"Что делать?" - ставит вопрос себе и окружающим людям человек, делая акцент, как правило, на поиске путей и средств выхода из материально-бытовых затруднений жизни и не затрагивая ее духовных основ. В подлинном же духовном значении вопрос звучит так: какую из жизненных целей или ценностей признать для себя определяющей и главной!
Многие при этом полагают, что значимая жизненная цель должна обязательно касаться глобальных целей (к примеру, спасти человечество, сделать гениальное открытие, принести благо огромному количеству людей и т.п.).
Но суть жизни заключается не в поиске ответа на вопрос "Как мне переделать мир, чтобы его спасти?", а в другом:
"Как мне самому жить, чтобы не утонуть и не погибнуть в хаосе жизни?'''
Постараемся теперь понять, что это означает - "найти смысл жизни".
Под "смыслом" мы (вслед за С.Франком) подразумеваем, примерно то же, что "разумность".
"Разумным" же в относительном смысле мы называем все целесообразное, все правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно, то поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое помогает нам достигнуть цели.
Благоразумно - все то, что ведет к благу и согласуется с Законом.
В рамках земной жизни, Г.Спенсер, на наш, взгляд, верно, выделил следующие главнейшие (разумные) роды человеческой деятельности:
1)то, что способствует самосохранению;
2)то, что обеспечивает жизненные потребности;
3)то, что помогает воспитывать и обучать потомство;
4)то, что помогает поддержанию надлежащих социальных и политических отношений;
5)то, что позволяет плодотворно проводить свободное время.
Классификация Г.Спенсера позволяет подойти к целому ряду важных вопросов.
Во-первых, это вопрос о сравнительной ценности различных знаний. Решить этот вопрос можно лишь на основании определенной нормы ценности. По мнению Г. Спенсена, которое разделяем и мы, в основе определения нормы ценностей лежат следующие вопросы: какую пользу человеку могут принести эти знания? помогают ли они понять как жить, как воспитывать свое тело, ум, как управлять делами?
Во-вторых, содержанию главных видов человеческой деятельности должны соответствовать и виды воспитания:
а)воспитание, подготавливающее к непосредственному самосохранению;
б)воспитание, подготавливающее к посредственному самосохранению;
в)подготовка к родительским обязанностям;
г)подготовка к гражданской жизни;
д)подготовка к различным занятиям, скрашивающим жизнь.
В-третьих, по мысли Г.Спенсера, следует различать разные по своей значимости знания, ибо существуют:
1)знания существенной ценности;
2)знания почти существенной ценности и
3)знания ценности условной.
Следовательно, есть такие знаний, без которых жизнь человеческая просто немыслима, но есть и такие, которые не представляют для человека особой практической, жизненной ценности.
В трудах Г. Спенсера содержится весьма характерное замечание о месте и роли жизненного знания:
"Жизненное знание - то, с помощью, которого мы, как нация, достигли того, что мы есть, и с которым и до сих пор поддерживаем наше существование, есть то знание, что приобретается само собою в углах и закоулках, между тем как в установленных учреждениях для обучения перебираются одни мертвые формулы".
Жизненные знания
Если опираться на требование важнейшего принципа дидактики (учить и учиться тому, что жизненно необходимо и полезно для личности и государства), то мы вправе обнаружить, что есть три сферы, в которых человеку надо обучаться.
Это:
Как жить благоразумно?
Как правильно трудиться?
Как разумно распорядиться свободным временем?
В этой триединой формуле заключается секрет человеческого счастья:
- во-первых, потому что БЛАГОРАЗУМИЕ - это основа жизни и поведения человека; благоразумие - это знание, понимание и следование Законам бытия; уклонение от Закона неблагоразумие, ведущее к разного рода негативным последствиям, опасности и т.п.;
- ТРУД - вторая основа жизни; без труда жизнь человека невозможна и бессмысленна;
- СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - капитал бесценный, ибо обладает способностью не только восстанавливать человеческие силы, но и дает возможность человеку проявить свою индивидуальность, восстановить душевное спокойствие, сбросить с себя гнетущее бремя текущих забот и устремить свой взор к магическим силам Истины, Веры, Надежды и Любви.
