ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Декларация достоинства

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


9 - Практическая книга для будущего офицера


Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит Бога, дающего всем просто и без упреков - и дастся ему.

Собрание послания Св. Ап. Иакова, гл. 1, с. 5.

ДЕКЛАРАЦИЯ ДОСТОИНСТВА

********************************************

Случай в кавалергардском полку

   . . . В 1813 году, вскоре после Кульмского сражения, на одном из переходов цесаревич Константин нагнал колонну кавалергардов и увидел, что полковник В. Каблуков едет в строю вопреки уставу в фуражке, а не в каске.
   Возмущенный брат императора подскакал к Каблукову, сорвал фуражку и, наговорив резкостей, двинулся дальше. А между тем полковнику, раненому под Аустерлицем тремя сабельными ударами в голову и двумя штыками в бок, приказом по полку разрешалось носить в строю фуражку. Однополчане знали об этом, а брат императора не удосужился узнать о причине нарушения формы одежды.
   Вечером на бивуаке Каблуков объявил однополчанам, что собирается подать рапорт об отставке. Все офицеры, возмущенные выходкой цесаревича, в солидарность с офицером также подали рапорта. К ним присоединился и командир полка Депрерадович и шеф кавалергардов Уваров. Это известие дошло до Александра I.
   Через несколько дней цесаревич проводил смотр в полку. После многочисленных проверок, Константин собрал офицеров и сказал, что считает себя виновным в нанесении обиды "полковнику и доблестному кавалеру Каблукову, признав, что всему виной его чрезмерная горячность, просил извинить его и забыть сей прискорбный случай. "А если, - добавил Константин Павлович, - кто-нибудь из офицеров останется этим недоволен, то я согласен дать каждому личную сатисфакцию".
   От имени полка Каблуков ответил, что кавалергарды вполне удовлетворены и со своей стороны просят забыть это происшествие. . .
  
   Конечно, победителем из этого конфликта вышел не только Каблуков, а, говоря современным языком, весь офицерский коллектив, ставший на пути грубости. Хотя солидарность офицеров, вставших на защиту оскорбленного офицера, вызывает уважение, тем не менее, можно с полной уверенностью сказать, что каждый из них поступил бы точно также, как это сделал оскорбленный полковник.
  
   Что побуждало их поступать таким образом?
   Прежде всего, понятие чести и личного достоинства: их они ставили превыше всего и не могли допустить попрания достоинства человека и офицера от любого, даже такого могущественного человека, каким был цесаревич Константин.

*

   Нет особой нужды доказывать тезис о том, что по сравнению с русскими офицерами (особенно петровской и екатерининской эпохи) и современными существует большая разница в духовном плане, явно не в пользу современных.
  
   Немало статей посвящено этой теме.
   Мы многое потеряли в облике офицера! Даже выражения: "Даю слово офицера", "Клянусь честью" - ушли из нашей речи, превратились в анахронизм, могущий вызвать разве что недоуменную улыбку на лице лейтенанта... Дать слово и не сдержать его, заверить в чем-либо и не сделать - чуть ли не в порядке вещей. Если в старом русском флоте даже полуминутное опоздание офицера на вахту считалось недостойным его звания, то теперь и полчаса опоздания у многих не вызывают угрызения совести.
  
   Может быть, не стоит возрождать былую честь?
   Не следует ратовать о достоинстве личности?
  
   Может быть, послушать былые россказни о том, что "плетью обуха не переломишь"?
   Или прислушаться к "мудрому" совету: "не высовывайся", живи по принципу "моя хата с края...?"
  
   Любители давать такие советы, или по недоумению, а может быть сознательно хотели бы видеть в офицерах людей не умеющих противиться хамству и грубости старшего. Человек, поджавший, как говорится, хвост от одного только грозного взгляда или зычного окрика, жалок, беспомощен, не достоин высокого звания Человек.
  
   М. Горький в своей "Песне о соколе" рассказывает о жизни двух живых существ:
  
   - уж, пребывающем в дремотном состоянии, довольствуясь теплом и сыростью;
   - сокол, который рвется ввысь и не может смириться даже с мыслью о жалком существовании.
  
   Эти два литературных персонажа как нельзя лучше показывают нам и два типа людей: приспособленцев, которые могут пожертвовать даже своим достоинством человека ради материальных или иных выгод; людей, которые ни при каких обстоятельством не пожертвуют человеческим достоинством.
  
   Лучше разобраться в важности упрочения достоинства человека помогут нам мысли людей выдающихся.
  

Что говорят о достоинстве личности

мудрые люди

  -- Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какого-нибудь силы, какого-нибудь достоинства (В. Белинский).
  --
  -- Уметь переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства (Г. Винклер).
  --
  -- Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство (Л. Вовенарг).
  --
  -- Кто уважает себя - внушает почтение другим (Л. Вовенарг).
  --
  -- Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших - чтобы вовсе о себе не говорить (Ф. Вольтер).
  --
  -- Счастлив тот, кто быть сами собою может (Ф. Гагедорн).
  --
  -- Вера в себя есть нечто прекрасное, ибо это признак человека, сознающего свои способности (Т. Гоббс).
  --
  -- Уважение других дает повод к уважению самого себя (Р. Декарт).
  --
  -- Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В. Ключевский).
  --
  -- Гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости -униженность (З. Красиньский).
  --
  -- Признак истинного достоинства человека в том, что даже его завистники вынуждены его хвалить (Ф. Ларошфуко).
  --
  -- От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько их от излишнего к себе уважения (М. Монтень).
  --
  -- Кто сам говорит о своих достоинства, тот смешон, но кто не сознает их -глуп (Ф. Честерфилд).
  --
  -- Не жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, - все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет истинную собственность - свое человеческое достоинство (Эпиктет).
  
   ЗАПОМНИТЕ
  
   Человек должен уважать в себе то, что возвышает его над всеми прочими живыми существами. Без самоуважения не может быть уважения других людей. Унижение не достойно человека.
  

Достоинства человека

   Достоинство - это нечто ценное, присущее человеку и являющееся его неотъемлемой частью.
  
   Достоинство человека определяется, в конечном счете, не его материальными возможностями, не тем обладанием, которое составляет его обиход (дом, машина, мебель и т. п.), не теми отношениями в обществе, его статусом, общественным или служебным положением, а тем, что составляет его внутреннее естество: самосознание, ум, характер, задатки и способности, степень духовности, уровень интеллектуального развития и профессионального мастерства.
  
   Другую составляющую достоинства человека составляют: родственные и национальные связи и отношения, состояние здоровья, т. е. то, что определяется, главным образом, генетическими факторами. Но все это - всего лишь питательная почва для развития индивидуальных дарований. И, именно, индивидуальные дарования, а, если быть более точным, индивидуальные приобретения, - составляют главное достоинство человека.
  
