ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Царь запретил боярам отбирать земли у служилых людей"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


арь запретил боярам отбирать земли у служилых людей"...

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

(Важные фрагменты на будущее)

   Сначала вспомните,
   как послышался голос старого русского инока Иоанна Вишенского:
  
   Где правда и справедливость суда?
   Где покорность, где евангельские заповеди?
   Где апостольская проповедь, где светские законы?
   Где хранение заповедей божиих?
   Где непорочное священство?
   Где крестоносное житие иноческое?
   Где благоговейное и благочестивое христианство?
   Зачем именем христианским называть себя бесстыдно дерзаете, когда силы этого имени не храните? ...

  
  

0x01 graphic

Земский собор 1613 г

  
   Вспомните,
   как в самом начале 1613 г. был собран Земский собор для избрания нового царя.
  
   В XVI в. в русском обществе сложился даже взгляд на объединительницу Русской земли Москву, как на центр и оплот всего православного Востока.
  
   Претендентов на престол было несколько: самые родовитые -- князья В. П. Голицын и Ф. И. Мстиславский, полководцы-освободители Москвы М. Пожарский и Д. Т. Трубецкой, принцы -- польский Владислав и шведский Филипп-Карл (после свержения Василия Шуйского Швеция захватила северо-западные земли Руси, включая Новгород), а также "воренок Ивашка", сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II...
  
  
  

0x01 graphic

Михаил Федорович.

Офорт с оригинала А. Олеария. 1696 г.

  
   Став царем, Михаил в некоторых документах называл Ивана Грозного своим дедом. Такое родство подчеркивало законность его прав на престол.
  
   В. О. Ключевский так объяснил это избрание: "Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, ничем не выдававшийся, мог иметь мало видов на престол, и, однако, на нем сошлись такие враждебные друг другу силы, как дворянство и казачество".
  
   С этим мнением согласен другой видный историк, С. Ф. Платонов, который писал: "На Романовых могли сойтись и казаки, и земщина -- и сошлись: предлагаемый казачеством кандидат удобно был принят земщиной.
  

0x01 graphic

Встреча царя Михаила Федоровича с отцом

Митрополитом Филаретом в 1619 г.

Литография 19 в.

  
  

0x01 graphic

Дом бояр Романовых. Москва

  
  
  
   Страна, которой предстояло править Михаилу, находилась в тяжелейшем состоянии.
  
   На пути в Москву Михаил посетил Ярославль, куда съехалось по этому случаю множество дворян, детей боярских, гостей и торговых людей, то есть всех, кто искал покровительства и зашиты у нового государя.
  
   Некоторые грамоты царя показывают, что уже в то время Михаил не был просто игрушкой в руках бояр, осознавал свои права и обязанности. В грамоте от 8 апреля 1613 г. он писал боярам, что в Москве "хлебных и всяких запасов мало для обихода нашего, того не будет и на приезд наш.
  
   Сборщики, которые посланы вами по городам для кормов, в Москву еще не приезжали, денег ни в котором приказе в сборе нет... и на наш обиход запасов и служилым людям на жалованье денег и хлеба сбирать не с кого... чем нам всяких ратных людей жаловать, свои обиходы полнить, бедных служилых людей чем кормить и поить, ружникам и оброчникам всякие запасы откуда брать?"
   Он выговаривает собору за беспорядки в стране, напоминает твердо о том, что не напрашивался на престол: "учинились мы царем по вашему прошению, а не своим хотеньем, крест нам целовали вы своею волею".
  
  
   На пути в Москву к Михаилу присоединилось множество людей, в том числе и служилых.
  
   Получилось так, что московское правительство обезлюдело и было вынуждено просить царя прислать стольников и дворян из своей свиты.
   В ответ Царь лишь подтвердил, что "дворяне и стольники, и стряпчие с нами все".
  
   Чтобы еще больше привлечь к себе служилых людей, царь запретил боярам отбирать земли у тех служилых людей, которые находились при нем.
  
