ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Честная совесть - есть постоянный праздник"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Честная совесть -- есть постоянный праздник"...

Сенека

  
  

0x01 graphic

АЗБУКА ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

А.Каменев

(Азбука благоразумия. Практическая нравственная психология для молодежи. - М., Изд. МПУ "СигналЪ", 1998)

  
   "Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь", - справедливо замечал древнеримский мыслитель Апулей.
  
   Познание других людей - важная составляющая нашей жизни.
   Без такого познания трудно отличить человека порядочного от непорядочного, трудолюбивого от лентяя, честного от вороватого и т.п.
  
   Большое значение умение познавать других имеет и на личном фронте: выбор спутника или спутницы жизни нередко происходит спонтанно и приводит часто к печальному финалу во взаимоотношениях мужчины и женщины.
  
   Нелишне, в связи с изложенным, привести пример из русской народной сказки о том, как Иван-дурак познавал людей и набирался от них "мудрости".
  
   Жил-был старик со старухою, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать:
   -Ты бы, сынок, пошел около людей потерся да ума набрался.
   -Постой, мама: сейчас пойду.
  
   Пошел по деревне, видит - два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется, то около другого.
   -Не дури, - говорят ему мужики, - ступай, откуда пришел.
   А он знай себе потирается.
  
   Вот мужики озлобились и принялись его цепами потчевать: так ошарашили, что едва домой приполз.
   -Что ты, дитятко, плачешь? - спрашивает его старуха.
  
   Дурак рассказал ей свое горе.
   -Ах, сынок, куда ты глупешенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам - не переносить, возить бы вам - не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили, да и скушали.
  
   На другой день идет дурак по деревне; навстречу ему несут покойника. Увидел и начал кричать:
   -Бог помочь! Носить бы вам - не переносить, возить бы вам - не перевозить!
  
   Опять его прибили; воротился он домой и стал жаловаться.
   -Вот, мама, ты научила, а меня прибили!
   -Ах ты, дитятко! Ты бы сказал:"Канун да свеча!" - да снял бы шапку, начал бы слезно плакать, да поклоны бить; они б тебя накормили - напоили досыта.
  
   Пошел дурак по деревне, слышит - в одной избе шум, веселье, свадьбу празднуют; он снял шапку, а сам так и разливается, горько плачет.
   -Что это за невежа пришел, - говорят пьяные гости, - мы все гуляем да веселимся, а он словно по мертвому плачет!
  
   Выскочили и порядком ему бока помяли...
  
   (См.: Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. - М., 1982.-с.513)
  
   Мораль сей сказки такова: нет особого отличия Ивана от того человека, который, не зная и не понимая людей, получает от них по заслугам за свое невежество и опрометчивость.
  
   Простофиля, излишне доверчивый человек попадает в западню, которую умело расставляют злонамеренные или же корыстолюбивые люди.
   Стоит ли попадать им в сети?
  
  
   На заметку:
  

Что следует знать о познании людей

  
  
  -- Нас окружают разные люди, и следует признать, что среди них немало таких, которые не прочь воспользоваться оплошностью ближнего. В силу этого, бдительность и внимательность (но не подозрительность) не должны быть нами пренебрегаемы.
  
  -- Человеку свойственно маскировать свои недостатки и тайные замыслы по разным причинам (личной безопасности, покоя, коварства, расчета и т.п.).
  
  -- Но, как бы человек, ни маскировал свою сущность, она "прорывается" в его поступках, поведении, словах, жестах, мимике, пантомимике и т.п. Все дело лишь в умении замечать и правильно оценивать эти знаки.
  
  -- Познание других людей, встречающихся нам в жизни, нисколько не походит на работу детектива и не должно использоваться во вред другим. Оно нужно для того, чтобы разобраться на предмет наличия или отсутствия у наших партнеров тех важнейших качеств и свойств, которые для нас представляют живейший интерес (для дружбы, делового партнерства и т.п.).
  
  -- Первым объектом нашего изучения, конечно, должны быть родные и близкие. При этом не должно смущаться тем, что мы длительное время живем (соседствуем) с ними. Это еще не основание для отказа от внимательного подхода и к ним. Скорее всего, именно здесь обнаруживается неполнота наших знаний о людях. Не поэтому ли так часты конфликты среди родных и близких?
  