"...Все прирожденные (способности человека), всякое практическое применение их для соответственной каждой из них работы, нуждается в предварительном воспитании и предварительном приноровлении", - утверждал Аристотель.
*
В нашей отечественной истории имел место поучительный пример.
В древнерусском государстве главное внимание народной педагогики обращено было на житейские правила. Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для освоения этих правил, составляли науку о христианском жительстве, о том, как подобает жить христианам.
Этот кодекс состоял из трех наук или строений:
-то было строение душевное - учение о долге душевном или дело спасения души;
-строение мирское - наука о гражданском общежитии;
-строение домовое - наука о хозяйственном домоводстве.
Учение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси.
Школой душевного спасения для мирян была приходская церковь с ее священником, духовным отцом всех прихожан.
Его преподавательские средства - богослужение, исповедь, поучение, пример собственной жизни. В состав этого курса входили - "кого веровати" (политика) - како царя чтити, нравоучение - како чтити духовный чин и учения его слушати, аки от Божеских уст".
Эта школа была своего рода учительской семинарией.
Учение, преподаваемое приходским священником, разносилось по домам старшими его духовными детьми, домовладыками, отцами семейств... Домовладыка считал в составе семьи своей не только жену и детей, но и домочадцев, т.е. живших в его доме младших родственников и слуг, зависимых от него людей, с семействами тех и других.
Это было домашнее царство, за которое он нес законом установленную ответственность пред общественной властью: здесь он был не только муж, но и прямо назывался государем. Этот домовой государь и был домашним учителем, его дом был его школой. В древнерусских духовных поучениях очень выразительно определено его педагогическое значение.
Он обязан был беречь чистоту телесную и духовную домашних своих, во всем быть их стражем, заботиться о них, как о частях своего духовного существа, потому что связан со всеми ними одной верой и должен вести к Богу не себя одного, но многих.
Труд воспитания он делил с женою, своею непременною советницей и сотрудницей.
*
Жизненно важное знание для офицера, естественно, обусловливается и спецификой его деятельности.
Для понимания этой специфики важны слова Петра Великого, который сказал, что "храброе сердце и исправное оружие - лучшая защита государства".
Для получения звания юриста, инженера, врача и т.п. - требуется много труда и времени, но со всем этим можно смело сказать, что ни одна из этих профессий не предъявляет к духовным силам человека столь серьезных и разносторонних требований, как к скромному строевому офицеру.
"Твердость воли, дисциплинированность духа, высшее понимание долга и чести, готовность в любую минуту пожертвовать своей жизнью за честь родины и мундира - должны быть присущи одевшему на свои плечи офицерские погоны!"
Офицер - это рыцарь, скромный, доброжелательный, всегда готовый помочь; серьезный в своих понятиях; без эгоизма, но с чувством товарищества и более того - любви к людям. Культивирование духа рыцарства, не требовавшее прежде больших усилий, стало теперь требовать от каждого офицера большой и непрестанной работы над собой, а от офицерства в целом - заботливого и скрытного сбережения рыцарского духа. Скрытого потому, что массу ныне раздражает чье-либо духовное превосходство: его надо влагать в дело, не выставляя напоказ.
"Больше быть, чем казаться" было лозунгом офицеров... Быть рыцарем, не нося знаков рыцарского достоинства - лозунг современного офицерства. В этом - одна из трудностей офицерской профессии в современных условиях".
В современных условиях, когда "штатский" дух и "штатская" мораль пытается свить свое гнездо в недрах офицерского корпуса, нужно вспомнить об опыте древних.
Дикарь не видел ничего более могучего, более величественного, как лев, тигр, змей, орел и т.п.
В них он не только находил идеал материальной силы и ловкости, но также и идеал индивидуальной энергии, неустрашимости, хитрости, коварства, непреклонности воли и проч. Немудрено после этого, что он старался во всем походить на дикого зверя и сравнение с последним было для него в высшей степени лестным. Это очевидно из тех прозвищ, которыми всюду у дикарей раздаются лицам, выдвинувшимся необыкновенною силой, храбростью, энергией.
