ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Что делать?

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


4 - Практическая книга для будущего офицера

  
  
   А. Каменев
   Практическая педагогика для курсантов. -
   М., Издательство МПУ "СигналЪ", 2000. - 236 с.
  

ЧЕМУ НАДО УЧИТЬСЯ?

  
   "Что делать?" - ставит вопрос себе и окружающим людям человек, делая акцент, как правило, на поиске путей и средств выхода из материально-бытовых затруднений жизни и не затрагивая ее духовных основ. В подлинном же духовном значении вопрос звучит так: какую из жизненных целей или ценностей признать для себя определяющей и главной!
  
   Многие при этом полагают, что значимая жизненная цель должна обязательно касаться глобальных целей (к примеру, спасти человечество, сделать гениальное открытие, принести благо огромному количеству людей и т.п.).
  
   Но суть жизни заключается не в поиске ответа на вопрос "Как мне переделать мир, чтобы его спасти?", а в другом:
  
   "Как мне самому жить, чтобы не утонуть и не погибнуть в хаосе жизни?'''
  
   Постараемся теперь понять, что это означает - "найти смысл жизни".
  
   Под "смыслом" мы (вслед за С. Франком) подразумеваем, примерно то же, что "разумность".
  
   "Разумным" же в относительном смысле мы называем все целесообразное, все правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно, то поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое помогает нам достигнуть цели.
  
   Благоразумно - все то, что ведет к благу и согласуется с Законом.
   В рамках земной жизни, Г. Спенсер, на наш, взгляд, верно, выделил следующие главнейшие (разумные) роды человеческой деятельности:
  
   1)то, что способствует самосохранению;
   2)то, что обеспечивает жизненные потребности;
   3)то, что помогает воспитывать и обучать потомство;
   4)то, что помогает поддержанию надлежащих социальных и политических отношений;
   5)то, что позволяет плодотворно проводить свободное время.
  
   Классификация Г.Спенсера позволяет подойти к целому ряду важных вопросов.
  
   Во-первых, это вопрос о сравнительной ценности различных знаний. Решить этот вопрос можно лишь на основании определенной нормы ценности. По мнению Г. Спенсена, которое разделяем и мы, в основе определения нормы ценностей лежат следующие вопросы: какую пользу человеку могут принести эти знания? помогают ли они понять как жить, как воспитывать свое тело, ум, как управлять делами?
  
   Во-вторых, содержанию главных видов человеческой деятельности должны соответствовать и виды воспитания:
  
   а) воспитание, подготавливающее к непосредственному самосохранению;
   б) воспитание, подготавливающее к посредственному самосохранению;
   в) подготовка к родительским обязанностям;
   г) подготовка к гражданской жизни;
   д) подготовка к различным занятиям, скрашивающим жизнь.
  
   В-третьих, по мысли Г.Спенсера, следует различать разные по своей значимости знания, ибо существуют:
  
   1) знания существенной ценности;
   2) знания почти существенной ценности и
   3) знания ценности условной.
  
   Следовательно, есть такие знаний, без которых жизнь человеческая просто немыслима, но есть и такие, которые не представляют для человека особой практической, жизненной ценности.
  
   В трудах Г. Спенсера содержится весьма характерное замечание о месте и роли жизненного знания:
  
   "Жизненное знание - то, с помощью, которого мы, как нация, достигли того, что мы есть, и с которым и до сих пор поддерживаем наше существование, есть то знание, что приобретается само собою в углах и закоулках, между тем как в установленных учреждениях для обучения перебираются одни мертвые формулы".
  

Жизненные знания

  
   Если опираться на требование важнейшего принципа дидактики (учить и учиться тому, что жизненно необходимо и полезно для личности и государства), то мы вправе обнаружить, что есть три сферы, в которых человеку надо обучаться.
  
   Это:
  
   Как жить благоразумно?
   Как правильно трудиться?
   Как разумно распорядиться свободным временем?
  
  
   В этой триединой формуле заключается секрет человеческого счастья:
  
   - во-первых, потому что БЛАГОРАЗУМИЕ - это основа жизни и поведения человека; благоразумие - это знание, понимание и следование Законам бытия; уклонение от Закона неблагоразумие, ведущее к разного рода негативным последствиям, опасности и т.п.;
  
   - ТРУД - вторая основа жизни; без труда жизнь человека невозможна и бессмысленна;
  
   - СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - капитал бесценный, ибо обладает способностью не только восстанавливать человеческие силы, но и дает возможность человеку проявить свою индивидуальность, восстановить душевное спокойствие, сбросить с себя гнетущее бремя текущих забот и устремить свой взор к магическим силам Истины, Веры, Надежды и Любви.
  