   К примеру, можно происходить от благородных и в высшей степени одаренных родителей, но не обладать такими же качествами и свойствами. Можно получить рождение от ничем не приметных родителей, но развить собственные дарования до наивысшей степени (М. Ломоносов). Деньги, роскошь - не показатель достоинства личности, если они не получены посредством раскрытия личных дарований человека, а стали предметом обладания по наследству, вследствие махинации или преступления.
  
  
   ЗАПОМНИТЕ
  
   "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадет; но собирайте себе сокровища на небе... Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". (Матф. 6-19-21).
  
  
   Каждый человек, в силу того, что выступает в нескольких ролях, должен знать, что ему следует оберегать как человеку, чтобы не обратиться в раба, как представителю определенной нации и государства (чтобы не стать "Иваном, не помнящим родства", как члену семьи (семейные достоинства и ценности), как представителю определенного пола (мужское достоинство), профессии (профессиональное достоинство) и как индивидуальности (личное достоинство).
  
   Понимая, как широк спектр изложенного, раскроем кратко те виды достоинств, о которых сказано выше.

*

   Человек, являясь существом разумным, согласно его предначертанию в жизни, должен всячески отстаивать свое право жизнь свободно и независимо, не подвергаясь эксплуатации, гонению.
  
   Всякие попытки сбить людей в стадо, превратить в рабочий скот, вытравить чувство собственного достоинства - это покушение на достоинство человеческого звания. К таким же действиям можно отнести любые попытки оболванивая, зомбирования, жесткого диктата, исходящего как от органов власти, так и со стороны разного рода сект, политических партий или иных организаций.
  
   В конце статьи мы приводим извлечения из работы Д. Макдауэлла и Д. Стюарта "Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей" (1994 г. ).

*

Декларация достоинства русского человека

   Каждый народ имеет свою писанную или устную декларацию достоинства. В этой декларации он формулирует свое отношение к основным жизненных ценностям и идеалам, свое понимание жизни, закрепляет все то ценное, что было накоплено веками.
  
   Наиболее полно этот свод правил и идей может быть представлен в народном творчестве - пословицах, поговорках, преданиях, поверьях и т. п.
  
   Нравы и обыкновения, к коим приноровился и приобвык какой-либо народ, постоянно господствует над мыслями и действиями этого по силе привычки и по праву давности.
   Пословицы, как общий язык, выражают или то, что существует, например, обычаи и нравы, или то, чему должно быть: нравоучения или нравственность.
  
   Обратимся к русским пословицам и поговоркам, чтобы познать то, что во все века ценили русские люди.
  
  
  

Почтение к старшим.

   Подобно многим из восточных народов, отличительной чертой нравов и обычаев в предках наших и среди язычества было почтение к старейшим, которое утверждало благоустройство семейное и общественное; оно признавалось главным правилом нравственности народной политики государственной и в христианстве, подтвердившем старобытное заведение.
  
   Старших, - говаривали, - и в Орде почитают.
  
   Летописи наши исполнены умилительными и назидательными примерами сей патриархальной добродетели, зиждительницы и блюстительницы русского государства.
  
   "Старыя чти, яко отца, - учит Владимир Мономах,- а молодые, яко братью".
  
   Псковский князь Довмонт, ободряя малую дружину свою против многочисленного врага, вел ее к победе следующими словами: "Братья, мужи псковичи! Кто стар, тот отец, кто молод, тот брат". Подлинно, что единоземцы душами соединены, там старшими отцы, а младшими братья.
  

Уважение власти.

   С благочестием к вере и с почтением к старшинству соединялась и покорность в русских к начальству, как власти, от Бога поставленной.
   После уничтожения удельной системы, новгородской и псковской старины, и по водворении единодержавия в России, когда на Московщине стали говорить подданные, что они душою Божии, а телом княжии, тогда вошло в обычай, при подавании боярами царю просьбы или совета, приговаривать: " А всего свыше, Государь, ведает Бог да Ты, как тебе Бог на сердце положит".
  
   И царь ответствовал посетителям: "Если будет Богу угодно", или "Если Бог велит, я это сделаю". О мнении народном, что сердце царево в руце Божией, свидетельствует старая поговорка: Про то ведает Бог да царь.
  
   Слова Феофана Прокоповича, что "вожделенно всем видеть лице царское", оправдывается благоговейным в народе обычаем: видеть светлые царские очи.
   Особенно для сего собирался народ в день Семеона-летопроводца, в Москве на большую Ивановскую площадь, где царь, по древнему обычаю, сидя на престоле в царской одежде, принимал благословение от митрополита или патриарха и приветствие от подданных, тогда еще именовавших себя рабами.
   В I698 году, с I сентября, Петр I в последний раз исполнил сие древнее заведение в Москве, начав с I700 года по иностранным обычаям праздновать начало нового года с января месяца.
  

Муж и жена в семье

  
   Как в соединении семейств, составляющих государство, так ив каждом семействе природою и законом поставлен отец оного.
  
   Старинными пословицами изображается власть домовладыки:
  
   В доме нет хозяина больше; попечительность его: Добрая голова сто голов кормит; наслаждение его: Хозяин в дому, как Авраам в раю; обилие и довольство у него: Дом как полная чаша. Но и трудности вести порядок и водворить благодеяние в доме выражаются пословицами: Дом - яма: стой прямо; Горе тому, кто непорядком живет в дому; Домом жить - не разиня рот ходить.
  
   Владимир Мономах в своем "Поучении" дает детям о хозяйстве следующий совет: "В дому своем не ленитеся, но все видите, не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящие к вам и дому вашему и обеду вашему".
  
   Домашнее устройство наделяло хозяина спорыньею, которая почиталась выше богатства; оно требовало его присмотра: Хозяйских глаз - смотрок, а не свой глазок не любый кус.
  
   Труды хозяина разделяет и хозяйка; он домовник, она домовница; от хозяина, по пословице, должно пахнуть ветром, от хозяйки - дымом, то есть он вне дома приобретает, она приобретенное хранит и в пользу употребляет. Иначе: Не столько муж мешком, сколько жена горшком вытащат из дому, то есть не столько муж, сколько жена может разорить дом. Также: Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.
  
   Брак в старину у нас считался не одним договором, как по естественному праву, но основанием общественного благоустройства, законом, судом Божиим и священным вечным союзом, который связывали сила веры и цель природы. Муж величаем был главою, а жена - душою.
  
   Нравы и обычаи предков служили мерою счастия и залогом твердости сих союзов; ибо старинные мужья, полагая, что воля добру жену портит, не давали воли женам. Владимир Мономах советует детям своим: "Жен любить, но воли им не давать над собою".
  
   И жребий, и имущество почитались общими у жены с мужем, как велось у германцев что и оправдывается старинною их пословицей, мол, муж и жена одно тело, а по простому русскому выражению: Муж и жена - одна душа. Согласие и любовь, лад, почитались залогом семейного благоденствия, выше самого богатства: Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад. О несогласии же супружеском говорили: Коли пойдет вкось да вкривь, так дело и брось.
  
