ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Церковь сгорела, а кабак отстояли"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Уподоблю мысли Ф.М. Достоевского, выраженной в притче:

"Загорелось село и в селе церковь; вышел целовальник и крикнул народу, что если бросят отстаивать церковь, а отстоят кабак, то выкатит народу бочку.

Церковь сгорела, а кабак отстояли"...

"Довольно раба! Русская душа должна приобрести уклад волевой, достойный и царственный. Она должна выстрадать и выковать себе духовный характер"...

И.А. Ильин

  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

0x01 graphic

Сократ и Ксантиппа

А.И.Каменев

профессор

  
   29-го июля 1815 г. в Париже произошло происшествие, незначительное на вид имевшее, однако для Русской Армии самые печальные последствия и определившие на длительный срок весь уклад ее жизни.
  
  -- В этот день, проезжая Елисейскими Полями, Император Александр I увидел фельдмаршала Веллингтона, лично производившего учение двенадцати новобранцам.
  -- Это явилось как бы "откровением" для Государя: "Веллингтон открыл мне глаза, - сказал он, - в мирное время необходимо заниматься мелочами службы".
  
   Современники Александра I-го (Ермолов, Муравьев и др.) находят происшествие далеко не случайным и приписывают его хитроумному расчету Меттерниха.
  
   Зная болезненную страсть Александра I к муштре, австрийский канцлер без труда уговорил Веллингтона разыграть эту сцену, в надежде на то, что Император Всероссийский после этого с головой уйдет в дорогую ему шагистику и не будет больше вмешиваться в политику, благодаря чему у Австрии и Англии окажутся развязанными.
  
   Акция удалась...
   Победоносная армия прочно стала на долгие годы на путь плацпарадной муштры.
  
   Генерал Н.Морозов, написавший прекрасную книгу под заглавием "Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений"(1909 г.), сравнивая Русскую армию времен Петра Великого и Екатерины II, с тем, что привнесли с собой императоры Павел, Александр I и Николай I, отметил:
  
   "Первая половина XIX столетия ознаменовалась крупным переломом в жизни нашей армии, пе­реломом, быстро и неожиданно приведшим ее от великой эпохи побед и славы к тяжелым временам поражений и упадка.
  
   Блестяще и счастливо начался для нас прошлый век.
  
   Победоносная французская армия, предво­димая Величайшим Полководцем мира, обойдя с громом побед всю Европу, нашла себе дос­тойную соперницу лишь в лице тогдашней русской армии, ко­торая, не имея на своей стороне ни гениального вождя, ни чис­ленного превосходства, тем не менее оказалась победительни­цей Великой Армии Наполеона.
   ... Но вот прошло всего 13 лет и уже в походе 1828-1829 гг. русская армия далеко не оказалась на прежней высоте, далеко не проявила своей былой мощи; после ряда грубейших ошибок и промахов едва-едва удалось ей справиться с самой отсталой армией Европы...
  
   В чем же причины этого печального явления?
   В чем корень зла?
   Отчего так быстро и внезапно разрушилась мощь той ар­мии, выдающуюся силу и упорство которой в начале века при­знал даже наш достойный противник?"
  
   Далее он формулирует вывод:
  
  -- "...Горе новой армии заключалось вовсе не в ее увлечении небоевыми отделами обучения, как это склонны ду­мать многие, а в том, что это увлечение попало в руки бездар­ности, в том, что одной внешностью стали оцениваться и огра­ничиваться качества начальников.
  -- ...Так, бездарность, провозглашая, что в военном деле нет ме­лочей, пользуется этой фразой, чтобы в действительности за­ниматься одними мелочами, чтобы всякое живое дело свести к известной внешности и форме".
  
   Безусловно, прав был китайский полководец Сунь-цзы, который около 2 тыс. лет тому назад верно определил искусство борьбы с противником и вывел формулу стратегического одоления врага:
  
   "Кто искусно ведет войну, тот покоряет чужие войска без сражения, захватывает чужие крепости без осады, сокрушает чужие государства без длительных кампаний.
   ...Не прибегая к войне, можно иметь выгоду".
  