   "...Все прирожденные (способности человека), всякое практическое применение их для соответственной каждой из них работы, нуждается в предварительном воспитании и предварительном приноровлении", - утверждал Аристотель.
  
   *
   В нашей отечественной истории имел место поучительный пример.
  
   В древнерусском государстве главное внимание народной педагогики обращено было на житейские правила. Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для освоения этих правил, составляли науку о христианском жительстве, о том, как подобает жить христианам.
  
   Этот кодекс состоял из трех наук или строений:
  
   - то было строение душевное - учение о долге душевном или дело спасения души;
   - строение мирское - наука о гражданском общежитии;
   - строение домовое - наука о хозяйственном домоводстве.
  
   Учение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси.
  
   Школой душевного спасения для мирян была приходская церковь с ее священником, духовным отцом всех прихожан.
  
   Его преподавательские средства - богослужение, исповедь, поучение, пример собственной жизни. В состав этого курса входили - "кого веровати" (политика) - како царя чтити, нравоучение - како чтити духовный чин и учения его слушати, аки от Божеских уст".
  
   Эта школа была своего рода учительской семинарией.
   Учение, преподаваемое приходским священником, разносилось по домам старшими его духовными детьми, домовладыками, отцами семейств... Домовладыка считал в составе семьи своей не только жену и детей, но и домочадцев, т.е. живших в его доме младших родственников и слуг, зависимых от него людей, с семействами тех и других.
  
   Это было домашнее царство, за которое он нес законом установленную ответственность пред общественной властью: здесь он был не только муж, но и прямо назывался государем. Этот домовой государь и был домашним учителем, его дом был его школой. В древнерусских духовных поучениях очень выразительно определено его педагогическое значение.
  
   Он обязан был беречь чистоту телесную и духовную домашних своих, во всем быть их стражем, заботиться о них, как о частях своего духовного существа, потому что связан со всеми ними одной верой и должен вести к Богу не себя одного, но многих.
  
   Труд воспитания он делил с женою, своею непременною советницей и сотрудницей.
  
   *
  
   Жизненно важное знание для офицера, естественно, обусловливается и спецификой его деятельности.
  
   Для понимания этой специфики важны слова Петра Великого, который сказал, что "храброе сердце и исправное оружие - лучшая защита государства".
  
   Для получения звания юриста, инженера, врача и т.п. - требуется много труда и времени, но со всем этим можно смело сказать, что ни одна из этих профессий не предъявляет к духовным силам человека столь серьезных и разносторонних требований, как к скромному строевому офицеру.
  
   "Твердость воли, дисциплинированность духа, высшее понимание долга и чести, готовность в любую минуту пожертвовать своей жизнью за честь родины и мундира - должны быть присущи одевшему на свои плечи офицерские погоны!"
  
   Офицер - это рыцарь, скромный, доброжелательный, всегда готовый помочь; серьезный в своих понятиях; без эгоизма, но с чувством товарищества и более того - любви к людям. Культивирование духа рыцарства, не требовавшее прежде больших усилий, стало теперь требовать от каждого офицера большой и непрестанной работы над собой, а от офицерства в целом - заботливого и скрытного сбережения рыцарского духа. Скрытого потому, что массу ныне раздражает чье-либо духовное превосходство: его надо влагать в дело, не выставляя напоказ.
  
   "Больше быть, чем казаться" было лозунгом офицеров... Быть рыцарем, не нося знаков рыцарского достоинства - лозунг современного офицерства. В этом - одна из трудностей офицерской профессии в современных условиях".
  
   В современных условиях, когда "штатский" дух и "штатская" мораль пытается свить свое гнездо в недрах офицерского корпуса, нужно вспомнить об опыте древних.
  
   Дикарь не видел ничего более могучего, более величественного, как лев, тигр, змей, орел и т.п.
   В них он не только находил идеал материальной силы и ловкости, но также и идеал индивидуальной энергии, неустрашимости, хитрости, коварства, непреклонности воли и проч. Немудрено после этого, что он старался во всем походить на дикого зверя и сравнение с последним было для него в высшей степени лестным. Это очевидно из тех прозвищ, которыми всюду у дикарей раздаются лицам, выдвинувшимся необыкновенною силой, храбростью, энергией.
  
