ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Цветник духовный

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


А.И. Каменев

Практическая педагогика для курсантов.

М., Изд. МПУ "СигналЪ", 2000. - 226 с.

15 - Практическая книга для будущего офицера

ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

(назидательные мысли и добрые советы мужей мудрых и святых)

   Предлагаемый вниманию боголюбивых читателей "Цветник духовный" есть собрание назидательных мыс­лей и добрых советов, извлеченных из трудов весьма многих ученых мужей и писателей, пре­имущественно из творений св. Отцев и Учителей Церкви. Между авторами выписок в Цветнике читатель все­го чаще встретит имена духовных богомудрых витий: св. Иоанна Златоустого, св. Василия Великого, св. Григория Богослова, свв. Исаака и Ефрема Сиринов, св. Нила Синайского, свв. Антония и Пимена Великих, св. Марка подвижника, св. Исаии Отшельника и др. На ряду с именами духовных авторов встречаются в Цветнике имена и многих светских: графов Сперанского и Блудова, историка Карамзина и др. Очень много книг и очень много журнальных статей (осо­бенно в журналах "Воскресное Чтение" и "Христианское Чтение" за прежние годы их издания, откуда извлеклись выписки). Впрочем, составитель Цветника надеется, что труд,--как собрание мыс­лей и изречений, большую часть которых справедливо можно назвать "перлами и бисером" многоценным из духовной сокровищницы богоносных отцов и учителей Церкви,--не бесполезен будет для читателей, в особенности для не имеющих времени и возможности к обширному и серьезному чтению.

