению Абхазии, а последующие действия царского и советского правительства способствовали усилению грузинского элемента на этой территории.
   *
   Безусловно, притеснение со стороны власти и засилье грузин в органах управления, не могли не вызвать ответной реакции абхазов: они активно выражали свое отношение к "грузинизации" неоднократно - в 1957, 1967, 1978, 1989 годах. 
   *
   В описываемый мною период националистическая политика по отношению к абхазам и демографическая экспансия грузин в Абхазии, поощряемая Тбилиси, осуществлялась под руководством Э.А. Шеварднадзе (1973 - 1987 гг.).
   Нам еще предстоит более детальное знакомство с этим политическим деятелем, а потому ограничимся лишь указаниями на его "руководящую" роль в событиях 70-80-х гг. ХХ в.
   *
   Еще в конце 1977 г в союзные органы, в частности в ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета и Совет Министров СССР, было направлено письмо 130 представителей интеллигенции и видных общественных деятелей Абхазии, в котором ставился вопрос об осложнении межнациональных отношений в республике и элементах бериевщины в политике ЦК КП Грузии.
   ***
   Мне довелось быть свидетелем событий того времени.
   Летом 1978 года я проводи отпуск в военном санатории в г. Сухуми.
   Санаторий Минобороны был расположен на самом берегу моря, рядом со знаменитой набережной, местом вечернего променажа сухумской публики и приехавших на отдых гостей города.
   Прекрасное, буквально райское место, роскошная природа, манящие к себе горы и кавказское гостеприимство располагали к безмятежному и спокойному отдыху.
   Мы, офицеры и отставники-пенсионеры, сразу же полюбили этот город.
   На набережной Сухуми можно было встретить немало интересных лиц, почувствовать ритм жизни курортного города.
   *
   Впервые, за все годы советской власти в Сухуми я столкнулся с правилами рыночной торговли.
   Однажды, заинтересовавшись модными ботинками, я был удивлен тем, что на выставленном образце отсутствовал ценник, указывающий стоимость покупки.
   Тогда я обратился с вопросом к продавцу, желая узнать стоимость данных башмаков.
   Тот же ошарашил меня встречным вопросом:
   - А сколько дашь?
   Оказалось, что цена на обувь (как, впрочем, на многое другое) договорная, а при покупке следует торговаться.
   В другом случае, желая выпить холодной газировки, я выложил на прилавок вместо положенных 4- копеек, 10-ти копеечную монету и смиренно ждал сдачу в 6 коп.
   Надо было видеть мое удивление, когда вместо сдачи газировщик меня строго отчитал:
   - Дорогой, чего стоишь? Иди своей дорогой. Ты сюда разве бедный приехал?
   *
   Не знаю, как в других республиках Кавказа, но в Абхазии капитализм уже в 70-е годы прошлого (ХХ) века имел прочные корни.
   Но речь, по правде сказать, не об этом...
   ***
   Однажды весь наш военный санаторий пришел в движение и поводы для всеобщего волнения были.
   Накануне кто-то видел, как в город втягивалась армейская колонна с походными кухнями и солдатами внутренних войск.
   Утром, придя на пляж, мы с удивлением обнаружили близ берега боевой корабль, стоящий на якоре.
   ***
   Несколько ранее я тоже обратил внимание на одну странность.
   В Абхазии, как в любой южной стране, имеющей виноградники, было много местных вин.
   Среди них фирменным было вино под названием "Букет Абхазии".
   Это было приятное на вкус вино, с прекрасным ароматом и достаточно доступное по цене.
   *
   Вечерком с приятелями мы часто распивали одну-две бутылки этого вина и потому достаточно хорошо ориентировались в винных магазинах, если хотели приобрести это вино.
   Этикетка на этой бутылке была красочная и имела двойной текст: на абхазское и грузинском языках.
   *
   За несколько дней до описываемых событий, мы с приятелями в очередной раз пошли за полюбившимся вином.
   Купив его, мы с удивлением обнаружили, что на этикетке был полностью стерт грузинский текст и оставлен только абхазский.
   *
   Находясь в Сухуми, мы невольно проникались в противоречия, которые уже давно имелись у грузин и абхазов.
   Местные жители с неудовольствием поговаривали, что грузины оттеснили абхазов от рычагов управления в республике. Имея небольшой удельный вес в составе населения, они занимали почти все командные посты во власти, торговле, сфере обслуживания, здравоохранении, образовании и т.д.
   *
   Недовольство сложившимся положением дел копилось и до поры до времени не принимало какой-либо видимой формы.
   Но вымарывание грузинского текста, как одна из форм протеста абхазов, имело место там, где это было доступно простому человеку.
   В частности, на этикетке бутылки "Букет Абхазии"...
   ***
   Вскоре по санаторию поползли слухи о том, что на главной площади Сухуми уже не первый день стоит безмолвный митинг...
   В то же время, город жил обычной жизнью и только на центральной площади происходили какие-то важные события.
   *
   Я, как человек, привыкший все видеть своими глазами, решил пойти на площадь.
   Сказано - сделано.
   И вот я на площади среди стоящей в полном молчании толпе.
   Угрюмые люди не кричат, не требуют чего-либо, а лишь кучкуются в группы по 5-7 человек и что-то обсуждают между собой.
   Ораторов и организаторов не видно, но чувствуется, что кто-то властно управляет толпой.
   *
   Взять хотя бы мое появление на площади.
   Сразу видно - чужак, не свой.
   Но никто не лезет с расспросами, не угрожает и не гонит прочь.
   Косятся, сторонятся, но не трогают, не провоцируют, не задевают...
   В общем - все чинно, благородно...
   ***
   Надо признать: тот, кто собирает толпу недовольных, как правило, не знает, что следует ожидать от наэлектризованной массы.
   Один провокатор может сделать столько, сколько не в силах сделать порой самая организованная партия.
   Толпа- это пороховая бочка.
   Редко когда зажженный фитиль гаснет, не коснувшись пороха...
   *
   Тот, кто толкает людей на улицы, а тем более, призывает на баррикады, должен знать, что открывает "ящик Пандоры" ...
   ***
   Впрочем, вернемся в Сухуми.
   Мне трудно судить о том, как велись переговоры с властью.
   Известно лишь следующее: власть согласилась ограничить присутствие грузин в структуре власти. Расширена была квота для абхазов во властной структуре. Потеснил и грузин из торговли и прочих сфер...
   *
   Конечно, все это были полумеры
   *
   Спустя 11 лет, в "Абхазском письме" (от 17 июня 1988 г.), которое было направлено в Президиум XIX всесоюзной конференции КПСС, выдвигалось политическое требование о выделении Абхазии из Грузии. А претензии абхазов вновь состояли в том, что грузины захватили все ключевые посты в республике и не давали возможности коренному населению нормально развиваться.
   Конфликт обострялся и, в конце концов, привел к серьезному кровопролитию, имевшему место в 1992-1993 гг.
   *

