ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Был конь, да уездился"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


"Был конь, да уездился"...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  

0x01 graphic

  

Россия.

"Лесная речка" 1893

Художник Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

   332
   Попечение о здоровье подчиненных.
   На первом плане у Суворова всегда была забота о здоровье войск. В бытность свою на Кубани для уменьшения смертности между людьми, он прибегнул к более широкому их расположению и к эвакуации госпиталей. По вступлении в командование войсками в Крыму, Суворов опять же, прежде всего, принялся за эвакуирование переполненных госпиталей и попечение о больных возложил на прямую ответственность полковых командиров. В этом отношении очень интересен его приказ по войскам Крымского и Кубанского корпусов, от 16-го мая 1788 года, выписки из которого мы здесь и приводим: "2) Полковым, батальонным и их команд лекарям и подлекарям иметь ежедневное попечение о соблюдении паче здоровья, всегдашними обзорами в касающемся до них содержании каждого вообще, до их пищи и питья. Последнему принадлежит, где не лучшая вода, таковая отварная и отстоялая; слабым сухарная или с уксусом; к пище же - выпеченный хлеб, исправные сухари, теплое варево и крепко - полуженные котлы. Застоянную, олудьевую отнюдь не употреблять; но надлежаще варить, а по употреблении вымывать и вытирать котлы сухо. Обуви и мундирам быть не весьма тесным, дабы в обуви подстилка употребляться могла. Наблюдать весьма чистоту в белье, неленностным вымыванием оного. Строго остерегаться вредного изнурения; но тем паче к трудолюбию приучать, убегая крайне праздности, в противном случае, г. лекарь или подлекарь представляет тотчас г. эскадронному или ротному командиру. В случае неудовлетворения от сего, доносить о том полковому, батальонному или того отделения начальнику; далее же относиться уведомлением о том, хотя письменно, г. командующему той частью, а потом и тоже бригадою. В крайности же иметь право о сем непорядке немедленно сообщать старшему при корпусе г. лекарю, для донесения корпусному генералу; но таковые приключения никогда не ожидаемы. Случайно больных и слабых в лазаретах при войсках, строгим наблюдением обыкновенных порядков в лечении и содержании: неутомлено приводить в прежнее состояние их здоровья. В каком, и малом, в предвидимом умножении оных, г. батальонный командир имеет долг, при самоличном в том месте обозрении, исследовавши причину зла, неослабно взыскать на начальнике, ибо иначе ответствует он одною своею особою начальнику корпуса". Благодаря всем этим мерам, войска выступили из Крыма, не оставив там ни одного больного и не взимая при движении ни одной обывательской подводы под больных и слабых. Не мало сведений дошло до нас о деятельности в этом отношении Суворова в Финляндии, где ему было поручено начальствование над войсками в 1791 году. В Финляндии он застал большую болезненность и смертность между войсками и переполненные госпитали. Он приступил, прежде всего, к опорожнению госпиталей, оставляя в них лишь одержимых некоторыми болезнями, всех же других перевел в лазареты при частях на личную ответственность начальников оных. Таким образом, в двух госпиталях, в которых было более 1.000 человек, осталось всего лишь 40. Из частей больных в дальние госпиталя запрещено было посылать: "дорогой они приходят в худшее состояние и вступают полумертвыми в смертоносный больничный воздух". Слабым он приказывал давать льготу и помещать их: "в особой казарме или крестьянских домах; соблюдать крайнюю чистоту; потному не садиться за кашу, не ложиться отдыхать, а прежде погуляться и просохнуть. На лихорадку, понос и горячку - голод, на цингу - табак. Кто чистит желудок рвотным, проносным, - тот день голод. Солдатское слабительное - ревень, корень коньего щавеля тоже. Непрестанное движение на воздухе. Предосторожности по климату - капуста, хрен, табак, летние траки. Минералы, ингредиенции (аптечные лекарства) не по солдатскому воспитанию, на то ботанические средства в артелях". <...>

С. Гершельман.

Нравственный элемент в руках Суворова. Изд. 2-е. -

Гродно, 1900).

  

0x01 graphic

Россия.

Лесной уголок. 1886.