О любви к ближним

  
  -- Как печь без огня не может быть теплою: так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним (Иаков Архиеп. Нижегор.).
  -- Враг Бога не может быть другом людей.
  -- В круге радиусы связуются в центре, и чем они ближе к нему, тем ближе друг к другу: по мере удаления от центра, они делаются более и более далекими и разобщенными между собою. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от друга.
  -- Возлюби единого Бога и возлюбишь всех чад Божьих.
  -- Кто искренно любит Бога, тот не может не любить ближнего (Филар. Архиеп. Черниг.).
  -- Святые были как Боголюбивы, так и человеколюбивы больше всех людей.
  -- Если любишь Бога, то надобно любить и того, кого Бог любит, потому что, как мы любим кого, то и любим и того. кого любимый нами любит (Св. Тихон Задонский).
  -- Мы должны иметь братское сердце к нашим ближним, потому что Бог имеет сердце человеческое ко всем нам (Прот. П.Соколов).
  -- Бог всячески печется о тебе и непрестанно, не переставай же и ты пешись о ближнем твоем.
  -- Люби Бога в Нем Самом и во всех тех, которые носят в себе образ Его (Филар. Архиеп. Черниг.).
  -- Если мы любим Бога, то необходимо должны любить и образ Божий - человека.
  -- Уважая образ Божий в каждом человеке.
  -- Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Который образ на себе носит: достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял (Св. Тихон Задонский).
  -- Кто бы ни был ближний твой, за него Христос благоволил положить душу Свою.
  -- Для чего отказываешь в любви ближнему, когда Христос не отказал ему в жизни Своей?
  -- Тот не верует во Христа, кто не любит Его: тот не любит Его, кто не любит ближнего своего.
  -- Господь любит всех нас; и мы должны любить всех (Филар. Архиеп. Черниг.).
  -- И самый ничтожнейший человек важнее всех прочих невидимых тварей.
  -- Видя груду золотоносной земли, не знающий презрит ее, а знающий не презрит, ради крупиц золота, в ней заключенных. Подобно сему, смотря на человека, представляющего неприятный вид необразованности, грубости, беспорядка, порока, невнимательный презрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит, потому что в сей неблагообразной глыбе есть золото - существо человека, и особенно его душа (Филар. М. Москов.).
  -- Не суди о человеке по внешности, но узнавай его внутренние творения.
  -- Не по внешней судьбе, но по делам и жизни мы должны судить о достоинстве человека (Прот. И.Толмачев).
  -- Под худою одеждою скрывается благороднейшая душа (Он же).
  -- Иной живет в бедной хижине, но душа его, быть может, есть жилище Бога Триединого (Филар. Архиеп. Черниг.).
  -- Не то может унизить тебя, если окажешь любовь и почтение к ближнему твоему, хотя бы стоящему и на гораздо низшей тебя ступени ума, звания, состояния и нравственности, но - то, если не окажешь.
  -- При виде несчастного опустим без внимания все, исключая его несчастия (Прот. И.Толмачев).
  -- Тот всегда нам ближний, кто нуждается в нашей помощи (он же).
  -- Кто не помогает другому, потому что он Иудей, Турок или лютеранин, тот не Христианин (он же)
  -- Представляете всегда ближнего на своем месте, а себя на месте ближнего.
  -- Учись терпению переносить чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, потому что и у тебя есть много такого, что другие переносить должны (Фома Кемп.)
  -- Не делай и не желай другому того, чего себе не желаешь. Больно тебе, когда смеются над тобою: не насмехайся же над другими (Филар. Архиеп. Черниг.).
  -- Братия твои терпят тебя таким, каков ты: терпи и ты их такими, каковы они.
  -- Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай другим.
  -- Тяжело тебе, когда никто не хочет разделять с тобою горя твоего: спеши же делить горе ближнего твоего (Филар. Архиеп. Черниг.).
  -- Хочешь, чтобы тебя любили человеки? люби человеков. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе, если бы с тобою все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен пред всеми (Филар. М. Москов.).
  -- Если хотим чтобы нам верили, будем жить хорошо; и если хотим, чтобы нас любили, будем любить (Св. Исид. Пелус.).
  -- Единственное средство заставить людей говорить о себе хорошо - делать им добро.
  -- Как магнит привлекает железо; так наша искренняя любовь привлекает к нам любовь ближних (Иаков Архиеп. Нижегор.).
  -- И тому, которого ты знаешь недобрым для тебя, сделай возможное для тебя добро (Филар. М. Москов.).
  -- Нужно быть справедливым ко всем, даже и к тем, которые не таковы в отношении к нам.
  -- Будем неумолимы к себе, и снисходительны даже к тем, которые умеют прощать только самим себе (Плиний младший).
  -- Истинную любовь имеет тот, кто и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога (Св. Григор. Двоеслов).
  -- Нельзя, чтобы нас все любили, но нам всех любить очень можно.
  -- Можно возлюбить всех, не переставая ненавидеть пороки (Филар. М. Московский).
  -- Люби грешников, но ненавидь дела их (Св. Исаак Сирин).
  -- Справедливо ненавидеть в злых злобу, но любить творение Божие (Блаж. Августин).
  -- Учись подражать авве Исааку, который говорил про себя: "никогда я не вносил в келию мою помысла, неприязненного на брата, оскорбившего меня; равным образом я старался, чтобы и брат не вносил в свою келью помысла, неприязненного ко мне".
