ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Четыре в одном

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Прогноз реформы военного образования


А.И. Каменев

ЧЕТЫРЕ В ОДНОМ

  
   На днях по первому каналу показали репортаж о том, как на новое место перебазируется курсанты Иркутского высшего военного авиационного инженерного института.
   Примечательно то, что в поджидавшие к отправке на аэродромы автомобили курсанты забрасывали матрасы и постельные принадлежности, а не грузили ценнейшее оборудование и приборы.
   Из этого же репортажа стало известно, что в Воронеже, в военно-учебном заведении, которому повелено быть главным и единственным в системе военного воздушно-инженерного дела, лихорадочно изыскивают место, куда следует определить и нежданных курсантов и, тем более, новую технику, оборудование и приборы, которые никак не вписывались в систему подготовки инженеров метеорологической службы и специалистов аэродромно-технического обеспечения для ВВС.
   *
   Первый вице-премьер Д. Медведев, который в прошлом году, будучи на совещании в Воронеже, посетил данный военный вуз и тот (вуз) произвел на него неизгладимое впечатление своей оснащенностью и благоустройством.
   Полагаю, мнение президента Медведева станет другим, когда он увидит совершенно иную картину после того, как МО реализует свой план укрупнения военно-учебных заведений и сосредоточит на прежней территории не тысячу с небольшим курсантов, а примерно в 4-5 раз больше.
   Всему же устроенному руками преподавателей и курсантов Воронежского "чуду" учебного метеорологии и аэродромно-технического совершенства придется потесниться и уступить приборам и оборудованию, вывезенного в спешном порядке из Иркутска, Ставрополя и Тамбова.
   Курсантам в казармах и общежитиях придется тоже потесниться: на прежних площадях придется размещаться уже второе-вчетверо большему числу людей.
   Не обрадуются и офицеры-старожилы училища, так как очереди на жилье, безусловно, увеличатся.
   И не надо верить сказкам относительно сказанного в репортаже - там, мол, в Воронеже, вновь прибывших офицеров уже ждет служебное жилье. Может быть и кого-то ждет... Но, думаю, далеко не всех, а только избранных.
   *
   Мысль, которую я сам давно исповедую, что надо создавать крупные видовые (Сухопутные войска, ВВС, ВМФ) военно-учебные заведения, в практике военной реформы превращена в слом военного образования, так как решения принимаются скоропалительно, без должной проработки и создания материальной базы.
   Старейшие военно-учебные заведения, имеющие солидную военно-научную школу, отработанную за годы становления базу, преданные кадры, - все идет под нож неумолимой чиновничьей руки.
   *
   Посудите сам.
   Иркутское высший военный авиационный инженерный институт - единственным полнопрофильный вуз ВВС, где сосредоточены все основные факультеты по подготовке авиационных инженерных кадров. Здесь велась подготовка военных специалистов по эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, технической эксплуатаций авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, робототехнических системы авиационного вооружения, метрологии и метрологическому обеспечению, технической эксплуатации транспортного радиооборудования.
   В этом военно-учебном заведении имелись: лаборатория вычислительной техники; авиационные тренажеры; телестудия; учебный аэродром, который постоянно оснащался современной авиационной техникой; шло строительство станции испытания авиационных двигателей (СИАД), создан учебно-полевой центр "Добролет" и т.д.
   Обучение и воспитание курсантов вели около 100 докторов и кандидатов наук, из них ученое звание профессора имеют 9 человек и звание доцента - 70.
   *
   Ставропольский высший военный авиационный инженерный институт начало свое берет от формирования в 1969 году, на базе филиала Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков ПВО. Командовал филиалом Герой Советского Союза генерал-майор авиации Селютин Аркадий Михайлович - активный участник Великой Отечественной войны, опытный авиационный командир. Ему удалось в короткий срок на месте радиотехнического училища создать хорошую здание штаба училища материальную базу для функционирования авиационного вуза.
   За 40 лет своего существования этот вуз сумел создать превосходную базу для подготовки специалистов по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей; робототехническим системам авиационного вооружения; технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов; технической эксплуатации транспортного радиооборудования.
   *
   Тамбовский высший военный авиационный инженерный институт историческое начало берет от Аэрофотограмметрической школы, сформированной 29 апреля 1919 года. Имея богатое прошлое, целую плеяду выдающихся выпускников, вел подготовку военных специалистов, специализируясь на автоматизированных системах обработки информации и управления, информатики и вычислительной техники, радиотехники, радиоэлектронных систем т т.д.
   За годы подготовки военных кадров для ВВС создал прекрасную учебно-материальную базу и свою военно-специальную школу, которая сослужила полезную службу боеготовности вооруженных сил СССР и РФ.
   Председатель Совета Федерации С. Миронов, который побывал в музейно-выставочном комплексе училища, был приятно удивлен, увидев в экспозиции музея более сотни портретов выдающихся выпускников Тамбовского высшего военного  авиационного училища радиоэлектроники, их документы, личные вещи, награды.
   Кстати, С. Миронов успокоил взволнованные вестью о закрытии института офицеров и курсантов: "к объявленному сокращению количества военных учебных заведений надо подходить крайне взвешенно"...
  
