Аннотация: Служу "без гордости и насмешек" 49 лет...
"Держать соху, а другой - меч"...
ВЕЛИЧИЕ И ПАДЕНИЕ РИМА
А.И. Каменев
Мысли на будущее:
--
Народ вынужден всегда одной рукой держать соху, а другой - меч...
--
Никакие трудности не должны бытьнароду внове, никакие пути - тяжелы или круты, ни один враг не был страшен: доблесть должна превозмогала все...
--
Горячее всего состязание друг с другом из-за славы: каждый спешил сразить врага, взойти первым на стену и в миг подвига оказаться на виду...
--
К славе древние люди были жадны, к деньгам равнодушны; чести желали большой, богатства - честного...
--
Единодушие было постоянным, своекорыстие - до крайности редким...
--
Право и благо чтили, повинуясь скорее природе, нежели законам...
--
Брань, раздоры, ненависть берегли для врагов, друг с другом состязались только в доблести...
--
В храмах бывали расточительны, дома бережливы, друзьям верны...
--
Двумя качествами сберегали и себя, и свое государство - отвагою на войне, справедливостью во время мира...
--
На войне чаще наказывали тех, кто бросался на врага вопреки приказу...
--
В мирное время правили больше милостью, чем страхом, и, понеся обиду, предпочитали не наказывать, но прощать...
--
Храм Януса(показатель войны и мира): открытые врата означали, что государство воюет, закрытые - что все окрестные народы замирены...
--
Сила законов в их справедливости, умении направлять энергию масс на благое дело...
Диктатура:
--
Диктатура была благом до тех пор, пока диктатор был честен перед своими гражданами и не злоупотреблял своим положением и правами...
--
Диктатор не заботился о балансе сил и координации отношений в обществе: он обязательно занимал сторону имущих...
--
Он считал, что голосование должно находиться не "в руках неимущих и самых дерзких, но в руках обладающих достатком и здравым смыслом"...
--
По его приказам составляются особые списки (так называемые проскрипции): лица, попадавшие в такой список, считались объявленными вне закона; сами они подлежали смерти, а имущество их конфискации...
--
Диктатор парализует народ, убивает в нем дух гражданственности, свободолюбия, независимости...
--
Диктатор попирает Закон, а его место заступил произвол...
--
Накопление власти и богатств дает начало всеобщей испорченности нравов...
--
Народ превращается в чернь, аристократия получает чисто демонический характер, столица превращается в ад...
--
Жадность богатых становится невыносимой и агрессивной: они не хотят ни с кем делиться и разумно издерживаться на общественные нужды...
"О, продажный город,
ты перестанешь существовать,
как только для тебя найдется подходящий покупатель!"...
В истории цивилизации есть немало примеров, которые поражают воображение величием свершенного деяния. Так, примеры отдельных исторических личностей вызывают восхищение величием ума, силой духа, целеустремленностью, благородством характера. Пример целого народа вызывает благоговейное отношение к деятельности вождей нации, добрым нравам народа, умению сплотиться во имя благого дела, а также к тем разумным и справедливым законам, которые регулировали отношения между людьми, не допуская пренебрежения к общим делам нации и не умаляя потребностей, прав и свобод каждого гражданина.
*
С точки зрения простого эволюционного развития события должны были бы развиваться от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, от худшего к лучшему. Но нередко такое поступательное развитие в жизни народов уступает движению обратному: от лучшего - к худшему, от процветания - к угасанию, от богатства - к нищете, от более разумной организации - к неразумной, пагубной и вредной.
*
Почему так происходит? Разве по мере развития люди становятся глупее, а государственные деятели теряют мудрость? Разве можно отступать от тех нравов и обычаев, которые привнесли в общество мир, согласие, взаимопонимание и процветание? Почему в угоду тщеславию, единоличной власти над людьми, корысти и т.п. приносится в жертву будущее целого народа, отвергается коллективная мудрость лучших мужей государства?
Почему народ, столь гордый в прежние века своей свободой и достоинством личности, легко и без сопротивления соглашается на роль бесправного и раболепного подданного, который не имеет почти никаких прав?
*
История Рима столь поучительна, что на примерах одного этого государства надо бы до сих пор учить все народы как следует добиваться величия, а на других его примерах - как не допускать падения империи и угасания нации.