Художник Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919)

  
   323
   Поражение на войне.
   Когда, ведя военные действия, терпишь поражение, не следует этого страшиться. Надлежит думать о том, какую пользу можно извлечь из поражения: изготовь к бою ору­жие, воодушеви воинов и следи за тем, когда противник ос­лабит натиск, чтобы нанести удар самому. Так можно при­дти к победе. Правило гласит: "Благодаря урону можно избавиться от неприятностей".

Сунь-цзы.

  

0x01 graphic

  

Россия.

"Пятница-опасный день" 1843г

Художник Федотов Павел Андреевич (1815-1852)

  
   324
   ПОРЯДОЧНОСТЬ ПОЛКОВОДЦА.
   Плутарх о примере римского полководца Камилла. (Сокр).IX. ... Камилл получил власть и вторгся в землю фалисков. Он осадил укрепленный и в изобилии снабженный всем необходимым город Фалерии. Он знал, что взять его было трудно и требовало много времени, но хотел развлечь, занять сограждан, чтобы они не слушали речей своих вожаков и не затевали мя­тежей, томясь дома от безделья. Римляне всегда с успехом прибегали к этому средству, как врачи, изгоняя из государственного тела то, что могло вы­звать недуг бунта. X. Фалерийцы с таким пренебрежением относи­лись к осаде, надеясь на укрепления, отовсюду окру­жавшие их город, что, кроме тех, которые стерегли стены, все ходили по городу в обыкновенном платье. Их дети продолжали посещать школу и вместе с учи­телем прогуливались за городскими стенами и зани­мались гимнастическими упражнениями. У фалерийцев, как и у греков, был один только учитель для того, чтобы их дети с младенчества получали общее воспитание и приучались к общежитию. Этот учитель задумал изменить фалерийцам, из­брав детей орудием для исполнения своего плана. Он ежедневно водил их за городские стены, сперва на недалекое расстояние, и после окончания гимнастиче­ских упражнений возвращался обратно. Затем он по­степенно начал водить их на более далекое расстоя­ние и приучил оставаться спокойными, как будто им не грозило никакой опасности, наконец, вместе со всеми ими подошел к римским передовым постам и передал их часовым, приказав провести себя к Ка­миллу. Когда его привели к нему, он назвал себя воспитателем и учителем детей и сказал, что заслу­жить его расположение он считает выше исполнения своего долга и пришел, в лице детей, передать ему город. Выслушав его, Камилл был возмущен его по­ступком. Обратившись к окружающим, он сказал, что война - зло; ее ведут с помощью больших несправед­ливостей и насилия; но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приоб­ретены путем низости и преступлений. Великий пол­ководец должен вести войну, надеясь на свое муже­ство, а не на измену долгу со стороны других. Он приказал ликторам сорвать с изменника платье, свя­зать на спину руки, детям же дать палки и плети, чтобы они били и гнали изменника в город. Между тем фалерийцы заметили предательство учителя. Ко­нечно, при известии о таком ужасном несчастье по всему городу раздавался плач. Мужчины и женщины бежали в исступлении к городским стенам и воро­там - и вдруг увидели детей, гнавших голого и свя­занного учителя и называвших Камилла своим спаси­телем, отцом и богом, вследствие чего не только ро­дители детей, но и остальные граждане почувствова­ли уважение и любовь к Камиллу за поступок, гово­ривший о его справедливости. На Народном собрании было решено отправить к нему послов и объявить, что они сдаются. Камилл отослал их в Рим. В сенате они сказали, что римляне, ставя справедливость вы­ше победы, заставили их предпочесть свободе подчи­нение римлянам не столько потому, что они считают себя слабее их, сколько потому, что их заставляет признать себя побежденными великодушие римлян. Сенат, с своей стороны, позволил Камиллу распоря­диться в данном случае по его усмотрению. Он взял с фалерийцев деньги, заключил союз с другими фалисками и отступил. ХI.Солдаты надеялись ограбить Фалерии, но вернулись в Рим с пустыми руками, вследствие чего ста­ли обвинять Камилла перед другими согражданами в нерасположении к народу и нежелании облегчить положение бедняков. <...> [В конечном итоге Камилл был приговорен к денежному штрафу и в сильном огорчении вынужден был покинуть Рим].