  -- Употребляй усилия, чтобы никому не делать зла и иметь чистое сердце ко всем человекам (Авва Пимен).
  -- Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем (Авва Моисей).
  -- Если не хочешь терпеть зла, то и не желай и делать зла. За последним непременно последует первое. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6,7).
  -- Кто мыслит сделать зло другому, тот сам терпит его, прежде нежели сделает.
  -- Не ищи своей пользы со вредом для других.
  -- Не может человек вредить ближнему, не вредя самому себе.
  -- Кто никому не делает ничего худого, тот ничего не может опасаться.
  -- Кто причиняет вред, или наносит обиду другому, тот не имеет мудрости.
  -- Злоба сама себе вредит (Св. Златоуст).
  -- Как червь, подтачивающий дерево, повреждает оное; так и злоба, питаемая в сердце человека, снедает оное (Авва Исаия).
  -- Кто человека оскорбит, того и Бог оскорбит.
  -- Не будем неправдами нашими навлекать на себя гнев правды Божией (Филар. Архиеп. Черниговский).
  -- Мы не должны питать ненависти к ближним, из любви к нам самим.
  -- Кто не любит. ненавидит брата своего, то есть всякого человека, в том и к Богу не может быть любви (1 Иоан.4,20), того и Бог не любит.
  -- Не имейте ненависти ни к кому из человеков, и Бог возлюбит вас (Св. Епифаний Кипрский).
  -- Не довольно удерживаться от зла, если не будешь делать и добро. Мало того, чтобы никому не вредить, а нужно еще стремиться быть полезным для многих (Блажен. Августин).
  -- Если ты не делаешь зла ближнему, - этого мало: не желая зла, делай ему добро, или ты уподобишься цветущему только, но бесплодному дереву (Ксенократ).
  -- Не делайте другим того, чего бы вы не желали, чтобы вам делали: исполнение этого правила составляет доброту. Делайте другим то, что вы желаете, чтобы вам делали, - вот добродетель.
  -- Любить ближних и делать им добро нужно не потому только, что это - прямая заповедь Божественного Законодавца Ветхого и Нового заветов (Лев. 19, 18; Матф. 22,37-39), но и потому еще, что в этой любви и споспешествование благу ближних, заключается наше собственное благо.
  -- Польза каждого заключается в пользе ближнего, и польза ближнего в его пользе (Св. Златоуст).
  -- Наливающий на руку свою елей, чтобы помазать слабого, сам прежде принимает тук от елея; так и молящийся за брата (и вообще заботящийся о пользе ближнего и делающий ему добро), прежде, нежели принесет ему пользу, сам получает пользу (Древ. Патер.).
  -- Кто себя только любит, о себе лишь заботится, и думает: было бы ему только хорошо, - а другие пусть себе живут, как знают, - самый опасный враг наш.
  -- Самолюбие - самый опасный враг наш.
  -- Эгоизм - первое звено длинной цепи всяких пороков.
  -- Если любовь есть пламень, то самолюбие есть самосожжение.
  -- Кто живет только для себя и ищет единственно собственных выгод, тот не может быть счастлив. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других.
  -- Живи для других, если хочешь жить для себя (Сенека).
  -- Сам Бог общителен; ибо создал разумные твари, которым бы мог открывать свои совершенства.
  -- Кто думает только о себе, когда фортуна благоприятствует ему, в несчастье не имеет друзей.
  -- Каждый должен предпочитать себе всех (Св. Вас. Велик.).
  -- Долг всех и благо всякому - жить для всех.
  -- Наша дружба пусть принадлежит людям добрым; наше уважение -благочестивым: наша ближайшая и первейшая забота - родным; наша любовь - всем; наша помощь - нуждающимся (Прот. И.Толмачев).
  -- Истинно добрый человек забывает свои печали в чужих печалях и радости в радостях себе подобных (Лафатер).
  -- Не говори о своем счастии с человеком, который гораздо несчастнее тебя (Плутарх).
  -- Не отрекись принести в жертву справедливости и свое спокойствие, выгоды, а иногда благоволение многих сильных, чтобы спасти одного бессильного.
  -- Кто может помочь утопающему, и не поможет, тот потопляет его.
  -- Тот не спасет себя, кто не хочет споспешествовать спасению других.
  -- Если не можешь оказать помощи несчастному, то хотя сострадание окажи ему.
  -- Сострадание в несчастии человека есть тоже для сердца, что роса для растений.
  -- Авва Агафон говорил: "если б возможно было мне взять тело у кого-либо из прокаженных, и передать ему мое, то сделать это было бы для меня наслаждением". Такова совершенная любовь!
  -- Истинная любовь всегда расположена более сделать, нежели сколько делает, или даже сколько может сделать.
  -- Долг любви - это такого рода долг, что непрестанно уплачивается. но никогда не выплачивается.
  -- Тот много делает, кто много любит (Фома Кемп.).
  -- Много делает, кто хорошо делает. Хорошо делает тот. кто общему благу более, чем своей воле служит (Он же).
  -- Люби более всех и всего - Бога. После Бога любовь к ближнему уравнивай с любовью к самому себе, а если хочешь совершенства, то последнюю приноси в жертву первой, и - земное счастье, какое ты приобретешь себе вследствие сего, будет для тебя началом и залогом твоего вечного блаженства на небе.
  -- Не будь самолюбив, и будешь Боголюбив (Св. Максим Исповедник).
  