У древних европейских народов, вероятно, тоже существовало стремление походить на дикого зверя.
"Известная легенда по поводу рождения Ромула, сказочного основателя Рима, свидетельствует о том, какое было уважение у древних римлян к качествам волчицы, бывшей матерью их легендарного героя. Ясный след того что и у новейших европейских народов в младенческом состоянии существовал тот же низкий идеал, остался на гербах благороднейших фамилий этих народов. На каждом таком гербе находится изображение или льва, или тигра, или медведя, или волка, или какого-нибудь чудовищного дракона".
Смерть в бою считалась высшим счастьем; ее искал норманн, как награды; неустрашимый, он бледнел при мысли умереть не на поле битвы. Даже самоубийство уважалось норманнами, как средство избавиться от позора умереть не в сражении....
Аммиан Марцелин, историк IV века, говорил об алланах, что у них "тот почитается счастливым, кто умрет в сражении; состарившиеся преследуются жестокими оскорблениями, как трусы и презренные люди: нет лучшей похвалы, как сказать, что такой-то убит в сражении".
Победы доказывают, что будущность принадлежит тому народу, который верит в величие и будущность отечества, который отожествляет свое собственное благо с общим благом, который способен к искреннему самопожертвованию, который исполнен доблестного воинственного духа.
Не менее справедливы слова философа Сенеки: "Достойно умереть это значит избежать опасности недостойно жить".
Если не каждый гражданин вправе применить к себе это выражение Сенеки, то для офицера оно является незыблемым правилом. Офицер, который избегает опасности, живет недостойно, не может носить офицерского звания.
Вот почему желанным для каждого настоящего офицера может быть то, что в древние века было написано на памятнике спартанцам, погибшим в неравном бою у Фермопил: "Путник, коли придешь в Спарту, оповести там, что видел ты нас здесь полегшими, как того требует Закон".
Закон служилого сословия от времен Спарты и до сего дня остался неизменным для офицера: достойно жить, честно служить Отечеству и достойно умереть во благо своего народа.
Но стоит задать вопрос: начинает ли возрождаться дух воинственности, далеко не однозначный духу агрессивности? Уточним: агрессивность - это драчливость, а воинственность - самоотверженная готовность вступить в бой с целью одержать победу над врагом. России не нужны драчуны и забияки, но - люди воинственные, которых бы остерегались испытывать на прочность недруги нашей Родины.
Воинственность - это производная боевого духа, который сообщает армии жизненную энергию и является основой ее дееспособности. Боевой дух развивается тогда, когда торжествует чувство долга, поощряется инициатива и изгоняется рутина.
Еще в приказе по 2-й армии в 1822 г. гр. Витгинштейн писал о роли боевого духа войск и месте офицера в его развитии:
"Мы, вероятно, вынесли бы твердое сознание, что дух солдата целиком зависит от личности начальника, что сила армии коренится, таким образом, не в духе, воспитании и обучении солдата, а в духе, воспитании и обучении командного состава".
Воинским духом были проникнуты русские военные законы и в царствование Императрицы Екатерины II. В военных постановлениях того времени, например, сказано следующее:
"Полковник обязан честь и права полка своего весьма удерживать и за всякую мелочь шуму и ссор не вчинять. За учение драться не следует: наказывать лгуна, ленивца и пьяницу, но без жестокости. Строго воспрещается не только бить рекрута, но и страшить; наказывать лишь грубое упрямство. Рекрут при обращении к начальнику должен быть без робости, но с пристойною смелостью".
Мысль о боевом духе офицеров проходит через "Наставление господам пехотным офицерам в день сражения" 1812 г.
В нем, в частности, говорится следующее:
"В некоторых полках есть постыдное заведение, что офицеры и ротные командиры в мирное время строги и взыскательны, а в войне слабы и в команде своих подчиненных нерешительны. Ничего нет хуже таковых офицеров: они могут иногда казаться хорошими во время мира, но как негодных для настоящей службы их терпеть в полках не должно".
