ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Дети принадлежат не вам, а России"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Дети принадлежат не вам, а России"...

  
  

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

МЫСЛИ НА БУДУЩЕЕ...

  

0x01 graphic

Великие князья Александр и Константин.

С портрета Лампи

  

Время Александра I

(1801 - 1825)

   Екатерина II обожала внука, называла его "господин Александр", прочила, минуя Павла, в наследники трона.
  
   От своей бабушки будущий император унаследовал гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актерской игре, граничащую с двуличием. В этом Александр едва ли не превзошёл Екатерину II.
  
   0x01 graphic
  
   "Будь человек с каменным сердцем, и тот не устоит против обращения государя, это сущий прельститель",-- писал сподвижник Александра М. М. Сперанский.
  
   Справка:
  
  -- Граф Михаил Михайлович Сперанский (1 (12) января 1772 -- 11 (23) февраля 1839) -- русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.
  -- Родился в селе Черкутино Владимирской губернии. Сперанский впоследствии никогда не забывал о своем происхождении и гордился им.
  -- Около 1780 года Михаил был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию, где, ввиду обнаруженных им способностей, и был записан под фамилией Сперанский, то есть подающим надежды.
  -- В этом заведении у Сперанского открылись блестящие способности: страстная любовь к чтению и размышлениям, самостоятельность и твёрдость характера, а также ярко выраженное умение ладить со всеми, добродушие и скромность. Среди самых способных учащихся необычайно одарённый Сперанский выдвигается на первое место.
  -- Став "студентом философии" (1787 г.), Сперанский, ранее удостоенный чести носить архиерейский посох, был взят в "келейники" к ректору (префекту) семинарии игумену Евгению (Романову).
  -- В этом же году Сперанский предпринял первое в своей жизни относительно далекое путешествие в Москву для встречи с А. А. Самборским. 16 июня 1788 года Сперанский пишет А. А. Самборскому из Владимира с мольбой к столичному покровителю письменно походатайствовать перед церковным начальством об удовлетворении своих стремлений учиться в Московском университете и изучать дополнительные иностранные языки.
  -- В 1792 году митрополит Санкт-Петербургский Гавриил сделал М. Сперанскому предложение остаться работать в Петербурге. Весной он был определен на должность учителя математики "главной семинарии" России.
  -- Митрополит предлагает ему принять монашество, открывавшее ему путь к архиерейскому сану. Но Михаил Михайлович решительно отклоняет это предложение, а затем делает выбор, круто меняющий его судьбу.
  -- В 1796 году воцарился Павел I и Сперанский быстро за четыре с половиной года бедный домашний секретарь превратился в видного вельможу. К началу царствования Александра I он был уже статским советником, а в июне 1801 года -- действительным статским советником.
  -- 8 декабря 1799 г. Сперанский одновременно с получением чина статского советника получил важное назначение, став "правителем канцелярии комиссии о снабжении резиденции припасами".
  -- После коронации Александра, Сперанский составил императору часть проектов переустройства государства; кроме того, он управлял экспедицией гражданских и духовных дел в канцелярии "Негласного комитета".
  -- Сперанский стал настоящей находкой для молодых аристократов. В 1808 году он работал по 18-19 часов в сутки: вставал в пять утра, писал, в восемь принимал посетителей, после приема ехал во дворец.
  -- В 1802--1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: "О коренных законах государства", "О постепенности усовершения общественного", "О силе общественного мнения", "Ещё нечто о свободе и рабстве", "Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России".
  -- Так в 1803 году Александр I поручил ему составить "Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России".
  -- Уже в 1807 году его несколько раз приглашают на обед ко двору.
  -- Осенью этого же года ему поручают сопровождать Александра I в Витебск на военный осмотр, а год спустя, -- в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Сперанский увидел Европу, и Европа увидела Сперанского.
  -- В январе 1810 года, с учреждением Государственного совета, Сперанский стал государственным секретарём, самым влиятельным сановником России, вторым после императора лицом в государстве.
  -- В 1801 году Сперанский вступил в масонскую ложу "Полярная звезда", которую в 1809 году основал и которой руководил Игнац Аврелий Фесслер.
  -- Реформы, проводимые Сперанским, затронули практически все слои российского общества. Это вызвало бурю недовольных возгласов со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были затронуты более всего.
  -- Развязка наступила в марте 1812 г, когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей. В 8 часов вечера 17 марта в Зимнем дворце состоялась роковая беседа между императором и государственным секретарем.
  -- С 23 сентября 1812 г. по 19 сентября 1814 года Сперанский отбывал ссылку в городе Перми.
  -- 30 августа (11 сентября) 1816 г. указом императора М. М. Сперанский был возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором.
  -- Однако в марте 1819 г. Сперанский неожиданно получил новое назначение -- генерал-губернатором Сибири.
  -- В конце января 1820 года Сперанский направил императору Александру краткий отчет о своей деятельности, где заявил, что сможет окончить все дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири "не будет иметь цели". Император предписывал своему бывшему госсекретарю расположить путь из Сибири таким образом, чтобы прибыть в столицу к последним числам марта будущего года.
  -- В ноябре 1825 г. скончался Александр.
  -- 13 декабря того же года Сперанский составляет проект манифеста о вступлении на престол Николая I, позже был введён в состав Верховного суда над декабристами.
  -- Явным признаком того, что доверие Николая I к Сперанскому возросло, стало назначение его в 1835 году преподавателем юридических наук наследнику престола -- будущему императору Александру II.
  -- Была учреждена "Высшая школа правоведения" для подготовки квалифицированных юристов. Эти работы стали главными подвигами жизни Сперанского.
  -- 1 января 1839 года, в день 67-летия, Сперанскому высочайшим повелением было пожаловано графское достоинство.
  -- Но прожить Михаилу Михайловичу с графским титулом суждено было всего 41 день. 11 февраля 1839 г. он умер от простуды.
  -- Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
  
  
   Знаменательно, что крестной матерью Александра стала сама Екатерина, а крестными отцами -- заочно австрийский император Иосиф II и прусский король Фридрих Великий.
  
   Борьбу за Александра и за Константина против их отца Екатерина начала сразу же после рождения первенца, и не случайно, что она позже скажет Павлу, пытавшемуся дать отпор матери:
  
   "Дети принадлежат не вам, а России",
   в ее понимании это означало, что они принадлежат ей.
  