   У древних европейских народов, вероятно, тоже существовало стремление походить на дикого зверя.
  
   "Известная легенда по поводу рождения Ромула, сказочного основателя Рима, свидетельствует о том, какое было уважение у древних римлян к качествам волчицы, бывшей матерью их легендарного героя. Ясный след того что и у новейших европейских народов в младенческом состоянии существовал тот же низкий идеал, остался на гербах благороднейших фамилий этих народов. На каждом таком гербе находится изображение или льва, или тигра, или медведя, или волка, или какого-нибудь чудовищного дракона".
  
   Смерть в бою считалась высшим счастьем; ее искал норманн, как награды; неустрашимый, он бледнел при мысли умереть не на поле битвы. Даже самоубийство уважалось норманнами, как средство избавиться от позора умереть не в сражении....
  
   Аммиан Марцелин, историк IV века, говорил об алланах, что у них "тот почитается счастливым, кто умрет в сражении; состарившиеся преследуются жестокими оскорблениями, как трусы и презренные люди: нет лучшей похвалы, как сказать, что такой-то убит в сражении".
  
   Победы доказывают, что будущность принадлежит тому народу, который верит в величие и будущность отечества, который отожествляет свое собственное благо с общим благом, который способен к искреннему самопожертвованию, который исполнен доблестного воинственного духа.
  
   Не менее справедливы слова философа Сенеки: "Достойно умереть это значит избежать опасности недостойно жить".
  
   Если не каждый гражданин вправе применить к себе это выражение Сенеки, то для офицера оно является незыблемым правилом. Офицер, который избегает опасности, живет недостойно, не может носить офицерского звания.
  
   Вот почему желанным для каждого настоящего офицера может быть то, что в древние века было написано на памятнике спартанцам, погибшим в неравном бою у Фермопил: "Путник, коли придешь в Спарту, оповести там, что видел ты нас здесь полегшими, как того требует Закон".
  
   Закон служилого сословия от времен Спарты и до сего дня остался неизменным для офицера: достойно жить, честно служить Отечеству и достойно умереть во благо своего народа.
   Но стоит задать вопрос: начинает ли возрождаться дух воинственности, далеко не однозначный духу агрессивности? Уточним: агрессивность - это драчливость, а воинственность - самоотверженная готовность вступить в бой с целью одержать победу над врагом. России не нужны драчуны и забияки, но - люди воинственные, которых бы остерегались испытывать на прочность недруги нашей Родины.
  
   Воинственность - это производная боевого духа, который сообщает армии жизненную энергию и является основой ее дееспособности. Боевой дух развивается тогда, когда торжествует чувство долга, поощряется инициатива и изгоняется рутина.
  
   Еще в приказе по 2-й армии в 1822 г. гр. Витгинштейн писал о роли боевого духа войск и месте офицера в его развитии:
  
   ы, вероятно, вынесли бы твердое сознание, что дух солдата целиком зависит от личности начальника, что сила армии коренится, таким образом, не в духе, воспитании и обучении солдата, а в духе, воспитании и обучении командного состава".
  
   Воинским духом были проникнуты русские военные законы и в царствование Императрицы Екатерины II. В военных постановлениях того времени, например, сказано следующее:
  
   "Полковник обязан честь и права полка своего весьма удерживать и за всякую мелочь шуму и ссор не вчинять. За учение драться не следует: наказывать лгуна, ленивца и пьяницу, но без жестокости. Строго воспрещается не только бить рекрута, но и страшить; наказывать лишь грубое упрямство. Рекрут при обращении к начальнику должен быть без робости, но с пристойною смелостью".
  
   Мысль о боевом духе офицеров проходит через "Наставление господам пехотным офицерам в день сражения" 1812 г.
  
   В нем, в частности, говорится следующее:
  
   "В некоторых полках есть постыдное заведение, что офицеры и ротные командиры в мирное время строги и взыскательны, а в войне слабы и в команде своих подчиненных нерешительны. Ничего нет хуже таковых офицеров: они могут иногда казаться хорошими во время мира, но как негодных для настоящей службы их терпеть в полках не должно".
  
   Неустрашимость составная часть воинственности.
   Трусость - противоположность неустрашимости, никогда не была в почете.
  
