ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Дело "больше волевое, чем умовое"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


ело "больше волевое, чем умовое"...

  

0x01 graphic

Николаевское инженерное училище.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Ф. Гершельман

  
   Современная война при значительно осложнившемся военном деле требует серьезной подготовки офицеров в смысле умственного, физического и нравственного развития, согласно с требованиями военной службы, и основательного военного образования. Последнее касается не только старших начальников, которые должны быть всесторонне подготовлены к командованию вверенными им крупными частями, но и более мелких, частных начальников, положение которых при настоящих условиях стало, много самостоятельнее, прежнего и предъявляет им значительно большие требования.
  
   *
  
   Достаточное умственное развитие необходимо, чтобы быть в состоянии быстро ориентироваться в положении, в сложной обстановке современной войны, уметь оценить его, понять не только по его частному значению, но и по общему, которое вызывает те или другие меры, цели действий. Это имеет наибольшее значение в кавалерии, даже и младшие офицеры которой, по характеру службы конницы, часто бывают поставлены в самостоятельное положение, требующее от них единоличных решений и правильной оценки окружающего.
  
   *
  
   Все это заставляет в наши дни поднять образовательный ценз офицеров, путем ответственной постановки курсов в военно-учебных заведениях и разумной постановки теоретических занятия с офицерами в частях.
   При всем значении умственного развития и теоретической подготовки надо помнить, однако, что самую важную сторону дела в этом случае составляет все-таки выработка нравственная, т.е. выработка характера военного человека и известных душевных качеств его.
  
   В военной подготовке воспитание важнее образования. Военное дело, по выражению покойного генерала Драгомирова, есть дело "больше волевое, чем умовое"; по словам Наполеона, в военном деле Ў успеха зависит от условий нравственных и только Ќ от материальных, и эта истина всегда сохранит свою цену. Таково значение нравственного элемента.
  
   А между тем, на нравственный склад военного человека не обращают должного внимания. В училищах мало внимания к выработке характера, а при прохождении службы мало оценки его.
  
   Мало того, проявление самостоятельности, твердости воли, инициативы не только не поощряется, но нередко сдерживается, преследуется; люди сильного характера не выдвигаются вперед.
  
   *
  
   Душевные свойства человека и его характер составляют прирожденные качества, но, однако, они поддаются дальнейшей культуре; их можно развивать в том или другом направлении занятиями, соответственной работою воли.
  
   Эта выработка характера и известных душевных качеств, выделение в человеке известных понятий, принципов, руководящих им в жизни и деятельности, должны начинаться смолоду, с возможно раннего возраста, когда еще человек только начинает складываться и пока он еще не воспринял дурных понятий и привычек.
  
   Поэтому семья составляет первую и, может быть, самую важную школу, в которой вкладываются в ребенка первые принципы порядочности, начинает образовываться его характер, развивается сердце, создаются первые привычки, пробуждаются первые понятия.
  
   *
  
   Затем место семьи заступает школа и среда товарищей, которые продолжают развивать человека и формировать его характер в течение многих лет в том возрасте, когда юноша начинает уже сознательно относиться к окружающему его и к предъявленным ему требованиям. Вот тут-то и должно быть обращено самое серьезное внимание на эту сторону дела при воспитании военной молодежи.
  
   Тут-то и должны быть заложены в его сознание, в его душу те понятия, инстинкты, словом, те начала, которые важны в специальных военных интересах.
  
   *
  

0x01 graphic

Великий князь Константин Константинович

в лагере Павловского военного училища. 1913 г.

   Не задаваясь составлением сколько-нибудь полной, законченной обрисовки того режима и тех приемов, которых должны держаться в этом случае военно-учебные заведения, в интересах нравственной выработки военной молодежи, что требует глубокого знания основ воспитания и большого опыта в этом деле, я позволю себе лишь высказать по этому поводу несколько отрывочных мыслей, которые мне приходили на ум, когда я останавливался на этом вопросе.
  
   *
  
   Военное воспитание настолько специально, что требует самостоятельной выработки. Кроме того, нравственный склад военного человека должен представлять собою такие особенности, которые заставляют желать выработки его смолоду.
  
   Поэтому для лучшего решения вопроса военного образования, надо признать полезным существование особых военно-учебных заведений, где бы воспитывалась молодежь с детского возраста и притом учебные заведения с военной обстановкой, т.е. кадетские корпуса, а не военные гимназии, полувоенного направления, бывшие у нас одно время.
  
   *
  
   Задачу всякой школы составляет умственное, физическое и нравственное развитие молодежи в военных школах всех степеней, кроме общего развития, должно в каждом из этих трех отделов принять во внимание особенности требований военной службы и дать соответственное им развитие, определив для того особые приемы.
  
   *
  
   Работа школы в последнее время затруднилась современным состоянием общества, которое характеризуется упадком воспитания в семьях, все более и более утрачивающих свой прежний патриархальный склад, и условиями самой жизни, где не внушается в достаточной мере принципы веры, преданности отечеству, уважения и послушания старших, властей, принципы нравственности, словом, те общие начала, на которых строится дальнейшее воспитание.
  
   Все это не может не отразиться и на нравственном складе молодежи. К тому же молодежь, поступающая в военно-учебные заведения, и по составу своему уже не та, что была прежде. Раньше это были дети дворянских семей, что до известной степени обеспечивало уже их первоначальное воспитание и порядочность нравственного склада.
  
   Теперь, не говоря уже о том, что дворянские семьи сами значительно упали в нравственном отношении, состав молодежи в военно-учебных заведениях представляется крайне разнохарактерным. В нем попадаются люди всякого состояния, самого разнообразного прошлого, что, понятно, вносит с собою рознь в склад понятий и характер отношений к делу. Часто вносит понятия своей домашней среды, совершенно не соответствующие интересам военной службы и высокому офицерскому званию.
  
   Таким образом, в прежнее время, при значительно меньшей разнице в нравственном складе молодежи, она перерабатывалась в учебных заведениях. Теперь труднее изгладить впечатление домашней жизни, тем более в короткое пребывание молодого человека в военных училищах. Теперь труднее подвести всю эту молодежь под одну мерку.
  
   *
   Итак, стало быть, задача военной школы - умственное, физическое и нравственное развитие молодежи, соответствующее интересам службы.
  
   *
  

0x01 graphic

Саперные работы в Николаевском инженерном училище

  
   Что касается умственного развития, то оно дается прохождением известного систематического курса наук, которому желательно только дать возможно больше практического направления, для развития в военной молодежи смышлености, бойкой сообразительности и больше практического склада ума. В этом направлении в последнее время, кажется, уже кое-что сделано, желательно только дальнейшее усовершенствование дела в смысле постановки преподавания на практическую почву.
  