В этом отношении нам следует прислушаться к мнению Полибия, который весьма четко определил для себя цель такого исторического подхода:
"...Суждения, построенные только на исходе сражений, как о победителях, так и о побежденных, не безошибочны, потому что многие по достижении величайших, как казалось успехов, навлекли на себя величайшие бедствия неумелым пользованием удачами; с другой стороны, есть не мало и таких, которые сумели мужественно перенести бедствия и часто обращали их на пользу себе. Поэтому нам следует дополнить описание упомянутых выше событий изображением последующего поведения победителей и того, как они пользовались своею властью над миром, а также выяснить поведение и чувства остальных народов по отношении к повелителям; кроме того, следует изложить стремления и наклонности, преобладавшие и господствовавшие у отдельных народов в частной жизни и в делах общегосударственных. Это изложение покажет со всею ясностью ныне живущим поколениям, должно ли им избегать, или напротив искать владычества римлян, а потомкам поможет решить вопрос, достойно ли владычество их похвалы и соревнования, или же осуждения. Главным образом в этом и состоит польза нашей истории для настоящего и будущего".
Справка:
--
Полибий (201 до н. э., Мегалополь, Аркадия -- 120 до н. э.) -- греческий историк, государственный деятель и военачальник, автор "Всеобщей истории" ("Истории") в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 до н. э. по 146 до н. э..
--
Из книг "Истории" полностью сохранились только первые 5, остальные дошли в более или менее подробных изложениях. Прочие труды Полибия не сохранились.
--
Исходя из учения стоиков о предвидении, он пришёл к метафизике истории, которая рассматривала последнюю как борьбу народов и отдельных личностей против власти судьбы.
*
В истории Древнего Рима мы найдем множество доблестных и поучительных примеров, увидим, как росло разумение правителей и благополучие государства. Позже обнаружится и зреющее зло, разрушившее великолепное общественное творение, ввергнувшее римский народ в братоубийственную войну.
*
Мы увидим, как римский народ (который Тит Ливий называл "главенствующим", причисленный легендой к потомкам самого Марса, которому, как говорил Вергилий, власть над другими народами дана была "бесконечная и беспредельная", а всемирная миссия - "покорить весь свет, дать всем народам мудрые и справедливые законы, щадить послушных и смирять непокорных") вынужден был уступить варварским (германским) племенам и без серьезной борьба отдать все свои завоевания в чужие руки.
Говоря словами А. Свечина, "римская империя умерла; римский солдат не был побежден германцем - он дал себя им заместить".
Справка:
--
Тит Ливий (59 до н. э., Патавиум -- 17) -- один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой "Истории от основания города" ("Ab urbe condita"), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.
--
Стал основоположником так называемой альтернативной истории, риторически описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским, если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.
--
После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой проповедовал нравственные ценности. В них он видел залог возрождения Рима. В то же время, разделяя взгляды стоиков, Тит Ливий верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено множество речей исторических и полулегендарных фигур.
--
Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи.
--
О Ливии с уважением отзывались старший и младший Сенеки, Квинтилиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.
Богиня победы Ника
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УРОКИ ДРЕВНЕГО РИМА
Пример Рима обнаруживает и ярко проявляет ту закономерность, которая гласит:
великую цивилизацию невозможно завоевать извне до тех пор, пока она не разрушит себя изнутри.
Главные причины упадка Рима заключались в измельчании вождей, духовной порче народа, угасании морали, мелочной классовой борьбе, бюрократическом деспотизме, удушающих налогах, истребительных войнах.
Говоря о древних римлянах, Дж. Дрэпер справедливо указывал:
"Это были люди насилия, которые пали вследствие собственных завоеваний и преступлений. Истребление их войною играло, впрочем, незначительную роль в их исчезновении, сравнительно с роковым уменьшением и разрушительным смешением, являвшимся результатами их слияния с обширною массою человечества, с которою им приходилось вступать в соприкосновение".
*
Вся история Римской империи в ее внешних отношениях была сплошною борьбою: вначале была завоевана Италия, затем - Карфаген, после этого начались распри внутри самой империи, а на закате могущества пришлось воевать на два фронта: в Европе против германцев, в Азии против парфян и сменивших их новоперсов. Условия этой борьбы диктовали необходимость развития военного дела, усовершенствования главного орудия войны - солдата.
*
Первое, на что необходимо обратить внимание, состоит в следующем утверждении: Рим никогда бы ни добился выдающихся побед, если бы развитию военного дела не способствовали добрые нравы и обычаи в обществе.
*
В то же время, добрые нравы не создаются сами по себе. Важнейшее значение в этой работе принадлежит особым институтам (религия, общественное собрание, сенат) и людям (философам, ораторам, политикам, проповедникам, государственным деятелям, полководцам и т.д.).