   Так, по свидетельству Тацита, оставить на поле сражения свой щит считалось верхом бесчестия; такое лицо не допускалось к участию ни в жертвоприношениях, ни в народных собраниях и многие кончали подобное воинское бесчестие петлею.
   *
   Интегрированными показателями успешности обучения в трех указанных сферах (как жить благоразумно; как успешно трудиться; как разумно распорядиться свободным временем) выступают:
  
  
   • Умение осознать личную задачу и уяснить ее требования (в каждой из трех названных сфер).
  
   • Умение правильно оценить обстановку (наличные силы и способности; средства, имеющие в распоряжении; фактор времени, места, условий и т.п.).
  
   • Умение принять разумное решение.
  
   • Умение воплотить принятое решение в жизнь с учетом выводов, полученных из уяснения задачи и оценки обстановки.
  
   • Умение объективно оценить полученный результат и сделать выводы на последующие действия.
  
   • Умение намечать новые, более возросшие задачи и решать их с учетом накопленного опыта.
  
   Обучаемый ныне знает, как правило, только то, что от него требует педагог, а самозадачу, как проблему, вытекающую из его личного естества, редко когда осознает.
  
   Нужно ли указывать на русский "авось", чтобы понять, как важно развивать в русском человеке умение правильно оценивать сложившуюся обстановку и рассчитывать свои силы?
   Нет, необходимость говорить и о том, насколько важны все последующие умения и как мало делается у нас в семье, школе и вузе для их формирования. Школа, где фактически ценится умение запоминать и воспроизводить без искажений запоминаемое, задач по развитию данных умений не ставит.
  
   Учитывая все выше изложенное, нам представляется необходимым сформулировать те важнейшие направления деятельности, по которым в военно-учебном заведении курсанту
следует вести свое развитие.
  

Перспективные задачи развития

  
   Мы знаем о том, что военно-учебное заведение пока не может индивидуализировать процесс обучения. Ждать же, когда наступят такие времена, глупо и нерационально.
  
   Древние советовали врачу: "исцелись сам".
  
   По сути дела, эта идея мудра, а ее применение в любом деле полезно.
  
   Русская пословица гласит: "На Бога надейся, а сам не плошай".
  
   Да и жизнь показывает: тот, кто всецело уповает на помощь и поддержку извне, т.е. от других и со стороны, а сам пребывает в ожидании этой поддержки и ничего не делает для своей пользы и блага, тот может долго бесполезно ожидать желаемого...
  
   Не жди, действуй, проявляй активность и инициативу, не жди, когда кто-то придет к тебе, а сам иди навстречу к тому, с кем тебе нужно установить контакт, войти во взаимодействие. Не переполняйся ложного самомнения, если тебе что-то удалось сделать лучше других...
  
   Не довольствуйся малым, т.е. рамками учебной программы, - это минимум необходимого для жизни и работы.
  
   Вот почему перспективными задачами на период обучения в военно-учебном заведении следует считать следующие:
  
   • Полное и безусловное овладение учебной программой.
   • Самовоспитание.
   • Самообразование.
   • Саморазвитие (физическое и духовное).
   • Установление прочных контактов, связей и отношений с разными категориями людей.
   • Подготовка к офицерской службе.
   • Подготовка к семейной жизни
   • Разработка жизненных планов, определение жизненных перспектив.
  -- Обеспечение "заделов" на будущее.
  
   Итак, на первом месте стоит овладение учебной программой, безусловное и полное. Без решения этой задачи бессмысленны все остальные.
   Но - это лишь минимум того, что нужно сделать.
   Правда, по нашим наблюдениям, для значительной части курсантов это - программа максимум: для одних потому, что это соответствует пределу их интеллектуальных и физических возможностей, для других - из-за лени или своеобразной хитроумной установки (о ней уже шла речь).
   Курсанты с багажом училищной программы - это последующие неудачники и неперспективные офицеры, карьера которых, как правило, заканчивается капитанским (в лучшем случае) званием.
  
   *
   Тот, кто понимает необходимость закалки характера, воли, развития добродетелей и устранения недостатков в поведении, отношении с другими людьми, задумывается о самовоспитании.
   Надо сказать, что такая мысль приходит в зрелый ум, понимающий, что самое надежное средство обуздания жизненный инстинктов, страстей и чувств кроется не в строгости воинского порядка, а находится в душе человека.
  
   Внутренний судья наш - совесть - часто сигнализирует нам о том, что поступки, поведение, мысли наши не всегда чисты, не всегда порядочны, что мы зачастую бываем черствы и неблагодарны, что от нас может нередко исходить недоброе и злое. Всегда ли мы чутки к позывам нашей совести!
  