   0x01 graphic
  
   Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль
  
   По настоянию императрицы новорожденному было дано имя Александр в честь воина и святого, великого сберегателя Руси и страстотерпца за Русскую землю Александра Невского.
  
   0x01 graphic
  
   При этом Екатерина писала своему постоянному корреспонденту, видному французскому писателю и просветителю барону Гримму, что она убеждена в правильности мнения тех, кто считает, что имя влияет на судьбу человека: "...что до нашего имени, то уж оно-то прославлено, его носил даже кто-то из матадоров".
   Что касается святого своего будущего любимца, то Екатерина писала тому же Гримму: "Этот святой (Александр Невский -- А.К.) был человек с качествами героическими. Он отличался мужеством, настойчивостью и ловкостью, что возвышало его над современными ему удельными, как и он, князьями. Татары уважали его. Новгородская республика подчинялась ему, ценя его доблести. Он отлично колотил шведов, и слава его была так велика, что его почтили саном великого князя".
  
   Справка:
  
  -- Барон Фридрих Мельхиор Гримм (нем. Friedrich Melchior, Baron von Grimm; 1723--1807) -- немецкий публицист эпохи Просвещения, критик и дипломат, многолетний корреспондент императрицы Екатерины II.
  -- Гримм прибыл в Петербург, понравился Екатерине и получил приглашение остаться в России, от которого отказался.
  -- В 1776 году Гримм вторично был в Петербурге и особенно близко сошелся с императрицей, которая целые часы проводила в беседах с ним.
  -- Став императоров, Павел I продолжал относиться к Гримму с такою же благосклонностью, исполнял разнообразные его просьбы...
  -- Вскоре по прибытии в Гамбург Гримм почти окончательно лишился зрения. Переселившись в Готу, он умер здесь в глубокой старости в 1807 г.
  
   В архиве Екатерины были найдены заметки, в которых она выразила тот нравственный идеал, который был ей близок и который она, как это показывает весь опыт воспитания Александра, пыталась на его примере воплотить в жизнь:
  
   "Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хотя бы оно было на краю света, по большей части оно скромно и прячется в отдалении: добродетель не выказывается из толпы, она не отличается ни жадностью, ни желанием выказаться, о ней забывают.
   Никогда не окружайте себя льстецами; дайте почувствовать, что вам противны восхваления и самоуничижения.
   Оказывайте доверенность лишь тем людям, у которых хватит храбрости в случае надобности вам возражать и которые отдают предпочтение вашему доброму имени пред вашею милостью.
   Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны; ваше величие да препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение так, чтобы эта доброта не умаляла ни вашей власти, ни их почтения; выслушайте все, что хотя сколько-нибудь заслуживает внимания; пусть видят, что вы мыслите и чувствуете так, как вы должны мыслить и чувствовать; поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все вас уважали.
   Храните в себе те великия душевныя качества, которыя составляют отличительную принадлежность [34/35] человека честного, человека великого и героя; страшитесь всякого коварства; прикосновение с светом да не помрачит в вас античного вкуса к чести и добродетели.
   Недостойные принципы и злое лукавство не должны иметь доступа к вашему сердцу".
  
  
   Из кн. В.О. Ключевского
  

0x01 graphic

Великие князья Александр и Константин Павловичи и

великие княжны Александра, Ольга, Мария и Екатерина Павловны.

С гравюры Ваалькера

ВОСПИТАНИЕ АЛЕКСАНДРА I

  
   Император Александр I поставил на очередь и смело приступил к разрешению всех этих задач. В приемах этого разрешения принимали большое участие, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение России, которые сложились в нем из личных опытов и наблюдений.
  
   Те и другие -- и политические идеи и личные взгляды -- были тесно связаны с воспитанием, какое получил этот император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания.
  
   Вот почему воспитание Александра I, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни.
  
   А потом, мне думается, что личность Александра I имела не одно местное значение: он был показателем общего момента, пережитого всей Европой. Александр стоял на рубеже двух веков, резко между собой различавшихся. XVIII столетие было веком свободных идей, разрешившихся крупнейшею революцией. XIX век, по крайней мере в первой своей половине, был эпохой реакций, разрешавшихся торжеством свободных идей.
   Эти переливы настроений должны были создавать своеобразные типы.
  
   Мы их знаем в литературных художественных воспроизведениях.
   Император Александр I сам по себе, не по общественному положению, по своему природному качеству был человек средней величины, не выше и не ниже общего уровня. Ему пришлось испытать на себе влияние обоих веков, так недружелюбно встретившихся и разошедшихся. Но он был человек более восприимчивый, чем деятельный, и потому воспринимал впечатления времени с наименьшим преломлением. Притом это было лицо историческое, действительное, не художественный образ. И как сказать, может быть, следя за воспитанием Александра I и кладкой его характера, мы кое-что уясним себе в вопросе, каким образом европейским миром поочередно могли распоряжаться такие контрасты, как Наполеон, игравший в реакционном эпилоге революции роль хохочущего Мефистофеля, и тот же Александр, которому досталось амплуа романтически-мечтательного и байронически-разочарованного Гамлета.
  
   Наблюдая Александра I, мы наблюдаем целую эпоху не русской только, но и европейской истории, потому что трудно найти другое историческое лицо, на котором бы встретилось столько разнообразных культурных влияний тогдашней Европы.
   Я не разделяю довольно распространенного мнения, будто Александр благодаря хлопотам бабушки получил хорошее воспитание, он был воспитан хлопотливо, но не хорошо, и не хорошо именно потому, что слишком хлопотливо.
  
   Александр родился 12 декабря 1777 г., от второго брака великого князя Павла с Марией Федоровной, принцессой Вюртембергской.
  
   Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать его в правилах тогдашней философской педагогии, т. е. по законам разума и природы, в принципах разумной и натуральной добродетели.
  