Плутарх.

  
  
  
  
  
  
  

0x01 graphic

  

Дарьяльское ущелье. 1884.

Художник Руфин Гаврилович Судковский (1850-1885)

  
   Факты "Из моей жизни"
   ("Записки вечного узника")
  

В ДАЛЕКУЮ АЛМАТУ

Анатолий Каменев

  
   Делать было нечего.
   И вскоре последовало распоряжение прибыть в отдел кадров ГлавПУРа для получения назначения к новому месту службы.
   От приглашения к кадровикам я не ожидал ничего приятного, ибо знал, что придется ехать далеко от Москвы.
  
   Так оно и получилось.
   Мне предложили принять должность заместителя начальника кафедры общественных наук в Алма-Атинском общевойсковом командном училище им. И.С. Конева.
  
   Место назначения меня не пугало, так как в 34 года любые далекие расстояния преодолимы и физически, и психологически.
  
   Не могло меня испугать и то, что предстояло ехать в Казахстан, т.е совсем в иную языковую и этническую среду.
  
   Между народами СССР не было тех разногласий и противоречий, которые возникли с горбачевский и ельцинский период.
   *

Благородная Россия и

неблагодарные потомки спасенных ею. Грузия

  
   Многие народы были благодарны России за то, что она спасла их народ от поголовного истребления и рабства.
  
   Это, сейчас руководители Грузии пытаются вытравить из народной памяти чувство благодарности русским.
  
   Чтобы показать, до какой степени в это время было уже обязательно со стороны России покровительство Грузии, и в какой мере последняя нуждалась в нашей помощи, приведем подлинный документ того времени--письмо к Императору Павлу 1-му Грузинского посланника при нашем Дворе, Князя Чавчевадзе, присланного просить защиты от притеснений Персии..
  
  -- "ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР!
  -- По силе существующего между Империей Вашего Императорского Величества Грузинским царством союзного торжественного Договора, Его Высо­чество царь Грузинский, мой милостивейший Государь, снабдив меня полною мочью, послал к Высочайшему Двору, как для поздравления Вашего Императорского Величества с благополучным принятием прародительского престола, что и имел уже я честь исполнить, так и для донесения Вашему Величеству, по силе того трактата, о всенижайших прошениях его, Царя и народа Его, о коих и не оставил я письменно объявить госпо­дину Канцлеру Светлейшему Князю Безбородко, для представления Ваниему Императорскому Величеству, аки единому по Бозе Покровителю и Облада­телю Царей Грузинских: но и по ныне на все прошения Царя моего должным ответом я еще не удостоен, а сказано мне на словах, чрез господина Действительного Статского Советника Лашкарева, что прошения Царя моего ныне удовлетворены быть не могут: о чем, буде так ВЫСОЧАЙШЕМУ ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ДВОРУ угодно, надлежало бы объявить за год прежде; тогда Царь мой, Государь, мог бы предпринять другие, к охранению царства своего, меры.
  -- Я же не могу позволить себе помыслить, чтоб ваше императорское величество, Благочестивый преемник Престола Всероссийского и священных Высоких Своих Предков обязательств, могли, пришедшему Царю с потомством его и народом в вечное Всероссийской Империи подданство, повелеть такой дать ответ, и основываясь на святости тех обоюдных торжественных обяза­тельств Царем моим и царством его нерушимо соблюденных, когда ни он, ни народ его не поща­дили собственной крови своей в пожертвовании оным, приемлю всеуниженнейше дерзновение по всем тем прошениям его, Царя моего, сим беспосредственно вашему императорскому величеству напо­мнить..."
  
   Далее следует просьба о присылке войск.
  
   По свидетельству Романовского (1860 г.), русские войска уже два раза переходили Кавказский хребет для помощи своим единоверцам.
  
   Пер­вый раз они прошли в 1770 году в Имеретию под начальством графа Тотлебена, и второй раз, как мы сейчас сказали, чрез Дагестан, в восточ­ную часть Закавказья, под начальством графа Зу­бова.
   Оба эти похода были вполне успешны.
   Каж­дый раз мы достигали своей цели и избавляли покровительствуемые нами владения от грозившей им опасности, но едва наши войска оставляли эти владения, как та же опасность являлась вновь, и даже в сильнейшей степени, потому что временная неудача вызывала притеснителей на сильнейшее мщение.
   Необходимость содержать наши войска в Закавказье постоянно была неизбежна.
  