   Вряд ли найдется тот, кто ответить на этот вопрос утвердительно.
   Большинство же могут констатировать, что угрызения совести нередко посещают нас, после того, как мы совершаем неблаговидный поступок, но раскаяния, т.е. искреннего нашего сожаления о случившемся, не наблюдается. Нас больше всего заботят последствия случившегося: что нам будет со стороны других, т.е. какая кара нас ждет. Если же нам не грозит расплата, совесть наша успокаивается и мы продолжает совершать неблаговидные поступки, немного краснея при этом (совесть все же донимает!), но, опять-таки не раскаиваясь в содеянном.
  
   Самовоспитанием занимается тот человек, который понимает, что необходимо разорвать порочный круг: неблаговидный поступок - легкое покраснение - забвение случившегося - очередной плохой поступок... Он начинает с малого - избавляется постепенно от мелких, на первый взгляд, незначительных негативных поступков. К примеру, перестает говорить что-либо неприятное и резкое своим близким, становится мягче и покладистее в общении, не "вспыхивает" каждый раз, заприметив недоброе движение или слово в свой адрес. Беря под контроль свое поведение, он учится держать в подчинении свои эмоции и чувства. Глядишь - через некоторое время он обретает качественно новое состояние и приходит к заключению, что люди стали относиться к нему лучше.
  
   Важно понять следующее в том, что произошло: он не изменил окружающих, а изменился сам и изменил свое отношение к ним; окружающие вынуждены были изменить свое отношение к этому человеку.
  
   Самовоспитание - это удел сильных людей.
  
   Слабый в волевом отношении человек не может удержать себя от соблазна нагрубить, нахамить и т.п. Это в состоянии сделать лишь человек волевой, мужественный, прощающий слабости других, но строгий к себе.
  
   *
  
   Человек, вступивший на путь самообразования, уже относится к категории лиц, понимающих, что за пределами учебной программы остается тот массив жизненно важных знаний, которые следует осваивать самостоятельно.
  
   Есть и еще одна причина для самообразования - индивидуальные особенности и склонности человека. В силу последней причины, человек, сознавая пробелы в своей подготовке, или же задаваясь целью более глубоко освоить что-либо, намечает себе дополнительную (свою, индивидуальную) программу освоения и работает в соответствии с ней.
  
   Такая программа самообразования включает как чтение литературы (художественной, научной, учебной), так и проведение исследований, наблюдений, самостоятельное развитие тех или иных навыков, выполнение интеллектуальных, тестовых и иных упражнений.
  
   *
  
   Развитие духовное и физическое - это усовершенствование качеств души и тела. Необходимость такого развития обусловлена следующими причинами:
  
   - во-первых, мы слабо знаем резервы своей души и тела;
   - во-вторых, наши духовные и физические силы используются не всегда во благо нам и это не может быть признано положительным явлением;
   - в-третьих, основные силы нашей души и тела должны работать во благо нас.
  
   Большие резервы духовного усовершенствования заложены в нашем подсознании.
  
   Контролируя центральную нервную систему, подсознание через мозг практически осуществляет контроль над всем, что у нас происходит в организме. Более того, как показали эксперименты с гипнозом, оно в состоянии взять на себя управление электрохимическими процессами в человеческом теле.
   Известно также, что гипнотическим внушением можно изменить режим кровообращения, температуру, частоту пульса, функциональное состояние некоторых органов и желез внутренней секреции, ускорить процессы заживления.
   Говоря о наших физических резервах, также следует признать тот факт, что они используются лишь в ограниченном количестве, что нельзя признать нормальным явлением. Далее, в статье "Как выковать самого себя", мы покажем некоторые резервы, которые следует приводить в действие.
  
   *
  
   Человеческие контакты и связи - это те необходимые нити коммуникации, кровеносные вены, которые, как в живом организме, так и в сообществе людей выполняют весьма важные функции. Общение несет нам информацию, сообщает духовную силу, несет оптимизм, одаривает Верой, Надеждой, Любовью. Попробуйте что-либо исключить из человеческой жизни.
  
   К примеру, исключите сам факт общения.
  
   Многим известен роман А. Дюма "Граф Монте-Кристо".
   Герой романа Э. Дантес, многие годы просидевший в одиночной камере, после побега из тюрьмы возвратился в мир с ясным сознанием и острым умом.
  