   0x01 graphic
  
  -- Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия -- 28 октября 1704, Эссекс, Англия) -- британский педагог и философ.
  -- В 1646 году по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу.
  -- В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский университет. В 1656 году получает степень бакалавра, а в 1658-м -- магистра этого университета.
  -- В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию "Посланий о веротерпимости" (опубликованы: 1-е -- в 1689 г., 2-е и 3-е -- в 1692 г. (эти три -- анонимно), 4-е -- в 1706 г., уже после смерти Локка
  -- 1668 год -- Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году -- членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.
  -- 1671 год -- решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого -- "Опыта о человеческом разумении", над которым он работал 16 лет.
  -- В 1683 году Локк эмигрирует в Голландию. В 1688--1689 годах наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.
  -- В 1690-х наряду с правительственной службой Локк вновь ведёт широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются "Опыт о человеческом разумении", "Два трактата о правлении", в 1693 г. -- "Мысли о воспитании", в 1695 г. -- "Разумность христианства".
  
  -- 28 октября 1704 года умер от астмы.
  
   Локк -- высший авторитет, "Эмиль" Руссо был тогда привилегированным учебником такой педагогики; оба требовали, чтобы воспитание давало человеку крепкий закал против физических и житейских невзгод.
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Жан-Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева -- 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) -- французский писатель, мыслитель, композитор.
  -- В 1761 г. появилась в печати "Новая Элоиза", весной следующего года -- "Эмиль", а несколько недель спустя -- "Общественный договор" ("Contrat social").
  -- Во время печатания "Эмиля" Руссо был в большом страхе: он имел сильных покровителей, но подозревал, что книгопродавец продаст рукопись иезуитам и что его враги исказят её текст. Руссо, однако, чудились пытка и костёр; везде он чуял за собой погоню. Когда он переехал через швейцарскую границу, он бросился лобызать землю страны справедливости и свободы.
  -- Мирные сельчане Мотье взволновались Руссо, он стал подвергаться оскорблениям и угрозам, а местный пастор произнёс против него проповедь. В одну осеннюю ночь целый град камней обрушился на его домик.
  -- Руссо бежал на островок на Бильском озере; бернское правительство приказало ему оттуда выехать. Тогда он принял приглашение Юма и поехал к нему в Англию.
  -- Затем он в Париже окончил свою "Исповедь" (Confessions).
  -- Летом 1777 г. состояние здоровья Руссо стало внушать его друзьям опасения. Весною 1778 г. один из них, маркиз де Жирарден, увёз его к себе на дачу в Шато де Эрменонвиль. В конце июня для него был устроен концерт на острове среди парка; Руссо просил похоронить его в этом месте.
  -- 2 июля Руссо внезапно скончался на руках Терезы.
  -- Его желание было исполнено; его могила на острове "Ив" стала привлекать сотни поклонников, видевших в нём жертву общественной тирании и мученика гуманности.
  -- Во время Конвента тело Руссо, одновременно с останками Вольтера, было перенесено в Пантеон, но 20 лет спустя, во время реставрации, два фанатика тайно ночью похитили прах Руссо и бросили его в яму с известью.
  
   Когда великий князь и следовавший за ним брат Константин стали подрастать, бабушка составила философский план их воспитания и подобрала штат воспитателей.
  
  
   0x01 graphic
  
   Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, восторженный, хотя и осторожный поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии, ходячая и очень говорливая либеральная книжка.
  
   Справка:
  
  -- Фредерик Сезар Лагарп (фр. FrИdИric-CИsar Laharpe) -- швейцарский генерал и государственный деятель, в русской истории известен как учитель будущего Александра I, прививший ему руссоистские идеалы.
  -- Был адвокатом в Берне, затем по предложению Гримма переехал в Санкт-Петербург, где ему были поручены научные занятия с великими князьями Александром и Константином Павловичами.
  -- После начала Французской революции, идеи которой Лагарп активно поддерживал, он обратился к бернскому правительству с прошением, в котором предлагал реформы и созвание штатов. Это дало повод признать его зачинщиком беспорядков, разразившихся в подчинённом Берну кантоне Во, а враги постарались довести это до сведения петербургского двора, результатом стала потеря Лагарпом места при дворе.
  -- В 1797 году он продал имение Жанто (Genthod) Эли Крюду, после чего отправился в Женеву, оттуда в Париж, где напечатал несколько брошюр против бернского аристократического правления. Когда была образована Гельветическая республика, Лагарп был членом управлявшей ею директории.
  -- В 1801--1802 годах Лагарп приезжал в Россию. Позже жил во Франции; во время Венского конгресса ратовал за независимость кантонов Во и Аргау; конец жизни провёл на родине.
  
  
   0x01 graphic
  
   Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, весьма образованный человек и очень недурной писатель в либерально-политическом и сантиментально-дидактическом направлении.
  
   Справка:
  
  -- Михаил Никитич Муравьёв (25 октября [5 ноября] 1757, Смоленск -- 29 июля [10 августа] 1807, Санкт-Петербург) -- российский общественный деятель и писатель.
  -- Солдат (1772), капрал (1772), сержант (1774), прапорщик лейб-гвардии Измайловского полка (1782).
  -- Поручик (1785), капитан-поручик (1786), капитан (1790), полковник (1791), генерал-майор (1797).
  -- Статский (1798), тайный (1800) советник.
  -- В 1777 году был выбран сотрудником Вольного собрания любителей российского слова, в трудах которого и печатались его ранние литературные опыты.
  -- В 1785 году был приглашен Екатериной II преподавать великим князьям Александру и Константину Павловичам русскую словесность, русскую историю и нравственную философию. Учитель русского языка будущей императрицы Елизаветы Алексеевны (1792).
  -- 19 августа 1796 года родился сын Никита, впоследствии глава Северного общества декабристов. 19 марта 1802 родился сын Александр, тоже декабрист.
  -- В 1802 году назначен товарищем министра народного просвещения, в 1803 г. -- попечителем Московского университета (и одновременно Московского учебного округа); отправлял все должности одновременно, живя преимущественно в Петербурге.
  -- Скончался, простудившись на похоронах своего друга, директора Московского университета И. П. Тургенева; долго болел и умер в Петербурге.
  -- Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
  
  
   0x01 graphic
  
   Наконец, общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, не блестящему, но типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал одно: как жить при дворе; делал, что говорила жена, подписывал, что подавал секретарь.
  