   По старинным обычаям и законам жена, убившая своего мужа, живая зарывалась в землю по самые плечи и так оканчивала жизнь свою.
  
   Майерберг был очевидным свидетелем этой казни в Москве. Хотя царь Федор Алексеевич в I679 году и запретил закапывание в землю жен за убийство своих мужей, однако Бруин при Петре I видел в Москве в I702 году такую казнь, какая была в Енисейске и при Анне Иоанновне.
  
   От этого, вероятно, и сравнение, обратившееся в поговорку: Как вкопанная. "По старинному судебному обычаю, - свидетельствует очевидец Петрей, - нарушитель святости супружеского ложа повинен был платить такую сумму денег, какую законный муж потребует, и сверх того, должен быть провожен ударами плети от дверей приказа до опозоренного им дома; а преступная жена подвергалась, в присутствии родных, телесному наказанию и (что бывало у древних германцев) острижению волос на голове и заключалась в монастырь: тогда ее мужу дозволялось взять себе другую жену".
  
   Столь сильные и жестокие средства употребляли предки наши, подобно византийцам, для врачевания распутства, нарушающего частное и общее благо. Слово рогоносец, как выше замечено, взято от иностранцев; о нем русские говорили, по свидетельству Коллинса, что он валяется под лавкою. Но все это старина, а старина, по давней пословице, что диво!
  

Женихи и невесты

  
   Супружество старинное заключалось не по одному влечению страсти юноши, но по благословению родителей, которые, сами выбирая из доброго, приятельского семейства сыну невесту, а дочерни жениха, обращали старинное дружество в семейство и родство.
  
   Жених и невеста до брака не видели друг друга.
   Старая пословица учила: Первую дочь бери по отцу и матери, а вторую по сестре, - то есть, глядя на то, как отец и мать живут или как выданная замуж дочь их.
  
   Выбирай жену не глазами, но ушами, то есть не смотри на одни внешние красы, а на доброе о ней мнение. Родители, которые берегли дочь до венца, передавали власть свою мужу ее, который должен был беречь ее до конца.
  
   По старинному заведению, которое ныне сохранилось более между людьми старинного века, девицы под надзором родителей жили в уединении, редко показывались и в церквах, занимаясь дома рукоделиями и приучаясь к хозяйству, как основанию семейного благосостояния. Мать с дочерьми не только у бояр, но и у царя, хотя и не ходили на реку мыть белье, подобно гомеровым царевнам, но в теремах своих пряли и ткали холст на рубашки мужьям и вышивали золотом, серебром. . . <""">
  
   Старинные обычаи предписывали девицам затворничество в теремах, что видно из следующих пословиц:
  
   Держи деньги в темноте, а девку в тесноте.
   Всяк бы про девушку слышал, да не всяк бы ее видел.
   В клетках птицы, а в тереме девицы. <""">
  

Родители и дети

  
   Дети от доброго сердца верили, что покорность судьбе и воле родительской благословляется милостию Божией; уважение к святости закона часто заменялось любовью, которая приобреталась и упрочивалась временем, скреплялась залогами супружеского сожития. Невольники бывают счастливы, гласит пословица о тех, которые волю свою предают воле Божьей и родительской. С такою преданностью терпели жены и суровость мужей своих, побеждая ее кротостью - вернейшим оружием, каким природа снабдила женщину.
  
   О неравенстве лет при бракосочетании жениха и невесты говорит пословица: Невеста родится, а жених на конь садится; она напоминает древний языческий обычай сажания на коня, как бы татарское посвящение в рыцари: что делалось во младенчестве от двух до семи лет с пострижением власов; причем, как и при крещении, бывали знатные люди восприемниками. Такой обряд, означавший вступление младенцев в бытие граждан, известен был не только в России, но и в других землях славянских.
  
   Татищев уверяет, что сие пострижение на его памяти совершалось между знатными особами и что младенцы переходили тогда из рук женских в мужские. Подобное обыкновение сохранилось у казаков, у которых, по истечении сорока дней и после очистительной молитвы рожениц, отец подстригал младенцу волосы кругом, и сажал на лошадь, и поздравлял мать с казаком. Когда же у младенца прорезывались зубы, тогда отец и мать возили его на коне в церковь служить молебен Св. Иоанну - воину о том, чтобы младенец был храбрым казаком.
  
   Не утонченные правила нравственного любомудрия, но святая вера и внутреннее ощущение справедливости, перешедшее в общее мнение, были у предков наших основою любви родителей к детям и непреложного, пожизненного повиновения детей родителям как источника семейного общественного блага, и соединялись с уверенностью:
  
   Кто родителей почитает, тот навеки не погибает.
   Родительское благословение на воде не потонет, на огне не горит.
   Материна молитва со дна моря вынимает.
  
   Преподобный Нестор говорит о Святославе Игоревиче, что "он не послушав матери, творяша норовы поганские, не ведый: аще кто матери не послушает, в беду впадет".
  
   Русский народ согласно с учением Священного Писания верит:
   Отцовская клятва сушит, а материнская коренит.
  
   Хотя в старину у нас отцы и не имели права троекратно продавать детей своих, как бывало в державном Риме и как доныне ведется в Китае, где понятия о власти родительской сильнее самого закона, однако ж при воспитании детей старинные родители крепко держались правила: Где страх, тут и благочестие, - прежде времени не давали им воли, ведая не из умозрения, но из опыта, что: Воля заносит в неволю. В старину была пословица, ныне почти выведенная из употребления новыми способами воспитания, заимствованная от иноземцев: Ненаказанный сын - бесчестие отцу,- пословица, по-видимому, противная духу нашего века и русской системе воспитания, потворствующая страстям, но согласная с наставлениями Иисуса сына Сирахова: "Любяй сына своего оучастит ему раны, да возвеселится в последняя своя".
  
   Какие видели мы благотворные следствия строгости воспитания юношества в Риме, когда свято и нерушимо хранились уставы предков, подобно огню неугасаемому Весты, так же замечаем и в своем отечестве, когда выше приведенные нами пословицы, суровые, впрочем, для нашего века, служили непреложными правилами в семейной жизни, которая есть рассадник общественных добродетелей.
  

Дружба с соседями

  
   "Будь к соседям добр, - пишет Катон ,- если станешь жить с ними в ладу, то скорее сбудешь с рук избытки свои; в нужде они тебе помогут, чем могут".
  
   Таких правил держались и предки наши, дорожа добрым соседством: Не купи себе дом, говаривали они пословицей, да купи соседа. Водя между собою хлеб-соль, как взаимное дело, пособляя один другому не службу, а в дружбу и наслаждаясь взаимною доверенностью и доброхотством, они любили жить с соседями душа в душу, так, чтобы был двор обо двор и калитка на двор.
   После того, как царь Алексей Михайлович, оставив поземельную, установил подворную подать, положив сбор с ворот, тогда близкие дворами и душами соседи бедные делали у двух и трех домов одни ворота, за кои платили подать в складчину.
  
