ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Давшая обет внепартийности"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Давшая обет внепартийности"...

  

0x01 graphic

Петроград у Зимнего (лето 1917 г.)

  
  

"АРМИЯ - ЭТО ... ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ,

ДАВШАЯ ОБЕТ ВНЕПАРТИЙНОСТИ"...

  

И.Н. Болотников

  
  
   <...>
   Офицер - воин и гражданин.
   Он, стоящий во главе команд, среди которых каждая отдельная единица по своим взглядам и убеждениям причисляет себя к той или другой партии, должен быть политически осведомлен и образован никак не ниже, а на голову выше подведомственных ему людей.
   Это требование предъявляется ему новой жизненной обстановкой.
  
   Преданность армии законному правительству, ее внепартийность и, вместе с тем необходимость контрпропаганды антимилитаризма и социалистическим покушениям на существование армии, - новый взгляд на армию как на большую народовоспитательную школу, на офицера не только как на военного инструктора, но и как на нравственного воспитателя народа, необходимость и умение влиять на сердца и умы подчиненных, все это возлагает на него обязанность внимательно разобраться в современных взглядах военной литературы по этим вопросам.
  
   В наших военных училищах делаются чрезвычайно робкие, неуверенные шаги в этом направлении.
  
   Офицерство мало подготовлено к новым обязанностям и предоставлено самому себе. Постоянно занятое службой, оно не имеет ни возможности, ни времени познакомиться с разбросанным повсюду материалом, оно нуждается в каком-нибудь пособии, в каком-нибудь сборнике.
  
   <...>
  
   Во всех государствах света с широко конституционным и даже республиканским образом правления армия всегда охраняет существующий государственный строй, законный порядок, повинуется своему законному правительству и его законной главе.
  
   Армия вне партий, армия вне политики, она за закон.
  
   Вовлекать армию в политику - преступление.
   Она не должна принимать участия во внутренней политической борьбе своей страны: она громадная сила и мощь народа, она слишком грозна, чтобы примкнуть к той или другой партии.
  
   Ее не должны трогать бури: она остается политически бесстрастной и блеском штыков, сабель и пушек охраняет законный порядок и охлаждает пыл враждующих сторон.
  
   <...>
   Партии густой сетью покрывают страну и ведут кровавую непримиримую борьбу, полную обоюдного предательства и коварства.
  
   <...>
  
   Армия вне партий.
  
   <...>
  
   Она не борется с убеждениями и взглядами.
  
   Она за закон и действует против беззакония.
  
   Во всех случаях армия должна прекратить насилие, охранить законный порядок, общественную безопасность и не допустить нелегальных, незаконных средств политической борьбы.
  
   Только под ее внепартийной охраной могут вырабатываться мирным путем и без кровопролитий спасительные и обновляющие реформы.
   В этом ее великое служение Царю, стране и народу.
  
   Во имя этого служения и чувства долга армия должна побеждать свои личные политические взгляды, желания, вкусы и глубоко сознавать и исповедовать, что для блага всякой страны, конституционной или республиканской, в ней должна существовать ее внепартийность.
  
   Политика в войсках рознила бы части: отдельные роты, эскадроны, батареи и полки делились бы на политические партии, враждующие между собой.
   Такие части не были бы войском, а опасным вооруженным сбродом.
  
   <...>
  
   Чтобы не разжигать страстей, в казармах не должна вестись ни черная, ни красная пропаганда.
   Там нужно проповедовать долг, присягу и дисциплину.
  
   Политическими пропагандистами не могут быть ни офицеры, ни нижние чины: и те и другие должны высоко держать знамя своей внепартийности.
  
   Каждый гражданин, отбывая короткий срок воинской повинности, вступает в ряды армии.
   Он временно оставляет свою прошлую жизнь, свои политические взгляды и убеждения.
   Он должен свято и твердо верить, что в этой новой обстановке, его служение благу страны заключается во внепартийности, поддержке закона и порядка.
  
   Окончив короткую службу, отслужив родине как воин, он снова возвращается к старой жизни и тут снова может приносить пользу стране и народу своими убеждениями.
  
   Так дело обстоит с нижними чинами, для которых пребывание в армии - временный эпизод.
   *
   Офицерская служба - другое дело.
  
   Офицер - постоянный страж армии и хранитель всех ее святынь и заповедей до гробовой доски.
  