   Справка:
  
  -- Граф Иван Петрович Салтыков (28 июня 1730 -- 14 ноября 1805[1]) -- русский генерал-фельдмаршал, московский главнокомандующий в 1797-1804 гг., владелец усадьбы Марфино.
  -- 1745 -- В возрасте 15 лет начал службу в лейб-гвардии Семёновском полку с рядового. Сержант (1748). Прапорщик (1750). Подпоручик (1756).
  -- Получив чин камер-юнкера (24 июля 1759), перешёл на службу ко Двору.
  -- 1756--1763 -- С началом Семилетней войны вернулся на военную службу, отличился при взятии Кенигсберга и Эльбинга, в сражении при Цорндорфе.
  -- 1766 -- Генерал-поручик.
  -- 1768--1774 -- Участвовал в русско-турецкой войне.
  -- 1773 -- Генерал-аншеф.
  -- 1784 -- Генерал-адъютант. Генерал-губернатор Владимирского и Костромского наместничеств.
  -- 1789 -- Командующий Кубанской дивизией на Кавказе.
  -- 1790 -- Участвовал в русско-шведской войне в качестве главнокомандующего финляндской армией. После заключения мира со Швецией был пожалован в подполковники лейб-гвардии Конного полка.
  -- 1790--1795 -- Командир корпуса.
  -- 1795 -- Вышел в отставку.
  -- С восшествием на престол Павла I рескриптом императора возвращен на военную службу и переименован в генералы от кавалерии, назначен шефом кирасирского полка, инспектором кавалерии и Киевским губернатором.
  -- 15 декабря 1796 -- Генерал-фельдмаршал, генерал-инспектор кавалерии с подчинением ему Украинской армии (до выздоровления графа Румянцева).
  -- 2 ноября 1797 -- Первый московский военный губернатор и начальствующий в Московской губернии по гражданской части.
  -- 1797 (1 декабря) -- Шеф Екатеринославского кирасирского полка (по 01 мая 1804)[4].
  -- 2 ноября 1804 -- Вышел в отставку по собственному желанию.
  -- 14 ноября 1805 -- Скончался, похоронен в своем ярославском поместье Никольское под Ростовом.
  
  
   Впрочем, его настоящей партитурой в этом педагогическом оркестре, по выражению Массона, было предохранять великих князей от сквозного ветра и засорения желудка. Лагарп, по его собственному признанию, принялся за свою задачу очень серьезно как педагог, сознающий свои обязанности по отношению к великому народу, которому готовил властителя; он начал читать и в духе своих республиканских убеждений объяснять великим князьям латинских и греческих классиков -- Демосфена, Плутарха и Тацита, английских и французских историков и философов -- Локка, Гиббона, Мабли, Руссо.
  

0x01 graphic

Александр I .

Его дача близ Павловска.

  
   Во всем, что он говорил и читал своим питомцам, шла речь о могуществе разума, о благе человечества, о договорном происхождении государства, о природном равенстве людей, о справедливости, более и настойчивее всего о природной свободе человека, о нелепости и вреде деспотизма, о гнусности рабства.
  
   Эти явления рассматривались не как исторические факты или практические возможности, а одни -- как требования разума и заповеди философского катехизиса, другие -- как глупости, невежества и преступления деспотизма.
  
   [Лагарп] не разъяснял ход и строй человеческой жизни, а подбирал подходящие явления, полемизировал с исторической действительностью, которую учил не понимать, а только презирать.
  
   Добрый и умный Муравьев подливал масла в огонь, читая детям как образцы слога свои собственные идиллии о любви к человечеству, о законе, о свободе мысли и заставлял их переводить на русский язык тех же Руссо, Гиббона, Мабли и т. д.
  
   Заметьте, что все это говорилось и читалось будущему русскому самодержцу в возрасте от 10 до 14 лет, т. е. немножко преждевременно.
  
   В эти лета, когда люди живут непосредственными впечатлениями и инстинктами, отвлеченные идеи обыкновенно облекаются у них в образы, а политические и социальные принципы перерождаются в чувства и становятся верованиями.
  
   Преподавание Лагарпа и Муравьева не давало ни точного научного реального знания, ни логической выправки ума, ни даже привычки к умственной работе; оно не вводило в окружающую действительность и не могло еще возбуждать и направлять серьезную мысль. Высокие идеи воспринимались 12-летним политиком и моралистом как политические и моральные сказки, наполнявшие детское воображение не детскими образами и волновавшие его незрелое сердце очень взрослыми чувствами.
  
   Если ко всему этому прибавить еще графа Салтыкова с его доморощенным курсом салонных манер и придворной гигиены, то легко заметить пробел, какой был допущен в воспитании великого князя.
  
   Его учили, как чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать; не задавали ни научных, ни житейских вопросов, которые бы он разрешал сам, ошибаясь и поправляясь: ему на все давали готовые ответы -- политические и нравственные догматы, которые не было нужды проверять и придумывать, а только оставалось затвердить и прочувствовать.
  
   Его не заставляли ломать голову, напрягаться, не воспитывали, а, как сухую губку, пропитывали дистиллированной политической и общечеловеческой моралью, насыщали лакомствами европейской мысли. Его не познакомили со школьным трудом, с его миниатюрными горями и радостями, с тем трудом, который только, может быть, и дает школе воспитательное значение.
  
   Преподавание Лагарпа было для Александра эстетическим наслаждением; но в записках одною из русских воспитателей великих князей -- Протасова мы встречаем не раз горькие жалобы на "праздность, медленность и лень" Александра, на нелюбовь его к серьезным упражнениям, к тому, что воспитатель называет "прочным умствованием". Когда великие князья начали подрастать настолько, чтобы понимать, а не чувствовать только идеи Лагарпа, они искренно привязались к идеалисту-республиканцу, с наслаждением слушали его уроки, с наслаждением и только; то были художественные сеансы, а не умственная работа. Это большое несчастье, когда между учениками и учителем образуется отношение зрителей к артисту, когда урок наставника становится для питомцев развлечением, хотя и эстетическим.
  

0x01 graphic

Александр I .

Его дача близ Павловска. Храм Фелицы в саду.

  
   Благодаря такому обильному приему политической и моральной идиллии великий князь рано стал мечтать о сельском уединении, не мог без восторга пройти мимо полевого цветка или крестьянской избы, волновался при виде молодой бабы в нарядном платье, рано привык скользить по житейским явлениям тем легким взглядом, для которого жизнь есть приятное препровождение времени, а мир есть обширный кабинет для эстетических опытов и упражнений.
  
   С летами это само собой бы исправилось, мечты сменились бы трезвыми наблюдениями, чувства, охладев, превратились бы в убеждения, но случилось так, что этот необходимый и полезный процесс был преждевременно прерван.
  