   *
   Воронежский высший военный авиационный инженерный университет является преемником Военного аэродромно-технического училища ВВС, созданного в 1950 году. Это единственное в России училище, которое готовит инженеров метеорологической службы и специалистов аэродромно-технического обеспечения для Военно-воздушных сил.
   В институте сейчас преподают 45 докторов наук, 105 кандидатов наук, 34 профессора, 74 доцента и 3 старших научных сотрудника.
   ***
   Я, конечно, не являюсь авиационным специалистом и не могу с полнейшей достоверностью судить о том, в какой мере каждый из названных военно-учебных заведений дублировал другое.
   Но и для меня ясно другое:
  
  -- Во-первых, военно-воздушная инженерия - дело сложное и многопрофильное; а раз оно является таковым, то потребность в специалистах разной квалификации все время возрастает: одни специализируются по двигателям, другие - по авиационному оборудованию, третьи - по вооружению, четвертые - по средствам связи и управления, пятые - специалисты в области метеорологии и навигации, а шестые - представляют наземные службы и т.д.
  -- Во-вторых, каждое специализированное направление нуждается в научной школе, а школу составляют научные кадры; кадры эти создаются годами и они, как правило, выходят из военной, а не из гражданской среды, т.е. среда формирования этих кадров не так-то уж широка и многочисленна. А раз это так, то эти люди на вес золота, разбрасываться и терять их - значит оголять один из сегментов военного дела.
  -- В-третьих, создаваемая годами учебная база уникальна и не имеет каких-либо аналогов в какой-либо другой сфере, так как связана с уникальными военными разработками, которые зачастую не применяются в гражданской сфере. Следовательно, наработки, сделанные годами, надо разумно использовать, совершенствовать, но не определять на выброс, не разобравшись в степени полезности того или иного прибора, оборудования, макета и т.д.
  
   ***
  
   Обратим теперь внимание на те неизбежные процессы, которые сопровождают процесс поглощения одним военно-учебным заведением нескольких.
  
      -- Главенствующим, безусловно, оказывается хозяин. Он диктует все, и чему быть, и чему не суждено произрасти на новом месте. Всякая индивидуальность подминается властным поведением хозяина.
      -- Все вновь прибывшие сужается до предела возможного. Все, что не вписывается в отведенные габариты и квоты, безжалостно выбрасывается (в том числе, ценное оборудование, приборы и т.п.).
      -- Военно-технические школы, ранее процветавшие и дававшие дружные всходы, как правило, разрушаются либо постепенно теряют способность готовить достойных учеников и развивать свое научное направление.
  
   Думаю, не ошибусь, если предположу следующее:
  
  -- Во-первых, вскоре военная авиация потеряет много своих научно-педагогических кадров из-за того, что офицеры и преподаватели-военные пенсионеры вряд ли отважатся покидать "насиженные места" ради долгой перспективы жить с семьей на съемной квартире, в общежитии или казарме. Понять таких людей можно и нужно: крыша над головой для военного - это роскошь сегодняшнего дня; таким подарком не разбрасываются.
  -- Во-вторых, неизбежно сократится количество курсантов и изменится состав абитуриентов: из Иркутска, Ставрополя и Тамбова молодые люди уже не будут толпиться у дверей приемной комиссии: воронежские ребята, если и постучатся в двери данного вуза, то только в силу острой необходимости, но не жгучей потребности служить Отечеству; иркутские, ставропольские и тамбовские курсанты постараются поскорее выбраться из негостеприимных объятий нового военно-учебного заведения.
  
   В конечном итоге Воронежский высший военный авиационный инженерный институт возвратится на круги своя и станет по-прежнему разруливать на занятиях и с курсантами метеорологию и аэродромно-техническое обеспечение, ставя все остальные дисциплины в разряд второстепенных и сопутствующих.
   *
   Вот только вопрос: а кто же будет профессионально заниматься всем остальным?
   Может быть, все как раз и сводится к тому, чтобы не было нужных спецов?
   *
   Ох, как хочется ошибиться в этих прогнозах!
  

Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023