   Следует воздержаться от излишнего развития, нагромождения курсов и возможно избегать заучивания, зубрежек, которые, мало подвигая в деле умственного развития, ведут скорее к притуплению способностей и забивают память, а должны развивать сообразительность, смышленость, заставляя воспитанников вдумываться в вопрос, и самим приходить к известным заключениям, выводам, решениям.
  
   *
  
   Практический метод преподавания потребует, может быть, большего времени, но его можно получить, выбросив из курсов все лишнее, все устарелое. Такая периодическая переработка курсов необходима. Жизнь идет вперед, история нарастает, соответственно этому должно вносить изменения и в курсы.
  
   *
  
   Для развития находчивости, быстроты соображения непременным условием является полное отсутствие страха в воспитанниках перед начальством. А затем качества эти можно вызывать искусственными приемами. Всем известен, например, прием Суворова, состоявший в обращении к подчиненным с неожиданными вопросами, на которые он требовал немедленного ответа, преследуя при этом "немогузнаек".
  
   *
   Физическое развитие человека достигается физическими упражнениями.
   Оно имеет большое значение в военном человеке по тем высоким требованиям, которые предъявляет ему война.
  
   Военный должен обладать физической силой, выносливостью в работе и возможно меньшею чувствительностью к непогоде, к неблагоприятным климатическим условиям.
  
   <...>
  
   *
   Наконец, третий отдел развития составляет развитие нравственное, выработка характера, принципов и понятий. Это достигается путем воспитания, внушения понятий и режимов самой жизни.
   *
   Характер человека является для него побуждающей силой на всем жизненном пути, а потому тот или другой склад характера имеет большое значение.
  
   Характер в человеке развивается на почве природных данных.
  
   Задатки характера присущи человеку со дня рождения, причем некоторые стороны его передаются наследственно. В силу наследственности мы уже рождаемся с известными наклонностями. Тем не менее, под влиянием внешнего воздействия, он может измениться, и только темперамент человека, т.е. его врожденные наклонности, составляет, разве, более постоянную сторону его характера.
  
   Дальнейшая обработка характера всецело зависит от тех условий, в которых человек живет, а, главное, воспитывается в молодом возрасте, когда, под первыми впечатлениями молодой жизни, в нем именно и складывается характер.
  
   Человек формируется подражанием поступкам других; ряд постоянных наблюдений над действиями и поступками других постепенно складывает его характер, привычки.
  
   Люди сильные, самостоятельные невольно тянут за собой других.
  
   *
  
   Характер человека и личная воля проявляется в образе действий его, под влиянием его убеждений, принципов нравственности и разума. Отсюда проистекает большая связь воли с убеждениями и нравственными принципами человека, а стало быть, и между делом выработки характера и выработкой духовной стороны человека.
  
   Между силою характера и прочностью нравственных убеждений должно существовать известное соотношение, так как без этого, слабого характера не хватит для приведения в исполнение того, что подсказывается убеждениями, и обратно, - сильный, энергичный характер может иногда проявить себя несоответственно убеждениями, что называется, зарваться в поступках.
  
   Вот основания, которых нужно держаться при нравственной выработке человека.
  
   *
  

0x01 graphic

В церкви Владимирского военного училища

  
   Военный человек должен обладать характером сильным, соответствующим твердой воле, быть энергичным, смелым, решительным и вместе с тем спокойным, иметь достаточное самообладание по самому характеру его деятельности.
  
   Твердость характера должна выражаться в решимости, т.е. способности решаться без колебаний и в настойчивости в приведении в исполнение принятого решения, не взирая на встречающиеся затруднения. Твердость характера особенно важна при встрече с неожиданностями, случайностями, которыми окружено военное дело. Для борьбы с ними нужно умение быстро оценивать их, что достигается умом и известным глазомером, выработанным опытом, и решимость без промедления, энергично привести в исполнение вызываемое им противодействие. Совокупность того и другого определяет собою находчивость, присутствие духа и не позволит растеряться при встрече с неожиданностью.
  
   Смелости, отваге принадлежит в военном деле не малое значение. Смелые решения, конечно, не очертя голову, а основанные все-таки на расчете, на правильной оценке обстановки, ведут к успеху и всегда будут иметь преимущество перед боязливостью, нерешительностью. В смелости кроется нравственная сила, влияющая на врага.
  
   Спокойный характер важен для того, чтобы человек, не смущаясь окружающею его, подчас всепотрясающею обстановкой, сохранял бы способность рассуждать и, владея собою, принимать необходимые меры, решения. Самообладание, другими словами, умение сдерживать в себе инстинктивные побуждения, делает человека независимым от влияния страстей, первых впечатлений, что опять-таки весьма дорого в таком сложном деле, как военное.
  
   Непоколебимо твердый характер, способность решиться и энергично приводить свои решения в исполнение особенно отличают военного человека и требуют со вниманием отнестись к делу выработки характера при военном воспитании. Люди слабого, добродушного характера, нерешительные, не обладающие отвагою, излишне впечатлительные по натуре своей не пригодны для военного дела.
  
   *
  
   Переходя к оценке духовных качеств военного, должно, прежде всего, признать, что только сильный духом в состоянии бороться с тяжелыми впечатлениями войны, представляющейся областью неимоверных трудов, лишений и опасностей, а потому предъявляющей высокие требования душевным силам.
  
   При выработке духовных качеств, т.е. понятий, нравственных принципов и инстинктов, должно иметь в виду, что духовные качества, ценные в интересах службы, войны, всецело те же общечеловеческие, определяющие собой порядочность его.
  
   Воспитанник, как будущий офицер и наставник нижних чинов, должен глубоко проникнуться идеями чести, правды, нравственности, святого долга, доброго товарищества, беспрекословного повиновения воли начальника, высоким религиозным чувством и горячим патриотизмом.
  
   В основе нравственных качеств лежит религиозность, очевидно необходимая для всякого. Для военного человека она имеет значение в том смысле, что вера, укрепляя в благонравии, вселяет сверх того уверенность в заступничестве Бога и дает большую покорность судьбе и более спокойное отношение к смерти. В общем религиозность побуждает к самоотвержению и самообладанию.
  
   *
  
   Русская армия всегда сохраняла в себе теплое религиозное чувство и с уважением относилась к священным обрядам, что и давало ей ту несокрушимую нравственную силу, которая вела к победе; а потому питомцы военно-учебных заведений, готовясь стать в ряды армии офицерами, должны воспитать и поддержать в себе эти чувства и остерегаться от непочтительного отношения к религии, церкви и тем религиозным обрядам и формам, которые традиционны, привычны и священны в глазах русского народа.
  