   Зная по опыту, как добродетель, даже подмороженная философией, легко тает под палящими лучами страстей, императрица Екатерина поспешила застраховать от них сердце своего внука и женила его в 1793 г., когда ему еще не было 16 лет.
  
   Ничего нельзя сказать против брака, но все-таки прав фонвизинский Недоросль: чаще всего женитьба или замужество -- конец учению, школьной подготовке к жизни с ее строгой наукой: там пойдут другие чувства и интересы, завяжется другое миросозерцание, начнется другое, взрослое развитие, не похожее на прежнее, юношеское, и, если прежнее прервано преждевременно, это останется на всю жизнь невозвратимой потерей, неизгладимым, болезненным рубцом.
  
   Греция и Рим, свобода, равенство, республика -- какое же, спросите вы, в этом калейдоскопе героических образов и политических идеалов, какое место занимала в нем Россия с ее невзрачным прошлым и настоящим? Как в голове великого князя русская действительность укладывалась с тем, что проповедовал чувствительный республиканец и не менее чувствительный русский действительный статский советник Муравьев?
  
   А очень просто: ее, эту действительность, признавали как факт низшего порядка, как неразумное стихийное явление, признавали и игнорировали ее, т. е. ничего больше о ней знать не хотели, как досужие вольтерьянцы екатерининской эпохи.
  
   Лагарп в этом отношении поступал, как старые девы -- гувернантки, воспитывавшие наших барышень в былое время: воспитательница нарисует воспитаннице очаровательный мир благовоспитаннейших людских отношений, основанных на правилах строжайшей скромности и неумолимого приличия, по которым даже высунуть кончик башмака из-под платья считалось чуть ли не смертным грехопадением, и вдруг обе девы тут же в доме налетят на какую-нибудь самую натуральную русскую сцену, которая покажет им, как мужчины и женщины бранятся и толкаются, шумят и целуются. Юная устремит на старую испуганный взгляд, а та конфузливо начнет ее успокаивать: "Это так... это ничего... это тебя не касается, забудь это, уйдем к себе".
  
   С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил Александр в действительную жизнь; она встретила его как-то двусмысленно или двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это были не только два лица, а даже два особых мира.
  
   То были два двора, совсем не похожие один на другой, между которыми расстояние нравственное было гораздо больше географического.
  
   Каждую пятницу великий князь отправлялся в Гатчину, чтобы присутствовать на субботнем параде, на котором он изучал жесткие, бесцеремонные казарменные нравы вместе с казарменным непечатным лексиконом; здесь великий князь командовал одним из батальонов, а вечером возвращался в Петербург и являлся в ту залу Зимнего дворца, в которой Екатерина проводила свои вечера, окруженная избранным обществом: это был Эрмитаж.
  
   Здесь говорили только о самых важных политических делах, вели самые остроумные беседы, шутили самые изящные шутки, смотрели лучшие французские пьесы и грешные дела и чувства облекали в самые опрятные прикрытия.
  
   Вращаясь между двумя столь различными дворами, Александр должен был жить на два ума, держать два парадных обличия, кроме третьего -- будничного, домашнего, двойной прибор манер, чувств и мыслей. Как эта школа была непохожа на аудиторию Лагарпа! Принужденный говорить, что нравилось другим, он привык скрывать, что думал сам. Скрытность из необходимости превратилась в потребность. С воцарением отца эти затруднения сменились постоянными ежедневными тревогами: великий князь назначен был генерал-губернатором Петербурга и командиром гвардейского корпуса. Ни в чем не виноватый, он рано поселил к себе недоверие со стороны отца, должен был вместе с другими дрожать перед вспыльчивым государем. Это время, хотя и короткое, положило на характер Александра оттенок грусти, который не сходил с него в самые солнечные минуты его жизни.
  

0x01 graphic

Медаль, выбитая по случаю бракосочетания Александры и Елисаветы Алексеевны.

  

ХАРАКТЕР АЛЕКСАНДРА I

  
   Так воспитывался Александр. Надобно признаться, он шел к престолу не особенно гладкой тропой. С пеленок над ним перепробовали немало воспитательных экспериментов: его не вовремя оторвали от матери для опыта натурально-рационалистической педагогии, из недоконченного Эмиля превратили в преждевременного политика и философа, едва начавшего развиваться студента преобразили в незрелого семьянина, а тихое течение семейной жизни и недоконченные учебные занятия прерывали развлечениями легкого эрмитажного общества, а потом казарменными тревогами, гатчинской дисциплиной. Это все было или не вовремя, или не то, что было нужно.
  
   Александру вечно приходилось вращаться между двумя противоположными течениями, из коих ни одно не было ему попутным, стоять между двумя противоречиями, подвергаясь опасности стать третьим, попасть в разлад с самим собой: в детстве -- между бабушкой и родителями, в ранней молодости -- между отцом и матерью, в учебной комнате -- между атеистом Лагарпом и ортодоксальным Самборским, между несогласными наставниками, которые на нем, на его сознании и совести разыгрывали вражду своих вкусов и убеждений, наконец, на престоле, между конституционными идеалами и абсолютистскими привычками.
  
   Такие условия не могли выработать открытого характера. Его обвиняли в двоедушии, притворстве (северный Тальма, византийский грек), в наклонности казаться, а не быть. [Это] неточно.
  
   Александр не имел нужды притворно казаться тем, чем хотел быть; он только не хотел показаться тем, чем он был на самом деле.
  
   Притворство -- порок, скрытность -- недостаток, вроде глухоты и т.п.
  
   Великому князю нужна была, прежде всего, привычка к деловому, терпеливому и настойчивому труду, больше всего знакомство с той жизнью, которой он призван был со временем руководить.
  
   Ни тем, ни другим нельзя было запастись ни в эмилевой детской, ни в лагарповой аудитории, ни в бабушкином салоне, ни на отцовском вахт-параде.
  
   Великого князя не научили даже родному языку как следует: один современник говорит, что он до конца жизни не мог вести по-русски обстоятельного разговора о каком-нибудь сложном деле. Даже все было сделано, чтобы затруднить великому князю знакомство с действительностью, которой он должен был управлять.
  
