ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Вечным законом да будет"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


еловек - драгоценный камень, а мастер - воспитатель"...

0x01 graphic

ВОСПИТАНИЕ В ВОЕННОЙ ШКОЛЕ

А.И. Каменев

(Из моей книги: Военная школа России (уроки истории и стратегия развития). - М.: СигналЪ, 1999)

I

Общие вопросы воспитания

   Воспитание - наука древняя. Она ведет свое начало с того времени, когда люди осознали необходимость передачи от поколения к поколению своего социального и житейского опыта.
  
   "Ее цель - внушить людям любовь к законам и к социальным добродетелям", - свидетельствует французский просветитель Х**** в. К.Гельвеций.
  
   Наука о воспитании сводится к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило (побудило) бы их развить природные таланты (задатки) и взрастить добродетели, а также до конца исполнить свой долг.
  
   Без помощи извне народившийся человек не в состоянии справиться с указанной задачей. В силу этого необходимость воспитания исходит от естества человека, о чем образно писал в свое время Ж.-Ж.Руссо:
  
   "Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием".
  
   Человеческие существа, брошенные на произвол судьбы или же не получившие вовремя должного воспитания, не могут обрести цивилизованного облика и нормального человеческого состояния.
  
   Драгоценный камень, не обработанный мастером, не имеет той цены, которую имеет алмаз, вышедший из-под руки искусного мастера.
  
   Драгоценный камень, в данном случае - человек, мастер - воспитатель...
   Чем ценнее сам камень и искуснее мастер, - тем большую ценность обретает человек как личность.
  
   Суть, содержание и направление воспитания все время были предметом споров и разногласий в обществе.
  
   Еще со времен Аристотеля, по его слову, на предмет воспитания юношества существовали различные точки зрения:
  
   "Не все согласны в том, нужно ли вести обучение молодых людей в целях воспитать в них добродетель, или же (вести это воспитание так), чтобы молодые люди могли достигнуть наибольшего счастья; не выяснено также и то, на что нужно обращать при воспитании преимущественное внимание, на развитие ли интеллектуальных способностей, или на развитие нравственных качеств".
  
   Но и в те далекие времена хорошо понимали, что буйную природу человека надо укрощать воспитанием.
  
   Платон, по этому поводу писал:
  
   "Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким из всех, кого производит земля".
  
   Не следует, однако, преувеличивать силу и возможность воспитания.
  
   Плутарху принадлежат следующие слова:
  
   "Каким дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти".
  
   Это, однако, не следует понимать, как всевластие воспитания и его безграничные возможности.
  
   Наш выдающийся соотечественник К.Ушинский так отвечал восторженным почитателям воспитания:
  
   "Нельзя требовать от медицины, что не было случаев ранней смерти или повальных болезней; нельзя требовать от воспитания, чтобы не было частных случаев испорченной нравственности, пренебрежения к идее и истине или каких-нибудь общественных недостатков, которые, как и эпидемия, имеют свои причины в обстоятельствах, не зависящих от медика или воспитателя.
   Но если бы медицина не могла ни предостерегать, ни предохранять от болезней, ни излечивать их, то к чему бы служили медицинские факультеты?"
  
   (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. - Т.1. - М.: Учпедгиз, 1954. -с.146.)
   Воспитательная деятельность принадлежит к области разумной и сознательной, по крайней мере со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названа та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали и выбрали средства. необходимые к достижению осознанной нами цели.
  
   Воспитание не следует рассматривать лишь как разумную и сознательную деятельность людей. Это - всего лишь часть того, что воздействует на душу, сознание (разум), волю, чувства человека и заставляет (или побуждает) его совершенствовать себя, подражать другим, вносить элементы управления в свое поведение (корректировать, изменять его и т.п.) и т.д.
  
   Как справедливо отмечал в Ж.-Ж.Руссо в своем труде "Эмиль, или О воспитании":
  
   "Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей".
  
   Другими словами, человека воспитывает все:
  
   он сам (его духовный строй, потребности), окружающие люди, мир идей и мир вещей (предметов, нас окружающих); воспитывает не только день текущий, но и времена давно ушедшие (история).
  
   Когда говорится о воспитании, то имеется в виду не только позитивное влияние на человека, но и негативное, т.е. ведущее не к добру и добродетели, но ко злу и пороку.
  
   В силу этого, воспитание надо понимать, как придание жизни и поведению человеку (извне или от него самого) определенного смысла, жизненной установки, отношения к самому себе и другим, направление на этой основе его поведения, системы духовных потребностей и качеств.
  
   Воспитание начинается с момента рождения и оканчивается со смертью человека.
  