  

Основные условия познания других людей

  
   Познание других людей, как и многие процессы нашей жизни, подчиняются определенным законам и возможно только при соблюдении следующих условий:
  
   0x01 graphic
  
   - во-первых, для этого необходимы специальные знания;
   - во-вторых, умелое познание базируется на надежных методиках и невозможно без соответствующего инструментария;
   - в-третьих, познание людей - трудное дело и требует волевых усилий; без воли и целеустремленности достичь высокого результата невозможно.
   - в-четвертых, во всем многообразии окружающих нас людей следует в первую очередь выбирать тех, кого нам следует "расшифровать", не откладывая решения этой задачи на более поздний срок.
  
  
  

Методики

познания окружающих людей

  
  
   Существуют разнообразные по назначению и содержанию методики познания незнакомых людей.
   Дадим им краткую характеристику и затем раскроем некоторые более подробно:
  
   Методики визуальные
   Их назначение: посредством "живых" наблюдений получить достаточно полное представление о сущности человека.
  
   Методики словесные
   Они путем устного или письменного опроса стараются получить необходимую информацию о человеке.
  
   Методики графологические
   Назначение их заключается в том, чтобы по подчерку определить особенности характера человека.
  
   Методики биографические
   Их задача состоит в том, чтобы по узловым пунктам биографии составить представление о способностях человека и его возможных действиях в настоящем и будущем.
  
   Методики социометрические
   С их помощью выявляется статус человека в стабильной группе (коллективе).
  
   Методики деятельностные
   Эти методики имеют задачей проверить способности человека
   в конкретной деятельности или ситуации.
  
   Методики прогностические
   Разработка прогноза на основе имеющихся данных с целью предвидения характера поведения и поступков личности в будущем.
  
  
  
  

Визуальные методики

   Человек, сам того подчас не подозревая, несет о себе окружающим настолько полную информацию, что подчас открывает себя в тех деталях, которые характеризуют его сущностные (главные) характеристики.
  
   Есть даже книги с таким названием "Как читать человека, словно книгу" (авторы ее Д. Нирберг и Г. Калеро) или книга Алана Пиза "Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам ".
  
   Для начала нам необходимо разобраться в следующем: какие элементы внешнего облика человека подлежат расшифровке.
  
   Для этого представим следующую таблицу для текущей и последующей работы:
  
  -- Элемент, подлежащий расшифровке
  -- Конкретные детали этого элемента
  -- Особенности, подлежащие расшифровке
  
   0x01 graphic
   Внешний вид
   Одежда (Стиль, гармония, состояние и т.п.)
   Психологическое состояние
   Манера поведения (Как ведет себя человек наедине и с окружающими)
   Физическое состояние (В какой физической форме находится человек)
  
   **
   Мимика (Характерные мимические движения. Выражение глаз,мышц лица и т.п.)
  
   **
   Пантомимика (Поза. Пластика движений. Походка. Жесты. Язык телодвижений)
  
   **
  
   0x01 graphic
   Речь (Содержание речи. Ее смысловое значение. Эмоциональность. Темп. Словарный запас. Речевые формулы. Типичные выражения. Интонация. Логика. Паузы, остановки. Подтекст. Начало и конец речи. Обобщения и выводы)
  
   **
   Поступки и поведение (Содержание обычных и узловых. Линия поведения. Логика поступков. Мотивы. Результаты влияние на других. Как себя ведет человек в обычных и экстремальных ситуациях. Как реагирует на позитивное и негативное. В какой мере управляем человек)
  
   **
   Должностное и общественное положение (Социальная роль, которую играет. Статус. Авторитет. Претензии. Мотивы деятельности. Степень участи и влияния на служебные и должностные вопросы. Вопросы, которые в состоянии компетентно решить. Виды на будущее)
  
   **
   Окружение (Состав ближнего окружения. Мотивы объединения. Место и роль в группе. Состав лиц, оказывающих активное влияние на данного человека и характер этого влияния)
  
   **
   0x01 graphic
  
   Бытовая обстановка (Характерные предметы быта. Обстановка и мебель. Семейное положение и состав семьи. Семейные ценности. Атмосфера в семье. Атмосфера, в которой находится человек в часы, защищенные от внешнего надзора. Состояние человека без "маски" и вне социальной роли)
  
   **
   Пол (Особенности пола. Характерные проявления у данного человека)
  
   **
   Возраст (Возрастные проявления. Насколько полно и четко они проявляются)
  
   **
   Национальность (Проявления национальной психологии. собенности проявления национального характера, темперамента и т.п.)
  