   В это время Грузинское царство состояло только из Кахетии и Карталинии. Имеретия, Мингрелия, Гурия и Абхазия имели своих независимых владетелей; ханства Эриванское, Нахичеванское, Шекинское, Ширванское, Карабахское, Талышинское и Бакинское повиновались Персии, имея, однако, своих владетелей. Хан Ганжинский, отложившийся от Грузии в 1795 году, также подчинялся Персии.
  
   Царствовавший в то время в Грузии престарелый царь Ираклий не имел ни сил, ни средства не только оградить свое царство от врагов внешних, но и водворить порядок во внутреннем управлении.
   Государственная казна была истощена и народ обременен тяжкими налогами.
   Внутреннее расстройство Грузии в последние годы прошедшего столетия доходило до того, что даже ближайшие к царю родствен­ники, которым были розданы значительные уделы и которые были обязаны содействовать царю войсками в минуту опасности, нередко являлись ослушниками воли царской.
  
   Помещики, обязанные в чрезвычайных случаях помогать царю своими доходами, вознаграждали себя разорением крестьян. Последе были доведены до положения столь бедственного, что искали убежища в чужих владениях, предпо­читая рабство у соседей притеснениям на родине.
  
   Политическая немощь Грузии в конце прошедшего столетия была такова, что Аврский хан обложил Грузинское царство ежегодною данью.
  
   Недостаток войск вынудил царя Ираклия по­стоянно содержать от 5.000 до 10.000 наемного войска из Лезгин, которые производили своеволия даже в Тифлисе.
   Вместе с тем, эти наемники, узнав скрытные проходы в Грузию, проводили в ее пределы своих единоземцев, производивших беспрерывные грабежи и выводивших ежегодно из Грузии большое число пленных, которых Лезгины или обращали в рабство, или отправляли на продажу в Персию и Турцию.
  
   В 1798 году скончался царь Ираклий II, и на престол вступил сын его, Георгий XIII, который повторял просьбы отца своего о присылке войск и о принятии Грузии в подданство России.
  
   В конце 1799 Высочайше повелено было: от войск, на Кавказской линии расположенных, отде­лить 17-й егерский полк (Лейб-Эриванский Его Величества), с 5 орудиями, и под начальством шефа полка, генерал-майора Лазарева, отправить для постоянного пребывания в Грузию.
  
   В ноябре месяце, войска наши перешли Кавказ по Дарьяльскому ущелью, по Военно-Грузинской дороге, которая в то время далеко не имела тех удобств, которые представляет ныне, и с тех пор не оставляли уже Закавказья.
  
   0x01 graphic
  

"Дарьяльское ущелье. Лунная ночь".

Художник Куинджи Архип Иванович

  

Прием войскам нашим в Тифлисе был самый радушный.

  
   Приведем, извлечение из письма прибывшего вместе с войсками в Грузию, в качеств полномочного министра, при дворе царя Грузинского, статского советника Коваленского, к генерал-лейтенанту Кноррингу, командовавшему Кавказскою линией.
  
   "При входе в Тифлис, -- писал Коваленский -- полк сделал фигуру преизрядную, был встречен за три версты наивеликолепнейше, по предваритель­ному моему с Его Высочеством Царем о том соглашению.
  
   Царь со всеми знатными светскими и духовными выехал на встречу, в сопровождении более десяти тысяч народа: в городе же, вид амфитеатра имеющем, все крыши домов были усыпаны женщинами, и по единообразному их из белого холста одеянию, казали собою прекрасный вид рассеянного по городу лагеря.
  
   Пушечная пальба и колокольный по всем церквам звон возвышали сие празднество, а радостные восклицания народа, движения и самые слезы, особливо женщин, усовершали сию трогатель­ную картину братского приема и неложные преданно­сти к нам народной.
  