   "Научаться мы начинаем, начиная жить; наше воспитание начинается вместе с нами; наш первый наставник - наша кормилица. И само слово "воспитание" указывает на "питание"(Ж.-Ж.Руссо).
  
   Нет возраста, который бы был вне воспитания (естественно, в том смысле, как это было указано ранее). Но в каждом возрасте действуют свои, возрастные особенности воспитания: то, что пригодно для ребенка, уже не подходит к воспитанию подростка...
   Следовательно, возрастные особенности играют большую роль в воспитании, ибо, как в разные времена года растет и развивается растение, так и человек в весну своего развития нуждается в одном, лето жизни требует другого, осень - третьего, зима - четвертого...
  
   Самые первые и самые важные плоды воспитания получает человек в раннем возрасте.
  
   Выдающийся чешский педагог и мыслитель Я.Коменский в "Великой дидактике" писал:
  
   "...Рано нужно раскрывать у человека способность для созерцания вещей, так как в течение всей жизни ему многое придется познать, испытать и выполнить".
  
   В то же время, выдающиеся педагоги и мыслители предупреждают: нельзя форсировать естественный процесс развития. Воспитание - это также процесс, т.е. нечто, имеющее свое начало, логику, этапы и рубежи и т.д.
  
   В трудах классиков педагогики мы находим интересные идеи относительно того, какие условия делают успешным процесс воспитания.

Условия успешности воспитания

  -- Чтобы воспитывать человека его нужно хорошо знать. "...Если мы говорим о воспитании человека, то должны предварительно составить себе понятие о человеке..." (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. - Т.2. - М.: Учпедгиз, 1954. - с.250). Воспитатель "должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера: тогда только он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а средства эти громадны!"(К.Ушинский. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. - Т.1. - М.: Учпедгиз, 1954. -с.36).
  --
  -- Воспитание должно быть полезным. "...То воспитание, которое упустило бы из виду сообщение воспитанникам полезных навыков и заботилось единственно об их умственном развитии , лишило бы это само развитие его сильнейшей опоры..."(Ушинский К.Д. Пед. соч. - т.8. - с.233).
  --
  -- Воспитание должно быть природосообразным.
  --
  -- Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. (Ж.Ж.Руссо).
  --
  -- Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее.(Ж.-Ж.Руссо).
  --
  -- Воспитателем может быть только возвышенная натура. "Воспитатель! какая возвышенная нужна тут душа... Поистине, чтобы создать человека, нужно самому быть или отцом, или больше, чем человеком. И такую-то должность вы спокойно вверяете наемникам!"(Ж.-Ж.Руссо).
  --
  -- В воспитании не может быть шаблона и формализма. "Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотою его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы" (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. - Т.1. - М.: Учпедгиз, 1954. -с.150)
  --
  -- Всякая важная реформа в моральной части воспитания предполагает реформу в законах и форме правления. "..Некоторые знаменитые люди пролили много света на этот вопрос. а воспитание осталось все тем же. Почему так? Потому что для составления хорошего плана воспитания достаточно быть просвещенным, а для проведения его в жизнь надо иметь власть"(К.Гельвеций).
  
   Следует отдавать себе отчет в то, что воинская деятельность - сфера специфичная, а в ней - подготовка офицерского состава занимает особое место. В силу этого, нам предстоит выяснить роль и место воспитания в военном деле, значение его (воспитания) для подготовки офицерских кадров, а также выявить характерные тенденции, имевшие место в воспитании кадет и юнкеров России.
  
   Важные справки:
  
   0x01 graphic
  
  -- Клод Адриан Гельвеций (Claude Adrien HelvИtius; 31 января 1715, Париж -- 26 декабря 1771, Париж) -- французский литератор и философ-материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения.
  -- Окончил иезуитский коллеж Луи-ле-Гран, где его готовили к финансовой службе, но при этом ещё с молодости увлекся поэзией (к 1740 к поэзии охладел).
  -- Окончив колледж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов.
  -- В 1738 получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря влиянию своего отца. На этом посту сколотил целое состояние, хотя и не был, как большинство генеральных откупщиков 17-18 вв., коррумпированным и бездеятельным чиновником.
  -- После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д'Отрикур в 1751, оставил должность. С женой проводил время в замке в Воре близ Ремалара и в своем парижском особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые угодья и считался радушным хозяином; в Париже его салон получил известность как место, для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбаха.
  -- Сблизившись с Монтескьё и Вольтером, с 1751 г. посвятил себя научным занятиям и литературе.
  -- Одно из главных его сочинений, "Об уме" (De l'esprit, 1758; рус. пер. 1917, 1938), было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны, и сожжено.
  -- В 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению Фридриха II -- Пруссию.
  -- Страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 г. в Париже.
  