   Важная справка:
  
  -- Генерал Сунь-цзы, знаменитый полководец дома Ву, жил в начале VI-V столетии до н.э., когда Китайская империя, после династии Хань, распалась на части.
  -- Он оставил сочинение о высшем военном искусстве, которое до сих пор считается лучшим в Китайской империи, а потому оно, по вековому обычаю государства, включено в общую книгу законов человеческих познаний.
  -- Кто хочет получить высшее звание в военном управлении, тот должен написать толкование или разбор одной из глав сочинения Сунь-цзы, и по тому толкованию или разбору военный ученый совет решает, может ли занявший занять высшую должность, т.е. достаточно ли он понимает правила высшего военного искусства, науку начальника, науку полководца.
  -- Можно предполагать, что то были инструкции полководца своим ближайшим подчиненным перед началом какой-либо войны, в которых он хотел их ознакомить со своим образом мыслей, со своими требованиями, чтобы они лучше могли понимать его распоряжения, образ действий и не торопились судить, а тем менее осуждать его.
  -- Нельзя не сознать в Сунь-цзы умение схватить важные черты полководческого искусства, умение отделить все неизменное в военном искусстве от изменяемого, тактического, так что, несмотря на множество веков, протекших с того времени, когда он жил, правила его кажутся как будто написанными для настоящего времени, и полководец, действующий по его понятиям, не был бы хуже позднейших гениальных полководцев.
  
  
   0x01 graphic
  
   Другой глубокий мыслитель, К. Клаузвиц, назвал войну хамелеоном, в силу того факта, что враждебные действия одной стороны против другой нередко рядятся в разные одежды, вводя тем самым в заблуждение правительства, общественные силы и народ в отношении истинных намерений противной стороны.
  
   Интересная справка:
  
  -- Клаузевиц Карл Филипп Готтлиб фон (нем. Carl Philipp Gottlieb von Clausewitz; 1 июля 1780, местечко Бург под Магдебургом -- 16 ноября 1831, Бреслау) -- прусский офицер и военный писатель.
  -- Писали, что Клаузевиц был категорически не согласен с позицией прусских войск под Йеной и нарисовал принцу Августу и Шарнхорсту, как следует разбить армию Наполеона. После боя доска в качестве трофея досталась Наполеону. Взглянув на чертёж, Наполеон якобы нахмурился и сказал: "Какое счастье, что мне не довелось сразиться с этим страшным человеком. Я был бы без сомнения разбит!".
  -- После Клаузевица критиковали за ограниченность его буржуазного национализма: Сталин считал Клаузевица "представителем мануфактурного периода войны. Но теперь у нас машинный период войны. Несомненно, что машинный период требует новых военных идеологов. Смешно брать теперь уроки у Клаузевица"...
  -- Своим сочинением "О войне" (опубл. 1832) произвёл переворот в теории и основах военных наук...
  
   Война своими корнями она упирается в политические и экономические интересы стран, которые нельзя осуществить мирными, не агрессивными средствами.
  
   Агрессивные действия развертываются задолго до того, когда прозвучат первые выстрелы.
  
   Отсюда, безусловны две фазы, или две составляющие войны:
  
   1)противоборство невоенными средствам;
   2)непосредственная вооруженная борьба.
  
  

Противоборство невоенными средствам

   На первой фазе ставится и решается важнейшая задачу - возбудить воинственность и агрессивность собственного народа и сломить волю противной стороны к сопротивлению.
  
   Наступление (агрессия) ведется средствами:
  
   а)политики (политические акции, дипломатические ходы, заключение союзов, коалиций, введение эмбарго, запретов, ограничений, организация блокады и т.п.);
  
   Справка:
  
  -- Эмбарго (исп. embargo), наложение государством запрета (ареста) на ввоз другими странами или вывоз золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров (напр., оружия).
  