   В числе хороших свойств граждан было то, что он добрый сосед. На свидетельстве соседнего околотка основывался употребительный в судебных исследованиях повальный обыск. <""">
  

Гостеприимство русских

  
   У греков соль была священным залогом гостеприимства, так же, как хлеб-соль у славяно-руссов и теперь у словаков, искони славящихся сею патриархальною добродетелью, о коей напоминает и самое имя Радигаста-божества оботритов, моравцев и других славянских племен; ему некогда принесена была в жертву голова епископа Мекленбургского Иоанна, покушавшегося обратить славян-язычников в христианство.
  
   У восточных жителей соль (Завет соли вечной ) была знамением нерушимой верности и твердости союза не только между господином и слугами, но и между хозяином и гостями или странниками, которые разделяли с ними трапезу в силу священного устава гостеприимства. Так, правители областей заевфратских писали к Артаксерксу: "Мы помним соль, которую вкушали в чертогах твоих ".
  
   Арабские разбойники в знак присяги ели хлеб с солью.
   Гельмольд описывает гостеприимство оборитских славян словами епископа Геролда, который уверяет, "что он и опытом изведал справедливость слуха, что нет народа гостеприимнее, как славяне, которые к принятию странных столь готовы все единодушно, что не надобно и просить у них приема; ибо что они не добывают земледелием, рыболовством и звероловством, все расточают на угощение странных. Такая щедрость доводит их до крайности воровать и разбойничать. По их закону: Что ночью добудешь, то наутро разделишь странникам.
  
   Сие подтверждается и Маврикием. Гванини свидетельствует, что псковичи при вступлении москвичей в Псков каждый пред своим домом поставил на столах хлеб-соль: ибо в Москве хлебом означалась ласка, а солью - милость. Они тем умилостивили грозного Иоанна, который уничтожил псковскую старину.
  
   Кнапский , что "хлеб у русских служит символом дружбы: "Прошу хлеба (соли) кушать"; "Я у него хлеб ел", - слова сии у разбойников в России свято хранятся, ибо они тех оставляют невредимыми, у кого хлеб-соль ели".
  
   Хлебосольство у русских связывало и поддерживало между соотечественниками, соседями и родными совет и любовь:
   Хлеб-соль - взаимное, отплатное дело.
   Хлеб-соль не бранить.
   Кинь калач (хлеб-соль) на лес, пойдешь - найдешь.
  
   Основывалось же хлебосольство не на похлебстве и пристрастии, а на общении душевном и прямодушии, так что;
   Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
   Хлеб-соль ешь, а правду режь.
  
   Так как признательность предполагает в человеке чувствительность, праводушие и честность, посему она и поставляется выше благотворения: Спасибо тому, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хлеб- соль помнит.
  
   Хлебосольством славились и даже доныне славятся не только в частных домах, но и во многих святых обителях: в одних охотно принимались и угощались приезжие, а в других давалась пища и пристанище странникам, особливо в праздники. В "Стоглаве" о Троицкой Лавре сказано, что в ней "гости беспрестанные день и ночь". От сего то человеколюбивого и благочестивого обычая произошла доселе сбыточная только в нашем отечестве поговорка: На Руси еще от голода никто не умирал, - в том смысле, что и беднейший всегда получал посильную помощь от бедного и богатого, разделяя скудную пищу первого и питаясь от избытков последнего.
  
   Доброхотство соотчичей совокупными силами помогало убогому, так что с миру по нитке - голому рубаха. И теперь еще поселяне, живущие вдали от столиц, за грех себе считают брать деньги с прохожих и проезжих за хлеб, соль и постой, вменяя себе в обязанность угостить странника, чем Бог послал, или чем богаты, тем и рады; ибо, по их мнению: Кто за хлеб-соль и ночлег берет со странника, у того спорыньи в доме не будет.
  
   Владимир Мономах учит детей своих:" И боле же чтите гость, откуда же к вам придет, или прост, или добр, или сол (посол), аще не можете даром,- брашном и питьем; ти бо мимоходячи прославят человека по всем землям любо добрым, любо злым". <""">
  

Добродетели русских людей

  
   Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы, гласит пословица русская, полагающая твердою основой законам нравы; доброта и чистота оных вместе с благоговением к вере питают тот дух порядка и подчиненности, который упрочивает общественное и семейное благоденствие теснейшим соединением одного с другим. У древних римлян добрые нравы и уставы предков служили источниками законов; между прочими добродетелями обожая честь, они почитали ее знамением нравственности бытия народа и союзницею добродетели.
  
   Источником честности в словах и делах является честь как сродное человеку стремление удерживать за собою нравственное свое достоинство: она может быть внешнею и внутреннею, частною и общею.
   По различным отношениям человека, с нею соединяются различные понятия: честь у воинственного народа заключается в славе, а у торгового в доверенности; честь мужчины в мужестве, а женщины в целомудрии. Какие по времени, месту и лицам значения соединяли русские с этим словом, столь могущественным, - они скажут нам своими словами.
  
   Почитая доброе имя главным отличием жизни человеческой, предки наши говаривали: Береги честь смолоду, а здоровье под старость. "Новгородская честь" и "новгородская душа", так равно "псковское крепкое слово" заменяли клятву и обратились в поговорку. Сколько у предков наших уважалось честное слово, как залог доброй совести, то известно из преданий, грамот, летописей, законов и следующих пословиц:
   Слово - закон.
   До слова крепись, а давши слово, держись.
  
   Употребительное, вместо уверения и божбы, речение: Право велико слово, было древнею формулой при решении тяжб и споров. Еще при царе Алексее Михайловиче писалось в записях или заключаемых договорах: "А кто не устоит, тому да будет стыдно", или "А буде я не сдержу своего слова, да будет мне стыдно".
  
   У германцев, как видно из швабского и саксонского уложений, тот признаваем был без чести, кто не носил л оружия и не ходил на войну. Также у древних русских честь принималась в смысле военной славы, заслуги и благородства. В Пскове на мече, лежащем на гробнице Гавриила, начертано: Чести своей никому не отдам". Издревле русские, добывая славу оружием, утверждали, что:
   За честь голова гинет.
   Честь и слава законно воюющим.
  
   Буй-тур Всеволод в "Игоревой песне" говорит о курчанах, что они "ищут себе чти (чести), а князю славы". Так как честь была для них выше всего, то они предпочитали смерть бесчестию: "Не посрамим земле Русские, - взывает Святослав к дружине своей, - но ляжем костьми: мертвые бо срама не имам" (то есть: Мертвые срама не имут). Подобно ему и псковичи говорили в отчаянной битве с немцами: "Не посрамим отец своих и дедов! Потягнем!"
  