Неустрашимость составная часть воинственности.
Трусость - противоположность неустрашимости, никогда не была в почете.
Так, по свидетельству Тацита, оставить на поле сражения свой щит считалось верхом бесчестия; такое лицо не допускалось к участию ни в жертвоприношениях, ни в народных собраниях и многие кончали подобное воинское бесчестие петлею.
*
Интегрированными показателями успешности обучения в трех указанных сферах (как жить благоразумно; как успешно трудиться; как разумно распорядиться свободным временем) выступают:
• Умение осознать личную задачу и уяснить ее требования (в каждой из трех названных сфер).
• Умение правильно оценить обстановку (наличные силы и способности; средства, имеющие в распоряжении; фактор времени, места, условий и т.п.).
• Умение принять разумное решение.
• Умение воплотить принятое решение в жизнь с учетом выводов, полученных из уяснения задачи и оценки обстановки.
• Умение объективно оценить полученный результат и сделать выводы на последующие действия.
• Умение намечать новые, более возросшие задачи и решать их с учетом накопленного опыта.
Обучаемый ныне знает, как правило, только то, что от него требует педагог, а самозадачу, как проблему, вытекающую из его личного естества, редко когда осознает.
Нужно ли указывать на русский "авось", чтобы понять, как важно развивать в русском человеке умение правильно оценивать сложившуюся обстановку и рассчитывать свои силы?
Нет, необходимость говорить и о том, насколько важны все последующие умения и как мало делается у нас в семье, школе и вузе для их формирования. Школа, где фактически ценится умение запоминать и воспроизводить без искажений запоминаемое, задач по развитию данных умений не ставит.
Учитывая все выше изложенное, нам представляется необходимым сформулировать те важнейшие направления деятельности, по которым в военно-учебном заведении курсанту следует вести свое развитие.
Перспективные задачи развития
Мы знаем о том, что военно-учебное заведение пока не может индивидуализировать процесс обучения. Ждать же, когда наступят такие времена, глупо и нерационально.
Древние советовали врачу: "исцелись сам".
По сути дела, эта идея мудра, а ее применение в любом деле полезно.
Русская пословица гласит: "На Бога надейся, а сам не плошай".
Да и жизнь показывает: тот, кто всецело уповает на помощь и поддержку извне, т.е. от других и со стороны, а сам пребывает в ожидании этой поддержки и ничего не делает для своей пользы и блага, тот может долго бесполезно ожидать желаемого...
Не жди, действуй, проявляй активность и инициативу, не жди, когда кто-то придет к тебе, а сам иди навстречу к тому, с кем тебе нужно установить контакт, войти во взаимодействие. Не переполняйся ложного самомнения, если тебе что-то удалось сделать лучше других...
Не довольствуйся малым, т.е. рамками учебной программы, - это минимум необходимого для жизни и работы.
Вот почему перспективными задачами на период обучения в военно-учебном заведении следует считать следующие:
• Полное и безусловное овладение учебной программой.
• Самовоспитание.
• Самообразование.
• Саморазвитие (физическое и духовное).
• Установление прочных контактов, связей и отношений с разными категориями людей.
• Подготовка к офицерской службе.
• Подготовка к семейной жизни
• Разработка жизненных планов, определение жизненных перспектив.
--
Обеспечение "заделов" на будущее.
Итак, на первом месте стоит овладение учебной программой, безусловное и полное. Без решения этой задачи бессмысленны все остальные.
Но - это лишь минимум того, что нужно сделать.
Правда, по нашим наблюдениям, для значительной части курсантов это - программа максимум: для одних потому, что это соответствует пределу их интеллектуальных и физических возможностей, для других - из-за лени или своеобразной хитроумной установки (о ней уже шла речь).
Курсанты с багажом училищной программы - это последующие неудачники и неперспективные офицеры, карьера которых, как правило, заканчивается капитанским (в лучшем случае) званием.