   Как всякий человек, в частной своей жизни, в кругу своих знакомых и друзей он может сочувствовать любым политическим взглядам и убеждениям разных лиц.
  
   Но как только дело коснется армии, службы и соблюдения прямых офицерских обязанностей, политика для него не существует: он на страже закона и порядка и вне партий.
  
   Тут есть известная граница этим взглядам, убеждениям и сочувствиям, и каждому отдельному лицу всегда скажет его внутреннее я, его совесть, может ли он быть верным и полезным слугой армии, отечеству и Царю.
  
   Если да, - оставайся и служи.
   Если нет, - не будь бесчестным и двуличным, сними мундир и уходи проч.
  
   Войско - великая сила, и каждая партия старается гнуть внепартийность в свою сторону.
  
   Почти каждая газета стремится натравить армию на врагов своих воззрений, то на евреев, то на помещиков, то на капиталистов, то на пролетариат, то на революционеров, то на черносотенцев.
  
   Нельзя озлоблять армию против той или другой массы.
   Когда пробьет ее час, она поднимет оружие, не по злобе, а из чувства долга.
   Этот тяжелый долг необходим родине.
  
   В основе его лежит глубокое сознание, что для процветания и благоденствия страны, особенно в период ее брожений и преобразований, армия должна строго стоять на страже закона и порядка, блюсти присягу, быть внепартийной, верной законной верховной власти и внутреннему закону - дисциплине.
  
   Армия - это братство, это, если хотите, политическая партия, давшая обет внепартийности, верности закону, порядку и дисциплине.
  
   Так во всех государствах, так должно быть и у нас, и эти взгляды должны прививаться армии: офицерам на школьной скамье, а нижним чинам в тиши казарменных бесед.
   <...>
  
  
  

И.Н.Болотников.

Опыт настольной книги для гг. офицеров.- СП б., 1910.

0x01 graphic

  

Ставка Верховного Главнокомандующего,

1914 год, генерал-квартирмейстер, генерал-лейтенант Ю.Ф. Данилов

и чины его управления.

  