   Кроме того, он стал принимать челобитья у всех, кто считал себя обиженным.
  

0x01 graphic

Стрелец с бердышом

и ручной пищалью.

Рисунок. 17 в.

  
   Долго и хлопотливо, с осторожностью побитых готовились к этой войне.
  
   Охотников идти на московскую службу было на Западе вдоволь...
  
   Иноземная воинская техника обходилась Москве не дешево...
  
   Для ее упрочения еще при царе Михаиле был составлен устав для обучения ратных людей иноземному строю, напечатанный при царе Алексее в 1647 г. под заглавием: Учение и хитрость ратного строения пехотных людей.
  
   Оружие и артиллерийские снаряды выписывались из-за границы.
  
   Это было дорого и хлопотливо; стали думать о выделке собственного оружия.
  
   Нужда в оружейных заводах заставила обратить внимание на минеральные богатства страны.
   У нас вырабатывалось железо в окрестностях Тулы и Устюжны из местных руд; это железо переделывалось на домашних горнах в гвозди и другие предметы домашнего обихода; в Туле выделывали даже оружие, самопалы, т. е. ружья.
  

0x01 graphic

Поднятие Большого колокола в Московском Кремле (ЧОХОВ Андрей (?-1629 г.) -- пу­шечный мастер и литейщик колоко­лов).

  
  
   Голландский купец Андрей Виниус с товарищами получил концессию на устройство заводов близ Тулы для выделки чугуна и железа, обязавшись приготовлять для казны по удешевленным ценам пушки, ядра, ружейные стволы и всякое железо.
   Так возникли тульские оружейные заводы, после взятые в казну.
  
   Заводчикам вменялось в непременную обязанность русских людей, отданных им на выучку, учить всякому заводскому делу и никакого мастерства от них не скрывать.
  
  

0x01 graphic


Устройство каменных стен московского Кремля

  
   При Михаиле Федоровиче, после того как Смут­ные времена показали ненадежность деревянных твердынь, ощути­тельная потребность охранения государства от всех сторон по­буждала выписывать из Голландии мастеров для каменных по­строек.
  

0x01 graphic


Простейший тип древнерусской деревянной ограды

  
   Башни, возвышавшиеся над стенами городов, были по фигуре круглые, четвероугольные, шестиугольные, осьмистенные.
  
   Внутри по стенам проводились лестницы и ходы, обыкновенно из башен от одной к другой; по местам эти ходы имели тайные вы­ходы наружу.
   На больших выступах, или быках, устраивались мо­сты, на которых, как сказано прежде, возвышалась другая стена.
   Вдоль городских стен устраивался мост, по которому можно было иметь движение по всей окружности. Очень часто стены города бы­ли двойные, тройные и четверные. Пространство между стенами насыпалось землею, или было соединяемо поперечными бревнами, или же оставлялся промежуток.
   Сверху делались над ними кровли из теса или решетины. Эти кровли были иногда высоки.
  

0x01 graphic


Башня города Красноярска

  
  
   В некоторых городах башни строились в уровень со стеною, в других выступали сажени на две, на три и даже на четыре в наружную сторону.
   Количество башен в городах было чрезвычайно различно, смотря по объему стены: в новгородском каменном городе их было десять, в земляном девять, в деревянном тридцать семь; в Астрахани десять, в Яике восемь, в Олонце три­надцать, в Тотьме семь, в Смоленске и Муроме четырнадцать, в Воронеже семнадцать, в Архангельске девять, в Кирилло-Белозер-ском монастыре двадцать три.
  
   Везде были тайнин­ские башни, стоявшие обыкновенно поблизости к реке; оттуда де­лали подземные ходы со струбами, иногда сажен на шесть, десять и более.
  
   Башни назывались по урочищам, по местности, или же по их назначению, например, розважская, новинская, водяная, на­бережная, поваренная, квасоваренная, также по именам праздни­ков или святых, например, пречистенская, введенская, Никольская.
   Башни разделялись на ярусы, которые снаружи обознача­лись террасами во всю окружность строения, называемыми в те времена мостами. Этих ярусов было обыкновенно три: нижний или подошевный, средний и верхний, а иногда, особенно в небольших городах, только два.
  