   Из воспитания своего великий князь вынес скрытность, внушавшую недоверие к нему, наклонность казаться и не быть [самим собой], скрытое презрение к людям, круг политических идей и чувств, которые должны были наделать ему чрезвычайно много хлопот.
  
   Еще в царствование Екатерины он признавался князю Чарторыйскому, что принимает сердечное участие во французской революции, ненавидит деспотизм во всяком его проявлении, любит свободу, которая должна принадлежать всякому, что наследственность власти он признает [как] несправедливое и нелепое установление, что верховная власть должна быть вверяема не по случайности рождения, а по голосу нации, которая сумеет выбрать наиболее достойного управлять ею.
  
   Что мог сделать великий князь с обильным запасом таких ненужных идей и чувств? Эти идеи и чувства, [а] всего более воспитание мешали развитию в нем чутья действительности, практического глазомера. Эти чутье и глазомер приобретаются путем упорного труда и продолжительной возни в той грязи, из которой состоит жизнь; а великий князь не приучен был ни упорно трудиться, ни самостоятельно работать, ни возиться в этой грязи.
  
   Он знал изящную грязь бабушкина салона, как и неопрятную грязь отцовой казармы, но его не познакомили с той здоровой житейской грязью, пачкаться в которой сам господь благословил человека, сказав ему: "В поте лица твоего снеси хлеб твой".
  
   Таким образом, Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать.
  
   Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным "вдруг". Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу.

0x01 graphic

Александр I .

Его дача близ Павловска. Храм Цереры в саду.

  
   В 1796 г., имея 18 лет от роду, он уже чувствовал себя усталым и признавался, что его мечта -- со временем, отрекшись от престола, поселиться с женой на берегу Рейна и вести жизнь частного человека в обществе друзей и в изучении природы Затруднения, встреченные дома при осуществлении задуманной программы, постепенно поселили в нем холодность к внутренней деятельности.
  
   Тогда все идеалы императора постепенно уходили из России, с Невы на Вислу, сосредоточивались на Польше и даже переходили за границу, в Западную Европу. Известно, что во вторую половину царствования император очень мало занимался внутренними делами России, все его внимание постепенно сосредоточилось на устройстве политического порядка в Польше, на поддержании устройством Священного союза политического порядка в Западной Европе.
  
   Таким образом, прежняя русская национально-политическая идиллия сменилась идиллией всемирно-исторической -- Священным союзом, которым думали устроить политический порядок в Западной Европе, на правилах евангелия, т. е. на принципах частной личной морали. После царя Алексея Михайловича император Александр [производил] наиболее приятное впечатление, вызывал к себе сочувствие своими личными качествами; это был роскошный, но только тепличный цветок, не успевший или не умевший акклиматизироваться на русской почве. Он рос и цвел роскошно, пока стояла хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше русское осеннее ненастье, он завял и опустился.
  
   Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе.

0x01 graphic

Екатерина, Павел и Александр в медальоне.

С гравюры Больдта.

Вступление на престол

С.Ф. Платонов

  
   В момент смерти Павла два его старших сына Александр и Константин находились в Михайловском замке под домашним арестом и ждали грозы от отца, не ведая за что.
  
   О движении против отца Александр знал; но он и мысли не допускал о возможности кровавой развязки. Поэтому, когда Пален сообщил ему, придя из покоев Павла, о происшедшем, Александр впал в обморок и потом обнаружил сильнейшее отчаяние.
   Пален не был в силах убедить Александра "начать царствовать" и, говорят, только окриком привел его в себя.
  
   Положение Александра было очень тяжело: он чувствовал, что, зная и попуская умыслы на власть отца, он рисковал подпасть обвинению и в том, что случилось. Он смотрел на себя как на невольного участника убийства и боялся, что так посмотрят на него и другие.
  
   Горше всего было то, что в первые минуты после кончины Павла его супруга и мать Александра отнеслась к Александру с подозрением и как бы ждала его оправданий. В отчаянии и гневе она требовала отчета в происшедшем, настаивала на наказании виновных, хватаясь за власть, боясь, что Александр ее не достоин. Надобны были большие усилия, чтобы ее успокоить и уничтожить недоразумения между ней и сыном.
  
   Такова была обстановка воцарения Александра.
  
   Мучительные движения совести при воспоминании об отце; трудность положения между матерью и заговорщиками, которых пока не было возможности наказать; необходимость уживаться до времени с теми, кто, произведя один переворот, мог отважиться и на другой, - все это удручало Александра и делало его глубоко печальным и тоскующим безутешно. Таким явился он перед своими подданными, и его трогательное горе подкупало сердце тех, кто видел в нем любящего сына.
  
   Характерен был манифест императора Александра I, обнародованный 12 марта:
  
   "Судьбам Вышняго угодно было прекратить жизнь любезнейшего родителя Нашего Государя Императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом в ночь с 11 на 12 число сего месяца. Мы, восприемля наследственный Императорский Всероссийский престол, восприемлем купно и обязанность управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в Бозе почившей Августейшей Бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великия, коея память нам и всему Отечеству вечно пребудет любезна, да, по Ея премудрым намерениям шествуя, достигнем вознести Россию на верх славы" и пр.
  
   0x01 graphic
  
   Новая власть свидетельствовала, что она не солидарна с только что прекратившейся властью Павла и желает возвратить страну к порядкам, которые он осуждал и преследовал. Отсутствие опал и гонений на участников переворота и милостивое увольнение от дел в июне 1801 г. гр. Палена еще более утверждали в мысли, что новый государь очень далек от режима императора Павла.
  