СЛОВАРЬ БЛАГОРАЗУМИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

  
  -- Благоустроенное войско составляет защиту государств, ограду священных алтарей и царских престолов; составляет главную силу народа, охраняющую ее от внешних врагов и внутреннее благосостояние его утверждающую. (Я. Толмачев)
  -- Каждый военнослужащий должен быть уверен, что закон стоит на страже интересов общего дела, что его судьба, его карьера не зависит ни от протекции, ни от случайностей, ни от умения ладить с окружающими (подлаживаться), а только лишь от его служебных достоинств, что оцениваться будет одна лишь польза, какую он может принести своему делу. (В. Доманевский)
  -- Не покушаться на собственность граждан; никогда не простирать алчных рук на казну государственную; обращать в пользу отечества все контрибуции, налагаемые на неприятеля; расходовать казенные деньги экономически; никогда не подавать повода солдату думать, что его начальники увеличивают свое состояние на счет его продовольствия; ставить себя своим поведением выше всякого подозрения, в этом отношении; наблюдать, чтобы подчиненные поступали столь же безукоризненно и понуждать их к тому строгими мерами; вот законы, которые строгая честность ставит в обязанности всякому военному... (Л. Дюра-Лассаль)
  -- В те времена, когда меч казался единственным оружием, Суворов мог возгласить принцип: благородством побеждают. В нынешнюю эпоху, когда идея стала мощным оружием, офицер не должен пренебрегать благородством, как средством достижения победы. (Е. Месснер)
  -- Бодрость -- есть свойство человеческого духа никогда не находить свое положение отчаянным, считать, что бывают положения еще хуже и искать средств и способов выйти победителем из неприятного положения. Бодрость есть энергия. Чем больше препятствий, тем больше энергии должен проявлять воин. (Н. Бирюков)
  -- Боевая готовность или, другими словами, готовность сражаться, есть то состояние, которое делает тебя способным к войне, и, по этой причине, проявляет крайне высокие требования в отношении твоих технических дарований (физической силы), так и в отношении твоей энергии и силы воли (нравственной силы). (Наставление к самодисциплине, 1900)
  -- Пока дерешься, -- выручай здоровых; только побив врага, вспоминай о раненых. Кто во время боя оставляет ряды, тот трус и подлец, а не сердобольный человек; не товарищи ему дороги, -- а своя шкура ему дорога. Для раненных -- особые команды. (М. Ботьянов)
  -- Неизменная спутница боя -- это опасность; "бой продолжает стихию опасности, -- говорит Клаузевиц, -- в которой должна жить и двигаться война, точно так же, как рыба в воде и птица в воздухе". Присущая бою опасность -- создает особые условия психической деятельности бойца, "...последствия опасности влияют всецело на дух, -- продолжает Клаузевиц, -- или непосредственно инстинктивно, или же путем разума. Первое впечатление выразится желанием уклониться от опасности, а неисполнимость этого -- порождает боязнь и страх". (Н. Головин)
  -- Под пристойностью брака закон разумеет добрую нравственность, благовоспитанность невесты и соответствующее офицерскому званию общественное ее положение. (В.Э., 1911, т.3)
  -- Если бывший товарищ или начальник человек разумный, то он сам станет в должные отношения к новому командиру и тогда дело упрощается само собою; в противном случае, нужно, не задевая самолюбия, показать ему, что вы намерены твердо охранять свои права и во всех случаях воспользуйтесь данной вам законом властью. (П. Карцов)
  -- Быстрота ума особливо нужна в решительные минуты военных действий. Основательность ума требует времени для размышления; быстрота не терпит медления. Нужен один взгляд, нужна одна минута, дабы человеку с быстрым умом решить действие и увенчаться успехом. Истории великих полководцев исполнены подобными примерами. Иногда одно их острое слово, остроумный и нечаянный оборот решали судьбу сражений. Цезарь, однажды, видя свое войско обратившееся в бегство, бежит навстречу первого воина, несущего знамя, хватает и обращает его голову к неприятелям: "ты обманываешься, -- громко говорит ему, -- туда (указывает на врагов) должно нести знамя". Римские легионы соединились и победили. (Я. Толмачев)
  -- Вера есть могущественнейший моральный двигатель; посредством его генерал может воодушевить солдат, поддержать их мужество или его возродить в них. (Л. Дюра-Лассаль)
  -- Одна из сильных побудительных причин, убеждающих человека действовать, есть вера. Все народы, сохранившие чувство благочестия, внимают гласу веры, как высшему глаголу самого Неба. Воины, одушевленные сим чувствованием, идут на брань с твердым упованием на помощь Бога, Защитника правых и Карателя виновных. Исполненные мужества действием невидимой силы, они совершают подвиги, превышающие силы человеческие. (Я. Толмачев)
  -- Офицерскому составу нашей русской православной армии, имеющему свою обширную работу (оцениваемую в периоды войн жизнью людей) и правильно понимающему значение веры вообще в деле воспитания войск, -- естественно необходимо признать веру крупной и высокой силой в военном деле и культивировать ее наиболее широко. (П. Яковлев)
  -- Истинная верность отличается необыкновенной скромностью; она ищет свою силу не во внешнем блеске, не в удовлетворении тщеславия, а лишь в отсутствии всяких низких побуждений, в смиренной и самоотверженной любви и поэтому она зарождается не в блестящем уме, где мысли часто вытекают из не чистых эгоистических побуждений, а в чистом, открытом и чувствительном сердце. (Наставление к самодисциплине, 1900)
  -- Верность слову, чистосердечие и откровенность суть качества, заставляющие чтить воина. Стыд и бедствия ожидают тех, которые лишены их... Одно подозрение в не исполнительности данного слова есть уже пятно, которое частью могут смыть потоки крови, но не могут совершенно его уничтожить. (Л. Дюра-Лассаль)
  -- Налагать взыскания -- это долг, но не прерогатива. Видеть в праве наказывать средство, придать своей личности особое значение, подчеркнуть свое могущество -- глубокое заблуждение. В части, которой командуют хорошо, наказания редкие, но налагаемые правильно и неуклонно, принимают совершенно особую ценность. Если подчиненный видит, что наложение взыскания тяготит начальника, но с другой стороны начальник, правильно оценивая важность проступка, никогда не простит его, то безусловно совершивший проступок будет осужден всеми своими товарищами. (П. Изместьев)
  -- Военнопленные, добровольно сдавшиеся в плен, чтобы избежать опасности, не заслуживают никакого снисхождения. (В.Э., 1911, т.6)
  -- Сущность воинского духа состоит в том, чтобы он привык к той мысли, что он есть воин и прямое назначение его, это -- война и что за время пребывания его на действительной службе или в запасе армии, он может быть призван для настоящего своего дела, для войны. (Д. Трескин).
  