   Непочтительное отношение даже к этой внешней, обрядной стороне религии оскорбляет сердце русского солдата и истинно русского человека.
  
   *
  

0x01 graphic

Юнкера Николаевского инженерного училища.

  
   Преданность Престолу и Отечеству или патриотизм является уже отчасти продуктом религиозности. Любовь и уважение к родине приводят к подъему патриотизма, вызывают национальную гордость. Для человека, исполненного чувством патриотизма, одно сознание принадлежности к нации служит источником нравственной силы и нравственно обязывает его служить честно на пользу родине, ради святой для него славы ее, до готовности жертвовать собой ради ее интересов.
  
   Твердость в вере и горячая преданность Престолу и Отечеству значительно облегчают перенесение трудов и лишений военной жизни.
  
   *
  
   Понятие о чести, сознание долга, порядочность, правдивость, прямота в отношениях, чувство товарищества, все эти общие требования, предъявляемые каждому, бесспорно потребны и военному, как качества, определяющие собой общую порядочность, т.е. благородство поступков и внешнюю скромность. Качества эти соответствуют высокому достоинству офицера и потребностям службы части.
  
   В общем, офицер должен проявить полное благородство, как идею, выражающую собой сочетание всех понятий порядочности человека, проявляющееся во всей деятельности и в поступках его в самых разнообразных видах, и, удерживающую человека вообще в границах умеренности. Это благородство соответствует характеру военной службы.
  
   Все эти качества должны быть настолько сильно упрочены в офицере, чтобы, обладая ими, он чувствовал собственное достоинство и имел свой poin d'honneur.
  
   *
  
   Бесспорно, что те же принципы нужны и в частной жизни. Человек без принципов не выдержит никакого напряжения нигде. Значит, внедрение их есть задача общего воспитания. Но в интересах военного воспитания некоторые из этих общих оснований, начал воспитания должны получить особое развитие или несколько иную своеобразную окраску; да кроме того, их еще и не достаточно; нужна еще добавочная нравственная выработка. Что касается последней, то в основу военного воспитания должно быть положено сознание дисциплины, выражающееся в безусловном повиновении своим начальникам и установленным порядкам.
  
   Строгая дисциплина сама по себе вызывает мужество, доходящее до самопожертвования, необходимое военному человеку.
  
   *
   В связи с воинской дисциплиною нужна еще и нравственная дисциплина, при помощи которой развивается привычка к послушанию и вырабатывается сознание долга.
  
   Нравственная дисциплина, способность прислушиваться к указаниям совести, ведет к самообладанию, умеряет характер человека, управляет им, сдерживает его.
  
   *
  
   При военном воспитании важно развивать способность до некоторой степени идеализировать вещи, вдохновлять идею дела, чтобы самоотверженно служить ей, чтобы идея была выше всех материальных выгод. На войне во имя идеи жертвуют жизнью, т.е. всем самым дорогим человеку.
  
   *
   В военной молодежи следует при всяком случае поддерживать воинский дух, чувство воинской чести, уважение к военному званию, чувство принадлежности к единой воинской семье, уважение и привязанность к своей части, своему мундиру, иначе, - чувство общности (esprit de corps), чувство товарищества. Все это необходимо для достижения внутреннего единства каждой военной семьи, внутренней органической связи в ней, которая служит залогом успеха военного дела, основанием ему.
  
   Вот те особые нравственные качества, которые требуются интересами службы сверх общих.
  
   *
  
   Кроме того, некоторые стороны нравственного развития, как сказано выше, должны получить в военном воспитании более сильное развитие и несколько иную, своеобразную окраску. Так например, сознание долга, проявление которого обусловливается совестью и силою воли, очевидно, необходимо каждому порядочному человеку, оно двигает людей в их деяниях; только твердо сознающий свой долг, ради его, выполнит свое предназначение добросовестно.
  
   Но в той ли мере сознание долга требуется в мирной, обычной жизни, в силу одного этого сознания, должен, не щадя жизни, идти навстречу опасности, не теряя самообладания, спокойствия, способности рассуждать, да еще и увлекая своим примером, своей отвагою других. Все это требует далеко не заурядного характера, а характер в этом случае и есть, в сущности, проявление глубокого сознания своего долга, при всяких обстоятельствах.
  
   Сознание долга есть сила, укрепляющая твердость человека, придающая ему мужественность. Стало быть, в военном воспитании чувство долга должно быть выработано особенно полно.
  
   *
  

0x01 graphic

Преподавательский состав Михайловского артиллерий­ского училища.

  
  
   Патриотизм, т.е. уважение родины, преданность интересам ее, забота об общественном благе родины важен в каждом гражданине, но в военном человеке патриотизм должен дать высшее проявление его, доходящее до героизма, т.е. до готовности каждую минуту принести себя в жертву за общее благо, за родину. Высокий патриотизм побуждает людей к добросовестному и мужественному исполнению своих обязанностей.
  
   *
  
   Послушание власти или сознание необходимости подчиняться известным порядкам, требованиям, важное и в гражданской жизни в интересах поддержания общественного порядка, получает в военном воспитании преобладающее значение, в виду важности воинской дисциплины, требующей беспрекословного подчинения начальству. Содействием тому служит чувство уважения к старшим.
  
   *
  
   Если остановиться на самых обыкновенных человеческих качествах, определяющих в своей совокупности индивидуальную природу человека и, казалось, одинаково необходимых каждому, то и те должны представлять собою несколько особую окраску в человеке военном. И здесь при воспитании, надо внимательно оценив значение каждого из них, особенно налегать на развитие полезных и возможно устранять, искоренять вредные. Так например, самолюбие. Качество это выражается в желании стать выше других, быть лучше их даже с примесью доли честолюбия, т.е. жажды славы, высоко благородно само по себе, причем только степень пользы его определяется целью, к которой оно направлено и, конечно, только в личных интересах, не в ущерб другим.
  
   Самолюбие есть один из сильнейших двигателей в достижении поставленной цели, побуждающий иногда человека на самые рискованные предприятия, а потому ему принадлежит не малое значение в военном деле, по природе требующем сильных средств воздействия на натуру человека. Вот причина, почему развитие самолюбия особенно дорого в военном человеке.
  
   *
  
   Чувство товарищества, выражающееся в сознании принадлежности к одной товарищеской семье, в уважении, благорасположении и привязанности к товарищам, в непопустительстве, при каком бы то ни было случае, выдать товарища, напротив того, в готовности всегда помочь ему, выручить из беды. Жалоба на товарища, не вызванная необходимостью, неприлична, противна духу товарищества, а потому нетерпима в среде военнослужащих.
  