   Отеческое правление государей наших, опираясь на праотеческих правилах, держало государство грозно, чисто и честно, то есть крепко, ненарушимо, уважительно, ибо они думали, подобно старинным немецким законодателям: Что грозно, то и честно. В договорах и присягах отчины великого князя Московского Новгород и Псков обещались держать его имя по старине грозно и честно, он держати их во чти (чести), а не в сороме.
   С единодержавия в России честь подданных заключалась в царе как блюстителе оной. Когда турки требовали у Петра I выдачи князя Д. Кантемира, царь ответствовал: "Потерянное оружием - оружием и возвращается, но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести то же, что не быть государем".
  
   С уничтожением судебных поединков, бесчестия, присуждаемого законом, и вместе с заменением раба верноподданным родились в России поединки своеуправные в защиту чести, коих вредное и законопротивное понятие перешло из Франции в ХУIII веке.
  
   Хотя честь ум рождает, но почести недостаточны без приличного содержания: Что наша и честь, коли нечего есть?
  
   Впрочем, сия пословица как исключение не отвергает общего мнения народа о чести в смысле добросовестности, доброго имени, славы и заслуги; ибо честь, по другой пословице, лучше богатства, а чести утрата - большая беда, и честное убожество легче стыда.
  
   Все достойное уважения и драгоценное называлось честным: например, честные родители, честный человек, честная девица; отсюда и честность принимается за нравственное отличие жизни семейной и гражданской. Такова старинная честь, личная и общественная!
  
   Сие слово, происходящее от глаголов "чтить" и "честить", означает также и угощение как почесть, что видно из следующих народных мнений:
   Честь приложена (гостю), а от убытку Бог избавил.
   Честь честью, а дело делом.
  
   Летописец наш, изображая угощение, сделанное Батыем князю галицкому Даниилу, говорит пословицей: "Злее зла честь татарская!"
  
   Если честь влечет нас к величию, благородству, самоуважению и добросовестности, то она должна быть неразлучна от почтения к святыне, родству, старшинству и начальству; такое почтение основывалось на древнем обычае праотеческом и вместе на учении святой веры, как выше мы заметили; и что устроилось внушением природы, то введено в обычай употреблением, укреплено законом и освящено давностию.
  
   Начатое правлением довершается верой и просвещением, кои одни могут водворить взаимную доверенность между согражданами - утвердить добросовестность и вести к изящному соединению истины с благом в жизни гражданской и семейной.
  
   Угрозою совести и общего мнения у русских бывал стыд, который ставился выше казни и принимаем был не только в смысле срама и бесчестия, но и добросовестности и целомудрия; ибо:
   В ком есть стыд, в том и совесть.
   В том и Бог, в ком есть стыд.
   Но:
   В ком ни стыда ни совести.
   Кто ни Бога не боится, ни людей не стыдится, - тот считался пропащим человеком.
  
   Бесстыдство как презрительное бесчестие изображается также в следующих пословицах:
   Стыд не дым, глаз не выест.
   Убей (отними) Бог стыд, все пойдет хорошо.
   Стыд под каблук, а совесть под подошву.
  
   Как некогда у древних римлян стыд употреблялся в значении наказания и признания в вине, так у русских страх стыда действовал над простыми и добрыми сердцами сильнее, чем страх наказания; почему и называют они стыд смертию; ибо остыдить и осрамить человека в дурном деле пред добрыми людьми то же, по мнению русского народа, что голову снять.
  
   Подобно русским, у немцев издревле вкоренилось понятие о чести и бесчести, и тот почитался несчастным, кто наказан был лишением чести, так что древние законоположения различных германских народов и права обычаев в средние времена доказывают справедливость старой немецкой пословицы: Лучше десятерым оставить честь, нежели одного обесчестить, ошельмовать. Петр I постановил законом "шельмовать". С его времени немецкое слово "шельма", обратившееся в брань, получило права гражданства в русском слове.
  
   Стыд и стыдливость вмесите с смирением почитались драгоценным украшением юношества обоего пола и душою супружеской жизни:
   Смиренье девичье ожерелье.
   Смиренье молодцы ожерелье.
  
   Выше мы заметили, что уставы предков и затворы теремов охраняли стыд девичий, который, про старинному предубеждению, был до порога. Гербенштейн в ХVI веке уверяет, будто у предков наших "вся честь женщины, особливо девицы, поставлялась в том, чтобы им не быть видимыми от посторонних людей и что женщина или девица невозвратно теряла доброе имя, если ее видел какой-нибудь посторонний мужчина, кроме отца и матери да близких родных".
  
   Обычай и суеверное мнение, что лихой нечистый глаз может изурочить, сглазить красных девиц, держали их, подобно сокровищам в таинственном уединении и произвели пословицы: Видна девка медяна, а не видна золотая.
  
   За тремя, как говорится, порогами живши, девицы из терема своего через церковь переходили в дом мужа, избранного волею Божьей и родительскою - на всю его волю. Таковы были нравы до ХУII века, когда власть мужа над женою отчасти соответствовала власти царя над подданными и утверждалась уставами церкви, например, Потребником: "Жену свою люби и наказывай почасту, аще ли не слушати начнет, и ты железом наказывай полегку".
   <""">
   Нарушение ж женского стыда и целомудрия считалось величайшим преступлением, позором и соромом.
   Рязанская княгиня Евпраксия, по убиении супруга своего Батыем, "зразилась" (убилась), свергнувшись с высокого терема для избежания насилия варвара, ею плененного.
   Владимирская княгиня Агафия с дочерью предпочли лучше сгореть в успенском соборе, нежели предать себя на поругание татар. И в I8I2 году две дочери священника Марка в Москве бросились в реку от преследования врагов, покушавшихся на их честь и непорочность. <""">
  

Миролюбие русских

  
   Сколько от положения, столько и от характера русских, в них мало заметно той мстительности, какая видна в других славянских племенах, вероятно, заимствовавших сие свойство от соседей своих; у нас нет пословицы, сходной с морлацкой: "Кто себя не отмстит, тот не посвятится".
  
   Русские, напротив того, говорят:
   Худой мир лучше доброй брани.
   Брань славна лучше мира студна.
  
   Они означают одною пословицей свое миролюбие, а другою - дух воинственный и любовь к славе: Дружбу помни, а зло забывай. Сходная у русских с поляками и другими славянскими племенами поговорка: Как камень в воду - прежде означала забвение гнева и вражды, а теперь принимается в смысле невозвратимой утраты, например, пропал, как будто камень в воду бросил.
  
   В древности это слово было торжественною формулой при заключении мира, означая, что "как камень исчезает из вида, погружаясь на дно реки, так да исчезнет всякая тяжкая вражда, виновница неприязненных действий", - или, как говорят наши простолюдины при заключении мировой: Быть так: все бесы в воду, да и пузырек вверх! С прекращением сего обычая слово получило другой смысл.
  