Николло Макиавелли так обозначил этот вопрос:
"Из всех знаменитых людей всего знаменитее основатели и установители религий. Затем всех славнее основатели республик или государств. Потом наибольшая слава принадлежит полководцам, расширившим пределы своего государства или отечества.
К доблестным людям принадлежат также ученые; и так как их существует несколько родов, то каждому принадлежит своя доля славы. Из бесчисленного множества остальных людей всякому воздается похвала сообразно степени его искусства и совершенства.
Напротив, позорны и гнусны люди, разрушающие религию, губящие государство и республику, враги добродетели, знания и всяких других качеств, приносящих пользу и честь человеческому роду; таковы нечестивцы, люди насилия, невежды, тунеядцы, подлецы и ничтожные твари".
Справка:
--
Никколо Макиавелли (3 мая 1469, Флоренция -- 21 июня 1527) -- итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.
--
В 1494 году Флоренция восстановила Флорентийскую Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году).Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела.
--
Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме.
--
В 1503--1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия" и в "Государе") и предпочитал ополчение, сформированное из граждан.
--
Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant'Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.
--
В ноябре 1520 г. был призван во Флоренцию и получил должность историографа. Написал "Историю Флоренции" в 1520-1525 гг.
--
Макиавелли умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.
Добрый пример авторитетного (публичного) лица играет колоссальное воспитательное значение, ибо не только действует силой внушений на массу, но указывает народу правильное направление развития духовных и физических сил и способствует формированию в обществе соответствующих ценностей, на основе которых развивается доблесть и общее стремление совершить полезное дело для общей пользы.
*
Богиня Рома, покровительница города Рима.
Правы те историки, которые пишут о существенном влиянии среды на формирование народного характера.
Римляне, народ земледельческий, окруженный со всех сторон воинственными племенами, вынужден был одной рукой держать соху, а другой - меч.
Эти два обстоятельства определили существенную черту римского характера - делало его трезвым реалистом, развивало практицизм и воспитывало воинственность.
*
Отличаясь от мечтательных греков, римлянин не проявлял большой любви к умозрительной философии и не понимал смысла чисто теоретического мышления и отвлеченных споров. Даже впоследствии, во II в. до христианской эры, видные представители эллинистически образованной римской интеллигенции находили, что умный человек не тот, кто исследует то, чего он никогда не постигнет, но тот, кто дает такие ответы, которые избавляют от забот и хлопот; ценнее всего то, что полезно для отдельного гражданина и государства.
*
Безусловно, римский практицизм дал особое направление воспитанию и образованию римлянина: все было направлено на то, чтобы образовать будущего гражданина и воина; во всей римской педагогике приоритетное значение имело лишь то, что способствовало укреплению духа и тела римских граждан.
*
Лучшие люди Рима считали своим долгом содействовать воспитанию юношества.
Особенно много времени и внимания этому уделяли Цицерон и Квинтиллиан.
Воспитание, по мнению Цицерона, есть усовершенствование дарованных человеку от природы способностей.
В интересах развития нравственности наибольшее значение следует отдать религии.
"Юноши особенно должны во всем остерегаться неумеренности, уважать добрые нравы и старших по возрасту, избирать из них только лучших и справедливейших, и тогда поручать себя их совету и руководству.
Более всего надо держать юношество вдали от чувственных наслаждений и как можно более упражнять дух и тело юношей в перенесении напряжений и в терпении.
Возбуждение чувства чести и славолюбия надо считать главным воспитательным средством для тех, которые предназначаются впоследствии для занятий высших государственных должностей".
Цицерон произносит речь против Катилины
Справка:
--
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - писатель, политический деятель, законовед, оратор.
--
В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики.
--
В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью народного трибуна Тита Анния Милона.
--
В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул "императора".
--
После убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена.
--
Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: "Поставьте тут же паланкин", а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона, посланного убить его. Его отрубленные голова и правая рука были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.
Квинтиллиан, в свою очередь, заявлял следующее:
"Я люблю личности, которых похвала возбуждает, честь приводит в восторг, и которые плачут от сознания своей ошибки, а не от наказания: только честолюбие поддерживает прилежание, а наказание возбуждает его".
Он считал, что каждая хорошая природная черта требует поддержки; но главное внимание должно быть обращено на укрепление того, что слабо. При этом, однако, надо более всего остерегаться двух вещей: не задаваться невозможным и не навязывать ученику того, к чему он не чувствует никакого призвания, помимо, действительно существующего в нем.
Малоспособных надо вести лишь до тех пор, пока в них хватает способностей и охоты...