   Попечением моим, при усерднейшем подвиге на все, что до выгоды войск относится, Его Высочества Царя, полк успокоен и снабжен по мере надобности и возможности всем нужным.
   Квартиры отведены лучшие в городе, и дабы подать пример вельможам здешним, Царь предлагал каждому из штаб-офицеров свое соб­ственное жилище.
  
   По разорению здешнему, более же по умеренности в великолепии Его Высочества, он живет в двух комнатах, очистив пред моим приездом дом для меня".
  
   В сентябре следующего года на усиление Лаза­рева прибыл Кабардинский полк, под начальством генерал-майора Гулякова.
  
   С первых же дней расположения Русских войск в Грузии необходимость защитить эту страну от хищничества горцев и прикрыть военно-грузинскую дорогу, поставила наши войска в враж­дебное отношение к Кавказским горским племенам, а чрез несколько месяцев та же необходимость вынудила вступить с ними в решительный бой.
   *
   Такова была истинная картина положения грузинского народа.
  
   И, не приди русские вовремя на помощь грузинам тогда, сегодня уже некому было бы переиначивать историю на иной лад...
   *
  

0x01 graphic

  

Военно-грузинская дорога близ Мцхета.

Художник Михаил Юрьевич Лермонтов

  

"Не могу быть начальником"...

  
   Вернемся, однако, к моему назначению в Алма-Ату.
  
   Меня в этом назначении смущало то обстоятельство, что мне предлагали не должность простого преподавателя, которая меня бы вполне устроила, а пост одного из руководителей кафедры - должность заместителя начальника кафедры.
  
   В этом назначении меня смущало то, что у меня отсутствовал педагогический стаж, необходимый для руководства педагогическим коллективом, и молодой возраст в купе с майорским званием.
  
   Ведь мне пришлось бы руководить людьми, старшими меня по возрасту, званию и более опытными в педагогической работе.
   Но кадровики были неумолимы и настаивали на своем.
   *
  
   Дело в том, что многие кадровые вопросы того времени решались чисто формально.
  
   В внимание принимались не опыт, реальные достижения, а чисто формальные признаки - образование, стаж, партийность, наличие ученой степени, а иногда и возраст становился решающим фактором движения вперед.
   *
  
   К примеру, компания "омоложения" кадров в 70-80-х годах привела к тому, что вперед стали "двигать" молодежь, невзирая на нехватку опыта, умения работать с людьми и т.д.
  
   Если в мою лейтенантскую пору командиры взводов становились ротными через 5-7 лет, то в эти годы роту получали совсем неопытные офицеры через 1,5-2 года. Ускоренным темпом было продвижение вплоть до уровня заместителей командиров батальонов.
   Ими становились офицеры спустя 4-5 лет офицерской службы.
  
   Образовалась диспропорция: служебный рост опережал рост деловых и морально-психологических качеств офицеров.
   Пребывая в должности замкомбата, офицер продолжал, по сути, оставаться недозрелым взводным командиром.
  
   Далее для него открывался путь в военную академию, а после нее назначение на должность заместителя командира полка с перспективой через год-два возглавить полк.
  
  -- Получалось так, что за 10 лет офицерской службы (три из которых приходились на обучение в военной академии) офицер становился полновластным командиром тысячи подчиненных, сотен единиц боевой техники и огромного количества материальных средств.
  
  
   Это уже была новая категория командного состава, которая без каких либо усилий шагала по ступеням служебной лестницы, оставляя после себя неразбериху, массу недоделанного.
   Они научились извлекать пользу из службы для себя, но никак не хотели принести пользу общему делу.
  
   *
  
   Мне не хотелось становиться у руля дела, к которому я еще не был подготовлен.
   Однако, после дневной "пытки" кадровиками, мне пришлось дать согласие на назначение.
  
   *
   Итак, предстояло ехать в Алма-Ату.
   Семью до ноября было решено оставить в Москве.
   *
  
   Не буду описывать длинный путь на поезде, так как в памяти запечатлелись только отъезд и прощание с семьей и встреча сослуживцами на вокзале Алма-Аты.
   *
  
   По моей телеграмме меня встретили в Алма-Ате несколько будущих коллег, среди которых своей активностью выделялся полковник Тен. Виктор Енхакович, кореец по национальности, как оказалось, был гением коммуникации.
   Он легко и непринужденно вступал в контакт с разными людьми и быстро обращал их в своих благодарных почитателей.
  