   Исторические примеры
  
  -- Наполеон со времени своего прихода к власти стремился поколебать позиции Англии в Индии, подчинить французскому влиянию восточное побережье Средиземного моря, Сирию, Египет, Персию. Именно под его дипломатичес­ким нажимом турецкий султан Селим III и занял откровенно враждебную пози­цию по отношению к России. ...
  --
  -- От французов не отставали и англичане - мастера дипломатических интриг. После победы России в войне с Персией Анг­лия настойчиво пыталась перехватить политическую инициативу. Ее диплома­ты домогались участия в российско-пер­сидских мирных переговорах в качестве третьей стороны. Русское командование отклонило эти претензии, и 24 октября (5 ноября) 1813 года в карабахском мес­течке Гюлистан был заключен двусто­ронний договор с Персией.
  --
  -- Наполеон же принудил Россию к участию в системе Конти­нентальной блокады -- экономи­ческой блокады Великобритании в 1806 году. Глав­ной целью установления этой системы было сокрушение экономического могущества Великобритании путем изоля­ции ее от традиционных рынков сбыта на континенте. Но Наполеон прекрасно понимал, что блокада будет неэффек­тивной до тех пор, пока не прекратится ввоз британских товаров на террито­рию России -- одного из крупнейших импортеров. Поэтому он сделал все, чтобы заставить российского импера­тора Александра I разорвать отношения со своим давним союзником по анти­французским коалициям (а также глав­ным торговым партнером России в то время) и примкнуть к системе Конти­нентальной блокады. ... Однако очень скоро выяснилось, что подобный шаг подрывал экономику страны. Английский флот полностью взял под свой контроль торговлю по Балтийскому и Средиземному морям, перехватывая российские корабли, конфискуя их грузы и беря в плен моряков . Стоимость предметов российского экспорта, в основном сырья и полуфабрикатов, снизилась: повысились цены на привозные (так называемые колониальные) товары, и вследствие этого резко упал вексельный курс рубля, и без того значительно подорванный военными расходами. Расчет на оживление торговли с Францией не оправдался: Париж поставлял в Россию преимущественно предметы роскоши и почти не нуждался в традиционных русских экспортных товарах.
  --
  -- См.: Попов В.В. Войны на Кавказе и западноевропейские "цивилизаторы" // Военно-исторический журнал. - 1997.- N4.- с.60,61; Орлов А.А. Император Александр I: "Я ненавижу англичан не менее вас..."(В угоду Наполеону Россия присоединилась к Континентальной блокаде Великобритании) // Военно-исторический журнал. - 2000.- N5.- с.67,68 и др.
  
  
   б)посредством обработки общественного мнения, психологической подготовки войны - воспитание воинственного духа, формирование образа врага, настрой на вооруженное насилие и т.п.;
   организацией разного рода диверсий:
  
   Идеологической - подрыв духа населения страны-противника;
  
  -- Примеры:
  -- ...18 ноября (1 декабря) 1917 года генерал от инфантерии Э. Людендорф, фактический главнокомандующий германской армией на восточном фронте, отреагировал на события в Петрограде заявлением о том, что русская революция для Германии не случайная удача, а естественный ре­зультат германской политики.
  -- Вскоре он, однако, признал, что "Россия тво­рила свое несчастье сама, и работа, которую мы вели там, не была слиш­ком трудным делом"...
  -- О тех, кто еще усердно занимался организацией братаний, вскоре после гражданской войны рассказал в первом томе "Очерков русской смуты" генерал-лейтенант А. И Деникин: "Внося войну внутрь нашей страны, немцы также настойчиво и методично проводили другой лозунг мир на фронте, - отмечал он -братание случалось и раньше, до революции и имело даже традиционный характер в дни Святой Пасхи; но вызывалось оно исключительно беспросветно нудным стоянием в окопах, любопытством, просто чувством человечности даже в отношении к врагу чувством, прояв­лявшимся со стороны русского солда­та не раз и на полях Бородино, и на бастионах Севастополя, и в Балкан­ских горах. Братание случалось редко, преследовалось начальством и не но­сило опасной тенденции.
  -- Теперь же (со времени Февральской революции 1917 г.) немецкий гене­ральный штаб поставил это дело ши­роко, организованно и по всему фрон­ту, с участием высших штабов и ко­мандного состава, с подробно разра­ботанной инструкцией, в которой предусматривались: разведка наших сил и позиций; демонстрирование внушительного оборудования и силы своих позиций; убеждение в бесцель­ности войны; натравливание русских солдат против правительства и командного состава, в интересах которого якобы исключительно продолжа­ется эта "кровавая бойня".
  -- Груды по­раженческой литературы, заготовлен­ной в Германии, передавались в наши окопы". ... Ныне известно, что на так называе­мую мирную пропаганду Германия по­тратила в 1914 -1917 гг. не менее чем 382 млн. марок.
  --
  -- См.: Базанов С.Н., Пронин А.В. Бумеранг братания // Военно-исторический журнал. - 1997.- N1.- с.35,36 и др.
  