Другое дело с даровитыми... Здесь уже нельзя делать послабления в требованиях.
*
При таких ценностных установках к воспитанию и развитию римского юношества можно было ожидать благоприятных последствий.
*
Не менее важно было религиозное влияние на формирование нравов и государственных установок. В этом отношении интересны два факт, относящиеся к Ромулу, основателю Рима.
Первый факт связан с самим фактом основания Рима.
Когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города, Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь.
Разгневанный Ромул убил брата и над трупом его воскликнул:
"Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены!".
Второй факт - касается завещания Ромула.
Из предания нам известно, что Ромул через особого посланника завещал:
"Отправляйся и возвести римлянам: угодно богам, чтобы мой Рим стал главой всего мира. А потому пусть будут усердны к военному делу, пусть ведают сами и потомству передают, что нет человеческих сил, способных противиться римскому оружию".
Эти слова, переданные римлянам, были не просто советом смертного, а посланием свыше, т.е. неким возвещением Истины, которой во все времена должны были следовать римляне.
*
Варвары, угоняющие римлян в рабство
Эти и другие религиозные каноны играли даже не роль закона, а исполняли функцию божественного повеления, нарушить которое никто и никогда не имел права. Говоря современным языком, это была римская национальная идея, суть которой состояла в том, что Риму поручена великая всемирная миссия - силой своего оружия устанавливать везде и всегда свое господство.
*
Зная о таких установках, можно не удивляться тому, что молодые люди, едва войдя в возраст, трудились, не щадя сил, в лагере, чтобы постигнуть военное искусство на деле, и находили больше радости в оружии и боевых конях, чем в распутницах и пирушках. И когда они мужали, то никакие трудности не были им внове, никакие пути - тяжелы или круты, ни один враг не был страшен: доблесть превозмогала все. Но горячее всего состязались они друг с другом из-за славы: каждый спешил сразить врага, взойти первым на стену и в миг подвига оказаться на виду. В этом заключалось для них и богатство, и громкое имя, и высокая знатность. К славе они были жадны, к деньгам равнодушны; чести желали большой, богатства - честного.
*
Римская история свидетельствует о героическом поступке молодого римлянин, по имени Муций, который во время войны с этрусками, для спасения отечества, решился на отчаянное дело. Спрятав под плащом кинжал, он отправился в неприятельский лагерь, чтобы убить Порсенну, царя этрусков. Его никто не задержал, и он благополучно пробрался в царскую палатку. В это время там раздавали жалование воинам. Не зная царя в лицо, Муций бросился с кинжалом на того, к которому все обращались с вопросами, и убил его. Оказалось, что это был лишь царский писарь.
Этрусские воины схватили Муция, обезоружили и привели к Порсенне. Юноша бесстрашно заявил царю:
"Имя мое Муций, я римский гражданин и хотел умертвить тебя - врага своего отечества. Как видно, я ошибся, но все равно твои часы сочтены, ибо 300 римских юношей составили заговор на твою жизнь. Первому жребий достался мне, и то, что мне не удалось, удастся кому-нибудь из остальных".
Порсенна потребовал, чтобы Муций назвал заговорщиков, угрожая в противном случае сжечь его живым на костре. Муций не ответил на это ни слова, но, желая показать, насколько римляне презирают боль и физические страдания, спокойно подошел к жаровне и положил правую руку на пылающие угли. Присутствующие были поражены ужасом, а Муций, не дрогнув, стоял, пока рука его медленно горела на огне. Больше всех поражен был сам царь.
"Ступай отсюда безнаказанно, - вскричал он, - ты поступил с собой более жестоко, чем со мной. Желал бы я, чтобы и за меня сражались такие же бесстрашные люди!"
Исполненный удивления к храбрости римлян и опасаясь за свою жизнь, Порсенна, как говорит предание, не только отпустил Муция, но и снял осаду Рима. Благодарные сограждане высоко оценили подвиг Муция и дали ему почетное прозвище Сцевола (т.е. левша). Оно впоследствии переходило ко всем его потомкам.
*
Доблесть воинская соответствовала и благонравию мирскому, гражданскому.
Тит Ливий свидетельствует:
"Единодушие было постоянным, своекорыстие - до крайности редким. Право и благо чтили, повинуясь скорее природе, нежели законам. Брань, раздоры, ненависть берегли для врагов, друг с другом состязались только в доблести. В храмах бывали расточительны, дома бережливы, друзьям верны.
Двумя качествами сберегали и себя, и свое государство - отвагою на войне, справедливостью во время мира.