Армяно-азербайджанский конфликт

  
   Давно зрел и армяно-азербайджанский межнациональный конфликт.
   *
   Все началось в феврале 1988 года, когда был создан САС (союз армянского студенчества). С 26 мая по 15 июня они организовали сидячую демонстрацию на Театральной площади. В сентябре создали первички САС в вузах, техникумах и училищах республики. 10 ноября провели учредительный съезд, а 21 ноября провели шествие к Верховному Советы республики, в котором приняло участие около 50 тыс. человек, т.е. почти все студенты Еревана.
   Идеи стали защищать в булыжников в руке. За права нации и человека проламывали железными прутьями голову другим людям. Тридцатитысячная толпа на площади, с детьми, даже с грудными на руках - накаленная, неистовая, ревущая "Арцах!", "Арцах!". Костры горят, лица искажены яростью.
   Власти в ночь с 24 на 25 ноября 1988 г ввели комендантский час. Но это была уже запоздалая мера. Гражданская война, начавшись между Арменией и Азербайджаном, вскоре вспыхнет по всему югу СССР.
   Беда коснулась, прежде всего, простых людей.
   С 22 ноября 1988 года в Азербайджанскую ССР из Армении прибыла 141 тысяча азербайджанцев. Навстречу им двигался поток из более чем 158 тысяч армян. Встречные потоки шли о тех пор, пока не иссякли людские ресурсы: армян - в Нагорном Карабахе, а азербайджанцев - в Армении.
   Те же, кто затеял братоубийственную войну, свою голову под пули не подставляли и своих детей в подвалы от бомб и снарядов не прятали.
   Они нашли им место в уютных местечках Англии, Франции, Америки и т.д.
   *