   **
  
   Обычные люди не всегда заботятся и следят за своей мимикой, которая подчас, как говорится выдает их "с потрохами".
  
   Люди выдающиеся придают мимике особое значение, ибо понимают, что мимика - сильнейшее средство влияния на людей.
  
   Говоря о Росции и Эзопе, Кассиодор называл их людьми, красноречивые руки которых имели язык в конце каждого пальца.
  
  

0x01 graphic

Азбука мимики и пантомимики

  
  -- I. Мимическое движение есть начало того или иного действия, или состояния. Увидев и оценив начинающееся проявляться мимическое действие, человек в состоянии прогнозировать и развитие действия и внутреннюю реакцию того лица, у которого он оценивает данные мимические проявления.
  
  -- 2. Мимические проявления имеют два главных свойства: а) одни возникают стихийно, помимо воли человека; б)другие - с участием его воли. Если первые, как правило, скрыть и упредить трудно, то вторые создаются сознательно и могут сниматься и одеваться, как маска.
  
  -- 3. Все выражения, которые запечатлены усилием разума и воли (гнев, вызов и т.п.) характеризуются опусканием и сдвиганием бровей, образованием вертикальных складок на лбу, напряжением всего тела и т.п.
  
  -- 4. Все, что происходит инстинктивно, т.е. без волевого участия, всегда характеризуется подниманием бровей, образованием на лбу горизонтальных складок, ослаблением напряжения тела.
  
  -- 5. При таких ощущениях, против которых бесполезно бороться (тоска, страх, физическое страдание), на лбу образуются различные противоречивые складки - вертикальные и горизонтальные.
  
  -- 6. Все выражения, указывающие на какое-либо решение, на активность, или на что-то влекущее к себе (восхищение, мольба, убеждение, угроза), требуют, чтобы тяжесть тела переносилась на ногу, стоящую впереди, при вытянутой вперед голове.
  
  -- 7. Напротив, все выражения, характеризующие нерешительность, боязнь или отвращение, раздумье, сомнение и проч., характеризуются позой, при которой туловище откинуто назад и опирается на отставленную ногу.
  
  -- 8. Все проявления глубокого волнения вызываю поднимание плеч.
  
   (Лачинов В.П. Искусство мимики.- СП б., I909.- с.2I-22)
  
  
   0x01 graphic
  
   Умение выражать свои эмоции - искусство, которому надо учиться и которое необходимо тренировать.
  
   Предлагаем вам минипрактикум:
  
   Улыбнитесь, как:
  
   - леди Макбет;
   -вежливый японец;
   -кот на солнышке;
   -мать младенцу.
  
   Нахмурьтесь, как:
  
   -король Лир;
   -ребенок, у которого отняли игрушку;
   -Наполеон
  
   (См.: Леви В. Искусство быть другим,- М., I982.- с. 35)
  

Пантомимика расшифровка языка жестов и поз

(части тела, жесты, подлежащие расшифровке, положение, что означает)

  
   0x01 graphic
  
   Голова человека
   Приподнятая голова: чувство собственного достоинства, воля, уверенность в себе.
   Слегка закинутая назад: чванство, начальственность, строгость.
   Склоненная к плечу: кокетство, жеманство; внимание.
   То же, с поднятыми плечами: растерянность.
   Втянутая в плечи: ощущение затравленности.
  
   **
  
   0x01 graphic
   Губы, зубы
   Кусание нижней губы: неудача, затруднение, "я сделал глупость".
   Закусывание верхней губы с выпячиванием нижней: досада, бешенство, злоба.
   Губы, втянутые вовнутрь: Желание разжалобить, упрямство.
  
   **
   Нос
   Раздувающийся: чутье, выслеживание, чрезмерное волнение.
   Приподнятые крылья носа: "Это дело дурно пахнет". Физическое отвращение.
  