   В каждом ярусе устраивались бои; в подошевном стреляли из пушек, и потому он назывался пушечным, а в верх­нем над ним из пищалей и мушкетов, и потому они назывались пи­щальным и мушкетным боями.
  
  

0x01 graphic


Устройство каменных стен древнего Новгорода

  
   Обыкновенно на проезжих башнях устраивались боевые ча­сы и вестовой колокол, который всегда был массивнее и громче обык­новенных церковных или благовестных колоколов.
   Его называли также полошным колоколом, потому что звонили в него на тревогу и призывали народ к сбору.
  
   Вместе с вестовым колоколом стояла вестовая пушка, из которой стреляли только тогда, когда подавали сигнал.
   На прочих башнях привешивались также колокола; в них звонили во время отбоя неприятеля или вылазки, для возбуждения охоты к битве и храбрости. В темные ночи на башнях зажигались свечи в слюдяных фонарях.
  
   В городе находились избы служилых стрельцов, пушкарей, затинщиков; но в каменных городах эти помещения устраивались и в стенах. Наконец, в городе были дворы разных частных лиц, осо­бенно дворян и детей боярских, имевших свои поместья в уезде. Эти дворы строились ими на случай опасности, когда придется прятаться в осаду от неприятеля. В обыкновенное мирное время хо­зяева таких дворов там не жили, а оставляли дворников из бо­былей, которые занимались каким-нибудь ремеслом или промы­слом и тем содержались и вместе с тем управляли дворами за право жить в них.
  
   Сверх этих частных осадных дворов были еще казенные осадные дворы или избы, построенные для просто­народья на случай военного времени, когда воеводы посылали че­рез бирючей скликать народ в осаду.
  
   Избы эти были столь простор­ны, что в них по нужде помещалось до двухсот человек и жи­тели подвергались там всевозможнейшим неудобствам, какие мо­гут происходить от тесноты; от этого нередко жители предпочитали скитаться по лесам, подвергаясь опасности попасться под татар­ский аркан, чем идти в осаду.
  
  

0x01 graphic


Башня

  
  
   Прежде всего, Михаил посетил в Кремле Успенский собор, главный храм страны, затем в Архангельском соборе приложился к гробам прежних Московских государей, которых считал своими сродниками.
   Он всячески подчеркивал преемственность своей власти от прежней законной династии.
  

0x01 graphic

Шапка первого наряда царя

Михаила Федоровича,

Называемая Астраханской

  
  
   Избранный окружением царя путь возрождения страны оказался верным.
  
   Вступив на престол, Михаил оставил на своих местах всех должностных лиц; не было ни одной опалы, ни одного удаления от должности.
   Даже вопрос о наказании изменников, расхитивших казну, был оставлен на усмотрение народа: "как всяких чинов и черные люди об нем приговорят".
  
   Такой курс во многом способствовал всеобщему примирению.
  

0x01 graphic

Митрополит Филипп (в миру -- Романов Федор Никитич) (ок. 1556-01.10.1633 гг.)

-- патриарх Московский и всея Руси

  
  
  

0x01 graphic

Печать царя Михаила

Федоровича

  
   В послесмутное время было уже невозможно управлять страной в одиночку.
   Если раньше, особенно при Иване Грозном, московские люди осознавали себя холопами, слугами царя, то Смута показала роль народа в государстве.
  
   В новых условиях авторитарная власть была обречена на провал.
   Выросло самосознание различных слоев населения и накал страстей в обществе.
   Управлять страной надо было иначе.
  
  
   Первой заботой молодого царя стало обеспечение всем необходимым ратных людей.
   Поскольку казна была пуста, он обратился за помощью к наиболее богатым людям государства.
  