Джина выпустили из бутылки

  
   1989 год, на мой взгляд, был переломным в судьбе СССР. Именно в это время страна превратилась в пороховую бочку, к которой умелой рукой подносили зажженные фитили. Но, то ли порох кое-где был сыроват, то ли заряда еще не хватало, Советский Союз не взорвался, подобно грозному вулкану, о лишь детонировали отдельные его части.
   *
   Попробуем разобраться в вопросе, что питает национальное движение?
   Национальное движение появляется в первую очередь там и тогда, когда нарушается социальная справедливость. Когда для представителей одной национальности создаются в жизни льготные условия, а для другой, наоборот, строятся всевозможные препятствия в развитии ее языка и традиций, образовании и профессиональном продвижении.
   Вспомним хотя бы, как возникло и развивалось карабахское движение. Почему люди поставили вопрос о соединении с Арменией? Потому что видели, что прежнее руководство Азербайджана все больше и больше загоняло область в тупик, старалось оборвать естественные связи армянского населения с Арменией.
   *
   Именно в это время в дело борьбы за чисто социальную справедливость вторгается криминал и национализм, как непримиримое отношение к людям другой национальности. Эти две силы сталкивают людей друг с другом, повязывают их кровью и под шумок устраняют конкурентов в борьбе за власть, овладевают национальным достоянием и стремятся как можно дольше держать в напряжении людей.
   *
   Главный урок, преподнесенный нам нашим опытом гласит: политическая ложь ведет к катастрофе там, где какая-то организация или группа лиц обладает абсолютной монополией на власть и информацию. Если в обмане некому уличить, то можно насаждать в головы людей разные мысли и идеи. К примеру, что через насилие можно обрести свободу; что, убивая других, можно добиться лучшей жизни.
   *
   Мне кажется, ни древний мир, ни Геббельс не знали столь изощренной системы лжи и оболванивания людей, которые открылись в 1989 году.
   *
   В этом обмане народа участвовали все, кому не лень. Академик АН Эстонской ССР М.Л. Бронштейн в "Правде" в январе 1989 года обосновывает притязания коренных литовцев на жизненное пространство уменьшением их удельного веса в составе республики.
   Партия национальной независимости Эстонии в это же время пишет: "48 лет чужой и враждебной власти толкнули страну и народ на край катастрофы... Для каждого мыслящего и способного к чувству ответственного эстонца пробил час высшей опасности... Общественный порядок советского типа оказался тупиком человеческого развития... Наши руки связывает не только власть компартии, но и парализующее чувство неуверенности и безнадежности... Эстонец! Не стыдись быть националистом..."
   *
   О какой национальной катастрофе эстонцев шла речь? Кто их притеснял? Кто не давал им развиваться.
   Меня трудно в этом отношении ввести в заблуждение, ибо, служа в Прибалтике, я неоднократно бывал в Риге, Таллине, Тарту, Вильнюсе и других городах. Уровень жизни там был на голову выше, чем в соседнем Калининграде. В то время, как у нас, в Калининграде, полки в магазинах были пусты, в прибалтийских городах было изобилие продуктов.
   Почему так происходило? Причина была одна: центр, т.е. Москва, не изымала продукты сельского хозяйства прибалтийских республик и они могли насытить свой рынок собственными продуктами и привозными. На моей родине, на тамбовщине, политика центра была другой: продукция сельского хозяйства тамбовской области почти на 90% изымалась из областного оборота и направлялась частью в Москву, частью - в другие регионы.
   Тамбовчане, способные во много раз обеспечить себя сельхозпродукцией, вынуждены были ездить за продуктами в Москву.
   Те же продукты и товары, которые оставались в области, распределялись по складам. Часть этих складских запасов шла для прокорма партийной, советской и профсоюзной элиты, часть - продавалась из-под прилавка по завышенной цене. И лишь незначительная доля шла в розничный оборот.
   *
   Жилось плохо, прежде всего, русским людям, да простым людям Кавказа, Закавказья, Средней Азии. Но никак не прибалтам.
   *
   Никто не покушался на их традиции и уклад жизни. Они вели неспешную, непыльную, нетрудную жизнь. Им не нужно было тратить много средств и усилий для выживания. Они жили неплохо.
   Но, видимо, они хотели жить еще лучше. Им надо было выделиться из состава СССР, а для этого следовало порвать все связи с центром.
   *
   Я понял, если кто-то громче всех кричит о национальных интересах, то он печется не об интересах большинства людей, а о своей личной выгоде.
   Не верьте, люди, таким крикунам...
   Себе выйдет дороже!
   Поймите, простые люди, нам с вами делить нечего.
   Это толстосумы пытаются отнять друг у друга наворованные капиталы, а нас, простых людей, использовать для собственной драчки.
   Не пора ли послать их! .... куда подальше?
  

Оценка: 3.71*8  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023