   В римско-католической церкви обрядами издавна был известен камень мира. И древние римляне при договорах клялись, держа камень в руке, и бросали оный, убив свинью со следующим заклинанием: "Если заведомо обманываю: то, как я кидаю сей камень, так пусть выкинет меня Юпитер (Светодавец) из всего города, крепости, и лишит меня имущества!"
  
   Мимоходом заметим здесь, что по древнему Требнику, скляница, из коей по чиноположению вкушали брачующиеся, должна быть разбита и погружена с камнем в воду. Основываясь на словах Святого Евангелия, еретиков и богоотступников бросали с камнем в воду, чему в ХII веке подвергся Федор Ростовский. <""">
   Бросить камень в воду, значит также сделать затруднение, препятствие.
  
   При забвении зла русский любит хранить воспоминания о доброй старине своей и неохотно принимает новизны, в коих его пословица подозревает кривизны.
  

Простота нравов

  
   Замечаемая в житье-бытье в нравах простота в старину и даже в новейшие времена у русских, особливо между простолюдинами, смежена с добротою, умеренностью, но неразлучна также и с грубостью, под обликом коей иногда являются нам добродетели и мнения народные, выражаемые пословицами.
  
   При удалении себя от прихотей и причуд роскоши опростание сердца от лукавства и крамольных страстей, чистота совести и нравов есть истая русская простота, прекрасная и под серым кафтаном, любезная и под соломенною кровлею убогой хижины, нередко достойной сожития ангелов, по пословице: Где просто, там ангелов со сто, а где хитро, там ни одного.
  
   "В простоте сердца, - как говаривал Платон ,- Бог опочивает". Простота принимается в смысле чистоты - половины спасения, - которая, по пословице, человека к Богу приводит.
  
   Та и другая, водворяя в сердце покой, а в семье совет и любовь, наделяли благоденствием и долговечностью, потому что: Кто живет просто, тот проживет лет со сто. Простота в смысле оплошности хуже воровства; однако ж и на всякого мудреца живет довольно простоты.
  
   При сангвинически-холерическом темпераменте с примесью меланхолического, какой замечается у большей части русских, они имеют немало потребностей, и те умерены и без причуд; малым довольны в житье-бытье своем, так что, по их же слову, для счастия нужно только: Хлеба с душу (ибо душа всему мера), денег с нужу, платья с ношу; они любили жить в тесноте, да не в обиде, иметь избу не красну углами, да красну пирогами. По старинному поверью: Кто малым доволен, тот у Бога не забыт, - почему в народе ведется молитвенный приговор: Напитай, Господи, душу малым куском! <""">
  
   Умеренность в пище и простота в жилище соответствовали бережливости в одежде русских: прочной, покойной, нероскошной, единообразной и приличной климату. Они любили так носить, чтобы износу не было и чтобы из дедовского кафтана оставалось и внуку; не стыдясь починивать свое платье, оправдываясь тем, что царь-государь и городы платит, то есть починяет. О лишней трате на одежду говаривали: На брюхе шелк, а в брюхе щелк, - то есть щегольство ведет к голоду.
  
   Бережливость у них почиталась хозяйственною добродетелью, которая до веку кормит трудовыми деньгами. Хотя маленькая добычка, говорит русский народ, да большая бережь, потому что бережно - так недолжно.
  
   Сия добродетель основывалась на предусмотрительности, с какою берегли белую денежку, доставляемую черною работою, на черный день, то есть на нужду, на голод, на беду, родящую деньги, ибо по старинному расчету, денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
  
   Любимою поговоркой великого хозяина в нашем отечестве Петра I была: Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля. Условием же прочности и твердости приобретений поставлялась добросовестность с уверенностью, что одна трудовая, праведная денежка до веку живет, а неправедная прибыль - огонь; или: Иной продает с барышом, да ходит нагишом. <""">
  

Русский мужик в деле

  
   Старая русская пословица свидетельствует, что гром не грянет, мужик не перекрестится.
  
   Екатерина II, по опыту признав русский народ особенным в мире, сказала, что он одарен догадкою, которая, по его пословице, лучше разума. С этою догадкой он переимчив и до всего сам дойдет и на что не взглянет, того не сделает; но эта переимчивость подражательности близка к легкомысленности в некоторых классах народа, при коей он от одного берега отстанет, а к другому не пристанет.
   <""">
   Хитрость русских в торговых делах, особливо с иноземцами, издавна известна, как и пословица: Товар лицом продать.
  
   Петрей, согласно с другими иностранными путешественниками в Россию, говорит, что "русские в торговле хитры и мене весьма обманчивы, изворотливы и хитры; запрашивают более, нежели сколько стоит товар". Слова Петрея подтверждаются пословицами:
   Запрос в карман не лезет.
   Не покоря, ничего не купишь, а не похваля, ничего не продашь. <""">
  

Отношение к иноземцам и иноземному

  
   До ХVIII века русские черпали просвещение более в своем отечестве, нежели в чужих странах, неохотно принимая заморские обычаи и нравы из опасения, чтобы тем не нарушить отечественных уставов и преданий и не поколебать веры православной; кроме послов, купцов и странников к святым местам едва ли кто из русских ездил в чужие края, о коих гласит старинная народная пословица: Славны бубны за горами, а придут как лукошки.
  
   По свидетельству Барберини, один поляк спросил русского: "Почему соотечественники ваши не отсылают детей своих в чужие края, но держат их у себя дома в грубом невежестве, тогда как наши дети заимствую от других народов познания и общение с людьми?" - "Потому, - отвечал последний, - что наши дети родятся с тем, чего ваши, не имея дома, принуждены бывают искать в чужих краях".
  
   Здравый разум, опытность и сноровка в русских часто торжествовали над ученостью иностранцев, по собственному признанию и по многим примерам.
   <""">
  


Полезные советы

  
   Полагая основание благоденствия в покорности воли разуму, русские пословицы своей утверждали:
   Кто воли своей не переможет, тот и счастлив быть не может.
   Дай сердцу волю, заведет тебя в неволю.
  
   Хотя Божий промысел печется равно обо всех, но и человек не должен предаваться слепой беспечности, а беречь себя, ибо:
   Береженного и Бог бережет.
  
   Здоровью вредят страсти измождающие, каковы: зависть, злоба, печаль; от них остерегают нас и пословицы, показывая гибельные их действия:
   Тому тяжело, кто помнит злою.
   Завистливый сохнет и о том, когда видит счастье в ком.
   Кто завистлив, тот и обидлив.
   Печаль не уморит, а здоровье повредит.
  