   Справка:
  
  -- Пётр Людвиг фон дер Пален (нем. Peter Ludwig von der Pahlen, в России -- Пётр Алексе?евич; 17 июля 1745 --13 февраля 1826) -- русский военный деятель, генерал от кавалерии (1798), граф (с 1799).
  -- C 1760 служил в конной гвардии, участвовал в Русско-турецких войнах. Был ранен при Бендерах и награждён 1 ноября 1770 орденом Св. Георгия 4-й степени.
  -- При Императоре Павле I 3 декабря 1796 года был назначен шефом Рижского кирасирского полка, стоявшего на квартирах в Риге, но вскоре одним из первых подвергся немилости за контакты с опальным князем П. А. Зубовым. В январе 1797 года был уволен от должности губернатора, а 26 февраля был отставлен от должности шефа Рижского кирасирского полка и исключён из службы.
  -- Однако, скоро вновь был принят на службу и назначен Инспектором кавалерии и командиром Лейб-гвардии Конного полка. Быстро приобрёл доверие Императора.
  -- Пользуясь неограниченной милостью Павла I, в течение трех лет (1798--1801) был назначен военным губернатором Санкт-Петербурга и начальником остзейских губерний, инспектором 6 военных инспекций, великим канцлером Мальтийского ордена, главным директором почт, членом совета и коллегии иностранных дел.
  -- Во время пребывания Палена в должности петербургского военного губернатора (1798--1801) утвержден Устав столичного города Санкт-Петербурга (1798). Завершено строительство Михайловского замка и здания Морского кадетского корпуса.
  -- Установлены памятники П. А. Румянцеву и А. В. Суворову на Марсовом поле.
  -- В августе 1800 года был уволен с должности губернатора, но 21 октября вновь был назначен военным губернатором столицы.
  -- Считая своё положение непрочным, стал одним из организаторов заговора, приведшего к убийству императора Павла. В заговоре играл двойную роль, стараясь в случае неудачи отойти от участия в нём. Добился от Императора Павла I письменного повеления арестовать наследника и показал его Александру Павловичу, чтобы побороть его колебания в заговоре.
  -- После убийства Павла I приобрёл непримиримого врага в лице Императрицы Марии Фёдоровны, что не позволило занимать важные должности при Александре I.
  -- 1 апреля 1801 года был уволен от службы в отставку с приказанием немедленно выехать в своё курляндское имение Гросс-Экау.
  -- Скончался 13 февраля 1826 года в Митаве.
  
  
   Во время 2-й Русско-турецкой войны отличился при штурме Очакова, 14 апреля 1789 получил орден Св. Георгия 3-й степени).
  
   Казалось, воскресает "бабушкин век" (выражение самого Александра) дворянской царицы Екатерины II. Однако такое заключение было бы несправедливо: в лице Александра для государства явился не подражатель Екатерины, а руководитель совсем нового склада и необычного типа, уразуметь который было очень трудно. Не понимая Александра, современники звали его "очаровательным сфинксом" и догадывались, что его разгадку надобно искать в ею воспитании.
  
   Личность Александра действительно становится нам понятна лишь тогда, когда мы вдумываемся в обстоятельства его воспитания и в его семейную обстановку.
   Судьба поставила его между бабкой и отцом как предмет ревности и спора.
   Когда Александр родился, Екатерина взяла его у родителей на свое собственное попечение и сама его воспитывала, называя его "мой Александр", восхищаясь здоровьем, красотой и добрым характером ласкового и веселого ребенка.
  
   Выросши бабушкиным внуком, Александр не мог, разумеется, уйти и от влияния родителей и понял, какая бездна разделяет большой двор Екатерины и скромный гатчинский круг его отца.
   Чувствуя на себе любовь и бабки, и Павла, Александр привык делать светлое лицо и там, и здесь. У бабки в большом дворце он умел казаться любящим внуком, а переезжая в Гатчину, умел принимать вид сочувствующего сына. Неизбежная привычка к двуличию и притворству была последствием этого трудного положения между молотом и наковальней.
  
   Но умение менять по произволу свое настроение и прятать свои мысли и чувства могло бы стать для Александра удобной привычкой общежития, если бы эта привычка выработалась не в столь тяжких условиях. В последнее десятилетие своей жизни Екатерина пришла к мысли о необходимости отстранить Павла от престола и воспользоваться законом 1722 г. для того, чтобы передать престол мимо Павла Александру. В 1796 г. она пыталась посвятить в это дело самого Александра, который и ранее (1793-1794) мог уже ловить сторонние намеки на этот проект.
  
   На сообщение Екатерины Александр ответил ей ласковой благодарностью за доверие и благоволение; в то же время в письме к отцу именовал его пока не принадлежавшим ему титулом "величества", а за спинами их обоих говорил, что сумеет уклониться от передачи ему власти, и собирался даже "спастись в Америке".
  
   Надо вдуматься в дело, чтобы понять, какой ужас переживал Александр в своей душе за это время и как тяжела была для него необходимость двоиться между Екатериной и Павлом и уметь казаться "своим" для обеих сторон.
  
   Воспитанные семьей двойственность и двуличие остались навсегда свойством Александра; он отлично входил во всякую роль, какую хотел играть, и никогда не внушал уверенности, что он в данную минуту искренен и прям. Сперанский назвал Александра "сущим прельстителем" за умение овладеть собеседником; но именно Сперанский на себе мог познать, как неожиданно исчезало благоволение прельстителя и как призрачно бывало его расположение.
  
   Но если жизнь рано вытравила в характере Александра искренность и непосредственность и сделала его двуличным, то умственное его воспитание сообщило двойственность его мировоззрению.
  
   Екатерина стремилась поставить воспитание Александра на высоту современных ей педагогических требований и желала вести внука в уровень с умственным движением века.
  
   Поэтому она и вверила его "передовому" воспитателю, швейцарскому гражданину Лагарпу.
  
   В умственной обстановке, созданной Лагарпом, Александр действительно шел в уровень с веком и стал как бы жертвой того великого перелома, который произошел в духовной жизни человечества на рубеже XVIII и XIX столетий. Переход от рационализма к ранним фазам романтизма сказался в Александре сменой настроений, очень характерной.
  
   В его молодых письмах находим следы политических мечтаний крайнего оттенка: он желает свободных учреждений для страны (constitution libre) и даже отмены династического преемства власти; свою задачу он видит в том, чтобы привести государство к идеальному порядку силой законной власти и затем от этой власти отказаться добровольно.
  
   Мечтая о таком "лучшем образце революции", Александр обличает в себе последователя рационалистических утопий XVIII столетия.
  
   Когда же он предполагает по отказе от власти уйти в сентиментальное счастье частной жизни "на берегах Рейна" или меланхолически говорит о том, что он не создан для придворной жизни, - перед нами человек новых веяний, идущий от рассудочности к жизни чувства, от политики к исканию личного счастья.
  