   Строгановым царь 24 мая 1613 г. писал:
  
   "Да у вас же мы приказали просить взаймы для христианского покою и тишины денег, хлеба, рыбы, соли, сукон и всяких товаров, что можно дать ратным людям... а как в нашей казне деньги в сборе будут, то мы вам велим заплатить тотчас".
  
   Кроме того, царь попросил духовенство разослать грамоты, в которых содержалось обращение к населению жертвовать продовольствие и всякие припасы для ратных людей.
  
   Главной заботой правительства Михаила стала ликвидация военной опасности.
   Поэтому сразу же под Смоленск были посланы войска (под руководством Д. М. Черкасского, против шведов под Новгород отправился Д. Т. Трубецкой, а на юг под Астрахань против Заруцкого -- И. Н. Одоевский.
  
   Одновременно ко дворам дружественных держав были посланы известительные грамоты о восшествии Михаила на престол.
   Новое правительство надеялось на их помощь.
  
  
  

0x01 graphic

Изображение орла в царствование Михаила Федоровича.

1616-1645 гг.

  
   Если на юге к осени 1614 г. обстановка стабилизировалась, то на севере воровство и грабежи только усилились.
   Выжигались целые деревни, десятки людей погибали от пыток и мучений.
  
   Поскольку "ворами" являлись свои же русские люди, то было решено послать против них не войска, а духовенство и авторитетных представителей разных чинов.
   Эти меры оказались эффективнее оружия.
  
   Наибольшую опасность для России представляла Польша.

   В этой ситуации царь созвал собор, на котором был принят план защиты столицы и всей страны.
  
   В нем были достаточно подробно расписаны функции каждого члена правительства, каждого воеводы:
  
   - одни должны были защищать столицу,
   - другие -- ехать по городам для сбора войск,
   - третьим предстояло просить помощь у дружественных держав.
  
   Определенная заслуга в этом принадлежала, видимо, лично Михаилу.
   В память о победе в селе Рубцове была воздвигнута церковь Покрова Богородицы, ставшая любимым местом паломничества царя.
   В борьбе с поляками духовенство оказало царю большую помощь. Оно призывало верующих бороться с еретиками и хранить верность православному царю.
  
  

0x01 graphic

Подпись царя

Михаила Федоровича

  
   После ликвидации военной угрозы извне правительство Михаила начало заново "строить царство".
  
   Прежде всего, нужно было наладить управление государством.
   Происходит рост числа приказов и упорядочение их функций.
  
   Примечательно, что по инициативе Ф. И. Шереметев начали уже тогда отправлять молодых людей за рубеж для изучения медицины.
   Его возглавлял, наиболее влиятельный человек в государстве. Этот приказ занимался здоровьем государя и его семьи.
  
   Царь отличался благочестием.
   Даже в очень тяжелое для страны время сразу после вступления на престол он, прежде всего, заботился о духовных делах.
   Узнав от священников о чудесах иконы Казанской Богоматери, он повелел установить новый церковный праздник: первое празднество и "ход со кресты" 8 июля, когда явилась эта икона; второе 22 октября, "како очистися Московское государство".
  
  

0x01 graphic

Герб Российского государства из

"Титулярника".

17 в.

  
   Об укреплении царской власти при Михаиле свидетельствует новая государственная печать.
  
   В ней к титулу царя было добавлено слово "самодержец", а над головами двуглавого орла появились короны.
   Отличительной чертой правления Михаила было то, что он не придерживался жестких мер и раз навсегда заведенного порядка.
   Хотя для управления городами и был введен институт воевод, по просьбе горожан их могли заменить выборными губными старостами.
  
   Важным мероприятием было упорядочение взимания податей.
   Единицей обложения стали количество земли и особые заведения (мельницы, торговые лавки, пекарни и т. д.).
   Для точного учета были составлены писцовые книги, которые дают историкам огромный материал для изучения хозяйственной жизни страны.
  
  
   При Михаиле было принято два закона, смягчающих наказания за уголовные преступления.
  