   **
  
   0x01 graphic
  
  -- Жан-Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева -- 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) -- французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством -- прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.
  -- На смену барочному рационализму XVIII века пришёл сентиментализм, главной особенностью которого была новая культурная струя, источником которой было чувство. Оно преобразило культурного человека, его отношение к самому себе, к людям, к природе и к культуре. Самым оригинальным и влиятельным представителем и проводником этого направления был Руссо. Оно поставило его в антагонизм к представителям рационализма -- философам XVIII в. Но, так как Руссо в политике усвоил себе рационализм и внёс в него чувство и страсть, то он стал главным предтечей того коренного переворота, которым закончился XVIII век.
  -- Летом 1777 г. состояние здоровья Руссо стало внушать его друзьям опасения. Весною 1778 г. один из них, маркиз де Жирарден, увёз его к себе на дачу в Шато де Эрменонвиль. В конце июня для него был устроен концерт на острове среди парка; Руссо просил похоронить его в этом месте. 2 июля Руссо внезапно скончался на руках Терезы.
  -- Его желание было исполнено; его могила на острове "Ив" стала привлекать сотни поклонников, видевших в нём жертву общественной тирании и мученика гуманности -- представление, выраженное юношей Шиллером в известных стихах, сопоставляющих с Сократом, погибшем от софистов, Руссо, пострадавшего от христиан, которых он пытался сделать людьми.
   0x01 graphic
  
   Надгробие Руссо в парижском Пантеоне
  
  -- Во время Конвента тело Руссо, одновременно с останками Вольтера, было перенесено в Пантеон, но 20 лет спустя, во время реставрации, два фанатика тайно ночью похитили прах Руссо и бросили его в яму с известью.
  
   **
  
   0x01 graphic
  
   Аристотель кисти Рафаэля
  
  -- Аристотель (384 до н. э., Стагир -- 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) -- древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. -- воспитатель Александра Македонского.
  -- Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития -- социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
  -- Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики -- справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.
  -- Аристократия (греч. aristokratia -- власть лучших) -- форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
  -- Полития -- Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне "редко и у немногих".
  -- Неправильный строй -- строй, при котором преследуются частные цели правителей: Тирания -- монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя. Олигархия -- соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. Демократия -- выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
  -- Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование "конституции" -- политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно -- "Афинская полития").
  
   **
  
  
   0x01 graphic
  
   Платон на фреске "Афинская школа"
  
  -- Платон (428 или 427 до н. э., Афины -- 348 или 347 до н. э., там же) -- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
  -- Точная дата рождения Платона неизвестна.
  -- Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465---424), восходил, согласно легендам (см. труды Диогена Лаэртского), к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно.
  -- Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.
  -- После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару.
  -- По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399--389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу -- Платоновскую Академию.
  -- По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.
  
   **
  
   0x01 graphic
  
  -- Плутарх происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городе Херонее в Беотии, (известном по знаменитой битве 338 г. до н. э.).
  -- В молодости в Афинах Плутарх изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония.
  -- Ещё в молодые годы Плутарх вместе с братом Ламприем и учителем Аммонием посетил Дельфы, где всё ещё сохранялся пришедший в упадок культ Аполлона. Это путешествие оказало серьёзное влияние на жизнь и литературную деятельность Плутарха.
  -- Вскоре после возвращения из Афин в Херонею Плутарх получил от городской общины какое-то поручение к римскому проконсулу провинции Ахайя и успешно выполнил его. В дальнейшем он верно служил своему городу, занимая общественные должности. Обучая собственных сыновей, Плутарх собирал в своем доме молодежь и создал своего рода частную академию, в которой играл роль наставника и лектора.
  -- На пятидесятом году жизни Плутарх стал жрецом Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение амфиктионов, которые воздвигли ему статую.
  
   **
  
   0x01 graphic
  
  -- Ян Амос Коменский (28 марта 1592, Нивница, Южная Моравия -- 15 ноября 1670, Амстердам) -- чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, изобретатель классно-урочной системы.
  -- Родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии -- "Театр всех вещей" (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка ("Сокровищница чешского языка", 1612-56).
  
   0x01 graphic
  
   Мемориальное изображение Я. А. Коменского в Берлине
  
  -- В 1614 Коменский -- учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения -- Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.
  -- В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке.
  -- В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении "Пансофическая школа" (1651).
  -- Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества.
  -- Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении "Единственно необходимое" (1668).
  