   Формирование "пятой колонны" внутри этой страны, вербовка провокаторов, шпионов, вредителей, поощрение и возбуждение оппозиции;
  
   Справка:
  
  -- "Пятая колонна", в Испанской республике во время войны 1936-1939 название агентуры генерала Франко, действовала в тылу, в то время как 4 колонны фашистских мятежников наступали на Мадрид.
  -- Роль такой "пятой колонны" объективно может сыграть та или иная политическая партия, организация или группа лиц, которая во имя достижения своих корыстных политических интересов ведет линию на подрыв экономического, политического и военного могущества страны.
  
   Диверсий экономических - подрыв экономики, возможностей ВПК.
  
   Диверсий научных - вбрасывание в оборот разного рода провокационных и ложных "новых" теорий и концепций, а также поддержание на "плаву" устаревших взглядов; организация "утечки мозгов", подрыв экономической и материальной базы науки, шельмование ученых-патриотов и т.п.).
  
  
   Отсюда становится ясна необходимость учета, анализа тех средств агрессии (включая и духовно-психологическое проникновение), которые используются различными государствами против данной страны.
  
   Добавим сюда - просчеты собственного правительства, военного руководства, а то и прямое вредительство по отношению к армии, которые подчас имеют место в силу либо недостаточной компетенции, невежества, а то и политической конъюнктуры и злого умысла.
  
   Справка
  
  -- Попавшее под контроль временщиков Военное министер­ство, начиная с апреля 1917 года, без конца "перетасовы­вало" генералитет, суетливо перемещая военачальников с одних должностей на другие и незамедлительно уволь­няя любого заподозренного в нелояльности к новому ре­жиму.
  -- Костяк армии - офицерский корпус подвергался разнузданной травле со стороны левой прессы, активно призывавшей к поражению собственной армии и собст­венного правительства.
  -- Временное же правительство вместо того чтобы поддержать единственный подлинный оплот государственности - офицерские кадры, дать им элементарную правовую и социальную защиту, всячески их унижало, экономило на денежном довольствии, игно­рируя то обстоятельство, что для большинства кадровых военнослужащих и их семей оно является единственным источником средств к существованию. ...
  -- Офицерский корпус России созна­тельно приносился радикальными по­литиками в жертву...
  
  

Военное противоборство -

сражение силой оружия также дополняемое борьбой идей и психологическим наступлением.

  
   По этой составной части войны следует лишь отметить, что решающей силой войны останется человек, а не оружие и боевая техника. Но и здесь надо уточнить: не просто человек, т.е. рядовой боец, а офицер и генерал. Причины побед и поражений армий следует искать в качестве офицеров и генералов, в их способности и умении повести войска в бой и добиться победы над врагом.
  

Война - угроза национальной безопасности и

национальным интересам

   При таком двояком значении угрозы следует шире и глубже смотреть на мир и те процессы, которые происходят в нем.
  
   Национальный интерес России может находиться не только вблизи ее государственных границ, но и быть вдали от ее территории.
  
   Осознаем ли мы это сегодня в должной мере?
   Думается - нет!
  
   От такого просчета государство только проигрывает и каждый раз сталкивается с ситуацией неожиданности и малой предсказуемости.
  
   Каждый здоровый организм не только снабжен инстинктом самосохранения, но и разумом, помогающим понять необходимость устранения опасности.
  