   Встретив меня на вокзале, он вечерней дорогой провез меня к общежитию и оставил там на ночлег.
   *

0x01 graphic

  

Амур и Психея.

Художник Франсуа Паскаль Симон Жерар

  

Новая "Пироговка":

сборно-щелевое общежитие в Алма-Ате

  
   Училищное общежитие было сродни московскому, что на Б. Пироговской улице.
  
   Существенное отличие заключалось в том, что это была времянка, барак, грязный и малоухоженный.
   В моей комнате стояла солдатская кровать, табурет и стол.
   Шкаф отсутствовал и потому форму пришлось развесить по гвоздикам вбитым в стену.
  
   Первая мысль, которая возникла при виде этого общежития, была такова: "Да, вернулся я на круги своя".
  
   Но время было позднее.
   Надо было ложиться спать, чтобы назавтра прибыть в училище и доложиться по начальству.
   *
  
   Из Москвы я уезжал по легкому морозцу, а в Алма-Ате было еще очень тепло.
   Шинель мне не потребовалась.
   А вот парадная форма была необходима.
   *
  
   Согласно существовавшему тогда порядку, вновь назначенный офицер представлялся начальствующим лицам части только в парадной форме одежды при орденах и медалях.
  
   Видимо, в этом был какой-то резон.
   Но для прибывающего к новому месту службы это требование создавало много неудобств.
   Нужно было вести с собой несколько форм одежды: парадную, повседневную, полевую; летнюю и зимнюю.
   Оттого багаж становился неподъемным и тяжелым.
   *
  
   Но порядок есть порядок.
  
   Утром следующего дня я был в приемной начальника училища генерал-майора А.И. Некрасова.
  
   Анатолий Иванович, мой тезка, после обычного с этих случаях рапорта о прибытии к новому месту назначения, внимательно посмотрел на меня и рассказал кратко об училище.
   *

0x01 graphic

  

Ангел.

Художник Тимофей Андреевич Нефф

Проблемы Алма-Атинского ВОКУ

  
   АВОКУ создано было совсем недавно, в 1970 году на базе мотострелкового полка.
  
   Территория училища была небольшой.
   Капитальными были всего несколько зданий: три здания курсантских казарм, административный корпус и столовая.
  
   В все остальные постройки были барачного типа.
   В мою бытность в этом училище был построен учебный корпус и клуб.
  
   В 40 км. от Алма-Аты находился учебный центр, где размещался батальон обеспечения учебного процесса без автороты и хозяйственного взвода.
   *
  
   В целом, АВОКУ представляло собой типичное небольшое военно-учебное заведение с очень слабо развитой материальной базой и ограниченными возможностями.
   *
  
   Суть проблемы состояла в том, что по замыслу это военное училище должно было обеспечить подготовку офицерских кадров из лиц коренной национальности трех союзных республик - Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
  
   Но, на самом деле оно на 70% состояло из жителей Алма-Аты, среди которых было примерно 80% русских и украинцев. Еще 20% составляли молодые люди из Казахстана, среди которых тоже был велик процент русских и украинцев. И только 10% приходилось на представителей двух других республик - Киргизии и Таджикистана.
   *
  
   С началом Афганской войны училище было сориентировано на подготовку офицеров для действий в горно-пустынной местности.
   Сразу же стала заметна нехватка коренных жителей всех трех республик.
  
   Тогда решением ЦК КПСС и СМ СССР было принято постановление о целевом наборе коренных таджиков и киргизов.
   Им была определена 10% квота.
   Примечательно было то, что экзамены эти квотируемые не сдавали, а просто формально отбывали в учебном центре положенное время и затем зачислялись в состав курсантов АВОКУ.
   *

0x01 graphic

  

"Блудный сын"

Художник И.Босха

  

"Мулла" в учебном центре

  
   В этот период командование училища столкнулось с особым противодействием кампании набора таджиков и киргизов в училище.
  