   Влияние двух мировоззрений чувствуется уже в раннюю пору на личности Александра и лишает ее определенности и внутренней цельности. Мы поэтому не удивимся, если будем наблюдать и во все прочие эпохи жизни Александра ту же неопределенность и раздвоенность его умственного настроения и малопонятные переходы от религиозного равнодушия почти к религиозному экстазу, от освободительных стремлений - к реакции, от Сперанского - к Аракчееву и т. п. Человек переходной поры, Александр не успел приобрести твердых убеждений и определенного миросозерцания и по житейской привычке приноравливался к различным людям и положениям, легко приноравливался к совершенно различным порядкам идей и чувств.
  
   Понимание основного свойства натуры Александра (именно его внутренней раздвоенности) и его господствующей манеры (именно склонности и способности носить личину) дает нам ключ к пониманию тех резких и частых перемен в системе и личном поведении Александра, какие удивляли современников и исследователей и заслужили Александру название сфинкса. ...
  
  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   0x01 graphic
  
   МОРДВИНОВ Сергей Иванович (1701-1777). В 1731-1734 командир Астраханского порта, с 1740 на Балтийском флоте. Во время Семилетней войны 1756-1763 командовал отрядом кораблей. С 1763 председатель комиссии по улучшению флота. Изобрел ряд навигационных приборов, автор свода морских сигналов (1756), трудов по навигации, тактики и мемуаров. Большое значение имело "Полное собрание о навига­ции" С. Мордвинова, опубликованное в 1748 г. Указывая на важность этой науки, Мордвинов писал: "Новигаторам или Мореплавателям, в прехождении Кораблем чрез Мо­ря, от места до места, во время дал них вояжев, когда по-нескольку дней, недель и месяцев, земель невидают, нуж­но знать курс и разстояние плавания и место корабля сво­его". В книге даются все необходимые сведения по этим вопросам.
  
   МОРОЗОВ Борис Иванович (1590-1661), боярин, воспитатель Алексея Михайловича. Фактич. глава пр-ва в 1645-48. Его финанс. реформы вызвали Моск. восст. 1648. Был сослан, с окт. 1648 в Москве. До кон. 50-х сохранял полит. влияние.
  
   МОРОЗОВ Николай Аполлонович (1879-1931). Генерал-майор. Окончил Псковский кадетский корпус, Павловское военное училище, Николаевскую академию Генерального штаба. Служил в основном в штабах. Участник Первой мировой войны на Кавказском фронте, с 1916 - командир 1-го Кавказского стрелкового полка. Первоначаль­но советской власти не принял. Находился в составе Кубанского каза­чьего войска, в апреле 1920 командовал Кубанской армией. Видя бесперспективность вооруженной борьбы против Красной Армии, всту­пил в переговоры о сдаче остатков своих войск и сдался сам. После 1920 - на преподавательской работе. В 1930 обвинен в причастии к антисоветскому заговору, через год расстрелян. Военный писатель и педагог. Публиковался в дореволюционной во­енной периодике и в военной печати СССР. Наибольшую известность имела его работа "Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений".
  
   МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ. 1 октября 1715 г. Петр 1 издал указ об учреждении в Санкт-Петербурге Морской академии с курсом преподававшихся ранее в Навигацкой школе высших наук, в которую перешли из Москвы лучшие преподаватели (по некоторым источникам "Академию Морской гвардии"). Навигацкая же школа лишилась прежнего значения и сделалась подготовительным училищем.
  
   МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО -- государственный орган, ведавший строительством, материальным обеспечением, подготовкой и дея­тельностью военного флота. В России учреждено в 1802 г. под назва­нием Министерства морских сил, с 1815 г. -- Морское министерство. В 1918 г. функции Морского министерства переданы Наркомату по морским делам.
  
   МОРСКОЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ -- высший оперативно-стратегический орган управления ВМФ. Существовал в России с 1906 по 1917-й г. наряду с Главным морским штабом.
  
   МОРСКОЙ КОРПУС. Основан Императором Петром Великим 14 января 1701 года, под названием школы "математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения". Первыми преподавателями школы были приглашенные Петром профессор Абердинского университета А. Форварсон и учителя Р. Грейс и Ст. Гвин. Из русских преподавателей Навигацкой школы особенно известен математик Л.Ф. Магницкий. Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинены только генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину. По окончании курса способнейшие ученики посылались заграницу для практического ознакомления с морской службой на военных судах; по возвращении, после экзамена, лучшие производились, смотря по успехам в учебе, в унтер-лейтенанты или мичмана, а остальные распределялись в полки, крепости, на гражданскую службу и т.п.
  
   МОРСКОЙ УСТАВ 1720 г. -- устав, определявший организационные принципы русского регулярного флота, методы обучения и воспита­ния его личного состава, способы ведения морского боя. Разработан на опыте войны со Швецией (1700 -- 1721 гг.) при непосредственном участии Петра I.
  
   0x01 graphic
  
   МОСИН Сергей Иванович (1849-1902). Генерал-майор (1900). Конструктор стрелкового оружия, создатель пятизарядной "трехлинейки" (1890). Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1875). В 1894-1902 - начальник Сестрорецкого оружейного завода.
  
   Мудрость -- это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, -- это гармония идей с жизнью (И. Гончаров). Мудростью называется такая добродетель, при которой человеческий разум приобретает способность верно определять, насколько в каждом отдельном случае известное действие находится в соответствии или противоречии с требованиями нравственного закона. В общее понятие мудрости входят: благоразумие, рас­судительность, осторожность и предус­мотрительность. (Основные понятия о нравственности... СП б., 1889). Высшая мудрость -- различать добро и зло. (Сократ). Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупые порокам, сну и ссорам.. (Мудрость древней Индии).
  
  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  
  -- Искренность мать правды и вывеска честного человека.
  -- Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое -- проницательному уму, вносящему улучшения.
  -- Глубокие мысли -- это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.
  -- Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть.
  -- Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения.
  -- Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат; рано или поздно им воздвигают статуи, и в них видят благодетелей человеческого рода.
  -- Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
  -- Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным.
  -- Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью.
  -- Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает.
  -- 0x08 graphic
0x08 graphic
Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии?
  -- Если природа представляет нам какую-нибудь загадку, какой-нибудь трудно распутываемый узел, то оставим его таким, каков он есть, и не будем стараться разрубить его рукой существа, которое становится для нас новым узлом, еще труднее распутываемым, чем первый.
  -- Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.
  -- Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один -- тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой -- сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов.

Дени ДИДРО (1713 -- 1784) -- французский философ-просветитель

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023