   Это благородное чувство опять ценно в каждом человеке, но в военном по характеру ремесла, товарищество должно доводить до таких крайних пределов, в которых оно неприменимо в частной жизни. В последнем дружба есть только предпочтение, которое мы даем известному лицу, выражается в обоюдной привязанности, внимании, помощи услугах, доверии и не больше.
  
   В военном деле же товарищество имеет более широкие пределы, оно доходит до самопожертвования собою для других. Выручка товарищей, доведенная до пожертвования собой ради ее, есть священный долг всякого военного, долг, который находит себе применение в бою постоянно. При этом жертвовать собою доводится не только за друзей своих, в смысле близких, любимых людей, а за людей своей части, своей армии, словом, за всех своих, во имя одной идеи войны и родины. Такое понятие дружбы и такая сила ее встречается только в военной практике и требует особой выработки ее.
  
   *
  
   Скромность привычек, неприхотливость и умеренность, имеющие общую ценность, тоже в военной службе приобретают особую важность. Первые два свойства нужны, во-первых, для того, чтобы человек не гнался за какими-либо материальными расчетами, которые нарушают в нем нравственную устойчивость, столь ценную в военной службе; во-вторых, они убегают от разных привычек баловства, столь несовместимых с военной службой, представляющей иногда весьма суровые условия жизни, с которыми избалованный человек не справится.
  
   *
  
   Умеренность сводится к умению владеть собой в том смысле, чтобы довольствоваться малым. Она устраняет возможность корыстного отношения и убегает от других пороков.
   *
  

0x01 graphic

"Репетиции" в Павловском военном училище.

  
   Перехожу теперь к приемам воспитания.
  
   Характер человека, круг понятий его, душевные качества и привычки складываются путем жизни на каждом шагу ее под влиянием обыденных, часто мелких обстоятельств. Каждый случай на пути повседневной жизни, каждый поступок, каждая мысль и чувство вносят свое влияние в дело образования характера, склада понятий, привычек. После того понятно, что условия жизни, род занятий, влияние окружающей среды, все это сильно отражается на деле нравственной выработки человека. Поэтому задача воспитания требует от руководящих им самого внимательного отношений ко всем частностям обычной жизни воспитанников. Они, с одной стороны, обнаруживают ему природу каждого из них, его наклонности, с другой - укажут на необходимые меры воздействия.
  
   Изучать натуру воспитанников нужно для того, чтобы применяться к ней в приложении мер воздействия. Меры эти должны соответствовать натуре каждого, так как в зависимости от индивидуальных свойств на одного можно повлиять ласкою, на другого - действие на самолюбие, а на третьего - только более сильными репрессиями, - угрозой, наконец, взысканием.
  
   *
   Воспитательное направление дается известным режимом жизни, установленным в учебном заведении, и отношениями к воспитанникам со стороны старших, влиянием на них.
  
   Общий режим, склад жизни военно-учебных заведений, в смысле направления, и характер ее должен быть такой, который развивал бы в воспитанниках желательные стороны характера и наклонностей, и привычек.
  
   На этом основании по внешнему складу жизни, она должна подходить к военному складу, установленному в частях войск, и внутренний порядок определялся бы, насколько возможно, уставом внутренней службы. <...>
  
   *
  
   Способ воздействия воспитателя на душу и волю воспитанников выражается в личном примере и в известных приемах воспитания.
  
   Личному примеру принадлежит в этом случае большое значение, так как молодежь, особенно детского возраста при свойственной ей наблюдательности, чуткости, впечатлительности и склонности к подражанию, очень податлива влиянию примера.
  
   Поэтому воспитатель должен очень строго относиться к себе в исполнении службы, в своих поступках, разговорах высказывать сознательное отношение к своему долгу и избегать всякой распущенности, помня, что и он постоянно притягивает к себе внимание воспитанников и если, по своим служебным качествам и нравственному складу, не достоин быть образцом подражания, то он не только не может иметь хорошего нравственного влияния на воспитанников, но будет приносить явный вред делу. <...>
  
   *
  
   Интересы воспитания требуют полной близости воспитателей к воспитанникам, а потому ограничиться одними строго дисциплинарными отношениями было бы крайне ошибочно. Близость эта нисколько не противоречит дисциплине, не мешает ей, и должна выражаться в сердечном, участливом отношении к воспитанникам, в собеседовании с ними. Она должна вызывать уважение и доверие младших к старшим и сгладить всякое чувство страха перед начальником.
  
   Ничего нет хуже этого страха, запуганности, так как при них устраняется возможность воспитательного влияния, а кроме того они заставляют младшего теряться и убивают в нем способность разумной деятельности, инициативу, решительность, столь важные в военном деле.
  
   В этих соображениях, будучи требовательным и строгим по службе, в исполнении долга, но только без мелочной придирчивости, можно обращаться с воспитанниками мягко, держать себя с ними просто, обходительно, но без фамильярности, чтобы воспитанники не боялись своего начальника, а скорее боялись бы своим проступком причинить ему огорчение, неприятность и из уважения к себе боялись бы ответственности.
  
   Отношения должны быть исполнены справедливости, беспристрастия, прямоты, при полном отсутствии фальши; всякое требование должно быть поставлено внушительно, излагаться твердо, определенно, дабы уже одной формой его вселить сознание о безусловной необходимости его исполнить.
  
   *
  
   Для поддержания дисциплины надо строго придерживаться закона и подавать личный пример. При таком отношении к делу начальник заслужит доверие воспитанников, вызовет с их стороны любовь, привязанность к себе при должном уважении, как к начальнику.
  
   *
  
   Военное воспитание, также как и воспитание молодежи вообще, не может обойтись без взысканий. Условия военной службы и значение в ней дисциплины может быть вызовут в большем числе и более сурового характера, но нельзя злоупотреблять ими.
  
   К тому же не в суровости взыскания и сила.
   Строгость вовсе не выражается в одних взысканиях и в силе их.
  
   Злоупотребление взысканиями и излишняя строгость в обыкновенных случаях может только притупить их влияние, озлобить воспитанников и отшатнуть их от воспитателя, нарушить желательную привязанность к нему.
   Наконец, одна кара, т.е. частые взыскания за проступки, без других мер воздействия на нравственную сторону молодежи, не соответствует задаче воспитания.
  
   Можно быть чрезвычайно требовательным, мало прибегая к взысканиям. Хороший начальник, заслуживающий уважения и привязанности подчиненных, часто нравственно влияет на них, не прибегая к взысканиям.
  
   *
  

0x01 graphic

Спевка хора юнкеров-александровцев.