   Все учреждения, органы, структуры государства, а также науки (а не только чисто военные), в интересах национальной безопасности и реализации национальных интересов страны, должны дать ответы на следующие вопросы:
  
  -- 1)Откуда (от кого, с какого направления) исходит опасность (не следует думать, что она находится вне государства, она может быть внутри его и даже исходить от первых лиц государства)?
  -- 2)По каким каналам (политическим, военным, дипломатическим, духовным, психологическим, педагогическим, экономическим, информационным (идеологическим)) она распространяется?
  -- 3)Где находится направление главного удара (по кому, по чему противник сосредоточивает свой удар)?
  -- 4)Где и в чем наши слабые звенья?
  -- 5)В чем наша сила? преимущества, резервы?
  -- 6)Как, чем, когда и где мы в должны упредить противника, чем в состоянии отразить нападение?
  -- 7)Что нужно предпринять с целью обезопасить страну, перекрыть каналы агрессии впредь?
  
  
   0x01 graphic
  
   А.Е. Снесарев задолго до Великой Отечественной войны, анализируя возрастающую мощь Германии, писал, обращаясь к правительству:
  
   "Но как воевать и чем воевать? В этом сложном вопросе, пожалуй, самую крупную роль играет сторона ресурсов и средств.
   Чем во­евать? Откуда взять средства для жиз­ни страны и для воюющей армии?
   Как уберечь в этом новом водовороте трат и расточительства уцелевшую на­родно-хозяйственную машину?".
  
  
   Справка:
  
  -- Андрей Евгеньевич Снесарев родился в 1865 году в Воронежской губернии, в семье сель­ского священника.
  -- В 1884 году окон­чил новочеркасскую гимназию, в 1888-м -- физико-математический факультет Московского университета. Перед ним открывалась карьера уче­ного-математика, вместе с тем пре­красный голос позволял идти на опер­ную сцену, но он избрал путь профес­сионального военного.
  -- На 1904-1910 гг. приходится его служба в Главном штабе и в Главном управлении Генерального штаба. Мно­жество публичных выступлений, чте­ние лекций по военной географии, написание статей, книг.
  -- С начала первой мировой войны Снесарев все время на фронте, пока­зывает себя мужественным и талант­ливым командиром полка, дивизии, корпуса.
  -- После развала армии в конце 1917 года Андрей Евгеньевич уезжает в Во­ронежскую губернию к сестре, рабо­тает учителем (до мая 1918 г.).
  -- Окку­пация немцами российских террито­рий побудила его принять предложение возглавить Северо-Кавказский во­енный округ. Здесь, в Царицыне, про­исходит его столкновение с К.Е.Воро­шиловым и И.В. Сталиным. Ему не до­веряют как бывшему царскому гене­ралу, он же искренне стремится со­здать армию из остатков разложив­шихся войск, сократить масштабы крови людей.
  -- В июне 1919 года Снесарева неожи­данно назначают начальником Воен­ной академии Генерального штаба. Это была во всех отношениях нелег­кая должность. К бытовым трудностям, голоду и холоду прибавлялось еще и то, что многие слушатели имели невы­сокое образование, не хватало квали­фицированных преподавателей, опыт мировой и гражданской войн никем не изучался, поскольку в моде было ре­волюционное псевдоноваторство, от­вергавшее принцип преемственности в военном деле.
  -- В августе 1921 года Военная акаде­мия Генерального штаба преобразу­ется в Военную академию РККА. На­чальником ее становится М.Н.Туха­чевский. Снесарев возглавляет в академии восточное отделение.
  -- Одновре­менно в 20-е годы он является руково­дителем ряда военных кафедр не­скольких высших учебных заведений. Когда в стране в 1928 году вводят звание Героя Социалистического Тру­да, в числе первых его присваивают Андрею Евгеньевичу.
  -- Однако в начале 1930 года Снесарева арестовывают по ложному обвинению в котрреволюционной деятельности и приговаривают к высшей мере наказа­ния, которая по распоряжению Сталина заменяется 10 годами лагерей.
  -- В лагере Снесарев тяжело заболел. Семье разрешают его забрать, но он так и не поправился.
  -- В 1937 году Анд­рей Евгеньевич умер. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.
  
  

Возвратимся к важной

"Формуле стратегического нападения Сунь-цзы"

  
   Для России формула сегодня имеет важное значение.
  
  
  
   Она настраивает нас на бдительность, разумную осторожность, продуманность во всех вопросах, касающихся предмета национальной обороны.
  