   Один касался беременных женщин, приговоренных к смертной казни -- теперь их казнили только после родов, ребенка же отдавали родственникам.
  
   Второй указ касался фальшивомонетчиков. Раньше им заливали горло расплавленным железом.
   По новому закону их заковывали "в железа" и ставили на щеке клеймо "вор".
  
  
   Разумную политику проводило правительство в отношении народов, входящих в состав России.
  
   Царь заботился и о столице.
  
   В 1626 г. страшный пожар опустошил Москву, особенно Китай-город.
   Летописцы отмечали, что в Кремле выгорели все палаты, в приказах - все дела и книги. Пришлось восстанавливать все делопроизводство.
   В Кремле "не остася ничево, не токмо дворы, но и церкви Божия погореша".
  
  
  

0x01 graphic

"Большой наряд"(царская шапка, скипетр, держава)

царя Михаила Федоровича. 1627-1628 гг.

  
  
   12 июля 1645 г. с царем случился припадок и 4-м часу ночи преставился Михаил Федорович...
  
   Россия за годы управления первого царя из дома Романовых возродилась из руин, обрела силу и мощь, покончив с последствиями Смуты.
  
   Правительство Михаила смогло не только вывести страну из кризиса, но и укрепить ее, создав условия для дальнейшего более быстрого развития...
  

Из кн. В.О. Ключевского и Н.М. Костомарова.

  
  
  

0x01 graphic

Пищаль (орудие) русского войска XVII в.

  
  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
  
   КАРЬЕРА от итал. carriera - бег, жизненный путь, поприще), 1) продвижение в к.-л. сфере деятельности. 2) Достижение известности, славы, выгоды. 3) Обозначение рода занятий, профессии (напр., К. учителя).
  
   КАРЬЕРИЗМ. Законы и правила, как дело рук человеческих, не могут быть совершенны и всегда найдутся лазейки, по которым будут стараться пробираться люди более ловкие, опытные и не стесняющиеся в средствах. Надо вовремя сдерживать и осаживать таких любителей, чтобы не развился вредный карьеризм в ущерб пользы службы, требующей одинаково внимательного и попечительного отношения ко всем честно и умело исполняющим свои обязанности. (Д. Баланин).
  
   КАСТА, замкнутая социальная группа, связанная своим происхождением, правовым положением или видом занятия, имеющая свои интересы, доступ в которую затруднен или невозможен. В древности, вследствие разделения общества на касты, военное знание и право носить оружие и заниматься войной стало исключительным занятием наследственных каст или поколений. В то время военные касты занимали первое либо одно из первых мест в числе прочих. Наследственность военного звания также значительно способствовала тому, что тормозила развитие военного дела. Сыновья считали бесполезным и даже невозможным изменять и совершенствовать то, чем руководствовались и что им передавали отцы, и хранили эти наследственные навыки и опытность, как неприкосновенную святыню. Кроме того, представители военных каст, вследствие обогащения, роскоши, изнеженности и развращения нравов, утрачивали воинственный дух.
  
   КАСТРАМЕТАЦИЯ (лат. castra -- лагерь и metor -- измеряю) -- старинный термин, вышедший из употребления еще в XIX в. и обозначавший искусство выбирать места для лагерей войск к обеспечивать их укреплениями и преградами от нападения противника. Первоначально К. как отдел военного искусства Появилась у древних персов и греков, а особенного развития достигла в древнем Риме. В средние века К. как военное искусство исчезает, и лагери возводятся самым примитивным образом. В XVI в., со времени Густава-Адольфа, это искусство снова возрождается, а в XIX в., с изменением характера армий и самого военного искусства, совершенно исчезает.
  
   КАТАЛОГ - список военных людей в Афинах, составленный на основании состояния граждан. Беднейшие люди, принадлежавшие по законам Солона к 4-му классу, служили только в случае крайней надобности.
  