  
   0x01 graphic
  
   "Мир чувственных вещей в картинках"
  
   Афоризмы
  -- Спорить с Природой -- напрасное дело.
  -- Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.
  -- Без примера ничему не выучишься.
  -- Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  -- Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  -- Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  -- Книги -- это инструмент насаждения мудрости.
  -- Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  -- Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  -- Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  -- Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  -- Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  -- Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  -- Ничто притворное не может быть продолжительным.
  -- Читать и не понимать -- то же, что совсем не читать.
  -- Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее -- лучшее, и всего ревностнее -- наилучшее.
  -- Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, "мастерскими людей".
  
   **
  
   0x01 graphic
  
   К.Д. Ушинский в 1859 году
  
  -- Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1824, Тула -- 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) -- русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
  -- Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского -- отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича -- Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.
  -- Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.
  -- После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой.
  -- После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена.
  -- В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее.
  -- С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости".
  -- Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним.
  -- Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.
  -- Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий -- достаточно мелкую чиновничью должность.
  -- Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854--1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года.
  -- В 1859 году К. Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.
  -- Однако у К. Д. Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М.П.Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института -- он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела.
  -- За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения -- женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье "Педагогическая поездка по Швейцарии".
  -- За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу "Родное слово", а также книгу "Детский мир".
  -- В середине 1860-х годов К. Д. Ушинский с семьёй вернулся в Россию.
  -- Свой последний главный научный труд, названный К. Д. Ушинским "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии", он начал печатать в 1867 году.
  -- В последние годы жизни К. Д. Ушинский выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.
  -- К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым.
  -- По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года).
  -- Похоронили К. Д. Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.
  
   См. далее...
  
  
  

0x01 graphic

Рождение Петра Великого

  

ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ

О физическом и нравственном характере

славян древних

Н.М. Карамзин

  
   Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в душевных силах и способностях ума, но и в самых телесных свойствах видим такое различие между народами, что остроумнейший писатель ХVIII века Вольтер, не хотел верить их общему происхождению, от единого корня или племени.
  
   ...Житель полунощных земель любит движения, согревая ими кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется.
  
   Таковы были древние славяне по описанию современных историков, которые согласно изображают их бодрыми, сильными и неутомимыми.
  
   Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли греков своей быстротою; с чрезмерной легкость всходили на крутизны, спускались в расселены; смело бросались в опасные болота и глубокие реки.
  
   Думая, без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись в многочисленном собрании людей.
   Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица.
  
   <···>
  
   Чрезмерная отважность славян была столь известна, что хан аварский всегда ставил их впереди своего многочисленного войска, и сии люди неустрашимые, видя иногда измену аваров, гибли с отчаянием.
  
   <···>
  
   Сии люди, на войне жестокие, оставляя в греческих владениях долговременную память ужасов ее, возвращались домой с одним своим природным добродушием.
  
   Современный историк говорит, что они не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, не известную тогдашним грекам; обходись с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве.
  
   Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и доныне весьма обыкновенное во всех славянских: так следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков, и самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков.
  
   Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки.
   Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи за сие оскорбление, как за собственное.
  
   Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника.
  
   Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть все нужное для того у соседа богатого; важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление.
  
   <···>
  
   Древние писатели ценят целомудрие не только жен, но и мужей славянских.
  
   Требуя от невест доказательства их девственной непорочности, они считали за святую для себя обязанность быть верными супругами. Славянки не хотели переживать своих мужей и добровольно сожигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство.
  
   <···>
  
   Сей народ, подобно всем иным, в начале гражданского бытия своего не знал выгод правления благоустроенного, не терпел ни властелинов, ни рабов в земле своей и думал, что свобода дикая, неограниченная есть главное добро человека.
  
   Хозяин господствовал в доме: отец над детьми, муж над женою, брат над сестрами; всякий строил себе хижину особенную, в некотором отдалении от прочих, чтобы жить спокойнее и безопаснее.
   Лес, ручей, поле составляли его область, в которую страшились зайти слабые и невооруженные.
  
   Каждое семейство было маленькой, независимой республикою; но общие древние обычаи служили между ними некоторую гражданскою связию.
  
   В случаях важных единоплеменные сходились вместе советоваться о благе народном, уважая приговор старцев, сих живых книг опытности и благоразумия для народов диких; вместе также предпринимали воинские походы, избирали вождей, хотя, любя своевольство и боясь всякого принуждения, весьма ограничивали власть их и часто не повиновались им в самих битвах.
  
   Совершив общее дело и возвратясь домой, всякий опять считал себя большим и главою в своей хижине.
  
   <···>
  
   Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в людях диких, рассеянных, по большей части уединенных, рождает не только законы и правление, но и самую Веру, столь естественную для человека, столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в истории не находим народа, совершенно лишенного понятия о Божестве.
  