Обязанности детей в отношении к родителям

  
  -- Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то мы будем поражены неизмеримостью нашего долга (Св. Амвросий Медиоланский).
  -- Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде, нежели воспитали тебя; как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя.
  -- Если по наставлению Апостольскому, жена должна бояться мужа (Еф. 5,33), то, конечно, гораздо более дети - своих родителей.
  -- Повиновение родителям есть не только должность, но и польза наша. Мы получаем чрез них жизнь, и, повинуясь им, можем продлить ее; ибо повиновение родителям есть первая заповедь с обетованием (Еф. 6,2).
  -- Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством (Филарет М. Московский).
  -- Хвалить детей своих значит тщеславиться; порицать отца и мать значит порицать самого себя.
  -- Каков ты к своим родителям, таковы и дети твои к тебе будут.
  -- Чем кто согрешает, тем по большей части и наказывается.
  -- Бог неблагодарных к родителям сыновей и дочерей часто наказывает неблагодарностью их сыновей и дочерей.
  -- Поступайте с родителями вашими так, как вы желали бы, чтобы дети ваши поступали с вами (Амвросий Рандю)
  

Юность

  
  -- Блажен, кто от юности готовится предстать Верховному Судии, Который потребует отчета ха все возрасты!
  -- Неизвестна юности старость, но открыто, что готова погибель нераскаянному юноше.
  -- Сколько молодых людей, обольщенных безрассудной склонностью к чувственным удовольствиям, предаются им с всецелою потерею своих интересов временных и вечных, подобно бабочкам, которые, воображая, что пламя так же кротко, как оно кажется прекрасным, безрассудно обжигают им свои крылья ! (Франциск де Саль).
  -- Видали ль вы, как ветер сдувает весенние цветы с дерев, - как полный жизни и красоты цветок совершенно увядает, когда отторгнув его от корня, помнут в руках, - как самое лучшее дерево, попорченное чем-либо в нежном возрасте, навсегда остается уродливым, бесплодным и годно бывает только для сожжения? -Это образ юности, отторженной от добродетели и преданной в руки коварного мира, его удовольствий и страстей!
  -- Ранний цветок приятнее бывает для вертоградаря: юность добрая, - благовонный цвет, обещающий благий плод, - несказанно приятнее Небесному Вертоградарю.
  -- Злобный дьявол старается особенно молодых людей отклонить от дел бесчестия: но ты, юноша, не обольщайся его хитростями ! Кто поутру отправился в путь, тот скорее дойдет до предположенного места, нежели замедливший до вечера отшествием своим.
  -- О, сколько слез достойно растление настоящего века! Хотят сделаться благочестивыми, принося в дар Богу одни, так сказать дрожжи сил своих, безумно истощенных на греховное служение миру (Сир. 18,22) (Прот. П.Соколов).
  -- Бог хочет, чтобы ты посвятил в службу Ему всю свою жизнь, а не худшую часть ее (Прот. И.Толмачев).
  -- Медленность исправления жизни не иное что выражает. как следующее: "пусть сначала царствует во мне грех, после будет когда-нибудь царствовать и Господь. Сначала уды мои предоставлю оружие греху, а потом, со временем, представлю их и оружия правды Богови (Рим. 6,13).
  -- Так и Каин приносил жертвы: что было лучшего, то - в услаждение себе самому; а что похуже, - то Сотворившему и Даровавшему Богу. Пока способен ты к трудам, - проводишь ли юность свою во грехах; а как скоро члены ослабли, тогда приносишь их в дар Богу, когда уже ни на что нельзя употребить их, и по необходимости надобно оставлять в бездействии (Св. Василий Великий).
  -- Кто ожидает старости, чтобы посвятить себя Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетели только такое время, которого он не может употребить ни на что более (Прот. И.Толмачев).
  -- Целомудрие в старости - уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию (Св. Василий Великий).
  -- Худ тот Христианин, который оставляет грех только потому, что рука и нога более не действует (Прот. И.Толмачев).
  -- Если перестанешь грешить по причине возраста, это будет по милости твоей немощи. А мы хвалим (на основании слова Божия) тех, которые добры по произволению, а не тех, которые вынуждены какой либо необходимостью (Св. Василий Великий).
  -- День земли всегда оканчивается вечером: и потому потерявший утро может иметь некоторую надежду вечером возвратить потерянное: а день жизни человеческой часто прежде вечера (старости), нередко и прежде полудня (мужеского возраста) внезапно прекращает нощь смертная (Филарет М. Московский).
  -- Многие говорят, что они предадутся Богу в летах более зрелых: но достигнут ли они до этих лет, как надеются? Или, если и достигнут, то так ли легко им будет перемениться, как думают?
  -- Неужели вы думаете, что в старости вы более, чем в цветущем возрасте, будете иметь и готовности принять покаяние, и твердости - устоять в нем, и ревности - показать его опыты, и силы - преодолеть его препятствия?
  -- Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее.
  -- Вы обманывайтесь, если думаете, что страсти утихнут вместе с юностью. Сколько найдется стариков, зараженных постыдным пристрастием первых годов своей жизни! Сколько поседевших честолюбцев, которые не жалуются на усталость с ненасытною жадностью гоняясь за почестями, - а эти почести только увеличат издержки при их погребении и прибавят несколько лишних слов в их эпитафиях! Сколько вспыльчивых, в коих ни охлаждение крови, ни истощение сил, нимало не уменьшили прежний их раздражительности, доводившей до бешенства! Сколько сластолюбцев, которые, не смотря на дряхлость лет, питают еще в костях своих потаенное пламя, которое угаснет только с их жизнью! Как жалки эти рабы своих жестоких повелителей1 (Флешье).
  -- Старайся в юных летах отсекать свои худые наклонности, привычки и страсти, еще не глубоко пустившие свои корни в сердце твоем. Чем более будешь отлагать, тем труднее будет браться за это необходимое дело спасения своей души.
  -- Как дерево, чем более растет, тем более в землю корень свой пускает: так, чем более растет греховный обычай, тем глубже в сердце человеческом утверждает свой корень (Св. Тихон Задонский).
  -- И хорошую привычку и худую питает время, как дрова питают огонь (Св. Петр Дамаскин).
  -- Грех - горный поток, который чем дальше бежит, тем более увеличивается (Филарет Архиеп. Черниговский).
  -- Привычки, снисканные в детстве, подобны буквам, вырезанным на коре молодого дерева; вместе с ним они растут, увеличиваются и даже составляют часть его самого.
  -- Как дерево, чем больше будет, тем с большею трудностью исторгается из земли: так, чем более усилится и утвердится греховный обычай, тем с большею трудностью от него освобождается человек (Св. Тихон Задонский).
  -- Рано исправляй свои недостатки: те, которым вы допустите увеличиться, омрачат ваши лучшие добрые свойства.
  -- Как приучишь себя в молодости, так и останешься на всю жизнь.
  -- В прошедшем - семена настоящего и будущего.
  -- Что посеешь в юности, то будешь пожинать во всей последующей жизни.
  -- Рачительность в юности есть залог чести в старости (Авва Евагрий).
  -- Честь в старости есть доказательство трудолюбия прежде старости (он же).
  -- Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости, ибо собираемое в юности и утешает изнемогающих в старости (Св. Иоанн Лествечник).
  -- Как вечер прекрасного дня безоблачен, так конец прекрасной жизни спокоен и беспечален.
  