  
   Кроме взысканий есть и другие средства воздействия на воспитанника. Выбор между ними подходящего, как уже сказано, в каждом случае будет зависеть от индивидуальных качеств и недостатков воспитанника.
  
   На них можно действовать словом, причем одного пристыдить, другому пригрозить, над третьим посмеяться, с четвертого, когда нужно, взыскать. Давление на самолюбие есть сильный рычаг для поднятия нравственного уровня молодежи; этим приемом должно широко пользоваться и им можно многое сделать.
   <...>
   *
  
   Следует избегать шаблонных взысканий, так как это роняет их цену.
   Таким образом, взыскания должны накладываться с разбором и с тщательной оценкою поступка. <...>
  
   Неблагородные, низкие поступки должны быть наказуемы без пощады, тем более, что развитие чувства чести, порядочности, благородства, есть коренная задача воспитания.
  
   Если неуместную строгость надо признать вредною, то в то же время и слабость, излишняя доброта воспитателя опасны, так как это только вызывает упущения, обезличивает власть начальника, подрывает нравственное влияние его на подчиненных и в этом смысле безусловно вредно. <...>
  
   *
  
   Указать все приемы для нравственной выработки молодежи, для вкоренения в ней всех этих духовных качеств, факторов, нет возможности, многие из них, как основные, общеизвестны, другие подсказываются сами собой при случае, а затем их надо искать, создавать, приводить в систему; все это дело уже личной находчивости и умений каждого исполнителя, и каждый воспитатель должен составить себе известную программу, масштаб действий, которыми и руководиться.
  
   *
   Попробую дать несколько общих руководящих указаний для того.
  
   Поддержать религиозное чувство одним обязательным и частым вождением в церковь нельзя... А потому, рядом с этим необходимо развивать последнее путем собеседования священника с воспитанниками, объяснения им дела, внушения правильных понятий о нем и этим укреплять религиозность, набожность. <...>
  
   Патриотизм развивается путем близкого знакомства с прошлым своего отечества, с народным укладом, его ростом, его сказаниями, былинами, обычаями, привычками, путем уважения к памяти великих людей своей родины. <...>
  
   Воинский дух, чувство воинской чести и уважение воинского звания - все это поддерживается ознакомлением с прежними боевыми подвигами, былой славой своей армии, а также и чужих армий, путем тех же бесед и чтений. <...>
  
   В деле нравственной выработки, кроме воздействия начальствующих лиц, имеет не малое влияние товарищеской среды, главным образом в смысле развития принципов порядочности и товарищества. В случае предосудительного поведения кого-либо из воспитанников, другие обязаны употреблять все свое нравственное влияние для отстранения своего товарища от такого поведения. Это долг товарищества; кроме того, этим поддерживается честь училища и круга товарищей. <...>
  
   Если в обществе воспитанников будут преобладать идеи правды и справедливости, стремление к честному и добросовестному исполнению своих обязанностей, идеи нравственности и чести, как личной, так и корпоративной, товарищеской, то и отдельные лица невольно должны будут проникнуться теми же убеждениями.
  
   <...>
   *
   Изложенное заставляет признать, что дело воспитания требует добросовестного и строгого отношения к нему воспитателей, к умению последних пользоваться своим положением и предоставленными правами.
  
   Ясно после этого, какую большую роль в деле военного воспитания играет подходящий подбор состава воспитателей.
  
   Это должны быть люди, прежде всего, военные и должны отвечать этому понятию по своему знакомству с военным бытом, нравственному складу и понятиям.
   В сущности, это должны быть лучшие строевые офицеры.
  
   Конечно, педагогическая деятельность требует опыта и поэтому, казалось бы, следует дорожить офицерами, имеющими его. Но, с другой стороны, продолжительное пребывание на учебной службе вырождает педагогов в своеобразны тип, они теряют должную свежесть, отвыкают от войска и их потребностей и поэтому желательно освежение личного состава учебной службы, желательно, чтобы она не представляла из себя тихого убежища для офицеров, не склонных к строевой службе, на которой они могут спокойно доживать свой век.
   <...>
  
   *
  
   Только человек высоких нравственных правил, устойчивый в них, сильной воли, позволяющей ему настойчиво преследовать поставленную себе цель, и сдерживать себя, доброго сердца, глубоко и всесторонне знающий службу, имеющий основательное образование, как общее, так и военное, в состоянии проявить должный авторитет перед воспитанниками, пользоваться нравственным влиянием на них, управлять их душой, служить на их глазах личным примером, пользоваться уважением, доверием и любовью воспитанников, - все это необходимые спутники успеха воспитательного дела. Достойный воспитатель всегда сумеет выработать достойных людей из своих воспитанников.
  
   Несоответствующих своему положению воспитателей допускать нельзя и обнаруживших себя такими надо удалять без всякого снисхождения, кто не годен, тот не годен.
   Снисходительность в этом случае не может быть терпима - война дело серьезное, грозное, а стало быть и вся подготовка к ней серьезна, а тем более подготовка будущих офицеров как руководителей дела.
  

Ф. Гершельман

Воспитание будущих офицеров // Военный сборник. - 1914. - N12. -С. 27-42; 1915; N1. - С.33-42.

  
  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

0x01 graphic

Ян Амос Коменский (1592--1670)