   **
   Щеки
   Очень втянутые: худоба, нищета, боязнь, важность.
   Надутые, вздутые у висков: недовольство, недоверие.
  
   **
   0x01 graphic
  
   Руки
   Рука, висящая вдоль тела: равнодушие, покой, усталость, подавленность ("руки опустились").
   Болтающиеся руки: беспечность, взбалмошность.
   Поднятая плечевая часть и разведенные локти: манерность, аффектация (стремление к величию и пышности), фатовство и т.п.
   Руки на бедрах: внимание.
   Большие пальцы запущены в проемы пиджака: Уверенность, самодовольство, независимость, игривость.
   Руки, сложенные на груди: выжидание, раздумье.
   Руки на груди, одна касается подбородка: озабоченность, напряженность ума.
   Раскрытая рука с одной стороны поддерживая голову: тоска, крайнее затруднение, рой мыслей в голове.
   Две руки сжимают голову: отчаяние.
  
   **
   Взгляд человека
   Ленивый: утомление.
   Живой: волнение.
   Твердый: внимание.
   Мягкий: интерес без страсти.
   Блуждающий: растерянностью
   Исподлобья: недоверие.
   Принужденный: сдержанность.
   Восторженный: экзальтация (состояние повышенной возбудимости)
   Прямой: смелость, вызов.
  
   **
   0x01 graphic
   (С. Эйзенштейн. Печаль. I940-I946 гг.)
  
   Положение туловища
   Прямое: уверенность в себе.
   Сгорбленное: подавленность.
   Напряженное: готовность к действию, внимание.
   Расслабленное: усталость, "уход в себя" и т.п.
  
  
   0x01 graphic
  
   Минипрактикум:
   Расшифруйте следующие позы:
  
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
  
   При решении названной задачи, обратите внимание на следующую информацию:
  
   0x01 graphic
  
  -- Если вы держитесь прямо с вытянутыми ногами, со сдвинутыми пятками и тело покоится одинаково на двух ногах, то получается поза выражающая: скромность, робость, почтение, унижение (при опущенной голове и наклоненном туловище), почтительное ожидание.
  
  -- Если положение тела то же, но ноги раздвинуты, этим получается фигура моряка, кавалериста, увальня, вульгарного человека.
  
  -- Если положение тоже, но колени согнуты, то поза характеризует усталость, старость, опьянение, боязнь потерять равновесие.
  
  -- Если тело покоится на ноге, находящейся в стороне, противоположной действию, то вы получаете позу равнодушного ожидания.
  
  -- Если вы опираетесь на ногу, находящуюся в стороне действия, то получается активная поза.
  
  -- Отклонение тела на ногу, стоящую позади со сгибанием в колене, дает позу, выражающую нерешительность, колебания, сомнения и т.п.
  
  -- Если вы сидите прямо, с локтями, прижатыми к телу, находящимися на одной линии и притиснутыми друг к другу, то этим вы выражаете робость, почтительное ожидание.
  
  -- Закинув назад бюст и сильно раздвинув ноги, вы производите впечатление вульгарности, развязности, бесстыдства.
  
  

0x01 graphic

Беседа

  
   В качестве практического примера технологии подготовки и проведения беседы с целью получить сведения о подчиненном, которая применяется в армии США, приведем выдержку из работы И. Ладанова.
  
   Инструкция армии США устанавливает обязательную технологию подготовки и проведения подобных бесед:
  
  
  -- а) избегай постановки, требующих ответа "да" или "нет";
  
  -- б) чаще используй вопросы, наталкивающие подчиненного на повествование;
  
  -- в) меньше упирай на то, что было, а старайся убедить подчиненного в том, что есть;
  
  -- г) больше молчи;
  
  -- д) отзывайся на все замечания и намеки подчиненного;
  
  -- е) рассматривая позицию подчиненного не со своей, а с его точки зрения.
  
   Кроме того, инструкция предписывает обязательную манеру поведения офицера во время беседы:
  
  -- I) не сиди на краешке стула. Это создает впечатление, что ты хочешь скорее избавиться от собеседника;
  
  -- 2) не ерзай на стуле. Ерзанье свидетельствует о неуверенности и нерешительности.
  
  -- 3) не тяни время. Продумывай план беседы заранее.
  