*
Тот, кто понимает необходимость закалки характера, воли, развития добродетелей и устранения недостатков в поведении, отношении с другими людьми, задумывается о самовоспитании.
Надо сказать, что такая мысль приходит в зрелый ум, понимающий, что самое надежное средство обуздания жизненный инстинктов, страстей и чувств кроется не в строгости воинского порядка, а находится в душе человека.
Внутренний судья наш - совесть- часто сигнализирует нам о том, что поступки, поведение, мысли наши не всегда чисты, не всегда порядочны, что мы зачастую бываем черствы и неблагодарны, что от нас может нередко исходить недоброе и злое. Всегда ли мы чутки к позывам нашей совести!
Вряд ли найдется тот, кто ответить на этот вопрос утвердительно.
Большинство же могут констатировать, что угрызения совести нередко посещают нас, после того, как мы совершаем неблаговидный поступок, но раскаяния, т.е. искреннего нашего сожаления о случившемся, не наблюдается. Нас больше всего заботят последствия случившегося: что нам будет со стороны других, т.е. какая кара нас ждет. Если же нам не грозит расплата, совесть наша успокаивается и мы продолжает совершать неблаговидные поступки, немного краснея при этом (совесть все же донимает!), но, опять-таки не раскаиваясь в содеянном.
Самовоспитанием занимается тот человек, который понимает, что необходимо разорвать порочный круг: неблаговидный поступок - легкое покраснение - забвение случившегося - очередной плохой поступок... Он начинает с малого - избавляется постепенно от мелких, на первый взгляд, незначительных негативных поступков. К примеру, перестает говорить что-либо неприятное и резкое своим близким, становится мягче и покладистее в общении, не "вспыхивает" каждый раз, заприметив недоброе движение или слово в свой адрес. Беря под контроль свое поведение, он учится держать в подчинении свои эмоции и чувства. Глядишь - через некоторое время он обретает качественно новое состояние и приходит к заключению, что люди стали относиться к нему лучше.
Важно понять следующее в том, что произошло: он не изменил окружающих, а изменился сам и изменил свое отношение к ним; окружающие вынуждены были изменить свое отношение к этому человеку.
Самовоспитание - это удел сильных людей.
Слабый в волевом отношении человек не может удержать себя от соблазна нагрубить, нахамить и т.п. Это в состоянии сделать лишь человек волевой, мужественный, прощающий слабости других, но строгий к себе.
*
Человек, вступивший на путь самообразования, уже относится к категории лиц, понимающих, что за пределами учебной программы остается тот массив жизненно важных знаний, которые следует осваивать самостоятельно.
Есть и еще одна причина для самообразования - индивидуальные особенности и склонности человека. В силу последней причины, человек, сознавая пробелы в своей подготовке, или же задаваясь целью более глубоко освоить что-либо, намечает себе дополнительную (свою, индивидуальную) программу освоения и работает в соответствии с ней.
Такая программа самообразования включает как чтение литературы (художественной, научной, учебной), так и проведение исследований, наблюдений, самостоятельное развитие тех или иных навыков, выполнение интеллектуальных, тестовых и иных упражнений.
*
Развитие духовное и физическое - это усовершенствование качеств души и тела. Необходимость такого развития обусловлена следующими причинами:
- во-первых, мы слабо знаем резервы своей души и тела;
- во-вторых, наши духовные и физические силы используются не всегда во благо нам и это не может быть признано положительным явлением;
- в-третьих, основные силы нашей души и тела должны работать во благо нас.
Большие резервы духовного усовершенствования заложены в нашем подсознании.
Контролируя центральную нервную систему, подсознание через мозг практически осуществляет контроль над всем, что у нас происходит в организме. Более того, как показали эксперименты с гипнозом, оно в состоянии взять на себя управление электрохимическими процессами в человеческом теле.
Известно также, что гипнотическим внушением можно изменить режим кровообращения, температуру, частоту пульса, функциональное состояние некоторых органов и желез внутренней секреции, ускорить процессы заживления.