   Оставим за знаменитым писателем право на вымысел, но, исходя из строго научно установленных фактов, можем смело утверждать, что длительная изоляция человека (т.е. то, что было с Дантесом) разрушительно влияет на человеческую душу: разум помрачается, умственные способности притупляются, темные животные инстинкты начинают преобладать над человеческим достоинством.
  
   Конечно, в данном случае приведен пример крайний, исключительный. В жизни ситуация внешне несколько мягче, но по сути дела напоминает одиночку Э.Дантеса: окруженный множеством людей, человек чувствует себя одиноким и не только чувствует, но и является таковым.
  
   Случается также, что молодой человек обладает некой иллюзией: он умеет общаться с другими людьми. На самом деле, те, кто так утверждают, умеют контактировать, т.е. вступать в контакт с другими. Но контакты эти, как правило, неразборчивые, случайные, непрочные, а иногда и вредные.
  
   За время обучения в училище надо научиться устанавливать прочные контакты и связи с людьми благородными, полезными для личного самоусовершенствования, а также теми, кого следует вводить в круг друзей, равноправных партнеров и т.п.
   *
   Не следует думать, что овладение учебной программой - это и есть подготовка к офицерской профессии.
  
   К сожалению, военно-учебное дело поставлено так, что в условиях военного училища курсант частично овладевает лишь военно-прикладной стороной профессии офицера (учится решать тактические задачи, овладевает техникой, стрельбой из разных видов оружия), но за пределами этой подготовки остаются вопросы его командирской (управленческой) деятельности, проблемы вхождения в офицерский коллектив, осознания себя в роли офицера и т.п.
  
   Вот эту недоработку учебной программы должен на себя взять курсант.
  
   Решению названной задачи могут помочь:
  
   а)наблюдение за собой в роли подчиненного и оценка личного состояния в данном качестве;
   б)анализ действий командиров и начальников по выполнению ими своих командных (управленческих) функций;
   в)личное упражнение в выработке командных навыков и умения верно вести себя;
   г)наконец, изучение литературы об офицерской практике.
  
   *
   Напрасно некоторые думают, что семейная жизнь проста и бесхитростна и к ней не надо готовится: "мол, придет срок и все встанет на свое место..."
  
   К семейной жизни следует готовиться духовно, психологически, физически и материально.
  
   Духовный аспект этой подготовки состоит в понимании всей важности семейной жизни, ее роли для человека.
  
   Психологический - в формировании необходимых установок и подготовке сознания к принятию обязанностей мужа, трудностей и испытаний семейной жизни.
  
   Физический - это и соблюдение целомудрия, недопустимости физических расстройств и венерических заболеваний, укрепление мужской потенции и т.п.
  
   Материальный аспект этой подготовки состоит в расчете средств и возможностей для семейной жизни, определение того срока вступления в брак, когда станет возможным обеспечение семьи достойным содержанием.
  
   *
   Обучение в военном училище - всего лишь один из этапов жизни.
  
   Этот этап должен быть "вписан" в общую канву жизни.
  
   Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, - иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни. Эта внутренняя неизменность логики духовной жизни каждого из нас легла в основу античного понятия "судьбы", "рока", - но ошибка обычного понимания этого понятия в том, что эта логика жизни связана не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни.
  
   Путь человека определяется для каждого своей закономерностью, которую зовут "судьбою", которая в христианстве именуется "крестом". "Крест" - это индивидуальный духовный закон. Понятие креста есть, таким образом, понятие основное для понимания отдельной личности - оно относится к духовному его миру, задачи и логику которого он определяет.
  
   Духовная жизнь в нас задана как тема творческого раскрытия и осуществления данных нам "талантов". Связность и внутренняя логичность нашей жизни обычно открывается нам лишь в зрелом возрасте, когда мы неожиданно видим, как через всю нашу жизнь, при всем различии внешних условий, психофизических процессов в нас, идет одна и та же тема жизни, те же трудности, те же ступени возрастания.
  
   Понять свой крест, усмотреть внутреннюю тему жизни, понять, как она может воплотиться в данных условиях моего существования, связать ее с общими моральными, общественными и религиозными началами, - все это так трудно, что требует подлинной прозорливости.
  
   Даже опытные руководители духовной жизни, из года в год руководящие кем-либо, часто "за деревьями не видят леса", не видят "креста", той центральной и основной и в то же время совершенно индивидуальной темы, которая определяет внутреннюю логику исканий и трудностей в человеке.
  