  

НАДО ЗНАТЬ, ЧТО ЕСТЬ РУССКИЙ СОЛДАТ

*

   [Что требуется от солдата в бою]
  
  -- 1)Чувство долга, доведенное до самоотвержения, или готовность пожертвовать собою для выручки товарищей, неустрашимость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы.
  -- 2)Способность выносить тягости и лишения военного времени безропотно и без быстрого истощения сил.
  -- 3)Искусное действие своим оружием.
  -- 4)Уменье согласовать свои движения и действия с товарищами.
  -- 5)Ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и уменье пользоваться ими для собственного укрытия от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь однакож возможности его видеть и стрелять по нем.
  
   Первые два пункта определяют воспитание солдата; последние три -- его образование

(Драгомиров М.И. Учебник тактики. ).

*

   Чувство личного достоинства, это -- сила как для простого солдата, так и для офицера, это -- элемент энергии, а потому не следует пренебрегать никакими средствами, чтобы увеличить эту силу в сердцах солдат.
   Очевидно, сколько необходимо осторожное, бережное отношение с этой силой, которую ведь можно привести к нулю грубостью, ненужной строгостью, запугиванием. К сожалению, существует мнение, что подобное обращение необходимо во имя дисциплины.
   Стоит ли доказывать, насколько подобное убеждение ложно?
   Можно ли пожелать этим господам, чтобы им довелось разубедиться под давлением горького боевого опыта.

(Апухтин А.Н. Командный состав армии: Сообщение, читанное на общем собрании Членов Общества ревнителей военных знаний 21 марта 1907 г. // Общество ревнителей военных знаний. Кн. 3. - СП б., 1907).

*

   Воспитание солдата должно быть поставлено выше образования и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей.
   <...>
   Цель воспитания выражается в двух словах: нужно, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив и исполнял свои обязанности всегда одинаково как на глазах начальства, так и за глазами.
   <...>
   Средство достигнуть этого одно: с первых же шагов службы солдата следить неустанно за тем, чтобы он ничего не делал спустя рукава, т.е. требовать от него безусловно-точного исполнения всего показываемого или объясняемого, не гонясь на первых порах за быстротою и ловкостью исполнения, и проверять его исполнительность именно тогда, когда он менее всего может ожидать поверки

(Драгомиров М.И. Армейские заметки ).

*

   Драгомиров говорит следующее о нравственном воспитании солдата:
  
  -- "Старайтесь, прежде всего, вкоренять в солдате чувство военного долга и возвысьте его сердце, а остальное придет само собою".
  -- "Нужно взывать к возвышенным сторонам человеческой природы и не только не подавлять, а, напротив, укреплять их в солдате".
  -- "Дисциплина заключается в том, чтобы вызывать на свет Божий все великое и святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека"
  
   (Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела. - Киев, 1909).

*

   Высокое патриотическое чувство должно резко отличать военного человека от обыкновенного гражданина. Присутствие этого чувства в солдате есть единственное условие ясного сознания им долга службы и понимания своего назначения -- защитника престола и отечества. Следовательно, воспитание в солдате чувства патриотизма составляет крупную задачу, и весьма естественно, что для решения этой задачи должно быть направлено большое внимание начальников.
   Дух патриотизма лежит в основании и венчает всякую военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены.
   Русский солдат и вообще простолюдин представляет в высшей степени плодотворную почву для развития патриотизма, который, как известно, заключается в благоговейной преданности Царю и любви к родине

(Там же).