  -- 4) не спеши. Лучше не проводить беседы вообще, чем спешить.
  -- 5) ставь вопросы так, чтобы они не наводили на ответы;
  
  -- 6) меньше употребляй местоимение "я";
  
  -- 7) не напуская на себя важного вида. Поддерживай атмосферу взаимного уважения. Не смотри на собеседника свысока, считай его равным с собою во всех отношениях;
  
  -- 8) не задавай излишних вопросов;
  
  -- 9) не горячись. Лучше всего, когда в разговоре чувствуется теплота.
  
  -- I0) не создавай из себя прорицателя или умника;
  
  -- II) не делай выводов за собеседника;
  
  -- I2) не давай собеседнику обещаний. Может случиться так, что обещаний по ряду обстоятельств выполнить не удастся. Тогда будет больше вреда, чем пользы.
  
  -- I3) не решай вопросов за всю армию.
  
  
   Считается, что в процессе беседы основной успех достигается посредством постановки вопросов.
  
   Так, постановка зондирующих вопросов предполагает получение нужной информации.
  
   Такие вопросы бывают трех видов:
  
   а) прямые: "Расскажите мне о ваших взаимоотношениях с Н."
   б) завуалированные: "Так как...?"
   в) наталкивающие: "А что вы сами об этом думаете?"
  
   Если нужно форсировать беседу или склонить собеседника в какую-либо сторону, применяются альтернативные вопросы: "Если это не так, то как же по-вашему?"
  
   Молчание офицера - важнейший стимулятор убеждения.
   Оно, с одной стороны, дает подчиненному обдумать сказанное, а с другой стороны - вынуждает его скорее высказаться.
  
   Важны также ситуационные вопросы.
   Главная цель их состоит в побуждении подчиненного высказать больше информации по обсуждаемой проблеме. Эти вопросы моделируют исходную ситуацию: "Предположим, вы в наряде...?" После этого всегда уместно начинать фразу с вопросов, что, как, в какой степени и т.п.
  
   Уясняющие вопросы должны относиться только к деталям.
   В конце беседы обязательно рекомендуется ставить вопросы для подведения итогов.
  
   Иерархия постановки вопросов рекомендуется следующая:
  
   I)"Ну как, поговорили ли мы о главном?"
   2)"Что же мы выяснили?"
   3)"К каким же выводам мы пришли?"
   (Ладанов И.Д. Современная буржуазная военная педагогика на службе империализма.- М., I972.- с.90-92)
  
   **

ГРАФОЛОГИЯ

   Одним из признанный специалистов в этой области является Д. Зуев-Инсаров, автор одной из первых книг в России по указанному вопросу
  
   0x01 graphic
  
   Это интересно:
  
   Графология - наука о почерке, сформировалась в Х*Х веке, хотя еще Аристотель отмечал, что почерк отражает характер человека.
  
   В настоящее время метод графологии применяется не только в криминалистике но и для получения информации о характере интересующего лица. Так, в Израиле, его используют при отборе претендентов на разные должности - начиная от разведчиков и до рабочих на сборочных линиях.
  
   Родоначальником графологии следует считать аббата Мишона (I806-I888 г.).
   По его инициативе в конце прошлого века образовались графологические общества, стали выпускаться специальные журналы.
  
   После его смерти, дело возглавил его ученик Адриан Варинар. Написанный им учебник был переведен на русский язык.
  

Азбука графотологии

   0x01 graphic
  
  
  -- I. Если человек не склонен к позерству, не имеет тяготы к внешним формам, не отличается кокетством и нарочитостью, то он не будет прибегать к украшениям своего письма завитками и дугами.
  
  -- 2. У человека с обостренной нервной чувствительностью (меланхолик, к примеру), порывистостью (холерик), деятельность которого отличается неравномерностью, почерк будет отличаться неровностью, геометрической невыдержанностью.
  
  -- 3. Установлено, что почерк изменяется при каждом расстройстве нервной системы.
  
  -- 4. Первые признаки усталости также отражаются в почерке: он становится крупнее, появляются неровности в волосяных штрихах букв.
  
  -- 5. Каждая профессия характеризуется определенным набором отличительных признаков данной профессии.
  
  
   Гете в письме к Лафатеру от 3 апреля I820 г. писал: "Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, потому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться."
  
   Графология - довольно сложный метод изучения личности и он становится доступным лишь подготовленным специалистам.
  