   Люди и народы, чувствуя зависимость или слабость свою, укрепляются, так сказать мыслию о Силе Вышней, которая может спасти их от ударов рока.
  
   Неотвратимых никакой мудростию человеческою, хранить добрых и наказывать тайные злодейства.
  
   Сверх того Вера производит еще теснейшую связь между согражданами.
  
   Чтя одного Бога и служа Ему единообразно, они сближаются сердцем и духом. Сия выгода так явна и велика для гражданского общества, что она не могла укрыться от внимания самых первых его основателей, или отцов семейств.
  
   <···>
  
   Таким образом, грубый ум людей непросвещенных заблуждается во мраке идолопоклонства и творит богов на всяком шагу, чтобы изъяснять действия Природы и в неизвестностях рока успокаивать себя надеждою на вышнюю помощь!
  
   <···>
  
   Славяне ... показывали силу свою в разных играх воинских, сожигали труп на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили ее на столпе в окрестности дорог.
  
   Сей обряд ... изъявляет воинственный дух народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться ее в битвах, и печальными урнами окружал дороги, чтобы приучить глаза и мысли свои к сим знакам человеческой тленности.
  
   <···>
  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  
  
  -- Многие люди, рабы желудка и сна, проводят жизнь без образования и воспитания, подобно бродягам, причем, вопреки природе, тело служит им для наслаждения, а душа -- в тягость.
  -- При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.
  -- Прихоть случая управляет миром.
  -- Для тела и имущественных благ есть как начало, так и конец, и все, что зарождается, гибнет, и что умножается, оскудевает.
  -- Каждый кузнец своего счастья.
  -- Мы в цвете лет, мы сильны духом.
  -- Всякую войну легко начать, но крайне трудно кончить.
  -- Отвага заменяет крепостные стены.
  -- Иметь общие желания и общие отвращения -- именно в том состоит прочная дружба.
  -- Страстность и гнев -- худшие советчики.
  -- На кого не действуют ни слава, ни опасности, того напрасно уговаривать.
  -- Хороший человек, если на него не обращать внимания, становится только менее деятельным, а дурной -- более преступным
  -- Люди свое ценят дешево, желают чужого.
  -- Богатство не уменьшает жадности.
  -- Корыстолюбие отнимает у людей самые заветные чувства -- любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте.
  -- Скупость, словно пропитанная вредоносными зельями, расслабляет дух.
  -- Больший позор -- потерять приобретенное, чем совсем не быть приобретшим.
  -- В печали и в несчастьях смерть не мучение, а упокоение от тягот.
  
  

Гай Саллюстий Крисп (86 -- 55 гг. до н. э.)

   Справка:
  
  -- Гай Саллюстий Крисп (лат. Gaius Sallustius Crispus; 1 октября 86 до н. э. ? 13 мая 34 до н. э.) -- древнеримский историк, реформатор античной историографии, оказавший решающее влияние на Тацита.
  -- Родился в сабинском городе Амитерне; происходил из плебейской фамилии; провёл в Риме свою очень разгульную молодость.
  -- В 59 г. Саллюстий получил звание квестора, а в 52 г был народным трибуном и в этой должности выступил энергическим противником партии сената и злейшим врагом Милона (убийцы Клодия) и защитника его Цицерона. В 50 г. Саллюстий был изгнан цензором из сената за свою беспорядочную жизнь, вероятно -- по проискам аристократической партии. В следующем году при начале междоусобной войны Саллюстий присоединился к Цезарю, получил место квестора и вновь сенаторское звание.
  -- В 47 г. Саллюстий в качестве претора командовал флотом у берегов Африки и перехватывал у врагов Цезаря хлебные запасы. По окончании гражданской войны в 46 г. Саллюстий был назначен проконсулом в Нумидию, где составил себе всякими злоупотреблениями большое состояние; по возвращении в Рим был предан суду и избежал осуждения лишь благодаря заступничеству Цезаря.
  -- Был женат на Теренции, которую увёл у Цицерона. Теренция была старше Саллюстия на десять лет. После смерти Саллюстия Теренция вышла замуж в третий раз и прожила по некоторым свидетельствам до 103 лет.
  -- О богатстве Саллюстия свидетельствовал устроенный им в Риме роскошный парк (Horti Sallustiani) между Пинчио и Квириналом, бывший впоследствии любимым местопребыванием императоров Нерона, Веспасиана и Аврелиана.
  -- После убийства Цезаря он удалился в частную жизнь и посвятил себя исключительно литературной деятельности.
  -- Умер в 35 г до н. э.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011