  
  -- Постоянными примерами, являясь сам живым образцом во всем, чему нужно научить. Без этого все остальное будет напрасно.
  -- Блеск молнии и грозные раскаты грома допускаются только иногда, в исключительных случаях, и даже здесь с таким намерением, чтобы стро­гость, опять-таки поскольку возможно, обращалась в любовь.
  -- ...Золотых дел мастер только одними ударами молотка мог сделать изящные фигуры? Нигде и никогда. Они лучше отливаются, чем чеканятся. А если окажется что-либо излишнее иди ненужное, то искусный мастер не ударяет грубо молотом, но отбивает тихонько молоточком, или отпиливает пилою, или срезает щипцами, но все это делает осторожно, а под конец еще всегда отполирует и отшлифует сделанную вещь.
  -- Ведь и рыбак, собираясь ловить рыбу в более глубоких волах сетью больших размеров, не только привешивает к сети свинец, который бы погрузил ее и заставил тащиться по дну, но и привязывает с противоположной стороны легкие поплавки, которые бы поднимали другой конец сети на поверхность воды. Равным образом тот, кто решил заняться воспитанием в юношестве добродетелей, с одной стороны, конечно, должен будет строгостью склонить юношество к страху и смиренному повиновению, а с другой стороны, ласкою поднять до любви и радостной бодрости.
  -- Счастливы художники, которые могут вызвать это смешанное настроение. Счастливо юношество при подобного рода руководителях.
  -- Сюда относится суждение великого мужа, д-ра богословия Эйльгарда Любина. Рассуждая об исправлении школ в предисловии к Новому Завету, изданному на греческом, латинском и немецком языках, он высказал следующее суждение: "...Второе -- это то, чтобы все, что преподается юношам соответственно их развитию, требовало от них ничего не делать против воли и по принуждению, а наоборот. Насколько это возможно, все делать добровольно и самостоятельно с некоторого рода увлечением. Отсюда я решительно настаиваю на том, что розги и побои, эти рабские и совершенно недостой­ные свободных людей средства, не должны применяться в школах и под­лежат совершенному из них удалению. Их следует применять только к невольникам и негодным, людям рабского духа. Такие весьма скоро проявляют себя в школах своим поведением и быстро должны быть уда­ляемы из школ не только вследствие своей тупости и неспособности, большей частью свойственной рабским характерам, но также и вслед­ствие испорченности, которая в большинстве случаев соединена с ней. А если еще им дать на помощь науки и искусства, то в руках безумных людей они обратятся лишь в орудие испорченности и станут мечами, которыми они будут истреблять и себя и других. Но есть и другие виды наказаний, которые и нужно применять по отношению к свободным и благородным юношам".
  -- Каждый изучивший все то, что относится к его искусству, должен сделаться из ученика под­мастерьем своего искусства, а затем через известное время--и мастером. То же самое должно иметь место и в школьной науке: для искусств, наук и языков следует тоже назначить свои сроки: здесь в пределах известного числа лет должен быть закончен весь круг образования и из этих мастерских человечества должны выйти люди подлинно образованные, совер­шенно нравственные и истинно благочестивые.
  -- ...Годы восходящего возраста мы разделим на четыре определенных периода: детство, отрочество, юность, зрелость.
  -- ...Годы восходящего возраста мы разделим на четыре определенных периода: детство, отрочество, юность, зрелость. Каждому возрасту нужно назначить одно шестилетие и соответствую­щую школу так, чтобы:
  -- ...Материнская школа должна быть в каждом доме; школа родного языка--в каждой общине, в каждом селе и в каждом местечке: гимназия -- в каждом городе; академия -- в каждом государстве или даже в каждой более значительной провинции.
  -- ...Все то, что может сделать людей истинными людьми, христиан -- истинными христиа­нами, ученых -- истинными учеными, только поднимаясь каждой ступенью выше в соответствии с возрастом и предшествующей подготовкой.
  -- ...Верный метод--успешно развивать умы.
  -- Желать образовывать волю ранее понимания вещей (как и познание ранее воображения и воображение ранее чувственных восприятии) -- это значит напрасно терять труд.
  -- Школа родного языка представляет собой лето с его спелыми колосьями и некоторыми ранними плодами Гимназия соответствует осени, собирающей богатые плоды с полей, садов и виноградников и складывающей это в сокровищницу ума Академия, наконец--это зима, дающая собранным плодам различные назначения, чтобы можно было на что жить во все остальное время жизни.
  -- Умеренность, состоящая в соблюдении меры в еде и в пище и в том, чтобы ничего не позволять себе сверх необходимого для утоления голода и жажды.
  -- Опрятность при еде, в одежде и бережное обращение с куклами и игрушками.
  -- Неуклонная правдивость во всех словах, так чтобы никогда не позволялось лгать или обманывать--ни в шутку, ни серьезно (так как дурная шутка может в конце концов перейти в нехороший поступок).
  -- Справедливости дети будут учиться, не присваивая ничего чужого, не унося, не удерживая, не скрывая чего-либо против воли владельца, ни в чем никому не делая зла, ни в чем не завидуя и пр.
  -- Пусть приучатся не болтать постоянно и не выбалтывать всего, что попадается на язык, а разумно молчать, когда того требует дело, когда говорят другие, когда присутствует кто-либо из почтенных лиц, когда самое дело требует молчания.
  -- Но особенно нужно приучать детей в этом первом возрасте к терпению, которое будет необходимо в течение всей жизни, чтобы они научились владеть собой, руководствоваться разумом, а не порывами; прежде чем страсти бурно прорвутся и пустят корни, лучше подавлять гнев, чем давать ему волю, и пр.
  -- Услужливость и готовность служить другим есть лучшее украше­ние юности, и даже всей жизни.
  -- ...Вежливость, чтобы ничего не делать, неуместно и бессмысленно, а во всем поступать с приличной скромностью.
  -- Ветер веет, где хочет, и не всегда начинает путь в определенное время.
  
  
  

0x01 graphic

Кирилло-Белозерский монастырь.

С иконы 17 в.

(Основан в 1397 г. Кирил­лом, иноком московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радо­нежского, недалеко от г. Кириллова, на берегу Сиверского озера (ныне в Вологодской обл.).

ДОБРОДЕТЕЛИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

  

Критерий истины для русского - всегда, в конечном счете, опыт.

Соборность и политика

С.Л. Франк

   Русский человек страдает от бессмыслицы жизни.
   Он остро чувствует, что, если он просто "живет как все" - ест, пьет, женится, трудится для пропитания семьи, даже веселится обычными земными радостями, он живет в туманном, бессмысленном водовороте, как щепка уносится течением времени, и перед лицом неизбежного конца жизни не знает, для чего он жил на свете.
   Он всем существом своим ощущает, что нужно не "просто жить", а жить для чего-то.
  
   Критерий истины для него - всегда, в конечном счете, опыт.
  
   Опыт означает для русского, в конечном счете, то, что понимается под жизненным опытом, т.е. внешней стороной истины, не проникая в ее внутреннее ядро.
  
   В то же время, что-то "узнать" - означает приобщиться к чему-либо посредством внутреннего сознания и сопереживания, постичь что-либо внутреннее и обладать этим во всей полноте его жизненных проявлений.
   Вот почему опытное знание русских, как правило, неполно и неточно.
  
   Если мы обобщим особенности русского мировоззрения, то обнаружим: в частности принцип жизненного опыта, познание через переживание и, наконец, то, что мы назвали соборность, или принципом общности, принципом единства отдельных личностей, их переплетения во всеохватывающей, живой целостности духа, то это обобщение позволит нам ощутить, как глубока, конкретна и всеобъемлюща та истина, к которой стремится русский дух.
  
   Еще одна национальная черта - характерное предубеждение против индивидуализма и приверженность в определенного рода духовному коллективизму.
  
   Речь идет о своеобразном понятии, которое в русском церковном языке, а затем и в сочинениях славянофилов выражается непереводимым словом "соборность", происходящим от слова "собор".
  