Блуд и целомудрие

  
  -- Девство и брак не для всех, но целомудрие - для всех (Филар. М.Московский).
  -- Гнушайся плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют (Св. Нил Синайский).
  -- Если стыдимся, когда подобные нам люди видят обнаруженною нечистоту наших дел: да стыдимся тысячекратно более, когда Всечистый Бог и Его Святые видят в нас сокровенную нечистоту страстных помыслов и похотей желаний (Филар. М.Московский).
  -- По замечанию естествоиспытателей, голуби удаляются оттуда, где заводится нечистота и пчелы удаляются от дыма; так и благодать Божия удаляется от того сердца, в котором бродят нечистые мысли и, так сказать, дымятся худые желания.
  -- Бог будет в тебе обитать и действовать на тебя Своею благодатию лишь тогда, когда очистишь себя совершенно от плотских помышлений.
  -- Жить и развиваться на пути добродетели невозможно без отсечения нечистых помыслов.
  -- Для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды спасения: напротив того те, которые не соглашаются с ними, но противятся со всевозможным усилием, молясь против них, получают венцы от Бога.
  -- Когда душа во время сна еще обольщается нечистыми грезами, то это значит, что она еще не достигла совершенного целомудрия (Св. Кассиан Римлян.).
  -- Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума (Св. Ефрем Сирин).
  -- Чего глаз не видит и ухо не слышит, то в том сердце не будет ударять.
  -- Каждый, давший волю чувствам, дал волю и сердцу (Св. Исаак Сирин).
  -- Подойди лучше к горящему огню, нежели к юной женщине, когда и сам ты юн, потому что, приблизившись к огню и почувствовав боль, тотчас отскочишь прочь, - а разнежась от женских речей, не вдруг отойдешь (Св. Нил Синайский).
  -- Остерегайся женщин. Ты не святее Давида, не мудрее Соломона.
  -- Помни всегда, что райского обитателя женщина изгнала из его прежних владений (Сир. 25, 27).
  -- Ева всегда имеет свой нрав, всегда прельщает (Св. Тихон Задонский).
  -- Хотя и имеешь ты супругу, но бойся женщин. (Св. Ефрем Сирин).