   Во время очередного набора курсантов в учебном центре под видом поступающего в училище появился молодой человек, который сразу же стал вести работу среди киргизов и таджиков, отговаривая их от учебы в училище.
  
   Все, включая командиров и начальников приемной комиссии звали его "муллой" и фактически не препятствовали его деятельности.
  
   Дело в том, что большинство поступающих из числа таджиков и киргизов вообще не знали русского языка.
   "Мулла" в данном случае выступал переводчиком, трактуя на свой лад приказы, распоряжения и указания командиров и начальников.
  
   Только после того, как киргизы и таджики стали в массовом порядке уезжать из училища, "муллой" заинтересовались особисты.
  
   Они-то и выявили, что этот молодой человек был специально подготовлен и послан в училище, чтобы вести пропаганду против поступления на обучение таджиков и киргизов.
   *
  
   В период начала войны в Афганистане мы стали свидетелями умело организованной пропагандистской кампании, имеющей целью вызвать недовольство в военной среде к командованию.
  
   Мотострелковый полк, который дислоцировался рядом с училищем, в полном составе был отправлен в Афганистан.
  
   Спустя какое-то время по военному городку был пущен слух о том, что полк понес большие потери.
   В числе погибших называли командира полка и его заместителей.
   Эта новость очень встревожила весь гарнизон и была предметом пересудов до тех пор, пока в военный городок не прибыло командование округа и успокоило людей.
  
   Следующим провокационным слухом было сообщение о том, что командование округа намеревается в экстренном порядке выселить из занимаемых квартир членов семей военнослужащих, убывших в Афганистан и на их место заселить офицерские семьи нового полка, прибывшего на замену полку, ушедшему в Афганистан.
  
   Этот слух был, конечно, опровергнут.
   Никто никого не собирался выселять.
   Но люди не на шутку встревожились.
   *
  
   События 1979-1980 гг. явились предвестников более масштабных событий, которые произошли в декабре 1985 г. в Алма-Ате.
  
   Война в Афганистане спровоцировала активность националистов в Казахстане, которые начали готовиться к более серьезным акциям.
   *

0x01 graphic

  

Аттила.

Фрагмент фрески Делакруа, ок. 1840 г.

"Должности не соответствует,

но преподавателем быть достоин"...

  
   Помимо того, что контингент обучаемых был довольно узок, профессорско-преподавательский состав училища, конечно, был слаб.
   Достаточно сказать, что на все училище приходилось не более десяти кандидатов наук, двое из которых были представлены кафедрой общественных наук.
  
   Целенаправленно формировалась лишь кафедра общественных наук, так как имела свою кузницу кадров - педагогический факультет военно-политической академии.
   Но в такие отдаленные места, как Алма-Ата выпускники попадали не всегда.
   Основным источником комплектования кафедр были войска.
   *
  
   Войска не стремились посылать в военно-учебные заведения лучших офицеров, да и сами перспективные офицеры не стремились на педагогическую работу.
   Общую ситуацию кадровой политики тогдашнего периода можно охарактеризовать заголовком одной статьи из "Красной звезды".
   Называлась статья так: "Должности не соответствует... Преподавателем быть может".
   *
  
   Получалось так: потерявшие перспективу в войсках, проштрафившиеся чем-то офицеры получали путевку на педагогическую работу в военные училища и военные академии.
   Точно так же обстояло и с назначением начальников военно-учебных заведений.
   *
  
   За все время моей педагогической практики мне не пришлось встретиться примером целенаправленной подготовки офицера к занятию должности начальника военно-учебного заведения.
  
   Все время начальниками училищ становились бывшие командиры дивизий, а руководить академиями приходили люди, о которых генерал М.И. Драгомиров говорил: "Был конь, да уездился"...
   *

0x01 graphic

  

Последний выстрел А.С. Пушкина

Художник Адриан Волков.

А как было при царском ГУВУЗе?

  
   В то же время, русская военная школа имела прекрасный опыт кадровой работы в системе военно-учебного дела.
  
   При ГУВЗе (главном управлении военно-учебных заведений), созданном в 1863 году, было специальное отделение, которое отслеживало кадры и руководило процессом сбора запросов от кадетских корпусов, военных и юнкерских училищ, а также военных академий по кадрам преподавателей и офицеров-воспитателей.
   *
  
   Существовавшая тогда система предполагала сбор сведений об офицерах, который желают служить по военно-учебному ведомству.
  