   КАТАПУЛЬТА -- метательная машина древних и средних веков, до изобретения огнестрельного оружия применявшаяся для навесной стрельбы. К. состояла из двух рам -- горизонтальной и вертикальной, прочно прикрепленной на конце первой рамы. У основания вертикальной рамы располагался пучок скрученных жил, в который был вставлен рычаг с ложкой наверху для снаряда. Для бросания рычаг оттягивался воротом или канатом в горизонтальное положение, а в ложку укладывался камень. После спуска рычага последний с силой, под действием скрученных жил, ударялся о перекладину вертикальной рамы и бросал снаряд. Большие К. -- онагры -- бросали камни весом в 150 кг на 600 шагов, малые балисты-- блиды -- камни до 30 кг на 1200 шаг. Малые К. сохранились до XIV -- XV вв. и в это время применялись наравне с первыми огнестрельными орудиями.
  
   КВАРТИРМЕЙСТЕРСКАЯ СЛУЖБА в русской армии с XVIII в. ведала размещением войск лагерем или по квартирам, продовольственным и квартирным имуществом, выполнением хозяйственных работ. Со временем стала решать многие другие задачи обеспечения войск и подготовки их к войне, ставшие базой для создания генеральных шта­бов (главных штабов).
  
   КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС в русской армии. В начале ХХ века командиру роты вне зависимости от его семейного положения полагалась квартира из двух комнат (каждая комната по норме не менее 30,5 кв. м), старшим офицерам до командира полка - из трех комнат.
  
   Квесторы первоначально назначались консулами и были их помощниками. С 447 г. до н. э. стали избираться четыре кве­стора. С 409 г. эта должность стала доступна плебсу. Квесторы ведали государственной казной, вели приходо-расходные книги, были хранителями государственного архива, сопровождали и походы консулов и заведывали кассой армии, а также распре­делением и продажей военной добычи.
  
   КВОРУМ - необходимое минимальное количество членов для проведения собрания.
  
   КЕЛЬТА. "Выда­ющиеся особенности кельтской расы, -- говорит ее историк Тьерри, -- заключаются в личной храбрости, которою она превосходит все народы, в открытом, стремительном, доступ­ном для всякого впечатления темпераменте, в больших умст­венных способностях, но вместе с тем в чрезвычайной живо­сти, в недостатке выдержки, в отвращении к дисциплине и порядку, в хвастливости и нескончаемых раздорах, поро­ждаемых безграничным тщеславием". Почти то же говорит в немногих словах Катон Старший: "Двум вещам кельты при­дают особую цену -- уменью сражаться и уменью красно го­ворить"*. Такие свойства хороших солдат и вместе с тем пло­хих граждан служат объяснением для того исторического факта, что кельты потрясли немало государств, но сами не основали ни одного. Всюду, где мы встречаемся с ними, они всегда готовы двинуться с места, т.е. выступить в поход, всег­да отдают предпочтение перед земельною собственностью дви­жимости и главным образом золоту, всегда занимаются воен­ным делом как правильно организованным разбойничеством или даже как ремеслом за условную плату и притом так успеш­но, что даже римский историк Саллюстий признавал превос­ходство кельтов в военном деле над римлянами. Судя по их изображениям и по дошедшим до нас рассказам, это были на­стоящие ландскнехты древних времен: они были небольшого роста и некрепкого телосложения, с косматыми волосами на голове и с длинными усами, представляя совершенную про­тивоположность грекам и римлянам, обстригавшим свои во­лосы и на голове и на верхней губе. Они носили пестрые, украшенные вышивками одежды, которые нередко сбрасы­вали с себя во время сражения, а на шею надевали широкие золотые кольца; они не употребляли ни шлема, ни какого-либо метательного оружия, но зато имели при себе громадный щит, длинный, плохо закаленный меч, кинжал и пику; все это было украшено золотом, так как они умели недурно обрабатывать металлы. Поводом для хвастовства служило все - даже рана, которую нередко намеренно расширяли, для того, чтобы похвастаться широким рубцом. Сражались они обыкновенно пешими; но у них были и конные отряды, в которых за каждым вольным человеком следовали два конных оруженосца; боевые колесницы были у них в раннюю эпоху в употреблении, точно так же как у ливийцев и у эллинов. Некоторые черты напоминали средневековое рыцарство, в особенности незнакомая ни римлянам, ни грекам привычка к поединкам. Не только на войне они имели обыкновение вызывать словами и телодвижениями врага на единоборство, но и в мирное время они бились между собою на жизнь и на смерть, одевшись в блестящие военные доспехи, само собою разумеется, что за этим следовали попойки. Таким образом, постоянно сражаясь и совершая так называемые геройские подвиги то под собственным, то под чужим знаменем, они вели бродячий солдатский образ жизни, благодаря которому рассеялись на всем пространстве от Ирландии и Испании до Малой Азии; но все, что они совершали, расплывалось, как весенний снег, и они нигде не основали большого государства, нигде не создали своей собственной культуры.
  