*

   [Задачи офицера]
  
  -- 1)Развивать религиозность. В нашем народе религия крепка. Офицеру необходимо только поддерживать среди нижних чинов веру в Бога и развивать надежду на покровительство свыше и упование на помощь Божию.
  -- 2)Развивать любовь к Государю и Отечеству, а также национальную гордость, помня слова великого Суворова: "Вы Чудо-Богатыри! Вы Русские!"
  -- 3)Приучать строгому повиновению путем разумного убеждения.
  -- 4)Читать, объяснять, рассказывать, наивозможно чаще, о геройских подвигах своей части...
  -- 5)С большим усердием распространять грамотность; она, развивая ум человека, даст ему возможность быстрее понять святость лежащего на нем долга.
  -- 6)Изгонять уныние казарменной жизни музыкой, танцами и песней.
  -- 7) Злое у солдата мало только карать, но необходимо предупреждать и искоренять его, а доброе -- не только поощрять, но и внедрять в его сознание.
  -- 8)Развивать понимание о ротной семье и любовь к ней.
  -- 9)Офицер должен служить для солдата высоким примером нравственного поведения и служебной исполнительности.
  -- 10) Наконец, закончим наши выводы словами общего нашего учителя, генерала Драгомирова: "Занятия должно вести так, чтобы сообщить и солдату, и начальнику знание того, что придется исполнить в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не заставали их врасплох"
  

(Зенченко М.В. Нравственный дух солдата в руках начальника. СП б., 1895).

*

   Главное средство, которое они избирали для достижения этого состояло гуманное отношение к своим подчиненным.
   Вообще все великие полководцы без исключения, были, прежде всего, воспитатели своих войск, военные педагоги, а затем уже начальники.
   Вот, например, что говорит полководец древнего мира Кир, царь Персидский: "Военачальник делается знаменитым и заслуживает любовь к себе приветливостью, гуманностью и кротостью".
   Даже Тамерлан, который руководил полудикими ордами, и тот старался развить в них самолюбие, сознание собственного достоинства, вследствие чего он запретил в своей армии телесные наказания, которые подавляют вышеупомянутые нравственные качества.
  
   "Начальник, _ говорит он,_ авторитет, которого слабее кнута и палки, недостоин сана им занимаемого. Одно из отличительный свойств высшего начальника должно быть: благородство характера и возвышенность души, терпимость, воздержанность и способность уживаться с людьми"
  

(Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела. - Киев, 1909)

  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  -- При ухаживании помогают и слезы -- слезами ты размягчишь хоть алмаз! По возможности, старайся, чтобы красавица видела твои мокрые от слез щеки. Если не будет слез -- не всегда же они являются вовремя,-- намочи кончики пальцев и приложи к глазам.
  -- Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.
  -- Всякий влюбленный -- солдат, и есть у Купидона свой (военный) лагерь.
  -- Страж жены -- добродетель. Добродетельная только та, которую не принуждает страх, а кто верна из боязни, совсем не верна.
  -- Кротость людям к лицу, гнев подобает зверям.
  -- Как хрупкий лед проходит гнев, если переждать.
  -- Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное.
  -- Мы плохо верим тому, чему неприятно поверить.
  -- Остерегайтесь чьи-либо пороки приписывать всему миру.
  -- На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.
  -- Зависть терзает и сама терзается.
  -- Потерпевший кораблекрушение и тихой воды боится.
  -- Сберечь приобретенное -- не меньшее искусство, чем его приобрести.
  

Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. -- ок. 18 г. н. э.)

   Справка:
  
  -- Род Овидию его издавна принадлежал к всадническому сословию; отец поэта был человеком состоятельным и дал своим сыновьям блестящее образование.
  -- Следуя воле отца, Овидий поступил на государственную службу, но, прошедши лишь несколько низших должностей, отказался от неё, предпочитая всему занятия поэзией.
  -- Дополнив своё образование путешествием в Афины, Малую Азию и Сицилию и выступив на литературном поприще, Овидий сразу был замечен публикой и снискал дружбу выдающихся поэтов, например Горация и Проперция. Сам Овидий сожалел, что ранняя смерть Тибулла помешала развитию между ними близких отношений и что Вергилия (который не жил в Риме) ему удалось только видеть.
  -- Резонанс вызвало произведение поэта, где главные "Любовная наука" и "Наука любви".
  
   Крылатые фразы Овидия:
  
  -- Casta est quam nemo rogavit -- "Целомудренна та, которой никто не домогался"
  -- Fas est et ab hoste doceri -- "Учиться нужно всегда, даже у врага"

   Крылатая фраза немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483--1546), в работе "О порабощенной воле":
  
   Он написал: "Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть".
  
   Смысл выражения: истина -- это высшая, абсолютная ценность, а авторитет -- это не аргумент.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011