   Но, как бы там ни было, как ни трудно определить логику своей жизни, надо хотя бы четко определиться в перспективе на 10-15 лет вперед: каких рубежей (личных, служебных, семейных) достигнуть; что избрать в качестве главного средства; на какие участках собственного развития осуществить прорыв вперед; с кем вступить во взаимодействие и т.д.
  

Краткое резюме

  
   Итак, период обучения в военном училище - самое благодатное время для личного усовершенствования. В последующие годы такая возможность может представиться еще один-два раза (при обучении в военной академии или на курсах переподготовки). Поэтому надо все сделать для того, чтобы время обучения было использовано с максимальной эффективностью.
   Знания в училище надо добывать собственным трудом, проявляя активность, инициативность, целеустремленность и трудолюбие. Время, потраченное впустую, оборачивается впоследствии неудачами по службе, провалами в работе и ведет к серьезным последствиям, вплоть до потери перспективы по службе.
   Только тот добивается успехов и в учебе, и в службе, кто не ограничивает себя рамками учебной программы, кто смотрит в будущее и кто создает необходимый задел на будущее.
  
   ...
  
   Лит.
  
   1. См.: Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. - с.162.
   2. См.: Франк С. Указ. соч. - с. 163.
   3. См.: Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. - СП б., 1877.-с. 15-16.
   4. Спенсер Г. Указ. соч. - с. 12,13.
   5. Воспитание понимается как широкий образовательно-развивающий процесс.
   6. Спенсер Г. Указ. соч. - с. 19.
   7. Спенсер Г. Указ. соч. - с.21.
   8. Спенсер Г. Указ. соч. - с.47.
   9. Дидактика - теория обучения. Термин впервые ввел чешский ученый Я.А.Коменский (1592-1670).
   10. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск, 1998. -
с.718.
   11. См.: Ключевский В.О. Очерки и речи. Второй сб. статей. - М.: 1913,- с.220-228.
   12. Цит. по: Макаров С.О. Морская тактика. //Морской сборник.-1897. - J49l.-c.39.
   13. Дрозд - Бонячевский. "Поединок " Куприна с точки зрения строевого офицера. (Опыт критического обзора) // Военный сборник.- 19Ю.-N2.- с. 175.
   14. Месснер Е. Современные офицеры. -Буэнос-Айрес,1961.- с.23.
   15. Маслов И. Научные исследования по тактике. Выпуск II. Анализ нравственных сил бойца. - СП б., 1896.- с.97,98.
   16. Викинги, скандинавы - участники мор. торг.-грабит. и завоеват. походов в кон. 8 -сер. 11 вв. в страны Европы. На Руси их название варягами, а Западной Европе - норманнами.
   17. Стасюлевич. История средних веков, стр.234. - См.: Маслов И. Указ. соч. - с.85.
   18. См.: Легар, капитан. Нравственная подготовка войск в мирное время. (По опыту Русско-японской войны). //Военный сборник.- I9II.- N4.- с.92.
   19. См.: Дмитриевский А Развитие духа штатских в сынах Марса.// Военный сборник.-1914.- N 7, с.109-115.
   20. Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада).- Вильна, 1909.- с. 126.
   21. Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела. - Киев, 1909.- с.67.
   22. При разборе материалов 1812 г. в московском отделении архива главного штаба, в делах второй западной армии кн. Багратиона найден печатный экземпляр "Наставления господам пехотным офицерам в день сражения". Документ этот содержит ряд нравственных советов и указаний тактического порядка и, являясь результатом продолжительного боевого опыта, вынесенного русской армией из войн начала XIX столетия, представляет собой несомненный интерес. "Наставление" было разослано войскам второй армии 17-го июля 1812 года, т.е. уже после переправы Наполеоном через Неман. Некоторые взгляды, проводимые в ''Наставлении", а также то обстоятельство, что одновременно с ним были препровождены войскам "Общие правила для артиллерии в полевом сражении", составленные начальником артиллерии первой армии генералом Кутайсовым, заставляют предполагать в выработке "Наставления" более или менее деятельное участие Барклая. (В.Харкевич).
   23. Наставление господам пехотным офицерам в день сражения. // Военный сборник ,-1902.- N7.- с.244.
   24. Тацит (Tacitus) (ок. 58 - ок. 117), римский историк. Главные труды посвящены истории Рима и Римской империи в 14-68 ("Анналы") и в 69-96 ("История" в 14 кн., от которых дошли 1-4-я и нач. 5-й), а также религии, обществ, устройству и быту древних германцев (очерк "Германия").
   25. См.: Маслов И. Указ. соч. - с.85.
   26. См.: Лекрон Л. Добрая сила (самогипноз)./ Пер. с англ. В.Полякова. - М., 1992. -с.8.
   27. См.: Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-М.,1993. -С.52.
   28. Зеньковский В.В. Указ. соч. - с.53.
   ...
  