   Обязанности любви к сочеловекам требуют от нас споспешествования их благосостоянию по мере сил своих словом и делом; ибо и сама природа влечет нас к человеколюбию, а пословица согласно с нравственным законом обязывает так жить, чтобы:
   Всем добро, никому не зло - то законное житье.
   Обязанности справедливости требуют благодарности и воздаяния от того,кто получает одолжения и благодеяния:
   Спасибо тому, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. <""">
  
   Крайность доброты есть вредное потворство и послабление порокам и преступлениям:
   Кто злым попускает, тот сам зло творит.
   Вора миловать - доброго погубить.
   Кто правды не скажет, тот многих свяжет.
  

Декларация личного достоинства человека

   В заключительной части статьи следует раскрыть те индивидуальные достояния человека, которые следует оберегать и не допускать покушения на них, как со стороны самой личности, так и со стороны других людей.
  
   Итак, человек должен:
  
  -- Тщательно оберегать дары Божии, свою индивидуальность, не соблазняться желанием "стать как все".
  -- Знать свое жизненное предназначение и не уклоняться от него, особенно с целью обогащения, тщеславия, гордости.
  -- Обуздывать свои плотские желания, низменные страсти и наклонности, не предаваться пресыщению; знать во всем меру, место и время.
  -- Деяниями своими преумножать достижения человеческой мысли, бережно относиться к опыту предков, их достижениями, извлекать полезные уроки из опыта прошлого и не допускать ошибок, сделанных ранее предшественниками и самим собою.
  -- Бережно относиться к родственным и национальным связям, не позволять им ослабевать и рваться; крепить взаимопонимание, мир, согласие, дружбу и любовь среди окружающих.
  -- Не позволять унижать или оскорблять себя, принижать значение личности.
  -- Не попадать в физическую от пищи, алкоголя, наркотиков и прочих средств, ослабляющих духовную силу человека, разрушающих гармонию человеческих сил и ведущих к деградации.
  -- Не позволять никому устанавливать над собой духовную власть, диктат, помня, что такой властью обладает лишь Бог.
  -- Не судить, не осуждать других, не будучи в состоянии этого делать в силу то ли духовной незрелости, либо в силу личного несовершенства, помня поучительный смысл притчи "О сучке и бревне".
  -- Не допускать поступков, позорящих звание Человека.
  -- Не совершать противоправных, преступных деяний, особенно против других людей.
  -- Не допускать действий и поступков, которые своим негативным примером разлагают младших или равных, ведут к пороку, уклонению от исполнения долга и обязанностей.
  -- Заботиться о родных и близких, делать все возможное для их благополучия, процветания и счастья.
  -- Защищать себя и окружающих от несправедливости, подлости, предательства, измены, коварства и расчета.
  -- Не поддаваться унынию, скорби, меланхолии. Всегда иметь Надежду, упование на помощь и поддержку Свыше.
  -- Не гордиться, не возноситься, не хвалиться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  -- Всегда иметь скромность, смирение, довольство имеющимся, не завидовать и не зариться на чужое добро или достояние.
  -- На Бога надеяться, но и самому не плошать. Не ждать "манны небесной", а использовать все возможности, чтобы добиться выполнения намеченного и необходимого.
  -- Не гнаться за славой, почетом, признанием и расположением кого бы то ни было. Не меняться по сути с возвышением по служебной линии, имущественного положения и т. п. Не утрачивать те добродетели, которые были обретены на предыдущих ступенях развития. Не терять друзей.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Каменев А. Как распорядимся наследством? // Армия. - 1991 .- N24. - с.47-49.
  
   См.: Похоленчук Б. "Блестящие тускнеют офицеры..." // Красная звезда .- 1991 .- 8 октября .- с.2; Бурда С. В зеркале человеческих душ //Армейский сборник. - 1998 .- N6 .- с. 15-17.
  
   См.: Ищенко П. Нет, не умерла офицерская честь .// Красная звезда. - 1990 .- 10 февраля .- с.3;
  
   См.: Жемчужины мысли. /Сост. А.А.Жадан. - Минск. - 1987.- с.195-198.
  
   См.: Иван Снегирев. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах. - Н. Новгород, I996. Иван Михайлович Снегирев, профессор Московского университета собирал русские пословицы и поговорки добрых полстолетия. Представленная книга была издана в I832 г. и после этого не переиздавалась, несмотря на ее ценность. Книга переиздана в Н. Новгороде только в I996 г. Умер Снегирев в I868 г.
  
   Владимир Мономах (I053-II25), князь смоленский (с I067), черниговский (с I078), переяславский (с I093), вел. князь киевский (с III3). Сын Всеволода I и дочери византийский император Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобий. Разработал устав, ограничивавший произвол ростовщиков. В "Поучении" призывал сыновей укреплять единство Руси.
  
   Довмоннт (Даумантас, Daumantas) (? - I299), князь псковский (с I266). Выходец из Литвы. Оборонял Псков от литовских феодалов и немецких рыцарей. Канонизирован Русской православной церковью.
  
   Феофан Прокопович (I68I-I736), украинский и русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I, глава Ученой дружины. Проповеди; "трагедокомедия" "Владимир" (I705); "Слово о власти и чести царской" (I7I8); церк. публицистич. труд "Духовный регламент" (I72I); лирические стихи на русском, латинском и польском языках.
  
   Гомер - древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается авторство "Илиады", "Одиссеи" и др. произв. Легенды рисуют Г. слепым странствующим певцом, одним из аэдов. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов.
  
   Татищев Василий Никитич (I686-I750), российский историк, государственный деятель. Автор трудов по этнографии, истории, географии, "Истории Российской с самых древнейших времен" (кн. I-5, I768-I848).
  
   Веста - в римской мифологии богиня домашнего очага, культ которой отправлялся жрицами-весталками.
  
   Катон - (Cato) Старший (234-I49 до н. э.), римский писатель. Консул в I95. Непримиримый враг Карфагена, поборник староримских нравов. Сохранился трактат Катона "О земледелии".
  
   Радигаст - у славян божество, покровитель бранной славы и войны, "ратный гость".
  
   Гельмольд (Helmold) (ок. II25 - после II77), немецкий миссионер, автор "Славянской хроники", описал захват германскими феодалами земель полабских славян, их христианизацию.
  
   Кнапский Григорий (I564-I638) - польский лексиограф, иезуит. Автор знаменитого польского словаря.
  
   "Стоглав" - сборник решений Стоглавого собора I55I. Состоит из I00 гл. Кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.
  
   Троицко-Сергиева лавра, монастырь. Основан Сергием Радонежским в середине I4 в. (с I744 лавра), в 7I км к северу от Москвы (современный г.Сергиев-Посад). Архит. ансамбль включает: крепостные стены и башни I6-I7 вв., Троицкий собор (I422-23), Духовскую церковь-звонницу (I476), Успенский собор (I559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (I635-38), трапезную (I686-92), царские чертоги (кон. I7 в.) и др. На территории Троицко-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия и духовная семинария. Монастырь был закрыт в I9I8; вновь открыт после I944.
  