   Мы должны научиться с точки зрения нашей национальной безопасности и национальных интересов различать дружеские, недружеские, враждебные и подрывные действия со стороны других стран (вспышка национализма в той или иной стране, пересмотр истории, вспоминание былых обид и т.п. - это тревожные симптомы для других государств).
  
   Внутри страны нужно научиться правильно оценивать действия разных партий, общественных сил и групп; следует лучше понять все значение духовного фактора (в частности, патриотизма, веры в себя, свой народ, свои вооруженные силы и т.п.).
  
   Сила наша:
  
  -- безусловно талантливый и трудолюбивый народ,
  -- полководцы,
  -- национальный боевой опыт,
  -- школа подготовки офицерских кадров,
  -- природные ресурсы, пространства...
  
   Слабость наша:
  
  -- в изобилии (людей, пространств, ресурсов; мы не всегда дорожим тем, что имеем);
  
   0x01 graphic
  
   И.А. Ильин писал по этому поводу:
  
   "Русская душа и до сих пор еще не поняла и не осмыслила, какой соблазн, какую отраву она впитала в себя вместе с этой идеей бескачественного обилия и объема.
   Мы и теперь еще не научились тому, что " много" и " здорово" - не значит хорошо; что " вольная волюшка " и "безудерж" - не то же, что свобода; что человек с "широкой " и " сильной " натурой может быть и зол, и вреден ; что не все можно прощать человеку за " размах" и " удаль"... Кого и когда удалось нам "закидать шапками"?
  
   Слабость наша:
  
  -- в самоуспокоенности ( "пока гром не грянет, мужик не перекрестится");
  
   0x01 graphic
  
   И. Эренбург отмечал в одной из своих статей с фронта:
  
   "В годы войны мы многое меняли на ходу.
   Мы увидели, что нам часто не хватает дисциплины, организации, личной ини­циативы, чувства ответственности.
   Мы поняли, что наши дети нуждаются в более крепких основах морали, что нужно в них глубже воспитывать человеческое достоинст­во, патриотизм, верность, рыцарские чувства, уважение к старости и заботу о слабых".
  
   Слабость наша:
  
  -- в уповании на "авось"; в "сезонном" и неровном патриотизме.
  
   0x01 graphic
  
   А.С. Аксаков писал:
  
   "На упреки в недостатке народного самосознания в нашем обществе, нам не раз приходилось слышать возражения такого рода: "а вот посмотрите-ка, какие мы, Русские, - какие патриоты в минуты опасности - сунься-ка на нас чужеземцы войною, мы все, как один человек, станем грудью за Русскую землю" и пр. и пр.
   Это действительно так, - в этом нет сомнения, - и этим свойством нашим мы можем по праву гордиться, но этот похвальный патриотизм не мешает нам выдавать ту же Русскую землю тем же иностранцам, - как скоро они идут на нас не войною, а мирным набегом, и как скоро. не видя вражеского стана и не слыша воинственных кликов, мы считаем возможным отложить в сторону патриотическое напряжение.
   <""">
   ...Мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности".
  
   **
  
   Следует признать тот факт, что в стране почти открыто действует сила, работающая против интересов своей собственной страны, а также то, что духовное и идеологическое противоборство против России ведется уже не только извне, но и руками некоторых соотечественников внутри страны (если школы еще не сдались на милость западных "радетелей" России, то часть высшей школа (особенно, гуманитарная ее составляющая) уже находится в прямом или косвенном услужении Западу...)
  
   **
  
   Рассадник офицерства - военная школа - все больше и больше подстраивается под "стандарты" гражданского образования и уже подпала под контроль гражданских чиновников, не понимающих ни сути, ни назначения военного образования.
  
   Тем не менее, всегда в нашей истории было так, что у военной школы училась школа гражданская.
  
   При всех издержках военного образования мы и сейчас можем сказать, что уровень воспитания и обучения в военной школе выше, чем в гражданской.
  
   Но мы скоро можем утратить это достижение, прежде всего из-за резкого снижения уровня педагогического состава и внедрения в число педагогов военной школы лиц, чуждых военному делу и любви к России.
  