   Этой соборностью, или "принципом общности", на который настроен русский дух (и который славянофилы называли также "хоровым принципом" русской жизни), объясняется, что политика, политическая борьба играет в русской духовной жизни чрезвычайно большую роль.
  

С. Л. Франк

Духовные основы общества. - М., 1992.

   Справка:
   Семён Людвигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва -- 10 декабря 1950, Лондон) -- крупный русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Участник сборников "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909) и "Из глубины" (1918). Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры в традициях апофатической философии и христианского платонизма, в частности под влиянием Николая Кузанского и Владимира Соловьёва (особенно концепции положительного всеединства).

  
  

Евангельская добродетель милосердия,

сострадания благотворительности у русских

А.А. Царевский

  
   Еще более усвоена была русским человеком евангельская добродетель милосердия, сострадания, благотворительности. Возможно деятельное, живое участие в судьбе всех страждущих, несчастных, бедных и доселе остается насущною религиозною потребностью набожного русского человека.
  
   Высокий образец в этом отношении подавали народу русскому цари и высшее духовенство, для которых именно милосердие христианское считалось первейшею обязанностью и высшею доблестью.
  
   На царских, патриарших и епископских дворах в старину сплошь и рядом "давались кормы", устраивались обеды нищей братии, ежедневно "творилась святая милостынька"; в дни великих праздников, в посты, а также в случаях наиболее важных, радостных или горестных событий жизни своей цари, например, сами ходили по тюрьмам, богодельням, келиям при церквах и лично оделяли немощный и бедствующий люд своими подаяниями.
  
   "Бог свидетель сему, - говорил, например, Борис Годунов народу после венчания на царство, - никтоже убо будет в моем царствии нищ или беден! И сию последнюю разделю со всеми!" - добавил он, потрясая ворот своей рубахи. Призреть странника, накормить голодного, подать "несчастненькому" (арестанту), "сотворить милостыньку" - всегда было священным долгом и всякого русского человека.
  
   Известный католик Фабер в своем сочинении "O религии московитян". (1525 г.), при всем желании замаскировать добрые проявления православной жизни на Руси, все же говорит: "Русские любят подавать нищим милостыню; они их одевают, питают, поят, оказывают гостеприимство, - таким образом не скупо, а с радушием и полною щедростию сеют семена покаяния, поста, молитвы и прочих подвигов, чтобы потом пожать плоды".
  

А.А. Царевский

Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. - Казань, 1898.

  

0x01 graphic

Белинский в 1843 году.

Художник Кирилл Горбунов

Дух русского народа велик и могуч

В.Г. Белинский

  
   Дух народный всегда велик и могущ...
   <...>
   Но такова участь даже и великого народа, если враждебная судьба или неблагоприятное историческое развитие лишают его потребной ему сферы и для необъятной силы его духа не дают приличного ей содержания:
  
   в минуты испытания, когда малые духом народы падают, он просыпается, как лев, окруженный ловцами, грозно сотрясает свою гриву и ужасным рыканьем оледеняет сердца своих врагов; но прошла буря - и он опять погружается в свою дремоту, не извлекая из потрясения никаких благоприятных результатов для своей цивилизации.
  
   <...>
  

В.Г. Белинский

Россия до Петра Великого. - В кн.: Русская идея. - М., 1995.

0x01 graphic

Белинский в молодости

   Справка:
   Виссарион Григорьевич Белинский (30 мая (11 июня) 1811, крепость Свеаборг, Финляндия -- 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург) -- русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.
   Герцен так описал Белинского в тот период: "Без возражений, без раздражения он не хорошо говорил, но когда он чувствовал себя уязвлённым, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щёк и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль. Спор оканчивался очень часто кровью, которая у больного лилась из горла; бледный, задыхающийся, с глазами, остановленными на том, с кем говорил, он дрожащей рукой поднимал платок ко рту и останавливался, глубоко огорчённый, уничтоженный своей физической слабостью".
   Усилившаяся болезнь заставила его предпринять поездку за границу (с мая по ноябрь 1847 г.), но эта поездка не принесла ожидаемого облегчения; Белинский медленно угасал и скончался 26 мая (7 июня) 1848 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Твердость, мужество и долготерпение наших праотцов

М. Гастев

  
   В природе человека есть энергия, упругость, которая противится всем внешним обстоятельствам, как бы они худы, неприязненны ни были, как бы ни стесняли ее.
  
   Она имеет способность, нужды, кои пробиваются сквозь все препятствия.
   Множество причин может их сжать, совратить с естественного направления, нарушить, остановить их развитие, но ничто не может их уничтожить.
  
   Они ищут, всегда находят себе отверстие, тропинку, и рано или поздно развиваются, достигают определенного пункта.
  
   Русский народ, угнетаемый многие веки всякими бедствиями, уцелел, восстал.
  
   В его движении мы видим ход естественный, но весьма медленный, задержанный многими препятствиями.
   Он долго боролся с судьбою, долго не видел ясного солнца на горизонте своей жизни.
  
   Мы с ужасом смотрим на прошедшее; не верим глазам своим, соболезнуя о бедствиях, постигших Русскую землю; дивимся твердости, долготерпению наших праотцов.
  
   Они ценою скорби купили счастье для нас, потомков.
  

М. Гастев

Рассуждения о причинах, замедливших гражданскую образованность в Русском государстве до Петра Великого. - М., 1842.

  

0x01 graphic

Николай Михайлович Карамзин

Свободолюбие и согласие

Н.М. Карамзин

  
   Сей народ, подобно всем иным, в начале гражданского бытия своего не знал выгод правления благоустроенного, не терпел ни властелинов, ни рабов в земле своей и думал, что свобода дикая, неограниченная есть главное добро человека.
  
   Хозяин господствовал в доме: отец над детьми, муж над женою, брат над сестрами; всякий строил себе хижину особенную, в некотором отдалении от прочих, чтобы жить спокойнее и безопаснее.
  
   Лес, ручей, поле составляли его область, в которую страшились зайти слабые и невооруженные.
  
   Каждое семейство было маленькой, независимой республикою; но общие древние обычаи служили между ними некоторою гражданскою связию.
  
   В случаях важных единоплеменные сходились вместе советоваться о благе народном, уважая приговор старцев, сих живых книг опытности и благоразумия для народов диких; вместе также предпринимали воинские походы, избирали вождей, хотя, любя своевольство и боясь всякого принуждения, весьма ограничивали власть их и часто не повиновались им в самих битвах.
  
   Совершив общее дело и возвратясь домой, всякий опять считал себя большим и главою в своей хижине.
  
   <...>
  
   Славяне... показывали силу свою в разных играх воинских, сожигали труп на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили ее на столпе в окрестности дорог.
  