   Гавриил или Всеволод-Гавриил Мстиславич (?- II37) - князь новгородский, великий чудотворец псковский. Причислен к лику святых.
  
   Кантемир Дмитрий Константинович (I673-I723) - господарь молдавский, историк, ученый и политический деятель. С I7II г. в России советник Петра I.
  
   Потребник (Требник) - свод правил, в котором описаны все христианские таинства.
  
   Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ.
  
   ...

Исторические памятки

  
  
  -- Витрувий - римский архитектор и инженер, живший при Цезаре и Августе. Сопровождал Цезаря в походах в ка­честве инженера, строителя военных машин и начальника строительной части. Из написанного им труда "Об архитек­туре" до нас дошло семь первых книг и часть девятой. Витрувий в своей ра­боте использовал как свой личный опыт, так и труды греческих авторов. Витрувия в свою очередь использовал Плиний Старший.
  
  -- Во главу угла поставить. Древним зодчим, строившим из камня, особенно трудно давалась пригонка углов зданий. Камни, укладывавшиеся тут, назывались "краеугольными" и подгонялись особенно тщательно. Мало-помалу выражение "краеугольный камень" люди перенесли на все самое важное в любом роде работ: "Поставить во главу угла" означает: "признать что-либо самым существенным - основой всего построения, положить в основание".
  
  -- ВОЕВОДА военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с 10 в. В Рос. государстве - во главе полка, отряда (кон. 15 - начале 18 вв.), города (сер. 16 в. - 1775), провинции (1719-75).
  
  -- ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ (стратагема), означает введение тем или иным способом противника в обман. с целью воспользоваться этим для достижения собственного успеха. Хитрость вообще дополняет, ослабляет или парализует силу, и, следовательно, составляет элемент всякой борьбы, а вооруженной тем более. Военное искусство всегда признавало ее как один из своих основных элементов; в древности военная хитрость составляла собственно все военное искусство, принимая даже порой предательскую форму. Фукидид говорил: "Самый лучший генерал тот, который способен к военной хитрости". Гомер утверждал, что "на войне нужно всячески вредить неприятелю и обманывать его, для чего дозволительно решительно все средства". Фридрих Великий признавал, что на войне надо пользоваться в равной мере как шкурой льва (силой), так и шкурой лисицы (хитрость)." Древнейшим примером военной хитрости считают "деревянного коня". посредством которого греки взяли Трою.
  
  -- ВОЕННЫЕ СОБРАНИЯ - правильно организованные военные товарищества, направленные к объединению и взаимному сближению своих членов, к облегчению ими развития специальных знаний и к предоставлению разумных и полезных развлечения и удобств жизни. Мысль об идейном объединении офицеров зародилась в европейский армиях после Наполеоновских войн и вылилась в форму повсюду возникших военно-ученых обществ. Общества эти возникли из небольших частных кружков интеллигентных офицеров, собиравшихся для обсуждения военных вопросов в товарищеской беседе, преобразовавшихся в постоянные официальные учреждения, признанные правительством, для поддержания их дававшим казенное помещение и субсидию. Одним из старейших обществ является военный клуб под названием "The Junior United Service Club ", основанный в 1831 г. в Лондоне. В России военные собрания (клубы) были в армии уже во времена Екатерины II; сохранилось известие о "Клубе" штаб и обер-офицеров Новгородского пехотного полка в г. Тихвине (1779 г.) и о "Военном клубе" в Санкт-Петербурге в 1782 г., помещавшемся в "Перкиновом доме под N83" ("Русский инвалид", 1911, N257).
  
  -- Военные трибуны - выборные должностные лица, которые прикомандировывались к главно­командующему, чтобы по очереди нести начальство над легионами (на каждый легион было но шести трибунов).
  
  -- ВОЕННЫЙ ПЛЕН. Военный плен есть ограничение свободы лица, принимавшего участие в военных действиях, с целью недопущения его к дальнейшему в них участию Военный плен сам собою прекращается с заключением мира, но и во время войны может последовать размен военнопленными. Военному плену подлежат все лица, входящие в состав вооруженных сил неприятеля, как солдаты, так равно ополченцы, добровольцы и состоящие при армии корреспонденты, маркитанты, подрядчики, гражданские чиновники и т.п. Военнопленные находятся во власти государства, но не отрядов, взявших их в плен, и не частных лиц, как это было раньше; например, у нас, в России, по указу 22 мая 1735 года, военнопленные, вывезенные в Россию, оставались "за теми людьми, за кем они в подушном окладе написаны". Не могут быть взяты в плен следующие лица:1)мирные неприятельские подданные, за исключением лиц, косвенно могущих содействовать успеху военных действий, каковыми являются: дипломатические агенты, лица, занимающие высокое положение в государстве, также глава его и входящие в состав экипажей торговых судов, и 2) личный состав госпиталей и походных лазаретов с их частями: интендантской, врачебной, административной и перевязочной для раненых, а также священнослужители.
  
  -- Возлияния - ритуальные возлияния за столом: первые капли из чаши проливались на пол в честь божества.
  
  -- ВОИН (от старорусского вой - участник городского земского войска, созывавшегося на Руси в 10-12 вв. для борьбы с врагом).
  
  -- ВОИН ПОЧЕТНЫЙ. Первым, кто был навечно зачислен в списки воинской части, стал участник Кавказской войны рядовой Архип Осипов. 22 марта 1840 года небольшой гарнизон Михайловского укрепления, где находился Осипов, был осажден многочисленным отрядом противника. Когда неприятель ворвался в форт, отважный солдат взорвал пороховой погреб и ценою собственной жизни уничтожил форт вместе с захватчиками. Ему и командиру укрепления с. Лико были установлены памятники в городе Владикавказе на месте разрушенного форта. Возникшее здесь впоследствии селение было названо в честь героя Архипо-Осиповкой (ныне в Краснодарском крае)
  
  -- ВОИНСКИЙ (ВОЕННЫЙ) ДУХ. (Esprit militaire, Kriegs-Geist), означает совокупность всех качеств присущих истинному воину: мужество и храбрость до забвения опасности; воинственность; благородство (рыцарство); дисциплину (подчиненность, исполнительность, сознание своего долга перед престолом, церковью и отечеством); самоотверженность (самопожертвование); веру в свои силы, в начальников и в свою военную среду (корпорацию); почин, самодеятельность, находчивость и решимость; бодрость; выносливость (труда, лишений и страданий). Сущность воинского духа состоит в том, чтобы он привык к той мысли, что он есть воин и прямое назначение его, это -- война и что за время пребывания его на действительной службе или в запасе армии, он может быть призван для настоящего своего дела, для войны. (Д. Трескин).
  
  
  
   ...
  
  
   ...
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023