   0x01 graphic
  
   Русский генерал-адъютант (1902), генерал от инфантерии (1900) А.Н. Куропаткин после поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. писал:
  
   "... Если военный мундир привлекал лучшие, энергичные силы нации, то, очевидно, многомиллионный народ и при самых неблагоприятных условиях своего развития мог бы выделять десятки и сотни, наиболее богато одаренных в духовном отношении лиц, способных с успехом командовать войсками в военное время.
   Поэтому казалось бы необходимым:
   1) сделать военный мундир заманчивым для цвета русской молодежи и, затем,
   2) настойчиво добиваться, чтобы наиболее энергичные из носителей военного мундира проходили службу именно в рядах армии, развивая свои знания и духовные силы, в непрерывной мысли о том, что армия предназначается для войны".
  
   **
  

Объективно

роль гуманитарных дисциплин

всегда была чрезвычайно высока

  
   Но настало время сказать: хватит заниматься абстрактным просветительством, нужно серьезное гуманитарное образование.
  
   Прежде всего, нужно:
  
   1)ввести курс политических наук, реально помогающих обучаемому разбираться в вопросах общественной жизни и политики;
   2) следует возвести законоведение в ранг основных наук и дать им серьезную базовую основу;
   3)нужен цикл дисциплин управления, дающих не разрозненные, схоластические знания из области психологии, педагогики, социологии, а системные знания и практические навыки;
   4)необходим цикл духовных дисциплин, призванных стать основой для развития самосознания, чувства собственного достоинства, правильного понимания долга, ответственности, добра и зла и других важных духовных реалий.
  
   Офицер - не механический винтик в военной машине.
  
   "Как правильно и достойно исполнять свой офицерский долг?" - только часть "темы жизни".
  
   Есть еще два не менее важных вопроса этой темы:
  
   "Как жить достойно и благоразумно?" и
   "Как с пользой для себя и других пользоваться свободным временем?"
  
   Нужно ли говорить о том, насколько важны эти две темы жизни?
  
   **

0x01 graphic

Военно-историческая наука

  
   Особую роль сегодня имеет военно-историческая наука:
  
  -- а)она должна превратиться в мощный фактор обеспечения безопасности страны (следовательно, нужно привести в состояние боевой готовности весь необходимый военно-исторический арсенал безопасности);
  -- б)на основе ее данных (с учетом исторического опыта) следует подходить к решению кардинальных вопросов нашей национальной безопасности, военной реформы, главного вопроса Вооруженных Сил - офицерского вопроса.
  -- Если совсем недавно я ставил вопрос о воссоздании общественной организации - "Общества ревнителей военных знаний", то сегодня убежден в необходимости мощной государственной военно-исторической структуры (естественно, не с тем реальным направлением работы, которое сегодня ведет Институт военной истории).
  
  
   Общественность, без поддержки государства, не в состоянии ответить на эти вопросы.
  
   Нужен специальный ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, работающий не на обеспечение благополучия и безопасности действующей (текущей) власти, а на долгосрочные национальные интересы страны.
  
   Лучшие умы государства должны найти в этом Центре достойное применение.
  
   Последнее:
  
  -- Негативные явления в области обороноспособности страны последних лет, не оставляют военным ученым (в частности, тем, кто занимается вопросами военной безопасности России, военным историкам), иного пути, как проявлять большую настойчивость (можно сказать "агрессивность") в доведении данных науки до тех лиц и учреждений России, которые принимают ответственные решения по военным вопросам, обороне, реформе армии и порядку офицерской службы.
  -- Надо громче и настойчивее стучаться в двери чиновников и заставлять их слушать то, что они должны знать по служебному чину и обязанности гражданина своей Родины.
  
   Стучу уже лет 30-ть ...
  
  
  
  

0x01 graphic

  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  -- Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.
  -- Дерзайте отчизну мужеством прославить!
  -- Ничто не происходит без достаточного основания.
  -- Кто малого не может, тому и большее невозможно.
  -- Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.
  -- Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
  -- Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Оные единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные.
  -- За общую пользу, а особливо за утверждение науки в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю.
  -- Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
  -- Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.
  

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 -- 1765) --

первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики.

Сильная личность, Ломоносов сумел пробиться из крестьянской среды Архангельского захолустья в первые ряды людей своего века.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
   13
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023