  -- Офицер, изъявивший желание продолжить службу в военно-учебном заведений, подавал рапорт по команде с просьбой зачислить его в кандидатский список, который вел ГУВУЗ.
  -- При положительном решении вопроса, он попадало в такой список и ждал открытия вакансии.
  -- Начальник военно-учебного заведения при возникновении вакансии, знакомился с кандидатскими списками и отбирал нужную кандидатуру.
  -- ГУВУЗ отправлял запрос в воинскую часть кандидата. С получением запроса офицер временно исключался из списков части и на два года прикреплялся к военно-учебному заведению для прохождения оценочной стажировки в должности, которую он намеревался в последующем занять.
  -- Если за эти два года офицер показывал свою способность в полном объеме исполнять возложенные на него обязанности, то он исключался из списков воинской части и включался в штат военно-учебного заведения.
   *
  
   Зачисление в штат военно-учебного заведения сопровождалось рядом привилегий:
  
  -- выслуга лет и оклад увеличивались в 1, 5 раза;
  -- повышались все нормы довольствия, в том числе, квартирные;
  -- офицер раньше мог уйти на пенсию.
  -- И еще, немаловажное: ему предоставлялась возможность за государственный счет учить своих детей.
  
   Думаю, всем становится понятно, что при таком отборе в военно-учебные заведения могли попасть только достойные лица.
  
   А льготы и преимущества работы в кадетских корпусах, военных училищах и военных академиях побуждали стремиться туда не отчаявшихся офицеров, но вполне перспективных офицеров.
  

0x01 graphic

  

Купание Вирсавии (1834)

Художник Франческо Айец

  

"В директоре меня пугает боязнь государя"...

  
   Отбор директоров кадетских корпусов и других учебных заведений военного министерства был более тщательным.
  
   Поражает глубина мысли некоторых руководителей военного образования России, когда они пеклись о том, чтобы поставить во главе военно-учебных людей во всех отношениях достойных.
  
   В данном случае речь идет о генерал-адъютанте Я.Ростовцеве, который длительное время был ближайшим помощником Главного начальника военно-учебных заведений Великого Князя Михаила Павловича.
  
   Об одном из директоров кадетского корпуса он пишет так:
  
   "Меня пугает в N вспыльчивость, нерешительность и непомерный страх ответственности; кроме того, какая-то странная боязнь в присутствии государя и Вашем, которую я боюсь, чтобы он невольно не передал и детям".
  
   Особенно поразительна вторая часть этого послания, где говорится о том, что данный директор проявляет боязнь в присутствии Государя и Великого Князя.
  
   По меркам обычного человека - это естественная реакция подданного, по мнению Я.Ростовцева - серьезный недостаток.
  
   Понимая то, что чувство собственного достоинства является важнейшим достоянием человека и что его следует соблюдать даже в присутствии царственных особ, Ростовцев понимает, как важно хранить это чувство в благородном юношестве.
  
   *
   Но то были времена просвещенной монархии, а нам приходилось жить в условиях диктата формализма.
  
   Вот почему в лице генерала А.И. Некрасова можно было видеть лишь строевика, но никак не вдумчивого руководителя педагогического коллектива.
  
   Впрочем, от него и не требовались педагогические таланты.
  
   АВОКУ, как и многие другие военные училища, представлял собою скорее полковую школу, с особым внимание к плац-параду, и некое строительно-дорожное учреждение, в котором с утра и до ночи все командиры и начальники были озабочены вопросами строительства, наведения порядка и т.п.
  
   В этом отношении войсковой опыт генерала Некрасова был как никогда кстати.
   *
  
   Примерно в 1982-83 гг. было принято решение отстроить учебные корпуса и клуб в училище.
   С этого времени все в АВОКУ сделались подсобниками строителей.
   Курсанты ломали старые бараки, разгребали завалы, убирали мусор, подносили строительный материал, а преподаватели были озабочены оформлением кабинетов.
  
   См. далее...
  

0x01 graphic

Памятник под Кульмом павшим воинам.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023