  
  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  
  -- Гений, ум и дух нации обнаруживаются в ее пословицах.
  -- Книги -- корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
  -- Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.
  -- Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами.
  -- Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров.
  -- Наука есть не что иное, как отображение действительности.
  -- Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом.
  -- Чтение делает человека знающим, беседа -- находчивым, а привычка записывать -- точным.
  -- Есть книги, которые надо только прочитать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить.
  -- Длинные речи способствуют делу настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе.
  -- Кто ведает лишь свои дела, мало находит пищи для зависти.
  -- Никакая страсть не околдовывает человека, как любовь или зависть.
  

Фрэнсис БЭКОН (1561--1626) -- английский философ

0x01 graphic

Держава Мономаха. 17 в.

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

  
   Складывать (сложить) оружие.
   Прекращать вооруженное сопротивление; сдаваться, ка­питулировать.
  
   Складывать (сложить) руки.
   Переставать действовать.
  
   Скользить по поверхности.
   Не углубляясь в сущность чего-либо, иметь по­верхностное представление.
  
   Скрежетать зубами.
   Выражать сильное негодование, злобу.
  
   Скрепя сердце.
   Неохотно, вопреки желанию.
  
   Скрещивать шпаги <мечи>; скрестить шпаги <мечи>.
   Горячо отстаивать свои взгляды.
  
   Слабая струна (струнка) чья, кого.
   Самое уязвимое место кого-либо.
  
   Слов (слова) нет (нету).
   Конечно, действительно, спорить не приходится; вполне согласен.
  
   Сложить голову (головы) за кого, за что, где.
   Погибнуть в бою, жертвуя собой.
  
   Сломя голову бежать (п обежать), мчаться (п о-мчаться), нестись (понестись), скакать (по­скакать), лететь (полететь) и т.п.
   Очень быстро, опрометью.
  
   Слыхом не слыхать.
   Не иметь никакого понятия, совсем не знать о ком-либо или о чем-либо.
  
   Слюнки текут (потекли) у к о г о.
   У кого-либо появляется сильное желание съесть, выпить что-либо вкусное.
  
   Смазывать (смазать) пятки <салом>.
   Спасаться бегством, удирать.
  
   Сматывать (смотать) удочки.
   Поспешно удаляться, уходить, отступать и т. п.
  
   Смотреть (глядеть) косо на кого.
   Выражать недовольство, таить злобу против кого-либо.
  
   Смотреть (глядеть) не на что.
   Никуда не годится, ничего не стоит; плохой, незначи­тельный.
  
   Смотреть (глядеть) сверху вниз на кого.
   Относиться к кому-либо высокомер­но
  
   Смотреть (глядеть) снизу вверх на кого.
   Относиться к кому-либо почтительно, с благого­вением.
  
   Снимать пенки (сливки) <с ч е г о>.
   Брать, присваивать себе лучшее без всяких на то оснований.
  
   Снимать (снять) <последнюю> рубашку с кого.
   Оставлять без средств к существованию, разорять
  
   Снимать (снять) стружку с кого.
   Отчитывать, сильно пробирать кого-либо.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012