   Сей обряд... изъявляет воинственный дух народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться ее в битвах, и печальными урнами окружал дороги, чтобы приучить глаза и мысли свои к сим знакам человеческой тленности.
  
   <...>
  

Н.М. Карамзин

История государства Российского. В 12 т. Т.I - IV. - С.38 - 61

   Справка:
   Николай Михайлович Карамзин (1 (12) декабря 1766, родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным -- с. Михайловка (Преображенское), Бузулукский уезд, Казанская губерния) -- 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) -- русский историк-историограф, писатель, поэт. Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель "Истории государства Российского" (тома 1--12, 1803--1826 гг.) -- одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор "Московского журнала" (1791--1792) и "Вестника Европы" (1802--1803).
  
  

0x01 graphic

Иван Михайлович Снегирёв

Чистота и целомудрие

И. Снегирев

  
   Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы, гласит пословица русская, полагающая твердою основой законам нравы; доброта и чистота оных вместе с благоговением к вере питают тот дух порядка и подчиненности, который упрочивает общественное и семейное благоденствие теснейшим соединением одного с другим.
  
   Почитая доброе имя главным отличием жизни человеческой, предки наши говаривали:
  
   Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
  
   "Новгородская честь" и "новгородская душа", так равно "псковское крепкое слово" заменяли клятву и обратились в поговорку.
  
   Сколько у предков наших уважалось честное слово, как залог доброй совести, то известно из преданий, грамот, летописей, законов и следующих пословиц:
  
   Слово-закон.
   До слова крепись, а давши слово, держись.
  
   Все достойное уважения и драгоценное называлось честным: например, честные родители, честный человек, честная девица; отсюда и честность принимается за нравственное отличие жизни семейной и гражданской.
  
   Такова старинная честь, личная и общественная!
  
   Сие слово, происходящее от глаголов "чтить" и "честить", означает также и угощение как почесть, что видно из следующих народных мнений:
  
   Честь приложена (гостю), а от убытку Бог избавил.
   Честь честью, а дело делом.
  
   Угрозою совести и общего мнения у русских бывал стыд, который ставился выше казни и принимаем был не только в смысле срама и бесчестия, но и добросовестности и целомудрия; ибо:
  
   В ком есть стыд, в том и совесть.
   В том и Бог, в ком есть стыд.
  
   Стыд и стыдливость вмесите со смирением почитались драгоценным украшением юношества обоего пола и душою супружеской жизни:
  
   Смиренье - девичье ожерелье.
   Смиренье - молодицы ожерелье.
  
   Выше мы заметили, что уставы предков и затворы теремов охраняли стыд девичий, который, про старинному предубеждению, был до порога.
  
   Гербенштейн в ХVI веке уверяет, будто у предков наших "вся честь женщины, особливо девицы, поставлялась в том, чтобы им не быть видимыми от посторонних людей и что женщина или девица невозвратно теряла доброе имя, если ее видел какой-нибудь посторонний мужчина, кроме отца и матери да близких родных".
  
   Нарушение женского стыда и целомудрия считалось величайшим преступлением, позором и соромом.
  
   Рязанская княгиня Евпраксия, по убиении супруга своего Батыем, "зразилась" (убилась), свергнувшись с высокого терема для избежания насилия варвара, ею плененного. Владимирская княгиня Агафия с дочерью предпочли лучше сгореть в успенском соборе, нежели предать себя на поругание татар. И в 1812 году две дочери священника Марка в Москве бросились в реку от преследования врагов, покушавшихся на их честь и непорочность.
  

Иван Снегирев.

Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах. - Н. Новгород, 1996.-с. 283-291.

   Справка:
   Иван Михайлович Снегирёв (23 апреля (4 мая) 1793, Москва -- 9 (21) декабря 1868, Санкт-Петербург) -- русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, участник кружка Н. П. Румянцева, сторонник теории официальной народности, первый исследователь русского лубка, составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей.
   Окончил Московский университет (1814), где его отец служил профессором. С 1818 преподавал в Московском университете латинский язык; профессор римской словесности и римских древностей Московского университета (1826--1836). В николаевское царствование служил цензором, через него прошли в печать такие произведения, как "Евгений Онегин" и "Мёртвые души". Состоял членом Общества любителей российской словесности. Руководил реставрационными работами в Московском Кремле и округе. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1854).

  

0x01 graphic

Иван Александрович Ильин

  

У нас свой путь и свои задачи

И.А. Ильин

  
   ...Россия нуждается больше всего в самостоятельном национальном творчестве: в углубленном, свободном, непредвзятом созерцании и постижении; в созидании, исходящем из любви к родине, а не из ненависти к обидчикам другого класса, в творческом - идейном, программном и тактическом, политическом и социальным.
  
   Положение наше, русских патриотов, единственно в своем роде: и это мы должны усвоить крепко; от этого мы должны отправляться и именно так осмысливать нашу задачу.
  
   Ни один народ в мире не имел и не имеет ни такой территории, ни такого национального состава, ни такой истории, как Россия.
  
   У нас своя, особая вера, свой характер, свой уклад души.
  
   Мы иначе любим, иначе созерцаем, иначе поем.
   У нас иное правосознание и иная государственность. Так было всегда.
   И так обстоит особенно теперь, после всего, перенесенного Россией в революции.
  
  
   Поэтому механическое заимствование у других народов сулит нам добра меньше, чем когда-нибудь; и только те из нас, которые потеряли живое чувство России или, может быть, никогда не имели его, которые не видят, а, может быть, никогда не видели, ее своеобразную проблематику (духовную и религиозную, психологическую и национальную, политическую и хозяйственную) могут думать, что Россия спасется какой-нибудь слепою формою западничества.
  
   <...>
  
   ... Русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы.
  
   <...>
  
   Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости.
  
   Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредоточить свою выносливость и мужественность.
  
   Все это элементарные предпосылки характера.
  
   Армия невозможна без дисциплины и усердия.
   Армия требует воинского качества.
  
   Она гасит в душах лень и похоть раздора.
   Она приковывает волю к воинской чести, чувство единства и солидарности - к своей воинской части, а сердце к родине.
  
   Это есть школа характера и государственно-патриотического служения.
  
   В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.
  
   Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу.
  
   Он не специалист по ликвидации безграмотности (не "спецликбеза"), а воспитатель русских детей.
  
   Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и управлении духовности в детях.
  
   Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, правосознание, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности.
  

И. А. Ильин

Творческая идея нашего будущего... - С.4, 9 - 10.

   Справка:
   Иван Александрович Ильин (28 марта (9 апреля) 1883, Москва -- 21 декабря 1954, Цолликон) -- русский христианский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023