И вот что служит мне лучшим доводом: на войне чаще наказывали тех, кто бросался на врага вопреки приказу или, услышав сигнал к отступлению, уходил с поля брани чересчур медленно, чем тех, кто осмеливался покинуть свое знамя или место в строю, а в мирное время правили больше милостью, чем страхом, и, понеся обиду, предпочитали не наказывать, но прощать".
*
По-другому и не могло быть.
Ведь и в армии, и в гражданском обществе были люди, воспитанные на одних и тех же добродетелях, приобщенные к одной и той же системе духовных ценностей, питавшие уважение и к воинскому и гражданскому труду, безусловно, ставя несравненно выше ратный труд, как первооснову процветания Рима.
*
После того, как неримляне заполонили город, Рим перестал быть городом, где народ был воодушевлен тем же духом, той же любовью к свободе, той же ненавистью к тирании, где борьба за власть против сената и стремление лишить знать ее прерогатив были смешаны с уважением и являлись не чем иным, как только любовью к равенству. Когда народы Италии стали гражданами Рима, каждый город, сохраняя свои характерные черты, стал отстаивать свои частные интересы, обнаруживать свою зависимость от какого-либо сильного покровителя.
*
Почему же на заре римской государственности зависть, своекорыстие, подлость и прочие пороки не имели под собой питательной почвы? Только ли оттого, что люди были бедны, и им нечего было делить между собою? Может быть дело в другом? А именно - в примере вождей? Да, именно так и обстояло дело.
*
Первые властители Рима были людьми достойными и доблестными.
Ромул, к примеру, по преданию, отличался высокой доблестью и был дорог народу:
"...Взять ли отвагу, с какою возвращено было дедовское царство, взять ли мудрость, с какою был основан и укреплен военными и мирными средствами город. Ибо, бесспорно, его трудами город стал так силен, что на протяжении последующих сорока лет мог пользоваться прочным миром. И, однако, толпе Ромул был дороже, чем отцам, а воинам гораздо более по сердцу, нежели прочим; триста вооруженных телохранителей, которых он назвал "быстрыми", всегда были при нем, не только на войне, но и в мирное время".
*
Доблесть Ромула дала Нуме Помпилию возможность управлять Римом в течение многих лет мирно. Нуме наследовал Тулл, который своим свирепым мужеством напоминал Ромула. После него царствовал Анк, одаренный от природы так, что мог и править в мире, и вести войну. Сначала он желал идти мирным путем, но вскоре увидел, что соседи, считая его изнеженным, презирают его; тогда он пришел к убеждению, что для сохранения Рима должно воевать и подражать не Нуме, а Ромулу.
*
Первые римские цари действовали весьма разумно, о чем свидетельствует Тит Ливий, приводя в пример Нуму Помпилия:
Получив, таким образом, царскую власть, Нума решил город, основанный силой оружия, основать заново на праве, законах, обычаях. Видя, что ко всему этому невозможно привыкнуть среди войн, ибо ратная служба ожесточает сердца, он счел необходимым смягчить нравы народа, отучая его от оружия" и потому в самом низу Аргилета воздвиг храм Януса - показатель войны и мира: открытые врата означали, что государство воюет, закрытые - что все окрестные народы замирены.
*
Чрезвычайно важным в "Истории" Тита Ливия является вывод о том, что величие Рима основывалось не только на силе римского оружия, но и на достижениях мирного времени:
Так два царя сряду, каждый по-своему - один войною, другой миром - возвеличили Рим. Ромул царствовал тридцать семь лет, Нума - сорок три. Государство было не только сильным, но одинаково хорошо приспособленным и к войне, и к мирной жизни.
*
Спарта, которая пренебрегла заветом Ликурга удерживаться от войн, обрела две опасные тенденции: во-первых, ее граждане стали исключительно воинами и вся жизнь государства была подчинена нуждам войны; во-вторых, спартанцы научили воевать соседей и те вскоре стали для Спарты грозной силой. Кроме того, непрерывные набеги на соседей разорили их и уже не давали Спарте той добычи, на которую они рассчитывали. Спартанцам приходилось все чаще уходить в дальние походы, чтобы в далеких странах силой оружия добывать то, что нужно было государству.
*
Из примера Рима и Спарты следует весьма важный вывод.
Величие государства нельзя создать только силой оружия и непрерывных войн. Воинские победы обязательно должны дополняться свершениями мирной жизни: разумными законами, достижениями науки, искусства, экономики, воспитания и образования народа. Государство, говоря словами Тита Ливия, должно быть одинаково хорошо быть приспособлено и к войне, и к миру.