Исторические памятки

  
  -- Ангел
   (вестник). Употребляемое в общем смысле оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет свою волю и делает их орудиями исполнения оной.
  
  -- Андрей -
   один из 12 апостолов Иисуса Христа, один из первых позванных вслед за ним, отсюда его имя Первозванный. Сын Ионы Вифсаидского. Сперва ученик Иоанна Крестителя. Услышав его пророчества, ушел искать Мессию. После Вознесения Христа отправился проповедовать Слово Божье в другие страны. По легенде, доходил до Скифии. Погиб в Патрах, в Греции, на кресте в форме буквы "Х". Особенно почитается масонами. В отличие от первых трех, "иоанновских" степеней посвящения, высшие степени (см.) носят название "андреевских".
  
  -- Аника-воин.
   Имя "Аника" избрано для этой насмешливой пословицы неспроста: по-гречески "а" - отрицание "не", "ника" ("ни-кэ") - "победа". Наверно, именно поэтому про "воина Анику" и была сложена сказка, в которой он хвастается, что не боится смерти, а когда она вдруг появляется перед ним, начинает трусить и умолять о прощении. Кличка "Аника-воин" прилагается ко всякому хвастуну, храброму лишь на словах, вдали от опасности.
  
  -- Анналы -
   летописи, хроники, хронологические записи событий.
  
  -- Анубис -
   в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, "город собаки"), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты "Хентиаменти", т. е. тот, кто впереди страны Запада ("царства мертвых"), "владыка Расетау" ("царства мертвых"), "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид". Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. Который оживал подобно богу). С конца 3-го тысячелетия до Р.Х. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.
  
  -- Аполлон -
   сын Зевса и Лето (Латоны), дочери титана Кийя. Аполлон пречистый есть бог блага и порядка; он охранитель закона, всего доброго и прекрасного в природе и в человеческой жизни. Он объявляет людям волю Зевса, правителя мира и выс­шего покровителя всякой законности, с которым Аполлон связан самым тесным образом; он же наблюдает за исполнением воли Зевса. Кто противится Зевсову за­кону, того карает гнев Аполлона; стрелами своими, летаю­щими с серебряного лука, он издали поражает ослушника смертью. Аполлон был одним из верховных богов у греков; культ его был распро­странен повсеместно и имел чрезвычайно значитель­ное влияние на греческую образованность; но осо­бенно высоко чтили Аполлона доряне. Главными местами почитания Аполлона были: Темпейская долина, Дельфы, от­куда служение ему распространилось по Беотии и да­лее, Крит, Делос, малоазиатское побережье. Аполлоновские праздники падают большей частью на весен­ние месяцы; в это время года во многих местах со­вершались в честь Аполлона праздники очищения и искупле­ния.
  
  -- Апофеоз,
   обоготворение людей. Верование у греков в то, что герои удостаиваются обращения в богов. Особенный род апофеоза в позднейший пе­риод греческой истории состоял в том, что историче­ским деятелям после их смерти изречением оракула или постановлением коллегии жрецов усвоилось пра­во пользоваться божескими почестями; так, напр., обожествлены были Ликург Спартанский, Гармодий и Аристогитон, воины, павшие при Марафоне и Платее; а в позднейшие времена извращения религиозного сознания такие почести определялись для некоторых лиц еще при жизни последних; первый удостоился та­кого апофеоза Лисандр, а столетием позже Димитрий Полиоркет. Новый период в истории греческого обоготво­рения властителей и военных героев начинается с Александра и Птолемеев.
  
  -- Аргонавты -
   герои, совершившие поход на корабле Арго за золотым руно, под предводительством Ясона.
  
  -- Арес
   (Арей, Марс) - сын Зевса и Геры, у Гомера - яростный бог войны, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и смертоубийства; он унаследовал сварливый и неус­тупчивый характер своей матери. Ненасыт­ный в бою и не различающий правых от виноватых бросается он от одной воюющей стороны к другой. Греки понимают его как бога-губителя, для которого обыкновенно все равно, за кого ни сражаться.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023