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См: Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых (две части в одной книге). - М., 1903.
  
   Сенека (Seneca) Луций Анней (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.), римский политический деятель, философ и писатель, воспитатель Нерона; обвиненный в заговоре, по его приказу покончил жизнь самоубийством. Презрение к смерти, проповедь свободы от страстей отличают его философско-этические сочинения: "Письма к Луцилию", трактаты ("О благодеяниях", "О милосердии", "О спокойствии духа") и полные риторического пафоса трагедии: "Эдип", "Медея" и др.
  
   Лафатер (Lavater) Иоганн Каспар (1741-1801), швейцарский писатель, автор романа "Понтий Пилат, или Маленькая библия" (1782-85), драмы "Абрахам и Исаак" (1776) , трактата по физиогномике "Физиогномические фрагменты... " (1775-78).
  
   Плутарх (ок. 45- ок. 127), древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение - "Сравнительные жизнеописания" выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием "Моралии".
  
   Соломон, царь Израильско-Иудейского царства в 965-928 до н. э. Сын Давида. Провел административные реформы, добивался централизации религиозного культа. Согласно Библии, славился необычайной мудростью; по преданию, Соломон - автор некоторых книг Библии (в т. ч. "Песни песней").
  
   ...
  
   ...

Исторические памятки

  -- ГЕНЕРАЛ (от лат. generalis - общий, главный), воинское звание (чин) в вооруж. силах. Впервые введено во Франции Летелье в 16 в., в России - во 2-й пол. 17 в.; в начале 20 в. в рус. армии были Г.-майоры, Г.-лейтенант, полные Г.: Г. от инфантерии, Г. от кавалерии, Г. от артиллерии, инженер-Г.; генерал-фельдм. В СССР в 1940 были установлены генеральские звания: Г.-майор, Г.-лейтенант, Г.-полк., Г. армии; для Г. видов вооруж. сил и родов войск к званию Г. (кроме Г. армии) добавлялось соотв. наименование, напр. Г.-майор артиллерии (с 1984 только для Г. авиации, мед. службы и юстиции). В Рос. армии сохранены генеральские звания: Г.-майор, Г.-лейтенант, Г.-полк., Г. армии.
  
  -- ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ, орган военного управления. Служба генерального штаба зародилась в 16-17 вв. в связи с ростом размаха и усложнением характера вооруженной борьбы, подготовки и ведения войны. Начало создания генеральных штабов было положено учреждением в армиях крупных государств Западной Европы должностей генерал-квартирмейстеров и генерал-квартирмейстерских частей. В России такая часть создана в 1711 г., в 1763 г. она переименована в Генеральный штаб. В 1796 г. вместо генерального штаба создается свита по квартирмейстерской части, подчинявшаяся царю. В 1815 г., кроме того, был создан Главный штаб. В 1827 г. свита переименовывается в Генеральный штаб. В 1832 г. Главный штаб упраздняется, а генеральный штаб входит в состав военного министерства. Большое значение имело открытие в 1832 г. военной академии, готовящей офицеров для генерального штаба. В 1865 г. генеральный штаб в составе восстановленного Главного штаба, с 1905 г. становится самостоятельным; в 1906 г. создан также Морской генеральный штаб. Такая организация просуществовала до 1917 г.
  
  -- Гений, от глагола geno-gigno, у римлян, собствен­но, бог животворения. У каждого человека свой ге­ний, как бы лучшая часть его личности, и представи­тель высших качеств его души; он сопровождает че­ловека в виде хранителя от колыбели до могилы и различным образом влияет на него в продолжение жизни. Оттого каждый римлянин приносил своему гению жертвы и курения, вино и цветы, преимущественно в дни рождения, в день свадьбы и в другие важные дни жизни и в честь его предавался веселию и радости. Гений ведь желает, чтоб наслаждались дарованною им жизнию и продлили ее, умеренно пользуясь ею.
  