   (Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку, графологический метод изучения личности).- М., I993)
  

0x01 graphic

Люди, которых мы должны знать

  
   В заключение темы, укажем те типы людей, которые должны быть предметом нашего особого внимания.
  
  -- Предки (насколько это возможно)
  -- Родители
  -- Близкие
  -- Друзья
  -- Товарищи и коллеги
  -- Начальники
  -- Подчиненные
  -- Приятели, входящие с нами во взаимоотношения на досуге, в спорте, при осуществлении сходных с нами обязанностей и т.п.
  -- Соседи
  -- Случайные попутчики
  -- Духовные единомышленники и духовные лидеры
  -- Политические деятели
  -- Лица, претендующие на занятие общественных и политических постов
  -- Ведущие представители СМИ
  -- Экономические партнеры, с которыми мы вступаем в дело
  
   Естественно, что степень и глубина познания других людей различна: одних нужно знать больше и глубже, других - только по их наиболее значимым данным.
  

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  -- Давать, брать, делиться тайною, расспрашивать, угощать, принимать угощение - вот шесть признаков дружбы. (Мудрость древней Индии).
  -- Наслаждаться общением - главный признак дружбы. ( Аристотель).
  -- Дружба довольствуется возможным, не требуя должного. ( Аристотель).
  -- Узнав секрет друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе. ( Демокрит).
  -- Единомыслие создает дружбу. ( Демокрит).
  -- Не скоро становись другом, а сделавшись раз,старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно - не иметь ни одного друга и менять многих друзей. (Исократ).
  -- Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей. (Исократ).
  -- Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор).
  -- Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делаю они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели. (Платон).
  -- Мне не нужно друга, который, во всем со мною соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше. (Плутарх).
  -- Дружба кончается там, где начинается недоверие. (Сенека).
  -- Ничто так не сближает, как сходство характеров. (Цицерон).
  -- Сколько различных выгод соединяет в себе дружба! Куда бы вы ни обратились, она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает никогда не приходит некстати, она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту. (Цицерон).
  -- Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений. (Цицерон).
  -- Только в одном случае на нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность. (Цицерон).
  -- Доверие - первое условие дружбы. (Лабрюйер).
  -- Друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека. (Лабрюйер).
  
  
   Важные справки:
  
   0x01 graphic
  
  -- Луций Апулей (около 124, Мадавра, Северная Африка -- около 180) -- древнеримский писатель, философ-платоник, ритор.
  -- Родился на границе Нумидии и Гетулии в состоятельной семье видного африканского чиновника.
  -- Учился сначала в Карфагене, затем в Афинах, где основательно познакомился с греческой литературой, в особенности же с философией Платона. "Я пил в Афинах и из иных чаш: из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши диалектики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии -- этой бездонной нектарной чаши".
  -- Отсюда он переселился в Рим, где занимался некоторое время адвокатурой. Всё своё состояние, наследованное от отца, он потратил, главным образом, на путешествия, во время которых был посвящён в различные мистерии.
  -- На пути в Александрию Апулей задержался в городе Эе по причине болезни и, воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого ему по Афинам, остановился у него.
  -- После этого Апулей переселился в Карфаген, где стал верховным жрецом провинции и дважды удостаивался статуй.
  
   **
  
   0x01 graphic
  
  -- Александр Николаевич Афанасьев (11 (23) июля 1826 -- 23 сентября (5 октября) 1871) -- выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов.
  -- Родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям.
  -- Александр Николаевич Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет, где учился на юридическом факультете и, в то же время, слушал лекции С. П. Шевырева, О. М. Бодянского и Т. Н. Грановского.
  -- Окончив обучение в университете в 1848 году, Афанасьев в 1849 году поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения. В этой должности он работал до 1862 года.
  -- Любитель старины, Афанасьев часто бывал на толкучке у Сухаревской башни -- там он приобретал старинные рукописи и книги. Из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры.
  -- В 1862 году в жизни Афанасьева произошёл крутой поворот, отрицательно сказавшийся и на его учёной деятельности, и на здоровье. В квартире Афанасьева был произведён обыск, хотя никакого официального обвинения предъявлено не было. Он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.
  -- Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. Книга Афанасьева является попыткой выявить живые связи языка и преданий, более того, воскресить основы русского мышления. Для своего времени работа была огромным шагом вперёд.
  -- В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые.
  -- 23 сентября (5 октября) 1871 года А. Н. Афанасьев умер от чахотки в возрасте 45 лет. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
  