  -- Гений императора - по верованиям древних римлян, бог-покровитель импе­ратора, в честь которого ставились многочисленные статуи. При Августе во всех 14 частях Рима стояли статуи его гения. Культ гения императора, явившись под восточным влиянием, от­ражает попытку правящей аристократии укрепить свое господство посредством обоготворения носителя высшей власти.
  
  -- Гений Римского государства. - Но верованиям древних римлян, каж­дый человек, семья, город и государство в целом имели своего духа хра­нителя, так называемого гения. В 360 г. Юлиан, находясь в Галлии, был, якобы вопреки собственной воле, провозглашен императором. По сло­вам Аммиана, в ночь накануне провозглашения Юлиану явился гений государства, потребовавший от него принятия императорской власти.
  
  -- ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР. Первым георгиевским кавалером стал подполковник I-го гренадерского полка Ф.Фабрициан, удостоенный 8 декабря 1769 года ордена Св. Георгия III степени "За дело под Галацом". Первым кавалером ордена I степени стал генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев, награжденный 27 июля 1770 года за победы над турками в том же году при Кагуле.
  
  -- ГЕОРГИЕВСКИЙ КОРАБЛЬ. Линейный кораблю "Азов" стал первым в российском флоте боевым кораблем, удостоенным высшей награды - кормового Георгиевского флага и вымпела, а командир корабля М.П.Лазарев был произведен в контр-адмиралы. Это произошло после победы, одержанной русским флотом над турецко-египетским флотом при Наварине 8 октября 1827 года.
  
  -- ГЕОРГИЕВСКИЙ КРЕСТ -- знак отличия Военного ордена святого Ге­оргия, учрежденный в 1807 г. для "поощрения храбрости и мужества" солдат и унтер-офицеров. Представлял собой серебряный крест на Георгиевской ленте, повторяющий внешний вид Военного ордена. В 1856 г. разделен на 4 степени, награждение производилось постепенно: от младшей степени (4-й) к старшей.
  
  -- ГЕОРГИЕВСКИЙ ПОЛК. Единственным случаем присвоения георгиевского наименования полку был факт переименования 3-го Кирасирского полка в Кирасирский Военного ордена святого великомученика и Победоносца Георгия полк (3 декабря 1774 года), где все штаб-и обер-офицеры являлись кавалерами ордена. Для полка вводилась специальная форма и амуниция с изображением орденских знаков св. Георгия.
  
  -- Геракл - герой греческой мифологии, полубог, обладал огромной физической силой, совершил много подвигов. Особенно был почитаем простым народом. Высший идеал ге­ройской силы, национальный герой греков, который, родившись от Зевса, высшего бога, и смертной жен­щины и одаренный могучею силою, исполнил самые тяжелые работы на земле, очистил свет от чудовищ и разного рода бедствий, а затем, поборовшись и по­грешив и искупив грехи, взошел на Олимп и достиг бессмертия.
  
  -- Геркулес - латинская форма имени наиболее популярного героя древнегре­ческой мифологии. Вся жизнь Геркулеса рисуется как цепь сплетающихся вое­дино сверхчеловеческих подвигов и страданий. Культ Геркулеса - полубога и героя с оттенком солнечнего боже­ства - был широко распространен во всем древнем мире.
  
  -- ГЕРМОГЕН (1530-1612) - русский патриарх. Во время польской интервенции, в 1610, рассылал по городам грамо­ты с призывом ко всенародному восстанию. Когда Россия переживала смутное время, Гермоген стоял за избрание на царство царя из русских. Святитель пламенным словом и личной твердостью противостоял попыткам польских интервентов и изменников ввести на Руси униатство и католичество. Когда поднялось земское ополчение во главе с Мининым и князем Пожарским во главе, поляки, завладевшие Москвой, потребовали от Геомогена, чтобы он своим словом остановил это ополчение, и начали морить его голодом. Но патриарх предпочел лучше умереть, чем отступиться от своих слов. Священномученик Гермоген скончался в заключении в Чудовом монастыре в Кремле 17 февраля 1612 г.
  
  -- Гермы - четырехугольные столбы, увенчанные голо­вой божества.
  
  
   ...
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015