   **
   0x01 graphic
  
  -- Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898--1948) -- советский режиссёр, сценарист, теоретик кино и педагог.
  -- Родился 10 (22) января 1898 года в Риге в еврейско-русской семье инженера, архитектора, действительного статского советника (с 1917 года), Михаила Осиповича Эйзенштейна (1867--1921) и Юлии Ивановны (урождённой Конецкой), дочери состоятельного купца.
  -- С детства изучал три иностранных языка.
  -- В 1909 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров.
  -- Весной 1918 года Эйзенштейн вступил добровольцем в Красную армию.
  -- В 1920 году Эйзенштейна направили в Академию Генерального штаба, где он учился на восточном отделении (японский язык).
  -- Эйзенштейн поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921--1922 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда.
  -- В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад "Интеллектуальное кино" в Брюссельском университете.
  
   0x01 graphic
   Эйзенштейн в Париже, 1930
  
  -- После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  -- В 1941--1945 годы режиссёр снимал фильм "Иван Грозный". Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии "Мосфильм" в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов.
  
   0x01 graphic
   Плакат фильма "Иван Грозный"
  
  -- За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была запрещена Сталиным, подверглась жесткой критике в Постановлении ЦК и вышла на экраны только в 1958 году; съемки третьей прекращены.
  -- Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года.
  -- Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
  
   **
   0x01 graphic
  
  -- Иоганн Вольфганг фон Гёте (28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне, Германия -- 22 марта 1832, Веймар, Германия) -- немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
  -- Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте (1710--1782). Отец Гёте был педантичным, требовательным, неэмоциональным, но честным человеком. От него сыну впоследствии передались тяга к знаниям, скрупулёзное внимание к деталям, аккуратность и стоицизм.
  -- Дом Гёте был хорошо обставлен, там была обширная библиотека, благодаря которой писатель рано познакомился с "Илиадой", с "Метаморфозами" Овидия, прочитал в оригинале сочинения Вергилия и многих поэтов-современников.
  -- В 1765 отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбурге (1770), где защитил диссертацию на звание доктора права.
  -- Во Франкфурте Гете серьезно заболел. За полтора года которые он пролежал в постели из-за нескольких рецидивов его отношения с отцом сильно ухудшились. Скучая во время болезни Иоганн написал криминальную комедию.
  -- В апреле 1770 года отец потерял терпение и Гете покинул Франкфурт, чтобы закончить учебу в Страсбурге, где и защитил диссертацию на звание доктора права.
  -- В 1775 году Гете был приглашен, как автор "Страдания юного Вертера, к Карлу Августу, герцогу Саксен-Веймар-Эйзенах . Гете таким образом поселился в Веймаре, где он оставался до конца своей жизни.
  -- Гете умер в 1832 году в Веймаре.
  
  

0x01 graphic

Рим. Гладиаторы

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  -- Необходимость ломает все законы.
  -- Кто раскаивается в своем прегрешении, тот уже почти и невиновен.
  -- Интересуйся не количеством, а качеством твоих почитателей: не нравиться дурным -- для человека похвально.
  -- Первое условие исправления -- сознание своей вины.
  -- Чистая совесть -- есть постоянный праздник.
  -- Ценность добродетели в ней самой.
  -- Большая разница -- не хотеть или не уметь согрешить.
  -- Несчастье -- удобное время для добродетели.
  -- Без борьбы и доблесть увядает.
  -- Мужество есть презрение страха. Оно пренебрегает опасностями, грозящими нам, вызывает их на бой и сокрушает.
  -- Мужество без благоразумия -- только особый вид трусости.
  -- Не чувствовать страданий не свойственно человеку, а не уметь переносить их не подобает мужчине.
  -- Ничего на свете не заслуживает такого уважения, как человек, умеющий мужественно переносить несчастья.
  -- Жить -- значит бороться.
  -- Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.
  -- Дружба кончается там, где начинается недоверие.
  -- Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима.
  -- Сколько рабов, столько врагов.
  
  

Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 г. до н. э. -- 65 г. н.э.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023